Елена КОРНУШЕНКО, старший юрист юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий»

В стране возобновляется государственное регулирование отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств. Соответствующее постановление правительства начинает действовать с 3 июля.
Напомним, что государство по-разному подходило к регулированию таких закупок. С 2003 по 2009 г. их порядок был аналогичен порядку закупок для госнужд. Но жесткое регулирование недостаточно учитывало специфику хозяйственной деятельности, что негативно отражалось на эффективности работы организаций. С 2009 г. правила проведения закупок за счет собственных средств устанавливались либо организациями самостоятельно, либо вышестоящими организациями. Это, безусловно, давало значительную свободу субъектам хозяйствования.


Теперь, приняв постановление от 15.03.2012 г. №229, Совет министров вернул прежние, довольно жесткие правила регулирования закупок и, надо признать, сделал это в некоторых случаях не вполне корректно. С одной стороны, документ содержит спорные формулировки, которые могут создавать сложности при его практическом применении с другой - ряд важных вопросов отдан «на откуп» локальному нормативному регулированию. Субъекты хозяйствования, на которых распространяется постановление №229 , должны разработать и утвердить локальный документ - «Порядок закупок за счет собственных средств», где следует определить правила закупок и отразить все вопросы, не урегулированные постановлением.

Порядок закупок и его утверждение


Отныне закупки за счет собственных средств осуществляются с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника. В Порядке закупок, разработанном организацией, конкретно определяются виды таких процедур, условия их применения и проведения, требования к договорам закупки, а также иные условия. Уточним, что именно в Порядке закупок следует дать определение терминов «закупка», «процедура закупки», «конкурентная процедура закупки».


Порядок утверждается руководителем организации либо советом директоров (наблюдательным советом), правлением (дирекцией). Здесь есть тонкий нюанс. По общему правилу, конкретные полномочия совета определяются в пределах его компетенции решениями общего собрания участников. Однако простого указания о наделении совета полномочиями для утверждения Порядка закупок может оказаться недостаточно, тогда дополнение, о том, что у совета есть соответствующая компетенция, потребуется внести в устав общества. Утверждение Порядка закупок директором, а не советом директоров (наблюдательным советом) позволит на практике избежать лишних сложностей.


Отметим, что постановлением №229 персональная ответственность за необеспечение выполнения требований законодательства о закупках за счет собственных средств возложена на руководителей.

Коммерческая тайна может стать общеизвестной


Концептуально постановление №229 нацелено на обеспечение максимальной открытости и прозрачности процедур закупки. В частности, организация должна не только утвердить локальный нормативный акт, в котором будут отражены все вопросы, связанные с закупками, но и разместить его в свободном доступе на сайте Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен.


Практическая сложность выполнения этого требования состоит в том, что потребуется отразить и сведения, составляющие служебную информацию либо даже коммерческую тайну. Постановление №229 четко не оговаривает, вправе ли организация не публиковать те части текста Порядка закупок, которые составляют информацию, охраняемую другими локальными документами.

Правила и ограничения при проведении конкурентных процедур


Приглашение к участию в конкурентных процедурах закупок должно размещаться в информационной системе «Тендеры» и содержать информацию, предусмотренную подп. 2.2 п. 2 постановления №229.


Установлено, что организация дополнительно рассылает приглашения к участию в конкурентной процедуре известным ей производителям, а также вправе направить такие приглашения любым иным известным ей потенциальным партнерам и (или) разместить в любых средствах массовой информации.


Определены сроки для подготовки и подачи предложений на участие в конкурсе и электронном аукционе, они должны составлять не менее 20 календарных дней. По другим видам конкурентных процедур закупок, повторным процедурам закупок, а также в случае, если стоимость закупки не превышает 3000 БВ - не менее 5 календарных дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в ИС «Тендеры».


Плата за документацию о закупке не взимается.


Также документом утвержден перечень товаров (работ, услуг), на которые действие законодательства о закупках за счет собственных средств не распространяется.

Вариант с посредником


Процедура закупок из одного источника проводится, в частности, если возникла срочная необходимость в закупке, либо требуется обеспечить совместимость ранее закупленного товара. В последнем случае не имеет значения, является поставщик товара его официальным производителем либо его официальным торговым представителем.
Важно отметить, что законодатель не установил абсолютного запрета на участие в процедуре закупки посредников, субъектов хозяйствования, не являющихся производителями товаров либо их официальными производителями.
Закупки из одного источника осуществляются у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), в том числе включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) в первую очередь. Если же такой вариант оказывается экономически нецелесообразным или невозможным, организация вправе самостоятельно выбрать поставщика (подрядчика, исполнителя).

Не попасть в реестр


По общему правилу участником процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям в документации о закупке. Доступ к процедуре закрыт только для субъектов хозяйствования, включенных в «Реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам». Напомним, что в данный Реестр (он размещается в ИС «Тендеры») на один год включаются:


1) участники процедур закупок, определенные в качестве их победителей и уклонившиеся от заключения договоров на закупки;


2) субъекты хозяйствования, не выполнившие (ненадлежащее выполнившие) обязательства по договорам закупки, и эти факты подтверждены судебным (арбитражным) решением;


3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, работник(и) которых совершил(и) установленное приговором суда преступление против интересов службы, в том числе дачу взятки члену(ам) комиссии и (или) ответственному лицу (лицам) организации, на которых в соответствии с должностными обязанностями возлагалось обеспечение закупок.
Третье основание для включения в Реестр поставщиков выглядит спорным, поскольку на практике не всегда возможно оперативно получить информацию о лицах, когда-либо совершавших служебное преступление. Кроме того, непонятно, в каком порядке будут исключаться из Реестра поставщиков данные о тех лицах, чья судимость снята (погашена).

В комиссии - только незаинтересованные


Еще один спорный момент постановления №229 - ограничения, предусмотренные в отношении комиссии для проведения процедуры закупки. Согласно постановлению ее членами не могут быть лица, лично заинтересованные в результатах закупок. При слишком жестком подходе формирование комиссии может стать нерешаемой задачей, поскольку проведение закупок всегда направлено на обеспечение эффективной и прибыльной работы субъекта хозяйствования, а, значит, на развитие всех сфер его деятельности, в том числе и социальной, в чем каждый работник лично заинтересован.
Хочется надеяться, что все вопросы применения постановления №229 будут оперативно и корректно регулироваться законодателем с учетом накопленной практики проведения закупок.