В очередной публикации читатели журнала размышляют о том, почему нет альтернативы созданию в стране холдингов, как использовать в интересах белорусских предприятий успешный визит в Минск В.Путина, сравнивают степень свободы высших менеджеров отечественных и западных компаний.

Ответ холдингом


Мне кажется и в СМИ, и у нас, в директорской среде, складывается не совсем адекватное восприятие политики создания холдингов. Как-то все больше говорится о том, что новые структуры помогут выкарабаться слабым предприятиям. Такой элемент в идее о холдингах, наверное, тоже имеется, и все же, думаю, не он главный. Главный обусловлен общемировыми тенденциями, глобализацией экономики. Время свободной конкуренции между отдельными мелкими производителями давно прошло. Все они - не более чем питательный планктон для промышленных гигантов типа «Эйрбас», «Дженерал электрик» и им подобных. Если они нас еще не съели, то лишь потому, что либо время не пришло, либо мы не кажемся им достаточно вкусными.


В последние годы наш вполне успешный завод не очень уверенно чувствует себя даже в России. Боимся резко увеличить продажи (возможность такая есть), чтобы, не дай Бог, не вызвать недовольства конкурентов. Потому что в любой торговой войне мы можем быть только жертвой.


Бороться с сильными должны сильные. Только мощные транснациональные структуры могут не лавировать в море рынка между волнами, а, рассекая их, уверенно плыть в избранном направлении.
Иван Дмитриевич, директор ОАО.

Бюрократы поневоле


Когда я слышу сетования моих коллег на то, что кто-то стесняет их управленческую свободу, так и хочется возразить: не знаете вы, уважаемые, под каким жестким контролем работают наемные менеджеры на Западе.
Четыре года назад, отдыхая на курорте, познакомился с господином Сенги, управляющим одной из швейцарских станкостроительных компаний. После этого я на его вилле не раз отдыхал, он ко мне поохотиться-порыбачить приезжал. Из его рассказов я очень хорошо понял: у нас свои проблемы, у них - свои, и еще очень большой вопрос, какие из них «проблемистее».


Господин Сенги был, например, немало удивлен, когда я по телефону отдал распоряжение о начале производства новой продукции. «У нас гораздо менее серьезные решения надо согласовывать с владельцами фабрики, готовить папки расчетов и обоснований», - заметил мой друг. Иногда бюрократия, по его словам, доходит до абсурда. Необходимость покрасить стену во многих документах объясняется тем, что старая краска от времени поблекла, а офис должен выглядеть эстетично, это будет способствовать повышению имиджа фабрики, что в свою очередь приведет к… и т.д.


Естественно, я поинтересовался, неужели владельцы предприятия не понимают, что чрезмерный контроль вреден? Конечно, понимают, пояснил господин Сенги. Но таковы западные традиции ведения бизнеса. Когда дела на фабрике идут успешно, растут продажи, прибыль, то никто отчетами особенно не интересуется. Но где гарантия, что так будет всегда? Чтобы не оказаться виноватыми, не подмочить репутацию, когда показатели пойдут вниз, руководители фабрики подстраховываются всевозможными документами.


Знакомая картина? Об этом я и говорю. И никакой разницы не вижу в том, навязывается мне бюрократия сверху или я поставлен в такие условия, что должен сам плодить многочисленные бумаги.
Василий Семенович, директор ОАО.

Пусть политика поможет экономике


Директор по статусу не может не быть политиком. Это я к тому, что руководителям предприятий есть смысл задуматься, как в своих прагматических интересах использовать очередное потепление белорусско-российских отношений.
А интерес этот один: нам надо в любом формате объединяться с профильными российскими компаниями. Начать можно со встраивания в технологические цепочки, но стратегическую цель видеть все же в более тесном, форматизированном объединении.


Почему с российскими? Можно польскими, немецкими, китайскими - любыми. Только вряд ли получится. Нечего нам им реально предложить. Россиянам мы в отношении технологий, а особенно финансов и товаропроводящей сети, тоже не слишком интересны. Но в этом случае на нас дополнительно работают политический и географический факторы, близость менталитета, культуры, истории и многие другие вещи.


Но если аргумент денег, прибыли срабатывает автоматически, на уровне хорошего бизнес-плана, то менее очевидные нематериальные выгоды партнерам надо, во-первых, уметь объяснить, во-вторых, делать это настойчиво. Используя, как я уже говорил, исключительно благоприятный текущий политический момент.


Около 8 лет наш завод ведет переговоры с одним из российских предприятий. До сих пор они соглашались лишь дешево нас купить, нам схема сотрудничества видится по-другому. После визита Путина переговорил по телефону с директором российского завода и губернатором той области, где он находится. Договорились о встрече, причем на нашей территории.
Дмитрий Николаевич, директор ОАО.