Андрей МОРОКОВ, специалист отдела обеспечения производства РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»

Результат деятельности руководящего органа компании - ее финансовые показатели. При этом принимаемые решения, как тактические, так и стратегические, формируются на основе личных знаний и опыта, что значительно ограничивает их оптимальность.


Каким бы полноценным «багажом» не обладал руководитель (или совет), он всегда ограничен субъективным видением ситуации, а в современных условиях жесточайшей конкуренции, когда полноценные знания получают многие, конкурентоспособность принимаемых решений может оказаться под вопросом.


В настоящее время консультационная поддержка в любых областях представлена широкими возможностями. Однако используются они далеко не полностью.


Одним из способов получения разносторонних решений поставленной задачи является краудсорсинг . Данный вид сотрудничества широко используется в области маркетингового продвижения товаров.


Его суть заключается в следующем. Компании и их маркетинговые подразделения давно поняли, что целесообразнее просто спросить у мирового сообщества потребителей, какой товар они хотят купить, вместо того, чтобы произвести изделие, которое, по их мнению, будет пользоваться спросом, и предложить его рынку. В последнем случае надежды компании, которая сама себя ввела в заблуждение, могут и не оправдаться.


В настоящее время уже разработаны стандартизированные механизмы получения краудсорсинговой консультационной поддержки. Существуют специализированные организации, которые предоставляют данные услуги. Эти организации помогают заказчику составить полноценное задание, содержащее необходимое количество исходных данных, задачу, которую необходимо решить, а также требования, предъявляемые к предлагаемым участниками решениям. Данное задание размещается на специализированной платформе в интернете на определенный срок. При этом для привлечения наибольшего количества участников объявляется вознаграждение различного рода, которым будут отмечены те, кто предложил, по мнению заказчика, наиболее оптимальные решения поставленной задачи. И в течение указанного срока абсолютно любой может стать участником проекта и дать свое решение поставленной задачи. При этом мотивацией участия может послужить не предлагаемое вознаграждение, а непосредственно сотрудничество с общепризнанными компаниями.


 На современном этапе развития большинство краудсорсинговых проектов реализуется в области маркетинга, что обусловлено необходимостью разработки наиболее оптимальных товаров, предназначенных для широкого потребления.
В области менеджмента данные проекты практически не реализуются, хотя возможный эффект может быть столь же значительным.


Представляется возможным разработка следующего механизма реализации краудсорсинговой консультационной поддержки в области управления компанией.


В случае необходимости принятия тактических или стратегических решений компания разрабатывает исходные данные, которые будут предоставлены участникам. Это, как правило, статистическая информация о деятельности компании, ее фактические показатели за определенный период, анализ конкурентных преимуществ, информация о конкурентах и др.
Формулируется также задача, которую необходимо решить. Она может включать пути увеличения прибыли и выхода на новые рынки сбыта, возможности по обновлению модельного ряда выпускаемой продукции, способы получения конкурентных преимуществ, анализ возможных слияний и поглощений и др.


Далее следует размещение задания на специализированном ресурсе во Всемирной сети. При этом главной особенностью может стать точечное приглашение к участию в проекте специалистов узкого профиля в данной области. Имеется в виду приглашение к участию профессорско-преподавательского состава и слушателей специализированных учебных заведений в этой области.


Например, обучение в бизнес-школах проходит с моделированием игровых ситуаций, в которых рассматриваются варианты принятия управленческих решений в различных ситуациях. В таких случаях целесообразно будет предложить участие в проекте по решению конкретной поставленной задачи, что даст как больший опыт и участникам, так и более полноценные и разносторонние предложенные решения компании-заказчику.


В дальнейшем руководство компании оценивает предлагаемые решения на возможность внедрения, а также оценивает потенциальный результат. В случае целесообразности некоторые предложенные решения осуществляются на практике.
Вместе с достижением главной цели данный механизм способен решить проблему поиска талантов, которым можно найти достойное применение, что, несомненно, повысит потенциал компании. При этом географических ограничений участия не существует, что позволит получать сгенерированные идеи со всего мира.


Есть ли недостатки в предложенном механизме реализации краудсорсинговой консультационной поддержки? Конечно, есть, и они присущи краудсорсингу в целом.


В данном случае речь идет проблеме соотношения «цена-качество», характерной для рыночных механизмов.
Представьте, что необходимо разработать стратегию развития компании с привлечением стороннего лица. С одной стороны, свои услуги предлагает профессиональный специалист, который обучался в специализированном учебном заведении и может выполнить работу высококачественно, но за большое вознаграждение. А с другой, - дилетант, он согласен сделать это на основе своего видения бесплатно. Это две крайности, которые противопоставляются друг другу. Большинство предложений находится между ними.


Краудсорсинг на 100% является рыночным механизмом. Как следствие, заказчик будет получать предлагаемые решения от всех групп участников: как профессиональных специалистов, так и неспециалистов. И исходя из опыта реализации краудсорсинговых механизмов в других областях, можно констатировать, что от 70 до 90% предлагаемых решений будут бесполезны.


Поэтому необходимо иметь методики выделения полезных решений из общей массы на основе использования рейтинговых систем оценки участников, оценки их компетенции, применения конкурентных механизмов оценки эффективности идей и т.д.
Использование рейтинговых систем оценки участников, а также конкурентных механизмов оценки эффективности идей эффективно только при условии проведения такой оценки независимыми экспертами, а не самими участниками.
Применение оценки компетенции участников возможно только при разработке балльной системы оценки предлагаемых решений, так как и участник без специализированного образования способен потенциально представить гениальную идею.
Таким образом, оптимальной представляется возможность отбора полезных идей с привлечением независимых экспертов в данной области.


Данная деятельность может быть осуществлена как специалистами специализированных отделов компании-заказчика, так и сторонними специалистами на основе аутсорсинга.


Краудсорсинг - еще очень молодая технология и поэтому не выработала стандартов, проверенных временем, но после долгого пути проб и ошибок именно она станет самым эффективным способом ведения дел в самых различных областях.