Спортивные тренды в Беларуси, может быть, и отстают от тех, которые господствуют сегодня в европейских странах, но по сути ничем от них не отличаются. Спорт все больше становится бизнесом, в который учатся «играть» клубы, команды, а также все большее число предприятий. Какие же правила должны быть для них установлены, чтобы каждый участник получил высокий результат и не было проигравших? Разговор об этом шел на международной научно-практической конференции «Современное спортивное право в Республике Беларусь и за рубежом».


Мероприятие было организовано общественным объединением «Белорусский республиканский союз юристов» при поддержке республиканского государственно-общественного объединения «Президентский спортивный клуб» и ООО «ЮрСпектр» (производство и обслуживание систем «КонсультантПлюс»). С приветственным словом к участникам обратились председатель Высшего хозяйственного суда, председатель ОО «Белорусский республиканский союз юристов», председатель Белорусской федерации баскетбола Виктор КАМЕНКОВ; заместитель главы Администрации Президента РБ Валерий МИЦКЕВИЧ; помощник Президента по вопросам физической культуры, спорта и развития туризма Игорь ЗАИЧКОВ.
Расскажем об основных положениях законодательства, регулирующего спонсорство в сфере спорта, а также о возможностях сотрудничества команд, клубов и предприятий.

Благотворительность по разрешению


Руководители многих предприятий сегодня рассматривают финансирование спорта и как свою важнейшую социальную миссию, и как бизнес-проект, рассчитанный в первую очередь на долгосрочную перспективу. Естественно, участниками конференции тема спортивного спонсорства обсуждалась весьма заинтересованно.


- Как известно, Беларусь относится к числу стран, избравших модель активного вмешательства государства в развитие спорта. Соответственно, отношения в области спорта характеризуются высоким уровнем их правового регулирования, отметила юрист Инесса ЛЕМАК.


Эксперт напомнила, что в настоящее время вопросы поддержки организации физической культуры и спорта регулируются Указом Президента от 3 ноября 2011 г. №497 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта». Документ содержит перечень организаций, при поддержке которых спонсоры будут иметь налоговые льготы и иные преференции.


Указом предусмотрен упрощенный механизм оказания спонсорской помощи. В частности, не ограничивается ее размер; в договорах не требуется указывать виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены за средства спонсоров; средства могут перечисляться поэтапно.

Вместе с тем, отмечает И.Лемак, учитывая общее положение Указа от 1 июля 2005 г. №300, необходимо помнить, что примерная форм договора об оказании спонсорской помощи устанавливается постановлением Совета Министров от 13 июля 2005г. №779. Одно из существенных условий договора - указание целей предоставления помощи.

 
Касаясь правоприменительной практики, участники конференции обратили внимание на следующий момент. В некоторых случаях договоры о спонсорской помощи содержат пункты о встречных обязательствах ее получателей (размещение рекламы, что является незаконным, т.к. нарушает основной принцип спонсорства - безвозмездность. Поэтому получатель спонсорской помощи не может нести обязательств по оказанию услуг (выполнению работ), т.к. предметом правового регулирования является безвозмездная передача, не предполагающая закрепления со стороны получателя встречных обязательств.

Меняем деньги на имидж

О том, как в реальности строятся отношения между предприятиями и спортивными клубами, зачем деловые люди участвуют в финансово неэффективных проектах и почему ряд норм законодательства требует серьезной корректировки, рассказывает директор баскетбольного клуба «Горизонт» Дмитрий ЛЬВОВИЧ.


- Дмитрий Борисович, в настоящее время профессиональный баскетбол развивается в основном за счет спонсоров. Есть ли надежда, что клубы и команды в перспективе смогут самостоятельно зарабатывать «на жизнь», а может быть, и приносить прибыль?


- Недавно принята президентская программа, рассчитанная на пятилетний период, которая для большинства клубов предполагает выход на финансирование по формуле 50 на 50. То есть к 2015 г. половину бюджета будут формировать учредители и спонсоры, половину - мы сами. Сегодня наша доля близка к 10%.


Никто не строит прожектов, не рассчитывает, что через пару лет женский баскетбол догонит по популярности футбол или хоккей, и на продаже билетов, телевизионных трансляциях можно будет зарабатывать миллионы долларов. Таких чудес не бывает. Наш путь - освоение профильной хозяйственной деятельности.


Сейчас в Минске начинается строительство центра баскетбола. Это проект Белорусской федерации баскетбола, которая заключила инвестиционный договор с одним из крупных столичных предприятий. Кроме игровых и тренировочных залов, в центре запланированы офисные помещения, оздоровительные кабинеты, здесь будут работать высококлассные спортивные врачи, массажисты, другие специалисты. Наш клуб станет оператором комплекса и, помимо прочего, будет продавать его услуги, имея от такой деятельности, как мы надеемся, серьезный доход. Не вижу препятствий и для того, чтобы наши учредители пользовались услугами центра на льготных условиях.


- Белорусское спортивное право только формируется. Вероятно, нуждаются в корректировке и нормы, регулирующие отношения клубов, команд со спонсорами?


- В настоящее время многие аспекты этих отношений строятся в режиме ручного управления. Пока сотрудничество предприятий и спортивных организаций в республике носило достаточно эпизодический характер, такая система еще могла выполнять свои функции более-менее сносно. Сегодня у нас сотни команд и клубов, многие тысячи спонсоров, пришло время устанавливать унифицированные правила, позволяющие автоматически получать законные налоговые льготы. Ведь они нужны даже не столько спонсорам, сколько спортсменам. Допустим, компания готова выделить 1 тыс. долл. на поддержку любимой команды. При наличии льгот она получит всю сумму, а без льгот - 30-40% заберет государство. Возможно, через бюджет эти деньги опять же вернутся в спорт, но сколько для этого нужно сделать лишних транзакций, какой бюрократический механизм провернуть!


Вторая проблема связана с неравенством организаций различных форм собственности. Государственные клубы имеют возможность получать значительные скидки по аренде помещений, пользоваться средствами специального фонда Мингорисполкома. Клуб «Горизонт» как негосударственная структура за все платит сполна. Где тут логика - не понимаю. Когда девушки становятся чемпионами и победителями турниров, разве для имиджа страны или предприятий имеет значение, частный или государственный наш клуб? Да и само деление «государственный - негосударственный» в данном случае крайне условно. Достаточно напомнить, что наши учредители - это ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Горизонт», Федерация профсоюзов Беларуси, ОО «Белорусская федерация баскетбола».


- Много ли в числе ваших партнеров частных компаний?


- Могу назвать ОДО «Виталюр», на спортивной базе которого мы сегодня проводим основные тренировки. Очень много помогают ООО «МирКли», страховая компания «Кентавр». Появляются и спонсоры, оказывающие разовую помощь. Все эти компании не имеют никаких налоговых льгот. Спонсорством их руководители занимаются, можно сказать, за идею, потому что любят спорт, понимают его значение для здоровья людей, для имиджа страны. Финансовая результативность спортивных проектов для них никогда не будет стоять на первом месте. Хотя это нормально, когда государство поощряет и материально стимулирует социально ответственное поведение бизнеса.