Лидия ЩАВЕЛЬ, директор ОАО

 

 

 Лидия ШАВЕЛЬ, директор ОАО "Элема"

 

 

На фоне многих предприятий легкой промышленности, которые получили от государства льготы по налогам и кредитам и даже прямые субсидии, минское ОАО «Элема» выглядит чуть ли не золушкой, на которую не пролилась бюджетная «ласка». С момента своего акционерного существования – 1996 г. предприятие ни разу не протянуло руку за государственной поддержкой. И при этом остается, пожалуй, самым успешным в республике производителем одежды.
В чем секрет такой удивительной жизнеспособности? На этот и другие вопросы отвечает директор предприятия Лидия ШАВЕЛЬ.


- Лидия Ивановна, что больше всего беспокоит вас сегодня?


- К большому сожалению, легкая промышленность - одна из немногих отраслей, которая получила от Таможенного союза не улучшение условий хозяйственной деятельности, а, наоборот, усугубление проблем. Вообще, я придерживаюсь позиции, что предприятие может чувствовать себя хорошо только в том случае, если оно само зарабатывает и распоряжается своими деньгами, чувствуя их цену полной мерой. Поэтому мы за все время ни разу не попросили финансовой помощи у бюджета, прекрасно осознавая, что лишних средств у него нет. Но мы хотим такого же понимания и со стороны государства. Я не противник Таможенного союза и Единого экономического пространства, но после принятия документов об их создании мы получили резкое увеличение пошлин на ввозимое сырье - шерсть с 8 до 15%. И платить их, а также налог на добавленную стоимость мы должны сразу же после пересечения границы - до того, как изготовлены изделия и получены за них деньги. Но если мы еще ничего не заработали, то деньги берутся из оборотных средств, которые сразу же становятся дефицитными.
Боюсь, что ситуация еще больше ухудшится после того, как в России, а значит, и у нас начнут действовать правила Всемирной торговой организации. Недавно в концерне «Беллегпром» нас проинформировали о подготовке новых нормативных документов, согласно которым при сохранении нынешних ставок пошлин на сырье резко уменьшатся таможенные платежи на готовую продукцию. Ясно, что это обострит конкуренцию, которую нам и так составляют товары производителей из стран Азии, работающих на недорогом сырье и дешевой рабочей силе.


- Может, стоит перейти на отечественное сырье, не облагаемое пошлинами?

 

Автоматизированный раскрой


- На первый взгляд, эта идея выглядит привлекательной, и мы бы с удовольствием работали с белорусскими производителями, если бы они предложили надлежащее качество продукции. «Элема» - уже достаточно продвинутый бренд, огромными усилиями всего коллектива нам удалось занять нишу изделий выше среднего уровня, где складываются обеспечивающие приемлемую рентабельность цены. А в этом году начинаем выпускать новую линию продукции класса премиум - небольшими партиями, до 100 единиц на модель. В целом же ежегодно разрабатывается около 600 моделей, что позволяет предприятию довольно уверенно чувствовать себя на рынке. Но подавляющая часть этой одежды требует качественного сырья. К сожалению, наши коллеги-текстильщики предложить такого не могут, хотя мы нередко идем им навстречу, включая в коллекции изделия из тканей ОАО «Сукно» и «Камволь». Однако наши партнеры из торговли нечасто удостаивают вниманием эти модели.


- Удается ли окупать валютные затраты на импортное сырье?


- У нас довольно значительное положительное сальдо: в прошлом году оно составило 4,5 млн. долл. Окупать эти расходы удается за счет экспорта продукции, в том числе и по давальческим схемам, объем которого планируем увеличить на 20%. В целом каждое второе изделие «Элемы» поставляется за рубеж.


- Как вы намерены увеличивать продажи за рубежом и на внутреннем рынке?

В раскройном цехе

- В России мы пошли по пути открытия представительств - своего рода центров готовой продукции, они уже действуют в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. К сожалению, наш опыт создания собственных предприятий на территории России оказался неудачным: мы были вынуждены закрыть 4 юридических лица из-за проблем, возникших с налогами. Оказалось, что заключенное между Беларусью и Россией Соглашение об избежании двойного налогообложения носит рамочный характер и до сих пор не конкретизировано надлежащими нормативными актами.
Стараемся также выходить на рынки других стран. В этом году создали на предприятии группу маркетологов, цель которой - поиск новых рынков сбыта. В частности, рассчитываем увеличить активность в Казахстане, условия работы с которым упростились. А вот с Украиной есть серьезные препятствия, которые, надеюсь, устранят внешнеэкономические ведомства наших стран. Они находятся в сфере взимания НДС: во-первых, при ввозе продукции, которая является сезонной и может «залежаться» в торговле, надо сразу же уплачивать этот оборотный налог. А, во-вторых, в случае, если товар приходится вывозить назад в Беларусь, НДС не возвращается.
На внутреннем рынке развиваем фирменную торговлю, через которую реализуется 60% продукции. Всего у нас 16 собственных торговых предприятий. В 2011 г. открыли 4 новые точки, в этом году - еще 2, и теперь в каждом областном центре имеем собственный магазин, а в Минске - целых 4! Работают также фирменные секции в крупных универмагах, таких как «Торговый дом на Немиге», ЦУМ, ГУМ, «Кирмаш». В них направили своих продавцов-консультантов, которые досконально знают продукцию и могут ответить на все вопросы покупателей. А это многого стоит: продажи выросли на 20-30% . К тому же мы сразу получаем информацию о спросе, что помогает маркетинговой службе объективно оценивать ситуацию и, если надо, осуществлять корректировки.


- Остро ли стоит на предприятии кадровый вопрос?


- С закрытием профессионально-технического училища, которое готовило швей для легкой промышленности, мы оказались, по сути, без «тылов». В ближайшее время, по нашей информации, будут объединены два колледжа - легкой промышленности и бытового обслуживания. И это тоже вызывает у нас тревогу, поскольку при всем внешнем сходстве, это совершенно разные отрасли. И швея из «бытовки» никогда не покажет такой производительности труда, как ее коллега из нашей отрасли.

 

Карманный автомат в раскройном цехе


- Какой вы видите выход из этой ситуации?


- Пока закрываем все «дыры» подготовкой работниц прямо на предприятии и на нашем учебно-курсовом комбинате. Однако прямо скажу, популярность рабочих специальностей резко упала. Но такое происходит во всем мире, и даже в Китае, где, чтобы удержать работниц швейного производства, в этом году повысили заработную плату на 40%. Поэтому вполне возможно, что нам будет легче конкурировать с китайскими производителями, поскольку у них не будет такого преимущества, как низкие затраты на персонал.
Но мы решаем кадровую проблему, идя по пути внедрения новой техники, сокращающей потребности в ручном труде. В развитие производства ежегодно вкладываем около 1 млрд. руб. Полностью автоматизировали подготовительное производство.
Но в швейном производстве при постоянной смене ассортимента применение автоматов не всегда целесообразно. Хотя и здесь мы продвинулись: приобрели автомат для изготовления карманов.
Кроме того, стали размещать заказы на других, в том числе частных белорусских предприятиях, т.е. подключили их к работе на давальческом сырье. Мы отлично знаем все нюансы такой технологии, потому что много лет работали по толлинговым схемам с ведущими европейскими производителями и до сих пор продолжаем такое сотрудничество, поскольку оно дает возможность приобщиться к самым современным ноу-хау в технологиях и моделировании. Да еще и валюту за счет этого зарабатываем!

ОАО «Элема»
220033, г. Минск, ул. Тростенецкая, 5
Тел.: 223-73-09
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Редакция поздравляет коллектив ОАО «Элема» с Днем работников легкой промышленности и желает ему легкого разрешения самых трудных проблем!

 {jcomments on}