Степан ШКАПИЧ, директор ОАО

 

 Степан ШКАПИЧ, директор ОАО "Брестский электротехнический завод"

 

 

Сигнализация, централизация, блокировка - эти специфические термины почти ничего не говорят людям, далеким от железной дороги. А между тем на этих трех «китах» и держится безопасность всей транспортной системы. Сигналы диктуют машинистам, в каком режиме вести составы, централизованное управление стрелками позволяет проложить для поездов безопасные маршруты и, наконец, занятые участки путей во избежание столкновения блокируются для других участников движения.


До сих пор эти сложные задачи решались с помощью громоздкого оборудования, начиненного огромным количеством реле, которые обеспечивали двойную, а то и тройную защиту от неправильного срабатывания. Такая техника до сих пор работает на большинстве станций когда-то единой системы Министерства путей сообщения СССР. И, безусловно, она нуждается в обслуживании и ремонтах, для чего требуются соответствующие узлы и детали. Значительная часть этой элементной базы выпускается в ОАО «Брестский электротехнический завод».

Идет наладка программно-аппаратного комплекса для станции
- Выпуск такой продукции, однако, вовсе не говорит о нашей технической отсталости, - замечает директор предприятия Степан ШКАПИЧ. - Конечно, для нас неудобно, что завод как бы делится на две части: в одной организован выпуск изделий, предназначенных для нужд эксплуатации существующего оборудования, и одновременно создаем совершенно новое производство программно-аппаратных комплексов, которые решают задачи управления движением поездов на совершенно ином уровне - с использованием компьютерной и микропроцессорной техники. В целом же мы сегодня изготавливаем более 600 наименований изделий, используемых в железнодорожных системах электрической централизации, сигнализации, блокировки и связи, а также тех, которые обеспечивают ведение подвижного состава в автоматическом режиме.
Все это стало возможным благодаря связям, установленным с родственным чешским предприятием «АЖД Прага», которое является одним из производителей Европейской унифицированной системы управления движением поездов ЕТSZ. Ею сейчас активно интересуются руководители железных дорог стран СНГ. Производителей такого оборудования немного:
Bombardier (Швеция), Ansaldo (Италия) и General Electric (США). Вместе с чешскими партнерами брестское предприятие планирует до 2013 г. довести уровень локализации при изготовлении оборудования с сегодняшних 30 - до 50%, т.е. половина его в стоимостном выражении будет белорусского производства. Безусловно, это даст возможность успешно конкурировать с другими производителями на ценовом «поле», что как считает Степан Ильич, открывает путь в Россию. Казахстан, другие государства бывшего СССР. Между прочим, он в свое время занимал должности начальника Белорусской железной дороги, министра транспорта и коммуникаций, работал в структурах СНГ, а также в Посольстве Республики Беларусь в Российской Федерации, так что прекрасно знает особенности рынков стран, которые собирается осваивать. Так, уже полностью «завоеван» рынок прибалтийских государств, ведется работа с грузинскими железнодорожниками, которые видят перспективу переоснащения своего хозяйства белорусско-чешскими системами.
Но больше всего специалистов предприятия интересует российский рынок. И основания расширить на нем присутствие есть. Во-первых, россияне за последние два десятилетия потеряли половину заводов, которые работали на железную дорогу, - сегодня осталось только 4 предприятия. Во-вторых, ОАО «Брестский электротехнический завод» предлагает продукцию высокого качества, что подтверждено сертификатами соответствия, полученными в РФ на 130 изделий. Это, между прочим, помогло брестскому предприятию прочно встать на ноги: в то время, когда Белорусская железная дорога из года в год уменьшала объемы заказов, в Россию, наоборот, поставки увеличивались. Только за прошлый год экспорт вырос почти вдвое (187%) и его доля в общем объеме выпускаемой продукции превысила 50%. С освоением новой конкурентоспособной продукции возможности работы на российском рынке увеличиваются, но требуется «подтянуть» и производство


- В прошлом году наше предприятие акционировалось и стало более привлекательным для иностранных инвесторов, - говорит С.Шкапич. - И, в частности, наш чешский партнер не исключает возможности приобретения пакета акций, принадлежащего сегодня государству, а это 98,5%. В этом случае производство программно-аппаратных комплексов может полностью переместиться в Беларусь, что представляет интерес не только для нас, но и для предприятий радиоэлектронной промышленности, которых мы уже подключили к изготовлению некоторых плат. А объемы выпускаемой продукции могут быть просто огромными, ведь оборудование сигнализации, централизации, блокировки и связи повсеместно на территории бывшего СССР требует постепенной замены.

Светофор на светодиодах для России
Одной из первых «ласточек» в этом смысле на Белорусской железной дороге станет станция Ждановичи - одно из важных звеньев для новой скоростной городской «электрички». Уже изготовлен программно-аппаратный комплекс, который проходит сейчас отладку и испытания. Все оборудование, предназначенное для управления сложным хозяйством, вместилось в 4 небольших шкафа, которые в совокупности займут площадь не более 6 кв. м. Здесь применена сложнейшая система безопасности: прежде чем дать команду на перевод стрелок и изменение сигналов светофоров, система сравнивает решения четырех компьютеров, и их «вердикты» обязательно должны совпадать.


Кроме этого в ОАО «Брестский электротехнический завод» освоен выпуск комплексных локомотивных устройств безопасности КЛУБ-У, универсальных двухдиапазонных локомотивно-стационарных радиостанций РВС-1, бесконтактных кодовых путевых трансмиттеров БКПТ-УМ, светотехнического оборудования на основе светодиодов, заключенных в линзы Френеля, что обеспечивает высокую мощность светового потока.


Освоение полномасштабного производства этой и другой импортозамещающей продукции ставит на повестку дня необходимость технического перевооружения завода, которое планируется провести в рамках реконструкции. Ее программой предусмотрено создание участков для производства программно-аппаратных комплексов и аппаратуры технологической связи, сервисного центра по обслуживанию электронных средств. Намечена реконструкция малярного отделения, где будут внедрены технологии нанесения современных антикоррозионных покрытий, а также участка гальванопокрытия и вспомогательных производств.


- В последние три года у предприятия появилась прибыль, которую можно направлять на модернизацию производства, - говорит Степан Ильич. - В прошлом году, например, на эти цели было израсходовано около 1 млрд. руб. В целом же за последние три года нам удалось увеличить объем производства в 3 раза. И понятно, что это были не лучшие годы для экономического развития из-за мирового финансового кризиса и валютных проблем в Республике Беларусь. На такие темпы будем ориентироваться и в дальнейшем, делая ставку на новые конкурентоспособные изделия.


Успехи предприятия были отмечены премией правительства Республики Беларусь за достижения в области качества, дипломом лауреата конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь». В этом году Указом Президента Республики Беларусь от 27 апреля 2012 г. №211 ОАО «Брестский электротехнический завод» признано победителем соревнования 2011 г. и занесено на Республиканскую доску почета. Редакция поздравляет коллектив предприятия с победой и желает осуществить все намеченные планы.

ОАО «Брестский электротехнический заво
д»
224009, г. Брест, ул. Строительная, 56
Тел.: (+375 162) 46-43-09
Тел./факс: (+375 162) 46-43-08
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.etz.brest.by

{jcomments on}