Валерий ФИШМАН, заместитель начальника ГУ инновационной и инвестиционной деятельности Министерства промышленностиНастраивая белорусскую промышленность на экспортно-ориентированную волну, государство ратует за внедрение в производство современных технологий и увеличение доли выпуска инновационной продукции. О том, на базе каких научных разработок она создается, как осуществляется финансирование НИОКР и НИР в промышленности, кто устанавливает критерии отнесения продукции к инновационной, рассказывает заместитель начальника ГУ инновационной и инвестиционной деятельности Министерства промышленности Валерий ФИШМАН.


- Валерий Маркович, как промышленные предприятия Минпрома взаимодействуют с отраслевой наукой при реализации инновационных проектов?


- Сегодня отраслевая наука Минпрома сконцентрирована в 13 научно-технических центрах (НТЦ) при предприятиях, которые самостоятельно ведут научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Если же НТЦ не могут выполнить разработки самостоятельно, они через научно-технические программы (НТП) заказывают их в НАН Беларуси. Так, в 2012 г. на НТП предприятий Минпрома государство выделило 115 млрд. руб., - вдвое больше, чем в 2011 г.
Что касается эффективности внедрения инновационных проектов в производство, то в 2011 г. предприятия Минпрома выпустили инновационной продукции, ранее разработанной в рамках НТП, на 270 млрд. руб.


- Какое влияние на укрепление связей науки с производством окажет создание холдингов?


- Холдинги будут заниматься финансированием НИР и НИОКР. В частности, получать средства из инновационного фонда Минпрома можно будет через управляющие компании.
К сегодняшнему дню создано 4 холдинга: «БелОМО», «Горизонт», «Автокомпоненты» (на базе БАТЭ) и фактически стал холдингом «Амкодор». Все новые структуры имеют серьезный научно-исследовательский потенциал, только холдингу «Автокомпоненты» его надо создавать практически с нуля. Возможно, НИОКР этого холдинга возьмут на аутсорсинг один или несколько институтов НАН Беларуси. Не исключен и вариант создания на базе нескольких институтов НТЦ или лаборатории.
Удачная модель взаимодействия науки с производством создана на РУП «Гомсельмаш». Здесь ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике изначально было выделено из структуры РУП в самостоятельное юрлицо, и завод напрямую заключает с ним договора для сопровождения уже созданной техники. Средства на проведение ОКР выделяются бюджетом и инновационным фондом Минпрома. Такая схема работы хорошо себя зарекомендовала - достаточно сказать, что последнее поколение зерно- и кормоуборочной техники, которая была создана в ГСКБ на бюджетные средства, окупилась в сотни раз, резко возросли экспортные поставки.


- Каким направлениям деятельности отдается приоритет при распределении средств инновационных фондов в Минпроме?


- В 2011 г. распределение средств инновационных фондов в Минпроме шло по 3 направлениям: более 50 млрд. руб. было использовано на НИОКР и ГПИР, около 100 млрд. руб. - на инвестиции в оборудование и мероприятия по энергосбережению. Острая потребность в финансировании появляется также на стадии внедрения и освоения на производстве новых технологий. На начальном этапе предприятия должны обходиться своими деньгами и только потом добирать финансирование за счет госбюджета и инновационного фонда. Государство готово оказать предприятиям весомую, но избирательную поддержку. Так, в Указе Президента РБ от 6 июня 2011 г. №231 «О некоторых вопросах стимулирования развития высокоэффективных производств» заложены механизмы оказания господдержки исключительно высокоэффективным организациям, работающим в приоритетных отраслях промышленности.


- Сегодня в Беларуси допускается весьма широкое толкование понятия «инновационная продукция». Кто занимается методологией этого определения и каковы критерии отнесения продукции к инновационной?


- Пока единообразного определения «инновационной продукции» действительно нет, предприятия ориентируются на указания Белстата по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-нт (инновация) «Отчет об инновационной деятельности организации». Ситуацию должен прояснить готовящийся к рассмотрению во втором чтении на весенней сессии парламента проект «Закона об инновационной политике и инновационной деятельности». Согласно документу, формулировка термина «инновационный товар» звучит так: «Для государственной поддержки формируется перечень инновационных товаров, в который включаются товары при условии, что они созданы с использованием способных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности; обладают высокими технико-экономическими показателями по сравнению с другими товарами, представленными на определенном сегменте рынка и являющимися конкурентоспособными».