Виктор ЛАПТЕВ, начальник управления контроля строительства, ЖКХ и связи Комитета государственного контроля Республики БеларусьВиктор ЛАПТЕВ, начальник управления контроля строительства, ЖКХ и связи Комитета государственного контроля Республики Беларусь

По результатам работы организаций строительной отрасли за 2011 г. можно сделать вывод о том, что в данной сфере экономики возник ряд проблем и отрицательных тенденций, следствием которых стало падение объема строительных работ. И если в 2010 г. отмечался неплохой рост - 112,9 % к уровню 2009 г., то в 2011 г. по сравнению с 2010 г. он снизился до 101,5%. Самая сложная ситуация наблюдается в жилищном строительстве.

Объемы падают, проблемы растут

Резкое снижение объемов жилищного строительства вызвано, во-первых, сокращением размеров государственного льготного кредитования, а во-вторых, инфляционными процессами, вследствие которых растут и цены на стройматериалы.
Не менее острой является и проблема обеспечения строительной отрасли кадрами. По данным Белстата среднесписочная численность работников в строительной отрасли в декабре 2011 г. составила 230,6 тыс. человек, сократившись по сравнению с декабрем 2010 г. на 32 тыс. человек (12,2%). При этом по информации, полученной от самих строительных организаций, большинство уволившихся - высококвалифицированные работники основных строительных специальностей: каменщики, бетонщики, штукатуры, маляры, сантехники, а на смену им приходят разнорабочие, что сказывается на качестве и сроках выполнения строительных работ.

Качество без скидки на кризис

Органы госконтроля уделяют пристальное внимание контролю качества строительства, вместе с тем за полнотой и качеством выполнения работ прежде всего должен следить заказчик, в обязанности которого входит технический надзор за строящимся объектом. Однако довольно часто в процессе сдачи домов в эксплуатацию заказчики сами способствуют нарушению норм ТНПА.
В ходе проверок были обнаружены многочисленные факты, когда участники строительства жилья допускали грубые нарушения законодательства, принимая недостроенные или не готовые к эксплуатации объекты. По этой причине за 2010 г. в республике из госстатотчетности были исключены данные о вводе в действие 183,2 тыс. кв. м жилья. В результате принятых мер по итогам 2011 г. подобных нарушений стало значительно меньше.
Хотелось бы напомнить, что за несоблюдение установленного порядка или правил приемки в эксплуатацию объектов строительства все члены приемочной комиссии привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

Бюджет теряет миллиарды

Повышенное внимание контролирующих органов к деятельности организаций строительной отрасли обусловлено и тем, что на строительство объектов выделяются значительные бюджетные средства. К примеру, в 2012 г. на реализацию мероприятий Государственной инвестиционной программы запланировано направить свыше 3,5 трлн. руб. Все эти средства должны быть израсходованы по целевому назначению и с наибольшей отдачей.
К неэффективному использованию бюджетных средств можно отнести случаи, когда государственные средства заранее расходовались на покупку оборудования для оснащения объекта, при том, что строительство самого объекта либо находилось на начальной стадии, либо затягивалось. В результате оборудование разукомплектовывалось (разворовывалось) или долго не использовалось, а так как условия хранения тоже не всегда соблюдались - приходило в негодность. Имели место также факты, когда разработанная за счет государственных средств проектная документация оставалась невостребованной в связи с просчетами, допущенными при планировании инвестиционного процесса.
Как хищение бюджетных средств квалифицируются ситуации, когда подрядчик в сговоре с заказчиком включает в акты сдачи-приемки строительных работ фактически невыполненные объемы. В некоторых случаях фиктивные акты составляются только ради того, чтобы «выбрать» в конце года запланированные к освоению бюджетные средства. При этом заказчик и подрядчик договариваются о том, что весь объем оплаченных работ будет закрыт подрядчиком впоследствии. Надо отметить, что в данной ситуации речь идет отнюдь не о безобидном нарушении, а о причинении государственному имуществу вреда, выразившегося в необоснованном получении и незаконном пользовании государственными денежными средствами.

Криминальные схемы

Результаты мониторинга и многочисленных проверок, проведенных Комитетом государственного контроля, свидетельствуют о том, что в строительной отрасли довольно часто применяются криминальные схемы с привлечением лжеструктур. При этом организации оформляют на такие структуры документы о якобы выполненных СМР, поставках материалов, оборудования и т.д. для того, чтобы в дальнейшем при отражении в бухгалтерском учете данных из фальсифицированных документов уменьшить налогооблагаемую базу.
Наиболее распространенная схема ухода субъектов хозяйствования от налогообложения - оформление подрядчиком фиктивных договоров субподряда и актов приемки выполненных работ с лжеструктурами. При этом они фактически выполняются силами самого подрядчика или с привлечением нелегальной рабочей силы. В большинстве случаев при заключении самими субподрядчиками договоров субподряда подобные структуры появляются лишь в третьем или четвертом звене цепочки сделок.
При приобретении товарно-материальных ценностей типичной стала схема оформления поставок от лжеструктур товаров, фактически приобретенных за наличный расчет либо ввезенных на территорию республики нелегально. Кроме того, эта схема может применяться для искусственного завышения стоимости товара.
Здесь надо отметить, что несмотря на то что должностные лица организаций, уличенных во взаимоотношениях с лжеструктурами, часто ссылаются на свою неосведомленность о фиктивном характере их деятельности, у контролирующих органов факт их вины, как правило, не вызывает сомнений. Ведь «фирмы - нелегалы» не размещают рекламу, не ведут поиск заказчиков и покупателей, не располагаются по заявленным в уставных документах адресам, а главное - фактически не выполняют работы и не реализуют товары. То есть столкнуться с ними случайно в процессе осуществления хозяйственной деятельности практически невозможно. Понятно, что после того, как факт противозаконного взаимодействия организации с лжеструктурами будет выявлен и доказан, нарушителям доначисляют налоги, взыскивают с них штрафы, а при наличии состава преступления возбуждают уголовные дела.

Путь к контрактной цене

Что касается формирования цен в строительстве, то существовавшая до сих пор система ценообразования не позволяла определить итоговую стоимость объекта на этапе планирования объемов и источников инвестиций. В результате заказчики начинали строительство, досконально не просчитав собственные финансовые возможности, что вело к росту числа объектов незавершенного строительства.
Эти проблемы должен решить Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 г. №361. Согласно ему в практику внедряются неизменные договорные (контрактные) цены на весь период строительства. Поскольку действие Указа распространяется на объекты, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых было получено после 1 января 2012 г., практика реализации его положений еще только нарабатывается.
Понятно, однако, что цены могут оставаться неизменными только в условиях стабилизации экономики, требуется также соблюдение графика выполнения строительных работ и их финансирования.