В октябрьском номере журнала «Директор» была опубликована статья генерального директора ИООО «Лангхайнрих Конфекцион Бел» Валентины ШУГАЙ, в которой затрагивались актуальные вопросы статистического учета и таможенного оформления сырья и продукции предприятий, использующих толлинговые схемы. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей ответы, полученные редакцией из Государственного таможенного и Национального статистического комитетов Республики Беларусь.

В Таможенном союзе должны быть общие требования

В письме Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее - Комитет), подписанном заместителем председателя С.В.БОРИСЮКОМ, в частности, говорится, что согласно положениям гл. 36 «Таможенная процедура переработки на таможенной территории» Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) характерной особенностью помещения товаров под таможенные процедуры переработки является предоставление (получение) декларантом документа об условиях переработки товаров.
Необходимость и целесообразность получения такого документа вызвана преимуществами, которые предоставляются декларанту данной таможенной процедуры.
При этом форма и порядок выдачи документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, внесения в него изменений или дополнений, а также его отзыва (аннулирования) определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно нормам соответствующих актов для получения документа об условиях переработки на таможенной территории заинтересованному субъекту хозяйствования необходимо сначала получить заключение об условиях переработки товаров на таможенной территории соответствующего уполномоченного органа с указанием, в том числе, норм выхода продукта переработки.
Необходимость получения такого заключения связана с тем, что в результате операций переработки существенно изменяются индивидуальные характеристики товаров, либо из них изготавливаются новые товары, а также тот факт, что таможенные органы объективно не могут располагать специалистами, способными оценивать особенности технологических процессов.
Дополнительно сообщаем, что с 29.12.2011 г. вступает в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2011 г. №1373 «О некоторых вопросах помещения товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории и признании утратившими силу некоторых постановлений и структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
Этим документом, в частности, предусматривается использование заявительного принципа «одно окно». Субъектам хозяйствования, заинтересованным в переработке товаров, не потребуется (как в настоящее время) отдельно обращаться за заключением уполномоченного органа об условиях переработки товаров. Лицо, заинтересованное в переработке товаров, будет предоставлять весь комплект документов непосредственно в таможню (одну из таможен), в зоне оперативной деятельности которой (которых) планируется осуществление операций по переработке товаров.
Отметим также, что в настоящее время не представляется возможным отменить «нормирование продукции из давальческих материалов», как предлагается ИООО ««Лангхайнрих Конфекцион Бел», поскольку Республика Беларусь не вправе в одностороннем порядке изменять нормы, установленные ТК ТС, которые являются обязательными для выполнения во всех государствах - членах Таможенного союза.
Вместе с тем отметим, что позиция Комитета по данному вопросу (необходимости подтверждения соответствующим уполномоченным органом заявляемых лицом, заинтересованным в переработке, сведений о нормах выхода продуктов переработки и обязательности их указания в документе об условиях переработки товаров) полностью совпадает с нормами ТК ТС, действующими в настоящее время.

Давальческое сырье учитывается по международной методике

Заместитель председателя Национального статистического комитета Республики Беларусь И.С.КАНГРО сообщила, что формирование данных статистики внешней торговли товарами осуществляется в соответствии с рекомендациями, содержащимися в публикации Статистического отдела ООН «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения» (2010 г.), а также в Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза.
Данные документы четко регламентируют порядок учета товаров, направляемых на переработку, и товаров, полученных в результате переработки. Так, в частности, согласно Единой методологии «товары, ввезенные (вывезенные) на переработку, а также продукты переработки учитываются по их полной стоимости, а не по стоимости, добавленной в процессе переработки». Аналогичная рекомендация содержится публикации Статистического отдела ООН.
Применение такого порядка в статистике внешней торговли продиктовано необходимостью полного и достоверного учета всех товаров, которые при ввозе увеличивают, а при вывозе уменьшают материальные ресурсы страны. При этом важно зафиксировать основные характеристики товаров, пересекающих в процессе внешнеторговых сделок границу страны. В частности, таких как код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, его стоимость, количество и некоторые другие. И только в том случае, когда продукты переработки, полученные из ввезенных (вывезенных) давальческих материалов, не вывозятся (не ввозятся) из страны, подлежит учету стоимость услуги по переработке таких товаров, что находит отражение в государственной статистической отчетности по форме 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг».
При формировании Национальным банком Республики Беларусь данных платежного баланса по ст. «Товары для дальнейшей обработки» используются аналогичные подходы. В эту статью включаются сведения об экспорте и импорте товаров, пересекающих границу с целью их обработки и последующего реимпорта или реэкспорта. Стоимость таких товаров до и после обработки оценивается также на валовой основе. Вместе с тем, не включается в объемы экспорта-импорта товаров стоимость товаров, которые поставляются на переработку нерезидентами и затем вывозятся в третьи страны. В этом случае учету в Платежном балансе подлежит стоимость услуги.
Имеющиеся различия в подходах по учету товаров, применяемых Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь, объясняются разными критериями включения операций с товарами в итоговые данные. В первом случае, как это отмечалось выше, ставится цель учесть все товары, которые при ввозе увеличивают, а при вывозе уменьшают материальные ресурсы страны, во втором - важно зафиксировать переход права собственности на товар от одного участника операции к другому.
Таким образом, применяемый в Республике Беларусь порядок формирования статистических показателей по внешней торговле товарами не только не искажает «реальной картины внешней торговли», но обеспечивает полноту и достоверность данных статистики внешней торговли и полностью соответствует международной практике в этой области.
Ответы публикуются с сокращениями. Полный текст документов размещен на сайте Director.by
Редакция благодарит Государственный таможенный комитет и Национальный статистический комитет Республики Беларусь за аргументированные, оперативные ответы на ее обращение.