Основная тенденция развития законодательства в 2011 г. была определена четко еще в начале года: должны получить свое развитие положения Директивы Президента от 31.12.2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Поскольку «развивать инициативу» лучше всего в условиях минимальных ограничений, важной целью документа стала либерализация условий хозяйствования, прежде всего, через внесение изменений в действующее законодательство в части исключения норм, содержащих излишние запреты. Как далеко удалось продвинуться по этому пути?

Ограниченно позитивные тренды

Хотя Правительство и Национальный банк оперативно приняли развернутый план Мероприятий по реализации положений Директивы №4, в 2011 г. далеко не все они были реализованы, к тому же не всегда изменения в законодательство принимались и применялись последовательно.
В течение года на законодательном уровне шел активный процесс снятия барьеров в самых различных сферах правового регулирования: при регистрации новых субъектов хозяйствования, в инвестиционной деятельности, в земельных и трудовых, налогах, бухгалтерском учете, ценообразовании, конкуренции, отношениях, административной ответственности.
В частности, начала реализовываться идея интернет-регистрации субъектов хозяйствования. Декретом №5 установлено, что организации могут предоставлять для регистрации документы не только путем личного обращения, но и посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). Фактически документ будет реализован в три этапа и окончательный срок внедрения ЕГР Декретом №5 не установлен.
Процесс либерализации коснулся и земельных отношений. Так, Указ от 23.09.2011 г. №431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков» предусматривает возможность приобретения юридическими лицами в частную собственность земельных участков, предоставленных им ранее на праве постоянного пользования или аренды. Эту норму нельзя признать революционной - частная собственность на землю юридических лиц возникает лишь в ряде случаев, прямо предусмотренных законодательством, однако нельзя не отметить позитивный характер этого тренда.
В такой чувствительной сфере, как ценообразование, не только граждане, но и субъекты хозяйствования ждут большей стабильности и предсказуемости. И некоторые шаги в этом направлении государством были сделаны. Указ №72 разрешил субъектам предпринимательской деятельности самостоятельно формировать цены (тарифы) с учетом конъюнктуры рынка, за исключением товаров (работ, услуг), на которые распространяется государственное регулирование. Указом №72 отменено право Совета Министров устанавливать предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) и необходимость регистрации цен (тарифов). Но и в этом случае либерализация оказалась ограничена жесткими рамками. В течение буквально нескольких месяцев в документ уже 5 раз вносились изменения, в том числе увеличивался перечень товаров (работ, услуг), на которые цены (тарифы) остались регулируемыми. Расширяется и перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Минэкономики. Согласно постановлению Совета Министров от 07.12.2011 г. №1655, в этот перечень вошло 27 товарных позиций (ранее было 14).

Что сдерживает инвесторов

Впрочем, на пути снятия барьеров случались и отступления. Так, известный своими либеральными новшествами Декрет Президента от 6.08.2009 г. №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» был дополнен нормой, согласно которой инвестор до государственной регистрации создания объектов инвестиционного проекта и возникновения прав на них не вправе осуществлять с данными объектами или с предоставленным земельным участком сделки, влекущие переход прав (предусматривающие возможность перехода прав) к иным лицам. Такого рода непонятное ограничение, идеей которого, вероятно, было стимулирование использования инвестором исключительно собственных средств, сделало крайне затруднительным привлечение субинвесторов, что широко используется в международной практике.
В 2011 г. принимались документы, направленные на упрощение системы бухгалтерского учета. В частности, был установлен перечень первичных учетных документов, включавший только 8 наименований. По другим организации и индивидуальные предприниматели получили право самостоятельно утверждать формы. Однако отметим, что обязательный перечень уже пополняется в нормативном порядке. Те же первичные документы, формы которых субъекты хозяйствования разрабатывают сами, на практике вызывают большое количество вопросов в связи с отсутствием единообразных подходов к их содержанию. Как известно, непризнание налоговой инспекцией первичного учетного документа в качестве надлежаще составленного может повлечь применение к субъекту хозяйствования мер ответственности.

Влияние глобализации на информационное пространство

В 2011 г. информационное пространство Беларуси выбросило белый флаг и сдалось на милость законодателя, который осуществил его немедленное объединение и глобальную реструктуризацию. Так, Указом Президента от 30.08.2011 г. №389 создано единое расчетное и информационное пространство для приема платежей за товары, работы, услуги, а также платежей в бюджет при помощи системы АИС «Расчет».
Серия нормативных актов, из которых основным является Указ №515 от 08.11.2011 г., была посвящена созданию и совершенствованию единого информационного пространства и регулированию информационно-коммуникационных технологий. Управление происходящими здесь процессами входит в компетенцию соответствующего Совета по развитию информационного общества и независимого регулятора в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Основная работа по внедрению в информационное пространство РБ вышеуказанных правовых актов придется на 2012 г., так что ее результаты нам еще только предстоит увидеть.

Налог на бумажные доходы

Налоговое законодательство в Республике Беларусь никогда не отличалось стабильностью, и 2011 г. не стал исключением из этого далеко не лучшего правила. В частности, изменились налоговые требования в отношении налога на прибыль, НДС, подоходного налога.
Но наиболее актуальными в уходящем году стали вопросы, связанные с изменением курса валют Национального банка и множественностью курсов. Как известно, весной произошло резкое падение курса белорусского рубля, и до установления в октябре 2011 г. единого курса основная часть субъектов предпринимательства испытывала серьезные затруднения при приобретении валютных средств. Падение прибыльности работы предприятий из-за негативного влияния макроэкономических показателей (так, уже сейчас инфляция за 2011 г. достигла 104%) серьезно ухудшает перспективы их стабильного развития. В условиях сложной экономической ситуации 2011 г. многие субъекты хозяйствования так и не смогли выйти на прошлогодние показатели рентабельности и фактически вынуждены платить в бюджет налог на прибыль, которую не получили.
Кроме того, намечено расширить применение упрощенной системы налогообложения (УСН). Принятый в августе 2011 г. Указ №349 посвящен созданию более привлекательных условий по применению УСН. Теперь на нее могут перейти субъекты хозяйствования, в которых численность работников (в среднем за 9 месяцев) не превысила 100 человек, а валовая выручка нарастающим итогом за первые 9 месяцев 2011 г. - 9 млрд. руб. Отметим, что, вероятно, по традиции в Указе содержатся и ограничения на право применения УСН.

Конфискация не хочет отступать

Вопросы применения мер ответственности к субъектам предпринимательской деятельности всегда живо обсуждались в предпринимательском сообществе, вносились многочисленные предложения по ее совершенствованию. В 2011 г. предпринимались шаги по либерализации административной ответственности. Так, с 12.01.2011 г. такая мера как предупреждение стала применяться не только к физическим, но и к юридическим лицам, в частности, за ряд правонарушений в сфере таможенного регулирования.
С особым нетерпением предприниматели ожидают принятия закона (предусмотрен Директивой №4), исключающего возможность конфискации имущества, не находящегося в собственности нарушителя. Известно, что подготовлен проект, согласно которому из санкций статей о незаконной предпринимательской деятельности, об ответственности за оборот товаров без документов, незаконный оборот нефтяного жидкого топлива и нарушение законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками исключается указание на возможность конфискации имущества, не находящегося в собственности нарушителя. В то же время в отношении административных таможенных нарушений сохраняется возможность конфискации имущества независимо от субъекта права собственности.
Очевидно, что более прогрессивным, соответствующим духу Директивы №4 и ожиданиям бизнес-сообщества, было бы применение единообразного подхода к защите прав собственника имущества от необоснованной конфискации.

Добро пожаловать в медиацию

Основным лейтмотивом судебной деятельности в хозяйственном судопроизводстве в 2011 г. стала медиация, элементы которой нашли отражение в примирительной процедуре в хозяйственных судах. Закон о медиации планируется принять в самое ближайшее время. Начал свою деятельность Центр медиации и внесудебных медиаторов.
Дальнейшее развитие и расширение получил в 2011 г. упрощенный порядок разрешения споров - приказное производство, т.е. вынесение хозяйственным судом по заявлению взыскателя определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон, что можно расценить как положительное нововведение.
Активное использование упрощенных судебных процедур, а также развитие медиации позволило существенно разгрузить хозяйственные суды. Вместе с тем хозяйственное правосудие стало более громоздким и менее оперативным, а значит, в некоторых случаях менее доступным для хозяйствующих субъектов.

ЕТС перестала быть ограничителем

К важнейшим новшествам трудового законодательства, безусловно, относится придание рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС) в коммерческих организациях. Сегодня они могут по своему выбору сохранять действующие условия оплаты труда, модернизировать систему оплаты на основе «сетки», а могут и полностью отказаться от следования ЕТС.
Те организации, которые сделали выбор в пользу условий оплаты труда, отличных от ЕТС, должны, согласно Указу №181, разработать и ввести новую систему оплаты труда, известив об этом работников не позднее, чем за один месяц. Фактически наниматели получили право определять даже персональные, индивидуальные условия оплаты труда для отдельного работника, закрепляя их в трудовом договоре (контракте).

Чего ждем, на что надеемся?

В 2012 г. ожидается дальнейшее совершенствование законодательства как по всем вышеперечисленным направлениям, так и в части более широкого применения возможностей информационных технологий для либерализации осуществления хозяйственной деятельности.
Одним из наиболее масштабных направлений станет совершенствование законодательства, регулирующего различные векторы создания и функционирования Единого экономического пространства. Более того, предстоящее вступление России в ВТО, очевидно, повлечет необходимость соответствующего изменения законодательства всех стран - участников Таможенного союза. По крайней мере, подписанный 14 ноября 2011 г. Россией, Беларусью и Казахстаном Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы недвусмысленно говорит о необходимости приведения правовых систем стран ТС в соответствие с заключаемыми Соглашениями ВТО.

 

Елена КОРНУШЕНКО, старший юрист фирмы «Бизнесконсалт»