Петр АСКЕРКО, директор филиала

 

 

 Петр АСКЕРКО, директор филиала "Боримак" УП "Борисовский комбинат хлебопродуктов"

 

 

 

В Беларуси сегодня не очень много примеров удачного решения проблемы импортозамещения. Тем больший интерес вызывает история предприятия «Боримак», сначала в значительной мере утратившего свои позиции на отечественном рынке, а сегодня их успешно восстанавливающего. С моделью развития макаронного производства полного цикла, отработанной в УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов», филиалом которого после неудачного акционирования стала фабрика, в ноябре ознакомился Президент и дал ей высокую оценку. Решено, что она будет использована при создании нескольких новых фабрик по выпуску макаронных изделий. Об опыте выхода на позиции лидера рынка рассказывает директор филиала «Боримак» Петр АСКЕРКО.

- Петр Витальевич, в разговоре о филиале «Боримак» не обойтись без экскурса в его историю. Как получилось, что одно из первых в стране акционерных предприятий не выдержало испытания самостоятельностью и вернулось в лоно государства?

- На вопрос «почему не выдержало» коротко можно ответить так: руководством общества было принято ряд неверных управленческих решений. В результате к 2006 г. износ оборудования  по производству макаронных изделий достиг 99%, белорусский рынок этих изделий активно захватывали производители сопредельных государств, и возможности радикально изменить ситуацию ни руководство предприятия, ни акционеры не видели. Предприятие, имеющее 80-летнюю историю, могло просто исчезнуть с рынка. Ассортиментные продукции филиала Ассортиментная продукция филиала

После того как фабрика стала филиалом УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов», за счет его кредитов и средств была капитально отремонтирована швейцарская линия по производству длинных и приобретены две новые высокопроизводительные линии по выпуску короткорезаных макаронных изделий. Сегодня по технической оснащенности, производительности труда, рентабельности продаж и другим важнейшим экономическим показателям фабрика не уступает лучшим российским, украинским и даже европейским производителям.

В то же время хочу подчеркнуть, что получение ресурсов для модернизации было не единственной целью вхождения фабрики в состав комбината. Стояла также задача повышения качества макаронных изделий, создания единого полного цикла: от производства муки и до выпуска макаронных изделий. Дело в том, что качество нашей продукции в первую очередь зависит от свойств муки, и когда фабрика работала с большим числом поставщиков, не всегда удавалось обеспечить стабильность технологических процессов и, соответственно, готовых изделий. После того как единственным поставщиком стал комбинат хлебопродуктов, о «плавающем» качестве мы забыли, оно всегда стабильно высокое. Наконец, объединение с комбинатом дало существенный экономический выигрыш: у нас отсутствует внутреннее налогообложение, на муку не платится НДС, к тому же комбинат поставляет нам ее по себестоимости.

- Получается, экономически комбинату совершенно невыгодно сотрудничать с вашей фабрикой?

- Мы же одно предприятие - филиал не является юридическим лицом, у него нет своего расчетного счета, хотя для эффективного управления у нас, разумеется, внедрен полный хозяйственный расчет. Естественно, вся прибыль от реализации макаронных изделий принадлежит УП «Борисовский  комбинат хлебопродуктов».

Сегодня есть все основания утверждать, что объединение ресурсов в один поток дало нам очень хорошие возможности для оперативного решения наиболее актуальных проблем. На первом этапе сотрудничества комбинат вложил в обновление основных фондов фабрики более 20 млрд. руб., под его гарантии были взяты главные объемы кредитных ресурсов. В настоящее время основные технические мероприятия по совершенствованию производственного цикла на фабрике реализованы, у нас пока нет такой большой потребности в инвестициях, как ранее. Более того, мы экономически заинтересованы в проведении мероприятий по модернизации теперь уже мукомольного производства. Установка на нем современной мельницы, использование коагуляционных электростанций, ввод в эксплуатацию в прошлом году современной котельной дало возможность за 4 года снизить долю муки в себестоимости нашей продукции с 70 до 62%.

 Продукция готовится к отправке потребителю

- Как известно, высокая инфляция усложняет работу импортеров. В какой мере «Боримаку» удалось воспользоваться благоприятной конъюнктурой нынешнего года?

- В последнее время мы проводим политику активной экспансии на рынок. Производственные мощности филиала рассчитаны на выпуск 22,6 тыс. т макаронных изделий в год, а за счет увеличения времени работы оборудования (в выходные и праздничные дни), к концу декабря объем производства составит порядка 29 тыс. т.

Изменилась структура рынка. Сегодня доля импортных макаронных изделий сократилась до 60% (еще три года назад она превышала 70%). При этом около 80% отечественных макаронных изделий сегодня выпускается филиалом «Боримак». Эта продукция известна потребителю под торговой маркой «Пастораль».

Свою задачу мы видим в том, чтобы удержать занятые позиции, миссия же дальнейшего расширения присутствия отечественной продукции на внутреннем рынке возложена на вновь создающиеся фабрики. По тем продуктам питания, в составе которых практически не используется импортное сырье, белорусские предприятия,  безусловно, должны занимать доминирующие позиции внутри республики. 

- В России и Украине зерно дешевле, чем в Беларуси. Какие конкурентные преимущества, если это не цена, могут быть у «Боримака»?

- В текущем году цены на макаронные изделия российского производства в белорусской рознице в 1,2- 1,7 раза выше, чем на наши. 

Как я уже говорил, в числе конкурентных преимуществ «Боримака» можно назвать стабильно высокое качество наших изделий, которое подтверждают, в том числе, международные награды и дипломы. В частности, по итогам дегустационного конкурса «Наша марка», прошедшего в Санкт-Петербурге в рамках ХХ международной продовольственной выставки «Петерфуд», наш филиал награжден дипломом и серебряной медалью за продукцию торговой марки «Пастораль».

На рынке макаронных изделий стран СНГ сегодня работает несколько десятков крупных производителей. Конкуренция с ними требует серьезных финансовых ресурсов, выверенных маркетинговых решений и, конечно, в ближайшее время наш экспорт вряд ли достигнет больших объемов, но бренд «Пастораль» будет присутствовать на рынках сопредельных государств и, безусловно, найдет там своего потребителя.

- Есть ли у «Боримака» планы, связанные с выпуском макаронных изделий из твердых сортов пшеницы?На предприятии используется высокопроизводительное современное оборудование

- На рынке каждый продукт занимает свою нишу, а лозунг, избранный нашей компанией, звучит так: «доступность и качество». О качестве я уже говорил. О доступности... Никто не отрицает достоинств макаронных изделий из твердых сортов пшеницы (так называемой группы А), только стоят они в 1,8-2 раза дороже изготовленных из мягких сортов (согласно профессиональной квалификации - группа В). На открытом для импортеров белорусском рынке их доля никогда не поднималась выше 10%, а в последнее время имеет тенденцию к снижению. Примерно такая же структура рынка макаронных изделий в РФ.

Оборудование, установленное на предприятии, позволяет нам выпускать макаронные изделия группы А, но пока мы не видим в этом экономической целесообразности. Как показывают маркетинговые исследования, гораздо перспективнее развивать традиционное направление. Мы постоянно расширяем ассортимент, и сейчас он состоит из 42 наименований изделий, включая цветные, с использованием натурального дополнительного сырья.

Верность традициям, четкое позиционирование, предсказуемость, сглаженные ценовые колебания - для продукта, рассчитанного на массового потребителя - это совершенно необходимые качества, обеспечивающие ему высокую рыночную устойчивость.


 

УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов»

ОАО «Минскоблхлебопродукт» филиал «Боримак»

222516 г. Борисов, yл. Заводская,4

+375 (177) 73 28 14 (приемная)

+375 (177) 78 06 26 (т/ф)

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://www.borimak.by/

Подробнее с фотографиями, сделанными на предприятии, можно познакомиться в фотогалерее

{jcomments on}