Андрей БУРАК, директор Учебного центра
 
 
 Андрей БУРАК, директор учебного центра "Академтранс"
 
 
 
 
 
Водителей, которых по праву можно назвать интеллигентами, готовит центр повышения квалификации «Академтранс» - одно из учебных заведений Министерства транспорта и коммуникаций. Ежегодно здесь проходят обучение более 2,5 тыс. водителей-международников и 2,6 тыс. - имеющих право на управление такси. Учебный процесс построен так, что наряду с практическими навыками учащиеся повышают свой образовательный уровень в области психологии, этики и культуры. Директор центра Андрей БУРАК ответил на вопросы редакции.

- Андрей Мечеславович, какие знания вообще нужны водителям?

- Давайте начнем с международников. Выезжая за границу, они выступают в нескольких ролях: директора, инженера, экономиста, поскольку все возникающие в рейсе вопросы должны решать самостоятельно. И от того, насколько водители подготовлены к этой работе учебным центром, зависит и эффективность всей транспортной компании. За границей требования конвенции, предъявляемые к перевозкам, очень жесткие, и если водитель по незнанию что-то делает не так, он может принести убытки своему предприятию, ведь штрафные санкции достигают 10 тыс. евро и более.

Чтобы качественно подготовить таких водителей, мы привлекаем преподавателей вузов, которые занимаются подготовкой специалистов транспортного комплекса, специалистов из Минтранса, Государственного таможенного комитета, практиков, имеющих большой опыт международных перевозок. Теорию подкрепляем практикой, организуя поездки на лучшие транспортные предприятия.

- Когда-то профессия водителя-международника была чрезвычайно престижной. А кто сегодня работает в этой сфере?

 - В советские времена таких специалистов готовили, можно сказать, «поштучно», были особые требования, например, обязательное членство в партии, наличие семьи, допуск спецслужб. Как правило, водители имели среднее специальное или высшее образование. Сегодня таких жестких правил нет. Однако согласно законодательству водитель допускается к выполнению международных перевозок только после окончания специализированных курсов, в основе которых лежит программа, утвержденная Минтрансом. Кроме того, раз в пять лет он обязан пройти курсы повышения квалификации. Именно такую подготовку осуществляет наш центр.

- А как быть со знанием иностранного языка, без которого за рубежом непросто?

- Раньше знание иностранного языка было обязательным. Но потом Минтранс исключил эту дисциплину из программы. Те водители, которые приходят к нам на повышение квалификации, с теплотой вспоминают время, когда им преподавали иностранный язык. В дальнейшем это очень пригодилось. Поэтому, скорее всего, к данной проблеме мы вернемся, будем привлекать преподавателей иностранного языка и разбирать какие-то стандартные ситуации, чтобы слушатели владели языком хотя бы на бытовом уровне.

- Раньше и в таксисты брали только водителей первого класса. А как теперь?

- Сегодня таких ограничений нет, однако существует требование: водитель обязан пройти специальные курсы. На них кроме технических дисциплин мы читаем дополнительные лекции по психологии и этике. К занятиям по безопасности дорожного движения привлекаем сотрудников ГАИ. Кроме того, предусмотрены лекции об оказании первой медицинской помощи в случае ДТП, которые читают доктора из больницы «скорой помощи».

- Говорят, на Западе все таксисты умеют принимать роды…

- Получается, что мы как раз к этому и подходим. Водители после окончания наших курсов не боятся оказать первую медицинскую помощь, в том числе и роженицам. Последнее время появилось еще одно новшество: так называемая программа «Профайлинг». Психологи читают лекции о том, как обнаружить в процессе обслуживания клиента потенциально опасных пассажиров, склонных к терроризму. Этому мы уже обучили около 350 водителей такси.

- Ваш центр готовит только водителей?

- До последнего времени серьезной проблемой была квалификация индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортную деятельность, но не имеющих достаточного образовательного уровня. Недавно постановлением Совета Министров им разрешено после прохождения курсов получать лицензию без наличия высшего или среднего специального образования. И мы начали готовить таких специалистов по 35-часовой программе, утвержденной Минтрансом. Индивидуальные предприниматели получают сертификат, дающий право на выполнение грузовых и пассажирских перевозок внутри республики.

У нас также повышают квалификацию различные специалисты, работающие в транспортной сфере. Недавно начали готовить работников, ответственных за выпуск автомобилей на линию, роль которых в повышении безопасности работы транспорта чрезвычайно высока. Теоретические знания здесь тоже подкрепляем практикой: на действующих крупных автотранспортных предприятиях показываем, какое оборудование должно применяться для контроля исправности подвижного состава.

Кроме того, на каждом более или менее крупном транспортном предприятии обязательно должен быть инженер по безопасности дорожного движения, и мы начали подготовку таких специалистов.

Еще одно направление - повышение квалификации специалистов, ответственных за организацию международных перевозок, а ее также нужно проходить каждые пять лет. В процессе обучения, которое длится две недели, доносим до слушателей самые новые требования во всех направлениях деятельности автомобильного транспорта, включая таможенное законодательство, международные конвенции и систему МДП, режим труда и отдыха. В прошлом году было подготовлено 730 таких специалистов, которые оказывают серьезное влияние на работу транспортных предприятий, выполняющих международные перевозки.

- Сейчас очень важным направлением считается логистика. Осваиваете ли вы его?

- Мы начали повышать квалификацию специалистов этой достаточно специфической сферы. Хочу заметить, что вузы только недавно стали готовить таких специалистов. Поэтому повышение квалификации на самом деле является переподготовкой практически с нуля людей, имеющих высшее техническое или экономическое образование. Для того, чтобы знания были более глубокими, практические занятия проводим на базе логистического центра ОАО «Белмагистральавтотранс», которое, кстати, является одним из учредителей нашего центра.

- Что представляет собой учебная база центра?

- У нас несколько аудиторий, одна из которых - для проведения «круглых столов» и принятия экзаменов - оборудована компьютерными местами и большим современным телевизором, который может служить и монитором. Остальные аудитории оснащены наглядными пособиями, медиапроекторами, а также специальными стендами по определенной тематике: например, есть отдельные классы для водителей-международников и для таксистов, где все оформление подчинено задачам обучения.

- А какие цели ставите на ближайшее будущее?

- Сегодня думаем не только над тем, как развивать учебный процесс, но и как увязывать его с каким-то производственным процессом. В следующем году планируем начать оборудовать легковые автомобили для использования их в качестве такси, для чего надо установить таксометр, табло, наклеить ленту с «шашечками». Это будет очень удобно нашим слушателям, которые хотят освоить работу таксистов на собственных машинах: одновременно с обучением они получат возможность подготовить к работе и автомобиль.

 

Учебный центр «Академтранс»

220065, г. Минск, ул. Аэродромная, 4, к.3, 4. 108

Тел./факс: (017) 220-53-11

e-mail: akademtrans@gmail.com