№12 (150) - Декабрь 2011

ТЕМА НОМЕРА

      РЫНОЧНАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


  • Что хорошо для "Белкарда"?
  • Миссия импортозамещения - выполнима.
  • Как привлечь и удержать клиентов.
  • Банки теряют деньги, но не доверие клиентов.
  • Hit list модных платьев для новогодних праздников.
  • За новогодним столом - с Драконом.
  • Слуга двух господ.

 

Электронная версия журнала (для изменения размера страницы кликните по ней левой клавишей мыши)

Технические требования к макетам в журнал

Размеры:

Оригинал-макет должен быть выполнен строго по размеру заявленного рекламного модуля 1:1

А4:  обрезной формат 210 * 297 мм,    дообрезной формат 213 * 303 мм

А5: обрезной формат 210 * 148 мм,  дообрезной формат 213 * 152 мм

А6: обрезной формат 105 * 148 мм , дообрезной формат 107 * 152 мм

Невидимые контуры, детали не должны выходить за размеры модуля.

Материалы принимаются:

• на дисках CD-ROM (CD-RW)

• по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  (размер файла не более 30 Мб).

Носитель должен содержать все файлы,  использованные в итоговом документе. Данные должны предоставляться на носителях, обеспечивающих бесперебойное считывание информации. Для повышения надежности рекомендуется дублировать информацию (на одном или нескольких носителях).

В печать принимаются файлы следующих форматов: PSD (со слоями, шрифты необходимо растрировать), TIFF, EPS, Ai, cdr.

Особенности подготовки макетов рекламных модулей обрезного формата (навылет)

Рекламные модули обрезного формата (навылет, т. е. выходящие за пределы стандартных полей макета журнала) необходимо готовить, добавляя к ним по 5 мм с каждой стороны. Формат с учетом этих 5 мм называется дообрезным.

Необходимо также обращать внимание на расположение элементов публикации с учетом линии реза: элементы дизайна (логотипы, текст, изображения не навылет и др. значимые детали) должны располагаться на расстоянии не менее 5 мм с каждой стороны внутрь от границ модуля – это пространство называется полосой набора.

В случае предоставления модулей навылет без соблюдения указанных правил редакция оставляет за собой право публикации их как обычных модулей, вписанных в стандартный макет журнала (т. е. с полями на полосе верстки).

Требования к векторным объектам:

• Цветовая модель CMYK. Плашечные цвета (Pantone и т.п.) должны быть представлены в виде CMYK-аналогов.

• Сумма красок (Total Inks C+M+Y+K) – 280%.

• Все шрифты должны быть переведены в кривые!

• Не рекомендуется использование шрифтов менее 10 pt составным цветом или выворотом на цветном фоне.

Все объекты, созданные в программах CorelDraw, QarkXPress, FreeHand и использующие прозрачность (lens, shadow) и градиентные заливки, должны быть конвертированы в растровую графику до экспорта в формат EPS.

Требования к растровым объектам:

• Цветовая модель CMYK. Плашечные цвета (Pantone и т.п.) должны быть представлены в виде CMYK-аналогов.

• Растровые объекты (отдельные и внедренные) должны иметь разрешение 300 dpi.

• Все изображения должны быть приведены в нужный масштаб, обрезаны, зеркально отражены или повернуты только в Photoshop'е.

• В готовых макетах не допускается использование альфа-каналов. • Сохраняйте файлы без LZW-компрессии.

 

 

Уважаемые читатели!

Все годы государственного строительства белорусская экономика была ориентирована на развитие экспорта. Но ее структура, сложившаяся к началу 90-х гг., не позволяла получать в результате внешнеэкономической деятельности положительное сальдо торгового баланса. В конце 2010 г. экспорт товаров и услуг отставал от объема аналогичного импорта на 7,4 млрд. долл. При этом из пятилетки в пятилетку наряду с разработкой мер по увеличению экспорта принимались программы импортозамещения. Не раз отмечалось, что динамика импорта товаров и услуг опережает темпы роста ВВП. Иными словами, чем больше продукции Беларусь стремилась произвести, тем активнее ее вклад в развитие других экономик опережал внутренний результат. Так, при росте ВВП в 2004 г. на 11% импорт увеличился в 1,5 раза. За 2005-2010 гг. ВВП возрос на 42%, тогда как импорт товаров и услуг - на 208%, а экспорт - на 64%.

В этих условиях понятна обеспокоенность руководства республики и стремление принять неформальные меры для изменения положения. С такой повесткой дня в середине декабря с участием Президента прошел семинар руководящих работников. Для Правительства задачей номер один определен выход на положительное сальдо торговли товарами и услугами в объеме 1,5 млрд.долл. Экспорт к 2015 г. должен увеличиться в 2,2 раза. Сформулирован комплекс задач по уменьшению импорта и развитию импортозамещения. Это снижение на треть энергоемкости ВВП, а также «оптимизация» материалоемкости продукции, повышение отдачи от науки, создание холдингов, интенсивное вовлечение в оборот местных ресурсов, развитие кооперации и вспомогательных производств, повышение эффективности использования производственных площадей, качественное изменение экспортно-импортных потоков, пересмотр проектных норм в строительстве и технических нормативов производства товаров. Особо можно выделить задачи по установлению кооперационных связей с действующими на территории ЕЭП транснациональными корпорациями, создание совместных холдингов с партнерами по Единому экономическому пространству и организацию совместных предприятий с ведущими европейскими компаниями.

Комплексное системное решение данных задач, конечно, даст определенные результаты. Но эта работа потребует не только административного и научного ресурса, но и материальных средств, в частности, зарубежных инвестиций для технологического обновления промышленных предприятий. С ними пока сложнее. Для того, чтобы Беларусь, например, в сельском хозяйстве или лесной и деревообрабатывающей промышленности увеличила глубину переработки, нужны оборудование и совместные технологии, которые никто не подарит.

С имеющимся же потенциалом, несмотря на троекратную девальвацию и последовательное административное воздействие на развитие экспорта и снижение импорта, выйти на положительный баланс по итогам 10 месяцев 2011 г. не удалось. Сальдо по товарам и услугам составило 2,075 млрд. долл.

Стоит заметить и то, что для обеспечения заданного роста экспорта товаров и услуг в 2,2 раза среднегодовые темпы в течение 5 лет должны быть 17%. А для положительного сальдо в 1,5 млрд.долл. импорт не может за пятилетку увеличиться больше, чем на 72% при среднегодовых темпах 11,5%. В предыдущей пятилетке этот показатель составил 16%. Важно учесть и то, что если отношение экспорта к ВВП увеличится на 5% (сегодня это 54,9%), то при заданном темпе роста экспорта товаров и услуг ВВП должен возрасти в 2 раза и составить к 2015 г. не менее 109 млрд.долл. С учетом того, что на 2012 г. темп прироста ВВП определен в 5%, в оставшиеся 4 года этот показатель ежегодно должен увеличиваться на 18%.

Решить столь серьезную задачу сложно. Особенно после вступления России в ВТО, при обострении конкуренции и износе активной части основных фондов почти на 70%. Нередко дает сбои и административный ресурс. Не раз на всех уровнях обсуждалась работа таможни и пограничников. Между тем, граница по-прежнему «на замке». Как развивать экспорт, если, например, очереди из фур на границе с Литвой (переход Каменный Лог) достигают нескольких километров? Так, 13 декабря со стороны Вильнюса в 18 ч очередь была больше 10 км, а со стороны Минска - 7 км. На легковом транспорте на переход в каждую сторону требовалось более 3 ч. Такое приходилось видеть только в начале 90-х гг.

А ведь именно за счет экспорта услуг Беларусь может решать поставленные задачи. Залог успеха - в повышении эффективности рабочих мест в промышленности с доведением годовой выработки до 40 и более тысяч долларов на одного работающего и развитии сферы услуг. При этом потребуются существенно меньшие инвестиции, чем для организации менее импортоемких рабочих мест. Нужна структурная перестройка экономики с переносом центра тяжести с производства товаров на производство услуг.

 

С уважением,

 

 

{jcomments on}

Юрий ГАЙДУКЮрий ГАЙДУК, доцент кафедры частного права Международного университета МИТСО, заместитель директора юридической фирмы «Шерстнев и партнеры», кандидат юридических наук

Ведение за рубежом бизнеса в рамках холдинга позволяет не только расширить сферу деятельности, получить выход на новые рынки, оценить свою продукцию по мировым стандартам, но и оптимизировать финансовые потоки компании. В целом холдинговая структура, прежде всего, является эффективным инструментом владения и управления крупными разнородными активами.

«Инвентаризация»

В Беларуси сейчас работают 47 производственных объединений, 4 концерна и порядка 40 структур, которые именуют себя холдингами, причем на вполне законном основании. Так, ст.ст. 105 и 106 ГК Республики Беларусь регулируют правовой статус дочерних и зависимых обществ, что соответствует «холдинговому» содержанию деятельности головных компаний, в состав которых входят такие общества. К подобным холдингам можно отнести ОАО «МАЗ», «БелОМО», «Минский моторный завод», «Амкодор» и др.
Весной нынешнего года было объявлено о создании еще одной холдинговой компании. Головным предприятием ее стало борисовское ОАО «БАТЭ», а всего в состав объединения влилось 14 предприятий, производящих автокомпоненты, в их числе гродненское ОАО «Белкард», борисовское ОАО «Автогидроусилитель», предприятие, производящее кабельную продукцию, и др.
До конца этого года планируется образовать холдинг на «площадке» концерна «Белнефтехим». Предпринимается попытка создать на базе МАЗа управляющую компанию совместного транснационального холдинга корпорации «Русские машины» (прежде всего, подчиненной ей группы ГАЗ) и Минского автомобильного завода.
Рассматривается возможность присоединения Смолевичской бройлерной птицефабрики к агрохолдингу «Серволюкс», который может стать крупнейшим производителем куриных окорочков в Беларуси, а с запуском фабрики под Смоленском - одним из ведущих игроков и в Едином экономическом пространстве. В этой связи у бренда «Братья Грилль», принадлежащего крупнейшей в стране Смолевичской бройлерной птицефабрике, может вскоре появиться старший брат - «Петруха».

Что будет после Указа?


В связи с организацией промышленных холдингов возникает закономерный вопрос: создаст ли это почву для эффективного управления предприятиями, а ведь именно на это рассчитывает руководство страны. С данной точки зрения интересно проанализировать нововведения, обозначенные в Указе Президента Республики Беларусь от 13.10.2011 №458 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам создания и деятельности холдингов».
Министерство экономики позиционирует Указ как принципиально важный и значимый для всех субъектов хозяйствования нормативный документ. Во всяком случае, такое мнение неоднократно высказывала заместитель начальника управления совершенствования организационных форм управления Минэкономики Лариса ЛЕВКОВИЧ.
Что же в итоге получилось? Указом №458 расширен перечень участников холдинга. Теперь наряду с хозяйственными обществами и унитарными предприятиями в его состав могут войти любые юридические лица - и коммерческие, и некоммерческие организации. Расширен также перечень оснований создания холдинга. Они могут быть сформированы как на основе договора доверительного управления акциями (долями в уставных фондах) дочерних компаний, так и иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией приобретаются права по управлению деятельности дочерних компаний холдинга.
Исходя из этого, делается вывод, что такой подход позволит привлечь к участию в холдингах проектные, научно-исследовательские организации, венчурные компании для реализации инновационных проектов.
Но смогут ли в действительности холдинги быть заманчивыми для, например, венчурных компаний? Чтобы разобраться в этом, приведу небольшой пример.
Согласно подп. 2 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 г. №10 (в редакции от 06.06.2011 г.) «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» инвесторы освобождены от отчислений в инновационные фонды на срок действия инвестиционного договора. Однако Указом Президента Республики Беларусь от 07.12.2009 г. №596 (в редакции от 07.06.2011 г.) «О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов» организации производят отчисления в инновационные фонды, являясь подрядчиками и субподрядчиками, участвующими в реализации инвестиционного проекта. Эти организации включают в стоимость своих работ (услуг) указанные отчисления, фиксируют их в соответствующих актах выполненных работ (услуг) и в соответствии с решением Мингорисполкома от 17 марта 2011 г. №172 «Об инновационном фонде Минского городского исполнительного комитета» производят отчисления в данный фонд.
Складывается противоречивая ситуация, при которой, с одной стороны, инвесторы освобождены от уплаты отчислений в инновационные фонды, с другой - непосредственно производят оплату названных отчислений. При таком подходе бремя оплаты отчислений в инновационный фонд ложится исключительно на инвесторов, т.е. на венчурные компании.
Вот еще один пример, все по тому же Декрету. В соответствии с подп. 2.1 п. 2 инвесторы до государственной регистрации в установленном порядке создания объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, и возникновения прав на них не вправе осуществлять с данными объектами и (или) с предоставленным земельным участком сделки, влекущие переход прав (предусматривающие возможность перехода прав) к иным лицам.
Таким образом, в период строительства и до государственной регистрации создания объектов запрещено осуществление сделок, в которых предусмотрены возможности перехода прав к иным лицам. Такие сделки могут быть осуществлены только после государственной регистрации созданного объекта.
Толкование вышеназванной нормы представителями Минэкономики сводится к тому, что ни один инвестор не имеет права заключать договоры на долевое строительство, поскольку они предусматривают возможность перехода прав на строящийся объект к третьим лицам. К слову, осуществление сделки и заключение договора - понятия разные.
Примеры подтверждают, что, возможно, Указ №458 и является неким прогрессивным документом, но дополнительная нормативная нагрузка, регулирующая деятельность инвесторов, которые могут оказаться в составе холдинга, сведут такую деятельность на нет.

Имущественные проблемы

Появилась, казалось бы, очень хорошая преференция, регулирующая безвозмездную передачу денежных средств, товаров (имущества), имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, работ, услуг (далее - имущество) иным участникам холдинга - резидентам Республики Беларусь (п.12 Указа №458). И соответственно имущество, полученное безвозмездно при исчислении налога на прибыль, не включается в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении.
К сожалению, преференция нивелируется соответствующими практически неприемлемыми для инвесторов требованиями. Например, такая льгота при исчислении налога на прибыль предоставляется только при одновременном соблюдении следующих условий:
•    управляющая компания холдинга (собственник) владеет более чем 50% простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга - хозяйственных обществ, передающих и принимающих имущество;
•    участники холдинга, передающие и принимающие имущество, не применяют особые режимы налогообложения и не зарегистрированы в качестве резидентов свободных экономических зон;
•    участники холдинга, передающие и принимающие имущество, не являются участниками рынка ценных бумаг, производителями алкогольной и табачной продукции, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, страховыми организациями, не имеют в соответствии с законодательством освобождения (права на неуплату) от налога на прибыль в течение нескольких налоговых периодов;
•    полученное имущество используется в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Есть еще один нюанс. Деятельность управляющей компании холдинга по управлению ее дочерними компаниями признается предпринимательской. Это значит, что если на основании договора управляющая компания холдинга приобретает права по управлению деятельностью дочерних компаний, то их руководители, как предполагается, не вправе выполнять те же функции, что и управляющая компания. Иначе она не сможет отнести на себестоимость такую услугу, как управление дочерними предприятиями.
При этом п. 12 Указа №458 определены и функции управляющей компании холдинга. Она:
•    выступает от имени участников холдинга в отношениях, связанных с созданием и деятельностью холдинга;
•    проводит согласованную финансовую, инвестиционную и производственную политику холдинга;
•    разрабатывает планы перспективного развития холдинга.

Цели и преимущества

Холдинги образуются для определенной цели, как правило, - завоевания новых секторов рынка и/или снижения издержек. Эти факторы повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения данной цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании.
Кроме того, интегративная политика по отношению к предприятиям в форме холдингов позволяет избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия. Тактики последовательного присоединения придерживается, например, компания McDonalds. В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т.д.
Еще одна цель - объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Создание такого холдинга позволяет снизить общие издержки, достичь ценовой стабильности и, соответственно, повысить стоимость компании. Ярчайший российский пример - создание из Приморской ГРЭС и Лучегорского угольного разреза компании ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого эксперимента были вполне определенные: снизить себестоимость электроэнергии и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря такому холдингу объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии - на 17%, а прибыль возросла на 59%.
При развитии рынка, в том числе и рынка ценных бумаг, процедуры создания холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:
•    путем скупки через брокеров акций, как на биржах, так и на вторичном рынке;
•    путем создания управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обмениваются на эмитированные акции этой компании;
•    путем передачи ключевых для данного бизнеса патентов, авторских прав, ноу-хау;
•    через процедуру банкротства, например, приобретением долгов предприятия вполне законным способом.
Преимущества и недостатки организации бизнеса в холдинговой форме можно свести к следующему:
1)    возможность осуществлять согласованную и эффективную финансовую, инвестиционную, налоговую и кредитную политику, но с неоптимальным налогообложением участников холдинга и без получения каких-либо налоговых льгот;
2)    возможность производства конкурентоспособной продукции (работ, услуг) одновременно с наличием защиты для участников холдинга от отрицательного воздействия конкуренции, но с отсутствием внутри холдинга конкуренции, влекущей за собой возможность сохранения нерентабельных производств и снижения экономической эффективности холдинга в целом;
3)    имидж крупной и влиятельной интегрированной структуры позволяет лоббировать в правительстве свои интересы, но использование этой стратегии в условиях белорусского рынка может повысить инвестиционные риски;
4)    возможность привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала, но в условиях Беларуси с ее глубокой бюрократизацией управления и отсутствием прозрачного нормативно-правового регулирования неизбежны сложности управления холдингами.

Привлечение инвестиций

Как же сделать холдинг инструментом эффективности привлечения внешних инвестиций?
Может быть, изучить европейский законодательный опыт, регулирующий деятельность холдингов? Законодательство многих стран предоставляет соответствующие налоговые льготы при создании холдингов.
Так, в Испании существует ряд налоговых льгот, связанных с отсутствием или низким уровнем налогов на получаемые холдингом от своих дочерних компаний дивиденды; на дивиденды, переводимые холдингом какому-то конечному холдингу; на проценты по займам, которые холдинг может предоставлять своим дочерним компаниям; а также по capital gains tax (налог на прирост капитала по тем пакетам, которыми владеет холдинг).
В 1999 г. в Дании был принят Закон о холдингах, согласно которому с головной датской компании, владеющей более 25% акций иностранной дочерней фирмы на протяжении более 1 года, при получении дивидендов налог не взимается.
С люксембургского холдинга взимается лишь ежегодный абонементный сбор, размер которого не зависит от получаемой прибыли. Отсутствие корпоративного налога и налога на имущество ведет к тому, что налогообложению не подлежат ни прибыль холдинга на вложенный капитал, полученная за время существования предприятия, ни его текущая прибыль. Дивиденды и прочие доходы по процентам выплачиваются акционерам в полном размере. Не облагаются налогом и доходы от спекулятивных сделок. Интересно, что холдинговая компания не представляет декларацию о доходах в налоговые органы. Она находится вне юрисдикции люксембургского налогового ведомства, т.е. у налоговых органов нет оснований для вмешательства в деятельность холдингов. Как следствие, нет и обмена информацией с иностранными налоговыми органами.
А вот финансовые преимущества нидерландских холдингов:
•    если голландская компания владеет 25% или большим количеством акций иностранного филиала, зарегистрированного на территории страны - члена ЕС, с дивидендов, переводимых этим филиалом, налог удерживаться не будет. Если же иностранный филиал не подпадает под действие этой директивы, договоры об избежании двойного налогообложения, существующие между Нидерландами и другими странами, помогут существенно снизить налог, удерживаемый при переводе дивидендов;
•    любой доход холдинга освобождается от налогообложения;
•    прирост стоимости капитала, полученный в результате выгодной продажи материнской компанией акций филиала, освобождается от налога вне зависимости от того, является ли филиал резидентом страны или нет.
А если речь идет об обеспечении эффективного управления холдингом, то вопрос рассматривается в следующей плоскости: топ-менеджеры признаются партнерами и им передается доля, стоимость которой растет при эффективной работе холдинга. Либо применяется другой способ: заключается договор о праве менеджера в определенный срок купить по фиксированной цене определенное количество акций компании и продать их по цене текущих рыночных котировок (опцион).
Помимо стимулирования в мире практикуется и заключение «жестких» контрактов между советом директоров (т.е. ключевыми акционерами) и топ-менеджерами, что позволяет контролировать их деятельность.

Таким образом, важнейшие задачи холдинга - обеспечение централизованного финансирования и управления и стремление к балансу между управляемостью и самостоятельностью организаций. Эти задачи решаются путем создания стимулов на законодательном уровне. А эта работа в Беларуси пока только начинается.

Тема номера

РЫНОЧНАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

4          Что хорошо для «Белкарда»?

Чтобы защитить свои интересы, предприятия средней величины должны объединяться.

Владимир СВЕРКУНОВ

 

8          Новые структуры в строительной отрасли

При создании холдингов нужно учитывать большое число различных факторов.

Павел МИСУНО, Андрей БАХМАТ

 

11       Холдинг - приманка для инвесторов?

Белорусское законодательство, регулирующее создание и деятельность холдингов, пока не лишено противоречий.

Юрий ГАЙДУК

 

14       Миссия импортозамещения - выполнима

Вариант создания макаронного производства в структуре комбината хлебопродуктов, реализованный в Борисове, избран в качестве модельного для развития отрасли.

Петр АСКЕРКО

 

16       Сильная экономика начинается с современных технологий

За полтора года на отдельно взятом предприятии была создана рыночная экономическая модель.

Виталий ЮРКЕВИЧ

 

18       Эффективность холдинга зависит от его структуры

Классические холдинги - это бизнес-структуры, которые способны гибко реагировать на любые изменения на рынке.

Александр КУЛИЖСКИЙ

 

ЭКОНОМИКА

20       Чем опасен внешний долг?

Как величина увеличившегося внешнего долга Беларуси влияет на экономику республики?

Глеб ШИМАНОВИЧ

 

МАРКЕТИНГ

22       Как привлечь и удержать клиентов

Чтобы не допустить оттока клиентов в период кризиса, компании необходимо вовремя откорректировать стратегию маркетинга.

Александр ПАНЬКОВ

 

24       Белорусским брендам нужна защита

Как защитить белорусские товары от подделок и других противоправных действий?

Марина ЛЕОНТЬЕВА

 

ФИНАНСЫ

26       Банки теряют деньги, но не доверие клиентов

За счет чего обеспечивается устойчивость банковской системы Беларуси?

Галина КУХОРЕНКО

 

28       Деньги любят счет. А еще лучше - несколько

Как клиенту застраховаться от банковских проблем?

Нонна РАБЕЦ

 

внешнеэкономическая деятельность

29       Государственные торговые предприятия в контексте либерализации мировой торговли

Вопрос о вступлении России в ВТО решен. Какие проблемы могут встать в Беларуси?

Сергей МИХНЕВИЧ

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

32       Сильным тоже нужна поддержка

В нынешних условиях агропромышленным предприятиям не обойтись без кредитной поддержки государства.

Дмитрий СЕМЕНОВ

 

ТРАНСПОРТ

34       Езда с препятствиями

Для небольших и даже средних промышленных и строительных предприятий создание собственных транспортных подразделений вряд ли может быть эффективным решением проблемы грузоперевозок.

Юрий КРУГЛОВ

 

36       Чему и как учить водителя?

Важность повышения квалификации работников транспортной сферы диктуется требованиями безопасности движения.

Андрей БУРАК

 

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ

38       Потенциал нестареющего бренда

Верность традициям качества помогает удерживать сильные рыночные позиции даже в кризисных ситуациях.

Юрий СМИРНОВ

 

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

40       Леса Беларуси - уникальный возобновляемый ресурс

Территория, занятая в Беларуси лесами, из года в год увеличивается.

Алексей КУЛАГИН

 

СТРАХОВАНИЕ

42       Кризис не отменяет роста

Для граждан и компаний, которые хотят избежать неоправданных рисков, «БелИнгострах» всегда готов предложить разумные варианты сотрудничества.

Юрий МОСКВИЧЕВ

 

МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

43       Культура как фактор экономического роста

У белорусского общества не так много возможностей для изменения модели экономического развития

Сергей НИКОЛЮК

 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

46       Упрощений не ожидается

Государственные органы высказались по поводу переработки и учета давальческого сырья.

 

ВЕК УЧИСЬ!

48       Инвестиции даются образованным

Белорусская система подготовки кадров в вузах и учреждениях последипломного образования безнадежно отстала от современных требований.

Владимир БИРЮК

 

ПРАВО

50       Либерализация: итоги и надежды

Либерализацию белорусского законодательства в 2011 г. можно назвать очень умеренной

Елена КОРНУШЕНКО

 

52       Обещанные новшества

Какие законопроекты находятся на рассмотрении в Палате представителей Национального собрания?

Константин СКУРАТОВИЧ

 

МЫСЛИ НЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

53       Хочется определенности

Директора ждут, что страна определится с моделью развития.

 

КЛУБ «ДИРЕКТОР»

 

Мода и стиль

54       Наряд для Нового года

Как стать самой «очаровательной и привлекательной» в канун Нового 2012 г.?

Ольга КОВТУНЕНКО

 

Гурман

56       За новогодним столом - с Драконом

Эти блюда украсят новогодний стол.

Алена ВЫСОЦКАЯ

 

 Галерея

57       Слуга двух искусств

Вячеслав Кубарев оставил яркий след и в кино, и в живописи.

Марина СОЛДАТЕНКО

 

Образ жизни

58       Можно ли располнеть от сала?

Почему сало остается популярным продуктом?

Ирина СНЕГИРЕВА

 

Здоровье

60       Почему мужчины плачут?

Существует ли мужской климакс?

Ирина ВЕСЕНИНА

 

62       О чем писал журнал «Директор» в 2011 году

 

Последние несколько лет внешняя задолженность Беларуси росла чрезмерно высокими темпами. Валовой внешний долг увеличился более чем в 4 раза за период с 2007-го г. по 2010 г. (с 6,8 млрд. долл. в начале 2007 г. до 28,4 млрд. на конец 2010 г.). Если внешний долг оценивать в процентах от ВВП, то темпы роста остаются не менее впечатляющими: за рассматриваемый период он увеличился с 18,5 до 52% от ВВП.
Более того, дальнейший рост валового внешнего долга по отношению к ВВП неизбежен на фоне произошедшего в 2011 г. валютного кризиса. С одной стороны, решение существующих структурных дисбалансов требует новых заимствований. С другой - обесценивание белорусского рубля все равно приводит к росту расходов по обслуживанию внешнего долга, номинированного в иностранной валюте. В таких условиях вопросы управления внешним долгом становятся особенно актуальными. Ключевой же проблемой является определение критического уровня внешнего долга, после которого его дальнейшее наращивание угрожает финансовой устойчивости и сдерживает экономическое развитие страны.
Оптимальным решением в такой ситуации считается выработка системы индикаторов раннего оповещения, которые информируют о возникновении угрозы потери стабильности внешнего долга. Такие индикаторы были выработаны международными финансовыми организациями, рейтинговыми агентствами, научными исследователями и частными организациями, в частности, банками на основании эмпирических исследований предыдущих случаев долговых кризисов.


Структура валового внешнего долга Беларуси существенно изменилась с 2007 г. (рис. 1). Основной тенденцией был рост доли сектора государственного управления в общем объеме валового внешнего долга. Причиной этого стало активное внешнее государственное заимствование, включая два кредита от России на 1,5 млрд. долл., кредит от Венесуэлы (0,7 млрд.), займы стабилизационного фонда ЕврАзЭС и МВФ, два выпуска еврооблигаций, размещение государственных облигаций на российском рынке и незначительные по объему двухсторонние займы у Китая, Азербайджана, Всемирного банка. Как результат, доля органов государственного управления и монетарной политики в валовом внешнем долге достигла 40,5%. Для сравнения: в начале 2007 г. она составляла всего 8,9%.

 

 


Доля реального сектора снизилась с 58,6 до 35.8%. При этом природа долга осталась неизменной - в основном это торговые кредиты, на которые приходится 68,7% долга реального сектора по данным за первое полугодие 2011 г. (58% - на начало 2007 г.).
Третьим по важности сектором в привлечении внешнего заимствования является банковский сектор. Объем его внешнего долга начал резко расти в 2006 г., когда белорусские банки смогли выйти на мировой рынок заемного капитала. К концу 2007 г. их доля достигла 27,6% валового внешнего долга Беларуси, и в последующем незначительно снижалась (до 21,1% на середину 2011 г.).


Существенное увеличение доли государственных займов в валовом внешнем долге за счет снижения удельного веса других секторов означало и изменения в структуре долга по срокам заимствования. Доля краткосрочного долга (по первоначальному сроку погашения)  снизилась с 69,4% в начале 2007 г. до 43,1% на середину 2011 г. Большую часть краткосрочного долга составляют торговые кредиты (62,5% краткосрочного валового внешнего долга на середину 2011 г.), которые регулярно рефинансируются, так как средний срок погашения торговых займов около 3 месяцев. Это также объясняет высокий объем расходов по обслуживанию внешнего долгу, который регулярно превышает 10% от ВВП в Беларуси. Это сопоставимо с показателями таких стран, как Латвия, Эстония, Венгрия или Словения, где валовой внешний долг существенно превышает 100% ВВП .


Основные показатели устойчивости внешнего долга связаны с валовым внешним долгом и государственным внешним долгом. Ключевым показателем первого является его соотношение с ВВП. В Беларуси оно недавно превысило пороговое значение в 55%, установленное концепцией национальной безопасности. После первой половины 2011 г. валовой внешний долг составил 56,3% ВВП. Министерство экономики прогнозировало его рост до 70% на конец года и последующее незначительное увеличение в среднесрочной перспективе. Это соответствует базовому сценарию прогноза МВФ, согласно которому валовой внешний долг должен достичь 70% ВВП в конце 2011 г., а к 2016 г. превысить 85%.
Это говорит о наличии угрозы устойчивости внешнего долга Беларуси в среднесрочной перспективе, но масштаб этого риска следует уточнить с помощью других показателей. Например, соотношение валового внешнего долга и экспорта по-прежнему находится ниже предельно допустимого уровня. В середине 2011 г. оно было 88,8%, а превысить уровень в 100% этот показатель должен только в 2014 г. (по прогнозу МВФ).
Согласно официальной статистике долг органов государственного управления в середине 2011 г. составил 20,4% ВВП. Если сопоставить этот объем долга (на конец первого полугодия 2011 г.) с ожидаемый объемом ВВП по итогам года, то его уровень вырастет до 26% ВВП. Следовательно, возможности дальнейшего наращивания внешнего государственного долга ограничены, так как новые займы будут связаны с растущим риском неплатежеспособности государства. В краткосрочной перспективе вероятность подобного кризиса минимальна, так как текущие расходы по обслуживанию долга составляют 0,4% ВВП (данные за первое полугодие). Однако в долгосрочной перспективе ситуация менее благоприятная. Ожидаемые платежи по государственному долгу составляют 1,8 млрд. долл. в 2012 г., а в 2013-2014 гг. превысят 3 млрд. Это существенные выплаты (около 3,5% ВВП в 2012 г.), учитывая низкий уровень международных резервов.


Они могут быть или рефинансированы за счет новых займов, возможности которых ограничены в связи с долговым кризисом в Европе и низким доверием к экономике Беларуси, или выплачены за счет доходов от приватизационных сделок. Более того, эти расходы оказывают дополнительное давление на текущий счет платежного баланса, что подчеркивает необходимость более жесткой монетарной и фискальной политики, чтобы не допустить дальнейшего наращивания импорта. В качестве положительного момента можно отметить, что расходы по обслуживанию долга все еще будут существенно ниже 10% от валютной выручки. Согласно прогнозу МВФ, расходы по обслуживанию государственного долга составят 3,3% общего объема экспорта товаров и услуг в 2012 г. и 5,2% в 2013-2014 гг.


Тем не менее, существующий объем валового внешнего долга, быстрая динамика его накопления и рост выплат по государственным внешним займам в среднесрочной перспективе ставят под угрозу возможности обслуживания внешнего долга без последствий для экономического роста Беларуси. Существует несколько каналов, через которые внешний долг способен негативно влиять на экономику страны. Во-первых, возможна ситуация «долгового навеса». Данный эффект возникает, когда уровень внешнего долга превышает возможности страны по его обслуживанию. В таких условиях отсутствуют стимулы для инвестирования в экономику, так как все доходы от инвестиций будут направлены на выплату предыдущих внешних займов. Во-вторых, значительные расходы по обслуживанию долга создают эффект вытеснения. В случае государственного внешнего долга необходимость обслуживать займы сокращает возможности бюджета по финансированию других расходов, в том числе на развитие инфраструктуры, здравоохранение, образование, что подрывает основу долгосрочного экономического роста страны. В-третьих, большой объем внешнего долга создает проблему неопределенности. Становится не очевидным, как долг повлияет на экономику, будет ли проводиться реструктуризация долга и на каких условиях, будет ли объявлен дефолт. В таких условиях экономические агенты склонны откладывать решения об инвестировании, даже если макроэкономическая среда в стране улучшается.

 

Глеб ШИМАНОВИЧ, экономист исследовательского центра Института приватизации и менеджмента