Ольга БУЛКО, зав. отделом экономики сферы услуг Института экономики НАН Беларуси

 

Как известно, Минск по обеспеченности торговыми площадями отстает от других крупных городов мира - на 100 его жителей приходится 346 кв. м торговых площадей. Но в ближайшее время этот показатель планируется увеличить до 600 кв. м. Что же представляет собой сегодня инфраструктура столичной торговли? Как она будет развиваться в ближайшее время?

Зона частной инициативы

Торговля - отрасль с доминирующим частным капиталом. В государственной собственности находится 16,5% объектов, в частной - 79,9%, 3,6% объектов принадлежат иностранных инвесторам (данные на 2010 г.). Ключевую роль в столичной торговле сегодня играют розничные сети. Наибольшее количество торговых площадей (свыше 300 тыс. кв. м) находится в пользовании 16 крупнейших операторов рынка, в числе которых «Евроторг» (магазины «Евроопт»), «БелВиллесден» (розничная сеть «Гиппо»), «ДОРОРС» (одноименная сеть магазинов), «Либретик» (магазины «Соседи»).

Супермаркет в качестве «якоря»

Наибольшее распространение в постсоветских странах получил формат торгового центра, «якорем» в котором выступает супермаркет, предлагающий покупателю кроме низких цен большой ассортимент товаров и возможность приобрести все необходимое в одно время и в одном месте. Таким образом, якорные арендаторы становятся «приманкой» для покупателей.
Отличительные характеристики «якорей»: большие размеры занимаемой площади (более 1000 кв. м), длительный срок договора аренды (до 10 лет), а также значительные капиталовложения в торговое оборудование и технологии продаж. Основная функция «якоря» - генерация потоков посетителей (для себя и остальных арендаторов) и их направление в определенные места ТЦ.
Как правило, «якорными» арендаторами становятся крупные сетевые компании, получающие значительные скидки и другие бонусы от арендодателя.

И реконструировать, и строить

Расширение и совершенствование торговой инфраструктуры городские власти планируют вести по нескольким направлениям.
Первое - модернизация действующих магазинов с акцентом на качественную оптимизацию всех торговых площадей. В частности, предусмотрена реконструкция крупнейших универмагов, таких как ГУМ, ЦУМ, «Беларусь», торговый дом «На Немиге». По имеющейся информации, общая стоимость проектов должна составить 58 млрд. руб.
Второе направление - строительство крупных многофункциональных торгово-развлекательных комплексов. Планируется, что к 2015 г. в них будет создано дополнительно 0,5 млн. кв. м торговых площадей.
Третье - создание разветвленной сети магазинов и объектов общественного питания в зоне шаговой доступности.
Финансироваться программа будет за счет собственных средств предприятий и инвесторов - как внутренних, так и зарубежных. Бюджетные ресурсы на эти цели направлять не планируется.
В то же время нет гарантий, что планы развития торговой инфраструктуры столицы будут реализованы в намеченные сроки. Согласно прогнозам, ряд проектов крупных ТЦ может быть заморожен из-за проблем с финансированием. Чтобы уменьшить финансовую нагрузку, девелоперы могут пойти на упрощение проектов, превратив их в своеобразный розничный «фастфуд».

Сложности с географией

Дефицит площадей - не единственная проблема столичной торговли. Специалисты отмечают неравномерность распределения торговых объектов, и если центральные районы ими достаточно насыщены, то в новых микрорайонах: Каменная Горка, Брилевичи, Михалово, Дружба, Домбровка ощущается дефицит соответствующих площадей.
На общей схеме размещения торговых объектов белорусской столицы  представлены как действующие торговые центры и крупные торговые объекты, так и около 60 новых, что дает возможность составить представление о торгово-строительных планах городских властей. Анализ схемы показывает, что география размещения магазинов и центров не всегда соответствует критериям эффективности.
Во-первых, не запроектировано формирование так называемых торговых коридоров - улиц, на которых располагаются магазины престижных торговых марок или формата дискаунтер, либо специализирующиеся на продаже одной группы товаров («тематические» торговые улицы) и т.д.
Во-вторых, обращает на себя внимание сохраняющаяся неравномерность распределения торговых объектов. Действующие крупные торговые центры расположены в основном в центре и районе Комаровского рынка, а строящиеся запроектированы вдоль улицы Притыцкого и в районе Каменной Горки.

Схема доступна по адресу: http://minsk.gov.by/share/2010/10/04/images/pred_invest/sxema.jpg.