Чтобы создать жизнеспособный бизнес, на первых порах ему необходимо оказать серьезную помощь со стороны государства. Как эта работа организована в Беларуси? На этот и другие вопросы редакции отвечает директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь Александр ГРУЗДОВ.

- Александр Семенович, в последнее время много говорится о необходимости поддержки предпринимательства и создания для этой цели инфраструктуры. Какой должна быть эта система?

- Сегодня в Беларуси происходит коренной перелом в оценке роли и места предпринимательства в формировании социально-экономического благосостояния страны. Общество постепенно приходит к пониманию, что эффективный частный сектор, а именно субъекты малого и среднего предпринимательства являются мощным двигателем формирования устойчивого экономического роста.

Данная установка уже стала неотъемлемым элементом государственной экономической политики. По итогам 2010 г. в сфере малого и среднего бизнеса работало около 1,5 млн. человек, т.е. почти треть экономически активного населения республики. Вместе с тем удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, составляет около 20% (рис. 1 и 2). В настоящее время целевой задачей является доведение этой доли к 2015 г. до 30%.

В проведении экономических реформ особое место отводится субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, основной целью деятельности которых согласно Закону «О поддержке малого и среднего предпринимательстве» является оказание содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

В Республике Беларусь создана достаточно широкая сеть поддержки малого предпринимательства, состоящая из центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, которые являются своеобразным связующим звеном между органами государственной власти и предпринимательской средой.

Субъекты инфраструктуры оказывают предпринимателям, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.), информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживании деловых контактов, продвижении производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

Действующие в республике центры имеют достаточный кадровый потенциал и помещения, оснащенные необходимым компьютерным и офисным оборудованием.

- Что нового вносит во взаимоотношения малого предпринимательства и государства текущая Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь?

- Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с республиканской, отраслевыми и региональными программами. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства» такие программы разрабатываются сроком на три года. Данное правило, введенное законом, позволяет системно осуществлять реализацию мероприятий соответствующих программ и при необходимости корректировать их с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а региональные программы - также с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы.

Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010-2012 гг. содержит 8 разделов, в которые включено 55 мероприятий. Основные из них направлены на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства; повышение эффективности поддержки малого и среднего предпринимательства; финансовую поддержку малого предпринимательства; информационное обеспечение малого и среднего предпринимательства и др.

Исходя из государственных приоритетов на среднесрочный период Программой предусмотрены мероприятия, направленные на расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, развитие предпринимательства в молодежной среде, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства, обучение кадров.

В 2006-2009 гг. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, облисполкомы и Минский горисполком оказали поддержку в реализации 402 инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства на общую сумму 13,6 млрд. руб.

Объем финансирования мероприятий нынешней Программы по сравнению с предыдущей увеличен более чем в 4 раза (в 2011 г. - 44,9 млрд. руб.). В рамках Программы проводится также апробация нового вида государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в виде предоставления льготных банковских кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных Программой и размещенных во вклады (депозиты) банков. В настоящее время соглашения о взаимодействии по вопросам предоставления льготных кредитов субъектам малого предпринимательства заключены с 8 банками: ОАО «Белгазпромбанк», «Белинвестбанк», «Приорбанк», «АСБ «Беларусбанк», «БПС-банк», «Технобанк», ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)» и «АКБ «Белросбанк». Размер процентной ставки по таким кредитам не должен превышать ставку рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.

Льготные кредиты предоставляются субъектам малого предпринимательства при условии реализации ими инвестиционных проектов, бизнес-проектов по следующим приоритетным направлениям:

·        создание, развитие и расширение производства товаров, работ, услуг;

·        организация, развитие производства экспортоориентированной, импортозамещающей продукции;

·        производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;

·        внедрение новых технологий.

За 9 месяцев 2011 г. за счет размещенных облисполкомами и Минским горисполкомом средств во вклады (депозиты) банков предоставлены льготные кредиты 73 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 19 млрд. руб. Всего в 2011 г. на данные цели из местных бюджетов планируется направить 34,1 млрд. руб.

- Устраивает ли министерство количество созданных в регионах республики центров поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторов? Как можно охарактеризовать качество работы этих формирований? Помогают ли они реально решать проблемы предпринимателей на местах?

- Сегодня в республике действует 74 субъекта инфраструктуры, из них 60 центров поддержки предпринимательства и 14 инкубаторов. 

Если говорить о статистике по регионам, то лидирует Минск: в столице 18 центров поддержки предпринимательства и 7 инкубаторов. Среди областей больше всего субъектов инфраструктуры на Могилевщине: 9 центров и 2 инкубатора. В остальных областях в среднем по 6-7 центров, по одному или двум инкубаторам. Большинство из них (более 70%) - это организации негосударственной формы собственности.

В 2010 г. количество охваченных услугами центров субъектов малого предпринимательства и граждан по сравнению с 2009 г. увеличилось на 34% и составило 68,4 тыс. человек. За 6 месяцев 2011 г. в центры обратилось 26,5 тыс. человек, проведены 934 курса и семинара, участие в которых приняли 9,3 тыс. человек.

Одним из наиболее востребованных направлений деятельности центров является проведение тематических семинаров и курсов для различных целевых групп. Центры оказывают информационные и консультационные услуги, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, продвижению продукции на внутренний и внешний рынки.

От традиционных семинаров субъекты инфраструктуры перешли к организации экономических форумов, выставок-ярмарок и контактно-кооперационных бирж, а также разрабатывают бизнес-модели, организуют работу экспертно-правовых on-line конференций и телефонных «горячих линий».

В 2010 г. субъектам малого предпринимательства инкубаторами предоставлены помещения площадью 14,4 тыс. кв. м, где размещалось 306 арендаторов - субъектов малого предпринимательства (в 2009 г. - 268) с численностью работников 2755 человек (в 2009 г. - 2546 человек).

В течение 2010 г. инкубаторами выпущены в «большое плавание» 43 субъекта малого предпринимательства, размещено 38 новых субъектов малого предпринимательства, создано 209 новых рабочих мест.

Следует отметить, что услуги инкубаторов в республике востребованы в полном объеме, и площади, предлагаемые инкубаторами в аренду субъектам малого предпринимательства, заняты полностью.

Хотелось бы отметить работу по созданию в Минске инкубаторов на площадях предприятий государственной формы собственности, имеющих неиспользуемые помещения. На базе ЗАО «Минский инструментальный завод», «Завод «Эталон», «Приборостроительный завод «Оптрон», «Завод «Электроника» организованы обособленные структурные подразделения «Инкубатор малого предпринимательства», проводится работа по созданию инкубатора в ОАО «Завод средств комплексной автоматизации».

- Какая реальная работа стоит за этими «сухими» цифрами?

- Здесь считаю необходимым привести ряд примеров деятельности субъектов инфраструктуры.

В Брестской области ЧУП «Нью-Тон» при поддержке комитета экономики Брестского облисполкома в рамках выставки-ярмарки «Брест. Содружество. 2010» проведены фестиваль маркетинговых решений «Бизнес-класс» и Форум управленцев.

Местным фондом «Центр поддержки сельского развития и предпринимательства Столинского района» оказано содействие 11 безработным гражданам в разработке бизнес-планов по организации собственного дела в сфере строительства, оказания услуг населению, розничной торговли, а также организовано взаимодействие со средствами массовой информации по освещению актуальных для предпринимателей вопросов и деятельности центра.

В Витебской области ККУП «Витебский областной центр маркетинга» на базе Витебского государственного технологического университета проведены «Ярмарка вакансий» (11 предприятий Витебска и Витебской области предложили 150 студентам университета 41 вакансию для трудоустройства), тематические выставки-ярмарки («Энергосберегающие технологии, оборудование и материалы», «Современный дом», «Здоровье и Красота» и др.), экономический форум «Твой бизнес».

За счет областных средств проведено маркетинговое исследование ресурсного потенциала регионов Витебщины с целью выявления незанятых рыночных ниш для развития предпринимательской деятельности. Аналогичная работа целесообразна для всех регионов республики, причем на регулярной основе. При этом целью должно быть не издание методических указаний, а доведение результатов исследования до всех заинтересованных субъектов хозяйствования с целью освоения производства востребованных товаров и услуг.

В Гомельской области ЗАО «Гомельское региональное агентство экономического развития» разработаны 6 бизнес-моделей по организации деятельности хозяйств по разведению рыбы, пчел, работы СТО, объектов придорожного сервиса, сельского туризма, подготовлен и размещен на сайте агентства методический материал «Информационный справочник по предоставлению отчетности и ведению делопроизводства на предприятиях малого бизнеса».

ООО «Бизнесцентр» (Мозырь) разработана и издана брошюра «Перспективы и особенности ведения бизнеса на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС», организована работа экспертно-правовой on-line и телефонной «горячей линии» по специфическим аспектам местного развития (агроэкотуризм, ремесленничество, правовые стороны предпринимательской деятельности, содействие развитию сельского предпринимательства, микрофинансирование и др.).

В Гродненской области ОДО «ЮрГруппИнвест» (Слоним) оказано содействие 5 субъектам предпринимательства по организации между ними промышленной кооперации (субконтрактации).

В Минской области ОДО «Центр развития сельского предпринимательства «Комарово» разработаны бизнес-планы по созданию мини-пекарни, агро-туристической усадьбы, магазина продовольственных товаров, проведена пятая выставка-ярмарка народных ремесел и промыслов «Камарова - кола дзен» (д.Комарово Мядельского района).

ЗАО «МАП ЗАО» Минского района издано пособие «Основы предпринимательской деятельности для молодежи» за счет средств Программы государственной поддержки малого предпринимательства Минской области. Данная тематика актуальна по всей республике.

В Могилевской области РУП «ЦНТИ» организованы и проведены бизнес-встречи представителей предприятий Могилевской области с делегацией Чешской Республики, контактно-кооперационная биржа «Инновации и новые технологии предприятий региона».

Вместе с тем, инфраструктура поддержки предпринимательской деятельности предполагает не набор отдельных формирований, а наличие субъектов, объединенных общей стратегической целью, миссией, которая определена названием - поддержка предпринимательской деятельности.

Составными частями успешного предпринимательства являются: идея бизнеса, человек способный реализовать идею, знания и условия для достижения этой цели. Соответственно поддержка предпринимательства, направленная на достижение конечного результата, способствует выполнению задач по всем вышеуказанным направлениям. Задача-максимум состоит не просто в развитии отдельных сегментов, желателен «синергетический эффект», который проявляется при условии взаимного дополнения и взаимодействия компонентов, а итог в результате получается значительно больше суммы слагаемых.

 

 

 

Рис. 1. Удельный вес малого и среднего предпринимательства в отдельных экономических показателях развития Республики Беларусь, %

 

поддержка предпринимательства

 

 

 

Рис 2. Динамика доли занятых в малом и среднем предпринимательстве (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников), %

поддержка предпринимательства