рынок строительных услуг Российской Федерации

 

 

Андрей БАХМАТ, зав. лабораторией

«Экономических проблем в строительстве»

ОАО «НИИ Стройэкономика»

 

рынок строительных услуг Российской Федерации

 

                                                                                              Александр МАЛЯРЕНКО,

                                                                                                                                                                                мл. научный сотрудник

 

 

 

Отечественные строительные организации, оказавшиеся перед перспективой снижения объемов подрядных работ в Беларуси, сегодня активно ищут пути выхода на внешние рынки. Наиболее привлекательный и доступный из них, безусловно, российский. Какие особенности конъюнктуры, правового регулирования, сложившейся практики работы на нем следует учитывать белорусским строительным компаниям, готовым начать экспорт своих услуг?

 Прежде всего отметим, что рынок строительных услуг Российской Федерации сегодня находится в фазе активного роста. Только в 2012 г. планируется увеличить строительство жилья до объемов не менее 67 млн. кв. м (прирост 6,9% по отношению к 2011г.), а также завершить строительство основных объектов Олимпиады «Сочи-2014». Приоритетным направлением для отечественных подрядных организаций, в том числе подведомственных Министерству архитектуры и строительства, может стать возведение в России и других странах СНГ объектов индустриального жилищного домостроения.

 

Через барьеры

 

При экспорте своих услуг отечественные строительные организации сталкиваются с рядом проблем. Отметим некоторые из них:

- организационные сложности при транспортировке материалов (в частности, сборного железобетона) железнодорожным транспортом. У подрядных организаций часто возникают вопросы, связанные со своевременной погрузкой/разгрузкой вагонов, перегрузкой с железнодорожного на автомобильный транспорт;

- значительные отчисления для участия в саморегулируемых организациях (СРО) в РФ: взнос в компенсационный фонд в размере минимум 1 млн. руб. и ежегодные членские взносы, размеры которых обычно зависят от оборота организации;

- поиск контрактов. Анализ работы отечественных строительных организаций показал, что заключение договоров осуществляется, как правило, на основе личных контактов руководителей организаций в результате переговоров с заказчиком (согласно соцопросам, такого мнения придерживается 71% руководителей). При этом только 6% из опрошенных нашли потенциальных заказчиков посредством участия в специализированных выставках, использования интернет-ресурсов;

- высокий уровень коррупции в строительной сфере;

- недостаток знаний и опыта работы у инженерно-технических работников, отсутствие отделов маркетинга (ВЭД) в организационной структуре подрядных организаций, отсутствие высококвалифицированных специалистов, особенно юристов, в области внешнеэкономических отношений;

- несовершенство законодательства РФ в вопросах уплаты налогов, таможенных пошлин, учета затрат, понесенных по факту выполнения строительных работ за рубежом;

- существующий метод формирования стартовой цены-оферты. Применение отечественными подрядными организациями базисно-индексного метода не обеспечивает достаточную точность расчетов из-за усреднения ресурсных норм.

 

Особенности ценообразования

 

Основным конкурентным преимуществом строительных компаний из Беларуси является сочетание сравнительно низкой стоимости рабочей силы и строительных материалов с современными техническими наработками. Так, цена-оферта белорусских подрядчиков строительства 1 кв. м из отечественных изделий индустриального домостроения оценивается в зависимости от региона на уровне 650-800 долл. Для сравнения: средняя рыночная цена 1 кв. м строительства социального жилья из КПД, по данным Министерства регионального развития РФ, составляет 1000-1100 долл.

Важнейшей составляющей оценки стоимости строительства объекта в зарубежных странах является оферта подрядной организации при подготовке к конкурсу, на основании которой формируется договорная цена. Как правило, подрядчики при подготовке стартовой цены отдают предпочтение ресурсному методу определения стоимости строительства в текущих ценах. Зарубежные подрядные организации адаптируют стоимость своего предложения к требованиям рынка путем изменения закладываемой в цену нормы прибыли, а также составляя индивидуальные единичные ресурсные нормы. Включают затраты по страхованию строительства от рисков, перечисленных в договоре подряда, в состав стоимости строительных работ. Использование методов поэлементного расчета затрат позволяет с наибольшей точностью определить стоимость оферты на конкурсе. Формирование стартовой цены на выполнение экспортных строительных услуг связано с влиянием множества переменных факторов, различных для отдельных региональных рынков: приобретение сырьевых ресурсов на местных рынках или поставка отечественных строительных материалов; привлечение трудовых ресурсов на местном рынке труда и (или) командирование высококвалифицированных штатных специалистов белорусского подрядчика; аренда строительных машин или временный ввоз собственной техники и механизмов и т.д.

Эффективное управление стоимостью строительства предполагает постоянное накопление, обработку и применение текущих цен на ресурсы и услуги в данном регионе строительства и формирование на их основе адекватной стоимости по стадиям непрерывного управления строительством объекта.

 рынок строительных услуг Российской Федерации

Перспективные направления экспорта

По мнению специалистов ОАО «НИИ Стройэкономика» и Министерства архитектуры и строительства, сегодня подрядным организациям важно реализовать ряд мероприятий по развитию внешнеэкономической деятельности. Их система представлена на схеме.

            Необходимо также принять ряд мер, в том числе на уровне правительства, по совершенствованию стратегии в области экспорта строительных услуг. В числе таких мер можно назвать компенсацию подрядным организациям части расходов на проведение маркетинговых исследований за рубежом, предоставление образовательно-консалтинговой помощи в области ВЭД, осуществление страхования экспортных строительных контрактов и др.

Реализация предлагаемых мероприятий даст возможность отечественным подрядным организациям довести экспорт строительных услуг до 1 млрд. долл. к 2015 г., как это и предусмотрено постановлением Совета Министров №1409 от 21 октября 2011 г.