№11 (149) - Ноябрь 2011

ТЕМА НОМЕРА

      ИНФРАСТРУКТУРА БИЗНЕСА


  • Останется ли привлекательной для инвесторов коммерческая недвижимость?
  • Кого растят в бизнес-инкубаторах?
  • Инвестиции, которые нас выбирают.
  • Ноу-хау - продукт отечественный.
  • Вслед за девальвацией могут "обесцениться" банки.
  • Франция: опыт децентрализации.
  • Belarus Fashion Week: обзор основных тенденций на весну-лето - 2012

Электронная версия журнала (для изменения размера страницы кликните по ней левой клавишей мыши)

         

 

Беларусь остается в зоне повышенного потребления?

 
Уважаемые читатели!

 

В последние недели идет бурное обсуждение плановых темпов роста ВВП на 2012 г. Между тем дело не в том, будут приняты 7 или 5,5%, речь идет о выборе модели хозяйствования. В том случае, если будет принят хотя и сниженный, но рост ВВП, то это означает сохранение прежней модели хозяйствования, дополненной набором мер по сдерживанию эмиссии, инфляции и сокращению темпов девальвации. Останется ориентация на количественные показатели, рост заработной платы, которая, как и раньше, будет отставать от темпов инфляции. С точки зрения политических критериев, - это правильно. Если перед созданным широким потоком в одночасье поставить плотину, то вряд ли она выдержит, логичнее напор снижать постепенно.

Но какова экономическая цена политической стабильности? В первую очередь, - это отказ от экономической стабилизации и создания заделов конкурентоспособности в будущем. Это и отказ от необходимого сокращения экономически необоснованного потребления. Продолжится прежнее опережение роста заработной платы над ростом производительности труда. Достижение высоких объемных показателей, как и ранее, отвлечет ресурсы от технического перевооружения и обновления производственных программ. В совокупности это отодвигает на неопределенную перспективу создание эффективных рабочих мест с необходимой выработкой в 60-70 тыс.долл. Невозможно одновременно расширять объем производства, менять технологию и совершенствовать продукцию.

Что еще важно. Откладывается до лучших времен структурная перестройка экономики в направлении развития сферы услуг. По-прежнему ставка делается на неэффективный выпуск продукции, который ведет к росту отрицательного сальдо платежного баланса. Это неминуемо потребует новых внешних займов и, следовательно, продолжится, по существу, жизнь в долг. Долги же будет отдавать подрастающее поколение, а для погашения срочных можно еще долго продавать предприятия.

И самое главное. Продление ручного управления экономикой с опорой на административный ресурс не развивает предпринимательскую инициативу и ответственность трудоспособного населения за свое материальное благополучие. Не нарушай трудовую дисциплину, и ты будешь жить как все. Может, это и не так плохо, нет стрессов, а чаще и лишних волнений. Правда, Черчилль, рассматривая предпринимаемые Рузвельтом меры по преодолению кризиса еще в 1934 г., этот подход к организации экономической модели называл «краем мрачной сибирской тундры с арктическими холодами».

Есть в стране надежда, что после президентских выборов в РФ белорусам станет жить легче. Определенная логика в надежде на Россию есть, но она ошибочно связывается с выборами. Россия обеспокоена развертыванием ПРО в странах-соседях Беларуси и потому «не допустит экономических безобразий» на белорусской территории. Любое российское руководство по-прежнему будет заинтересовано в политической стабильности, но уже не более того. Никто не пойдет на улучшение жизни белорусов за счет экономических интересов россиян. Пример тому - цены на газ в 2012 г. Экономия по сравнению с 2011 г. составит 1,7 млрд.долл. при долге Белтрансгаза, который стал полностью российским предприятием, 1 млрд.долл. Подарив 700 млн.долл., Россия ускорила интеграционные процессы и подала пример Украине, что в ЕврАзЭС ей будет жить веселее.

Что же касается Беларуси, то в 2012 г. на российском рынке ей придется еще больше снижать экспортные цены, ибо конкурировать с европейскими производителями после вступления России в ВТО надо будет активнее. Этот алгоритм расширения экспорта действовал и ранее. В результате белорусам с каждым годом приходилось на рубль экспортной продукции продавать все больше изделий в натуральном выражении. Следовательно, в 2012 г. добавленная стоимость в экспорте еще более уменьшится. Поэтому можно сколь угодно долго говорить об инновационном пути развития, повышении отдачи от ученых, но если не вкладывать деньги в исследования, в развитие технологии научных изысканий и производства, а наращивать объемы выпуска устаревшей продукции, то жизнь лучше не станет.

В этих условиях логично не только концентрировать ресурсы на потенциально конкурентоспособных направлениях, но искать новые ниши, в которых, в силу объективных условий, Беларусь будет испытывать меньшую конкуренцию. В первую очередь, - это развитие информационно-транспортных коммуникаций, сферы услуг, выстраивание кооперационных связей с российскими производителями конечной продукции. В сельском хозяйстве при развитии специализации крупных животноводческих комплексов должны формироваться фермерство и высокотехнологичная переработка. Для этого нужны инвесторы и, желательно, западные, которые с государственными предприятиями создавать совместные предприятия не будут.

Но пока об этом приходится только мечтать.

 

С уважением,

{jcomments on}

Тема номера

ИНФРАСТРУКТУРА БИЗНЕСА

 

4          В таком «Порту» приятно бросить якорь

Останется ли привлекательной для инвесторов коммерческая недвижимость?

Владимир СВЕРКУНОВ

 

8          Будущие «силачи» нуждаются в поддержке

Кого растят в бизнес-инкубаторах?

Александр ГРУЗДОВ

 

12       Зачем предпринимателю «связка» ключей?

Готова ли Беларусь вести электронный бизнес?

Владимир НАДЕЖДИН

 

15       Госзакупки в электронном формате

С 1 января 2012 г. электронный аукцион станет основной процедурой проведения государственных закупок в Беларуси, а участвовать в них смогут все субъекты хозяйствования государств, входящих в Таможенный союз.

Марина ГРИНЧЕНКО

 

16       Минская торговля ждет нового «жилья» 

Инфраструктура столичной торговли: сегодня и завтра.

Ольга БУЛКО

 

МЕНЕДЖМЕНТ

17       Инвестиции, которые нас выбирают

Для привлечения в страну эффективных ПИИ важно улучшить инвестиционный климат, а также создать адекватную инфраструктуру.

Ирина КОЛЕСНИКОВА

 

20       Годовой план продаж: «снизу» или «сверху»?

Как соблюсти баланс интересов руководства компании и возможностей ее сотрудников при планировании?

Василий ХЛОБЫСТОВ

 

ИННОВАЦИИ

23       В центре внимания - свежие идеи

В Минске прошла белорусская инновационная неделя

Анатолий ГРИШАНОВИЧ

 

24   Ноу-хау - продукт отечественный

Современные технологии могут родиться только на отечественных предприятиях.

Александр БОДЯКО

 

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

27       Искусственная "овчинка" выделки не стоит

Страна может резко сократить импорт искусственных кож, если государство окажет передовым предприятиям отрасли минимальную поддержку.

Юрий КРУГЛОВ

 

ФИНАНСЫ

28       Вслед за девальвацией могут "обесцениться" банки

Банковская система может оказаться в глубоком кризисе.

Тадеуш ХВАЩИНСКИЙ

 

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

29      Сколько стоит наше меню

 

МАРКЕТИНГ    

 

30       Бренд по-белорусски: миф или реальность

Как добиться, чтобы бренд вызывал яркие положительные эмоции?

Ольга ПАСИЯК

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ

32       Франция: опыт децентрализации

Французский опыт демонтажа управленческой вертикали сегодня востребован в Европе.

Александр КОВРИГИН

 

промышленность

34       Импорт - на замок

Координируя усилия, производители замочных изделий могут вытеснить с внутреннего рынка значительную часть импорта.

Александр ШАБОТЕНКО

 

36       Жесткая экспансия мягкой мебели

В нынешнем году холдинговая компания «Пинскдрев» значительно улучшила экономические показатели, в планах - взрывной рост объемов производства.

Александр СУДНИК

 

СТРОИТЕЛЬСТВО

38       Что нас ждет на стройках России

Снижение объемов строительных работ внутри республики белорусские строители могут компенсировать, нарастив экспорт своих услуг.

Андрей БАХМАТ, Александр МАЛЯРЕНКО

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

40       Система сервисов готова к трансформациям

Если предприятия имеют эффективную экономику, то их структурные преобразования не вызовут сложностей.

Владимир МАХНАЧ

 

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

42       На полпути к обновленному бренду

Для проведения глубокой модернизации важно объединить ресурсы предприятий и государства.

Сергей СЕМЕНОВ

 

РЕСУРСЫ

44       Как заглянуть в глубь земли?

В геологии на первый план выходит экономическая составляющая целесообразности разработки месторождений.

Андрей КОВХУТО

 

УСЛУГИ

46       Жить по закону поможет юрист

Какие преимущества дает сотрудничество с лучшими юридическими компаниями?

Марина ЛАТЫШЕВА

 

ПРАВО

48       Материальная ответственность и трудовой контракт

Можно ли любого работника «наделить» полной материальной ответственностью?

Максим НАУМЧИК

 

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

50       Хотите повысить эффективность персонала? Займитесь HR-брендингом!

Создание имиджа лучшего работодателя помогает улучшить результаты работы всей компании.

Руслан МАНСУРОВ

 

53       Оплата зависит от рейтинга

Система многокритериальной рейтинговой оценки позволяет наиболее полно оценить трудовой вклад каждого работника.

Татьяна ДОЛИНИНА

 

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ

56       Кризис: новые проблемы или новые возможности?

Благоприятный психологический климат в коллективе помогает преодолеть любые сложности.

Жанна ЗАВЬЯЛОВА

 

МЫСЛИ НЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

59       Пальнем из ружья по кризису

Белорусам не так страшен внешний враг, как внутренние экономические проблемы.

 

КЛУБ «ДИРЕКТОР»

 

Мода и стиль

60       Belarus Fashion Week: обзор основных тенденций на весну-лето-2012

Модели, продемонстрированные на белорусском форуме моды, вполне способны не только украсить свою обладательницу, но и заставить говорить о ней как о женщине с очень хорошим вкусом.

Ольга КОВТУНЕНКО

 

Здоровье

62       Невидимый капкан для ног

С ростом благосостояния заболеваемость подагрой увеличивается.

Ирина ВЕСЕНИНА

Василий ХЛОБЫСТОВ, консультант по управлению, маркетингу и развитию систем продаж

Как ни странно, но до сих пор планирование в ряде компаний носит достаточно формальный характер. Мало того, что полезность такого плана откровенно невелика, так еще и выполняется он от случая к случаю, то на 80%, то на 140%.
Существует два основных подхода к планированию: «снизу» и «сверху».
В первом случае менеджеры определяют перспективы роста по каждому из своих клиентов, ориентируясь на истории продаж и субъективную оценку возможностей (тенденции рынка, появление новых клиентов, возможности продать больший ассортимент каждому клиенту).
При планировании «сверху» руководство (собственники) определяет желаемое увеличение объема продаж, целевую долю рынка исходя из накопленного потенциала производства, маркетинга и системы продаж.
Чаще всего руководители предпочитают «спускать» планы директивно, не принимая в расчет мнение сотрудников. Определенный резон в этом есть: во-первых, менеджеры стремятся «нарисовать» откровенно слабый план, который проще выполнить, во-вторых, они не всегда располагают информацией о стратегических планах компании, новых направлениях маркетинговой политики и разработках, которые должны «выстрелить» в следующем году.
В то же время Генри Киссинджер (один из лучших дипломатов в американской истории, в 2002 г. возглавивший список ведущих интеллектуалов мира) так высказался по этому поводу: «Выработка планов - напрасная трата времени, если это не поручено тем, кто будет их исполнять». А Уинстон Черчилль в аналогичной ситуации отметил: «Любой умный человек может составить план победы в войне, если он не отвечает за осуществление этого плана».
Думаю, к мнению этих профессионалов стоит прислушаться. Но как же сбалансировать планирование на разных «уровнях», связав воедино руководство компании и отдела продаж, менеджеров и торговых представителей? Что ляжет в основу плана: возможности людей, потенциал системы или инвестиционные возможности компании?

Поможет следующая схема из 10 шагов. Компетенция участников планирования показана в табл. 1.


Рассмотрим, что же должно быть сделано, и какой получен результат (табл. 2).



А дальше остается осуществлять планы и анализировать ход их выполнения. Подводить итоги в конце периода недостаточно, эта работа должна проводиться регулярно. При этом важно дать ответы на следующие вопросы: что не было учтено, но оказывает существенное влияние на выполнение плана? Как изменилась ситуация на рынке, что надо сделать, чтобы все же добиться выполнения плана?
Ежедневные и еженедельные планы менеджеров могут оформляться в самом упрощенном виде, однако они должны отражать движение в сторону месячных и квартальных планов, в том числе, какие задачи необходимо выполнить в начале периода, а какие можно отложить?
И еще один важный нюанс. План - не догма и бывает, что ситуация требует его пересмотра. В этом случае будет существенное недовыполнение либо перевыполнение (нормальным считается выполнение плана в диапазоне 95-110%). На это не стоит закрывать глаза. Обсудите изменения с сотрудниками, сделайте выводы, скорректируйте план следующего месяца или квартала. И не забудьте при необходимости подкорректировать систему мотивации.

 Ольга БУЛКО, зав. отделом экономики сферы услуг Института экономики НАН Беларуси

 

Как известно, Минск по обеспеченности торговыми площадями отстает от других крупных городов мира - на 100 его жителей приходится 346 кв. м торговых площадей. Но в ближайшее время этот показатель планируется увеличить до 600 кв. м. Что же представляет собой сегодня инфраструктура столичной торговли? Как она будет развиваться в ближайшее время?

Зона частной инициативы

Торговля - отрасль с доминирующим частным капиталом. В государственной собственности находится 16,5% объектов, в частной - 79,9%, 3,6% объектов принадлежат иностранных инвесторам (данные на 2010 г.). Ключевую роль в столичной торговле сегодня играют розничные сети. Наибольшее количество торговых площадей (свыше 300 тыс. кв. м) находится в пользовании 16 крупнейших операторов рынка, в числе которых «Евроторг» (магазины «Евроопт»), «БелВиллесден» (розничная сеть «Гиппо»), «ДОРОРС» (одноименная сеть магазинов), «Либретик» (магазины «Соседи»).

Супермаркет в качестве «якоря»

Наибольшее распространение в постсоветских странах получил формат торгового центра, «якорем» в котором выступает супермаркет, предлагающий покупателю кроме низких цен большой ассортимент товаров и возможность приобрести все необходимое в одно время и в одном месте. Таким образом, якорные арендаторы становятся «приманкой» для покупателей.
Отличительные характеристики «якорей»: большие размеры занимаемой площади (более 1000 кв. м), длительный срок договора аренды (до 10 лет), а также значительные капиталовложения в торговое оборудование и технологии продаж. Основная функция «якоря» - генерация потоков посетителей (для себя и остальных арендаторов) и их направление в определенные места ТЦ.
Как правило, «якорными» арендаторами становятся крупные сетевые компании, получающие значительные скидки и другие бонусы от арендодателя.

И реконструировать, и строить

Расширение и совершенствование торговой инфраструктуры городские власти планируют вести по нескольким направлениям.
Первое - модернизация действующих магазинов с акцентом на качественную оптимизацию всех торговых площадей. В частности, предусмотрена реконструкция крупнейших универмагов, таких как ГУМ, ЦУМ, «Беларусь», торговый дом «На Немиге». По имеющейся информации, общая стоимость проектов должна составить 58 млрд. руб.
Второе направление - строительство крупных многофункциональных торгово-развлекательных комплексов. Планируется, что к 2015 г. в них будет создано дополнительно 0,5 млн. кв. м торговых площадей.
Третье - создание разветвленной сети магазинов и объектов общественного питания в зоне шаговой доступности.
Финансироваться программа будет за счет собственных средств предприятий и инвесторов - как внутренних, так и зарубежных. Бюджетные ресурсы на эти цели направлять не планируется.
В то же время нет гарантий, что планы развития торговой инфраструктуры столицы будут реализованы в намеченные сроки. Согласно прогнозам, ряд проектов крупных ТЦ может быть заморожен из-за проблем с финансированием. Чтобы уменьшить финансовую нагрузку, девелоперы могут пойти на упрощение проектов, превратив их в своеобразный розничный «фастфуд».

Сложности с географией

Дефицит площадей - не единственная проблема столичной торговли. Специалисты отмечают неравномерность распределения торговых объектов, и если центральные районы ими достаточно насыщены, то в новых микрорайонах: Каменная Горка, Брилевичи, Михалово, Дружба, Домбровка ощущается дефицит соответствующих площадей.
На общей схеме размещения торговых объектов белорусской столицы  представлены как действующие торговые центры и крупные торговые объекты, так и около 60 новых, что дает возможность составить представление о торгово-строительных планах городских властей. Анализ схемы показывает, что география размещения магазинов и центров не всегда соответствует критериям эффективности.
Во-первых, не запроектировано формирование так называемых торговых коридоров - улиц, на которых располагаются магазины престижных торговых марок или формата дискаунтер, либо специализирующиеся на продаже одной группы товаров («тематические» торговые улицы) и т.д.
Во-вторых, обращает на себя внимание сохраняющаяся неравномерность распределения торговых объектов. Действующие крупные торговые центры расположены в основном в центре и районе Комаровского рынка, а строящиеся запроектированы вдоль улицы Притыцкого и в районе Каменной Горки.

Схема доступна по адресу: http://minsk.gov.by/share/2010/10/04/images/pred_invest/sxema.jpg.

Анатолий ГРИШАНОВИЧ, директор Белорусского инновационного фонда

Белорусская инновационная неделя прошла в Минске с 15 по 18 ноября 2011 г. Ее программа включала до 30 мероприятий (от выставки научно-технических разработок до многочисленных семинаров и заседаний «круглых столов»), в которых приняли участие делегации из России, Украины, Казахстана, Азербайджана, Китая, Кореи, Индии, Ирана и других стран.


Основное мероприятие Недели - пленарное заседание и открытие выставки - состоялось 15 ноября в Национальной библиотеке. На нем выступили с приветствиями руководители делегаций стран-участниц Недели, а также лауреат Нобелевской премии, вице-президент РАН Жорес Алферов. Руководители министерств и Национальной академии наук Беларуси осветили вопросы научно-инновационной деятельности отраслевой науки. В первый день также состоялся Молодежный форум, собравший молодых инноваторов и ученых.


Отличительной чертой Недели стало проведение отдельных тематических заседаний по сотрудничеству с разными странами. Так, прошли встречи по сотрудничеству Республики Беларусь с Россией, Украиной, Казахстаном, Китаем, странами ЕС (Латвия, Литва, Польша, Германия).
Состоялись также два конкурса: Инновационных проектов (в основной и молодежной номинациях) и Ярмарка инновационных идей-2011, организованная Белорусским союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского. В этих мероприятиях участвовало более 150 человек. Отдельный конкурс был проведен по линии Парка высоких технологий, где отмечались разработки в области программного обеспечения.


Одной из главных задач Недели была организация встреч и переговоров по интересам разработчиков и производителей инновационной продукции. Это особенно важно для привлечения зарубежных инвестиций в высокотехнологическую сферу производства белорусской экономики. По мнению зарубежных участников, Белорусская инновационная неделя послужила укреплению деловых связей и продемонстрировала стремление Беларуси идти по пути построения и развития инновационной экономики в полном соответствии с мировыми тенденциями.
Одним из важных мероприятий стал форум «Беларусь - страны ЕС», на котором, в частности, были представлены результаты совместных белорусско-латвийских, белорусско-литовских и белорусско-польских научно-исследовательских проектов.


В ходе этого мероприятия состоялись рабочие встречи сотрудников государственного предприятия «Научно-технологический парк БНУТ «Политехник», Белорусского национального технического университета, Государственного комитета по науке и технологиям, Министерства образования с представителями органов государственного управления и предпринимателями стран ЕС по вопросам подготовки и проведения кооперационной биржи.


Программа Форума была разделена на 2 этапа.


В первый день состоялось представление научных достижений, результатов выполняемых совместных научно-технических проектов.
Во второй день прошли встречи специалистов бизнес-инкубаторов, технопарков и инновационных центров в рамках биржи контактов «Межгосударственная сеть бизнес-инкубаторов». В рамках семинара-тренинга были также прочитаны лекции на тему «Трансфер технологий: управление использованием и утилизацией производственных отходов в Германии и ЕС - состояние и перспективы».
Среди результатов Форума «Беларусь - страны ЕС» можно выделить следующее.


1. Подписание протокола намерений о строительстве завода по термоутилизации твердых бытовых отходов в Республике Беларусь в г. Орша (Витебская область) между Компанией COOMI (Италия), Оршанским горисполкомом и КУП «Спецавтобаза» г. Орши.
2. Подписание договора, предусматривающего подписание отдельного соглашения по созданию Белорусско-литовского инновационного центра между Белорусским инновационным фондом (Беларусь) и Научным парком Каунасского технологического университета (Литва).
3. В рамках встречи на бирже контактов «Межгосударственная сеть бизнес-инкубаторов» участники предложили создать белорусскую ассоциацию технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных центров и выразили готовность выступить учредителями данной ассоциации.
4. Подведены предварительные итоги белорусско-латвийской, белорусско-литовской и белорусско-польской программ научно-технического сотрудничества, заслушаны отчеты, участникам Форума предложены результаты выполняемых совместных проектов для использования в реальном секторе экономики.
5. Достигнут ряд договоренностей между участниками Форума о дальнейшем сотрудничестве в научно-технической сфере.