№11 (149) - Ноябрь 2011

ТЕМА НОМЕРА

      ИНФРАСТРУКТУРА БИЗНЕСА

  • Останется ли привлекательной для инвесторов коммерческая недвижимость?
  • Кого растят в бизнес-инкубаторах?
  • Инвестиции, которые нас выбирают.
  • Ноу-хау - продукт отечественный.
  • Вслед за девальвацией могут "обесцениться" банки.
  • Франция: опыт децентрализации.
  • Belarus Fashion Week: обзор основных тенденций на весну-лето - 2012

Электронная версия журнала (для изменения размера страницы кликните по ней левой клавишей мыши)

         

 

Беларусь остается в зоне повышенного потребления?

 
Уважаемые читатели!

 

В последние недели идет бурное обсуждение плановых темпов роста ВВП на 2012 г. Между тем дело не в том, будут приняты 7 или 5,5%, речь идет о выборе модели хозяйствования. В том случае, если будет принят хотя и сниженный, но рост ВВП, то это означает сохранение прежней модели хозяйствования, дополненной набором мер по сдерживанию эмиссии, инфляции и сокращению темпов девальвации. Останется ориентация на количественные показатели, рост заработной платы, которая, как и раньше, будет отставать от темпов инфляции. С точки зрения политических критериев, - это правильно. Если перед созданным широким потоком в одночасье поставить плотину, то вряд ли она выдержит, логичнее напор снижать постепенно.

Но какова экономическая цена политической стабильности? В первую очередь, - это отказ от экономической стабилизации и создания заделов конкурентоспособности в будущем. Это и отказ от необходимого сокращения экономически необоснованного потребления. Продолжится прежнее опережение роста заработной платы над ростом производительности труда. Достижение высоких объемных показателей, как и ранее, отвлечет ресурсы от технического перевооружения и обновления производственных программ. В совокупности это отодвигает на неопределенную перспективу создание эффективных рабочих мест с необходимой выработкой в 60-70 тыс.долл. Невозможно одновременно расширять объем производства, менять технологию и совершенствовать продукцию.

Что еще важно. Откладывается до лучших времен структурная перестройка экономики в направлении развития сферы услуг. По-прежнему ставка делается на неэффективный выпуск продукции, который ведет к росту отрицательного сальдо платежного баланса. Это неминуемо потребует новых внешних займов и, следовательно, продолжится, по существу, жизнь в долг. Долги же будет отдавать подрастающее поколение, а для погашения срочных можно еще долго продавать предприятия.

И самое главное. Продление ручного управления экономикой с опорой на административный ресурс не развивает предпринимательскую инициативу и ответственность трудоспособного населения за свое материальное благополучие. Не нарушай трудовую дисциплину, и ты будешь жить как все. Может, это и не так плохо, нет стрессов, а чаще и лишних волнений. Правда, Черчилль, рассматривая предпринимаемые Рузвельтом меры по преодолению кризиса еще в 1934 г., этот подход к организации экономической модели называл «краем мрачной сибирской тундры с арктическими холодами».

Есть в стране надежда, что после президентских выборов в РФ белорусам станет жить легче. Определенная логика в надежде на Россию есть, но она ошибочно связывается с выборами. Россия обеспокоена развертыванием ПРО в странах-соседях Беларуси и потому «не допустит экономических безобразий» на белорусской территории. Любое российское руководство по-прежнему будет заинтересовано в политической стабильности, но уже не более того. Никто не пойдет на улучшение жизни белорусов за счет экономических интересов россиян. Пример тому - цены на газ в 2012 г. Экономия по сравнению с 2011 г. составит 1,7 млрд.долл. при долге Белтрансгаза, который стал полностью российским предприятием, 1 млрд.долл. Подарив 700 млн.долл., Россия ускорила интеграционные процессы и подала пример Украине, что в ЕврАзЭС ей будет жить веселее.

Что же касается Беларуси, то в 2012 г. на российском рынке ей придется еще больше снижать экспортные цены, ибо конкурировать с европейскими производителями после вступления России в ВТО надо будет активнее. Этот алгоритм расширения экспорта действовал и ранее. В результате белорусам с каждым годом приходилось на рубль экспортной продукции продавать все больше изделий в натуральном выражении. Следовательно, в 2012 г. добавленная стоимость в экспорте еще более уменьшится. Поэтому можно сколь угодно долго говорить об инновационном пути развития, повышении отдачи от ученых, но если не вкладывать деньги в исследования, в развитие технологии научных изысканий и производства, а наращивать объемы выпуска устаревшей продукции, то жизнь лучше не станет.

В этих условиях логично не только концентрировать ресурсы на потенциально конкурентоспособных направлениях, но искать новые ниши, в которых, в силу объективных условий, Беларусь будет испытывать меньшую конкуренцию. В первую очередь, - это развитие информационно-транспортных коммуникаций, сферы услуг, выстраивание кооперационных связей с российскими производителями конечной продукции. В сельском хозяйстве при развитии специализации крупных животноводческих комплексов должны формироваться фермерство и высокотехнологичная переработка. Для этого нужны инвесторы и, желательно, западные, которые с государственными предприятиями создавать совместные предприятия не будут.

Но пока об этом приходится только мечтать.

 

С уважением,

{jcomments on}

Тема номера

ИНФРАСТРУКТУРА БИЗНЕСА

 

4          В таком «Порту» приятно бросить якорь

Останется ли привлекательной для инвесторов коммерческая недвижимость?

Владимир СВЕРКУНОВ

 

8          Будущие «силачи» нуждаются в поддержке

Кого растят в бизнес-инкубаторах?

Александр ГРУЗДОВ

 

12       Зачем предпринимателю «связка» ключей?

Готова ли Беларусь вести электронный бизнес?

Владимир НАДЕЖДИН

 

15       Госзакупки в электронном формате

С 1 января 2012 г. электронный аукцион станет основной процедурой проведения государственных закупок в Беларуси, а участвовать в них смогут все субъекты хозяйствования государств, входящих в Таможенный союз.

Марина ГРИНЧЕНКО

 

16       Минская торговля ждет нового «жилья» 

Инфраструктура столичной торговли: сегодня и завтра.

Ольга БУЛКО

 

МЕНЕДЖМЕНТ

17       Инвестиции, которые нас выбирают

Для привлечения в страну эффективных ПИИ важно улучшить инвестиционный климат, а также создать адекватную инфраструктуру.

Ирина КОЛЕСНИКОВА

 

20       Годовой план продаж: «снизу» или «сверху»?

Как соблюсти баланс интересов руководства компании и возможностей ее сотрудников при планировании?

Василий ХЛОБЫСТОВ

 

ИННОВАЦИИ

23       В центре внимания - свежие идеи

В Минске прошла белорусская инновационная неделя

Анатолий ГРИШАНОВИЧ

 

24   Ноу-хау - продукт отечественный

Современные технологии могут родиться только на отечественных предприятиях.

Александр БОДЯКО

 

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

27       Искусственная "овчинка" выделки не стоит

Страна может резко сократить импорт искусственных кож, если государство окажет передовым предприятиям отрасли минимальную поддержку.

Юрий КРУГЛОВ

 

ФИНАНСЫ

28       Вслед за девальвацией могут "обесцениться" банки

Банковская система может оказаться в глубоком кризисе.

Тадеуш ХВАЩИНСКИЙ

 

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

29      Сколько стоит наше меню

 

МАРКЕТИНГ    

 

30       Бренд по-белорусски: миф или реальность

Как добиться, чтобы бренд вызывал яркие положительные эмоции?

Ольга ПАСИЯК

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ

32       Франция: опыт децентрализации

Французский опыт демонтажа управленческой вертикали сегодня востребован в Европе.

Александр КОВРИГИН

 

промышленность

34       Импорт - на замок

Координируя усилия, производители замочных изделий могут вытеснить с внутреннего рынка значительную часть импорта.

Александр ШАБОТЕНКО

 

36       Жесткая экспансия мягкой мебели

В нынешнем году холдинговая компания «Пинскдрев» значительно улучшила экономические показатели, в планах - взрывной рост объемов производства.

Александр СУДНИК

 

СТРОИТЕЛЬСТВО

38       Что нас ждет на стройках России

Снижение объемов строительных работ внутри республики белорусские строители могут компенсировать, нарастив экспорт своих услуг.

Андрей БАХМАТ, Александр МАЛЯРЕНКО

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

40       Система сервисов готова к трансформациям

Если предприятия имеют эффективную экономику, то их структурные преобразования не вызовут сложностей.

Владимир МАХНАЧ

 

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

42       На полпути к обновленному бренду

Для проведения глубокой модернизации важно объединить ресурсы предприятий и государства.

Сергей СЕМЕНОВ

 

РЕСУРСЫ

44       Как заглянуть в глубь земли?

В геологии на первый план выходит экономическая составляющая целесообразности разработки месторождений.

Андрей КОВХУТО

 

УСЛУГИ

46       Жить по закону поможет юрист

Какие преимущества дает сотрудничество с лучшими юридическими компаниями?

Марина ЛАТЫШЕВА

 

ПРАВО

48       Материальная ответственность и трудовой контракт

Можно ли любого работника «наделить» полной материальной ответственностью?

Максим НАУМЧИК

 

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

50       Хотите повысить эффективность персонала? Займитесь HR-брендингом!

Создание имиджа лучшего работодателя помогает улучшить результаты работы всей компании.

Руслан МАНСУРОВ

 

53       Оплата зависит от рейтинга

Система многокритериальной рейтинговой оценки позволяет наиболее полно оценить трудовой вклад каждого работника.

Татьяна ДОЛИНИНА

 

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ

56       Кризис: новые проблемы или новые возможности?

Благоприятный психологический климат в коллективе помогает преодолеть любые сложности.

Жанна ЗАВЬЯЛОВА

 

МЫСЛИ НЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

59       Пальнем из ружья по кризису

Белорусам не так страшен внешний враг, как внутренние экономические проблемы.

 

КЛУБ «ДИРЕКТОР»

 

Мода и стиль

60       Belarus Fashion Week: обзор основных тенденций на весну-лето-2012

Модели, продемонстрированные на белорусском форуме моды, вполне способны не только украсить свою обладательницу, но и заставить говорить о ней как о женщине с очень хорошим вкусом.

Ольга КОВТУНЕНКО

 

Здоровье

62       Невидимый капкан для ног

С ростом благосостояния заболеваемость подагрой увеличивается.

Ирина ВЕСЕНИНА

 Ольга БУЛКО, зав. отделом экономики сферы услуг Института экономики НАН Беларуси

 

Как известно, Минск по обеспеченности торговыми площадями отстает от других крупных городов мира - на 100 его жителей приходится 346 кв. м торговых площадей. Но в ближайшее время этот показатель планируется увеличить до 600 кв. м. Что же представляет собой сегодня инфраструктура столичной торговли? Как она будет развиваться в ближайшее время? Зона частной инициативы Торговля - отрасль с доминирующим частным капиталом. В государственной собственности находится 16,5% объектов, в частной - 79,9%, 3,6% объектов принадлежат иностранных инвесторам (данные на 2010 г.). Ключевую роль в столичной торговле сегодня играют розничные сети. Наибольшее количество торговых площадей (свыше 300 тыс. кв. м) находится в пользовании 16 крупнейших операторов рынка, в числе которых «Евроторг» (магазины «Евроопт»), «БелВиллесден» (розничная сеть «Гиппо»), «ДОРОРС» (одноименная сеть магазинов), «Либретик» (магазины «Соседи»). Супермаркет в качестве «якоря»

Наибольшее распространение в постсоветских странах получил формат торгового центра, «якорем» в котором выступает супермаркет, предлагающий покупателю кроме низких цен большой ассортимент товаров и возможность приобрести все необходимое в одно время и в одном месте. Таким образом, якорные арендаторы становятся «приманкой» для покупателей.
Отличительные характеристики «якорей»: большие размеры занимаемой площади (более 1000 кв. м), длительный срок договора аренды (до 10 лет), а также значительные капиталовложения в торговое оборудование и технологии продаж. Основная функция «якоря» - генерация потоков посетителей (для себя и остальных арендаторов) и их направление в определенные места ТЦ.
Как правило, «якорными» арендаторами становятся крупные сетевые компании, получающие значительные скидки и другие бонусы от арендодателя. И реконструировать, и строить Расширение и совершенствование торговой инфраструктуры городские власти планируют вести по нескольким направлениям.
Первое - модернизация действующих магазинов с акцентом на качественную оптимизацию всех торговых площадей. В частности, предусмотрена реконструкция крупнейших универмагов, таких как ГУМ, ЦУМ, «Беларусь», торговый дом «На Немиге». По имеющейся информации, общая стоимость проектов должна составить 58 млрд. руб.
Второе направление - строительство крупных многофункциональных торгово-развлекательных комплексов. Планируется, что к 2015 г. в них будет создано дополнительно 0,5 млн. кв. м торговых площадей.
Третье - создание разветвленной сети магазинов и объектов общественного питания в зоне шаговой доступности.
Финансироваться программа будет за счет собственных средств предприятий и инвесторов - как внутренних, так и зарубежных. Бюджетные ресурсы на эти цели направлять не планируется.
В то же время нет гарантий, что планы развития торговой инфраструктуры столицы будут реализованы в намеченные сроки. Согласно прогнозам, ряд проектов крупных ТЦ может быть заморожен из-за проблем с финансированием. Чтобы уменьшить финансовую нагрузку, девелоперы могут пойти на упрощение проектов, превратив их в своеобразный розничный «фастфуд». Сложности с географией Дефицит площадей - не единственная проблема столичной торговли. Специалисты отмечают неравномерность распределения торговых объектов, и если центральные районы ими достаточно насыщены, то в новых микрорайонах: Каменная Горка, Брилевичи, Михалово, Дружба, Домбровка ощущается дефицит соответствующих площадей.
На общей схеме размещения торговых объектов белорусской столицы  представлены как действующие торговые центры и крупные торговые объекты, так и около 60 новых, что дает возможность составить представление о торгово-строительных планах городских властей. Анализ схемы показывает, что география размещения магазинов и центров не всегда соответствует критериям эффективности.
Во-первых, не запроектировано формирование так называемых торговых коридоров - улиц, на которых располагаются магазины престижных торговых марок или формата дискаунтер, либо специализирующиеся на продаже одной группы товаров («тематические» торговые улицы) и т.д.
Во-вторых, обращает на себя внимание сохраняющаяся неравномерность распределения торговых объектов. Действующие крупные торговые центры расположены в основном в центре и районе Комаровского рынка, а строящиеся запроектированы вдоль улицы Притыцкого и в районе Каменной Горки.

Схема доступна по адресу: http://minsk.gov.by/share/2010/10/04/images/pred_invest/sxema.jpg.

Василий ХЛОБЫСТОВ, консультант по управлению, маркетингу и развитию систем продаж Как ни странно, но до сих пор планирование в ряде компаний носит достаточно формальный характер. Мало того, что полезность такого плана откровенно невелика, так еще и выполняется он от случая к случаю, то на 80%, то на 140%.
Существует два основных подхода к планированию: «снизу» и «сверху».
В первом случае менеджеры определяют перспективы роста по каждому из своих клиентов, ориентируясь на истории продаж и субъективную оценку возможностей (тенденции рынка, появление новых клиентов, возможности продать больший ассортимент каждому клиенту).
При планировании «сверху» руководство (собственники) определяет желаемое увеличение объема продаж, целевую долю рынка исходя из накопленного потенциала производства, маркетинга и системы продаж.
Чаще всего руководители предпочитают «спускать» планы директивно, не принимая в расчет мнение сотрудников. Определенный резон в этом есть: во-первых, менеджеры стремятся «нарисовать» откровенно слабый план, который проще выполнить, во-вторых, они не всегда располагают информацией о стратегических планах компании, новых направлениях маркетинговой политики и разработках, которые должны «выстрелить» в следующем году.
В то же время Генри Киссинджер (один из лучших дипломатов в американской истории, в 2002 г. возглавивший список ведущих интеллектуалов мира) так высказался по этому поводу: «Выработка планов - напрасная трата времени, если это не поручено тем, кто будет их исполнять». А Уинстон Черчилль в аналогичной ситуации отметил: «Любой умный человек может составить план победы в войне, если он не отвечает за осуществление этого плана».
Думаю, к мнению этих профессионалов стоит прислушаться. Но как же сбалансировать планирование на разных «уровнях», связав воедино руководство компании и отдела продаж, менеджеров и торговых представителей? Что ляжет в основу плана: возможности людей, потенциал системы или инвестиционные возможности компании? Поможет следующая схема из 10 шагов. Компетенция участников планирования показана в табл. 1.

Рассмотрим, что же должно быть сделано, и какой получен результат (табл. 2).



А дальше остается осуществлять планы и анализировать ход их выполнения. Подводить итоги в конце периода недостаточно, эта работа должна проводиться регулярно. При этом важно дать ответы на следующие вопросы: что не было учтено, но оказывает существенное влияние на выполнение плана? Как изменилась ситуация на рынке, что надо сделать, чтобы все же добиться выполнения плана?
Ежедневные и еженедельные планы менеджеров могут оформляться в самом упрощенном виде, однако они должны отражать движение в сторону месячных и квартальных планов, в том числе, какие задачи необходимо выполнить в начале периода, а какие можно отложить?
И еще один важный нюанс. План - не догма и бывает, что ситуация требует его пересмотра. В этом случае будет существенное недовыполнение либо перевыполнение (нормальным считается выполнение плана в диапазоне 95-110%). На это не стоит закрывать глаза. Обсудите изменения с сотрудниками, сделайте выводы, скорректируйте план следующего месяца или квартала. И не забудьте при необходимости подкорректировать систему мотивации.

Анатолий ГРИШАНОВИЧ, директор Белорусского инновационного фонда

Белорусская инновационная неделя прошла в Минске с 15 по 18 ноября 2011 г. Ее программа включала до 30 мероприятий (от выставки научно-технических разработок до многочисленных семинаров и заседаний «круглых столов»), в которых приняли участие делегации из России, Украины, Казахстана, Азербайджана, Китая, Кореи, Индии, Ирана и других стран.


Основное мероприятие Недели - пленарное заседание и открытие выставки - состоялось 15 ноября в Национальной библиотеке. На нем выступили с приветствиями руководители делегаций стран-участниц Недели, а также лауреат Нобелевской премии, вице-президент РАН Жорес Алферов. Руководители министерств и Национальной академии наук Беларуси осветили вопросы научно-инновационной деятельности отраслевой науки. В первый день также состоялся Молодежный форум, собравший молодых инноваторов и ученых.


Отличительной чертой Недели стало проведение отдельных тематических заседаний по сотрудничеству с разными странами. Так, прошли встречи по сотрудничеству Республики Беларусь с Россией, Украиной, Казахстаном, Китаем, странами ЕС (Латвия, Литва, Польша, Германия).
Состоялись также два конкурса: Инновационных проектов (в основной и молодежной номинациях) и Ярмарка инновационных идей-2011, организованная Белорусским союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского. В этих мероприятиях участвовало более 150 человек. Отдельный конкурс был проведен по линии Парка высоких технологий, где отмечались разработки в области программного обеспечения.


Одной из главных задач Недели была организация встреч и переговоров по интересам разработчиков и производителей инновационной продукции. Это особенно важно для привлечения зарубежных инвестиций в высокотехнологическую сферу производства белорусской экономики. По мнению зарубежных участников, Белорусская инновационная неделя послужила укреплению деловых связей и продемонстрировала стремление Беларуси идти по пути построения и развития инновационной экономики в полном соответствии с мировыми тенденциями.
Одним из важных мероприятий стал форум «Беларусь - страны ЕС», на котором, в частности, были представлены результаты совместных белорусско-латвийских, белорусско-литовских и белорусско-польских научно-исследовательских проектов.


В ходе этого мероприятия состоялись рабочие встречи сотрудников государственного предприятия «Научно-технологический парк БНУТ «Политехник», Белорусского национального технического университета, Государственного комитета по науке и технологиям, Министерства образования с представителями органов государственного управления и предпринимателями стран ЕС по вопросам подготовки и проведения кооперационной биржи.


Программа Форума была разделена на 2 этапа.


В первый день состоялось представление научных достижений, результатов выполняемых совместных научно-технических проектов.
Во второй день прошли встречи специалистов бизнес-инкубаторов, технопарков и инновационных центров в рамках биржи контактов «Межгосударственная сеть бизнес-инкубаторов». В рамках семинара-тренинга были также прочитаны лекции на тему «Трансфер технологий: управление использованием и утилизацией производственных отходов в Германии и ЕС - состояние и перспективы».
Среди результатов Форума «Беларусь - страны ЕС» можно выделить следующее.


1. Подписание протокола намерений о строительстве завода по термоутилизации твердых бытовых отходов в Республике Беларусь в г. Орша (Витебская область) между Компанией COOMI (Италия), Оршанским горисполкомом и КУП «Спецавтобаза» г. Орши.
2. Подписание договора, предусматривающего подписание отдельного соглашения по созданию Белорусско-литовского инновационного центра между Белорусским инновационным фондом (Беларусь) и Научным парком Каунасского технологического университета (Литва).
3. В рамках встречи на бирже контактов «Межгосударственная сеть бизнес-инкубаторов» участники предложили создать белорусскую ассоциацию технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных центров и выразили готовность выступить учредителями данной ассоциации.
4. Подведены предварительные итоги белорусско-латвийской, белорусско-литовской и белорусско-польской программ научно-технического сотрудничества, заслушаны отчеты, участникам Форума предложены результаты выполняемых совместных проектов для использования в реальном секторе экономики.
5. Достигнут ряд договоренностей между участниками Форума о дальнейшем сотрудничестве в научно-технической сфере.

Международное рейтинговое агентство Moody's сохранило «негативный» прогноз развития банковской системы Беларуси. Пессимизм аналитиков базируется на общей оценке устойчивости финансовой системы. По мнению экспертов, наша страна переживает серьезные макроэкономические трудности, которые напрямую затрагивают отечественные банки. В своем отчете эксперты особо отметили уязвимость ликвидных позиций кредитных учреждений, ухудшение качества их активов и снижение способности правительства оказывать поддержку банкам и экономике страны в целом. Существует целый ряд серьезных предпосылок для ухудшения показателей. В апреле-сентябре 2011 г. наблюдалось осложнение положения в реальном секторе экономики. По мнению опрошенных Нацбанком специалистов, существенно ниже уровня 2010 г. сложились значения индекса бизнес-климата, показателей деловой конъюнктуры, производства и реализации продукции. Участники исследования отметили также возросшую просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженности, ухудшение условий кредитования, повышение издержек и цен на готовую продукцию (работы, услуги) и другие негативные для хозяйственной деятельности факторы. Кроме того, рост процентных ставок и уменьшение правительственных субсидий заемщикам негативно повлияет на их способность обслуживать долг. Для банковской системы данные обстоятельства влекут за собой повышение рисков роста величины проблемной задолженности со стороны кредитополучателей. Агентство Moody`s прогнозирует быстрое увеличение доли проблемных кредитов в банковской системе. Ожидается, что через полтора года их объем достигнет 10-15% (а при дальнейшей девальвации рубля и вовсе 20%), а уровень капитализации банков рискует упасть ниже 8%.
Помимо того развитие кредитных учреждений затруднено резким снижением в эквиваленте (евро) величины их уставных фондов и нормативного капитала, значительными потерями иностранных инвесторов, ухудшением показателей достаточности капитала и невыполнением нормативов максимального риска на одного должника.
Банки также пострадали от существующих правил налогообложения прибыли, полученной от переоценки валюты, входящей в активы банков. За 8 месяцев текущего года они получили около 1,5 трлн. руб. прибыли. Но треть данной суммы была получена единовременно - за счет переоценки валюты. Расчеты показывают, что из-за действующих правил уже к 1 сентября 2011 г., когда официальный обменный курс рубля по отношению к евро снизился в 1,8 раза, потери иностранных инвесторов составили 225,3 млн. евро.
Как считают специалисты, существующая практика взимания налогов означает необоснованное уменьшение капитала и ведет к потере заинтересованности инвесторов в дальнейших инвестициях в экономику страны.
Для решения вышеописанных проблем ассоциация белорусских банков (АББ) направила в адрес главы Нацбанка Надежды Ермаковой аналитическую записку, в которой выразила обеспокоенность ситуацией, сложившейся в банковской системе после девальвации белорусского рубля. В этом же письме изложены обобщенные предложения по совершенствованию работы и улучшению законодательства.
По мнению участников рынка, помочь им справиться с трудностями может изменение подходов к применению Национального стандарта финансовой отчетности 21 «Влияние изменений валютных курсов» в части временного (до момента стабилизации национальной валюты) разрешения формировать фонды и прибыль банков в иностранной валюте.
В случае невозможности реализации данного предложения защитить капиталы белорусских банков от обесценивания и снижающих девальвационных рисков инвесторов можно за счет следующих мер:
•    сохранения на постоянной основе открытой длинной позиции в размере прямых взносов акционеров в уставных фондах, включая и ранее внесенные средства;
•    льготирования налогообложения прибыли, полученной за счет доходов от переоценки активов в иностранной валюте в результате девальвации, в случае направления ее на пополнение уставного фонда;
•    снятия либо изменения параметров ограничений по размеру субординированного кредита, включаемого в расчет нормативного капитала.
Помимо того, для стабилизации ситуации АББ предлагает определять требования к минимальному размеру уставного фонда только для вновь создаваемых (реорганизованных) банков, а также ввести временный мораторий на ужесточение подходов по расчету нормативного капитала.
В 2011 г. в международные рейтинговые агентства отмечали невысокий уровень капитализации ряда белорусских банков и непринятие мер со стороны основных собственников по пополнению уставного капитала. Это послужило причиной неоднократного снижения кредитных рейтингов. Данные тенденции ведут к уменьшению лимитов для белорусских банков, что ограничивает их возможности по привлечению средств на международных финансовых рынках, а в отдельных случаях делает необходимым досрочный возврат ранее привлеченных ресурсов. Вышеперечисленные проблемы ставят под угрозу выполнение обязательств по предоставлению денежных средств по ранее открытым кредитным линиям и вынуждают к отказу от участия в ряде проектов.
По мнению АББ, решение проблем с ограничением потерь инвесторов послужит восстановлению инвестиционной привлекательности белорусских банков, что расширит их возможности по повышению капитализации до необходимых уровней.
В свою очередь аналитики Moody's, видят шанс банков в способности правительства привлечь внешнее финансирование для покрытия дефицита текущего счета. По прогнозу специалистов, если Беларусь привлечет займы от Евразийского экономического сообщества, получит доходы от приватизации и энергетические субсидии от России, то это позволит покрыть краткосрочные потребности. Однако аналитики агентства отмечают, что все равно «сохранится значительная неопределенность относительно способности страны сократить дефицит торгового баланса и найти источники внешнего финансирования на ближайшие годы».
Как видим, озвученные местными и иностранными экспертами рецепты по борьбе с болезнями банковской системы способны поддержать «пациента» только в краткосрочном периоде. Для избежание рецидивов необходимо подкрепление финансовой системы со стороны фундаментальных факторов. Как уже отмечалось, современные тенденции развития сектора определяются ситуацией в экономике страны. Как бы ни хотелось обратного, но данное положение вещей сохранится и в дальнейшем. Никто в мире, еще не сумел отделить друг от друга финансы и экономику.
Как избежать подобных провалов в будущем? Главное - не повторять допущенные ошибки. Все-таки о нарастании многочисленных проблем знали достаточно давно, только вот для предотвращения обвала рубля власть имущие мало что сделали. Предпринятые же шаги зачастую лишь еще более усугубляли ситуацию. Второй необходимой мерой является неизбежное реформирование структуры экономики. Если правительство не пойдет на болезненные, но необходимые решения, то очередная девальвация национальной валюты (вместе со смежными негативными явлениями) повторится.

Ольга ПасиякОльга ПАСИЯК Disney развлекает всю семью, Tefal думает о нас, Nokia объединяет людей. Прописная истина: бренды нужны для того, чтобы легче продать товар. Следовательно, грамотное позиционирование - отличный способ не только удачно определить место товара на рынке, но и предоставить ему дополнительное преимущество перед конкурентами. Но чтобы этого добиться, торговая марка должна преодолеть несколько этапов. Под силу ли такой марафон белорусской продукции? Для начала - немного теории Специалисты выделяют две культуры создание бренда. Первая - западная, или классическая. Кто не слышал о компании Procter & Gamble (P&G)?! Именно в западной культуре на первый план выходит придание товару отличительных особенностей, чтобы заполучить преимущество перед конкурентами. Такой бренд привязан к конкретному продукту, это не позволяет расширять продающиеся под его именем другие виды продуктов и делает возможным лишь расширение товарного ряда. Но здесь, как и из всякого правила, есть исключения: существуют компании, которые придерживаются другой политики и продают под своим брендом несколько категорий продуктов. Одна из них - Nestle с самой разнообразной пищевой продукцией.
Второй тип культуры - азиатская. Здесь компании инвестируют в бренд в первую очередь на уровне корпорации и лишь затем, в гораздо меньшей степени, - на уровне продукта. Другими словами, например, в Японии покупатель не обратит внимания на торговую марку товара без гарантии корпоративной марки фирмы.
Теперь перейдем к описанию последовательных шагов создания сильного бренда. Шаг 1. Стратегия Что представляет собой позиционирование бренда? В первую очередь поиск ответов на несколько вопросов: «Кто является целевой аудиторией?», «Какое предложение нужно сделать этой аудитории?», «Как доказать, что это предложение чего-то стоит?» и «Какое конечное впечатление останется у потребителя?».
Показательный пример - шампуни. В выгодном положении находятся те из них, на которых есть пометка «для длинных волос» или «для окрашенных волос». Почему? Главная причина - ответ на первый вопрос: они предназначены для конкретной аудитории. Но как расширить круг потребителей? Одним из результативных способов в стратегии позиционирования бренда специалисты называют использование уникального свойства продукции. Если же в реальности ничего выдающегося нет, можно найти «фишку», оставшуюся незамеченной конкурентами, и сделать ее своей. Словом, подчеркнуть то свойство, которое только этот товар может предложить покупателю. Из известных нам примеров назовем позиционирование конфет M&M's - «тают во рту, а не в руках» и ресторана быстрого питания McDonald’s - «вот что я люблю». Из белорусской продукции на этом шаге неплохо себя зарекомендовала торговая марка «Серж» - «белье, влюбленное в твое тело». Шаг 2. Продвижение
По мнению специалистов, эффективно на данном этапе позиционирования сработали производители белорусской торговой марки «Петруха». Исследования показали, что за три года товар добился 89% узнаваемости у потенциальных покупателей. Важную роль здесь сыграла реклама, где реализована оригинальная идея продвижения товара.
Но рекламную компанию нельзя назвать панацеей. Ее эффективность минимальна при продаже высокотехнологичных брендов. Наиболее известные из них - Intel, Novell и Microsoft - делают ставку на определенную архитектуру отношений. Суть проста - узнать покупателя лучше, чем конкуренты, и удостовериться, что покупатель знает компанию лучше, чем конкурентов. Здесь на первый план выходят постоянство и стабильность. Поэтому подобная продукция, как правило, концентрируется на одном имени: Mitsubishi, Yamaha, Philips .
Солидные агентства, работающие над созданием международных брендов, проводят семантический анализ, чтобы избежать нежелательных ассоциаций, на 14 языках мира. Кроме смысла, в некоторых случаях обращают внимание еще и на фонетику. Так, в Стенфордском университета проведен эксперимент, целью которого было определить, как звуки, из которых состоит название товара, влияют на восприятие. Результаты позволили утверждать с точностью 95%, что начальные звуки Z, V, F, S звучат «быстрее», чем B, P, D, T, звуки P, K выражают идею маленького размера лучше, чем B или G. Словом, выражение «как корабль назовешь, так он и поплывет» имеет непосредственное отношение к товарам. Шаг 3. Управление На этом этапе компания должна определить, желает ли она сделать свой бренд лидирующим или предпочитает поставить его в один ряд с конкурентами. Речь идет о «принципе позиционности»: первую компанию, уже занявшую свою позицию в умах потребителей, невозможно лишить этого места: IBM - компьютеры, Coca Cola - напитки, Pampers - подгузники.
Если компания не имеет возможности быть первой (не хватает финансовых ресурсов, пришла на рынок позже других), она должна учитывать, что для начала необходимо закрепиться в качестве лидера в другой области, а потом уже покорять желаемую аудиторию в избранном сегменте. Другой вариант завоевания брендом лидирующего положения - создание товара, который бы в глазах потребителя был принципиально новым. В этом плане на нашем рынке удачно сработала компания «Милавица», запустившая в продажу линию более дорогого белья «Ализе».


Шаг 4. Оценка

Итак, мы подошли к ключевому вопросу. Есть ли действительно сильные бренды среди белорусских производителей? После реализации трех предыдущих шагов товар должен соответствовать четырем критериям, так называемому марочному капиталу.
Первый - известность целевой аудитории. То есть, насколько данная торговая марка на слуху у ее потребителей? К примеру, насколько известна продукция «Коммунарки»? Согласитесь, что в достаточной степени.
Второй - декларируемая лояльность. У сильного бренда по результатам опросов продажи всегда выше, чем в реальности. Причина проста. Когда человеку задают вопрос: «Какое пиво вы обычно покупаете?», то чтобы возвысить себя в глазах интервьюера, он назовет какую-либо солидную марку, скажем, Heineken. Таким же образом на вопрос: «Какую сметану вы покупаете чаще всего?» многие, не задумываясь, ответят: «Савушкин продукт». Что касается «Коммунарки», то и она наверняка попадет в список указанных марок.
Третий критерий - воспринимаемое качество. Так уж получается, что покупая бренд, потребитель приобретает не реальное качество, а то, которое, по его мнению, должно быть у столь раскрученного товара. Понятно, что речь идет о высоком уровне, которому продукция той же минской кондитерской фабрики вполне соответствует.
Четвертое - эмоциональное позиционирование. Самый сложный из критериев. Если первых три можно создать при качественном отработанном производстве, то привязать к своему товару эмоции удается только единицам. Например, «Коммунарка» вполне соответствует первым трем пунктам, но что касается эмоционального позиционирования, то его просто-напросто нет, в отличие от таких брендов как Bounty - «райское наслаждение», Alpen Gold - «когда хочется шоколада».
Есть ли на белорусском рынке достойные представители, которые соответствуют всем характеристикам сильного бренда? Ответ положительный. В первую тройку, по мнению специалистов, входят «Санта Бремор», «Савушкин продукт» и «Маруся».
Подготовлено при содействии Андрея Коляды, председателя Cовета директоров международной группы компаний Emas Group.

 

Максим НАУМЧИК, главный специалист Высшего хозяйственного суда Республики БеларусьМаксим НАУМЧИК, главный специалист Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь В последнее время наниматели стали довольно свободно толковать вопросы законодательства, связанные с материальной ответственностью работников за ущерб, причиненный при исполнении трудовых обязанностей.
В определенной мере повод к этому был дан подп. 2.8 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. №29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее - Декрет №29) и ст. 402 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК).
Появилась точка зрения, согласно которой все лица, работающие по трудовому контракту, должны нести полную материальную ответственность даже в том случае, когда коллективным договором для работников она установлена как ограниченная. Полную материальную ответственность сторонники данной позиции относят к одной из особенностей контрактной формы найма.
Чтобы разобраться в этой ситуации, следует отметить, что условия и порядок привлечения работников к материальной ответственности определяются ТК, Декретом №29, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями и иными локальными нормативными актами, заключенными и принятыми в соответствии с законодательством. Важную роль в регулировании вопросов материальной ответственности работников (в том числе в восполнении отдельных пробелов, имеющих место в ТК) играет постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 26.03.2002 г. №2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» (далее - постановление Пленума №2).
Подп. 2.8 п. 2 Декрета №29 гласит, что контракт, заключенный с работником, должен предусматривать полную материальную ответственность за ущерб, причиненный нанимателю по вине работника излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением. Это лишь подчеркивает имеющееся в ТК общее правило о полной материальной ответственности работника за ущерб, причиненный нанимателю (ч.1 ст. 402 ТК).
В ст. 404 ТК содержатся следующие случаи, когда работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине нанимателю:
1) между работником и нанимателем в соответствии со ст. 405 ТК заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей;
2) имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;
3) ущерб причинен преступлением. Освобождение работника от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям не освобождает его от материальной ответственности;
4) ущерб причинен работником, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
5) ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса;
6) ущерб (с учетом неполученных доходов) причинен не при исполнении трудовых обязанностей.
При заключении договора о полной индивидуальной материальной ответственности следует руководствоваться нормами гл. 37 ТК, примерным перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (далее - примерный перечень), и примерным договором о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 г. №764; постановлением Пленума №2.

 

В то же время согласно ч. 3 ст. 405 ТК наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии - самостоятельно, утвердить перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности. При этом нанимателю необходимо соблюдать ч. 1 ст. 405 ТК, согласно ей письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими 18 лет, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, передача которых работнику должна быть оформлена документально («сдал - принял»).
А вот само заключение контракта и наличие в нем положения о полной материальной ответственности не являются достаточным основанием для применения ее к работнику. Стоит отметить, что пользование работником материальными ценностями в процессе трудовой деятельности (телефон, компьютер, принтер, копировально-множительная техника, стол, стул и пр.) не может служить основанием для заключения с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности, так как работник не занимается их хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, не применяет их в процессе производства.
Однако отсутствие договора о полной индивидуальной материальной ответственности не означает, что материальный ущерб не может быть возмещен. В данном случае он возмещается в соответствии со ст.ст. 401, 402, 403, пп. 2-6 ч. 1 ст. 404 ТК. Однако следует учитывать, что согласно п. 30 постановления Пленума №2 суд может, руководствуясь ст. 409 ТК с учетом степени вины работника, конкретных обстоятельств и материального положения, уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению независимо от оснований материальной ответственности.
Возникшие разночтения обсуждаемых норм свидетельствует о нарушении одного из основных требований к нормативным актам - ясность и стабильность правовых правил, которые должны быть для правоприменителя понятными, а не являться юридическими «головоломками». Один из важнейших принципов Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь» гласит о принятии решений в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства. В свете данного принципа следует осторожно подходить к вопросам ответственности конкретных лиц в случае, когда норма права сформулирована неясно.
Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью сказать о том, что точку в данном вопросе способен поставить только компетентный орган, который в рамках своих полномочий издаст официальное разъяснение по применению подп. 2.8 п. 2 Декрета №29 в корреспонденции с соответствующими статьями гл. 37 ТК.
Внесение же в установленном порядке предложения о совершенствовании законодательства, в том числе Декрета №29, как это прописано в самом декрете, должно осуществляться Генеральной прокуратурой, Министерством труда и социальной защиты, другими государственными органами в пределах своей компетенции по результатам систематических проверок соблюдения законодательства о труде.

 

Руслан МансуровРуслан МАНСУРОВ, директор Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань), кандидат экономических наук Любой компании, конечно же, нужны лучшие кадры, но вопрос заключается в том, как их привлечь и удержать? Вот для этого-то и нужен HR-брендинг - создание имиджа лучшего работодателя. Можно с уверенностью сказать, что у компаний имеется как минимум пять причин, чтобы вплотную заняться HR-брендингом:
•    желание привлечь лучших профессионалов;
•    желание сохранить собственный квалифицированный персонал;
•    желание повысить производительность труда;
•    желание осуществить инновационный прорыв в бизнес-развитии компании;
•    желание «идти в ногу» с динамично меняющимися рыночными технологиями, носителями которых являются квалифицированные кадры.
Однако методы создания бренда лучшего работодателя в настоящее время не проработаны. Отечественная практика только начинает проявлять себя в этой важной области, появились первые книги, посвященные HR-брендингу. Зарубежная литература, конечно, есть, но опыт развитых стран не всегда может быть применен в наших условиях. Слишком разные ступени социально-экономического развития. Автор длительное время занимался изучением проблемы формирования HR-бренда компании и наработал определенный практический опыт, которым и поделится с читателями.
В данной статье описывается привести положительный практический опыт формирования имиджа лучшего работодателя и предлагается методика экспресс-диагностика актуального состояния HR-процессов.
Рассмотрим экспресс-диагностику состояния HR-бренда. Алгоритм оценки методики следующий :
1)    знакомство с организацией, формирование HR-паспорта;
2)    анализ внутренних HR-процессов организации с целью выявления их сильных и слабых сторон с точки зрения HR-брендинга, формирование цепочки ценности HR-бренда для работающих и потенциальных сотрудников (по Портеру);
3)    анализ имиджа с целью выявления слабых и сильных сторон с точки зрения HR-брендинга на основе STEEP-анализа, который в свою очередь осуществляется с позиции влияния социальных, технологических, экономических, экологических, политических факторов внешней среды;
4)    определение направлений работы с целью усиления HR-бренда.
Рассмотрим эти этапы подробнее. HR-паспорт Характеристика включает в себя данные о положении предприятия среди подобных компаний в регионе и стране, структуре, видах деятельности, материально-технической базе. Особое внимание следует уделить кадровому составу: квалификации персонала, достижениям сотрудников, а также действующим на предприятии системам менеджмента качества, управления персоналом, охраны труда и т.п. Анализ внутренних HR-процессов Это исследование с выявлением сильных и слабых сторон основано на методике Портера: используется его концепция ценностной цепочки. В табл. 1 показано ее построение на примере учебного заведения. Жирным шрифтом выделены те составляющие, которые снижают привлекательность института в глазах действующих и потенциальных сотрудников.
Анализ факторов внешнего окружения

 

 


Для выявления влияния социальных, технологических, экономических, экологических и политических факторов внешней среды используется STEEP-анализ (табл. 2 - на примере учебного заведения).


Жирным шрифтом отмечены факторы, которые могут потенциально угрожать привлекательности HR-бренда.


Полученные данные можно систематизировать в табл. 3


Направления работы На четвертом этапе нашей работы соединим полученные данные (на примере института) о сильных и слабых сторонах внутренних процессов и внешнего имиджа с точки зрения HR-брендинга (см. табл. 2, 3) с возможными действиями факторов внешней среды и таким образом получим следующее.
Поле СиВ (Сила и Возможности)
Высокая квалификация персонала, владеющего современными технологиями обучения, хорошая материальная база учебного заведения, предоставление возможностей для научного, профессионального и карьерного роста сотрудникам, ориентация организации на развитие и поддержку инновационных идей и т.д. - все это относится к сильным сторонам, с помощью которых можно успешно использовать основные тенденции и влияние внешней среды. Это обеспечит институту его дальнейшее развитие, что в свою очередь повышает его привлекательность в глазах работающих и потенциальных сотрудников. Такой вывод позволяет сделать политика института, ориентированная на генерирование и развитие интеллектуального капитала организации.
Поле СиУ (Сила и Угрозы)
Обозначенные выше сильные стороны, в первую очередь, высокий профессиональный уровень кадров и политика, ориентированная на инновации, позволят данной организации противостоять основным негативным влияниям внешней среды. Единственным фактором, действие которого институт лишь опосредованно может уменьшать путем демонстрации собственных достижений, является мнение общественности о том, что качество образования и ценность диплома государственного образца выше, чем в негосударственных вузах. Этот момент может в некоторой степени снижать привлекательность института как работодателя.
Поле ССиВ (Слабые стороны и Возможности)
Учитывая интеллектуальный потенциал, институт вполне способен добиться открытия собственных диссертационных советов по основным выпускаемым специальностям, организовать опросы сотрудников с целью оценки их лояльности организации и затем разработать мероприятия по ее повышению. Все это, безусловно, увеличит привлекательность института как работодателя, усилит его HR-бренд.
Поле ССиУ (Слабые стороны и Угрозы)
Такие факторы, как расположение ряда учебных корпусов вдали от основных магистралей города, отсутствие собственных диссертационных советов, контрактная система приема на работу со сроком на 1 год с последующим ежегодным продлением договора, отсутствие системы обратной связи от сотрудников о степени их удовлетворенности условиями труда и их лояльности институту в настоящее время являются снижающими силу HR-бренда. Здесь требуется дополнительное исследование. в частности, опрос сотрудников, чтобы оценить, насколько сильно влияние данных факторов на имидж института?
Подобный анализ может быть осуществлен на любом предприятии. Он даст возможность лучше увидеть сильные и слабые стороны компании как работодателя. В свою очередь повышение привлекательности HR-бренда позволит улучшить кадровый состав, что непременно положительно отразится на конкурентоспособности в целом.

генеральный директор российской сети учебных центров «Академия живого бизнеса», кандидат психологических наук, бизнес-тренер Жанна ЗАВЬЯЛОВАПочему кризис называют «временем корпоративного обучения» и чему в это время надо учиться? Как кризис деформирует моральный климат в коллективе и влияет на психологическое состояние директора и подчиненных? Об этом и о том, как можно научиться управлять психологическим климатом в коллективе, рассказывает генеральный директор российской сети учебных центров «Академия живого бизнеса», кандидат психологических наук, бизнес-тренер Жанна ЗАВЬЯЛОВА.


- Жанна, поскольку кризис сопряжен не только с массой экономических проблем, но и открывает перед нами новые возможности, интересно узнать, как в кризисной ситуации можно научиться видеть и оценивать эти новые возможности?
- В кризис в любом коллективе возможны 2 ситуативные реакции. Первая, чисто эмоциональная, вызванная страхом перед будущим, когда предприятие продолжает работать в обычном режиме, но привычные методы поддержания уровня производства уже не помогают - в коллективе возникает паника. Вторая реакция, - когда руководство и сотрудники понимают, что проблемы есть, но есть и возможности изменить ситуацию к лучшему.
Самый простой способ увидеть новые возможности - осуществить свод-анализ деятельности компании. Руководитель может это сделать сам или провести вместе с подчиненными «мозговой штурм» проблемных вопросов, определив тем самым сильные и слабые стороны предприятия, существующие на рынке возможности и риски. Как правило, «мозговой штурм» воодушевляет сотрудников: люди вносят рацпредложения, высказывают новые идеи, так формируется общее решение, которое сплачивает коллектив. После свод-анализа необходимо рассмотреть, как компания может компенсировать свои слабые позиции и защитить себя от внешних рисков. На данном этапе у руководства и сотрудников появляется видение того, как можно по-новому, эффективно использовать сильные стороны компании.
К примеру, в кризисный 1998 г. многие российские компании смогли сохранить свои позиции на рынке и удержать квалифицированные рабочие кадры именно за счет разумного подхода к решению проблем. Одной из таких компаний пришлось прибегнуть к столь непопулярной мере, как сокращение фонда оплаты труда (ФОТ). Тем не менее, руководство поставило четкую цель: сокращение ФОТ должно не ослабить, а усилить бизнес и сплотить коллектив. В результате сотрудники по собственной инициативе поочередно были отправлены в неоплачиваемые отпуска. Таким образом в кризисный момент компании удалось снизить свои затраты и избежать сокращения штата.
Вообще, в кризис важно помнить о трех ключевых моментах. Во-первых, нужно снижать затраты предприятия, во-вторых, работать над моральным духом коллектива и мотивировать людей трудиться лучше и, в-третьих, установить сбалансированную оплату труда. Часто простой перевод работников на сдельную форму оплаты труда позволяет выявить перекосы в установленных нормах выработки, повысить интенсивность загрузки производственных мощностей и снизить производственные затраты. Кроме того, нужно понимать, если человек верит в себя, в свою компанию и видит, что она построена на принципах разумности - заботится о каждом из своих сотрудников, он начинает генерировать идеи, повышать свой КПД и выкладываться в работе на все 100%.
- По вашему мнению, какими методами обеспечивается лояльность персонала во время кризиса?
- Только правдой и доверием. Нужно правдиво сказать людям, что на самом деле происходит и куда двигаться дальше. Необходимо дать людям возможность вносить свои предложения. Ведь если руководитель будет думать за всех, а сотрудники выполнять при нем роль безгласных исполнителей, то он никогда не сможет найти правильное решение проблем.
Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу конкретный пример. В качестве консультанта я работала в одной торговой компании, где инвестор на этапе стабильной экономики решил создать в РФ сеть хозяйственных магазинов. Компания наняла толкового генерального директора, перед которым поставила задачу: каждый месяц открывать 3 новые торговые точки. Все обслуживание магазинов отдали на аутсорсинг, стратегия развития компании была досконально разработана с маркетологами, консультантами и бизнес-тренерами. Однако каждый месяц затратная часть сети магазинов превышала доходную на 300 тыс. долл. На этапе раскрутки считалось, что все идет нормально. Затем выяснилось, что количество магазинов увеличивается, доходности нет, а затраты растут. Директор, чтобы изучить и понять ситуацию изнутри, пошел «в народ»: проработал несколько недель помощником продавца в одном из своих магазинов. То, что он увидел глазами своих подчиненных, помогло ему понять истинную причину неудач. Оказалось, что в погоне за количеством новых магазинов и внешним лоском компания совершенно упустила из виду такие важные вопросы, как изучение покупательского спроса, сезонность товара, качественный сервис и т.д.
Подобные ситуации происходят довольно часто. Конечно, руководители предприятий в большей степени заняты решением стратегических и административных вопросов, но при этом они всегда должны интересоваться также работой своих сотрудников. Каждый из них на своем рабочем месте хорошо видит, как можно улучшить работу предприятия. Например, в Японии работник может отправить руководству свое предложение, и 90% таких рацпредложений оперативно внедряются в производство и оплачиваются. Причем людей мотивируют не только деньги, но и сопричастность к общему делу, возможность реально изменить компанию, повысить свой рабочий потенциал, приобрести новые знания и навыки во время корпоративного обучения. Подобными мероприятиями обеспечивается лояльность персонала не только в период кризиса, но и в любое другое время.
- Как правило, опытный клиент оценивает посещение тренингов и семинаров по количеству толковых идей, которые у него сформировались. Поясните, по каким критериям нужно выбирать тренинг и тренера?
- Есть 2 вида тренинга: корпоративный и открытый. На корпоративном можно сразу узнать от сотрудников, какие у них цели, чего они хотят добиться и на конкретном материале проработать те проблемные вопросы, которые востребованы их компанией. На открытом тренинге проигрываются ситуации из разных сфер бизнеса и, поскольку группа слушателей там разнородная, он позволяет участникам рассматривать одну и ту же ситуацию с разных точек зрения.
Тренинг, как и одежда, может быть индивидуальным и типовым. В первом случае при выборе тренера и тренинга нужно обратить особое внимание на четкую постановку цели, которой вы хотите добиться. Выбирайте тренинг точно под вашу задачу. Определитесь, какого результата вы хотите достичь и в какие сроки. Если тренинг корпоративный, поставьте перед тренером конкретную задачу и с учетом текущей ситуации на предприятии сформулируйте требования к конечному результату его работы. В свою очередь, тренер должен разработать для вас индивидуальную программу тренинга и показать, как он поможет добиться нужного результата. Если тренер предлагает типовой продукт, не согласуясь с вашими требованиями, возможно, это не совсем то, что вам нужно.
- Как долго длится положительный эффект от тренинга?
- От месяца до года. Все зависит от степени востребованности инноваций на предприятии. Обычно люди приходят на тренинг с желанием что-то изменить в своей жизни. Но если в самой компании никаких изменений не происходит и тренинг был нужен только «для галочки», то на протяжении месяца у сотрудников наблюдается видимый всплеск энтузиазма, а потом все возвращается в прежнее русло. В этом случае результативность тренинга в первый месяц равна 20%, а со временем падает до 0.
Поэтому, направляя людей на тренинг, руководству надо оценить стандарты работы предприятия с точки зрения постановки перед коллективом новых целей и задач. После тренинга сотрудники уже могут знать, как соответствовать этим стандартам, но их навыки еще полностью не сформированы. Надо им сказать: «Уважаемые коллеги, у нас теперь новые стандарты работы и все мы должны им соответствовать». Поскольку любой новый навык формируется минимум 21 день, следует отнестись с пониманием к тому, что поначалу в работе сотрудников могут возникать ошибки. Людям нужно время, чтобы научиться трудиться по-новому. Кроме того, сотрудники должны осознавать, что теперь их зарплата и бонусы зависят от результата их работы и что от этого выигрывает не только фирма, но и они сами.
- Какова оптимальная продолжительность тренинга?
- В международной практике наиболее эффективным считается четырехдневный тренинг в 40 академических часов. Этого вполне достаточно для того, чтобы люди поняли суть вопроса, осознали, захотели и попробовали что-то изменить, увидели свои ошибки и определились, как над ними работать.

 


- Отправляя сотрудников на обучение, компания, как правило, стремится не просто повысить их профессиональный уровень, но и решить какие-то корпоративные проблемы. В связи с этим руководителям интересно узнать о методах управления психологическим климатом в коллективе, с помощью которых можно выявлять и устранять подобные проблемы еще на этапе их появления.
- Современный руководитель должен хорошо знать не только основные законы управления психологическим климатом в коллективе, но и осознавать, что любая группа людей - это самостоятельный живой организм, с потребностями которого необходимо считаться. Руководители крупных предприятий, с количеством сотрудников более 200, должны знать о законе управления большими группами, более известном как эффект «Сотой обезьяны». Его суть заключается в следующем: если количество обученных какому-либо навыку в группе работников превышает сотню, то этот навык передается остальным членам группы энергоинформационным путем. Таким образом, при управлении большими коллективами независимо от поставленной перед сотрудниками цели на первый план выходит идеология: нужно активно формировать ядро лояльных к компании носителей-сотрудников. Для этого лучше всего подходят энтузиасты, любящие и знающие свою работу. Когда здоровое ядро создано, остальные работники будут также лояльны к компании. Но если ядро коллектива неоднородно и в нем есть конфликты, все остальные сотрудники будут сохранять его структуру и поведенческие реакции.
Еще один закон управления коллективом - теория мотивации Фридерика Герцберга. На основании экспериментов, проведенных в 1950-х гг., ученый пришел к выводу, что существуют две основные категории факторов оценки удовлетворенности от работы: факторы, удерживающие на работе (гигиенические), и факторы, мотивирующие к работе. К гигиеническим относятся административная политика компании, условия труда, величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчиненными. Мотивирующие факторы способствуют росту степени удовлетворенности человека своим трудом и рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, которую обобщенно можно назвать потребностью в личностном росте: потребности достижения, признания, уважения и т. д.
В отличие от предыдущей трехфакторная теория МакКлеланда рассматривает только три вида потребностей, активизирующих деятельность человека: власть, успех, причастность. Эта теория тесно переплетается с теорией Роберта Дилтса, создавшего пирамиду нейрологических уровней. Модель логических уровней описывает структуру организации живой системы, такой, как человек, фирма или общество. У нее много практических возможностей, одна из них - определение уровней иерархии. Основываясь на модели Дилтса, следует учитывать, что потребность во власти и успехе характерна для людей, достигших удовлетворения четвертого уровня в иерархии потребностей - потребности в уважении. А вот потребность в причастности свойственна людям, достигшим удовлетворения третьего уровня потребностей - социальных потребностей.
- Расскажите, пожалуйста, о практическом применении этих законов.
Прежде всего, еще раз обращаю внимание на то, что заработная плата, как правило, не является для работников серьезным мотивирующим фактором. После того как работник обеспечен всем необходимым, руководитель для достижения поставленных целей должен уделить максимум внимания развитию мотивирующих факторов. А поскольку к ним относятся потребность в личностном росте, самовыражении, уважении и признании, то упрощенно практические рекомендации сводятся к следующему. Чтобы сотрудники чувствовали, что их ценят и уважают, предлагайте им более содержательную работу, обеспечивайте им обратную связь с достигнутыми результатами, высоко оценивайте и поощряйте их за достижения в работе, привлекайте к формулировке целей и выработке решений, делегируйте им дополнительные права и полномочия, продвигайте по служебной лестнице…
Не забывайте также, что важно помогать сотрудникам в самовыражении и поддерживать в коллективе командный дух. Но это уже тема отдельного разговора.

 

 
 
Игорь Портнов, генеральный директор компании "А1Девелопмент"

 

 

 

Слово «офис», вошедшее в наш лексикон в начале 90-х гг., на первых порах означало любое помещение, которое удалось взять в аренду начинающим предпринимателям. Нередко так гордо именовались комнатушки в подвалах, куда зарубежные партнеры если и отваживались спуститься, то делали это с большой опаской.

 

Где «жить» предпринимателям?

 

Постепенно бизнес освоил многочисленные административные здания, площадь которых стала излишней для государственных контор. До сих пор в таких «общежитиях» со стандартной примитивной планировкой располагается значительная часть отечественных негосударственных компаний.

- Не зря в свое время утверждалось: бытие определяет сознание, - говорит генеральный директор компании «А1Девелопмент» Игорь ПОРТНОВ. - Бездушная среда казенных зданий, безусловно, накладывает отпечаток на ведение бизнеса. Поэтому и родилась идея строительства бизнес-центров, где предприниматели могли бы обрести собственный уютный и надежный дом.

Сам генеральный директор компании «А1Девелопмент» после окончания Белорусского политехнического института четверть века отдал строительной сфере, причем прошел все карьерные ступеньки, начиная с должности мастера. На его счету десятки крупных объектов - и жилых, и гражданских, построенных в столице, в том числе запоминающиеся своим архитектурным обликом дома, расположенные в микрорайоне Уручье и на улице Сторожевской.

- Строительного опыта у меня было достаточно, чтобы осуществить задуманное, - замечает И.Портнов. - И я такой проект рассматривал не только как коммерческий. Для меня - коренного минчанина облик родного города далеко не безразличен. Хотя, безусловно, материальные результаты имеют большое значение, все же при этом хочется строить объекты, которые запомнятся, став украшением Минска.

Такое стремление - дать предпринимателям «постоянную прописку» в красивых и удобных зданиях - прекрасно «легло» на сложившуюся ситуацию: в Беларуси появилось немало предпринимателей, готовых инвестировать средства в приобретение офисных площадей в престижных деловых комплексах.

Более того, особую важность стало приобретать качество возводимых зданий. Офисные здания так же, как отели могут быть отнесены к разным категориям. Согласно международной классификации, бизнес-центры делятся на 5 классов, обозначаемых первыми буквами латинского алфавита. И наибольший интерес у предпринимателей вызывают комплексы, маркируемые символами A и B.

Модель бизнес-центра

 

Первый в республике такой комплекс класса A - «Немига-сити» - был построен в 2006 г. как раз компанией «А1Девелопмент». Здесь на площади около 9 тыс. кв. м разместились административные, торговые и складские помещения. Как и предусмотрено для зданий такого класса, предприниматели получили полную инфраструктуру, необходимую для ведения бизнеса. В здании расположились расчетно-кассовые центры двух банков и современный конференц-зал, имеется высокоскоростной Интернет, центральная и автономные системы кондиционирования, подземная и наземная парковки, круглосуточная охрана, система видеонаблюдения и сигнализации. Стоит добавить, что инфраструктура комплекса дополнена многочисленными объектами торговли, общественного питания и сферы развлечений.

 

- Уже в то время мы определили для себя подход к сооружению таких объектов, - говорит Игорь Наумович. - Мы понимаем, что вложение денег в строительство офиса для большинства равноценно покупке собственной квартиры. Покупатель и сотрудники будут проводить здесь как минимум по 8 ч в день, а это третья часть жизни. Поэтому для нас важно, чтобы дольщик принимал решение, основываясь не только на очевидных выгодах, но и на уровне желания - чтобы он захотел это осуществить. Тогда он будет уверен, что сделал правильный выбор.

 

Здание бизнес-центра "ПОРТ" имеет секционную конструкцию, благодаря чему вводится в эксплуатацию поэтапно

 

При этом надо учитывать несколько составляющих: и месторасположение бизнес-центра, и его престижность, и, наконец, как здание «устроено» внутри, а от этого зависит, насколько эффективно удастся организовать работу офиса, грамотно скомпоновав рабочие места и оснастив их техническими средствами. Ведь вряд ли кто станет спорить, что все это непосредственно влияет на результаты работы любой компании. С этой точки зрения компания «А1Девелопмент» предлагает своим партнерам самые комфортные условия сотрудничества.

По словам руководителя, главное заключается в том, что клиентам предлагается не покупка готовых офисных площадей, а долевое строительство. Это позволяет, как правило, обходиться без посредников, что, в свою очередь, помогает выстроить с клиентами доверительные отношения. Застройщик глубже проникается нуждами, интересами и пожеланиями дольщика, а тот убеждается в прозрачности всех расчетов, касающихся стоимости строительства.

 

Здание 1-й очереди бизнес-центра "ПОРТ" было введено в эксплуатацию в 2009 г.

 

Офис с «примеркой»

 

Еще на стадии проектирования здания выстраиваются цепочки технологических операций, применяемых каждой компанией, решившей стать дольщиком в строительстве бизнес-центра. Учитываются схемы прохождения документов, разветвленность локальной компьютерной сети, принимается во внимание даже такая, казалось бы, мелочь: ближе к кабинету руководителя располагают комнаты тех подчиненных, кого он чаще вызывает. Так что офисы строятся примерно так же, как в ателье подгоняют по фигуре костюмы.

- Хочу подчеркнуть, что мы оказываем услугу по проектированию офиса, - отмечает Игорь Наумович. - Для нас это не представляет особой сложности, ведь компания располагает собственной проектной организацией, которая выполняет весь комплекс работ по подготовке проектно-сметной документации. Естественно, что ее сотрудники относятся к объекту очень бережно, как к нашему общему детищу. А руководство компании приветствует нетрадиционные решения, которые помогают сделать здание своего рода целостным организмом и одновременно придать ему достойный архитектурный облик, чтобы бизнес-центр был узнаваемым среди других подобных сооружений, многие из которых, кстати, представляют собой невыразительные «столбики». Мы же стремимся придать зданию красоту. Думаю, этого удалось добиться не только в облике бизнес-центра «Немига-сити», но и в строящемся сейчас комплексе «Порт».

 

Сотрудники компании "А1Деловепмент" в офисе, располагающемся в 1-й очереди бизнес-центра "ПОРТ"

 

 Как создается «Порт»?

 

Первое из трех его зданий было введено в эксплуатацию в марте 2010 г., второе возводится в настоящее время. Сам бизнес-центр будет действительно напоминать порт, где есть и оживленные «ворота» с просторной стоянкой, и спокойные корпуса-«гавани». Архитектурной изюминкой объекта является стеклянная башня, возвышающаяся над проспектом Независимости.

Все это помогает сформировать у «жителей» комплекса положительный образ и здания, в котором они работают, и их родной компании. Сооружение «Порта» планируется завершить в 2013 г., это будет своего рода «город в городе», ведь его площадь составит более 40 тыс. кв. м. Он располагается в одном из наиболее динамично развивающихся микрорайонов столицы - «Уручье». В непосредственной близости от бизнес-центра находятся автотрасса, связывающая Минск с Москвой, Минская кольцевая автодорога, а напротив - живописный парковый комплекс с водной системой.

- Привлекая дольщиков и к этому объекту, мы стремимся общаться с каждым потенциальным клиентом напрямую, - говорит И.Портнов. - Причем неважно, интересуется он офисом в 20 или 200 кв. м. Ведь если вы покупаете квартиру, ни один риелтор не расскажет о ее истории, о том, какие люди в ней жили, кто проектировал дом, о его легендах и соседях. Это может сделать только ее хозяин. Мы вкладываем душу в здание и хотим, чтобы те, кто будет заселяться в него, чувствовали это. Для покупателей - это возможность услышать все «из первых уст».

Многих из них, безусловно, интересует, насколько удобным будет новый бизнес-центр, какая в нем предусмотрена инфраструктура? Несмотря на то что «Порт» позиционируется на ступеньку ниже, чем «Немига-сити», в нем предусмотрены почти такие же удобства, а в чем-то он превзошел своего предшественника. Это касается, например, обеспечения здания парковочными местами: проектировщикам и строителям удалось превзойти нормативы, которые, между прочим, разработаны с учетом перспективы развития до 2030 г. Применены также некоторые новинки, которые позволят при высоком уровне комфорта нести за него меньшие затраты.

- Мы по максимуму закладываем в проект энергосберегающие решения, - объясняет И.Портнов. - Это касается ограждающих и оконных конструкций, особое внимание уделено вентиляционным системам, которые оснащены рекуперационными системами и утилизируют выбрасываемое из здания тепло. Поэтому расходы на отопление у нас значительно меньше, чем в зданиях, где используются традиционные технологии. В целом же нам далеко не безразлично, как будет эксплуатироваться бизнес-центр. Еще на стадии строительства объявляем конкурс среди управляющих организаций, выбираем и привлекаем ее к приемке здания в эксплуатацию, что дает положительный результат.

 

Может ли центр быть на окраине?

 

В названии компании не случайно значится слово «девелопмент». Оно переводится как «развитие» и применительно к недвижимости означает строительство новых или реконструкцию существующих зданий, в результате чего вырастает цена объектов или земли, на которой они расположены. Занимающиеся такой деятельностью девелоперские компании, как правило, сами инвестируют средства в осуществление проектов и ведут их до сдачи «под ключ». Безусловно, это требует компетентности во многих сферах: земельном законодательстве, финансировании недвижимости, проектировании и строительных технологиях.

У каждого из этих направлений есть свои тонкости и проблемы. Одна из них касается принципа выделения площадок под строительство коммерческой недвижимости в Минске. В отличие от столиц и мегаполисов других стран у нас практически нет делового центра, а комплексы для бизнеса «сажаются» точечно, поэтому разброс их по территории города чрезвычайно велик. Но так ли это важно сегодня, в век информационных технологий?

 

 

- Иметь деловой центр, конечно, престижно для города, так же, как любой компании - располагать офисом в таком районе, - считает Игорь Наумович. - Но еще важна и транспортная доступность: чтобы не тратить много времени на то, чтобы добраться до места работы или, наоборот, из бизнес-центра - туда, где должна произойти деловая встреча или переговоры. В этом контексте расположение в центре города не всегда дает преимущества. Например, наш комплекс «Порт» базируется рядом с кольцевой автодорогой, что позволяет в течение 15 мин оказываться в нужном месте, даже если оно расположено в противоположном конце города. С другой стороны, бизнес уже не требует столь частых встреч деловых партнеров, как раньше: электронные средства коммуникации сокращают любые расстояния. Так что предпринимателям вовсе необязательно ждать, пока в Минске начнут строить деловой центр, они с не меньшим успехом, но уже сегодня могут обосноваться в «Порте».

 

Первый в Беларуси бизнес-центр класса А - "Немига-Сити", построенный компанией "А1Девелопмент" в 2005 г.
 
 

 

Источники инвестиций

 

Скорость сооружения коммерческой недвижимости имеет большое значение не только для компании-девелопера (быстрее окупаются инвестированные средства), но и для будущих хозяев офисов - те, кто стоили офис для себя, могут быстрее внедрить новые бизнес-процессы, а кто приобрел для сдачи в аренду - получать от этого деньги. Кстати, таких инвесторов, которые вкладывают личные сбережения в коммерческую недвижимость в расчете на будущий постоянный доход, становится все больше. Все это учитывается при проектировании: крупные блоки здания отдаются серьезному бизнесу. Кстати, одна известная российская IT-компания инвестировала в «Порт» средства на возведение целой секции! В то же время в небольших по территории зонах компактно размещаются мелкие помещения, чтобы было удобно посетителям.

Получать отдачу раньше помогает, в частности, поэтапный ввод объектов комплекса. Одновременно это решает и проблемы финансирования. Поскольку оно складывается из двух источников: банковских кредитов и средств дольщиков, сразу изыскать очень крупные суммы проблематично.

- Конечно, можно было бы пойти другим путем: построить готовый офис и продавать площади, - говорит И.Портнов. - Так, кстати, поступают наши конкуренты. В таких бизнес-центрах 1 кв. м обычно дороже, чем при долевом строительстве, ведь риск покупателей сведен к нулю. И, на первый взгляд, рентабельность таких проектов должна быть выше. Но на самом деле девелоперу в этом случае приходится надолго омертвлять немалые средства, и если речь идет о кредитах, то в затраты нужно включать немалые процентные «накрутки». Клиентам же, с точки зрения удобства, такой вариант тоже не представляется идеальным: офисные помещения потом приходится переделывать под себя, а это дополнительные затраты. Поэтому мы взяли за образец схему, которая уже много лет применяется в жилищном строительстве: начинаем строить на собственные и заемные средства здание, и когда уже прорисовываются его контуры, а значит, у клиентов появляется доверие к компании-девелоперу, предлагаем им принять финансовое участие в сооружении объекта.

 

Аренда или собственность?

 

Предприятие «А1Девелопмент» выполняет весь комплекс проектных, инжиниринговых, надзорных работ вплоть до сдачи объекта «под ключ». Компания тщательно подбирает подрядные строительные организации, фирмы, хорошо зарекомендовавшие себя еще на сооружении бизнес-центра «Немига-сити». И, по словам И.Портнова, в основном подрядчики добросовестно выполняют свои обязательства. Однако, тем не менее, сегодня рассматривается возможность создания собственного строительного подразделения, которое будет выступать в качестве генерального подрядчика. Самое главное, что девелоперы рассчитывают при этом получить, - это мобильность. Ведь такая организация будет занята только на своих объектах, не отвлекаясь на сторонние, что даст возможность строить еще быстрее.

- Уверен, рынок коммерческой недвижимости будет активно развиваться, - отмечает Игорь Наумович. - Уже сегодня предприниматели стали по-другому относиться к аренде офисных площадей. Если во времена становления бизнеса это было вынужденной мерой, с одной стороны, из-за недостатка свободных средств, а с другой - из-за сложностей приобретения объектов недвижимости в собственность, то теперь таких проблем для многих не существует. И рано или поздно возникает вопрос: зачем платить деньги за размещение в плохо приспособленном помещении, если можно, заплатив один раз, приобрести в собственность своего рода «офис мечты». Ситуация выглядит прозрачнее, когда мы с клиентом берем в руки калькулятор. Аренда 100 кв. м в год по средней цене - на сегодняшний день она 20 евро - будет стоит 24 тыс. евро в год. Долевое строительство по средней цене 1400 евро за 1 кв. м такого же офиса окупится менее чем за 6 лет. Но это будет «свой дом». И из-за него не нужно будет спорить с арендодателем, съезжать по его требованию, согласовывать ремонт и т.д.

Вообще, размер ставки арендной платы и стоимость недвижимости взаимосвязаны, и с этой точки зрения инвестор оценивает оправданность своих инвестиций. Причем считать надо не только прямые затраты и доходы, но и косвенные. Так, любое повышение стоимости недвижимости увеличивает ее капитализацию, что выгодно собственникам, но одновременно растет и арендная плата, а это бьет по карману арендаторов. Еще один момент заключается в том, что у собственников недвижимости гораздо меньше проблем в получении кредитов: сами офисные помещения - весьма ликвидный залог, который принимают банки.

В любом случае, стоимость недвижимости в «Порте» после ввода в эксплуатацию всего комплекса вряд ли будет снижаться, скорее, наоборот, она станет расти. Так, между прочим, произошло с офисными помещениями в «Немига-сити», где благодаря капитализации, компании за счет основных фондов увеличили свою стоимость. У района, где находится «Порт», - большое будущее, ведь здесь планируется построить новые объекты большого бизнеса, в том числе «Парка высоких технологий». А это должно увеличить привлекательность данной территории для представителей бизнес-класса.

- Конечно, стоит учитывать, что кризис несколько изменил мышление людей, - говорит И.Портнов. - У них сформировался комплекс «не оказаться обманутым». Недавние исследования психологов подтверждают мысль о том, что в период экономических сложностей на первый план выходит недоверие к окружающим. Нам бы не хотелось, чтобы это происходило в Беларуси. Поэтому мы общаемся с клиентами напрямую и только честно. Конечно, психологию людей мы не изменим, но помочь обрести уверенность, дать гарантии в выгодности наших предложений, а затем полностью выполнить свои обязательства - в наших силах.

 

Иностранное частное предприятие «А1Девелопмент»

220125, г. Минск, ул. Шафарнянская, 11, оф. 214

Тел.: 286-35-95

Факс: 286-35-96

e-mail: info@a1develоpment.by

www.a1develоpment.by

{jcomments on}