№ 10 (148) - Октябрь 2011

ТЕМА НОМЕРА

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ И СУБКОНТРАКТАЦИЯ


  • Бренды: чужой среди своих. Как сместить центр создания добавленной стоимости на территорию своей страны и увеличить положительное сальдо внешней торговли.
  • Экспорт - не самоцель.  Импортозамещение не должно ограничиваться освоением отдельных позиций. Нужно создавать цепочки предприятий, чтобы в конечном итоге выпускать готовые изделия.

 

Беларусь: итоги и перспективы развития

Уважаемые читатели!

 

Государства, возникшие в результате распада СССР, в этом году отмечают 20-летие своего суверенитета. Среди них и Республика Беларусь.

В развитии государства 20-летний период - срок небольшой, но для преобразования экономики он и не столь малый. В истории были примеры, когда еще за меньший период экономики развивающихся государств не только укрепляли свои позиции, но и становились лидерами мировой экономики. Это и Юго-Восточные государства, и последний пример тому - экономика Китая.

Проецируя этот взгляд на изменение жизни отдельных людей, можно заметить, что еще 20 лет назад в Китае ученик в школу ходил в самодельной обуви, сшитой заботливыми руками матери. Сегодня семья из китайской глубинки, занимающаяся сельскохозяйственными работами, имеет на троих 8-комнатный кирпичный дом под металлической крышей, автомобиль и средства на обучение ребенка за рубежом. При этом автомобиль покупался в кризисном 2008 г.

Чего сумела добиться наша страна за эти 20 лет? Беларусь увеличила валовой внутренний продукт на душу населения в 8 раз. В стране практически нет безработицы, большой объем ВВП направляется в инвестиции. Все эти годы обеспечивалась высокая социальная защищенность граждан, в республике продолжают с советских времен работать практически все предприятия, развивается сельское хозяйство. Сегодня оценить темпы развития отраслей по стоимостным показателям невозможно в силу несопоставимости номенклатуры, инфляционных и девальвационных процессов, невозможно обеспечить сопоставимость даже по нормо-часам, так как и они подвергались произвольным изменениям для обеспечения приемлемой заработной платы. Иное дело сельское хозяйство при использовании натуральных показателей. Итак, в 2008 г. производство зерна превзошло уровень 1990 г. на 35%, картофеля - на 14,4, сахарной свеклы - в 2,9 и овощей - в 3,2 раза. По сравнению с 1990 г. возросло и потребление: растительного масла - на 83,7, овощебахчевых - на 84,6, плодов и ягод - на 55,2, картофеля - на 11,1%. В целом можно сделать вывод о том, что питание стало более здоровым, учитывая повышение в рационе питания доли растительной пищи. И, тем не менее, медицинских норм как по общему количеству килокалорий в сутки (-8,6%), так и по отдельным продуктам белорусы еще не достигли. В частности, по мясу -6,3%, молоку и молочным продуктам -40, яйцам -4,8, рыбе -1, плодам и ягодам -24%.

Между тем все познается в сравнении. Как выглядят результаты Беларуси в сравнении с Литвой и Польшей, избравших европейский путь развития?

В 1990 г. в Беларуси ВВП на душу населения в долларах по ППС был выше, чем в Польше на 10%, и на 40% меньше, чем в Литве (табл.1).

 

Таблица1. Динамика ВВП по ППС на душу населения и изменение структуры экономики Беларуси, Литвы и Польши за 1990-2010 гг. (на основе статистических данных Всемирного банка)

Страны

ВВП на душу населения, тыс.долл.США

Вклад отраслей в формирование ВВП, %

 

1990 г.

2010 г.

Темп роста

 

Место в рейтинге

Промышлен-ность

Сельское хо-зяйство

Услуги

 

 

 

 

 

1990

2010

1990

2010

1990

2010

 

Беларусь

1,705

13,600

7,98

88

47

44,6

24

9,4

29

46

Литва

2,841

16,000

5,63

70

31

27,9

27

3,4

42

68,7

Польша

1,547

18,800

12,15

64

50

33

8

3,4

42

63,6

 

В 2010 г. Беларусь отставала от Польши по этому показателю на 38% и от Литвы на 17,6%. В мировом рейтинге стран по ВВП на душу населения Беларусь находилась на 88-м месте, Литва - на 70-м и Польша - на 64-м. На наш взгляд, это отставание связано в первую очередь с существующей структурой экономики. Беларусь, сохраняя прежнюю промышленность, существенно отстает от Литвы и Польши в развитии сферы услуг. Причиной тому не только желание уйти от социальных потрясений, но в первую очередь, наличие российского емкого рынка, с которым Беларусь связана как прежними экономическими связями, так и технологическим отставанием. С точки зрения индустриализации экономики, Беларусь, обладая сборочным производством, в начале своей государственной самостоятельности имела более предпочтительные позиции, чем Россия. Но белорусские гиганты, начиная с 90-х гг., утратили материальную и инновационную подпитку. Продление же их существования в изменившихся условиях чаще вело к деградации производства и проеданию ранее накопленного потенциала. И Литва, и Польша, сокращая доли промышленного производства и сельского хозяйства в структуре экономки, развивали сферу услуг. Беларусь тоже пыталась следовать этому курсу, но от нее требовались более стремительные изменения, ибо неравными были и начальные условия. В 1990 г. в структуре экономики республики услуги составляли только 29%, в то время как в Литве и Польше - 42%. В 2010 г. доля сферы услуг Беларуси в среднем меньше на 20 процентных пунктов, чем в Литве и Польше. Между тем, добавленная стоимость в сфере услуг в 2 раза выше, чем в промышленности.

Столь значительное изменение структуры экономики Литвы и Польши имеет и свои издержки (табл.2).

 

Таблица 2. Уровень безработицы

 

Страны

2009 г., %

Место в рейтинге

Беларусь

1

5

Литва

17,8

159

Польша

12,1

129

 

Так, уровень безработицы в 2010 г. в Литве был почти 18%, а в Польше - 12,1%. Но для работающего населения очевидны преимущества. Так, средняя заработная плата по состоянию на октябрь 2011 г. в Литве - в 3,2 раза и Польше в 5 раз выше, чем в Беларуси. Примерно такое же соотношение и по минимальной заработной плате (табл.3).

 

Таблица 3. Средняя и минимальная ежемесячная заработная плата по состоянию на октябрь 2011 г., долл. США


Страны

Средняя ЗП

Минимальная ЗП

Беларусь

231,7

135

Литва

747,4

313

Польша

1169,8

425

Но это не все недостатки избранной Беларусью модели хозяйствования. Экономика страны в последние годы при усилении рыночных подходов во взаимоотношениях с Россией перестала продуцировать положительное сальдо внешнеторгового баланса. В результате его дефицит на 1 января 2011 г. достиг 16,7% к ВВП, в то время как в Литве он 4,3 и Польше только 1,7% (табл.4).

 

Таблица 4. Валовые инвестиции в 2010 г.

 

Страны

Инвестиции валовые, % к ВВП

Место в рейтинге

Беларусь

36,6

6

Литва

16,1

128

Польша

20,8

77

 

В промышленности высока материало- и энергоемкость. При этом сохраняется тенденция увеличения первой. Так, в январе-марте материалоемкость ВВП выросла на 0,3%. Наибольшее увеличение наблюдается в промышленности, формирующей треть ВВП страны: горнодобывающей - 0,5%, обрабатывающей - 0,2, производстве и распределении газа и воды - 0,4%. Это обусловлено увеличением стоимостных объемов приобретаемого импортного сырья, материалов, покупных изделий, топлива для собственного потребления.

Ушло в прошлое и утверждение о том, что республика живет по средствам, не имея внешнего долга. На начало 2011 г. он составил более 28 млрд.долл., или почти 52% к ВВП, что сопоставимо с долгом Литвы и Польши. По состоянию на июнь 2011 г. валовой внешний долг по всем секторам экономики увеличился на 4,7 млрд. долл. и, по оценке вице-премьера РБ С.Румаса, к концу года может достичь 73% к объему ВВП (см. табл.4). Для сравнения: в Евросоюзе для его членов установлено предельное значение внешнего долга - 60% к ВВП. На обслуживание внешнего долга в нынешнем году уйдет уже более 10% ВВП. В экономических кругах существует мнение, что отрицательное сальдо платежного баланса не проблематично. Оно должно перекрываться прямыми иностранными инвестициями. Но это поверхностный бухгалтерский подход, не учитывающий, что прибыль принадлежит не реципиенту, а донору. В условиях Беларуси, к сожалению, внешний долг не удается перекрывать и прямыми иностранными инвестициями, которые в 2010 г. составили 10,2% к ВВП (табл.5).

 

Таблица 5. Результаты внешнеторговой деятельности и величина валового внешнего долга

 

Страны

Внешнеторговый баланс, млрд. долл. на 01.01.2011 г.

В % к ВВП по официальному обменному курсу

Внешний долг, млрд.долл.

В % к ВВП

Беларусь

-9,12

16,7

28,4

51,9

Литва

-1,56

4,3

25,32

69,6

Польша

-7,9

1,7

268,5

57,3

Из них чистые поступления, т.е. за минусом изъятия - только 425 млн.долл., или менее 1% к ВВП, в то время как в Литве и Польше этот показатель фиксируется практически на уровне 40% к уровню ВВП. Именно эти средства позволяют развивать новые сектора экономики, преобразуя прежнюю ее структуру. Беларусь вынуждена в отсутствии прямых иностранных инвестиций большие внутренние средства направлять на инвестиции. Их удельный вес к ВВП существенно опережает Литву и Польшу и составляет почти 37% (табл.6).

 

Таблица 6. Прямые иностранные инвестиции в 2010 г.

 

Страны

Прямые иностранные инвестиции, млрд.долл.

В % к ВВП

Беларусь

5,57

10,2

Литва

13,8

38

Польша

193,1

41,2

 

Из них чистое поступление за минусом изъятия - 425,2 млн.долл. или 0,78% к ВВП.

Но это средства, затраченные не на системное обновление промышленного потенциала, а по сути на точечную замену наиболее устаревших промышленных переделов и на выполнение объемных показателей, которые тоже не способствовали эффективному развитию белорусских предприятий. Только в этом году наметился переход к качественным критериям показателей оценки работы отраслей.

По-прежнему нет реальных изменений в структуре собственности, создание акционерных обществ носит формальный характер, оставляя государство единственным владельцем. Но самое печальное, что не меняется менталитет белорусов. Не возникает у активного населения ответственности за свое будущее и будущее детей. Нет стремления к улучшению качества жизни за счет интенсификации и самодеятельной организации труда. Сохраняется тонкий слой предпринимателей, по-прежнему невысока доля ВВП, создаваемая малыми и средними предприятиями, отсутствует государственно-частное партнерство.

В результате стремления создать видимость благоприятного экономического развития темпы роста заработной платы в последние годы существенно опережали уровень производительности труда, высокие заимствования позволяли поддерживать сильный рубль и рост заработной платы в валютном исчислении.

Существенной была и эмиссия. Но если сравнить уровень монетизации экономики Беларуси, Литвы и Польши, то значения этого показателя вполне сопоставимы даже по состоянию на октябрь 2011 г.

Конечно, динамика монетизации в 2011 г. велика. По агрегату М3 она почти 70% и по наличным деньгам - 52 (табл.7).

 

Таблица 7. Коэффициенты монетизации экономики и их динамика в Беларуси

 

Страны

Коэффициент монетизации

Динамика, % коэффициентов за 9 мес.

 

2010 г.

01.10.2011 г.

 

 

М0

М1

М3

М0

М1

М3

М0

М1

М3

Беларусь

2,7

8,4

24,9

4,1

10,2

42,3

151,9

121,4

169,8

Литва

7,1

24,5

47,47

6,5

 

 

92,0

 

 

Польша

9,7

32,4

55,8

 

 

 

 

 

 

Экономической теорией не выявлено прямой и однозначной связи между уровнем монетизации экономики и жесткостью денежной политики. Между тем, практически все экономики, характеризующиеся высоким темпом инфляции и отрицательными реальными процентными ставками, имеют низкий уровень монетизации. Это характерно было и для Беларуси. Сегодняшний уровень монетизации выглядит предпочтительнее. Но достигнут он не в результате развития экономики, а благодаря девальвационным ожиданиям и высокой эмиссии. Поэтому результат противоположный: галопирующая инфляция и по-прежнему отрицательные реальные процентные ставки.

Какие же задачи, на наш взгляд, сегодня должны стоять перед экономикой Беларуси?

1. Изменение структуры экономики в направлении расширения сферы услуг.

2. Повышение эффективности промышленности.

3. Приближение сельского хозяйства к самоокупаемости.

4. Реальное повышение материального благосостояния граждан на основе развития самоорганизации и вовлечения в бизнес.

 

Рассмотрим эти задачи подробнее.

Сфера услуг в республике должна прирастать главным образом за счет развития инфраструктуры путей сообщения, логистики, пассажиро- и грузоперевозок, а также связи, строительства, платных услуг населению, включая организацию питания, обучения, медицины, туризма, спорта. Многие из перечисленных услуг могут быть торгуемыми, серьезно увеличивающими объем экспорта при минимуме импорта. Сегодня доля услуг в экспорте не превышает 10%. Именно сфера услуг должна вобрать в себя высвобождаемую из промышленности излишнюю численность работающих.

Оптимизация занятых в промышленности - одна из составляющих комплекса мер по повышению эффективности этой отрасли. Сокращение численности ППР позволит при сохранении объема производства и структуры себестоимости повысить заработную плату и создать потребительский спрос в сфере услуг.

Сегодня, по оценке Министерства промышленности, в республике нет неперспективных предприятий. Но перспективность их может быть реальна только в случае прихода инвесторов. Возможно ли это? Очевидно, что в требуемом объеме - нет. Никому уже не нужны устаревшие основные фонды с высоким коэффициентом износа активной части. Поэтому как ни тяжело это осуществить, но часть предприятий предстоит закрыть, переобучив людей новым профессиям. Имеющиеся ресурсы, которые распределялись на поддержание всего промышленного потенциала, удастся сконцентрировать на наиболее потенциально конкурентоспособных предприятиях, что позволит вывести их в режим саморазвития.

При этом мы стоим перед необходимостью изменения не только структуры экономики, но и преобразования структуры промышленности. Вряд ли нам удастся обеспечить конкурентоспособность готовой продукции действующих предприятий. Логичнее сконцентрировать усилия на развитии специализации и производстве полуфабрикатов для конвейеров российских и западных партнеров. Лучше делать деталь, но хорошо, чем посредственно - готовое изделие. Этому будет способствовать и создание зоны свободной торговли, и евразийское объединение государств. Кроме того, добиваясь высокотехнологичности производств, проще учитывать изменения потребностей рынка.

Особое развитие должны получить отрасли пищевой переработки, предприятия легкой промышленности. Имея сравнительно невысокую капиталоемкость и короткий производственный цикл, эти производства быстрее окупаются и в них проще привлечь иностранные инвестиции и технологии. Основным критерием преобразований во всех отраслях должно стать создание эффективных рабочих мест с выработкой 70 тыс.долл. и заработной платой 1000 долл. при том, что ее удельный вес составляет 20% в структуре себестоимости.

Стратегическим же направлением технологического обновления должна стать интеграция с российскими предприятиями. У россиян есть деньги и рынок, у нас - умение и желание работать. Важно создать условия для развития малого и среднего предпринимательства. Невозможно обеспечить развитие без субконтрактации между госпредприятими и малыми субъектами предпринимательства.

Что касается сельского хозяйства, то рационально сохранить большие животноводческие комплексы, дополнив их фермерскими хозяйствами. Важно обеспечить специализацию предприятий, предоставив им хозяйственную самостоятельность. Повышение эффективности сельского хозяйства невозможно без развития перерабатывающей промышленности, расширения номенклатуры готовой продукции, повышения ее качества.

Насколько реально решить эти задачи?

Вполне реально, и даже в короткие сроки. Все зависит от:

- политической воли, направленной на развитие рыночных принципов хозяйствования;

- приведения производственных отношений в соответствие с рыночными принципами организации производственных сил;

- ускорения интеграционных процессов и, что наиболее важно,

- повышения уровня профессионализма аппарата управления.

 

С уважением,

 


{jcomments on}

 Тема номера: ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ И СУБКОНТРАКТАЦИЯ

 

4          Искусство толлинга и шитья

Какая «квалификация» нужна директору, чтобы грамотно выстроить отношения с инвестором?

Валентина ШУГАЙ

8          Бренды: чужой среди своих

Как сместить центр создания добавленной стоимости на территорию своей страны и увеличить положительное сальдо внешней торговли?

Геннадий ВЫРКО

10       Белошвейный аутсорсинг

В легкой промышленности Беларуси начинает развиваться внутренний рынок толлинга.

Нина КУРБАКО

11       «Сделано в Беларуси»: китайский вариант

Автомобильный рынок Беларуси в условиях Таможенного союза получит новые стимулы для развития.

Марина ЛАТЫШЕВА

12      Нет неперспективных предприятий - есть недостатки в управлении

Современная промышленная политика обеспечивает эффективное развитие предприятий

Геннадий СВИДЕРСКИЙ

16   Станет ли завод межотраслевым центром?

Предприятиям, выпускающим наиболее важные для промышленности детали, следует вернуть статус межотраслевых центров.

Владимир СОСНОВ

18       Хотите поставлять детали «Мерседесу»?

Почему у нас с трудом пробивает дорогу идея субконтрактации?

Владимир КАРЯГИН

20       Экспорт - не самоцель

Импортозамещение не должно ограничиваться освоением отдельных позиций. Нужно создавать цепочки предприятий, чтобы в конечном итоге выпускать готовые изделия.

Владимир КОВАЛЬ

22       Не делит смежников межа

Отказ от услуг субподрядчиков, что сделали многие строительные организации республики, не является экономически оправданным.

Владимир КОМАРОВСКИЙ

 

ЭКОНОМИКА

24      Беларусь: итоги и перспективы развития

Чего добилась и что упустила Беларусь за последние два десятилетия?

Александр КОВТУНЕНКО

 

ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА

26       Стартовали в кризис

На новых потребностях, возникающих у предприятий в период кризиса, можно построить неплохой бизнес.

Алексей АЛЕКСАНДРОВ

 

МЕНЕДЖМЕНТ

27       Химическая реакция на валютный дефицит

Белорусским предприятиям стоит еще раз оценить свои наработки с точки зрения их экспортного потенциала.

Юрий СМИРНОВ

 

ПРИВАТИЗАЦИЯ

28       IPO. Время готовых и неготовых

Белорусским предприятиям пора готовиться к IPO.

Николай ГАВРИЛОВ

 

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

29       Сколько стоит наше меню?

 

МАРКЕТИНГ

30       Ближе к Conte

СООО «ConteSpa» сегодня выступает в роли организатора и непосредственного участника всей системы продаж на внутреннем и внешнем рынках.

Андрей МАШКОВ

 

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

32       Регулирование торговли товарами, произведенными на основе ГМК

Беларуси предстоит разработать пакет законодательных актов, регулирующих производство и потребление ГМП.

Сергей МИХНЕВИЧ

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

34       Программное выравнивание сальдо

Где Беларусь может заработать 50 млрд. долл.?

Тадеуш ХВАЩИНСКИЙ

 

36       Надежные партнеры - надежное будущее

Внедрение информационных технологий требует изменения бизнес-процессов.

Александр ГАЛЬКЕВИЧ

 

деловой интернет

38       Онлайн-модернизация: «за» и «против»

Скоро нам придется и в интернет-магазинах рассчитываться электронными деньгами

Елена ХАРЛАМОВА

.

СТРОИТЕЛЬСТВО

40       Дивиденды от… верности

В строительном деле пора вернуться к специализации.

Владимир НАДЕЖДИН

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

42       «Империя злаков» расширяет владения

Чтобы снизить себестоимость продукции, ЧУП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов» создает производство полного цикла.

Юрий СМОЛЕВИЧ

 

КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

44       Формула чистой воды

Акционирование помогло Слонимскому водоканалу стать лучшим предприятием отрасли.

Василий ШКОДОВ

 

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

46       О чем просит лес?

Распыляя ресурсы на непрофильные виды деятельности, лесхозы теряют возможность качественно ухаживать за лесом.

Юрий ОЗЕРОВ

 

С ЮБИЛЕЕМ!

48       ГУМ - 60 лет торговых традиций

Минскому ГУМу исполняется 60 лет!

 

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

50       Оплата зависит от рейтинга

Как определить трудовой вклад работника?

Татьяна ДОЛИНИНА

 

ИНФРАСТРУКТУРА

52       Белорусские реалии и китайский опыт

За счет каких мер китайскому правительству удалось создать в Сучжоу один из самых эффективных в мире индустриальных парков?

Олег КВАША

 

ПРАВО

54       Госрегистрация признана недействительной…

Отказать предприятию в праве на существование можно только в исключительных случаях.

Зинаида ЯНОВИЧ

 

56       Аренда без формальностей

Больше не требуется направлять в госорганы уведомления о заключении (изменении, расторжении) «арендных» договоров.

Ольга БАКИНОВСКАЯ, Юлия АМЕЛЬЧЕНЯ

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

57       Нужны ли компании крепкие семьи?

Новые тенденции западных компаний по сохранению баланса между работой и семьей.

Дмитрий САВИН

 

КЛУБ «ДИРЕКТОР»

 

Мода и стиль

58       Самые яркие новинки мужской моды сезона осень-зима 2011-2012

Основной тенденцией в мужской моде на этот сезон стало сочетание спортивной верхней одежды и классического костюма.

Ольга КОВТУНЕНКО

 

Здоровье

60       Конец «каменного века»

В медицину пришли новые технологии избавления больных от камней в почках.

Ирина ВЕСЕНИНА

 

Образ жизни

62       Под прессом стресса

Как справиться со стрессом на работе?

Екатерина СМИРНОВА

 

Мысли не для печати

64 Кризис - полбеды, беда - неэффективное управление

Что больше всего портит настроение директорам?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геннадий ВЫРКО,

председатель концерна "Беллегпром"

 

 

 

 

 

Наличие узнаваемых брендов, число которых в последние годы выросло в легкой промышленности, позволяет говорить о том, что отрасль, пройдя через череду болезненных процессов, обрела необходимое для покорения рыночной стихии «здоровье».

Однако некоторые предприятия по-прежнему не могут найти свои ниши и пользуются услугами зарубежных партнеров, предлагающих схемы работы на давальческом сырье. Как к этому относится штаб отрасли? На этот и другие вопросы редакции отвечает председатель концерна «Беллегпром» Геннадий ВЫРКО.

- Геннадий Евгеньевич, какое значение имеет для предприятий отрасли кооперация с белорусскими и зарубежными компаниями?

- В легкой промышленности с 90-х гг. применяется такая форма взаимодействия предприятий, как толлинг, или работа на давальческой сырье. В основном такие схемы реализуются на не создавших в свое время сбытовую сеть швейных фабриках в малых городах. В целом по республике удельный вес швейного производства на давальческом сырье в общем объеме за январь-сентябрь 2011 г. составил 32,4%.

Явление это, должен сказать, противоречивое, в нем есть как отрицательные, так и положительные стороны. Переработка иностранного сырья на предприятиях отрасли с последующим вывозом готовой продукции дает возможность полнее использовать производственные мощности и трудовые ресурсы, решить проблемы снабжения сырьем. Надо признать, что при работе по толлинговым схемам в республику поступают новые технологии, новинки моды, повышается квалификация работников, что впоследствии переносится и на собственную продукцию. Кроме того, организации отрасли имеют возможность заработать валюту, что сегодня немаловажно.

С другой стороны, давалец в любой момент может отказаться от партнерства, и тогда предприятие остается ни с чем. Ведь никто из иностранных партнеров не вкладывает средства в создание производственных мощностей, их модернизацию. Задача толлингеров - эксплуатировать труд с максимальной выгодой для себя.

В любом случае, мы целенаправленно проводим политику развития собственных брендов, что позволяет иметь более высокую добавленную стоимость и достойную зарплату сотрудников.

 

                                                                          Продукция ОАО "Элема"

К тому же сегодня уже не возможности сбыта и реализации продукции сдерживают производство, а отсутствие достаточного количества рабочих рук. Поэтому ряд швейных предприятий: ОАО «Элема», «Коминтерн», «Знамя индустриализации», «Барановичская швейная фабрика», «БелКредо», «Дзержинская швейная фабрика «Элиз», «ШТФ «Элод», ЗАО «Вяснянка», «Калинка» размещают заказы на изготовление продукции внутри республики. Таким образом, создано более 330 рабочих мест. Производитель корсетных изделий ЗАО СП «Милавица» помимо головного производства обеспечивает работой на своих заказах более 2,2 тыс. швей в различных городах республики, оставаясь пока единственным предприятием, использующим услуги производственного аутсорсинга. В ближайшее время концерн организует семинар с целью распространения положительного опыта «Милавицы».

- Сегодня отечественные предприятия практикуют размещение заказов за пределами страны. Насколько перспективна, по вашему мнению, такая форма кооперации?

- Концерн поддерживает практику толлинговых схем отечественных предприятий, реализуемую в других странах. Однако при этом важно, чтобы сальдо торгового баланса было положительным и компенсировало затраты на услуги, оплачиваемые в иностранной валюте.

Обувщики, исчерпав возможности размещения заказов по пошиву заготовок в республике, и в силу нехватки сырья обратили свой взор за пределы страны. Так, ЗАО «Сивельга» размещает заказы на пошив заготовок в Польше. Подобный опыт в Индии оказался негативным, так как заготовки были выполнены некачественно. СООО «Чевляр» шьет заготовки в Украине, СООО «Марко», частное предприятие «Сан Марко», СООО «Белвест», ОАО «Луч» - в Китае. При этом все технологические операции проводятся под контролем специалистов, поэтому предприятия гарантируют качество. Заготовки верха обуви импортируются как комплектующие для выпуска готовой продукции согласно производственной программе предприятия и не реализуются иным организациям. Окончательная сборка обуви осуществляется на собственных пошивочных потоках.

 

                           Мужские сорочки дзержинской швейной фабрики "Элиз"

 

- Геннадий Евгеньевич, и все же, вы - сторонник или противник толлинговых схем?

- Я поддерживаю стремление наших предприятий создавать продукцию в зонах с низкой добавленной стоимостью. Но я, скорее, противник, чем сторонник толлинговых схем зарубежных фирм, реализуемых на нашей территории.

Концерн не может ввести запретные меры, но старается оказать содействие в уходе от толлинга. Ищем кредиты под гарантии концерна для пополнения оборотных средств, помогаем в реализации товара через наши торговые дома. Однако отдельные руководители продолжают «сидеть» на давальческих заказах. Концерн же советует предприятиям развивать свое производство по полному циклу, выстраивая цепочку от элементарной переработки до реализации. Понятно, что самая большая добавленная стоимость формируется на реализации. Поэтому недаром сбытовые сети порой по численности выше, чем производственные. Поскольку производственная программа формируется исходя из того объема, который воспримет рынок, считаю, что трудности со сбытом продукции - это проблема корпоративного управления на предприятии и работы маркетинговой службы.

- Геннадий Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, как в целом развивается экономическая ситуация на предприятиях легкой промышленности?

- Проблемы с валютой несколько иначе повлияли на ситуацию в нашей отрасли, чем в других сферах. Вследствие финансовых катаклизмов снизился потребительский импорт, это заставило нас перераспределить товарные потоки на внутренний рынок. Поставки всех видов продукции в торговую сеть республики за январь-август 2011 г. были значительно выше согласованных с Минторгом на этот период объемов. Кроме того, по просьбе торгующих организаций до конца текущего года будут осуществлены дополнительные поставки товаров. В январе-августе на внутреннем рынке реализовано продукции на 2,5 трлн. руб. К слову, и в прошлые годы соотношение внутренних и внешних рынков было 52% к 48%. Сейчас темп роста экспорта сохраняется на уровне 120% и, по оценке, его доля в общем объеме производства в 2011 г. составит 46%. Основные показатели качества работы - прибыль и рентабельность - растут практически на всех предприятиях. За январь-август 2011 г. чистая прибыль, несмотря на увеличение стоимости сырья, увеличивается опережающими темпами. Реальная рентабельность продаж продукции концерна в январе-октябре без учета роста курса валюты ожидается на уровне 16%, что выше доведенного годового задания.

У предприятий, благодаря модернизации производства, появилась возможность производить продукцию в расширенном ассортименте и улучшенного качества, она стала более востребованной на внутреннем и внешних рынках.

Потенциальный рынок Таможенного союза пробудил интерес к нашим предприятиям иностранных инвесторов. Мы ожидаем приход прямых инвестиций на Барановичское хлопчатобумажное объединение, Брестский ковровый комбинат, Кричевский завод резиновых изделий. Ведутся переговоры по реализации инвестиционных проектов на Оршанском льнокомбинате, в ОАО «Камволь». Совершено неожиданно для нас поступило предложение от потенциальных инвесторов о покупке гродненской фабрики «Гронитекс». Так что будущее у легкой промышленности есть.

 

От редакции: По информации концерна «Беллегпром», переработка давальческого сырья в общем объеме производства отрасли составляет чуть более 8%. В экспорте доля продукции, изготовленной из давальческого сырья, достигает 24%, или 109,5 млн. долл. (за январь-август 2011 г). Положительное сальдо внешней торговли - 96,2 млн. долл.

 

 

Валентина ШУГАЙ,

генеральный директор ИООО "Лангхайнрих Конфекцион Бел"

 

 

 

В числе важнейших факторов, определяющих успех инвестиционного проекта, эксперты обычно называют умение выстраивать отношения с зарубежным партнером. Ситуация понятная: свои деньги хочется отдать человеку, которому доверяешь. К сожалению, отечественные директора до последнего времени имели не слишком много возможностей приобрести такое умение. Тем больший интерес для них представляет опыт белорусских руководителей иностранных предприятий, сумевших в кооперации с материнской компанией создать эффективное экспортоориентированное производство.

К примеру, ИООО «Лангхайнрих Конфекцион Бел» вот уже более пяти лет в формате толлинга выполняет заказы по пошиву высококачественного постельного белья, скатертей, салфеток и других подобных изделий для зарубежных партнеров. Получаемая прибыль дает возможность активно модернизировать производство, поддерживать достойный уровень зарплат, развивать социальную сферу. Тот, кто знаком с особенностями толлинга, знает, насколько непросто обеспечить и удержать их на высоком уровне. О том, как удалось выстроить с инвестором столь продуктивные отношения, рассказывает генеральный директор компании Валентина ШУГАЙ.    

 

- Валентина Григорьевна, давайте вспомним историю создания предприятия. Почему для реализации своего проекта инвестор выбрал Беларусь, а в ней - провинциальный Дивин?  

- Насколько я могу судить, управляющего директора крупной швейной фабрики с почти двухвековой историей из немецкого города Шлитц господина Буркхарда Оеля Беларусь заинтересовала своими традиционными преимуществами: кадровым потенциалом и возможностью выстроить хорошую логистику поставок. Вполне возможно, инвестор сделал бы свой выбор в пользу Румынии, где у него уже работало дочернее предприятие, если бы не одно обстоятельство. Именно в Беларуси господин Оель встретил надежного делового партнера, предпринимателя Владимира Искорцева. Впоследствии он и стал первым директором фабрики, а сегодня является членом наблюдательного совета.

Что касается выбора места расположения предприятия, то он, естественно, не был случайным. Несколько лет назад в Дивине при местном КБО уже работало крупное по местным меркам швейное производство. В наследство от него осталось хотя и требовавшее основательного ремонта, но вполне пригодное для производственных целей помещение. Как убедились немецкие специалисты, бывшие швеи, на тот момент в большинстве своем безработные, имели хорошую профессиональную подготовку. Хорошее впечатление у господина Оеля осталось и от той оперативности, с какой был решен кадровый вопрос. Анкеты мы распространили, собрали, обработали, переговорили с людьми и фактически сформировали коллектив буквально в течение трех дней. Наконец, именно в Кобринском исполкоме сделали все возможное, чтобы инвестор пришел в район. Характерная деталь: за счет местного бюджета заасфальтировали около километра дороги, ведущей от шоссе к предприятию.

 

Полотенца, скатерти, салфетки, постельное белье, сшитые на дивинской фабрике, отправляются в лучшие отели и рестораны Европы

 

- Отношение к толлингу у представителей власти сегодня либо прохладное, либо отрицательное. Считается, что эта система взаимоотношений выгодна только зарубежным партнерам, а исполнителям заработанных денег хватает только на зарплату. Подсев на «толлинговую иглу», предприятие перестает развиваться, теряет перспективы. О чем свидетельствует опыт вашей фабрики?

- Если говорить об эффективности нашего проекта, то я бы в первую очередь отметила его социальную составляющую. Благодаря приходу инвестора создано более 130 современных рабочих мест. Средняя заработная плата сегодня - 1,6 млн. руб. Плюс полный социальный пакет.  А посмотрите, какие у нас условия для работы: чисто, светло, прекрасные бытовые помещения, на территории разбиты цветники, оборудованы места для отдыха. Что такое текучесть кадров мы не знаем, люди уходят только на пенсию и то некоторые из них продолжают работать и на пенсии.

Основа развития социальной сферы - крепкая экономика предприятия. За 9 месяцев мы выполнили работ на 3,4 млрд. руб. Затраты, включая транспортные, составили 3 млрд.руб.,  соответственно рентабельность производства - 13-15%.

Еще одним важным преимуществом работы по давальческой схеме является рост квалификации работников. Причем это касается не только швей, которые осваивают новые материалы, новые фасоны, новые технологии, но и руководителей. Бухгалтерия осваивает международные стандарты бухгалтерского учета, а технологи и мастера - новые принципы организации производства и труда.  

Прибыли нам хватает, в том числе и для оказания спонсорской помощи. Только в  2010-2011 гг. сумма перечислений составила 20,1 млн. руб.

Сотрудничество с немецкими партнерами оказалось эффективным в отношении развития предприятия. За счет собственной прибыли мы вложили в основные фонды 764 млн. руб., приобрели более 20 швейных машин и другую технику. Правда, для нового строительства средств у нас недостаточно. Но если у немецкого партнера появятся для нас дополнительные заказы, требующие значительного расширения производства, то, нисколько не сомневаюсь, необходимые средства фабрике будут предоставлены.

На фабрике всего 42 рабочих места со среднегодовой выработкой около 21895 долл. С учетом того, что полная годовая себестоимость в расчете на 1 рабочее место составляет в среднем около 19032 долл., а каждое рабочее место обеспечивает в год 2863 долл. прибыли., общий объем которой превышает 120 тыс. долл. Рентабельность в 13-15 % для нашего предприятия вполне приемлема, особенно с учетом короткого производственного цикла, снижающего влияние инфляции. 

 

Высококачественные изделия ИООО "Лангхайнрих Конфекцион Бел" теперь продаются в фирменном магазине, расположенном в Кобрине

 

- Насколько сложно проходит процесс согласования с немецким заказчиком цены на ваши услуги?

- Этот процесс всегда сложный в том смысле, что любая цифра тщательно обосновывается и обсуждается. Когда предприятие только начинало работать, заказчик предложил свою цену, но наши расчеты показали, что ее хватит только на зарплату, причем довольно скромную. Я подготовила несколько моделей развития фабрики: при минимальных доходах, средних, максимальных. Получилось, что низкая стоимость наших услуг не позволит создать запас производственных мощностей, проводить модернизацию, снижать издержки, трудно будет и стимулировать добросовестный труд работников. В результате ожидаемые доходы в течение ближайших двух лет в лучшем случае останутся неизменными, а в условиях кризиса, скорее всего, сократятся. В конце концов, мы остановились на промежуточном варианте, установив цены несколько выше средних.  Он оказался выигрышным и для фабрики, и для инвестора. В частности, уже на втором году работы мы смогли взять на себя транспортные расходы, доля которых в себестоимости услуги превышает 23%.

В других случаях работает логика не расчета, а рынка. Недавно, например, г-н Оель  позвонил мне и сообщил, что есть большой заказ, но по очень невысокой цене и на более льготные условия заказчик не согласится, а просто поменяет партнеров. Последнее слово при заключении любой сделки остается за руководством фабрики. Мы посчитали, что в этой ситуации важнее сохранить объемы производства, рабочие места. Главное же - мы понимали, что немецкий партнер не пытается использовать нас просто как дешевую рабочую силу, увеличивая собственную прибыль. Такова конъюнктура рынка и надо устоять в конкурентной борьбе, которая всегда обостряется в период экономической нестабильности. 

- Европейская «экономическая нестабильность» - всего лишь цветочки, если сравнивать ее с белорусским кризисом. Немецкий партнер это понимает?

-  Бизнес предполагает разговор на языке цифр. Факты же таковы. У нас абсолютно экспортоориентированное производство с минимальной импортной составляющей в виде запчастей для швейных машин. Курс евро за период кризиса повысился больше, чем выросли рублевые цены на основные факторы нашего производства. То есть, при том же объеме производства мы реально стали получать больше прибыли. Этот дополнительный доход по взаимной договоренности мы направляем на нужды предприятия и одновременно рассчитываемся с учредителем по ранее предоставленным нам запчастям и прочим товарам.

Можно сказать и так: мы стараемся справедливо разделить ношу кризиса, в каждом случае найти разумный компромисс. К примеру, зарплата работниц по согласованию с немецкой стороной с мая по сентябрь была повышена на треть. Конечно, такая прибавка не может полностью компенсировать рост цен, но люди видят, что администрация предприятия не оставляет их один на один с проблемами.

Почему мне хочется обратить на этот аспект отношений с владельцем фабрики особое внимание. При глубокой кооперации, толлинге должны исключительно четко функционировать все звенья технологической цепочки. Но этого недостаточно. Нужны еще полное взаимопонимание между партнерами, общность взглядов не только на стратегию развития предприятия, но и тактику решения повседневных вопросов деятельности коллектива.

- У вас, надо думать, сложилось с инвестором полное взаимопонимание?    

- Вот именно - сложилось. В чужой стране работать всегда сложно, понимание специфики бизнес-климата, особенностей организации производства, как и доверие к партнеру приходят не сразу, только в процессе совместной деятельности. Не обходится, конечно, и без трений. Так, к примеру, получилось у нас с приемом на работу главного механика. Кандидатура, предложенная на момент набора кадров на предприятие, не устроила г-на Оеля, который посчитал требования по зарплате завышенными. Увы, более «дешевый» механик часто не мог разобраться со сложным импортным оборудованием, в помощь ему приходилось отправлять специалистов из Германии. Очень скоро стало очевидным, что сэкономив на зарплате, инвестор в конечном итоге потерял гораздо больше денег.

Надо признать, что немецкие партнеры умеют учиться на своих ошибках. Еще лучшим учителем являются положительные примеры грамотного решения вопросов администрацией фабрики. Вот только два наиболее характерных.

Однажды господин Оель позвонил мне и сказал, что есть большой заказ, но сроки для его выполнения – предельно, почти нереально короткие. Я пошла в цех, чтобы посоветоваться с сотрудниками. Это у нас традиция такая - в коллективе обсуждать все важные вопросы жизни фабрики. Подчеркну, я ничего не требовала, ни на чем не настаивала, просто довела информацию до сведения работников. И ушла к себе в кабинет. Вскоре ко мне зашли несколько женщин и сообщили, что коллектив решил заказ взять и работать по 12 часов. В ответ на такой жест, администрация организовали горячие обеды. Заказ был выполнен в срок. Думаю, если у господина Оеля еще оставались какие-то сомнения по поводу наших расходов на социальные программы, то после того случая они полностью исчезли.

Когда предприятие было только создано, я пришла сюда работать главным бухгалтером. Немецкие специалисты занимались тем, что налаживали технологию, в том числе пытались внедрить свою систему складского учета. Но требования в Германии и Беларуси к учету материалов совершенно разные, особенно в отношении импортного давальческого сырья. Мне пришлось работать буквально сутками, самой заниматься программированием, разрабатывать дополнительные модули, чтобы адаптировать систему «1С-бухгалтерия» к условиям нашей деятельности. Эпизод с постановкой грамотного учета показал немецким инвесторам, что есть вещи, в которых мы, белорусы, разбираемся гораздо лучше, чем они.  Для нас же это был еще один шаг к выстраиванию системы абсолютно равноправных партнерских отношений.

- Насколько значимым для инвестора был фактор льгот, предоставляемых предприятиям в сельской местности? 

- Когда предприятие создавалось, никаких «сельских» льгот еще не существовало. А когда они появились, то встал вопрос об использовании сэкономленных средств.  Немецкий инвестор решил оставить их во всем объеме для развития предприятия. Таким образом, мы получили  возможность вкладывать в техническое перевооружение и социальные программы дополнительно по 8-10 тыс. долл. в год.

- Если толлинг достаточно выгоден экономически, а создание иностранного предприятия, особенно в сельской местности, сегодня не вызывает серьезных сложностей, почему, на ваш взгляд, в республике так мало примеров, подобных ИООО «Лангхайнрих Конфекцион Бел»?

- Прежде всего, я не уверена, что Беларусью интересуется так уж много  инвесторов, которые бы имели такую же высокую квалификацию, так же были готовы учиться и идти на разумные компромиссы, как господин Оель. Этот момент, возможно, является определяющим.

Определенные трудности для работы по давальческим схемам создает система оформления таможенного документа. Она чрезмерно усложнена. Согласно правилам, нам необходимо пройти три инстанции, чтобы начать работать. На каждое изделие требуется получить экспертное заключение, в котором отражается, правильно ли мы рассчитали нормы расхода материалов. Представьте, что даже самое простое изделие имеет 15 - 20 наименований товаров, предназначенных для переработки и получения готового изделия. На каждое наименование нужно оформить отдельный документ, содержащих множество цифр и пояснений. А если заказчик захотел на скатерти заменить этикетку, вшить кант или  ленту, то всю процедуру согласования надо проходить заново. Плюс к этому нужно представить обоснование экономической эффективности контракта для облисполкома. Кажется, какое государству дело, сколько зарабатывает частное предприятие? Еще  можно понять смысл контроля уровня зарплаты или объема уплаченных налогов, но проверять доходность каждого контракта?! Пусть бы уважаемые чиновники больше времени уделяли работе с инвесторами. Экономический эффект такая деятельность принесла бы гораздо более существенный.

Для нас в данном случае сложности связаны не только с высокой трудозатратностью оформления документов. Такая система постоянно угрожает нашему производственному ритму. По правилам на оформление документов отводится  в общей сложности около трех недель. Немецкий же партнер ждет, что мы будем работать как во всех цивилизованных странах: заказ поступил и через неделю, включая время транспортировки, он уже выполнен.

 


 

- Как же при таком бюрократизме вашему предприятию удается укладываться в столь сжатые сроки?

- А вы думаете, чем белорусские директора больше всего занимаются? Ходят по кабинетам, убеждают, уговаривают. Благо, к нашему предприятию в госструктурах относятся очень лояльно. Видят же, что нормальным делом занимаемся. Помогают.

Но, конечно, лучше бы государство очистило административные процедуры от излишней бюрократии. Ведь сделать-то надо совсем немного - просто взять и отменить нормирование продукции из давальческих материалов. Таможенный контроль их оборота при этом не станет менее действенным: предприятия все равно отчитываются, как эти материалы использованы.

Недавно я даже отправила в ГТК письмо с соответствующими предложениями. Если они будут приняты, привлекательность работы по давальческой схеме в текстильной отрасли значительно повысится.   

 Хотелось бы через ваш журнал озвучить еще одно предложение, касающееся статистической отчетности. Сегодня материалы, вращающиеся в давальческих схемах, в ней отражаются как импорт. Но какой же это импорт? Материалы ввозятся, чтобы быть полностью вывезенными в виде готовых изделий. Здесь имеют место классическая кооперация и экспорт услуг. Неверная методика учета искажает реальную картину внешней торговли.

- По идее, такие вопросы должен снимать концерн «Беллегпром». Какие у предприятия с ним складываются отношения?

- Наше предприятие в своей деятельности очень мало зависит от «Беллегпрома». Нас даже не включили в его состав. Так что работать концерн не помогает, но и не мешают. Похожее отношение - нейтральное - у концерна и к давальческим схемам. Пока сохраняется режим беспошлинного ввоза давальческого сырья, они могут существовать, но их совершенствованием, развитием никто не занимается. Видимо потому, что у кооперации в формате толлинга руководство концерна не видит перспектив.

Такой подход можно было бы назвать вполне нормальным, если бы не та сложная ситуация, которая сложилась сегодня в отрасли. На многих предприятиях изношены основные фонды, в то же время требуется нарастить экспорт, увеличить валютные поступления, объем привлеченных в страну прямых иностранных инвестиций. Можно ли реализовать такие планы без толлинга? Не думаю. Значит, надо не игнорировать этот проверенный инструмент, а создавать условия для его активного использования. Когда предприятия накопят достаточно ресурсов, проведут модернизацию и смогут самостоятельно торговать на внешних рынках, они добровольно откажутся от давальческих схем как устаревших.

- У вашего предприятия просматриваются такие перспективы?

- Пока нас вполне устраивает сложившийся механизм сотрудничества. В то же время мы не отказываемся от работы на внутренний рынок, и уже выполняем заказы некоторых белорусских компаний. Открыли в Кобрине фирменный магазин. Каждый месяц его оборот увеличивается на 30-50%. Наши изделия часто покупают в качестве подарка, интересуются ими отели и рестораны. Марка Langheinrich становится в республике все более известной.

Вместе с тем создание Таможенного союза открывает для таких предприятий, как наше новые возможности работы на внешнем рынке. Это будет не cтолько толлинг, сколько экспорт продукции в Россию и Казахстан. Реализацией такой схемы мы начинаем заниматься.

 

ИООО "Лангхайнрих Конфекцион Бел"

225875, Брестская обл., Кобринский р-н,

г.Дивин, ул Середовича, 1

Тел.: (8 016 42) 68-7-68

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

 

 

 

Нина КУРБАКО, руководитель службы координации работы производственной кооперации СП ЗАО «Милавица»

 

 

 

 «Милавица» долгие годы не ощущала необходимости в притоке новых кадров. Набранный в 70-е гг. коллектив из 2 тыс. человек закрепился и стабильно работал. Сейчас многие швеи достигли пенсионного возраста, а молодые, увы, не приходят. В то же время за последние 8 лет объемы производства выросли в 3 раза. На 2012 г. запланировано изготовить 21 млн. корсетных изделий. Своими силами это невозможно. Фабрика уже давно отказалась от работы на иностранных давальцев, но такой опыт пригодился: теперь само предприятие организовало давальческую схему внутри страны.

По мере роста производственных объемов предприятие потихоньку налаживало сотрудничество со швейными предприятиями. Поначалу заказы размещались на относительно крупных фирмах, в их числе минские «Юстына» «Талина», «Грация», витебские «Мелинда» и «Леди Гранд». До сих пор эти предприятия остаются нашими ключевыми партнерами и выполняют половину заказов. К слову, объем изготавливаемой по давальческой схеме продукции с начала года вырос до 71%. Сегодня у нас 23 партнера с общим числом работающих более 2,2 тыс. Причем в столице создано лишь 430 рабочих мест. В последние годы мы активно пошли в глубинку Беларуси: в малые города, на небольшие частные предприятия, комбинаты бытового обслуживания.

Если новый партнер начинает выполнять наши заказы с бригадой из 25 человек, то хотелось бы, чтобы через полгода там было 50, а через год - 100. Если фирма хочет развиваться, мы согласовываем наши планы, оказываем всевозможную поддержку. С партнерами складываются взаимовыгодные отношения. Мы можем размещать заказы в интересующие нас сроки и получать качественную продукцию. Думаю, что «Милавица» также зарекомендовала себя как надежное предприятие, обеспечивающее работой на долгосрочной основе и, главное, четко выполняющее договорные условия.

В свое время «Милавице» иностранные заказчики давали в аренду оборудование. Мы же, понимая, что машины для корсетных изделий специфические, предоставляем их партнерам в безвозмездное пользование. Кроме того, как только открывается участок, осуществляем техническое сопровождение производства, ведем обучение швей, управленческого персонала, мастеров, инструкторов. В обязательном порядке предоставляем пакет технической и технологической документации, рекомендации по настройке оборудования. «Шпаргалки» по алгоритму работы на каждый день получают мастера, контролеры. Обучение ведется и при запуске новых моделей. Тогда наши специалисты вместе с коллегами из партнерских организаций работают в потоке до выхода первых изделий.

 

Если предприятие начинает работать с нуля, то первые 4-5 месяцев прибыли у него не будет. Поэтому некоторым партнерам, чтобы они «встали на ноги», предоставляем финансовые займы с отсрочкой возврата на год. Предприятия начинают работать прибыльно, когда швеи осваивают нормы на 70%. Эта точка безубыточности много раз просчитывалась и подтверждалась на всех предприятиях. В зависимости от квалификации людей, организационной готовности кто-то выходит в эту точку за 4 месяца, кто-то - за год. С точки зрения экономической эффективности, давальческие схемы нам выгодны даже со всеми издержками на оборудование и командировки персонала.

Как показывает опыт, наличие производственных площадей и большая безработица в регионе еще ничего не решают. Первичное в деле аутсорсинговых услуг - готовый персонал или хотя бы понимание, где его взять. Мы столкнулись с неожиданной проблемой. Люди не привыкли работать в производственном темпе. Они готовы меньше зарабатывать, но им удобен свободный режим труда. Нас же это не устраивает. Отсюда высокая текучесть кадров. В Беларуси становится все сложнее искать партнеров, наверное, в силу отсутствия достаточного количества подготовленных швей. К сожалению, автоматизировать пошив белья невозможно. Здесь нужен кропотливый ручной труд белошвеек. Как нам кажется, в ближайшие 2-3 года еще будет возможность открывать предприятия. А дальше стоит направить взоры на Украину, Китай. Просчитывая логистику и возможные затраты на оплату труда, «Милавица» такие проработки ведет.