Виктор КаменковВиктор КАМЕНКОВ,

Председатель Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь,

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Республики Беларусь,

Председатель ОО «Белорусский союз юристов»

 

Издержки некомплексного подхода

В современных экономических условиях комплексный экономико-правовой анализ актуален для руководителя любого уровня как никогда. Эта мысль возникла у меня при подготовке и во время участия в очередном заседании горисполкома[1].

Рассматривался существенный для экономики города и его жителей (а с учетом доли экономики города в общегосударственном ВВП - для всей страны) вопрос об итогах социально-экономического развития столицы за январь - июнь 2011 г.

Значимость данной темы можно проследить и по официальной статистике. Так, за 6 месяцев текущего года темпы роста валового регионального продукта города стали самыми высокими среди других регионов (+17,6%), и его объем составил более 26% ВВП республики. Прирост экономики города поддерживается положительной динамикой в промышленности (+14,7%), розничном товарообороте (+14,6%), экспорте (в 1,8 раза), инвестициях в основной капитал (+24,7%), доходах в местный бюджет (+34,1%).

Но на этом позитивном фоне нельзя не заметить и проблемы: сальдо внешней торговли товарами и услугами по организациям коммунальной и без ведомственной подчиненности остается отрицательным, сохраняются достаточно высокие темпы роста импорта товаров и услуг (134,9 и 188,3% соответственно); не выполнен показатель по вводу в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования; в сфере услуг рост добавленной стоимости ниже установленных параметров. В организациях ряда районов города сохраняется превышение (и даже допущен значительный рост) общегородского уровня складских запасов готовой продукции; снизился удельный вес инновационной продукции; не обеспечено выполнение годового показателя по темпу роста экспорта товаров; допущено снижение объемов производства и т.д.

Естественно, в такой обстановке руководителям любого уровня - предприятия, администрации района, горисполкома и др. - необходимо анализировать складывающуюся ситуацию для выработки конкретных мероприятий, устраняющих существующие проблемы. И такой анализ проводится. Только, увы, не всегда применяются комплексные методы, не используются статистические и иные данные контролирующих и правоприменительных органов.

Вот и в проекте решения горисполкома остались без внимания весьма существенные вопросы, оказывающие реальное влияние на экономику города: позитивное - при правильной организации их решения, негативное - при отсутствии такой организации.

 

Убыточные учитывают, о неплатежеспособных - забывают

В справке к заседанию горисполкома фигурируют только убыточные организации (сработавшие с чистым убытком). Их количество за полгода увеличилось на 36, а общее число составило 256 организаций. Особенно неблагополучно в этом смысле выглядит промышленность города, где число убыточных предприятий достигло 18,5%, немногим лучше дела обстоят в торговле - 18,3, строительстве - 17,5%, на транспорте - 15,7, в сфере услуг - 15%. Число убыточных организаций выросло во всех районах города за исключением одного. Достаточно много их даже в свободной экономической зоне.

Но среди убыточных организаций необходимо выделять неплатежеспособные как наиболее уязвимые в финансовом смысле - для того, чтобы принимать оперативные и эффективные меры по их внесудебному и судебному оздоровлению или такие же формы ликвидации. По сравнению с иными регионами в городе ситуация не самая плачевная: неплатежеспособные организации составляют 8% общего количества (в Минской области таковых 28%, в Витебской - 20%). Меньше всего здесь и организаций, неплатежеспособность которых приобрела устойчивый характер, - 6% (в Минской области - 24%, в Витебской - 22, в концерне «Беллесбумпром» - 43, в концерне «Белгоспищепром» - 41%).

Впрочем, это вовсе не повод для успокоения - достаточно взглянуть на судебную статистику. Так, в 2010 г. в хозяйственный суд города поступило более 900 заявлений о банкротстве юридических лиц и около 200 заявлений о банкротстве индивидуальных предпринимателей. Всего в минувшем году окончено более 740 дел о банкротстве с ликвидацией. За шесть месяцев текущего года в тот же суд поступило около 500 заявлений о банкротстве юридических лиц и около 90 - о банкротстве индивидуальных предпринимателей. Эти данные должны сигнализировать руководству горисполкома, его структурным подразделениям, администрациям района о необходимости наметить вместе с руководителями и собственниками организаций конкретные планы работы по сокращению в первую очередь неплатежеспособных, во вторую - и убыточных организаций. Тем более что и Правительством страны предусмотрена обязанность горисполкома представить информацию о неплатежеспособных организациях и предложения по их «судьбе» (продаже, внесудебной ликвидации, банкротстве).

 

Не бороться с долгами постфактум, а отслеживать исполнение договоров

Не менее важный аспект - работа с дебиторской и кредиторской задолженностью городских организаций.

В материалах к заседанию горисполкома говорилось, прежде всего, о внешней дебиторской задолженности. Она только по коммунальным предприятиям составила более 26% к экспортной выручке (допустимый размер соотношения - 18,3%). Но имеется острая необходимость активно работать с обоими видами задолженности - дебиторской и кредиторской. При этом нужно четко представлять их структуру (внутренняя, внешняя, просроченная, по странам) и настораживающие тенденции: объем и динамику задолженности.

В целом по республике на 1 июня общая сумма дебиторской задолженности составила почти 67 трлн. руб. и увеличилась по сравнению с началом года на 35,3%. Кредиторская задолженность составила за тот же период более 79 трлн. руб., увеличившись по сравнению с началом года на 37,1%, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - на 60,1%. Просроченная «дебиторка» выросла на 21,3%, достигнув почти 10 трлн. руб.

Для города также характерен рост обоих видов задолженности, в том числе просроченной. При этом особого внимания заслуживает внутренняя кредиторская и дебиторская задолженность, поскольку ее размер и тенденции развития имеют для финансового «здоровья» организации, региона не меньшее значение, чем внешняя задолженность, а «инструментарий» борьбы с ней шире.

Когда организации одной ведомственной или территориальной подчиненности (одного министерства, концерна, района, города, области) выясняют свои отношения по хозяйственным обязательствам только через суд - с позиции формы это нормально. А по существу - финансовое издевательство. Потому что рубль долга по любому договору, а тем более по просроченному обязательству, превращается в полтора, два, три и более рублей. Такая «накрутка» происходит за счет того, что при судебных процедурах нужно оплатить услуги адвоката (иного представителя в суде), государственную пошлину в республиканский бюджет, расходы на возможные экспертизы, принудительное исполнение судебного решения и т.д.

Поэтому государство по инициативе судебной власти пошло навстречу субъектам хозяйствования и закрепило в законодательстве упрощенные и ускоренные судебные и внесудебные процедуры (внесудебная медиация, примирительная процедура, приказное производство, третейское разбирательство). Но пока далеко не все руководители, очевидно, осознали их преимущества. Хотя результаты уже есть, и вполне ощутимые. За первое полугодие текущего года количество заявлений, поступивших в хозяйственные суды Беларуси, сократилось почти на 12 тыс. В городе это количество снизилось на 44%. То есть введение ускоренных и упрощенных процедур рассмотрения хозяйственных споров, в том числе претензионного порядка, свой эффект возымело.

Более того, по сообщению хозяйственного суда города, в первом полугодии 2011 г. дела по вопросам взыскания с коммунальных предприятий задолженности по налоговым и неналоговым платежам, в том числе в Фонд соцзащиты, а также задолженности по водоснабжению ни в порядке искового, ни в порядке приказного производства им не рассматривались. Это свидетельствует о выполнении многими организациями города решения горисполкома от 11.03.2010 г. №495 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизма расчетов и внесудебному урегулированию хозяйственных споров». Равно как и о неплохой работе комиссии по неплатежам, созданной в горисполкоме.

Отсюда предложение: почему бы не преобразовать комиссию по неплатежам в комиссию по мониторингу исполнения договорных обязательств? Работая в «новом формате», она сможет периодически делать сверку исполнения обязательств субъектами коммунальной собственности на более ранних стадиях реализации хозяйственного договора, утверждать графики погашения задолженности с целью недопущения просрочки исполнения обязательств и соответственно способствовать экономии финансовых средств. Такая деятельность комиссии исключит необходимость обращаться в суд во всех случаях взыскания долга. Подчеркну - предлагаемый порядок не лишает права на обращение в суд. Но если правильно организовать работу подобных комиссий, то только в городе можно сэкономить сотни миллиардов рублей, а в масштабах страны - триллионы. Важно и другое: работа такой комиссии приучит руководителей субъектов хозяйствования контролировать выполнение договорных обязательств.

 

Видеть перспективуВиктор Каменков

Кратко о других вопросах.

Подводя экономические итоги и намечая задачи на будущее, было бы правильным обратить внимание администраций районов на необходимость контроля за увеличением количества малых и средних организаций. Только через хозяйственный суд в истекшем году ликвидировано около тысячи малых организаций. Во внесудебном порядке их тоже ликвидируется немало.

А вновь зарегистрированных организаций - чуть более 3 тыс. Бесконтрольность здесь может привести к резкому сокращению числа малых и средних организаций, что нежелательно.

Доля таких организаций в наполнении ВВП во многих государствах достигает до 50-70%. Сочетание крупно товарного производства с малым и средним бизнесом только улучшит ситуацию в экономике. В материалах же, представленных к заседанию горисполкома, не усматривается повышенного внимания этому вопросу. В том числе и к государственно-частному партнерству, которое в Директиве Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» названо одним из приоритетных направлений в либерализации экономических отношений.

И в основном докладе, и в выступлениях на заседании горисполкома указывалось на необходимость активизации усилий соответствующих руководителей по увеличению объема оказываемых услуг и их экспорта. Однако ничего не планируется в отношении организации новых видов услуг, в частности, спортивных. Между тем во многих государствах - это весьма заметная статья дохода. Кроме того, вкладывая значительные средства в воспитание успешных на международном уровне спортсменов, тренеров и иных спортивных специалистов, такие страны впоследствии с выгодой для себя организуют трансферты этих специалистов, предлагают их услуги в иной форме. Надо ли добавлять, что организация международных спортивных соревнований стимулирует развитие сферы услуг, является важной статьей получения валютной выручки.

Наконец, в последнее время немало говорится о необходимости увеличения объема прямых инвестиций, в том числе иностранных, в национальную экономику. Заседание горисполкома не стало исключением. Здесь могу только указать на то, что нужно находить новые формы работы с инвесторами. В свою очередь в системе хозяйственных судов планируется образование специализированных составов судей для рассмотрения споров и иных дел с участием инвесторов. Цель одна - обеспечить оперативную и эффективную защиту прав и законных интересов инвесторов.

Это только небольшое дополнение к тому, что звучало на заседании горисполкома. Но оно, надеюсь, позволяет убедиться в том, что комплексный анализ, учитывающий как экономическую, так и правовую слагаемые ситуации, дает более полное представление о состоянии дел в экономике и является хорошим подспорьем для руководителя, который живет не одним лишь днем, а желает увидеть перспективу.



[1] В данном случае это был Минский горисполком, но схожие ситуации характерны для разных регионов и исполкомов (городских и сельских). – Прим. авт.

{jcomments on}