реструктуризация бизнесаВ чем состоит работа директора как не в поиске ответов на постоянно возникающие вопросы? Хорошо, если вопрос из сферы, в которой директор или его подчиненные чувствуют себя достаточно компетентными. Но даже в этом случае часто хочется с кем-то посоветоваться, обменяться мнениями, чтобы проверить правильность принимаемого решения. А у кого спросить совета, когда возникла сложная нестандартная ситуация? Предлагаем: попробуйте задать вопрос нашему журналу. В его редакционный совет входят опытнейшие хозяйственники, руководители предприятий, ученые. Есть у нас возможность переадресовать вопрос специализированным консультационным компаниям, в том числе российским. Словом, если не решение проблемы, то, во всяком случае, направление, в котором следует двигаться, редакция вам подскажет.

Присылайте вопросы всего на электронную почту magazine@director.by.

 

Золотые яблочки из Заполярья

Вопрос. Нашей компании-импортеру нужно срочно реструктуризировать бизнес. Планируем вложить до миллиона долларов в какое-нибудь экспортоориентированное или импортозамещающее производство. Сейчас заняты поиском перспективных проектов. Может быть, ваш журнал подскажет, на какие сферы деятельности есть смысл обратить внимание в первую очередь? Нам был бы интересен и опыт других предприятий, решающих аналогичные проблемы.

Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ, заместитель директора ООО.

Есть в культурологии такое понятие, как зашоренность. Если часто-часто обращаться к какому-либо предмету - перестаешь замечать его истинную ценность.

Года полтора-два назад Министерство экономики в очередном порыве борьбы с импортом выпустило достаточно интересный документ: перечень товаров, импортируемых в Республику Беларусь, с указанием ввозимого количества и точных характеристик, организацию производства которых министерство считает целесообразным внутри республики.

Как и ко всем бюрократическим бумажкам, выпускаемым в рамках данной тематики, к документу отнеслись с юмором и недоверием. И, на самом деле, можно ли серьезно относиться к рекомендации открыть в Беларуси производство легковых автомобилей (с АБС, АКПП и пр., смотри исходный документ) мощностью аж две тысячи машин в год?

Кстати, если говорить в общем и целом об отраслях белорусского бизнеса, которые в ближайшее время будут чувствовать себя неплохо, я бы не в последнюю очередь назвал сферу ремонта и технического обслуживания автомобилей. Достаточно посмотреть, сколько автомобилей ввезли в Беларусь в этом году. И есть подозрение, что все они в ближайшее время начнут ломаться, так как машинки, мягко говоря, «второй свежести».

Но, наверное, компания-импортер, у которой есть миллион долларов на развитие и реструктуризацию, не сильно страдает от отсутствия спроса на ввозимые ею товары. А страдает она, наверное, от отсутствия предложения валюты. Ремонт же автомобилей - это запчасти, а запчасти - это все тот же импорт, с которым абсолютно непонятно, что будет далее.

Поэтому давайте вернемся к нашему Министерству экономики и плоду его трудов. Оставим решение о целесообразности организации производства автомобилей на совести министерства, а сами посмотрим на документ несколько по-иному. Ведь это - уникальный источник того, какие товары нужны на белорусском рынке, в каком количестве и какого качества. Совершенно бесплатное маркетинговое исследование!

Меня, например, поражает обилие в перечне продуктов питания. И именно в эту отрасль я бы хотел в первую очередь направить интерес читателя.

Лозунг, что людям есть нужно будет всегда - избит донельзя (ох уж эта зашоренность), но тем не менее от этого он не потерял актуальность. Я знаю достаточно много импортеров, выживающих сегодня только благодаря тем колхозам, которые некоторое время назад достались им в добровольно-принудительном порядке.

Скорее всего, если мы хотим создать эффективный бизнес, нужно быть готовыми к тому, что создавать придется максимально замкнутую систему, т.е. начиная производством сырья и заканчивая производством готового продукта. Только в этом случае сельскохозяйственный бизнес может быть защищенным от того, что какую-то культуру в Беларуси вырастить нельзя и необходимо опять закупать ее за рубежом.

Правда, без импорта здесь не обойтись. Он понадобится как минимум по двум составляющим. Во-первых, придется закупить за рубежом оборудование. Но вот вторая импортная составляющая организации производства валюты не потребует совсем, а важна она не менее, чем первая. Речь идет о технологии организации работы и управления. Дело в том, что использование традиционных белорусских подходов к производству продуктов питания не позволит создать сколько-нибудь конкурентный продукт. А вот при грамотной организации работы практически все заявления типа «в наших климатических условиях это невозможно» автоматически устраняются.

Вспомнился один очень интересный случай. Есть в Сибири, чуть ли не возле самого Полярного круга, фермер, который выращивает там яблони. Высотой они у него метра по полтора и растут на них яблоки величиной меньше грецких орехов. При этом такие кислые, что их ни один вредитель не ест. Поэтому у нашего фермера нет необходимости применять всякие яды-химикаты. Урожай покупает у него одна японская компания, причем за такие деньги, что становится уже не смешно, а завидно. Японцы потом производят из этих яблок самый экологически чистый мармелад в мире, который и продают по всему миру чуть ли не по цене золота…

Вспомнил я это к тому, что если уж в условиях вечной мерзлоты люди умудряются зарабатывать на продуктах питания, то нам - сам Бог велел. Нужно приложить к этому просто достаточно желания и умения. У продуктов питания, произведенных в Беларуси, к тому же очень хороший экспортный потенциал благодаря высокой репутации их качества.

Поэтому мой совет - обратите свое внимание на производство продуктов питания. Очень высока вероятность, что через некоторое время мы будем приводить вашу компанию в качестве яркого примера эффективной переориентации бизнеса с импорта на экспорт.

На вопрос отвечал Егор ЕГОРУШКИН, руководитель направления «Финансы», бизнес -тренер консалтинговой группы «Здесь и Сейчас»

 

Бизнес-идея

Игровая для мужчин

Если вам удалось родиться и вырасти особью мужского пола, а жизнь в плане семьи сложилась традиционным образом, то вы знаете, как утомительно сопровождать женщин на шоппинг. Они реализуют древний навык собирательства, а вам, охотнику, это малоинтересно. Австралийское подразделение IKEA, дабы освободить покупательниц от назойливого брюзжания их спутников, мешающих «шопиться» (читай тратить деньги), по аналогии с детской комнатой сделало комнату для мужчин.

Теперь в Сиднее дамы могут не только оставить ребенка в Småland, но и пристроить супруга в Mänland. Там он и скрасит свою жизнь общением с себе подобными за просмотром спортивных соревнований, игрой в настольный хоккей и пинбол, видеоиграми, чтением автомобильных журналов в массажном кресле. Чтобы мужчины легче адаптировались к новой среде, их даже покормят хот-догом. Пива вот только нет.

К сожалению женщин и, возможно, мужчин, пребывание в мужской игровой ограничено получасом. Женщине выдают электронный таймер, вовремя напоминающий об этом. Но самое печальное в другом: мужская комната - явление временное, устроенное IKEA ко дню отцов на период с 1 по 4 сентября. Так что это было: рекламный ход, тестовый запуск постоянной будущей услуги или просто доброта по отношению к сильному полу, остается только гадать. Однако представителям других торговых организаций стоит подумать о целесообразности подобных игровых комнат для мужчин в своих пенатах.

По материалам портала http://coolidea.ru/.

 {jcomments on}реструктуризация бизнеса