№9 (147) - Сентябрь 2011

 
ТЕМА НОМЕРА
 
 ЭКСПОРТ УСЛУГ
                                                                                
  • ПВТ - развитие продолжается.
  • Рынок открытый и привлекательный.
  • Давайте снимем "долларовые очки".
  • Зачем прятать Золушку?
  • СТО смогут значительно увеличить экспорт своих услуг, если на них будет установлена нулевая ставка НДС.
  • Неконкурентные ставки.
  • Валютные изменения проявятся позже.
  • О первом впечатлении, имидже и dress-code.
 

Белорусская экономическая

модель» и реалии развития

Уважаемые читатели!

 

Возможно ли методы управления белорусской экономикой определить как национальную модель развития хозяйства, подразумевая, что она построена на определенных принципах и методах, т.е. на сформированной методологии? Очевидно, что нет. В республике сохранен доперестроечный отраслевой принцип управления, существовавший в СССР в период с 60-х до конца 80-х гг. Административные методы, основанные на директивных плановых показателях, также практически не претерпели изменения. Отличительная особенность Беларуси от других государств СНГ состоит в наиболее полном сохранении структуры и объема прежней экономики. Конечно, с учетом сниженной востребованности продукции оборонного характера многие предприятия утратили прежний потенциал. Но все они функционируют, получая бюджетную поддержку и выпуская конверсионную продукцию. При этом осталась технология 70-х гг. прошлого столетия. На ее обновление нет достаточных средств. Так, в 2010 г. затраты организаций промышленности на технологические инновации составили 1,7% ВВП, или 931 млн.долл. Из них на покупку оборудования затрачено 65% и на приобретение новых и высоких технологий только 0,4%, или 3,7 млн.долл. Не лучше обстоит дело и с обновлением производственных программ. За 10 лет, с 2000 по 2010 г., ежегодное число заявок на патентование увеличилось на 61,3%, а количество действующих патентов только в 2 раза, составив 4444 ед. Стабильным остается в промышленности и число инновационно активных предприятий - чуть более 300, что соответствовало в 2010 г. 15,4% общего количества.

Прежнюю структуру промышленности и экономики в целом позволило сохранить наличие емкого российского рынка. Число занятых в промышленности к 2010 г. за десятилетний период сократилось только на 91 тыс. человек, или 7,9%. Практически не менялась в этот период и форма собственности. Объем промышленного производства, создаваемого на предприятиях, принадлежащих физическим лицам, составляет только 2,1%, а являющихся собственностью негосударственных юридических лиц - 10,5%.

Вместе с тем в республике есть понимание, что собственными силами поднять промышленность на новый технологический уровень не удастся. В последние годы проведено формальное акционирование и согласно официальной статистике в Беларуси - 92,9% частных предприятий, акции которых принадлежат государству. Исключение составляют приватизированные и иностранные предприятия, на долю которых приходится 15,2% объема производства.

Между тем реальных сделок по продаже собственности нет. И причина не только в том, что не хочется продавать дешево. В основе - боязнь потери управляемости и стремление к политической стабильности.

Есть на всех уровнях управления и осознание того, что структуру экономики надо менять. И даже делаются в этом направлении определенные шаги. Так, за десятилетие, с 2000 г. объем платных услуг населению увеличился в 2,8 раза, опередив промышленность по этому показателю на 24%. Но и здесь сказываются сдерживающие факторы: замедленная приватизация, низкое стимулирование развития малого и среднего бизнеса, да и в целом недостаточная нацеленность на формирование сферы услуг. Благодаря эмиссионному разогреву внутреннего спроса, в первом полугодии 2011 г. доля валовой добавленной стоимости в этой части экономики оказалась больше, чем в сфере производства. В аналогичном же периоде прошлого года их доли были равны. В последние месяцы девальвацией и уменьшением эмиссии спрос сдерживается, и доли вновь сблизятся, ибо нет реальных подвижек к расширению сферы услуг.

В то же время материалоемкость ВВП за счет ценового фактора продолжает расти. Только в январе-марте она увеличилась на 0,3%. Несмотря на принимаемые меры, увеличивается и отрицательное сальдо торгового баланса. За полугодие 2011 г. по отношению к аналогичному периоду 2010 г. рост составил 26,6%. Исключительно благодаря отложенному спросу на импорт в июле динамику удалось переломить, но удержать достигнутое не удается даже при льготных ценах на газ. Действующая экономика не позволяет продуцировать положительное сальдо.

Поэтому принятые меры по выходу на единый курс и, в частности, трансляция для населения курса второй сессии, не могут не сказаться на инфляции и снижении покупательской способности. Более того, рыночный принцип определения для населения курса лишил граждан возможности хоть как-то планировать свою жизнь. Человек не может предположить, сколько ему придется платить за учебу и сможет ли он отдохнуть за пределами Беларуси. Вторая сессия нужна была еще весной, но для населения рационально было бы определить какой-то минимум покупки по первой сессии. Например, как в Китае, где гражданин в год может купить 5 тыс.долл. Для тех, кому требуется больше установленного минимума, рационально оставить возможность покупки по курсу второй сессии. Эта мера реально сдерживала бы инфляцию и не требовала столь динамичного роста заработной платы. Кроме того, хоть как-то уменьшила бы отток специалистов в Россию и, в первую очередь, как показывает практика, строителей. А это тоже по международной классификации - сфера услуг.

Но это проблема тактики. Что же касается стратегии, то надо ускоренно менять структуру экономики в направлении расширения сферы услуг. Промышленность должна остаться там, где она сможет кооперироваться с иностранными и, в первую очередь, российскими производителями, обеспечивая в режиме самофинансирования развитие технологии и сохранение рынков.

 

С уважением,

главный редактор А.Ковтуненко

 

{jcomments on}

 

Содержание Сентябрь 2011 г.

 

Тема номера: ЭКСПОРТ УСЛУГ

4          И три звезды могут светить ярко

Широкий спектр дополнительных услуг высокого качества помогает отелям привлекать зарубежных клиентов.

Александра  ВИНАРСКАЯ

 

8          ПВТ - развитие продолжается

Почему отечественные программные продукты на внешних рынках продаются лучше, чем на внутреннем?

Александр МАРТИНКЕВИЧ

 

10       Подаем и оправдываем надежды

Рынок IT-услуг ждет новых специалистов.

Дмитрий ДОЛГОРУКОВ

 

12       Рынок открытый и привлекательный

Что ждет белорусских строителей на российском рынке?

Наталья ЩЕЛКУНОВА

 

14       Образование на экспорт

Беларусь имеет хорошие возможности значительно увеличить число иностранных студентов, обучающихся в ее вузах.

Сергей КРИЧЕВСКИЙ

 

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

15       Сколько стоит наше меню

 

МЕНЕДЖМЕНТ

16       Свет и тени столичной экономики

Комплексный экономико-правовой анализ - и помощь, и необходимость.

Виктор КАМЕНКОВ

 

19       Государственная помощь: благо или зло?

Поддержка национальным производителям должна оказываться неселективными методами.

Ирина КОЛЕСНИКОВА

 

22       Зачем киоску кондиционер

Как УП «Гомельоблсоюзпечать» стало одной из самых эффективных мелкорозничных торговых сетей в Гомельской области.

Василий КУЛЫБА

 

24       Давайте снимем «долларовые очки»

Антикризисные рецепты от предпринимателя, который не позволил своему предприятию войти в зону кризиса.

Наум КАЦ

 

ПРИВАТИЗАЦИЯ

26       Зачем прятать Золушку?

Наиболее успешные предприятия придерживаются под «прилавком» приватизации.

 Алексей ШКАДАРЕВИЧ

 

28       Цена директорского кресла

Надо ли руководителям предприятий бояться приватизации?

Татьяна МАНЕНОК

 

30       Ускоренная приватизация не будет эффективной

Если собственник хочет выгодно продать предприятие, он должен сделать его  успешным. Например, пригласить опытного менеджера, предложив ему в качестве оплаты пакет акций.

Павел БЕГУН

 

НАЛОГООБЛОЖНЕНИЕ

33       Нерезиденты «объезжают» белорусский НДС

СТО смогут значительно увеличить экспорт своих услуг, если на них будет установлена нулевая ставка НДС.

Андрей ЗЫРЯНОВ

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

34       Чему нас учит яйцо

Создание на птицефабриках производства полного цикла, включая основные компоненты кормов, даст возможность значительно снизить себестоимость яиц и мяса.

Евгений ХИЛЬКО

 

36       «Сахарные войны» остались в прошлом

Белорусские производители сахара расширяют свое присутствие на внешних рынках.

Виктор МИРОНОВ

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

38       Рубль против доллара

Стоит ли выпускать продукцию, в которой импортного, включая энергоресурсы, намного больше, чем отечественного?

Владимир МИРОВ

 

40       Как увидеть «невидимку»?

Новые приборы позволяют уловить даже малейшие утечки газа.

Станислав НЕРУШ

 

42       Инвестиции приносят прибыль

В бизнесе, как и в шахматах, желательно просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед.

Анатолий ЖУК

 

44       Как сложится формула МАЗ - ГАЗ - КамАЗ?

Варианты интеграции МАЗа с российскими автомобилестроителями могут быть разными. Но альтернативы этому процессу нет.

Александр АЛЕСИН

 

47       Четыре компонента «формулы стабильности»

Оптимальное соотношение цены и качества - не единственный фактор, обеспечивающий стабильность рыночных позиций предприятия.

Виктор КРЕПОСТНОВ

 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

48       Прибыль социального назначения

Развивая собственное производство, ЖКХ удается снижать «коммунальные» расходы бюджета.

Александр КИСЕЛЬ

 

ЛЕСНОЕ ОЗЯЙСТВО

50       Один за всех…

Монополию на экспорт леса и лесоматериалов из Беларуси имеет одна организация. В чем преимущества такой системы?

Николай МАЛЫШЕВ

 

ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

51       Неконкурентные ставки

Высокая налоговая нагрузка снижает конкурентоспособность белорусских предприятий.

Ольга ШУЛЕЙКО

 

ВАШ КОНСУЛЬТАНТ: СПРОСИТЕ У «ДИРЕКТОРА»

52       Золотые яблочки из Заполярья

В журнале открывается новая рубрика. Давайте вместе искать ответы на любые практические вопросы менеджмента предприятий.

 

РЫНОК ТРУДА

54        Редкие кадры

В промышленности  рабочих скоро станет меньше, чем менеджеров. О том, как изменить ситуацию на рынке труда, размышляют чиновники Минобразования, педагоги, директора.

Ольга ПАСИЯК

 

ФИНАНСЫ

56       Не все услуги в банках платные

Прежде чем заключать с банком договор на обслуживание, внимательно изучите его условия.

Нонна РАБЕЦ

 

ВОПРОС МЕСЯЦА

57       Валютные изменения проявятся позже

Предприятия пока не почувствовали улучшения рыночной конъюнктуры.

 

МЫСЛИ НЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

58       Во всем виноват термометр

Если в Греции кризис, то что у нас?

 

КЛУБ «ДИРЕКТОР»: МОДА И СТИЛЬ

59       «Великие комбинаторы»: стилист Ирина Ильинская о своей профессии

Стиль как состояние души.

Ольга КОВТУНЕНКО

 

61       О первом впечатлении, имидже и dress-code

Несколько советов, которые помогут вам сформировать положительный имидж.

Светлана НАЙМИТЕНКО

 

ЗДОРОВЬЕ

62       Как не «прозевать» инсульт?

Чем старше человек, тем выше возможность того, что его настигнет инсульт.

Ирина ВЕСЕНИНА

 

64        ПОДПИСКА - 2012

 

 

 

 

Создание Парка высоких технологий (ПВТ), по мнению заместителя директора ГУ «Администрация Парка высоких технологий» Александра МАРТИНКЕВИЧА, послужило более динамичному развитию IT-отрасли, наращиванию экспортного потенциала страны.

- Александр Михайлович, как с момента создания изменился объем экспорта услуг резидентов ПВТ, их количество?

- Сам по себе проект организации ПВТ достаточно уникален, мы взяли лучшее из зарубежного опыта создания подобных инновационных площадок и привнесли свое ноу-хау. В частности, Парк высоких технологий у нас - это специальный правовой режим, не привязанный к конкретной территории, поэтому резиденты могут находиться в любой точке страны. Главная цель его создания - предотвратить отъезд талантливой молодежи за рубеж, а также увеличить экспорт услуг.

Сегодня в компаниях-резидентах занято более 10 тыс. сотрудников (80% - молодежь до 28 лет), так что отток кадров остановлен. В 2010 г. совокупный экспорт компаний ПВТ достиг 161 млн. долл., при том, что в 2005 г. весь экспорт услуг в данном сегменте составлял всего 25 млн. Парк продолжает динамично развиваться, за 8 месяцев этого года поставки программного обеспечения и услуг за рубеж увеличились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 56%. На экспорт поставляется более 84% разрабатываемого ПО. Наши IT-компании успешно конкурируют на высокотехнологичных рынках Северной Америки и Западной Европы, их заказчиками являются компании из 55 стран мира, 45% экспорта продукции резидентов ПВТ приходится на страны Северной Америки, 34% - Западной Европы, 15% - страны СНГ.

По данным одного из крупнейших IT-изданий Global Services, шесть белорусских компаний-резидентов вошли в сотню лучших мировых поставщиков IТ-услуг и аутсорсинга.

- В последнее время макроэкономическая ситуация в Беларуси изменилась. Какую роль в экономике играет сегодня IТ-сектор?

- Являясь динамично развивающимся экспортоориентированным сегментом экономики, отечественный сектор не только обеспечивает собственные потребности в зарубежных IТ-продуктах, но и зарабатывает валюту для импорта информационных технологий предприятиями реального сектора экономики. Так, по данным платежного баланса Республики Беларусь в 2010 г. экспорт компьютерных услуг составил 217 млн. долл., а их импорт в целом по стране - 42,6 млн. При этом, согласно данным Национального статистического комитета предприятиями, осуществляющими виды деятельности в сфере информационных технологий, импортировано услуг всего на 17,1 млн. долл., товаров - на 39,1 млн. Таким образом, IТ-сектор Республики Беларусь, удовлетворив собственные потребности в импорте зарубежного компьютерного оборудования и ПО, обеспечил положительное валютное сальдо в 160,8 млн. долл.

Большую роль в этом играет Парк высоких технологий. Только за первые 6 месяцев этого года экспорт резидентов ПВТ составил 87,8 млн. долл. при импорте всего 0,5 млн. По экспорту IT-услуг на душу населения Беларусь находится на одном уровне с Индией и Чехией, опережая по этому показателю Россию в 2 раза, Украину - в 3 раза.

- С точки зрения экономики страны важно не только развивать экспортный потенциал IТ-отрасли, но и наращивать внутреннее потребление IТ-услуг. Пока складывается достаточно парадоксальная ситуация: программные продукты наших IТ-компаний, поставляемые на экспорт, способствуют экономическому росту за рубежом, но внутри страны практически не используются. Как изменить эту ситуацию?

- Динамичное развитие национального сектора информационных технологий происходит на фоне невысокого спроса на IТ со стороны государственных организаций, предприятий и населения, что предопределяет недостаточное распространение информационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении.

Сегодня спрос на IТ со стороны государства ограничивает отсутствие достаточного количества квалифицированных пользователей IТ в органах госуправления и госорганизациях, низкий общий уровень использования IТ в органах государственной власти.

Чтобы исправить эту ситуацию, целесообразно ввести в классификацию бюджетных расходов органов государственной власти статью «Расходы на использование информационных технологий». В настоящее время все расходы на IТ проходят по различным статьям бюджетной классификации. Введение отдельной статьи позволит выделять в бюджете такие расходы и контролировать эффективность использования средств на внедрение и содержание IТ.

Завышенные сроки амортизации компьютерной техники снижают экономические стимулы внедрения IТ на промышленных предприятиях. Кроме того существует ряд субъективных факторов, например, отсутствие мотивации, инертность со стороны руководителей большинства государственных организаций и предприятий, бизнесменов во внедрении информационных технологий в административно-управленческую и производственно-технологическую деятельность.

Современный среднестатистический руководитель не заинтересован внедрять в производство новые информационные технологии, так как не имеет для этого экономических стимулов и предпочитает работать по старинке - методом «ручного» управления. Директорскому корпусу выгоднее содержать сотни, а на некоторых белорусских предприятиях и тысячи сотрудников, занимающихся начислением зарплаты и подготовкой различных отчетов, иметь многочисленные отделы снабжения и сбыта, департаменты по контролю над трудовым распорядком, чем внедрять современные средства управления предприятием.

В качестве экономического стимула для внедрения отечественной программной продукции, полагаю, может стать нормативное закрепление льготы в виде освобождения от налога на прибыль в отношении прибыли, направляемой на приобретение отечественного программного обеспечения, разработанного резидентами ПВТ и другими организациями Республики Беларусь.

В целях государственной поддержки повышения квалификации, обучения и сертификации персонала предприятий, осуществляющего эксплуатацию информационных систем и ресурсов, предлагается предусмотреть нормативное закрепление льготы в виде освобождения от налога на прибыль в отношении прибыли, направляемой субъектами хозяйствования на обучение своего персонала информационным технологиям (подготовка, переподготовка или повышение квалификации, учеба на обучающих курсах).

Будет целесообразно предусмотреть сокращение сроков полезного использования (амортизации) компьютерного оборудования и программного обеспечения до двух лет.

Вместе с тем следует отметить, что Парк высоких технологий ежегодно увеличивает объем внедрения на внутреннем рынке: с 21,4 млрд. руб. в 2007 г. до 106 млрд. в 2010 г. В ПВТ проводится постоянная работа по продвижению программных решений компаний-резидентов на белорусский рынок путем проведения семинаров и открытых презентаций для представителей государственных организаций и предприятий.

В марте компания-резидент ПВТ «Дженерейшн - Консалтинг» и Национальное агентство по туризму Республики Беларусь запустили национальную систему онлайн-бронирования на базе туристического портала www.belarustourist.by. Система создана на основе отечественного программного комплекса, который полностью соответствует современным требованиям и уже используется в 17 странах мира. Она позволяет в режиме онлайн выбрать гостиницу и забронировать номер путем введения данных банковской карты. Оплата осуществляется как непосредственно при заезде в гостиницу, путем блокировки части средств на карт-счете клиента (стоимость первой ночи проживания), так и через внесение предоплаты всего проживания.

Совсем недавно мы представили возможности нового компактного видеоаналитического устройства, обеспечивающего интеллектуальную обработку видео в системах охранного видеонаблюдения, которое было разработано компанией-резидентом ПВТ «Синезис» и по многим параметрам превосходит мировые аналоги.

{jcomments on}

Кажется, ну что особенного - отель «три звезды»? Таких в Беларуси уже около двух десятков. Тем не менее, об отеле «Турист» в Бобруйске можно сказать, что свет его звезд особенный яркий, насыщенный, обладающий богатой цветовой гаммой. И виден он издалека.

Построенный в 2006 г. «Турист» стал первым трехзвездочным отелем в Могилевской области. Такой статус имеет свою привлекательность, но в качестве бизнес-идеи он нес в себе немалые риски: найдется ли в провинциальном Бобруйске столько желающих поселиться в отеле высокой категории, чтобы он приносил прибыль?

- Мы хорошо понимали, что, делая выбор в пользу трех звезд, заранее лишаем себя всякой надежды на спокойную жизнь, - рассказывает директор отеля Александра ВИНАРСКАЯ. - У нас не будет возможности, как это делают многие другие гостиницы, обеспечив приемлемый уровень сервиса и цены, просто ждать своего клиента. Нам потребуется - помимо качественного сервиса, - создать такой эксклюзив, такой фейерверк, чтобы наши звезды светили очень ярко и всеми цветами радуги. Чтобы клиент не мог их не увидеть, а увидев, обязательно пошел на их свет.

Прошло пять лет. Сегодня очевидно: опыт отеля «Турист» значительно расширяет представления о том, каким может быть современный гостиничный бизнес. Место приезжему для комфортного ночлега предоставляют все гостиницы, многие из них готовы предложить более или менее широкий набор дополнительных услуг. В «Туристе» же смогли в максимально короткий срок не только выйти на уровень лучших отелей страны по качеству сервиса, но и сформировать «полюс притяжения» клиентов за счет создания собственного туристического и оздоровительного продукта. Предложения оказались настолько привлекательными, что заинтересовали не только отечественных, но и зарубежных клиентов.

Несколько цифр: за 8 месяцев текущего года ОАО «Отель «Турист» реализовало услуг на 3829,0 млн. руб., что на 25,9% выше, чем за соответствующий период прошлого года. Наибольший удельный вес в структуре доходов занимает: предоставление номеров - 48,8%, услуги общественного питания - 28,2%, туристические услуги - 14,1%. Экспорт услуг за 8 месяцев текущего года составил 404,2 тыс. долл., темп роста по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. - 104,3%, в том числе экспорт туристических услуг - 141,3 тыс. долл., что больше соответствующего периода прошлого года на 30,2%. Показатели экономической эффективности удерживаются на хорошем уровне. Рентабельность реализованной продукции превышает 10%, рентабельность продаж составляет 8%. И это несмотря на снижение предпринимательской и туристической активности в текущем году.

 

Анатомия привлекательных цен

 

Согласитесь, звезды над отелями светят привлекательней, если стоят меньше. Прейскурант «Туриста» приятно удивляет приезжих: цифры в нем в 2-3 раза ниже, чем в столице. В Бобруйске единственный трехзвездочный отель, конечно, выставляет самый высокий ценник, но разница с другими гостиницами составляет всего 10 - 15 %. Совершенно обоснованная, подчеркнем, разница.

Уже то, что отель расположен недалеко от исторического центра города, при этом в тихом, почти без автомобильного движения месте, на живописном берегу реки Березина дает основание иметь дельту цены. У «Туриста» есть и другие серьезные преимущества: значительно более высокий уровень сервиса и просто несопоставимый с другими гостиницами выбор дополнительных услуг. По соотношению «цена - качество услуги» отель сегодня не имеет конкурентов ни в Бобруйске, ни в Могилевской области. Да, пожалуй, и в республике по этому показателю он входит в пятерку грандов.

Надо ли пояснять, что в отелях «три звезды» на сервисе не экономят. Единственный путь к демократичным ценам - снижение собственных издержек. Вот только один пример, показывающий, на каком уровне проводится эта работа в «Туристе».

В отеле 154 номера на 198 мест, которые обслуживают всего 14 горничных. Для повышения производительности их труда и качества уборки закуплена профессиональная высокопроизводительная техника «Керхер», разработаны технологические карты выполнения работ, в которых до мельчайших деталей прописаны все операции и последовательность их выполнения. Для стороннего наблюдателя процесс уборки номера напоминает работу на сборочном конвейере: та же четкость, тот же высокий ритм и гарантированный конечный результат.

Таким же образом организована деятельность всех служб отеля. По сути, это тот же современный завод, где на поток поставлено производство высококачественных услуг.

При весьма демократичных ценах отель получает хорошую прибыль, примерно треть от которой вкладывается в новые проекты и технологии, укрепление материально-технической базы предприятия, стимулирование и обучение персонала, маркетинг и рекламу. Словом, в развитие.

 

Номер с видом на гнездо аиста

 

Объяснить на словах, что такое качественная услуга, довольно сложно. Эпитеты типа «вежливый, высокопрофессиональный персонал», «идеальные чистота и порядок», «современная система безопасности», «изысканная кухня» абсолютно справедливы, но уж очень смахивают на рекламу, а потому не вызывают большого доверия. Несколько лучшее представление об уровне сервиса дают записи в книге отзывов отеля. Например, такая: «Приехал в Бобруйск на республиканский семинар. На обед нас привезли в «Турист». Поразился вышколенности официанток. Достаточно было просто взгляда, чтобы они с вопросом: «может быть, еще что-нибудь хотите?» появились рядом».

О многом могут сказать и факты, характеризующие официальное признание заслуг коллектива. Здесь внедрена система менеджмента качества услуг по проживанию, питанию и спортивно-развлекательных услуг, соответствующая требованиям СТБ ISO 9001-2009, подготовка к разработке и внедрение которой продолжались почти год. Можно вспомнить и о многочисленных дипломах, полученных на белорусских и международных выставках, а также о том, что отель имеет не просто «три звезды», а «три звезды с плюсом» - в ходе сертификации за счет широкого спектра дополнительных услуг он набрал большее количество баллов, чем необходимо для статуса «три звезды».

За внедрение высокоэффективных методов управления качеством отель «Турист» был награжден Дипломом лауреата Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества в 2009 г.

- У нас объективно высокий уровень сервиса, - говорит А. Винарская. - Но ради той же объективности надо признать, что и в других трехзвездочных отелях достаточно высокий уровень обслуживания и выделиться на фоне конкурентов довольно сложно. Чтобы «стать заметным», нужно предложить что-то особенное, запоминающееся. Словом, проявить творческий подход.

… Теплым весенним днем над парком кружились аисты, искали места для гнезд. Любуясь ими, Александра Эдуардовна подумала: а почему бы не предложить им «квартиру» вблизи отеля? С помощью коммунальной службы обрезали верхушки нескольких деревьев, смонтировали основание для гнезда. Получилось! Сегодня некоторые туристы специально заказывают номер «с видом на аистов». Окна верхних этажей расположены выше гнезда, и наблюдать за жизнью птичьего семейства бывает весьма увлекательно. Такие эксклюзивные предложения делают бренд отеля на рынке более заметным и запоминающимся. На одном из интернет-форумов клиент в отзыве о посещении Бобруйска написал, что жил в отеле, над которым летали аисты.

А еще в отеле есть специальный номер для новобрачных. Его посетителей встречает букет живых цветов в подарок от отеля и поздравительная открытка.

Понятно, однако, что в бобруйский «Турист» из Минска, Москвы или Варшавы приезжают не ради того, чтобы полюбоваться на редких птиц. Гостей привлекают также широкий спектр недорогих и качественных услуг, оказываемых отелем.

 

СПА-услуги от отеля

 

В столичных и областных городах, где расположено большое число предприятий, хорошо развит бизнес, гостиницы могут иметь хорошую загрузку благодаря потоку туристов, приезжающих с деловыми целями. А если город еще и богат на достопримечательности, является крупным транспортным узлом, то поток посетителей будет регулировать только конкуренция между гостиницами. Отель «Турист» не имел всех этих «факторов развития». К тому же молодому предприятию требовалось завоевать своё место на рынке в условиях жесткой конкурентной борьбе.

- Если бы мы просто ждали своего клиента, то, согласно расчетам, могли обеспечить загруженность номерного фонда на уровне 15-25%, но это не приносило бы прибыли, - продолжает А. Винарская мысль, высказанную в начале нашего разговора. - Потому у нас не было другого выбора кроме как самим создать дополнительный стимул для приезда гостей в Бобруйск. Так мы пришли к решению серьезно заняться туризмом и СПА-услугами.

За 2 года была проделана значительная работа: закуплено современное оборудование для СПА-салона и физиотерапевтических процедур, созданы новые рабочие места, нанят высококвалифицированный персонал врачей и медсестер, получена медицинская лицензия. Перечень СПА-услуг, предлагаемых сегодня отелем, впечатляет. Тут и массажи, и обертывания, и физиопроцедуры. (сухая углекислая ванна, солевые ингаляции, аэроионотерапия, ароматерапия, кислородный коктейль, безинъекционная электромезотерапия, СПА-капсула), и услуги косметического кабинета, и финские сауны… Словом, все как в специализированном центре. Клиенту требуется более серьезное оздоровление? Его можно пройти в санатории имени Ленина, с которым у «Туриста» заключен договор о сотрудничестве. Такой вариант особенно привлекает россиян. Ведь есть возможность жить в комфортных условиях отеля, питаясь в ресторане, а процедуры принимать в санатории, который расположен в 100 м от отеля.

Особым направлением развития услуг отеля стала туристическая деятельность. Ведь клиенты заинтересованы в получении комплексной услуги. Допустим, турист приехал укрепить здоровье. Но, как правило, ему интересны и экскурсии по городу, области. А кто-то готов отправиться и в путешествие по Беларуси.

Отдел по туризму отеля работает как полноценная туристическая компания, формирует группы для экскурсионных поездок по территории руспублики, выезда за границу, а также принимает зарубежных туристов.

Наибольший же интерес вызывают пакетные предложения: комплекс оздоровительных и туристических услуг. А часто и услуг, связанных с проведением различных конференций, обучающих программ, бизнес-встреч.

Последние А. Винарская считает особенно перспективными. Отель располагает конференц-залом на 80 мест с полной мультимедийной оснасткой. Бобруйские, а в последнее время и могилевские организации охотно снимают его в аренду для проведения мероприятий. Скоро в списке партнеров появятся и минские компании, уверена директор. В подтверждение своему прогнозу она приводит простой расчет. Дорога от Минска до Бобруйска занимает максимум 2 ч. Если семинар, к примеру, трехдневный, с проживанием участников в отеле, то только эта услуга в столице обойдется ориентировочно 160 долл. на человека, размещение же в «Туристе» сразу даст экономию порядка 90 долл. Не менее 50 долл. получится сэкономить на питании в ресторане, плюс 20 долл. можно «недоплатить» за аренду конференц-зала и оборудования. Тогда экономия для группы из 20 участников приблизится к 3000 долл. Согласитесь, есть ради чего проехать 150 км, отделяющие Бобруйск от столицы.

 

Экспорт по всем направлениям

 

Демократичные цены и широкий набор дополнительных услуг позволяют отелю выступать достаточно сильным игроком на зарубежных рынках туристических услуг. В первую очередь бобруйчане начали осваивать, конечно, российское направление. Оказалось, что помимо оздоровительных процедур, туров по области и Беларуси могут неплохо продаваться и другие оригинальные продукты «Туриста». Очень популярны, например, новогодние и рождественские туры, праздничные шоу, включающие широкую экскурсионную программу. Гости получают возможность не только встретить Новый год и Рождество в незабываемой праздничной обстановке, но и познакомиться с культурным и историческим наследием.

Свет звезд «Туриста» становится все более заметным и путешественникам из стран Евросоюза. Согласитесь, туристам, желающим увидеть достопримечательности Беларуси, совершенно необязательно ехать именно в столицу. Не менее удобно отправиться на экскурсию из того же Бобруйска, серьезно сэкономив при этом на проживании. То же можно сказать о СПА-процедурах и санаторном лечении. Как уже говорилось, ассортимент их предложений, а, главное, их качество в «Туристе» вполне соответствует лучшим столичным центрам. Но при этом в провинции цены совсем другие.

Для продвижения своих туристических услуг отель участвует в туристических выставках как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Тот, кто заинтересовался предложениями отеля, имеет возможность получить на сайте www. turist.bobr.by полную информацию, включая визуальную, о номерном фонде и услугах, а также забронировать понравившийся номер.

 

Отельеры идут в ассоциацию

 

На современном рынке гостиничных, впрочем, как и туристических услуг исключительно сильны интеграционные тенденции. Здесь оперируют крупные сети, а также множество профессиональных ассоциаций. В последнее время по такому пути развивается и белорусский гостиничный бизнес.

Весной нынешнего года, выступая на республиканском межведомственном координационном совете по туризму, Александра Эдуардовна предложила создать Ассоциацию белорусских отельеров, объединяющую работников отечественной индустрии гостеприимства. Идея получила поддержку, была создана рабочая группа, которая занялась подготовкой правовой базы и формированием представительств ассоциации в областях. Несколько недель назад прошло учредительное собрание Ассоциации. Ее участники выбрали А. Винарскую членом правления и заместителем председателя организации. Так что можно сказать, работа по созданию национального объединения отельеров вступила в стадию практической реализации.

Появилась в гостиничном бизнесе и еще одна новая тенденция. Экспансия белорусских гостиниц на международный рынок сегодня получает поддержку заинтересованных государственных органов. Министерство спорта и туризма, к примеру, предложило софинансирование в участии на международных туристических выставках и ярмарках. Прежде для многих отелей такие мероприятия оказывались недоступными по причине их высокой стоимости.

- Поскольку мы активно работаем на внешних рынках, я хорошо вижу, что экспорт услуг - это как раз та сфера, в которой Беларусь может быть успешна как ни в какой другой, - делится своими мыслями А. Винарская. - Зависимость от импорта в этом случае оказывается минимальной, а валютные поступления за счет высокой прибавочной стоимости продукта могут быть очень значительными. Что касается технологий выхода на рынок, то хотелось бы сказать вот о чем. В своей деятельности мы используем метод, который условно называем «проект прорыва». Состоит он в следующем. Когда надо создать новый продукт, оперативно решить другие важные задачи развития отеля, то в этой «точке» концентрируется максимум ресурсов: финансовых, интеллектуальных, организационных. Таким образом, как правило, удается быстро достигнуть намеченной цели. Думаю, что прорывные методы выхода на рынки сегодня актуальны для всей белорусской индустрии гостеприимства. Она создала большой ассортимент привлекательных продуктов и если удастся достойно представить их на международных рынках, свет звезд не только нашего, но и многих других белорусских отелей станет по-настоящему ярким, заметным из любой точки планеты.

 

ОАО «Отель «Турист»

213827, г. Бобруйск, ул. Войкова, 20

Тел.: +375 225 49-31-19, 49-32-59

e-mail: turist@bobr.by

www. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

           Наталья ЩЕЛКУНОВА

Сжимающийся внутренний рынок строительных работ подталкивает белорусские компании к поиску заказов в сопредельных государствах. Наибольший интерес в этом плане представляет Россия, где сегодня реализуeтся масштабная программа возведения новых объектов и реконструкции советского наследия. Известно также, что в результате перехода на систему саморегулирования деятельности строительных организаций 300-тысячная армия российских строителей уменьшилась до 90 тыс. Это также увеличивает шансы белорусов закрепиться на рынке РФ.

Москвичей отличает лояльность

Сегодня в России насчитывается около 300 саморегулируемых организаций строителей. Это конкурирующие между собой некоммерческие сообщества, в которых партнеры зачастую объединяются, руководствуясь общностью целей. Есть организации, сформированные по региональному признаку. В свои СРО объединены проектанты и изыскатели. Закрытым клубом стала организация спецработ, выполняющая заказы Минобороны - она насчитывает около 150 членов и больше никого принимать не собирается.

Пожалуй, самой лояльной по отношению к белорусам можно считать московскую СРО «Межрегиональное объединение строителей» (МОС). Эта организация насчитывает в своем составе около 800 членов. Как отметил ее представитель Владимир Пикулик: «Что проявлять к белорусским коллегам максимальную лояльность, нам даже не надо помнить прошлое, когда белорусские тресты гремели на весь Советский Союз. Достаточно посмотреть на нынешнее состояние предприятий: большие высокопрофессиональные коллективы, хороший уровень технического оснащения, собственные заводы по производству стройматериалов... Потенциал очень мощный и он, конечно, будет востребован на стройках России».

Не случайно, в МОСе сегодня состоит 50 белорусских членов с общим числом работников, достигающим почти 75 тыс. человек. Правда, число членов из Беларуси постоянно меняется. Кто-то вступает, кто-то выходит, а спустя какое-то время опять может вступить в организацию.

- Мы видим причину таких колебаний в том, что членство в СРО - не всегда сознательное решение самого субъекта хозяйствования, - говорит наш собеседник. - В некоторых случаях он просто выполняет поручение вышестоящей организации. Минстройархитектуры Беларуси, облисполкомы требуют от них наращивать экспорт услуг и выходить на российский рынок. А ведь до недавнего времени предприятия имели достаточно заказов у себя дома и в такой ситуации, конечно, не были заинтересованы брать их где-то на стороне.

Интерес к экспорту строительных услуг у белорусских строителей возродился с началом в стране экономического кризиса. Только в последнее время за консультацией к представителю МОС о возможности вступления в эту организацию обратилось более 3 десятков компаний. Первыми о получении московских подрядов начали задумываться организации частной формы собственности. Ведь, как правило, именно они теряют доступ к бюджетному финансированию.

Организованным субподрядчикам отдается предпочтение

Большое преимущество белорусских строителей, по словам представителя МОС, состоит в том, что они могут выполнять в РФ значительные объемы работ как организованные субподрядчики. Однако выезд из Беларуси больших коллективов связан для их организаций со значительными экономическими сложностями. Ведь согласно действующему законодательству рабочим необходимо обеспечить выплату командировочных расходов в валюте, причем еще до того, как на счет от выполнения заказа поступят первые средства. Кроме того 100 и 300 тыс. росс. руб. требуется сразу внести в качестве вступительного взноса и для формирования компенсационного фонда.

Такова цена доступа на российский рынок в первую очередь специализированных организаций, готовых выступать в качестве субподрядчиков. Организациям общестроительного профиля желательно получить допуск на выполнение функций генподрядчика. Но это достаточно дорогое удовольствие. Компенсационный взнос может составлять от 1,5 до 10 млн. росс. руб. При этом, как предписывает российский закон, иностранным генподрядчикам необходимо создать в России филиал.

Опыт первых

Тем не менее высокая доходность работ на российском рынке оказывается хорошим стимулом для того, чтобы на нем активно работать. К примеру, в июне допуск на генподряд оформило брестское ОАО «Стройтрест №8», которому предстоит возводить деловой и культурный центр посольства Беларуси в российской столице.

Своими первыми впечатлениями о деятельности на рынке соседей поделился начальник филиала треста в Москве Андрей Карпович. По его словам, расчетная рентабельность на объекте должна составить не менее 5%, что является хорошим показателем при расчетах в валюте. Через полгода трест планирует задействовать на московском объекте 150 человек. Наш собеседник также отметил, что московские заказчики стремятся заключать договора с организациями, которые могут сдать объект «под ключ», а вот российские субподрядчики предпочитают иметь дело не с крупными компаниями, а с гастарбайтерами, чьи услуги обходятся гораздо дешевле.

Членом МОС недавно стало и ОАО «МАПИД». Как пояснили в ГПО «Минскстрой», сегодня МАПИДу жизненно необходимо искать заказы за рубежом. Не случайно ГПО «Минскстрой», МАПИД, 4-й и 15-й стройтресты выступили учредителями ООО «Минсквнешстрой», которое рассчитывает получить заказы в том числе на объектах Сочинской олимпиады. В свою очередь Минскстрой для активизации экспорта строительных услуг из столичного региона планирует взять на себя функцию поиска заказчика.

О том, как чувствуют себя на российском рынке организации, выполняющий функции субподрядчиков, рассказала заместитель начальника бюро по ВЭД ОАО «Белэлектромонтаж» Наталья Кабица. По ее словам, из желающих организованно выехать на работу за рубеж в ОАО сегодня образовалась очередь. Российские партнеры ведут себя корректно, как правило, нет задолженности в расчетах за выполненный объем работ. Зарплата рабочих составляет 5-6 млн. бел.руб. без учета командировочных.

- Наше годовое задание по экспорту услуг - 2 млн. долл., - продолжает Н.Кабица. - И, судя по всему, мы с ним справимся. Причем, если каждый филиал командирует в Россию бригаду из 10-15 человек, то будут закрыты и все заказы белорусских партнеров.

По словам Н.Кабицы, работа на российских объектах выявила недостаточное знание нашими специалистами некоторых передовых технологий. Сейчас в организации этот пробел ликвидируют, оперативно доучивают людей.

Не все просто и с признанием в России белорусских документов, подтверждающих соответствующую квалификацию работника. Если свидетельства об аттестации линейных специалистов строительные компании, как правило, признают, то с топ-менеджерами ситуация иная. Им обычно предлагают выехать в принимающую компанию и на месте пройти аттестацию по российским правилам.

 

{jcomments on}