государственная поддержкаГосударственная поддержка будет эффективной только в том случае, если она не заменяет, а дополняет собственные усилия коллектива по развитию предприятия. Хорошей иллюстрацией этого тезиса может служить практика инвестирования, сложившаяся на ЧУП «Мозырские молочные продукты». О ней рассказывает директор Галина КУДИНА.

- Галина Михайловна, насколько часто завод получал от собственника, в нашем случае - государства финансовую поддержку и как бы вы оценили ее значение?

- За новейшую историю завода такая поддержка в значительных объемах ему предоставлялась неоднократно. К примеру, в середине 90-х гг. были открыты участок по производству мороженого и цех по выпуску молочных продуктов для детского питания, в том числе для детей грудного возраста. Государство пошло на серьезные расходы, чтобы закупить импортное оборудование с компьютерным контролем технологического процесса для производства творога-ДМ. Технология ультрафильтрации сыворотки позволяет сохранять в продукции все ценные сывороточные белки.

В целом можно сказать, что государство помогало заводу приобретать современные основные фонды, заслуга же коллектива состояла в том, что он смог этими возможностями очень грамотно воспользоваться. На рынке появились не просто новые виды творога или йогуртных десертов. Родился во многом уникальный бренд «Радуга вкуса», вытеснивший с отечественного рынка ряд аналогичных зарубежных торговых марок. 

В последний раз поддержка нам была оказана в рамках государственной программы развития молочной отрасли. За счет средств льготного кредита (около 5,2 млрд. руб.), а также собственных ресурсов (200 млн. руб.) была построена и введена в конце года в эксплуатацию газовая котельная. В целом относительно ситуации с инвестированием можно сказать следующее. Для проведения локальных технологических улучшений нам хватает собственной прибыли, а вот для крупных проектов ее, как правило, недостаточно. Благодаря государственной поддержке процесс модернизации приобретает необходимую динамику, комплексный, целенаправленный характер.

- Можно ли оценить эффективность господдержки в конкретных цифрах.

- Возьмем в качестве примера ту же котельную. Стоимость 1 Гкал, приобретенной у сторонних организаций, составляет сегодня 500 тыс. руб., собственная же теплоэнергия обходится нам вдвое дешевле. В структуре себестоимости нашей продукции около 85% составляет сырье, на теплоэнергию до последнего времени приходилось 4,5%, сейчас же этот показатель снизился  до 2,1%. К тому же срок окупаемости инвестиций в проекты по повышению энергоэффективности обычно составляет 3, максимум 5 лет - отличный показатель для промышленности.

Но эффективность господдержки нельзя измерять только размером дохода, полученного предприятием благодаря эксплуатации закупленного на госсредства оборудования. Это принципиально неверно! Ее основное значение я вижу в том, что мы имеем возможность активно участвовать в реализации государственной социальной политики, отгружать отечественным потребителям продукцию по ценам, которые далеко не покрывают наших затрат. В первом полугодии доля таких товаров составила 61% объема выпущенной заводом продукции.

- Видите ли вы необходимость в получении государственной поддержки в будущем?

- По моему мнению, поддержка всегда нужна предприятиям, выпускающим социально значимую продукцию по фиксированным ценам. Хотя, подчеркну, и в этом случае мы стремимся самостоятельно компенсировать дополнительные затраты. В основном за счет поставок на экспорт предприятие сегодня имеет возможность получать хорошую прибыль. Физический объем производства цельномолочной продукции, удельный вес которой в общем выпуске продукции  составляет  93%, за первое полугодие у нас увеличился на 15 %, объем экспорта - в 3,5раза.

Поддержки государства мы сейчас ожидаем в плане создания более благоприятных условий хозяйственной деятельности. государственная поддержка

 Расскажите, пожалуйста, о планах развития предприятия.

- На  предприятии регулярно проводится  модернизация оборудования, приобретаются новые высокопроизводительные современные линии. Так, в текущем году закуплено оборудование  для тепловой  обработки молока производительностью 20000 и  5000л/ч. Финансирование проектов осуществляется за счет кредитных ресурсов ОАО «Белагропромбанк» с привлечением иностранной кредитной линии. Новая пастеризационно- охладительная установка, введенная в эксплуатацию в июле, значительно сокращает время технологической переработки сырья и позволяет  расширить ассортимент выпускаемой продукции. В ближайшее время будет запущена и пастеризационно-охладительная установка производительностью 5000 л/ч в цехе детского питания.

Следующий  этап реконструкции - установка комплексного технологического оборудования по производству сухих молочных продуктов. Таким образом, у нас появится возможность значительно повысить использование сырьевых ресурсов.

Замечу, что значительные инвестиции направляются не только на обновление основных производственных фондов. Десятки миллионов рублей ежегодно вкладываются в рекламные мероприятия, и бренд «Радуга вкуса» сегодня заметен не только на белорусском, но и на российском рынке молочной продукции.

Постоянно занимаемся развитием фирменной торговой сети. С точки зрения технологии - это яркий пример того, как, вкладывая минимальные средства, можно получить значительный эффект. Под магазины арендуются небольшие помещения, основные расходы связаны с покупкой оборудования, но в некоторых случаях его тоже арендуем. Как правило, за два-три месяца затраты окупаются. Сегодня в нашу фирменную торговую сеть входит 16 объектов, и мы будем ее расширять.

- Считаете ли вы необходимым привлечение внешнего стратегического инвестора?

 Сегодня мы внимательно наблюдаем, как развиваются молочные комбинаты в России и Украине. Средства одновременно вкладываются в производство, переработку, логистику, торговую сеть, бренд, менеджмент. Очевидно, что конкурентная борьба на рынках будет нарастать, и мы должны быть к ней готовы. В этом контексте привлечение иностранного инвестора позволит предприятию выйти на более высокий технический уровень и обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.

 


 

ЧУП «Мозырские молочные продукты»

247760, г. Мозырь, ул. Пролетарская, 114

e-mail: mozurgmz@tut.by

www.mmp.by