множественность валютного курсаВ августе редакция попросила представителей государственных предприятий, малого и среднего бизнеса ответить на вопрос: «Какие последствия для вашего предприятия имеет сохранение множественности курсов валют»?

ОДО «Офисная мебель», оптовая продажа мебели:

«Мы в основном рассчитываем на внутренний рынок Беларуси, так как все наши партнеры и покупатели находятся именно здесь. Множественность валютного курса сказывается на нас самым непосредственным образом. И, разумеется, отрицательно. В первую очередь проблемы возникают при работе с партнерами-производителями. Мы сотрудничаем с белорусскими поставщиками, и большинство из них сырье закупают за рубежом, без валюты им не обойтись. Очевидно, что множественность курсов играет далеко не в их пользу. Чтобы хоть как-то покрыть расходы, они накручивают цены в 2-2,5 раза, в результате повышается стоимость товара и с нашей стороны».

Кондитерский комбинат КУП «Витьба»:

«Пока убытков нет, но это дело времени, так как рентабельность уже резко пошла вниз. Причины очевидны: импорт у нас превышает экспорт, а валюту предприятию не продают вообще. Расплачиваться в рублевом эквиваленте становится непомерно дорого, так как спрогнозировать цены поставщиков практически невозможно: сегодня они требуют одну сумму, завтра другую, а послезавтра и вовсе не сможем им заплатить. Если и дальше курс будет расти, сложно даже представить последствия. Ведь основное сырье - жир, кукурузную крупу, растительное масло - мы закупаем в России, а там, как известно, предприятия работают по 100%-ной предоплате».

УП «Атлант-М», автобизнес:

«Только за второй квартал мы потеряли до 30% продаж. И эта цифра относится ко всем нашим салонам. Стоимость товара приходится формировать относительно курсов валют по межбанковскому рынку. Естественно, с учетом затрат. Так, если в марте 1 долл. соответствовал 3 тыс. руб., то в июле - порядка 8 тыс.! Не удивительно, что по итогам четырех месяцев цены на всю продукцию выросли в среднем в 2,5 раза. И это всего лишь курсовые потери. Надо ли говорить, какие сложности возникают с бухгалтерской отчетностью, ведь цены приходится формировать практически ежедневно. Хотя товар мы получаем с отсрочкой платежа, некоторые контракты стали невыгодными, так как из-за девальвации закупочные цены увеличились более чем на 50%. Что в итоге? Стоимость товаров мы поднимаем, но эти действия не приносят должной прибыли, они лишь частично компенсируют убытки».

ТЧУП «Стройтекс», торговля строительными материалами:

«Сфера строительства сегодня не приносит должной выгоды. И, к сожалению, множественность курсов для нас «выплывает» сплошными минусами. При закупке товара за рубежом мы несем слишком большие убытки, так как заграничные партнеры не доверяют нашей валюте и накручивают стоимость  доллара до баснословной планки. Первые последствия уже есть: люди работают по четыре дня в неделю. Естественно, не удалось избежать и сокращений. Сложно сказать, что будет завтра, но при дальнейшем расхождении валютных курсов ситуация вряд ли улучшится. Многие строительные предприятия уже перебазировали свою деятельность в Россию, Украину, так как это единственная возможность избежать ликвидации бизнеса».

ООО «Топ-Тур», туристический бизнес:

«Сейчас для нас действительно сложное время, как, впрочем, и для всех предприятий, связанных с туризмом. Постоянные колебания курсов валют не дают возможности стабилизировать стоимость услуг. Если неделю назад нам приходилось считать оплату туров в рублевом эквиваленте по одной цене за один доллар, то сегодня это сумма значительно отличается. Но другого выхода нет, ведь снижение курса - слишком большой риск. В результате - работа практически с нулевой рентабельностью. Клиенты еще есть, но, сами понимаете, в условиях кризиса люди экономят в первую очередь на отдыхе. Количество туристов уменьшается, некоторые туры приходится и вовсе отменять или объединяться для их осуществления с другими компаниями, что, естественно, не способствует повышению качества сервиса.  Да и стоимость экскурсионных автобусных туров внутри страны выросла на 40-50%. Вначале она менялась из-за отсутствия четкого курса, а затем еще и реагировала на повышение цен на топливо. Установленная за две недели цена может измениться даже в день поездки: перевозчики тоже не хотят работать в минус. В таком случае мы покрываем расходы за счет своей прибыли, с туриста же дополнительных денег уже не возьмешь. Вот и получается, что стоимость тура пересчитываем каждый раз перед новой поездкой. И часто оказываемся в убытках».