Игорь КабаликИгорь КАБАЛИК, юрист

В последнее время много говорится об эффективности государственной поддержки предприятий и организаций республики. Но для этого надо понять, почему и кому помогает держава?

Причина этого явления более или менее ясна: у многих предприятий сегодня не хватает оборотных средств для ведения своей деятельности, не говоря уже о развитии. Но понятно, что всех поддержать не удастся. Кто же тогда попадает в число счастливчиков?

В какой-то мере судить об этом можно, ознакомившись с Указом Президента РБ от 02.07.2011 г. №306 «О некоторых вопросах закупки продукции растениеводства урожая 2011 г., иной продукции и расчетов за нее». В соответствии с этим документом государство берет на себя обязательство кредитовать по льготным ставкам предприятия и организации, перечисленные в Приложении №1. Всего в этом списке 228 субъектов хозяйствования, и им выделяется свыше 2,3 трлн. руб.

Кто же попал в этот список? Первая группа - все районные потребительские общества потребкооперации республики. Вторая - подавляющее большинство заготовительно-производственных предприятий этой же системы, а также все комбикормовые заводы республики, республиканские комбинаты хлебопродуктов, рыбохозяйственные предприятия и общества. Третья - все известные предприятия республики, производящие ликероводочную продукцию, в том числе Минский завод «Кристалл», Климовичский ликероводочный завод, спиртзавод «Аквадив», брестский, гродненский, витебский, гомельский спиртоводочные заводы.

Во всех развитых странах система кооперации (в различных ее формах) и тем более спиртоводочное приносят немалую прибыль его владельцам. Государство получает доход в виде налога от деятельности таких предприятий. Почему же у нас они просят средств из казны?

Одной из причин является отсутствие собственных оборотных средств для осуществления деятельности. Уже неоднократно указывалось, что кредитная политика белорусских банков сделала невыгодным какое-либо производство в стране. Поэтому государство вынуждено их кредитовать, чтобы хоть как-то защитить от банковского произвола.

Банки перестали быть держателями денежных средств клиентов, а превратились в ростовщиков, которые, пользуясь сложившейся ситуацией (по их же воле созданной), обирают тех, кто держит в них свои средства. Посмотрите отчеты банков, в том числе Национального, по итогам работы за год. Каждый раз идет «рапорт» об удвоении того, что называется «кредитным портфелем», об удвоении прибыли и т.д. А это денежные средства, заработанные предприятиями, но которые «потихоньку» перетекли к банкам. В такой ситуации пропадает стимул развивать производство.

Второй негативной особенностью господдержки является психология «иждивенчества». Нередко ею пользуются даже те, кто особо не нуждается в этих средствах. Так, в упомянутом Приложении №1 указано как нуждающееся в поддержке в сумме 300 млн. руб. Горецкое районное потребительское общество. В то же время в газете «Республика» от 5 августа 2011 г. №147 в рубрике «Компетентный собеседник» разрекламирован положительный опыт его работы. Сказано: «…на товарном рынке мы оказались в выигрыше относительно коммерческих структур и в первую очередь из-за того, что имели в удельном весе 90-99% продукции белорусского производства. Заблаговременно налаженные связи позволили нам работать стабильно и развиваться…». Возникает законный вопрос: если это потребительское общество так успешно работает, то зачем ему господдержка?

Или еще один пример. В Приложении №1 указано открытое акционерное общество «Рыбхоз «Грицево», которому государство выделяет льготный кредит на сумму 150 млн. руб. Однако постановлением Совета Министров РБ от 9 июля 2011 г. №929 «О безвозмездной передаче акций» указанное общество передается безвозмездно в ведение проектно-изыскательского республиканского унитарного предприятия «Белгидропривод».

Спрашивается, зачем еще оказывать господдержку, когда государство передает безвозмездно рыбхоз стоимостью около 42,5 млн. руб. другому собственнику?

Это не единичные примеры, свидетельствующие о сомнительной эффективности государственной поддержки в нынешних условиях. Эти «льготы» не решают основной задачи - эффективной работы самих предприятий.

Необходимо учитывать, что нами рассмотрено только одно из направлений «вливания» государством денег в экономику. Подобные решения принимаются ежегодно по различным отраслям. Это уже не разовая господдержка, а прямое участие государства в процессе производства со всеми вытекающими для него последствиями на мировом рынке товаров и услуг.