№8 (146) - Август 2011


ТЕМА НОМЕРА
 
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
                                                                                
  • В проект Закона о государственно-частном партнерстве заложены прогрессивные нормы.
  • В Беларуси устарела система отраслевого управления.
  • Мерами государственной поддержки мы безвозмездно субсидируем импортеров нашей продукции.
  • По каким принципам государство оказывает поддержку предприятиям?
  • Девальвация не решает проблем белорусской экономики, но альтернативы ей, к сожалению, нет.
  • Американская модель роста исчерпала себя так же безнадежно, как и белорусская.
  • Руководители предприятий негативно оценивают последствия неуправляемой девальвации.
  • Снижен "алкогольный порог" для водителей. Даже пиво теперь противопоказано.
 

Владимир ШевченкоМожно называть сколько угодно причин неблагоприятных для Беларуси результатов внешней торговли, но все они будут лишь частично объяснять суть сложившегося положения. Ключевым же моментом является недостаточный уровень конкурентоспособности отечественных предприятий и выпускаемой ими продукции, что сдерживает увеличение экспорта.

По мнению ректора Белорусского государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством Владимира ШЕВЧЕНКО, для того чтобы производить качественную продукцию, надо иметь не только высокий уровень технологии, современное оборудование и качественные комплектующие изделия, но, что не менее важно, - компетентный персонал.

- Сегодня в стране много дипломированных инженеров, однако они нуждаются в получении специальных знаний по управлению качеством, - подчеркнул он. - И поскольку наш институт входит в систему Госстандарта, он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими учреждениями образования, осуществляющими обучение в данной области. Наши специалисты участвуют в разработке технических нормативно-правовых актов: стандартов, технических кодексов и регламентов. Среди преподавателей немало тех, кто создавал в республике системы стандартизации, обеспечения единства измерений и сертификации.

Но не только старым багажом богаты сотрудники института. Большинство из них подходят под определение «играющий тренер». Дело в том, что в институте создано подразделение, которое помогает предприятиям в создании систем менеджмента качества, охраны труда, безопасности пищевых продуктов. Специалисты, работающие в институте, являются экспертами-аудиторами по качеству Национальной системы подтверждения соответствия и принимающие участие в реальной сертификации систем менеджмента качества. Они же непосредственно участвуют и в учебном процессе.

- Поэтому, когда мы знакомим с институтом потенциальных партнеров, предлагаем им вспомнить рекламу «три в одном», - улыбается Владимир Иванович. - Мы дадим необходимые знания для управления качеством, поможем создать систему для этой цели и проведем ее сертификацию. И здесь у нас тоже есть свои особенности. Мы много и охотно работаем с предприятиями малого и среднего бизнеса: их владельцев обычно пугает огромный объем требований, заложенных в стандарте ИСО 9001. У нас есть способы оптимизации, чтобы она не была перегружена процессами, другими процедурами и документами. Приведу пример: мы помогали создать систему в частной компании численностью 30 человек. И когда она заработала, директор, поблагодарив, сказал, что система позволила упорядочить не только вопросы, связанные с качеством, но и всю деятельность организации. А сам руководитель перестал быть «диспетчером» и может полностью посвятить себя планированию и анализу.

Однако, как показывает практика, еще не все директора осознают самую прямую связь между конкурентоспособностью предприятия и эффективностью применяемых мер в области управления качеством. В республике сертифицировано более 2,5 тыс. систем на соответствие международному стандарту ISO 9001, но не секрет, что часть из них действует формально. Основная причина заключается в том, что первое лицо компании остается в стороне, хотя один из главных принципов менеджмента качества требует лидерства руководителя.

- У нас есть несколько различных курсов, предназначенных для руководителей предприятий, - говорит В.Шевченко. - Специально для первых лиц организаций регулярно проводим двухдневный семинар «Современный менеджмент в области качества», который дает директорам тот минимум знаний, который необходим для управления системой менеджмента качества. По этому направлению у нас есть 5 недельных курсов, рассчитанных на разных специалистов: ответственных за систему менеджмента качества, специалистов служб стандартизации и качества, внутренних аудиторов систем.

Но не одними системами менеджмента качества живет институт. Серьезное внимание уделяется дисциплинам, связанным с метрологией, стандартизацией и сертификацией. В 90-е гг., когда шло сокращение штатов на предприятиях, в первую очередь «резали» вспомогательные службы, поэтому впоследствии пришлось их восстанавливать. Ведь стандарты можно сравнить с воздухом, который мы не замечаем, вдыхая. Их отсутствие приводит к неразберихе, сравнимой с коллапсом. Поэтому после прекращения существования СССР с его ГОСТами одним из первых решений в рамках СНГ было соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, которое позволило сохранить единую систему на пространстве СНГ. Это позволяет решать проблемы интеграции в рамках ЕвроЗЭС и Таможенного союза, ведь используется около 20 тыс. общих для всех стран стандартов.

В дальнейшем шло развитие национальной системы технического нормирования и стандартизации, было разработано свыше 3 тыс. национальных стандартов СТБ, ведется гармонизация их с европейскими и международными стандартами, уровень которой сегодня оценивается в 70%.

Естественно, это требует подготовки в данной сфере специалистов высокого уровня. По различным направлениям, связанным со стандартизацией, метрологией и сертификацией, организованы курсы повышения квалификации продолжительностью 1-2 недели, на которых обучаются в год примерно 2,5 тыс. человек. Они получают свидетельства установленного государственного образца. Кроме этого, проводятся 1-3-дневные тематические семинары и в институте, и на базе предприятий, и здесь ежегодно пополняют свои знания около 2 тыс. специалистов.

А для тех, кто хочет изучить предмет глубже, на базе высшего образования организована переподготовка по таким специальностям, как «метрология и метрологическое обеспечение» и «стандартизация, сертификация и управление качеством» с выдачей диплома государственного образца. Ежегодно наш институт выпускает 50-60 таких специалистов, спрос на которых на рынке труда очень высок. Полностью удовлетворяется в кадрах потребность Госстандарта, а примерно 75% наших слушателей успешно трудятся в реальном секторе экономики – на предприятиях и в учреждениях республики.

- Мы всегда стараемся идти навстречу нашим партнерам, - замечает Владимир Иванович. - Так, для инженеров служб стандартизации и качества двухнедельные курсы разбили на два равных этапа с месячным перерывом - для того, чтобы отрыв от производства не так болезненно отражался на его результатах. Начиная со следующего года, пойдем еще дальше: планируем при повышении квалификации использовать дистанционное обучение. Для этого сейчас готовятся курсы лекций, различные вспомогательные материалы, к которым слушатели получат доступ через Интернет. А к нам приедут только для сдачи экзаменов. Представляете, какую нагрузку мы снимем тем самым с работодателя?! Ему не надо будет надолго отрывать людей от производства, платить деньги на командировочные расходы.

В дальнейшем элементы дистанционного обучения планируется внедрить и в переподготовку кадров. Современные информационные технологии не только могут дать теоретический материал, но и с помощью программ моделирования позволят дистанционно проводить и практические занятия. Эти инновации дадут возможность больше готовить для предприятий специалистов, непосредственно влияющих на повышение конкурентоспособности белорусской продукции.

 

Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством

220113, г. Минск, ул. Мележа, 3-314

Тел.: (+37517) 262-16-30

Тел./факс: (+37517) 262-11-50

e-mail: info@bgipk.by

www.bgipk.by

И по старому асфальту можно ездить с комфортом. Конечно, при условии, что он снят с требующего ремонта дорожного полотна, переработан и добавлен в смесь для нового покрытия.

Такая ресурсосберегающая технология, на первый взгляд, проста, однако в Минске да и на всей территории СНГ ее применяет только одно предприятие - СЗАО «Асфальтобетонный завод», созданное согласно Инвестиционному договору №1 от 1.04.2010 г. Минским горисполкомом. Одним из основных учредителей стало коммунальное унитарное предприятие «УДМСиБ».

- Завод, вступивший в строй в мае прошлого года, оснащен новейшим оборудованием европейского лидера по производству мобильных асфальтосмесительных установок - германской компании Benninghoven, - говорит директор Андрей ЯРКОВИЧ. - Технологией предусмотрено расплавление измельченного старого асфальта и его использование для изготовления асфальтобетонной смеси. В ней может быть до 20% вторичного сырья. Такая добавка придает материалу повышенную - от 10 до 20% прочность на растяжение и сдвиг. А это положительно отражается на продлении сроков службы дорожных одежд.

Одновременно с улучшением качества достигается и снижение себестоимости выпускаемой продукции, а значит - возможность поддерживать конкурентоспособные цены и привлекать заказчиков, число которых достигло сотни.

Однако главным потребителем продукции предприятия остается УДМСиБ - организация, которая организует ремонт и строительство дорог в белорусской столице. Ввод в строй нового завода стал толчком для формирования конкурентной среды, поскольку при нехватке мощностей немногочисленные производители буквально диктовали свои условия потребителям, при этом нередко страдало качество продукции.

Теперь предприятия борются за потребителей, предлагая новые улучшенные смеси, не отказываются от небольших партий. Все большую долю в объеме выпускаемой продукции СЗАО «Асфальтобетонный завод» занимают так называемые смеси повышенной дефрагментационной устойчивости, в состав которых входят различные, в том числе полимерные компоненты. Используемое оборудование оснащено системами подачи как твердых, так и жидких добавок, причем с высокой точностью. Предусмотрена также возможность модифицирования битума, без чего невозможно получить смеси улучшенного качества.

В целом же завод полностью компьютеризирован, и для перехода с одного вида продукции на другой достаточно загрузить соответствующую программу, с чем управляется один человек.

Немаловажна и экологическая составляющая, ведь предприятие находится в черте белорусской столицы. Чтобы исключить воздействие на окружающую среду, завод оснащен мощным фильтром, улавливающим все вредные вещества, а также пыль.

- В сезон, который продолжается у нас с апреля по ноябрь, завод работает круглосуточно, обеспечивая дорожников асфальтобетоном, - отмечает Андрей Олегович. - Естественно, для нас очень важна оперативность выполнения заказов. Чтобы она была приемлемой, недавно организовали и аттестовали собственную лабораторию. Теперь все исследования ведутся прямо на производстве, что, во-первых, экономит время и нам, и нашим потребителям, и, во-вторых, помогает поддерживать качество выпускаемой продукции на самой высокой отметке.

 

СЗАО «Асфальтобетонный завод»

220046, г. Минск, ул. Радиальная, 17

Тел./факс: (017) 328-08-92

e-mail: a_yarkovich@hotmail.com

www.a-b-z.by

На кондитерскую фабрику «Красный Мозырянин» Валерий ТАРАН три года назад был назначен хотя и на должность директора, но фактически - антикризисным управляющим. В то время одно из лучших предприятий пищевой отрасли, имеющее почти вековые традиции, оказалось на грани банкротства. Свою задачу директор выполнил блестяще: сегодня фабрика работает стабильно, прибыльно, динамично развивается. О своем опыте антикризисного менеджмента В.Таран рассказал редакции журнала.

- Валерий Вячеславович, как получилось, что именно вас, работника концерна «Белгоспищепром», направили спасать убыточное предприятие? У вас уже была такая практика?

- Скорее, у меня был позитивный опыт работы - в качестве заместителя директора ОАО «Слуцкий сахарорафинадный  комбинат», где управленческие процессы были организованы на современном уровне. Многое в плане понимания проблем отрасли, видения ее перспектив дала и работа в концерне. Пожалуй, главное, чему она научила - скрупулезному анализу экономических процессов и принятию творческих решений. Вот только один характерный пример.

Многие помнят ту критическую ситуацию, которая сложилась на рынке сахара в 2002 г. Дефицит, пляска цен, серые схемы поставок и закупок, хронические неплатежи. Несколько руководителей очень высокого ранга пострадали тогда из-за того, что не смогли урегулировать эту ситуацию. Меня включили в состав созданной «антикризисной» группы, от которой требовалось оперативно найти приемлемое решение проблемы. Глубокой ночью, накануне обсуждения вопроса у руководства, я вдруг понял, что надо делать. Поскольку производством сахара занимались государственные предприятия, не было никакого смысла в их конкуренции между собой. В этих конкретных условиях мы предложили перейти к единой цене на сахар, что сразу же успокоило рынок. Администрирование цены на сахар существует и сегодня. Значит, наше решение прошло самую серьезную проверку - временем.

На «Красном Мозырянине также имелись все основные материальные условия для нормального производства. Требовалось одно - принять несколько верных управленческих решений, которые бы позволили его оптимизировать.

- В чем вы увидели причины экономических проблем фабрики, заняв место директора?

- Основная причина была одна. В условиях становления рыночных отношений фабрика слишком долго оставалась классическим «советским» предприятием, ориентированным в основном на валовые показатели. Здесь был хороший коллектив, сохранились лучшие в СНГ технологии производства зефира, пастилы, конфет, но вся деятельность предприятия оказалась как бы разбалансированной. Оно не работало как единый механизм. Сырье часто закупалось у случайных поставщиков, график его поставок не выдерживался. Нормальных логистических схем доставки сырья, поставок готовой продукции просто не существовало. Я уже не говорю про маркетинг, управление финансами, оптимизацию инвестиционной деятельности. В первое время мне приходилось объяснять некоторым специалистам значение этих понятий.

В экономике можно найти выход практически из любой ситуации, если профессиональный уровень менеджеров позволят провести ее объективный анализ, а директор не боится принимать неординарные решения. По большому счету, все, что я сделал - наладил на предприятии все бизнес-процессы, начиная от оптимизации закупки сырья, линейки выпускаемой продукции, жесточайшего контроля  технологий, решения вопросов энергопотребления и заканчивая отправкой продукции потребителям в точно установленные сроки, а затем получения от них оплаты. Когда все это заработало не фрагментарно, а в комплексе, фабрика стала успешным рыночным предприятием.

К примеру, тех же поставщиков по каждому виду сырья вместо нескольких десятков осталось 1-2, но это известные, надежные компании, ставшие победителями тендера. Важно было также обеспечить плотную увязку технической, технологической и производственной групп. Допустим, главный инженер прежде отвечал за нормальную работу отдельных машин, а насколько эффективно действует вся технологическая линия, приносит эта продукция прибыль или убытки, его уже не интересовало. Теперь все службы нацелены на конечный результат. А дает ориентиры производству отдел продаж совместно с отделом маркетинга. Распределение ассортимента по приоритетам позволило поднять не только уровень продаж, но и их рентабельность.  

Для характеристики нынешней экономической ситуации на фабрике могу привести следующие цифры. Объем выпуска продукции за два года у нас увеличился на 40%. Финансовый же результат - путь от 1,85 млрд. руб. убытков в 2008 г. до почти 1 млрд. прибыли в 2010 г. и не менее 2  млрд. руб. ожидаемой прибыли в текущем году. При этом, подчеркну, основная продукция фабрики занимает низкий и средний ценовые сегменты, рентабельность продаж на внутреннем рынке составляет 8-10%, при экспортных поставках она не выше 5%.

- Один из эффективных способов повышения рентабельности продаж - создание собственной сбытовой сети. Имеются ли у фабрики планы ритейла?

- Как показывает опыт, через собственную сбытовую сеть (региональные отделы продаж) выгодно реализовывать продукцию высшего ценового сегмента. Нам эффективнее вкладывать средства в развитие бренда, совершенствование логистики, которая при реализации такой нежной продукции с небольшими сроками хранения, как наша, имеет особое значение. Вполне устраивает нас и качество работы государственных и частных торговых предприятий. С ними удобно и выгодно сотрудничать. И, допустим, если где-то в гипермаркете у товара есть свое постоянное, как бы фирменное место, то он без проблем дойдет до потребителя.   

- Вы пришли на фабрику со своими идеями. Как они были восприняты работавшей здесь командой менеджеров? Ее пришлось заменить?  

- Никаких кадровых «революций» я не проводил. Большинству руководящих работников фабрики достаточно было четко поставить задачу и, как правило, они с ней справлялись. Это не значит, что у нас не существует кадровых проблем, но, на мой взгляд, они носят не локальный, а общесистемный характер, с ними сталкиваются руководители буквально всех предприятий республики. Я имею в виду не только дефицит высококвалифицированных сотрудников, но и явный недостаток у них такого качества как амбициозность. Даже специалисты, менеджеры, только начинающие карьеру, в лучшем случае добросовестно выполняют данные им поручения. Стремления сделать больше, проявить инициативу я не замечаю почти ни у кого.

- Может быть, причина в том, что амбициозность работников недостаточно стимулируется материально? Например, вы реанимировали убыточное предприятие, помогли государству сохранить миллиарды рублей, избежать серьезнейших социальных проблем. Если не секрет, как это отразилось на директорской зарплате?

- Зарплата директора и результаты работы предприятия у нас вещи почти не взаимосвязанные. Получит фабрика миллиардную прибыль или она будет измеряться десятком миллионов рублей - в расчетном листке стоит одна и та же сумма. Существующая система оплаты труда и директору не позволяет поощрить действительно ценных работников. Что такое прибавка к зарплате в 300, 500 тыс. руб.? Такой работник должен иметь доход в несколько раз более высокий, чем его ординарный коллега.

-  Валерий Вячеславович, получается, что вы сами из тех людей, которые готовы работать за идею, не слишком заботясь о вознаграждении?

- Мне действительно интересно заниматься конкретной практической экономикой, искать правильные управленческие решения, затем их реализовывать. Недавно закончил Институт государственной службы Академии при Президенте Республики Беларусь по специальности «Управленец». Когда появляется свободное время, трачу его на самообразование. Очень люблю читать книги и статьи по экономике, менеджменту, технологиям кондитерского производства. Такое вот немного странное у меня хобби.    

 


ОАО «Кондитерская фабрика «Красный Мозырянин»

247800, г. Наровля, ул. Фабричная, 2

e-mail: vtaran@mail.ru

www.korovka.by

тел.: (+375 2355) 2 14 79

факс: (+375 2355) 2 11 74

На стройках Логойского района редко можно встретить приезжих подрядчиков. Основной объем работ по возведению многоквартирных жилых домов и социальных объектов приходится на долю местного ОАО «МПМК-198» - мощной по меркам малых городов строительной организации со штатом более 320 человек.

В первом полугодии МПМК выполнила собственными силами строительно-монтажных работ на 18,3 млрд. руб. (+ 32,4% к соответствующему периоду прошлого года). Организацию вот уже более 20 лет возглавляет заслуженный строитель республики, кавалер ордена Отечества III степени Николай ГИЛЬ. Однако запланированного разговора о славных делах логойских строителей у нас не получилось: в последние месяцы предприятие начало терять финансовую устойчивость и для директора стал актуальным классический вопрос: что делать? Впрочем, ответ на него Николай Михайлович уже знает.

К нынешней ситуации в экономике Н.Гиль относится по-философски спокойно, стараясь, в первую очередь, видеть ее позитивные стороны. Таковых, по его мнению, как минимум две. Во-первых, с рынка уйдут слабые игроки, во-вторых, кризис должен стимулировать реформу строительной отрасли республики.

 

База эффективности

Многие строительные компании республики сегодня теряют своих заказчиков. От услуг МПМК-198 на второе полугодие никто из постоянных партнеров пока не отказался. Тем, у кого возникают проблемы с финансированием, предлагается отсрочка платежей. Более того, благодаря новым партнерам портфель заказов на 2012 г. должен быть сформирован по крайней мере на уровне нынешнего.

Разумеется, главный аргумент в борьбе с конкурентами - минимальная цена выполняемых МПМК работ при отличном их качестве. Но как обеспечивается такое труднодостижимое сочетание?

Своей основной заслугой на посту директора Н.Гиль считает создание «действительно мощной собственной базы организации». И поясняет:

- Все машины, механизмы, автотранспорт, в том числе миксеры у нас свои, иногда арендуем только спецтехнику. Но главное - наличие крупных подсобных производств. Это фактически отлично оснащенные мини-заводы по производству бетона, полного ассортимента спецнапила и погонажных изделий, металлоконструкций. Выполняя без привлечения субподрядчиков 70-80% объема работ на объекте, мы имеем возможность минимизировать издержки, максимально эффективно использовать предусмотренные сметой финансовые средства. Отсюда и щадящая цена для партнеров.

Отстроиться с таким размахом МПМК смогла благодаря долгосрочному кредиту, предоставленному в начале 80-х гг. под … 0,1% годовых. Если бы не те инвестиции, совсем другим был бы размах строительства в Логойском районе, не говоря уже о том, что организации вряд ли удалось бы так уверенно держаться на плаву в нынешней экономической ситуации.

 

Инвестиции уходят на зарплату

 

Хотя предприятию пока удается избегать сложностей с наполнением портфеля заказов, это не спасает его от финансовых проблем. Если до конца прошлого года уровень рентабельности составлял 6-7 %, то сегодня снизился до 2-3 % и имеет тенденцию к дальнейшему снижению.

Причем основной доход приносит не профильная строительная деятельность, а реализация продукции подсобных производств. Поступающих средств еще хватает на обеспечение текущих расходов, а вот инвестиционную программу впервые за годы существования организации пришлось свернуть почти полностью. Даже те незначительные средства, которые можно было бы направить на закупку новых машин и оборудования, директор вынужден использовать фактически не по назначению - на поддержание минимально приемлемой зарплаты.

Николай Михайлович не склонен связывать сложное финансовое состояние организации исключительно с нынешним кризисом. По его мнению, он только обострил многолетние системные болячки строительной отрасли, такие как фактически административное ценообразование и структурная раздробленность строительного комплекса.

- Что касается первой проблемы, - рассказывает Н.Гиль. - то некоторые расценки не поддаются объяснению с точки зрения здравого смысла. К примеру, стоимость кубометра кладки наружной кирпичной стены в январе составляла 22 975 руб., а в августе выросла аж до 24 372 руб., т.е. на 6,1%. И это с применением максимального повышающего коэффициента! Если учесть, что норма выработки «на кирпиче» составляет 1,4 куб. м в смену на члена бригады, то получается, что квалифицированный каменщик сегодня должен зарабатывать в месяц всего около 680 тыс. руб. Правда, есть еще стимулирующая доплата, выплаты за вредные условия труда, которые также включаются в смету. Но итог все равно получается не ахти: 1,2-1,4 млн. руб. Если установить каменщику такую оплату, то большой выработки, тем более высокого качества от него ждать бесполезно. Скорее, человек принесет заявление об увольнении и уедет на заработки в Россию. Вот и приходится средства, запланированные на закупку новой техники, перенаправлять в фонд оплаты труда.

Понятно, что для предприятия - это тупиковый путь. С другой стороны, большинство заказчиков сегодня не готовы к резкому росту цен на услуги строителей. Где же выход? В отказе от практики индексации и переходе к договорным ценам на основе реально складывающейся себестоимости строительства, уверен Н.Гиль:

- Система индексов может нормально работать только в ситуации, когда они адекватно отражают изменения цен. Сегодня же этот базовый принцип нарушен. Индексы получили административную функцию, стали не отражать, а формировать цены, причем в некоторых случаях нереальные, разорительные для строителей. У проблемы есть и второй аспект. Кто-нибудь считал, какие ресурсы расходуются, чтобы сначала разработать индексы, довести их до стройорганизаций, применить, а потом еще и проконтролировать? Абсолютно непроизводительным трудом заняты тысячи человек. Уберите эти издержки, отдайте средства на зарплату каменщикам, отделочникам, механизаторам - и расценки можно будет увеличивать без роста стоимости услуг!

Так же далеки от реалий вычисляемые министерством средневзвешенные цены. Приобрести по ним материалы, продукцию невозможно. На деле они только усложняют взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком.

 

Под одно знамя

 

Администрирование индексов, оторванные от жизни расценки Николай Михайлович объясняет тем, что строительный комплекс в последние годы утратил свою целостность. Министерству строительства и архитектуры остались подведомственны предприятия стройиндустрии, проектные организации, наделено оно и функциями по регулированию отрасли в целом. В то же время строительные организации переданы в ведение местной власти. Управленческая система получилась довольно странной: Министерство выполняет регулирующие функции и при этом не несет ответственности за результаты своих решений. Характерно, что из средств инновационного фонда отрасли, куда МПМК-198 регулярно перечисляет свою долю, никакой поддержки она не разу не получила.

Ценовые и прочие дисбалансы можно ликвидировать, собрав все профильные предприятия под флагом Минстройархитектуры, считает Н.Гиль. Он также надеется, что восстановление структурного единства отрасли позволит проводить согласованную политики в сфере проектирования, без чего не могут обойтись периферийные институты и бюро, и - что особенно важно - сократить присутствие на рынке зарубежных строительных компаний. Качество услуг белорусских строителей сегодня нисколько не ниже и отдавать дефицитную валюту чужим подрядчикам нет никакой необходимости.

Подведем итог. Лучшие строительные организации республики, такие как логойская МПМК-198, продолжают эффективно работать даже в нынешней исключительно сложной экономической ситуации. Но такая работа все больше начинает напоминать вынужденную благотворительность: прибыли от нее стройорганизации не имеют. Чтобы изменить ситуацию, не обязательно ждать окончания кризиса. Начинать надо сегодня, с давно назревших реформ в строительной отрасли.

 

ОАО «МПМК-198»

223110, Минская обл., г. Логойск, ул. Тимчука, 20

Тел.: (01774) 55-2-52

e-mail: mpmk_198@mail.ru

Есть сферы, где обойтись без импорта практически невозможно. Например, в Беларуси не производится сложное техническое оборудование, используемое в энергетике, промышленности. Попадает на наш рынок такая продукция не сразу, а после ряда обязательных процедур. К ним относится и сертификация. О том, как эффективно ее пройти, рассказывает директор ООО «КПД-сервис» Дарья ОСМОЛОВСКАЯ.

- Дарья Владимировна, ваша компания оказывает помощь в сертификации и декларировании продукции иностранного производства и может поделиться опытом работы с импортом. Насколько у западных компаний высок интерес к продажам оборудования в Беларуси?

- Западные поставщики очень заинтересованы в том, чтобы присутствовать на нашем рынке. И не только осуществляя поставки оборудования, но и в форме реализации крупных инвестиционных проектов. Белорусский рынок еще довольно молод, чем и привлекает всеобщее внимание. По сути, наш рынок - это «непаханое поле» и нуждается как в качественном оборудовании, так и в новых технологиях, в том числе и в сфере энергетики.

- Как вы считаете, можно ли ожидать роста поставок в нашу страну иностранного промышленного оборудования в ситуации валютного дефицита?

- Без импортного промышленного оборудования не представляется возможной реализация масштабных планов белорусского правительства, например, в энергетическом секторе. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. №1076 утверждена Государственная программа строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010-2015 гг., которых планируется ввести в эксплуатацию более 160. До 2015 г. намечено также построить и реконструировать 33 гидроэлектростанции суммарной мощностью 102,1 МВт, что предусмотрено государственной программой на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Совета Министров №1838 от 17 декабря 2010 г. Это значит, что объем поставок оборудования должен значительно увеличиться.

- Какой объем импортной техники, уже имеющей иностранные или международные сертификаты, нуждается в сертификации в РБ? Какую роль в этом процессе играет ООО «КПД-сервис»?

- Белорусские стандарты в ряде случаев отличаются от европейских. Как правило, помощь в сертификации требуется поставщикам недавно разработанного оборудования. Зачастую иностранной продукции нужна не сертификация, а лишь признание имеющихся сертификатов. Причем некоторые их виды сегодня нет надобности даже подтверждать.

Задача нашей организации состоит в том, чтобы вместо иностранной компании взаимодействовать с белорусскими госорганами и помочь получить всю документацию, необходимую для продажи и эксплуатации товара как на белорусском, так и на общем рынке Таможенного союза. Мы помогаем разобраться с тем, на какие виды продукции нужны белорусские сертификаты, готовим необходимый для их получения пакет документов, качественно переводим техническую документацию. Можем полностью сопровождать реализацию проекта, организовать выезд специалистов на площадку, вести высококвалифицированный синхронный перевод. Таким образом, мы оказываем как консалтинговые, так и инжиниринговые услуги. Обратиться к нам могут не только иностранные компании, но и белорусские заказчики импортного оборудования, заинтересованные в его использовании.

Наиболее часто мы сталкиваемся с сертификацией оборудования для сектора энергетики. Например, это газоанализаторы (они ставятся «на выходе» из газовой турбины и фиксируют утечку газа), а также различные датчики, т. е. метрологическое оборудование, зачастую требующее внесения в Госреестр, в чем мы тоже оказываем содействие.

В основном мы занимаемся сертификацией оборудования, от работы которого зависит безопасность человека. Но оказываем помощь и, например, в получении гигиенических сертификатов и различных разрешений, в переводе тендерной документации, логистике, складировании и страховании грузов, их таможенном оформлении, а также в организации встреч и переговоров.

- Чем привлекают ваших клиентов такие посреднические услуги?

- Мы значительно упрощаем работу иностранных компаний на территории Беларуси и предоставляем полный спектр услуг: от ведения переписки до реализации проекта, что позволяет заказчику экономить время и средства на реализацию проекта. Кроме того, мы хорошо знакомы с белорусским законодательством и готовы оказать помощь в составлении любых договоров. И главное - если у заказчика возникают проблемы, мы помогаем их решить.

 

ООО «КПД-сервис»

220034, г. Минск, ул. Чапаева, д.3, оф.111

тел. +375 29 650 09 00

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

www.kpd-service.by