Вопрос цен и цена вопроса

Уважаемые читатели!

 
В экономике всегда есть, по крайней мере, два решения: простое и правильное. Если идти по первому пути, то можно легко, выражаясь шахматным языком, схлопотать «детский мат». Второй - требует учета множества факторов, сформировавших трудную ситуацию, и тщательного расчета всех последующих шагов.
Самым простым решением для предприятий после девальвации белорусского рубля представляется повышение цен. Один из известных белорусских экономистов предложил такое обоснование: поскольку в себестоимости отечественных товаров импортная составляющая в среднем по республике составляет 50%, а на межбанковском валютном рынке рубль подешевел вдвое, то и цены должны вырасти в 2 раза.
Увы, в этих расчетах кроется не только экономическая, но и чисто арифметическая ошибка. Допустим, себестоимость товара 100 тыс. руб., которая раскладывается на отечественную (50 тыс.) и иностранную (50 тыс.) составляющие. При увеличении импортной части вдвое (рост стоимости валюты в 2 раза - до 6 500 руб. за 1 долл. на межбанковском валютном рынке) себестоимость будет вовсе не 200, а всего 150 тыс. руб.!
Иная картина складывается, если продукция поставляется на экспорт. Предположим, она продается по себестоимости, причем цена не изменилась после девальвации, что соответствует действительности. Тогда выручка в рублевом исчислении будет равняться 200 тыс. руб. за минусом небольших потерь на обязательную продажу 30% полученной валюты - это примерно 20 тыс. руб. В этом случае издержки будут покрыты, более того, получена дополнительная «девальвационная» прибыль в размере 30 тыс. руб. Если предприятие половину своей продукции поставляет на экспорт, то оно вполне может часть этой незапланированной выручки направить на удешевление товаров, поставляемых на внутренний рынок.
Почему важно умерить ценовые аппетиты? Потому что девальвация дает возможность активизировать экспорт, альтернативы которому у Беларуси нет в большинстве отраслей. Однако при адекватном росте цен на внутреннем рынке это преимущество быстро утрачивается. Более того, при резком скачке цен может «раскрутиться» так называемая девальвационная спираль, когда неуемный рост цен и заработной платы повышают спрос на валюту, и это заставляет снижать «вес» национальной денежной единицы.
Нужно также понимать, что не все производители и импортеры получат выгоду от повышения цен. Ведь существует предел покупательной способности населения, да и здравый смысл, диктующий человеку, стоит ли приобретать тот или иной товар?
Например, холдинг «Горизонт» в самый разгар валютной лихорадки увеличил цены на ЖКИ-телевизоры минимум вдвое. Кто-нибудь их теперь покупает? Вряд ли, кто хотел это сделать, успел до подорожания. И вот по состоянию на 1 июля на складах скопилось свыше 40 тыс. телевизоров, или 127,2% среднемесячного производства.
Как известно, 28 мая было принято постановление Совета Министров №676, которое «заморозило» цены на социально значимые товары по трем спискам до 1 июля, приняв за точку отсчета дату выхода этого документа. Кроме того, на такой же срок постановлением Министерства экономики №79 были ограничены торговые надбавки.
Однако это не помешало многим предприятиям резко взвинтить цены. Например, в один из перечней входят синтетические моющие средства. Но эти необходимые в домашнем обиходе товары до 1 июля успели подорожать в 2,2 раза! А вот цена обыкновенных хозяйственных перчаток, которые нужны сейчас дачникам, увеличилась с 1,5 до 6,5-8 тыс. руб., т.е. более чем в 4 раза! Многие виды белорусских пиломатериалов, в которых практически нет импортной составляющей, стали дороже втрое.
Список этих «рекордов» можно продолжать, и он, скорее всего, будет пополняться. К сожалению, многие из отечественных субъектов хозяйствования при любом «аврале» начинают заботиться исключительно о собственных интересах. Но когда каждый пытается натянуть «одеяло» на себя, результат выходит плачевный - голыми оказываются все.
А между тем в мире существует понятие «социальная ответственность бизнеса». И более 70 белорусских предприятий присоединились к инициативе ООН «Глобальный договор». Одним из принципов корпоративной социальной ответственности является «внимание к социальным ожиданиям общества и соблюдение общепринятых этических норм в деловой практике».
Сегодня как раз тот момент, когда общество ждет, как поведут себя отечественные промышленники и предприниматели. Смогут ли принять не простое решение, а то, которое пойдет на пользу всему обществу?

С уважением,
зам. главного редактора Владимир СВЕРКУНОВ
 
{jcomments on}