Юрий СМИРНОВ

С началом валютного кризиса редкий производитель не увеличил цены на свою продукцию. Исключений мало, но они есть. Кому-то удается сдерживать цены благодаря минимальной зависимости от стоимости импортных компонентов, другие выбрали такую стратегию рыночного поведения в расчете на расширение сбыта своей продукции. На ОАО «Кобринский мясокомбинат» решили использовать оба этих фактора и получили неожиданно впечатляющий эффект: за март и первую половину мая обеспечен значительный рост продаж колбасных изделий.

Самое примечательное, что ОАО не относится к числу финансово благополучных предприятий. Около четырех лет назад здесь сменили директора, поскольку самый молодой и едва ли не самый современный по технической оснащенности комбинат имел хронические убытки. Новый директор Дмитрий ТАРАСЮК за счет укрепления трудовой и технологической дисциплины, сокращения потерь вывел комбинат на рентабельную работу. Сегодня очевидные резервы задействованы полностью, для дальнейшего развития предприятию необходимо вырабатывать новую рыночную стратегию.

- Белорусский рынок колбасных изделий характеризуется исключительно острой конкуренцией. Достаточно сказать, что на нем представлено более 200 видов продукции. Без серьезных инвестиций в производство, сбытовую сеть, маркетинг, рекламу расширить присутствие на нем нереально, - рассуждает Дмитрий Яковлевич. - Однако нам сложно аккумулировать серьезные объемы прибыли, поскольку рентабельность производства мясных изделий не превышает 5%, и такая ситуация характерна для большинства предприятий отрасли. К тому же наше предприятие - вовсе не гигант, по объемам выпуска мясных изделий оно в несколько раз уступает основным конкурентам.

Для активной экспансии на рынок кобринским производителям мясных деликатесов логично было сделать акцент на качество. На небольшом предприятии проще обеспечить соблюдение технологии и контроль готовой продукции. Стоит заметить, что на всю выпускаемую продукцию предприятие получило сертификаты Евросоюза.

А вот на внутреннем рынке складывается парадоксальная ситуация: уровень качества мясных изделий сегодня определяют торговые предприятия, а их больше всего интересует один показатель - срок реализации. Колбасу со сроком реализации 72 ч (когда-то белорусские мясокомбинаты такую продукцию отгружали даже в московские магазины) они сразу же отклонят, нужно как минимум 2 недели! Но ведь лишние консерванты не добавляют изделию ни вкуса, ни полезных свойств. Тем не менее, когда удается прорвать торговую «блокаду» и предложить на продажу по-настоящему вкусные и качественные изделия, покупатели сразу же выделяют их из десятков подобных. А когда высокое качество подкрепляется разумной ценой, покупают не задумываясь!

 Конечно, полностью избежать роста стоимости не удалось, но все же по этому показателю Кобринский мясокомбинат значительно отстает от конкурентов.

- В условиях кризиса поведение потребителей быстро меняется, разница в цене 500-700 руб. за 1 кг, на которую еще недавно многие не обращали внимания, сегодня оказывается значимым критерием выбора при покупке, - считает Д.Я.Тарасюк. - Роста продаж по колбасе в 20% в месяц, как в апреле, мы еще никогда не имели. Действительно, кризис не только создает проблемы, но и открывает новые возможности для развития.

Конечно, сдержать цены было непросто. Чтобы не допустить повышения себестоимости продукции за счет импортируемых компонентов, с поставщиками была достигнута договоренность о встречной продаже им валюты. Те в свою очередь взяли обязательства «держать цену». Оказалось, что такая схема неплохо работает.

А валюту предприятие зарабатывает на российском рынке, поставляя туда мясо, а в последнее время пытается продвинуть и свои колбасные изделия.
- Когда нашу колбасу привозят на ярмарку в российскую столицу, за ней сразу выстраивается очередь, - говорит Д.Я.Тарасюк. - Но высокий спрос - еще недостаточное условие для сотрудничества с московскими торговыми сетями, которые требуют для себя больших бонусов. В принципе, продажа продукции на начальном этапе даже себе в убыток - нормальная плата за выход на новый рынок. В частности, с использованием такого маркетингового хода у нас заключен контракт с ООО «Прометей» из Санкт-Петербурга. А сейчас ведутся переговоры об условиях сотрудничества с российской компанией, которая заинтересована в поставках кобринских колбасных изделий в сеть ресторанов «Макдональдс».
 
 
ОАО «Кобринский мясокомбинат»
225880, Брестская обл., г. Кобрин, Гомельское шоссе (3-й км)
Тел.: (01642) 92-549, 92-550
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.kobrinmk.com