Александр СОРОКИН
 

Последние годы ОАО «Минский лакокрасочный завод» резко сбросило обороты, стало терять с трудом завоеванные рыночные позиции. Самый главный показатель для любой акционерной компании - прибыль - по итогам работы за три квартала 2010 г. упал до нулевой отметки. Решением собрания акционеров в ноябре прошлого года на должность директора был назначен Валерий НЕГРЕБА, после чего шаг за шагом предприятие стало выходить из кризиса.

- Начать пришлось с реформирования системы закупок, - подчеркивает Валерий Николаевич. - Я запретил приобретать компоненты для производства лакокрасочной продукции по принципу: чем ниже цена, тем лучше. Ведь из дешевых материалов высококачественной продукции не произведешь, а имидж предприятия - точно потеряешь.

Действительно, производственные издержки уменьшать необходимо, но не за счет снижения качества выпускаемой продукции. Любому портному известно, что из мешковины можно сшить лишь рабочую робу, и то посредственную, но никак не свадебный костюм. Тем более, что у предприятия был соответствующий ориентир - созданное в середине 90-х гг. белорусско-германское предприятие «Оли-Бело». Сочетая достоинства технологии немецкой фирмы «ОЛИ-ЛАККОС ГмБХ» и высокий профессионализм специалистов Минского лакокрасочного завода, удалось разработать целую линейку высококачественной продукции, которая не раз побеждала в республиканских конкурсах «Лучшая продукция года».

Изменения в политике качества вернули доверие потребителей, и в первом квартале этого года рост продаж превысил 300% по сравнению с прошлогодним периодом. По прогнозу, в первом полугодии, несмотря на валютный кризис, предприятию удастся сохранить положительную динамику на уровне 150-200% к предыдущему году.

- Сейчас мы вынуждены работать по предоплате, хотя ранее своим постоянным клиентам предоставляли отсрочку платежей до 30 дней, - говорит Валерий Николаевич. - Пришлось подстраиваться под новые условия, поскольку не знаем, по какой цене сможем приобрести комплектующие и сырье. Ведь в Беларуси в достаточном количестве производится только мел, все остальные компоненты вынуждены ввозить из-за границы. Наше небольшое предприятие может конкурировать на равных с гигантами индустрии только за счет того, что у нас более гибкое производство. Меньше территория, поэтому не тратим время на внутрицеховые перевозки. И если крупные производители берут объемами, то мы - качеством и мобильностью. Кроме того, находимся в центре города, поэтому магазинам удобнее работать с нами: при необходимости можем в течение часа подвезти необходимую продукцию.

Действительно, реакция на потребности рынка сейчас должна быть практически мгновенной. Ведь в лакокрасочном сегменте в Беларуси конкуренция очень велика - работает около 200 производителей.

- При принятии решения о выпуске новой продукции чаще всего ориентируемся на запросы потребителя, - отмечает директор завода. - Если ему требуется продукт определенного качества и класса и он готов ежемесячно закупать определенный объем, то начинаем модернизировать какой-либо участок или организуем новый. Например, в свое время в линейке нашей продукции появилась грунт-эмаль «Белла», которая в одном изделии совмещает два: грунтовку и эмаль. Сейчас идет разработка грунта-эмали по ржавчине - вводим дополнительный компонент, который восстанавливает пораженный коррозией металл. Пришли к этому, потому что поступали запросы от потенциальных потребителей. Им необходимо окрашивать ржавые конструкции, например, мачты высоковольтных линий, которые в полевых условиях пескоструйной обработке не подвергнешь. У нас небольшое мобильное предприятие и такой метод работы - под конкретного потребителя - нам подходит более всего.

С учетом выработанного подхода планируется провести модернизацию производства, уже заключен контракт с западной фирмой, которая поставит диспергирующее оборудование, отличающееся большей технологичностью и производительностью. Сейчас на предприятии используется аналогичное оборудование непрерывного цикла. Когда завод работал в три смены и были колоссальные объемы производства традиционных эмалей (как ПФ-155), это было оправданно. Теперь рынок требует небольших партий лакокрасочных материалов с определенными свойствами и подобный подход оказался нерентабельным. Поэтому и встал вопрос о приобретении дисольверов периодического действия, что позволяет быстро перестроить производство под получение материала нужных цветовой гаммы и качества.

В собственной аккредитованной лаборатории выполняется 70% испытаний продукции, которые необходимы для ее последующей сертификации. Остальные осуществляются в независимых лабораториях, например в БНТУ проводятся климатические испытания. ОАО «Минский лакокрасочный завод» - одно из немногих предприятий отрасли, которое производит и тару - металлические ведра и банки, в которые фасует собственную продукцию, да еще продает другим белорусским лакокрасочным заводам.

Сейчас предприятие решило расширить свои рыночные горизонты, поскольку лакокрасочная продукция - товар в большей степени сезонный, основные объемы его продаж приходятся на весенне-летний период. Для сглаживания пиков освоено производство охлаждающей жидкости - тосола А-40 для российских и отечественных автомобилей, который более всего востребован зимой. Технологи предприятия работают над созданием антифриза, соответствующего европейским стандартам. В ближайшее время планируется наладить выпуск стеклоочистителя для автомобилей, клея ПВА, строительной мастики и т.д. Это позволит в течение года более равномерно загрузить производственные мощности, снизить влияние сезонной составляющей.

- Бытовой химией планируем заняться достаточно серьезно, - говорит Валерий Николаевич. - Есть еще третье направление, куда постепенно будем сдвигать производственно-технологический акцент: от алкидных материалов на органических растворителях перейдем к водоразбавляемым. Сейчас научились делать водную дисперсию не только акриловых смол, но также алкидных, эпоксидных, уретановых и др. Это открывает перспективы для замены практически всех лакокрасочных материалов на основе органических лаков, смол и растворителей материалами на водно-дисперсионной основе с аналогичными свойствами не ухудшая качества покрытий. Производство этих материалов не только модно и современно, но и прогрессивно с экологической точки зрения. Ведь сейчас предприятие находится почти в центре города, а такое пожаро- и взрывоопасное производство, естественно, представляет угрозу как для окружающей среды, так и для жителей. Поэтому «сдвигаемся» в область водных материалов и бытовой химии.

Безусловно, предприятию еще многое предстоит сделать, например, четко определиться с брендами по лакокрасочным материалам и бытовой химии. Чтобы одна уже узнаваемая торговая марка помогала продвижению другой. Но главное - выработана стратегия на ближайшую перспективу, причем выбор сделан в направлении инновационного развития. Значит, акционеры действительно не ошиблись, доверив управление своими активами молодому руководителю.

 

ОАО «Минский лакокрасочный завод»

220073, г. Минск, ул. Бирюзова, 4

Тел./факс: (017) 204-73, 25, 256-11-66

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

www.mlkz.by