№5 (143) - Май 2011

 

Тема номера:

ВЕКТОРЫ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ

  • В потреблении металла белорусские предприятия все больше переориентируются с России на Западную Европу.
  • Валютная политика Нацбанка была обречена на неэффективность структурой отечественной экономики.
  • Экономики Беларуси и России нуждаются в глубокой структурной перестройке.
  • Насколько белорусская экономика конкурентоспособна на фоне других стран региона?
  • Что говорят директора «не для печати»?
  • Как туристические фирмы справляются с проблемами летнего сезона.
  • Что подготовили дизайнеры моды к предстоящей осени и зиме?
 
   

Для устранения проблемы необходимо честно назвать

причины и ответственно выработать алгоритм действий

 

Нельзя на продолжительное время обеспечить
хорошие зарплаты и низкий уровень безработицы
без хороших прибылей, и чем скорее будет осознана
эта мысль, тем быстрее будет пройден этот поворот.
 
Уинстон Черчилль

 

 

Уважаемые читатели!
 
Эти строки написаны в период Великой депрессии человеком, который к тому времени ранее в течение пяти лет был министром финансов Великобритании. И хотя этот вывод сделан 77 лет назад, он как нельзя лучше характеризует причины системного кризиса в Беларуси.
Почему ключом к достойному качеству жизни названа прибыль? Тому, на наш взгляд, две причины. Первая - прибыль необходима для развития производства, создания и продвижения на рынок инноваций. Вторая - это материальный интерес предпринимателей, который движет ими в бизнесе и благодаря которому создаются новые и развиваются существующие эффективные рабочие места, и главное, генерируется прибыль, часть которой идет на развитие. В Беларуси такого класса предпринимателей не создано.
Уже два десятилетия, по сути, проедаются предприятия. Прибыли хватало только на точечную модернизацию и в некоторых случаях на обновление производственных программ. Различные дотации России и емкость ее рынка позволяли все это время сохранять прежнюю экономику с ее материалоемким и низкотехнологичным производством, иметь высокую занятость, рост заработной платы и большие социальные программы.
Но жизнь изменилась. Предупреждения и советы, высказывавшиеся специалистами, были урнированы. Что же дальше? С чего начать, чтобы обеспечить устойчивое развитие? Есть задачи текущего дня и перспективы на 3-5 и более лет.
Сегодня некоторые экономисты, в результате нарушения валютного обмена, ратуют за дедолларизацию экономики. Конечно удельный вес долларов в широкой (всей) денежной массе неоправданно велик - почти 50%, но это не только следствие недоверия к рублю, но и результат существующей структуры экономики. Отказаться населению в современных условиях от валютного обмена невозможно. Это равнозначно отказу от информации, передвижения и, как показывают последние решения Нацбанка, от защиты сбережений. Два месяца руководство республики делало вид, что проблемы не существует, а затем приняло по сути алогичное и социально неответственное решение: девальвировало 24 мая рубль на 56%. С начала года рубль девальвирован на 64%. Зарплата с 500 долл. уменьшилась до 304. С учетом же инфляции в мае (более 10%) зарплата не превышает 270 долл. По решению 4-го Всебелорусского народного собрания к 2015 г. она должна достигнуть 1000 долл. Но может быть, девальвация приведет к нормализации экономической ситуации? Ничуть не бывало. Валюты на рынке как не было, так и нет и, самое печальное, не будет. Для обеспечения равновесного единого курса необходимы значительные валютные интервенции, средств на которые давно нет. Экономика закредитована и имеет негативный кредитный имидж, а следовательно, заимствования возможны под большой процент. Продавать же предприятия не хочется, и не потому, что дешево, а доминирует боязнь потери политического суверенитета.
Был ли в этих условиях иной алгоритм? Да, был и есть. Необходимо на непродолжительное время ввести два курса: для наличного и безналичного обмена. Увеличившиеся в два и более раз цены на импортные товары уже снизили спрос на наличную валюту. С учетом ценовых изменений на рынке реально было остановить девальвацию на уровне 3500-4000 руб. Сегодня это еще можно сделать, но на уровне 5000 тыс. Для этого потребовалось бы продать населению в течение 2-3 месяцев 1 млрд.долл. Данная цифра определена из объема продажи в январе-марте 2011 г. За 3 месяца было продано 0,84 млрд.долл. Параллельно следует организовать две сессии на бирже: первую - для критического импорта и вторую - для валютного обмена, поддерживающего текущую хозяйственную деятельность. При этом обязательная продажа валюты должна осуществляться по курсу второй сессии, сложившемуся в предыдущем месяце.
Обязательным условием этого алгоритма являлось и является сокращение эмиссии белорусских рублей и государственных расходов, несмотря на пополнение бюджета за счет причитающихся Беларуси 4,5% отчислений таможенных платежей единого таможенного пространства. Важно предпринять и меры по недопущению попадания наличного доллара в безналичные расчеты. Для этого достаточно ввести административную и уголовную ответственность.
При этом надо признать, что без продажи госсобственности ситуацию не нормализовать. Конечно, ранее продажа могла быть эффективнее, но сейчас «торг неуместен». Да и предприятия никуда не увезут, рабочие места могут сохраняться, а налоги увеличиться.
Ослабление рубля создает преимущества для экспортеров и затрудняет импорт. Складываются условия для давно необходимого структурного изменения экономики. Это не только отказ от материалоемкого производства, но и ускоренное развитие услуг, особенно экспортных.
Пока же хотя экономика и развивается в этом направлении (в 2010 г. темп роста внешней торговли услугами опережал объем внешней торговли товарами на 10%), удельный вес услуг во внешнеторговом обороте всего 10,8%. При этом динамика импорта услуг выше их экспорта. Важно переломить ситуацию по ряду направлений: поездкам, где отрицательное сальдо 160,6 млн.долл., строительным (-40,4 млн.долл.) и финансовым услугам (-63,2 млн.долл.), услугам в сфере культуры и отдыха (-18,2 млн.долл.).
Беларусь имеет богатую историю, связанную с современным западным миром, большую зарубежную диаспору, хорошую высшую школу и развитое медицинское обслуживание, программистов, - и не использовать это, по меньшей мере, нерационально. Именно сфера услуг и высокотехнологичное производство, причем не обязательно готовой продукции, а комплектующих для российских и западных конвейеров - магистральное направление развития Беларуси в ближайшей и отдаленной перспективе.

С уважением,

главный редактор

 

 

А. Ковтуненко

{jcomments on} 

Системный дайджест некоторых документов с 1 по 30 апреля 2011 г.(По дате регистрации в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь).

Государственное регулирование Указ Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2011 г. № 130 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (Рег. № в НРПА РБ 1/12453 от 05.04.2011)
Вступает в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем официального опубликования, за исключением п. 2 и 3, вступивших в силу 4 апреля 2011 года.
В целях совершенствования порядка налогообложения транспортных средств внесены изменения в некоторые указы Президента Республики Беларусь.
Изменениями, внесенными в Указ Президента Республики Беларусь от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь», уточнено, что транспортные средства, перечень которых утвержден названным Указом, освобождаются от акцизов и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь (ранее - кроме ввозимых из Российской Федерации).
Закреплен порядок расчета налоговой базы для расчета налога на добавленную стоимость при реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями транспортных средств, приобретенных у физических и (или) юридических лиц, в том числе за пределами Республики Беларусь.
В соответствии с изменениями, внесенными в Указ Президента Республики Беларусь от 04.04.2009 № 175 «О мерах по развитию производства легковых автомобилей», юридические лица Республики Беларусь, заключившие с Министерством промышленности соглашение об условиях производства легковых автомобилей, классифицируемых в товарной позиции 8703 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, освобождаются в том числе от акцизов в части объемов произведенных и реализованных (переданных) ими на территории Республики Беларусь легковых автомобилей и налога на добавленную стоимость в части оборотов по реализации на территории Республики Беларусь произведенных ими легковых автомобилей.
Указанные льготы применяются при наличии на последний день налогового (отчетного) периода сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке. Декрет Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 2 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. №3» (Рег. № в НРПА РБ 1/12460 от 12.04.2011)
Вступает в силу со дня официального опубликования.
Внесен ряд изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 г. №3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий».
Расширен перечень алкогольной продукции, на осуществление импорта которой не распространяется исключительное право государства.
В Положении о проведении конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции, расширен перечень юридических лиц, которые не допускаются к участию в конкурсе, уточнены сведения, которые должны быть указаны в конкурсном предложении участника конкурса. Финансовая и банковская деятельность
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 марта 2011 г. №112 «Об утверждении Инструкции об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (Рег. № в НРПА РБ 8/23532 от 11.04.2011)
Вступает в силу 1 июля 2011 г.
В целях реализации положений Директивы от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» утверждена Инструкция, определяющая порядок работы по организации наличного денежного обращения на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях и обязательная для выполнения НБ РБ, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их филиалами (отделениями) и их структурными подразделениями. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2011 г. №107 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (Рег. № в НРПА РБ 8/23531 от 11.04.2011)
Вступает в силу 1 июля 2011 г.
 
В целях реализации Директивы от 31 декабря 2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» утверждена Инструкция, которая устанавливает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях.
 
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 4 апреля 2011 г. №16 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. №112» (Рег. № в НРПА РБ 8/23569 от 15.04.2011)
Вступает в силу 22 апреля 2011 г.
Изменения и дополнения, внесенные в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.09.2006 г. №112 «О регулировании рынка ценных бумаг», касаются реализации преимущественного права на приобретение акций хозяйственных обществ облисполкомами и Минским горисполком, закрепленного в Указе Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 г. №677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц». Налогообложение, ценообразование, бухгалтерский учет Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. №142 «О некоторых вопросах взимания налога на добавленную стоимость и акцизов» (Рег. № в НРПА РБ 1/12470 от 15.04.2011)
Вступил в силу со дня официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2011 г.
В целях совершенствования порядка взимания налога на добавленную стоимость и акцизов для применения ставки налога в размере ноль (0) процентов и освобождения от акцизов при реализации (передаче) подакцизных товаров, помещенных под таможенные процедуры экспорта (реэкспорта), срок документального подтверждения вывоза товаров (включая произведенные из давальческого сырья и материалов) за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза в государства - члены Таможенного союза) увеличен с 60 до 180 дней с даты оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (для плательщиков, осуществляющих декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, - с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой).
Установлено, что документальное подтверждение вывоза товаров в налоговых декларациях (расчетах) по налогу на добавленную стоимость и (или) акцизам обороты по реализации (передаче) товаров (экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья и материалов) отражаются согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь с учетом указанного срока.
 
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. №495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Рег. № в НРПА РБ 5/33666 от 16.04.2011)
Вступает в силу после официального опубликования.
Во исполнение норм Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. №72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» взамен перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1999 г. №943, утверждены перечни:
социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики;
социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 7 апреля 2011 г. №53 «О внесении изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 февраля 2011 г. № 24» (Рег. № в НРПА РБ 8/23580 от 20.04.2011)
Вступило в силу после официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 17 марта 2011 г.
Изменениями, внесенными в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28.02.2011 г. №24 «Об определении порядка индексации цен на природный газ и тарифов на электрическую и тепловую энергию», скорректирована формула, по которой индексируются цены на природный газ, отпускаемый ОАО «Белтрансгаз», газоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз», юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Транспорт
 
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 4 апреля 2011 г. №443 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств» (Рег. № в НРПА РБ 5/33606 от 06.04.2011)
Вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.
В целях приведения в соответствие с Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 г. №313-З «О дорожном движении» внесены изменения и дополнения в Положение о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 г. №1849.
Скорректирован перечень документов, прилагаемых к заявлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при регистрации транспортных средств.
Закреплен порядок регистрации бывших в употреблении транспортных средств, ввезенных в Республику Беларусь, в отношении которых в соответствии с законодательством не нужно совершать таможенные операции, связанные с их выпуском.
Срок действия свидетельства о регистрации транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров в регулярном сообщении, а также автомобилей-такси ограничивается сроком действия документа, подтверждающего право лицензиата владеть и (или) пользоваться транспортным средством.
Определено, что участие в дорожном движении транспортных средств, снятых с учета и нереализованных, допускается в течение трех месяцев со дня снятия с учета. В случае истечения указанного срока транспортное средство подлежит повторной регистрации на общих основаниях.

«С учетом вашего опыта работы антикризисным управляющим предлагаем возглавить проблемное предприятие РУП «Миноблсоюзпечать». Надеемся, в скором времени ситуация там изменится к лучшему», - такое напутствие получил Алексей КУДРЕЙКО перед вступлением в новую должность. Прошло три года, и ни о каком кризисе уже нет и речи. В организации разработаны и внедрены технологии, обеспечивающие решение одной из самых сложных в мелкорозничном ритейле задач - устойчивое развитие торговой сети в малых городах и сельской местности с ростом товарооборота с 16,8 до 39 млрд. руб.

- Алексей Иванович, торговля, которую ведет Союзпечать - очень специфическая. И проблемы, видимо, надо решать тоже нестандартными методами?
- Несколько лет назад ситуация у нас была сложной, хотя вряд ли это можно было назвать кризисом. Система нормально функционировала, большинство предприятий имели удовлетворительную рентабельность. В то же время ощущался острый дефицит современных идей, новых технологий, которые бы позволили, сохранив динамику развития, адекватно отвечать на все возрастающие требования со стороны потребителей. Антикризисным же директором меня называли, наверное, еще и потому, что я имею сертификат антикризисного управляющего категории «С» - самой высокой в этой сфере, т.е. могу осуществлять антикризисное управление предприятиями с числом работающих несколько тысяч человек.

- И в чем заключались центральная идея, ваша идеология как руководителя предприятия?
- Собственно говоря, никаких открытий мне делать не требовалось. Основные принципы организации современной торговой сети выработаны и испытаны. Суть их в том, что торговое предприятие должно не просто продавать товар и получать за него деньги. Акт продажи рассматривается как высококачественная, возможно, даже комплексная услуга, получив которую, покупатель думает не о том, сколько денег он потратил, а о том, как приятно ему было совершать покупку.

Так работает весь современный ритейл. Но вы представляете, как можно организовать нормальный сервис, если продавец общается с покупателем меньше минуты и притом через окошко киоска? Есть еще и вопрос рентабельности торговли. Продажа монотовара в мелкой рознице не может быть прибыльной на протяжении длительного времени. А какой ассортимент предложить, если две трети торговой площади в несколько квадратных метров отдается газетам и журналам? Да и самой такой продукции становится тесно - посмотрите, сколько в последнее время появилось новых изданий. Газет мы сегодня продаем более 360 наименований, журналов - более 530.

Ответ на все эти вопросы очевиден: надо расширять торговые площади, вместо киосков ставить павильоны или открывать мини-маркеты. А дальше начинаются чисто практические вопросы. В первую очередь - где взять инвестиции? Один павильон стоит 64 млн. руб., а в соответствии с пятилетней программой развития запланировано установить их не менее двух десятков. Ответ на вопрос об источниках инвестирования тоже в общем-то самоочевиден: наращивай прибыль, сокращай издержки. С прибылью у нас есть сложности. Численность населения в сельской местности сокращается, оборот приходится поддерживать в основном за счет расширения ассортимента (к слову, вот вам еще один аргумент в пользу павильонов), но значительно увеличить прибыль в наших условиях не всегда возможно. Значит, средства на развитие надо получать в основном за счет сокращения издержек обращения.

Когда я пришел в организацию, здесь было 12 самостоятельных структурных подразделений со своим балансом, расчетным счетом, бухгалтерией и аппаратом управления. Сегодня в структуру входят 4 филиала и 6 участков. Значительно сократился управленческий персонал. На 257 киоскеров у нас было 28 бухгалтеров. Получалось, пять-семь человек работают как пчелки собирают «мед» и тут же один «трутень» значительную часть его «съедает». Сегодня численность бухгалтеров сокращена на 6 человек, при этом киоскеров работает уже 350. Получается, что отдача от каждого управленца возросла почти вдвое. Налоги, всю экономику считаем в центральном офисе в Минске. Отказались от арендованных автомобилей: хотя пользоваться такой услугой было удобно, но слишком дорого. Чтобы снизить издержки, обновили автопарк: заменили российские газели на импортные автомобили (помогло министерство, выделив средства из инвестиционного фонда), отработали оптимальные логистические схемы доставки периодики и товаров. И так «прошлись» по всем звеньям нашей технологической цепочки.

- Хотелось бы видеть, как этот процесс выглядит в денежном выражении. Насколько снизились управленческие расходы, затраты на бухгалтерию?
- Издержки на управленческий штат и бухгалтерию, несмотря на существенное увеличение зарплат, за четыре года у нас практически не выросли.

В абсолютных цифрах снижение всех видов расходов только в прошлом году составило порядка 600 млн. руб.

Есть, однако, такие статьи затрат, экономию по которым проследить довольно сложно, тем не менее она есть, и весьма существенная. К примеру, как происходила оптимизация бухгалтерской службы? Тут решающую роль сыграли компьютерные технологии. Вся производственная информация передается сейчас в головной офис, здесь же и обрабатывается. С учетом специфики торговой сети на основе программы «1С. Бухгалтерия» нами была разработана интегрированная система учета, объединяющая магазин, склад, бухгалтерию. Какой получен эффект от снижения затрат на ведение учета, я уже рассказал. Но поскольку весь комплекс работ по программированию был выполнен нашими специалистами, мы сэкономили еще и десятки миллионов рублей, отказавшись от услуг сторонних организаций.

Затронув тему ресурсов, источников инвестирования мне бы хотелось вернуться к разговору о том, ради чего мы, собственно говоря, эти ресурсы накапливаем - развитию наших сервисов и торговой сети. Параллельно с установкой новых павильонов планируем использовать и другой, оптимальный, на мой взгляд, для нашей системы формат торговли. Условно его можно назвать «кафе-читальня». Человек покупает свежую периодику и тут же с чашечкой кофе, пирожным садится за столик, чтобы ее просмотреть. Первые три кафе планируем открыть уже в этом году - два в Борисове и одно в Несвиже.

- Преимущества торговли широким ассортиментом товаров не вызывает сомнения. Думаю, что в нынешней кризисной ситуации, да еще и с развитием Интернета, где и обычные, и виртуальные издания имеют свои сайты, ваши киоски, останься они с «голой» периодикой, ждало бы банкротство…
- Очень вероятно. Своим работникам я привожу такое образное сравнение. Когда у человека на руке пять пальцев, ее возможности почти безграничны. Даже с двумя пальцами можно выполнять какие-то операции. Но когда остается один, функциональность руки оказывается почти полностью утраченной…

- Однако согласитесь, что для Союзпечати широкий ассортимент товаров несет и определенные риски. Сеть может утратить специфику, превратиться в обычный мелкорозничный ритейл без своего лица. Тем более что продавцу проще делать оборот на сигаретах и кофе, а не на сравнительно дешевой периодике.
- От выручки с пачки сигарет продавец получает 2,5%, а от газеты - все 7. Так что материально мы мотивируем персонал работать с периодикой, все остальные товары для него являются как бы сопутствующими. Союзпечать - мощный бренд, ассоциирующийся именно с периодикой, и размыть его, превратившись в торговую сеть без своего лица, было бы большой ошибкой. Это я вам говорю и как антикризисный управляющий. Наша цель - обогатить этот бренд сервисной составляющей. Чтобы каждая покупка стала еще и приятным действом и чтобы покупателю, посетившему наш павильон, не было надобности ходить еще и по другим торговым точкам.

 

РУП «Миноблсоюзпечать»
Республика Беларусь, 220013, г. Минск, ул. Сурганова, 46.
www.minoblsp.by
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Александр КОЛЬСКИЙ

За годы работ по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Беларусь приобрела опыт, которым не располагает ни одно государство в мире. И, как показали последние события в Японии, он может быть востребован. По словам Евгения БЕЛАША, директора Республиканского специализированного унитарного предприятия «Полесье», более чем за 20-летний период существования оно стало «докой» в дезактивации, сборе и захоронении радиоактивных отходов.
- Евгений Викторович, когда вы узнали о Чернобыльской трагедии?
- Практически сразу, в это время я был студентом университета. Мои родители живут в Хойникском районе, и когда началась эвакуация, в нашем доме даже останавливались семьи переселенцев. Потом в составе студенческого отряда в 1986 г. выезжал в родной район, где мы строили домики для переселенцев и проводили специальные мероприятия: закрывали колодцы.
- У вас сегодня 100%-ная загрузка по Чернобыльской программе или берете другие заказы?
- Основная наша работа - выполнение Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС. Постановлением Совета Министров создано два таких предприятия - в Могилевской и Гомельской областях. В их названии значится слово «специализированное», потому что они занимаются исключительно устранением последствий Чернобыльской аварии. Наша работа связана с радиоактивным загрязнением, защитой людей. А значит, нужны специальная лицензия, подготовленные специалисты, лаборатория и т.д.
Поначалу не хватало опыта, отсутствовали научные подходы по безопасному проживанию людей на загрязненных территориях. Наше предприятие в основном занималось дезактивационными работами, «смывая» радионуклиды со зданий школ, детских садов, подворий, крыш. На промышленных предприятиях «ЗЛиН» и «Гомсельмаш» разбирали вентиляционные шахты и тщательно очищали их от радиоактивных веществ. По линии МАГАТЭ «Полесье» в свое время получило две установки, с помощью которых можно мыть специальными растворами крыши, а также собирать загрязненную землю, в том числе и на подворьях, в специальные погрузчики. На ее место завозили чистый грунт.
Основная задача предприятия в течение последних лет - снос и захоронение различных зданий, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Работа эта не такая простая, как кажется на первый взгляд. Вначале определяется уровень загрязнения крыш и стен, затем готовится проектно-сметная документация. После разборки строений строительный мусор в обязательном порядке сортируется: то, что превышает допустимый уровень радиационного загрязнения, вывозится в пункты захоронения отходов дезактивации. На территории Гомельской области расположено 83 таких полигона и их обслуживанием, согласно законодательству, занимается наше предприятие.
- Кто и как принимает решение о сносе частных подворий?
- Это находится в полной компетенции районных администраций. Они определяют перечень населенных пунктов, улиц, домов, подлежащих сносу. Но и здесь существуют свои проблемы. Есть такие здания, из которых люди отселились, но райисполкому их не сдали, причем хозяева этих строений не получили помощи, положенной переселенцам, - ни квартиры, ни денежной компенсации. В данном случае дом считается частной собственностью и сносить его мы не имеем права, иначе хозяин может потребовать возмещения стоимости жилья. Поэтому работа проходит выборочно, согласно решению райисполкомов. Думаю, проблему с брошенными домами, которые продолжают «фонить»,  нужно решать.
Хотелось бы также, чтобы более равномерным - по годам и кварталам - было финансирование. В этой пятилетке планируется завершить снос и захоронение строений, находящихся на загрязненных территориях. И когда эта тема будет закрыта, нам придется искать пути дальнейшего развития предприятия исходя из имеющейся техники и квалификации специалистов. К 2015 г. надо выбрать такое направление, где мы могли бы с наибольшей отдачей применить свои силы. В числе возможных рассматриваем строительную, дорожную, мелиоративную сферы.
 
- Радиация опасна тем, что ее не видно и не слышно. Легко ли заставить людей соблюдать все необходимые меры безопасности? И есть ли текучесть кадров?
- Члены нашего коллектива держатся за свои рабочие места, хотя, как я уже говорил, труд небезопасен. В какой-то мере неблагоприятные условия компенсируются довольно высокой заработной платой, которая в среднем в прошлом году составила 1,8 млн. руб. Строго требуем и соблюдения техники безопасности, поскольку от этого зависит здоровье работников. Им выдаются специальные хлопчатобумажные костюмы, респираторы, накопительные дозиметры. Недавно в России приобрели аппарат, который автоматически считывает уровень индивидуального облучения. Раз в год все сотрудники проходят медосмотр, получают санитарный паспорт. Это одно из обязательных условий для работы на нашем предприятии.
- С учетом того, что вам приходится работать в загрязненной зоне, проходит ли техника, на который вы перевозите грузы, дезактивацию?
- У нас есть специальное оборудование, контролирующее уровень радиации. Если он превышает норму, то техника дезактивируется на месте. Ничего «грязного» в открытом виде не перевозим, соблюдаем все меры безопасности. У нас две сертифицированные лаборатории. Одна из них проверяет индивидуальные дозиметры, следит за тем, сколько радиации ежедневно накопил каждый член коллектива, вторая определяет степень загрязнения почвы цезием.
В нашем ведении находится и комплекс по переработке жидких отходов. Как я уже отмечал, мы проводили дезактивацию вентиляционных систем на крупных предприятиях Гомельщины. Для этого системы разбирались, мылись в специальном растворе, который в итоге становился радиоактивным. Этот раствор вывозился на комплекс по переработке жидких отходов, а там в него по специальной технологии добавлялись песок и цемент. Затем бочки с затвердевшими отходами заваривались и помещались в специальные могильники.
- Сейчас в Японии ликвидируют последствия аварии на атомной станции «Фукусима-1». Там тоже появилась 30-километровая зона отселения и, видимо, будут создаваться подразделения, аналогичные вашему предприятию. Готовы ли вы поделиться с японскими коллегами накопленным опытом?
- Беларусь действительно накопила уникальный практический опыт, ведь с подобными последствиями до аварии на ЧАЭС не сталкивалась ни одна страна в мире. Если будет соответствующее обращение, мы готовы в полном объеме поделиться всем, что знаем и умеем сами, с японскими коллегами.
 
- Вы говорили о том, что надо определяться с будущим и, наверное, делали первые прикидки, в чем могли бы преуспеть. К чему сегодня больше склоняетесь?
- В своей работе сейчас в основном используем дорожно-строительную технику. Конечно, где-то придется немного перестраиваться, менять состав, набирать специалистов, имеющих опыт в области дорожного строительства и мелиорации. В данный момент мне сложно принять какое-то окончательное решение, но думать об этом надо. Сегодня определены объемы работ до 2015 г., где и сколько зданий надо снести, есть финансирование. Но это не значит, что мы должны работать, используя только бюджетные средства. Например, в прошлом году трудились на газоперерабатывающем заводе под Речицей, проводили дезактивацию различных металлоконструкций с тем, чтобы их можно было сдать на металлолом.
- Вам часто приходится встречаться с руководителями тех районов, где работаете. Везде ли одинаковое отношение к этой тематике?
- Каждый райисполком стремится быстрее навести порядок на своей территории, поэтому приходится определять приоритеты. Сегодня работаем в четырех районах, у нас есть два участка, разделенные на четыре бригады по 20 человек. Все находится под контролем облисполкома, который выдает нам задания и подписывают соответствующую программу на год, определяет финансирование, количество сносимых объектов.
- Ваше предприятие не выпускает продукцию. Растут ли при этом объемы работ, требуют ли от вас выполнения прогнозных показателей?
- Как и любое другое предприятие в своих планах социально-экономического развития мы закладываем рост объемов производства, зарплаты. Ведь только увеличение объемов работ может обеспечить коллективу достойное существование.
- Происходит ли корректировка этих планов в случае увеличения затрат?
- Если есть необходимость «исправления» бизнес-плана с учетом подорожания топлива, запчастей, горюче-смазочных материалов, нам позволяют это сделать. Данные обстоятельства не зависят от нас, так что вопросов обычно не возникает. Но как бы то ни было, нужно стремиться к тому, чтобы выдержать первоначальную составляющую. Мы не можем опуститься ниже того уровня, который уже был достигнут. Наш главный заказчик - УКС облисполкома, который ежемесячно принимает объем выполненных работ, их качество.
- Чувствуется, что вы довольны коллективом, в который пришли.
- Действительно, у нас работают профессионалы. Многие считают, что лучше «чернобыльские» деньги отдать в район, там их смогут самостоятельно освоить и это обойдется дешевле. Но на самом деле децентрализация будет стоить намного дороже, ведь мощная техника требует адекватной загрузки. К тому же у нас больше опыта и профессионализма, и в каждом районе такое предприятие не создашь. Евгений Белаш окончил экономический факультет Гомельского университета им. Ф.Скарыны. После окончания вуза 10 лет работал в системе ЖКХ, затем 10 лет - начальником Управления по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. В апреле 2010 г. назначен директором Республиканского специализированного унитарного предприятия «Полесье».

 

 

РСУП «Полесье»
246017, г. Гомель, ул. Карповича, 11
Тел.: (+375 0232) 77-67-51, 77-57-50
Факс: 74-74-86
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ Впервые оказавшись на железнодорожном вокзале в Жлобине, поражаешься числу проходящих через станцию транзитных поездов. По интенсивности движения этот крупный железнодорожный узел, где пересекаются маршруты, идущие с севера на юг и с запада на восток, - в числе первых в республике. По словам начальника Жлобинского вагонного депо Анатолия ЧАЙКОВСКОГО, до появления Белорусского металлургического завода основным работодателем в городе была именно железная дорога. Да и решение о строительстве БМЗ в Жлобине, скорее всего, было принято с учетом развитой транспортной инфраструктуры.

- Когда я только пришел в депо в 1994 г., здесь работали, грубо говоря, при помощи лома и кувалды, - говорит Анатолий Николаевич. - Какие-то подъемные механизмы были, но в основном все делалось вручную. В последние годы требования к качеству ремонта и безопасности возросли, необходимо было совершенствовать технологии. Прежде всего потребовались дополнительные производственные площади, где можно было создать нормальные условия для работы.

Проведенная реконструкция позволила нарастить объемы выполняемых работ, улучшить качество ремонта, создать хорошие условия труда для работников. Ежегодно в депо ремонтируется около 3 тыс. вагонов БелЖД и порядка 500 вагонов частных компаний. Сегодня вагоносборочный цех - а это 3,6 тыс. кв. м - целое футбольное поле. Между ремонтными позициями теперь может проехать техника: трактора, погрузчики, а до реконструкции там едва мог пройти человек. Практически заново созданы подсобные цеха: колесный, тележный, механический. В общей сложности на модернизацию ушло 10 лет, в итоге сейчас общая производственная площадь депо составляет более 5 тыс. кв. м.

Предприятие является структурным подразделением Гомельского отделения БелЖД. Но кроме основной деятельности по ремонту и обслуживанию вагонов БелЖД, Жлобинское депо ремонтирует подвижной состав предприятий Беларуси и России. Доля доходов от вспомогательной деятельности составляет 7%, заработанные средства остаются на расчетном счету предприятия и используются для поддержания и развития производственной базы.

Кроме ремонтных депо выполняет и эксплуатационные функции: обслуживает подвижной состав, следит за его исправностью, обрабатывает проходящие пассажирские и грузовые составы. Здесь трудится треть коллектива - 120 человек, причем работа организована круглосуточно. Среднемесячная зарплата в прошлом году составила 2 млн. руб., оплата труда в основном сдельная, поэтому люди заинтересованы выполнять работу быстро и качественно.

- Нам пришлось вкладывать средства не только в наращивание производственных «мускулов», - подчеркивает Анатолий Чайковский, - но и в системы контроля и метрологии. Скрытые дефекты встречаются сегодня практически в каждой детали вагона, и чаще всего обычный визуальный контроль не позволяет их выявить. Для этого и необходимо дорогостоящее диагностическое оборудование. Сертифицированная лаборатория способна провести диагностику по семи методам неразрушающего контроля. Благодаря точной информации о состоянии деталей, появляется возможность обоснованно увеличивать срок их службы. Именно так проводятся испытания надрессорных балок под давлением, в этом случае создаются условия даже более жесткие, чем при эксплуатации. Ультразвуковой метод используется для проверки колесных пар и деталей подшипников, применяется также магнитно-порошковый метод.

Недавно получили стенд производства Барановичского завода автоматических линий по контролю и сортировке пружин. Это сразу же улучшило показатели качества ремонта: появилась возможность подбирать однотипные пружины не методом проб и ошибок, а на основании реально замеренных параметров, что удлинило сроки службы этих важных деталей.
Всего на Белорусской железной дороге - 10 ремонтных депо, каждое из которых ремонтирует подвижной состав своей специализации: Брест - крытые вагоны, Минск - платформы, Барановичи - цементовозы, Витебск - цистерны, Жлобин - полувагоны. Всего в собственности магистрали находится 6,2 тыс. полувагонов, а учитывая, что они ремонтируются раз в 2 года или по пробегу (160 тыс. км), ежегодный гарантированный заказ на их обслуживание и ремонт - 3 тыс. единиц. Так что работа у жлобинских ремонтников есть всегда.

Но многое зависит от макроэкономической ситуации в целом. Например, на Украинской железной дороге в 2009 г. объемы грузовых перевозок упали на 35%. В Беларуси тоже была похожая ситуация, связанная с мировым кризисом. На отдельных предприятиях продукция не выпускалась в прежних объемах, многие вообще были временно остановлены. Сейчас, по словам Анатолия Николаевича, наметилась положительная тенденция: объемы в первом квартале по сравнению с прошлым годом выросли на 20-25%. То есть рост пошел, видно оживление промышленных предприятий, а значит, и у депо увеличились доходы, что позволило купить новое оборудование, запасные части, материалы для ремонта.
Предприятие дорожит каждым заказчиком, но для таких крупных клиентов как Белорусский металлургический завод предусмотрено индивидуальное обслуживание.

- Для ускорения операции по отгрузке вагонов мы с заводом работаем по следующей схеме: на БМЗ приходит сырье, выгружается. И чтобы не возвращать вагон на станцию, сразу идет его загрузка. Для проверки технической исправности вагонов, держим там свою бригаду осмотрщиков. Это удобно и для предприятия, и для станции Жлобин, - подчеркивает А.Чайковский. - БМЗ работает немного с опережением, дает нам заявки заранее, чтобы мы могли подготовить необходимое количество вагонов, потому что за 1-2 ч их не подашь, это процесс трудоемкий.

Главные критерии работы любой транспортной организации - качество и безопасность. Для прохождения сертификации по системе менеджмента качества ИСО 9001 был организован специальный отдел. Цепочка выглядит следующим образом: в каждом цехе есть контролер, который следит за тем, чтобы ремонт или изготовление деталей производились строго по технологии. После того как вагон собран, приемщик проводит окончательную приемку и подписывает так называемую форму 36. Она дает право подвижному составу выйти на пути общего пользования и гарантию безаварийной работы в течение двух лет, или 160 тыс. км.

Приемщик полностью проверяет вагон по всем узлам, а начальник сектора технического контроля осуществляет выборочную проверку из всей партии вагонов, выпущенных за смену. Для этого под его председательством создается специальная комиссия, в которую входят также бригадир или мастер смены, контролер, приемщик вагонов. При этом хорошая работа поощряется: разработано специальное положение, которое позволяет премировать сотрудника, если продукция не возвращается на повторный ремонт, мастер в этом случае также получает определенный процент премии. Если допущен брак, и деталь вернулась на повторный ремонт, виновник в нерабочее время должен бесплатно все исправить.
 Ремонт всех номерных деталей регистрируется в специальных журналах, которые хранятся более 5 лет. В случае необходимости можно узнать, кто и когда допустил брак. В плане безопасности движения Жлобинское депо в прошлом году сработало практически без брака. Вагоны после ремонта от поездов в пути следования не отцеплялись, а значит, серьезных сбоев в работе не было.

- Мы не живем одним днем, а смотрим на перспективу, - говорит Анатолий Чайковский. - Разработан план развития БелЖД до 2015 г., в эту программу включены и наши предложения. Пока не решен вопрос о складировании длинномерного металлопроката и листового металла, нет крытой площадки с подъемным механизмом, некоторые работы делаются еще вручную. Остался нерешенным ряд вопросов по созданию нормальных бытовых условий для работников цеха эксплуатации, хотелось бы провести реконструкцию административного здания. В этом году запланировано его расширение со строительством душевых помещений, раздевалок и бытовок. Более глубокий ремонт подвижного состава привел к росту объема сварочных работ, поэтому встал вопрос о вентиляции вагоносборочного цеха. Планируем продолжить благоустройство территории - провести работы по ее дополнительному озеленению, снести несколько зданий, которые уже не эксплуатируются.

Железная дорога отличается еще одним очень важным качеством - командно-семейным духом, - подчеркивает Анатолий Николаевич. - На предприятии поддерживается преемственность поколений, мы поощряем создание семейных династий, которых у нас более десятка. Для железной дороги эта традиция очень важна, поскольку здесь требуется строжайшая дисциплина, а она лучше всего воспитывается именно в семье.

Но за необходимость постоянно быть, как говорится, начеку персонал получает своего рода компенсацию в виде льгот. Многие живут на селе и бесплатно ездят на работу железнодорожным транспортом или специальным автобусом. Один раз в год работник получает билет на проезд в любую точку бывшего СССР. Выдаются пособия к отпуску в зависимости от стажа работы, много льгот предусмотрено для пенсионеров, к юбилейным датам, дням рождения. Уровень заработной платы - тоже немаловажный фактор. В свое время был массовый отток людей на БМЗ, когда зарплата там была в 2-2,5 раза выше, чем в депо. Когда заработная плата выровнялась, люди начали возвращаться. На железную дорогу идут еще и потому, что здесь хороший социальный пакет. Сейчас на предприятии всего около 30 человек нуждаются в улучшении жилищных условий, а 5 лет назад их было более 100.

Не последнюю роль в повышении престижности работы в депо сыграли и условия труда, которые значительно улучшились после реконструкции. Так что инвестиции себя полностью оправдали и в производственном, и в социальном плане.

 

Жлобинскоe вагонное депо РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»
247210, Гомельская обл., г. Жлобин, ул. Первомайская, 199
Тел.: (+375 2334) 6-22-22
Факс: (+375 2334) 2-19-79
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Юрий СМИРНОВ С началом валютного кризиса редкий производитель не увеличил цены на свою продукцию. Исключений мало, но они есть. Кому-то удается сдерживать цены благодаря минимальной зависимости от стоимости импортных компонентов, другие выбрали такую стратегию рыночного поведения в расчете на расширение сбыта своей продукции. На ОАО «Кобринский мясокомбинат» решили использовать оба этих фактора и получили неожиданно впечатляющий эффект: за март и первую половину мая обеспечен значительный рост продаж колбасных изделий.

Самое примечательное, что ОАО не относится к числу финансово благополучных предприятий. Около четырех лет назад здесь сменили директора, поскольку самый молодой и едва ли не самый современный по технической оснащенности комбинат имел хронические убытки. Новый директор Дмитрий ТАРАСЮК за счет укрепления трудовой и технологической дисциплины, сокращения потерь вывел комбинат на рентабельную работу. Сегодня очевидные резервы задействованы полностью, для дальнейшего развития предприятию необходимо вырабатывать новую рыночную стратегию.
- Белорусский рынок колбасных изделий характеризуется исключительно острой конкуренцией. Достаточно сказать, что на нем представлено более 200 видов продукции. Без серьезных инвестиций в производство, сбытовую сеть, маркетинг, рекламу расширить присутствие на нем нереально, - рассуждает Дмитрий Яковлевич. - Однако нам сложно аккумулировать серьезные объемы прибыли, поскольку рентабельность производства мясных изделий не превышает 5%, и такая ситуация характерна для большинства предприятий отрасли. К тому же наше предприятие - вовсе не гигант, по объемам выпуска мясных изделий оно в несколько раз уступает основным конкурентам.
Для активной экспансии на рынок кобринским производителям мясных деликатесов логично было сделать акцент на качество. На небольшом предприятии проще обеспечить соблюдение технологии и контроль готовой продукции. Стоит заметить, что на всю выпускаемую продукцию предприятие получило сертификаты Евросоюза.
А вот на внутреннем рынке складывается парадоксальная ситуация: уровень качества мясных изделий сегодня определяют торговые предприятия, а их больше всего интересует один показатель - срок реализации. Колбасу со сроком реализации 72 ч (когда-то белорусские мясокомбинаты такую продукцию отгружали даже в московские магазины) они сразу же отклонят, нужно как минимум 2 недели! Но ведь лишние консерванты не добавляют изделию ни вкуса, ни полезных свойств. Тем не менее, когда удается прорвать торговую «блокаду» и предложить на продажу по-настоящему вкусные и качественные изделия, покупатели сразу же выделяют их из десятков подобных. А когда высокое качество подкрепляется разумной ценой, покупают не задумываясь!
 Конечно, полностью избежать роста стоимости не удалось, но все же по этому показателю Кобринский мясокомбинат значительно отстает от конкурентов.
- В условиях кризиса поведение потребителей быстро меняется, разница в цене 500-700 руб. за 1 кг, на которую еще недавно многие не обращали внимания, сегодня оказывается значимым критерием выбора при покупке, - считает Д.Я.Тарасюк. - Роста продаж по колбасе в 20% в месяц, как в апреле, мы еще никогда не имели. Действительно, кризис не только создает проблемы, но и открывает новые возможности для развития.
Конечно, сдержать цены было непросто. Чтобы не допустить повышения себестоимости продукции за счет импортируемых компонентов, с поставщиками была достигнута договоренность о встречной продаже им валюты. Те в свою очередь взяли обязательства «держать цену». Оказалось, что такая схема неплохо работает.
А валюту предприятие зарабатывает на российском рынке, поставляя туда мясо, а в последнее время пытается продвинуть и свои колбасные изделия.
- Когда нашу колбасу привозят на ярмарку в российскую столицу, за ней сразу выстраивается очередь, - говорит Д.Я.Тарасюк. - Но высокий спрос - еще недостаточное условие для сотрудничества с московскими торговыми сетями, которые требуют для себя больших бонусов. В принципе, продажа продукции на начальном этапе даже себе в убыток - нормальная плата за выход на новый рынок. В частности, с использованием такого маркетингового хода у нас заключен контракт с ООО «Прометей» из Санкт-Петербурга. А сейчас ведутся переговоры об условиях сотрудничества с российской компанией, которая заинтересована в поставках кобринских колбасных изделий в сеть ресторанов «Макдональдс».
 
 
ОАО «Кобринский мясокомбинат»
225880, Брестская обл., г. Кобрин, Гомельское шоссе (3-й км)
Тел.: (01642) 92-549, 92-550
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.kobrinmk.com

Юрий БЕХТЕРЕВ Когда рыночные отношения в стране только формируются и направление их развития фактически не поддается прогнозированию, экономика предприятия должна быть многовекторной. Такая модель в долговременной перспективе оказывается более предпочтительной за счет высокой устойчивости в кризисных ситуациях. И хотя эта формула не вполне соответствует классическим теориям маркетинга, директор ОАО «Кобринагромаш» Иван МОРОЗ выработал ее, основываясь на более чем 25-летнем опыте руководства предприятием, и до сих пор у него не было причин усомниться в правильности своих взглядов. Именно наличие широкого спектра продукции позволило заводу остаться на плаву в сложные 90-е гг., не потерять объемов производства в период только что пережитого страной экономического кризиса и успешно противостоять его нынешней новой волне.


- Иван Павлович, хотелось бы понять логику формирования ассортимента выпускаемой заводом продукции. Для предприятия с численностью работающих 350 человек ее спектр кажется уж очень широким. Детали для тракторов, жгуты, провода, кислород, да к этому еще и продажа, сервисное обслуживание, ремонт тракторов… Не было возможностей для более узкой специализации?
- Специализация у нас сначала была очень даже конкретная: ремонт тракторов МТЗ. Завод ведь создавался на базе райсельхозтехники. Эту организацию мне и поручили возглавить в середине 80-х гг. И уже тогда было очевидно, что перспектив в существующем формате она не имеет. Условия деятельности в сельском хозяйстве менялись, объемы ремонтных работ сокращались, а уже начинался хозрасчет, надо было думать, как зарабатывать деньги. Первым нашим рыночным шагом стал выход на прямые контракты с МТЗ по поставке запчастей в обход централизованной системы снабжения. Экономия на оптовой надбавке помогла укрепить финансовое положение предприятия, к тому же мы теснее стали работать с нашим главным на тот момент партнером. И когда ему потребовалось размещать изготовление некоторых деталей в республике, нашему предприятию МТЗ доверил производство осей и ступиц. Затем, уже по собственной инициативе, мы наладили выпуск жгутов для автотракторного электрооборудования - поставляем их не только МТЗ, но и на «Гомсельмаш», другие предприятия республики.

Подводя итог исторической теме, замечу, что те объединения райсельхозтехники, которые отказались идти по пути дифференциации своей деятельности, не сохранились как самостоятельные предприятия и сегодня в лучшем случае выполняют функции укрупненных колхозных мастерских. Примеров, когда сельхозтехника стала полноценным предприятием, в республике единицы.
Следующим нашим шагом стало приобретение современной техники для изготовления проводов. Здесь мы смогли сразу выйти на необходимый технологический уровень и обеспечить стабильное качество продукции, что было сразу замечено потребителями. Стараемся потеснить конкурентов и за счет более низкой цены предложения.

- А цену за счет чего удается снижать? Приходится ограничивать рентабельность продаж?
- По отдельным видам продукции и на короткий период времени мы действительно практикуем уменьшение рентабельности до нескольких процентов или даже до нуля. Но главное, конечно, - снижать издержки производства. Хороший экономический эффект дает, например, разумная локализация производственного цикла. Поясню на примерах. Наконечники и крепеж для жгутов мы обычно закупали на специализированных предприятиях, а недавно приобрели соответствующее оборудование и начали делать их сами, что сразу снизило стоимость этих деталей почти вдвое. Начинаем использовать и отходы пластмассы. Все перевозки для собственных нужд осуществляем заводским транспортом - наш автопарк насчитывает более 20 автомобилей.

- Объемы выпуска изделий для собственных нужд предприятия не могут быть значительными, соответственно и загрузка оборудования у вас, скорее всего, невысокая. Сколько же времени потребуется, чтобы оно окупилось?
- Да мой заместитель, экономист с тридцатилетним стажем Галина Викторовна КУЗМИЦКАЯ никогда не пойдет на то, чтобы одобрить финансово невыгодную для предприятия операцию. От внешних закупок мы отказываемся точечно, только в том случае, если станок или машина работают с загрузкой, которая обеспечивает их окупаемость в течение не более чем 5 лет. Вообще же основное оборудование у нас используются в две смены, а полуавтоматические линии по производству провода - в три.

К слову, недавно прочитал в вашем журнале, что эффективное рабочее место при среднемесячной зарплате работника 500 долл. должно обеспечивать выработку продукции на уровне 40 тыс. долл. в год. Полностью поддерживаю такой подход, потому что в ряде случаев по известным причинам рост зарплаты у нас опережает рост производительности труда. Вместе с Галиной Викторовной решили оценить ситуацию на нашем заводе по критерию эффективности рабочих мест. Надо сказать, результат получился, в общем-то, предсказуемый. По автоматическим линиям соотношение зарплаты и выработки достигает значения 1:7-8, по основному оборудованию оно составило приблизительно 1:5. Но в среднем по заводу эта цифра заметно меньше. Тем не менее «незаработанной» зарплаты в прошлом году, если применить критерии, предложенные журналом, мы выплачивали не более чем по 90 долл. на человека, т.е. показатель этот был в три раза ниже, чем в среднем по стране. А в первом квартале текущего года, с учетом роста выпуска продукции и продаж на предприятии производительность труда выросла более чем на 48%, а заработная плата - на 17%, так что по эффективности мы приблизились к положительным значениям.

- Иван Павлович, поскольку ОАО «Кобринагромаш» выпускает провода, оно не может обойтись без значительного промежуточного импорта. Как вы его оплачиваете в нынешних условиях?
- Стабилизирующим фактором в ситуации валютного кризиса для нас опять же стала многовекторность производственной деятельности. Запасные части к тракторам МТЗ мы поставляем и российским ремонтным предприятиям. Правда, получаемых от них средств не хватает для оплаты всего объема необходимого нам импорта. Договариваемся о покупке валюты с белорусскими партнерами - ведь они тоже не могут обойтись без нашей продукции и поэтому заинтересованы в непрерывности производственного цикла. Не скрою, приходится брать и валютные кредиты. Выплаты по ним, конечно, влияют на показатели финансовой деятельности предприятия, но сегодня мы видим возможность расширить свое присутствие на рынке и считаем, что было бы ошибкой ею не воспользоваться. Тем более что предприятие не закредитовано, в прошлые годы мы обходились в основном собственными финансовыми ресурсами.

Сейчас мы ожидаем, что валютный рынок стабилизируется. Для таких предприятий как наше важен даже не столько курс доллара или российского рубля как таковой (конечно, он должен быть реальным), сколько доступность валютных ресурсов и предсказуемость экономической ситуации в стране. Тогда за счет гибкой политики цен, варьирования объемов производства тех или иных видов продукции у нас, безусловно, будет возможность обеспечить стабильное функционирование производства. Тем более что у нас есть опыт противостояния экономическим вызовам в трудные 90-е гг., а сегодня, на мой взгляд, экономическая система страны имеет гораздо больший запас прочности.

 

ОАО «Кобринагромаш»
225301, Брестская обл., г. Кобрин, ул. Дзержинского, 78
Тел.: (1642) 3-96-54
Факс: (1642) 3-95-99
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Александр СОРОКИН
 

Последние годы ОАО «Минский лакокрасочный завод» резко сбросило обороты, стало терять с трудом завоеванные рыночные позиции. Самый главный показатель для любой акционерной компании - прибыль - по итогам работы за три квартала 2010 г. упал до нулевой отметки. Решением собрания акционеров в ноябре прошлого года на должность директора был назначен Валерий НЕГРЕБА, после чего шаг за шагом предприятие стало выходить из кризиса.

- Начать пришлось с реформирования системы закупок, - подчеркивает Валерий Николаевич. - Я запретил приобретать компоненты для производства лакокрасочной продукции по принципу: чем ниже цена, тем лучше. Ведь из дешевых материалов высококачественной продукции не произведешь, а имидж предприятия - точно потеряешь. Действительно, производственные издержки уменьшать необходимо, но не за счет снижения качества выпускаемой продукции. Любому портному известно, что из мешковины можно сшить лишь рабочую робу, и то посредственную, но никак не свадебный костюм. Тем более, что у предприятия был соответствующий ориентир - созданное в середине 90-х гг. белорусско-германское предприятие «Оли-Бело». Сочетая достоинства технологии немецкой фирмы «ОЛИ-ЛАККОС ГмБХ» и высокий профессионализм специалистов Минского лакокрасочного завода, удалось разработать целую линейку высококачественной продукции, которая не раз побеждала в республиканских конкурсах «Лучшая продукция года». Изменения в политике качества вернули доверие потребителей, и в первом квартале этого года рост продаж превысил 300% по сравнению с прошлогодним периодом. По прогнозу, в первом полугодии, несмотря на валютный кризис, предприятию удастся сохранить положительную динамику на уровне 150-200% к предыдущему году. - Сейчас мы вынуждены работать по предоплате, хотя ранее своим постоянным клиентам предоставляли отсрочку платежей до 30 дней, - говорит Валерий Николаевич. - Пришлось подстраиваться под новые условия, поскольку не знаем, по какой цене сможем приобрести комплектующие и сырье. Ведь в Беларуси в достаточном количестве производится только мел, все остальные компоненты вынуждены ввозить из-за границы. Наше небольшое предприятие может конкурировать на равных с гигантами индустрии только за счет того, что у нас более гибкое производство. Меньше территория, поэтому не тратим время на внутрицеховые перевозки. И если крупные производители берут объемами, то мы - качеством и мобильностью. Кроме того, находимся в центре города, поэтому магазинам удобнее работать с нами: при необходимости можем в течение часа подвезти необходимую продукцию. Действительно, реакция на потребности рынка сейчас должна быть практически мгновенной. Ведь в лакокрасочном сегменте в Беларуси конкуренция очень велика - работает около 200 производителей. - При принятии решения о выпуске новой продукции чаще всего ориентируемся на запросы потребителя, - отмечает директор завода. - Если ему требуется продукт определенного качества и класса и он готов ежемесячно закупать определенный объем, то начинаем модернизировать какой-либо участок или организуем новый. Например, в свое время в линейке нашей продукции появилась грунт-эмаль «Белла», которая в одном изделии совмещает два: грунтовку и эмаль. Сейчас идет разработка грунта-эмали по ржавчине - вводим дополнительный компонент, который восстанавливает пораженный коррозией металл. Пришли к этому, потому что поступали запросы от потенциальных потребителей. Им необходимо окрашивать ржавые конструкции, например, мачты высоковольтных линий, которые в полевых условиях пескоструйной обработке не подвергнешь. У нас небольшое мобильное предприятие и такой метод работы - под конкретного потребителя - нам подходит более всего.

С учетом выработанного подхода планируется провести модернизацию производства, уже заключен контракт с западной фирмой, которая поставит диспергирующее оборудование, отличающееся большей технологичностью и производительностью. Сейчас на предприятии используется аналогичное оборудование непрерывного цикла. Когда завод работал в три смены и были колоссальные объемы производства традиционных эмалей (как ПФ-155), это было оправданно. Теперь рынок требует небольших партий лакокрасочных материалов с определенными свойствами и подобный подход оказался нерентабельным. Поэтому и встал вопрос о приобретении дисольверов периодического действия, что позволяет быстро перестроить производство под получение материала нужных цветовой гаммы и качества.
В собственной аккредитованной лаборатории выполняется 70% испытаний продукции, которые необходимы для ее последующей сертификации. Остальные осуществляются в независимых лабораториях, например в БНТУ проводятся климатические испытания. ОАО «Минский лакокрасочный завод» - одно из немногих предприятий отрасли, которое производит и тару - металлические ведра и банки, в которые фасует собственную продукцию, да еще продает другим белорусским лакокрасочным заводам. Сейчас предприятие решило расширить свои рыночные горизонты, поскольку лакокрасочная продукция - товар в большей степени сезонный, основные объемы его продаж приходятся на весенне-летний период. Для сглаживания пиков освоено производство охлаждающей жидкости - тосола А-40 для российских и отечественных автомобилей, который более всего востребован зимой. Технологи предприятия работают над созданием антифриза, соответствующего европейским стандартам. В ближайшее время планируется наладить выпуск стеклоочистителя для автомобилей, клея ПВА, строительной мастики и т.д. Это позволит в течение года более равномерно загрузить производственные мощности, снизить влияние сезонной составляющей. - Бытовой химией планируем заняться достаточно серьезно, - говорит Валерий Николаевич. - Есть еще третье направление, куда постепенно будем сдвигать производственно-технологический акцент: от алкидных материалов на органических растворителях перейдем к водоразбавляемым. Сейчас научились делать водную дисперсию не только акриловых смол, но также алкидных, эпоксидных, уретановых и др. Это открывает перспективы для замены практически всех лакокрасочных материалов на основе органических лаков, смол и растворителей материалами на водно-дисперсионной основе с аналогичными свойствами не ухудшая качества покрытий. Производство этих материалов не только модно и современно, но и прогрессивно с экологической точки зрения. Ведь сейчас предприятие находится почти в центре города, а такое пожаро- и взрывоопасное производство, естественно, представляет угрозу как для окружающей среды, так и для жителей. Поэтому «сдвигаемся» в область водных материалов и бытовой химии.

Безусловно, предприятию еще многое предстоит сделать, например, четко определиться с брендами по лакокрасочным материалам и бытовой химии. Чтобы одна уже узнаваемая торговая марка помогала продвижению другой. Но главное - выработана стратегия на ближайшую перспективу, причем выбор сделан в направлении инновационного развития. Значит, акционеры действительно не ошиблись, доверив управление своими активами молодому руководителю.

 

ОАО «Минский лакокрасочный завод» 220073, г. Минск, ул. Бирюзова, 4 Тел./факс: (017) 204-73, 25, 256-11-66 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. www.mlkz.by

 

От партнерства - к взаимовыручке

Владимир СВЕРКУНОВ

Весь цвет российской металлургии представлен в каталоге продукции, которую предлагает на белорусском рынке компания PSC («ПромСтройКонструкция»). По мнению ее специалистов, такой подход для потребителей металлопроката гораздо предпочтительнее, чем взаимоотношения с несколькими дилерами, каждый из которых «пасет» только свой завод.

- Мы готовы поставить продукцию, «измеряемую» более 2 тыс. наименований, как рядового металлопроката, так и позиций, изготавливаемых под заказ единичными партиями, - говорит директор предприятия Дарья КОЗЛОВСКАЯ. - Ведь нашими партнерами являются более трех десятков предприятий, в числе которых такие известные, как Магнитогорский, Череповецкий и Новолипецкий металлургические комбинаты, несколько трубных заводов. Безусловно, это дает нам определенные преимущества, а клиентам - удобства. Ведь они могут заказать все необходимое в одном месте. И наряду со стандартными видами проката, как, скажем, швеллер или круг мы можем поставить сложные позиции, которыми никто в республике не торгует, например, высокопрочные канаты для железной дороги, шахтные стойки, конструкции из нержавеющей стали. Если добавить к этому нашу возможность работать с отсрочкой платежа - партнерам, таким образом, дается товарный кредит, - то все это, безусловно, привлекает клиентов.

 

Есть ли интерес у российского бизнеса?

С российскими металлургическими предприятиями у компании «ПромСтройКонструкция» сложились долгосрочные связи, во многом основанные на личных контактах. В России они, между прочим, имеют очень большое значение: рекомендация известного в мире бизнеса человека порой стоит больше банковской гарантии.

Вообще, белорусским предпринимателям следовало бы учитывать личностный фактор во взаимоотношениях со своими российскими партнерами. Одно из проявлений этого - определение объектов для инвестиций. Те люди, которые считают - кто с надеждой, кто с опасением, - что российский капитал спит и видит, как бы быстрее скупить здесь активы, заблуждаются. Дело в том, что в России бизнесмены, имеющие свободные денежные ресурсы, как правило, инвестируют их в те места, которые принято считать «малой родиной». Поэтому, если и можно рассчитывать на капиталы, что придут в Беларусь, то в основном от предпринимателей с белорусскими корнями.

В то же время, по мнению Дарьи Александровны, белорусский рынок перспективен для российского бизнеса, поскольку здесь дешевле рабочая сила, вполне приемлема, по сравнению с другими странами Восточной Европы, цена энергоресурсов. Кроме того, привлекают также удобное географическое положение и изменяющаяся в сторону потепления политика государства по отношению к бизнесу. И многие страхи, касающиеся бизнес-климата в Беларуси, сильно преувеличены с подачи многих российских средств массовой информации. По крайней мере, компания PSC уже полтора десятка лет успешно работает на белорусском рынке, обзавелась солидной клиентурой, причем в числе потребителей - крупные промышленные предприятия, потребность которых в металле измеряется тысячами тонн. Однако надо отметить, что поставки металла из России в последнее время начали сокращаться. Многие потребители отдают предпочтение продукции, выпущенной в Европе, и эта тенденция отражает общую ситуацию в Беларуси.

 

И у компании - разные направления

Действительно, в экономике наша республика все больше отдаляется от своей восточной соседки, доля которой даже в импорте сократилась до 51,8%, а в экспорте не превысила 38,9%. И такое «расхождение», скорее всего, будет продолжаться. С одной стороны, российским предприятиям для продажи выпускаемой продукции вполне достаточно обширного внутреннего рынка. Тем более что их никто не заставляет выполнять планы по увеличению экспорта. Белорусские же производители, почувствовав вкус работы на рынок Евросоюза, доля которого в экспорте РБ превышает 30%, стремятся повысить качество выпускаемых изделий, а поэтому стали более требовательны к сырью, материалам и комплектующим изделиям.

Поэтому законы бизнеса продиктовали «ПромСтройКонструкции» необходимость диверсификации поставок по географическому принципу. Сегодня у предприятия есть надежные партнеры в Германии, Швеции, Бельгии и Италии, у которых можно заказать металлопрокат на любом европейском заводе. И нередко это оказывается даже выгоднее, чем получать продукцию из России. Ее заводы сегодня не могут предложить должное качество продукции и скорость ее отгрузки, как этого добиваются европейские металлургические компании, которые более чутко реагируют на запросы и пожелания небольших белорусских предприятий.

В целом же PSC весьма гибко работает с ценами. Здесь индивидуально подходят к каждому клиенту и, отталкиваясь от его возможностей, могут предложить продукцию в широком диапазоне цен и качественных параметров.

- Мы совершенно открыты в сделках, - говорит Дарья Козловская. - Никогда не скрываем отпускные цены металлургических заводов, по которым получаем продукцию. Невысокую рентабельность, примерно 10%, стараемся компенсировать большими оборотами. И пока это получается. Ведь потребители, а это предприятия строительной, химической и топливно-энергетической отраслей, а также жилищно-коммунальной сферы и машиностроения, научились ценить те удобства, которые они получают, заключая договоры с нашей компанией. Например, российские металлурги оговаривают 60-дневный срок от оформления заказа до получения на склад изделий. У западных производителей он может быть несколько меньше. Нам же удается сократить это время до месяца, а в отдельных случаях - и до двух недель. При этом наша компания стремится минимизировать расходы за счет логистики.

Если продолжить «реестр» преимуществ компании PSC, то обязательно следует упомянуть о том, что она выполняет заказы различной сложности и комплектности: от нескольких сотен килограммов до вагонных норм. Насколько непросто это сделать, говорит такой факт: российские металлургические заводы берут заявки на изготовление сложных и нестандартных позиций (редкие стали или размеры) только в том случае, когда объем составляет не менее 200 т.

 

«Скорая помощь» для партнеров

Серьезным испытанием для компании «ПромСтройКонструкция» стали последние события на белорусском валютном рынке. Ведь это предприятие - импортер, с которым потребители рассчитываются белорусскими рублями. Однако невозможность приобрести валюту, чтобы вести расчеты с иностранными поставщиками, грозила сорвать многие сделки.

- Если неразбериха на валютном рынке связана со стремлением белорусских властей сократить импорт и в результате уменьшить отрицательное сальдо внешнеторгового оборота, то вряд ли этим можно достичь цели, - считает директор предприятия. - Допустим, можно снизить объем поставок стали, но пострадают в первую очередь не фирмы, занимающиеся импортом, а те, которые потребляют металл. Сейчас рынок замер: все ждут, чем кончится валютный «мертвый сезон». А нет ничего хуже, чем ждать и догонять. Наши партнеры - промышленные предприятия - стараются не закупать сырье, где-то используя старое, где-то останавливая производство. Я не понимаю этого: в любой ситуации нужно работать, потому что с «нулевой» точки стартовать сложнее. Поэтому пытаемся договориться со всеми заводами, предлагаем им различные условия.

Стали вспоминать опыт, применявшийся в трудные 90-е гг., когда использовались разные схемы взаимозачетов, практиковались бартерные сделки. И в сегодняшнее сложное время компания PSC, чтобы развязать внезапно образовавшийся узел неплатежей, решила помочь белорусским предприятиям в экспорте их продукции в Россию.

- Мы беремся за все, что только можно продать: от маленьких шестеренок до сложной сельскохозяйственной техники, - говорит Д.Козловская. - Пробовали даже продвигать сельхозпродукцию, не запрещенную для вывоза из Республики Беларусь. И пока получается. Если завод дает нам возможность продавать его продукцию и на полученные средства закупает металл, то фиксация сделок идет в российских рублях. Такая мера помогла оживить заводы, которые смогли «подчистить» остатки, разгрузить забитые склады. А нам это позволило не снижать обороты, ведь если объемы продаж упадут, то поднять их нельзя будет даже «подъемным краном».

 

Две модели - два подхода

Но если, по сути, сторонней компании удается продавать изделия, которые не смогли реализовать их производители, то поневоле возникает вопрос: почему такое происходит?

Дарья Александровна полагает, что между российской и белорусской моделями экономики есть очень серьезные различия. К сожалению, только немногие из белорусских предприятий умеют продавать свою продукцию. Работа большинства отделов маркетинга по сравнению с европейскими компаниями налажена не так хорошо. Можно назвать лишь десяток заводов, которые успешно работают на экспорт, закрепились на российском рынке и стараются его не потерять. В России руководители предприятий на все смотрят с позиции экономической выгоды, чего в Беларуси пока нет. Нередко директора боятся принять решение, хотя оно и выгодно для завода: мол, прогнозные показатели у нас и так хорошие, поэтому нет смысла резко повышать их, потом будут требовать еще больше. Но ведь во всем мире, если на рынке складываются благоприятные условия, компании стараются заработать как можно больше. И если есть возможность достичь 100%-ной рентабельности, то почему от нее надо отказываться в угоду прогнозу?! Для предприятия - это возможность развития, для потребителей - снижение в дальнейшем цен, поскольку на прибыльном сегменте рынка быстро появятся конкуренты.

Возможно, белорусских производителей подтолкнет в сторону реального рынка создание Единого экономического пространства трех стран: Беларуси, России и Казахстана? Ведь, судя по всему, конкуренция должна возрасти, поскольку все барьеры между рынками государств будут устранены. По мнению Д.Козловской, несмотря на возвращение Беларуси к плановым началам в экономике, на многих предприятиях еще правит бал «его величество аврал».

- Нередко представители белорусских предприятий, обращаясь к нам, говорят, что доставить необходимые им материалы нужно было еще «вчера», - говорит она. - В этом огромное отличие от, скажем, немецких компаний, которые, как правило, начинают заботиться об обеспечении производства за два месяца. Поэтому у нас нередко складывается впечатление, что занимаемся «тушением пожара». Я понимаю, что частично эта ситуация объясняется недостатком оборотных средств, и сейчас на наших глазах происходит очередное их вымывание из-за неопределенности курса белорусского рубля. Но не все объясняется только наличием такого «тришкиного кафтана». Ведь когда мы предлагаем помощь, предоставляя отсрочку платежа, а делать это позволяет достаточный объем оборотных средств, наши партнеры все равно не хотят заказывать металлопрокат заранее. А когда все происходит в спешке, то неизбежно возникают ошибки, которые могут привести к потере конкурентоспособности.

В то же время, как считает директор компании, в Беларуси есть необходимая рыночная инфраструктура, которую, однако, надо использовать с большей эффективностью. Так, торговля металлом на ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», где компания PSC зарегистрирована в качестве трейдера и брокера, упорядочила деятельность многочисленных фирм, работавших в этом сегменте рынка. Цены, разброс которых был чрезвычайно велик, удалось постепенно привести к «общему знаменателю», что, естественно, сузило возможности для злоупотреблений. Любой директор, ориентируясь на котировки биржи, может теперь проверить своего снабженца на предмет обоснованности закупки изделий по той или иной цене.

Биржевая торговля выбила также почву из-под ног тех компаний, которые вели недобросовестную конкуренцию на рынке: демпинговали, использовали «семейные» схемы поставок, инсценировали тендерные торги. Сейчас ситуация на рынке торговли металлопрокатом достаточно прозрачна и преимущество остается за теми компаниями, которые, как «ПромСтройКонструкция», предлагают клиентам комплекс услуг, а в трудные минуты находят нестандартные решения, чтобы оказать реальную помощь.

 

Зачем торговле стройка?

То, чем сейчас занимается компания PSC, описано в восточной поговорке: если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе. Продавая на российском рынке продукцию белорусских предприятий, специалисты надеются полностью вернуться к своей профильной деятельности: импортировать в Беларусь сталь с тем, чтобы производители могли выпускать из нее продукцию и потом самостоятельно продавать ее на экспорт.

 

Подобной восточной «хитростью» объясняется еще один «ход» компании. На своем интернет-сайте www.psc.by она предлагает реализовать строительные проекты с применением современных эффективных металлоконструкций, которые изготавливаются в сжатые сроки. Речь может идти о возведении торговых центров, складов, выставочных комплексов, спортивных сооружений, ангаров, промышленных зданий. В числе достоинств такого метода строительства - простой монтаж, длительный эксплуатационный срок (более 50 лет при правильном использовании), широкая цветовая гамма кровельных и стеновых панелей, пожаробезопасность.

- У нас есть партнерские компании, с которыми мы и осуществляем такие совместные проекты, - объясняет Дарья Козловская. - Это заводы металлоконструкций, монтажные управления. Во время строительного бума в России было возведено много объектов, в частности, торговые комплексы и логистические склады вдоль 3-го транспортного кольца в Москве. Проекты разрабатывает проектная организация в Витебске, которая, между прочим, располагает мощной компьютерной программой для расчета конструкций стоимостью 1,5 млн. евро. Конструкции изготавливались на промышленных предприятиях, в числе которых Молодечненский завод легких металлоконструкций и Новогрудский завод металлоизделий. Совместно с последним предприятием мы оснащали металлическими стеллажами Национальную библиотеку: поставили специальный стальной лист, помогли с покупкой оборудования для изготовления готовой продукции. Конечно, это направление также не является главным в нашей деятельности, но оно, во-первых, помогает увеличивать объемы поставок металлопроката и, во-вторых, работает на имидж компании. Ведь быть поставщиком для строительства важного объекта - весьма почетно.

Мы постоянно работаем над расширением перечня реализуемой продукции, совершенствуем процесс взаимодействия с клиентами и гарантируем полноценное выполнение всех принятых на себя обязательств. За честность, порядочность и прозрачность отношений с клиентами наше предприятие отвечает собственной репутацией. И отсутствие нареканий с их стороны - высшая похвала нашей деятельности.

 

ЧП «ПромСтройКонструкция» 220004, г. Минск, ул. Немига, 40, оф. 56 Тел.: 200-74-47, 200-75-74, 200-75-02, 200-74-62 e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. www.psc.by