№5 (143) - Май 2011

 

Тема номера:

ВЕКТОРЫ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ

  • В потреблении металла белорусские предприятия все больше переориентируются с России на Западную Европу.
  • Валютная политика Нацбанка была обречена на неэффективность структурой отечественной экономики.
  • Экономики Беларуси и России нуждаются в глубокой структурной перестройке.
  • Насколько белорусская экономика конкурентоспособна на фоне других стран региона?
  • Что говорят директора «не для печати»?
  • Как туристические фирмы справляются с проблемами летнего сезона.
  • Что подготовили дизайнеры моды к предстоящей осени и зиме?
 
  

Для устранения проблемы необходимо честно назвать

причины и ответственно выработать алгоритм действий

 

Нельзя на продолжительное время обеспечить
хорошие зарплаты и низкий уровень безработицы
без хороших прибылей, и чем скорее будет осознана
эта мысль, тем быстрее будет пройден этот поворот.
 
Уинстон Черчилль

 

 

Уважаемые читатели!
 
Эти строки написаны в период Великой депрессии человеком, который к тому времени ранее в течение пяти лет был министром финансов Великобритании. И хотя этот вывод сделан 77 лет назад, он как нельзя лучше характеризует причины системного кризиса в Беларуси.

Почему ключом к достойному качеству жизни названа прибыль? Тому, на наш взгляд, две причины. Первая - прибыль необходима для развития производства, создания и продвижения на рынок инноваций. Вторая - это материальный интерес предпринимателей, который движет ими в бизнесе и благодаря которому создаются новые и развиваются существующие эффективные рабочие места, и главное, генерируется прибыль, часть которой идет на развитие. В Беларуси такого класса предпринимателей не создано.

Уже два десятилетия, по сути, проедаются предприятия. Прибыли хватало только на точечную модернизацию и в некоторых случаях на обновление производственных программ. Различные дотации России и емкость ее рынка позволяли все это время сохранять прежнюю экономику с ее материалоемким и низкотехнологичным производством, иметь высокую занятость, рост заработной платы и большие социальные программы.

Но жизнь изменилась. Предупреждения и советы, высказывавшиеся специалистами, были урнированы. Что же дальше? С чего начать, чтобы обеспечить устойчивое развитие? Есть задачи текущего дня и перспективы на 3-5 и более лет.

Сегодня некоторые экономисты, в результате нарушения валютного обмена, ратуют за дедолларизацию экономики. Конечно удельный вес долларов в широкой (всей) денежной массе неоправданно велик - почти 50%, но это не только следствие недоверия к рублю, но и результат существующей структуры экономики. Отказаться населению в современных условиях от валютного обмена невозможно. Это равнозначно отказу от информации, передвижения и, как показывают последние решения Нацбанка, от защиты сбережений. Два месяца руководство республики делало вид, что проблемы не существует, а затем приняло по сути алогичное и социально неответственное решение: девальвировало 24 мая рубль на 56%. С начала года рубль девальвирован на 64%. Зарплата с 500 долл. уменьшилась до 304. С учетом же инфляции в мае (более 10%) зарплата не превышает 270 долл. По решению 4-го Всебелорусского народного собрания к 2015 г. она должна достигнуть 1000 долл. Но может быть, девальвация приведет к нормализации экономической ситуации? Ничуть не бывало. Валюты на рынке как не было, так и нет и, самое печальное, не будет. Для обеспечения равновесного единого курса необходимы значительные валютные интервенции, средств на которые давно нет. Экономика закредитована и имеет негативный кредитный имидж, а следовательно, заимствования возможны под большой процент. Продавать же предприятия не хочется, и не потому, что дешево, а доминирует боязнь потери политического суверенитета.

Был ли в этих условиях иной алгоритм? Да, был и есть. Необходимо на непродолжительное время ввести два курса: для наличного и безналичного обмена. Увеличившиеся в два и более раз цены на импортные товары уже снизили спрос на наличную валюту. С учетом ценовых изменений на рынке реально было остановить девальвацию на уровне 3500-4000 руб. Сегодня это еще можно сделать, но на уровне 5000 тыс. Для этого потребовалось бы продать населению в течение 2-3 месяцев 1 млрд.долл. Данная цифра определена из объема продажи в январе-марте 2011 г. За 3 месяца было продано 0,84 млрд.долл. Параллельно следует организовать две сессии на бирже: первую - для критического импорта и вторую - для валютного обмена, поддерживающего текущую хозяйственную деятельность. При этом обязательная продажа валюты должна осуществляться по курсу второй сессии, сложившемуся в предыдущем месяце.
Обязательным условием этого алгоритма являлось и является сокращение эмиссии белорусских рублей и государственных расходов, несмотря на пополнение бюджета за счет причитающихся Беларуси 4,5% отчислений таможенных платежей единого таможенного пространства. Важно предпринять и меры по недопущению попадания наличного доллара в безналичные расчеты. Для этого достаточно ввести административную и уголовную ответственность.

При этом надо признать, что без продажи госсобственности ситуацию не нормализовать. Конечно, ранее продажа могла быть эффективнее, но сейчас «торг неуместен». Да и предприятия никуда не увезут, рабочие места могут сохраняться, а налоги увеличиться.

Ослабление рубля создает преимущества для экспортеров и затрудняет импорт. Складываются условия для давно необходимого структурного изменения экономики. Это не только отказ от материалоемкого производства, но и ускоренное развитие услуг, особенно экспортных.

Пока же хотя экономика и развивается в этом направлении (в 2010 г. темп роста внешней торговли услугами опережал объем внешней торговли товарами на 10%), удельный вес услуг во внешнеторговом обороте всего 10,8%. При этом динамика импорта услуг выше их экспорта. Важно переломить ситуацию по ряду направлений: поездкам, где отрицательное сальдо 160,6 млн.долл., строительным (-40,4 млн.долл.) и финансовым услугам (-63,2 млн.долл.), услугам в сфере культуры и отдыха (-18,2 млн.долл.).

Беларусь имеет богатую историю, связанную с современным западным миром, большую зарубежную диаспору, хорошую высшую школу и развитое медицинское обслуживание, программистов, - и не использовать это, по меньшей мере, нерационально. Именно сфера услуг и высокотехнологичное производство, причем не обязательно готовой продукции, а комплектующих для российских и западных конвейеров - магистральное направление развития Беларуси в ближайшей и отдаленной перспективе.


С уважением,

главный редактор

 

 

А. Ковтуненко

{jcomments on} 

Системный дайджест некоторых документов с 1 по 30 апреля 2011 г.(По дате регистрации в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь).

Государственное регулирование

Указ Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2011 г. № 130 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (Рег. № в НРПА РБ 1/12453 от 05.04.2011)
Вступает в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем официального опубликования, за исключением п. 2 и 3, вступивших в силу 4 апреля 2011 года.
В целях совершенствования порядка налогообложения транспортных средств внесены изменения в некоторые указы Президента Республики Беларусь.
Изменениями, внесенными в Указ Президента Республики Беларусь от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь», уточнено, что транспортные средства, перечень которых утвержден названным Указом, освобождаются от акцизов и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь (ранее - кроме ввозимых из Российской Федерации).
Закреплен порядок расчета налоговой базы для расчета налога на добавленную стоимость при реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями транспортных средств, приобретенных у физических и (или) юридических лиц, в том числе за пределами Республики Беларусь.
В соответствии с изменениями, внесенными в Указ Президента Республики Беларусь от 04.04.2009 № 175 «О мерах по развитию производства легковых автомобилей», юридические лица Республики Беларусь, заключившие с Министерством промышленности соглашение об условиях производства легковых автомобилей, классифицируемых в товарной позиции 8703 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, освобождаются в том числе от акцизов в части объемов произведенных и реализованных (переданных) ими на территории Республики Беларусь легковых автомобилей и налога на добавленную стоимость в части оборотов по реализации на территории Республики Беларусь произведенных ими легковых автомобилей.
Указанные льготы применяются при наличии на последний день налогового (отчетного) периода сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке.

Декрет Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 2 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. №3» (Рег. № в НРПА РБ 1/12460 от 12.04.2011)
Вступает в силу со дня официального опубликования.
Внесен ряд изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 г. №3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий».
Расширен перечень алкогольной продукции, на осуществление импорта которой не распространяется исключительное право государства.
В Положении о проведении конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции, расширен перечень юридических лиц, которые не допускаются к участию в конкурсе, уточнены сведения, которые должны быть указаны в конкурсном предложении участника конкурса.

Финансовая и банковская деятельность

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 марта 2011 г. №112 «Об утверждении Инструкции об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (Рег. № в НРПА РБ 8/23532 от 11.04.2011)
Вступает в силу 1 июля 2011 г.
В целях реализации положений Директивы от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» утверждена Инструкция, определяющая порядок работы по организации наличного денежного обращения на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях и обязательная для выполнения НБ РБ, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их филиалами (отделениями) и их структурными подразделениями.

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2011 г. №107 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (Рег. № в НРПА РБ 8/23531 от 11.04.2011)
Вступает в силу 1 июля 2011 г.
 
В целях реализации Директивы от 31 декабря 2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» утверждена Инструкция, которая устанавливает единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях.
 
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 4 апреля 2011 г. №16 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. №112» (Рег. № в НРПА РБ 8/23569 от 15.04.2011)
Вступает в силу 22 апреля 2011 г.
Изменения и дополнения, внесенные в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.09.2006 г. №112 «О регулировании рынка ценных бумаг», касаются реализации преимущественного права на приобретение акций хозяйственных обществ облисполкомами и Минским горисполком, закрепленного в Указе Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 г. №677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и приобретения имущества в собственность административно-территориальных единиц».

Налогообложение, ценообразование, бухгалтерский учет

Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. №142 «О некоторых вопросах взимания налога на добавленную стоимость и акцизов» (Рег. № в НРПА РБ 1/12470 от 15.04.2011)
Вступил в силу со дня официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2011 г.
В целях совершенствования порядка взимания налога на добавленную стоимость и акцизов для применения ставки налога в размере ноль (0) процентов и освобождения от акцизов при реализации (передаче) подакцизных товаров, помещенных под таможенные процедуры экспорта (реэкспорта), срок документального подтверждения вывоза товаров (включая произведенные из давальческого сырья и материалов) за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза в государства - члены Таможенного союза) увеличен с 60 до 180 дней с даты оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (для плательщиков, осуществляющих декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, - с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой).
Установлено, что документальное подтверждение вывоза товаров в налоговых декларациях (расчетах) по налогу на добавленную стоимость и (или) акцизам обороты по реализации (передаче) товаров (экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья и материалов) отражаются согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь с учетом указанного срока.
 
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. №495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Рег. № в НРПА РБ 5/33666 от 16.04.2011)
Вступает в силу после официального опубликования.
Во исполнение норм Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. №72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» взамен перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1999 г. №943, утверждены перечни:
социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики;
социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 7 апреля 2011 г. №53 «О внесении изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 февраля 2011 г. № 24» (Рег. № в НРПА РБ 8/23580 от 20.04.2011)
Вступило в силу после официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 17 марта 2011 г.
Изменениями, внесенными в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28.02.2011 г. №24 «Об определении порядка индексации цен на природный газ и тарифов на электрическую и тепловую энергию», скорректирована формула, по которой индексируются цены на природный газ, отпускаемый ОАО «Белтрансгаз», газоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз», юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Транспорт
 
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 4 апреля 2011 г. №443 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств» (Рег. № в НРПА РБ 5/33606 от 06.04.2011)
Вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.
В целях приведения в соответствие с Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 г. №313-З «О дорожном движении» внесены изменения и дополнения в Положение о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 г. №1849.
Скорректирован перечень документов, прилагаемых к заявлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при регистрации транспортных средств.
Закреплен порядок регистрации бывших в употреблении транспортных средств, ввезенных в Республику Беларусь, в отношении которых в соответствии с законодательством не нужно совершать таможенные операции, связанные с их выпуском.
Срок действия свидетельства о регистрации транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров в регулярном сообщении, а также автомобилей-такси ограничивается сроком действия документа, подтверждающего право лицензиата владеть и (или) пользоваться транспортным средством.
Определено, что участие в дорожном движении транспортных средств, снятых с учета и нереализованных, допускается в течение трех месяцев со дня снятия с учета. В случае истечения указанного срока транспортное средство подлежит повторной регистрации на общих основаниях.

Александр КОЛЬСКИЙ

За годы работ по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Беларусь приобрела опыт, которым не располагает ни одно государство в мире. И, как показали последние события в Японии, он может быть востребован. По словам Евгения БЕЛАША, директора Республиканского специализированного унитарного предприятия «Полесье», более чем за 20-летний период существования оно стало «докой» в дезактивации, сборе и захоронении радиоактивных отходов.
- Евгений Викторович, когда вы узнали о Чернобыльской трагедии?
- Практически сразу, в это время я был студентом университета. Мои родители живут в Хойникском районе, и когда началась эвакуация, в нашем доме даже останавливались семьи переселенцев. Потом в составе студенческого отряда в 1986 г. выезжал в родной район, где мы строили домики для переселенцев и проводили специальные мероприятия: закрывали колодцы.

- У вас сегодня 100%-ная загрузка по Чернобыльской программе или берете другие заказы?
- Основная наша работа - выполнение Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС. Постановлением Совета Министров создано два таких предприятия - в Могилевской и Гомельской областях. В их названии значится слово «специализированное», потому что они занимаются исключительно устранением последствий Чернобыльской аварии. Наша работа связана с радиоактивным загрязнением, защитой людей. А значит, нужны специальная лицензия, подготовленные специалисты, лаборатория и т.д.
Поначалу не хватало опыта, отсутствовали научные подходы по безопасному проживанию людей на загрязненных территориях. Наше предприятие в основном занималось дезактивационными работами, «смывая» радионуклиды со зданий школ, детских садов, подворий, крыш. На промышленных предприятиях «ЗЛиН» и «Гомсельмаш» разбирали вентиляционные шахты и тщательно очищали их от радиоактивных веществ. По линии МАГАТЭ «Полесье» в свое время получило две установки, с помощью которых можно мыть специальными растворами крыши, а также собирать загрязненную землю, в том числе и на подворьях, в специальные погрузчики. На ее место завозили чистый грунт.

Основная задача предприятия в течение последних лет - снос и захоронение различных зданий, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Работа эта не такая простая, как кажется на первый взгляд. Вначале определяется уровень загрязнения крыш и стен, затем готовится проектно-сметная документация. После разборки строений строительный мусор в обязательном порядке сортируется: то, что превышает допустимый уровень радиационного загрязнения, вывозится в пункты захоронения отходов дезактивации. На территории Гомельской области расположено 83 таких полигона и их обслуживанием, согласно законодательству, занимается наше предприятие.

- Кто и как принимает решение о сносе частных подворий?
- Это находится в полной компетенции районных администраций. Они определяют перечень населенных пунктов, улиц, домов, подлежащих сносу. Но и здесь существуют свои проблемы. Есть такие здания, из которых люди отселились, но райисполкому их не сдали, причем хозяева этих строений не получили помощи, положенной переселенцам, - ни квартиры, ни денежной компенсации. В данном случае дом считается частной собственностью и сносить его мы не имеем права, иначе хозяин может потребовать возмещения стоимости жилья. Поэтому работа проходит выборочно, согласно решению райисполкомов. Думаю, проблему с брошенными домами, которые продолжают «фонить»,  нужно решать.

Хотелось бы также, чтобы более равномерным - по годам и кварталам - было финансирование. В этой пятилетке планируется завершить снос и захоронение строений, находящихся на загрязненных территориях. И когда эта тема будет закрыта, нам придется искать пути дальнейшего развития предприятия исходя из имеющейся техники и квалификации специалистов. К 2015 г. надо выбрать такое направление, где мы могли бы с наибольшей отдачей применить свои силы. В числе возможных рассматриваем строительную, дорожную, мелиоративную сферы.
 
- Радиация опасна тем, что ее не видно и не слышно. Легко ли заставить людей соблюдать все необходимые меры безопасности? И есть ли текучесть кадров?
- Члены нашего коллектива держатся за свои рабочие места, хотя, как я уже говорил, труд небезопасен. В какой-то мере неблагоприятные условия компенсируются довольно высокой заработной платой, которая в среднем в прошлом году составила 1,8 млн. руб. Строго требуем и соблюдения техники безопасности, поскольку от этого зависит здоровье работников. Им выдаются специальные хлопчатобумажные костюмы, респираторы, накопительные дозиметры. Недавно в России приобрели аппарат, который автоматически считывает уровень индивидуального облучения. Раз в год все сотрудники проходят медосмотр, получают санитарный паспорт. Это одно из обязательных условий для работы на нашем предприятии.
- С учетом того, что вам приходится работать в загрязненной зоне, проходит ли техника, на который вы перевозите грузы, дезактивацию?
- У нас есть специальное оборудование, контролирующее уровень радиации. Если он превышает норму, то техника дезактивируется на месте. Ничего «грязного» в открытом виде не перевозим, соблюдаем все меры безопасности. У нас две сертифицированные лаборатории. Одна из них проверяет индивидуальные дозиметры, следит за тем, сколько радиации ежедневно накопил каждый член коллектива, вторая определяет степень загрязнения почвы цезием.

В нашем ведении находится и комплекс по переработке жидких отходов. Как я уже отмечал, мы проводили дезактивацию вентиляционных систем на крупных предприятиях Гомельщины. Для этого системы разбирались, мылись в специальном растворе, который в итоге становился радиоактивным. Этот раствор вывозился на комплекс по переработке жидких отходов, а там в него по специальной технологии добавлялись песок и цемент. Затем бочки с затвердевшими отходами заваривались и помещались в специальные могильники.

- Сейчас в Японии ликвидируют последствия аварии на атомной станции «Фукусима-1». Там тоже появилась 30-километровая зона отселения и, видимо, будут создаваться подразделения, аналогичные вашему предприятию. Готовы ли вы поделиться с японскими коллегами накопленным опытом?
- Беларусь действительно накопила уникальный практический опыт, ведь с подобными последствиями до аварии на ЧАЭС не сталкивалась ни одна страна в мире. Если будет соответствующее обращение, мы готовы в полном объеме поделиться всем, что знаем и умеем сами, с японскими коллегами.
 
- Вы говорили о том, что надо определяться с будущим и, наверное, делали первые прикидки, в чем могли бы преуспеть. К чему сегодня больше склоняетесь?
- В своей работе сейчас в основном используем дорожно-строительную технику. Конечно, где-то придется немного перестраиваться, менять состав, набирать специалистов, имеющих опыт в области дорожного строительства и мелиорации. В данный момент мне сложно принять какое-то окончательное решение, но думать об этом надо. Сегодня определены объемы работ до 2015 г., где и сколько зданий надо снести, есть финансирование. Но это не значит, что мы должны работать, используя только бюджетные средства. Например, в прошлом году трудились на газоперерабатывающем заводе под Речицей, проводили дезактивацию различных металлоконструкций с тем, чтобы их можно было сдать на металлолом.

- Вам часто приходится встречаться с руководителями тех районов, где работаете. Везде ли одинаковое отношение к этой тематике?
- Каждый райисполком стремится быстрее навести порядок на своей территории, поэтому приходится определять приоритеты. Сегодня работаем в четырех районах, у нас есть два участка, разделенные на четыре бригады по 20 человек. Все находится под контролем облисполкома, который выдает нам задания и подписывают соответствующую программу на год, определяет финансирование, количество сносимых объектов.
- Ваше предприятие не выпускает продукцию. Растут ли при этом объемы работ, требуют ли от вас выполнения прогнозных показателей?
- Как и любое другое предприятие в своих планах социально-экономического развития мы закладываем рост объемов производства, зарплаты. Ведь только увеличение объемов работ может обеспечить коллективу достойное существование.

- Происходит ли корректировка этих планов в случае увеличения затрат?
- Если есть необходимость «исправления» бизнес-плана с учетом подорожания топлива, запчастей, горюче-смазочных материалов, нам позволяют это сделать. Данные обстоятельства не зависят от нас, так что вопросов обычно не возникает. Но как бы то ни было, нужно стремиться к тому, чтобы выдержать первоначальную составляющую. Мы не можем опуститься ниже того уровня, который уже был достигнут. Наш главный заказчик - УКС облисполкома, который ежемесячно принимает объем выполненных работ, их качество.
- Чувствуется, что вы довольны коллективом, в который пришли.
- Действительно, у нас работают профессионалы. Многие считают, что лучше «чернобыльские» деньги отдать в район, там их смогут самостоятельно освоить и это обойдется дешевле. Но на самом деле децентрализация будет стоить намного дороже, ведь мощная техника требует адекватной загрузки. К тому же у нас больше опыта и профессионализма, и в каждом районе такое предприятие не создашь.

Евгений Белаш окончил экономический факультет Гомельского университета им. Ф.Скарыны. После окончания вуза 10 лет работал в системе ЖКХ, затем 10 лет - начальником Управления по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. В апреле 2010 г. назначен директором Республиканского специализированного унитарного предприятия «Полесье».

 

 

РСУП «Полесье»
246017, г. Гомель, ул. Карповича, 11
Тел.: (+375 0232) 77-67-51, 77-57-50
Факс: 74-74-86
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

«С учетом вашего опыта работы антикризисным управляющим предлагаем возглавить проблемное предприятие РУП «Миноблсоюзпечать». Надеемся, в скором времени ситуация там изменится к лучшему», - такое напутствие получил Алексей КУДРЕЙКО перед вступлением в новую должность. Прошло три года, и ни о каком кризисе уже нет и речи. В организации разработаны и внедрены технологии, обеспечивающие решение одной из самых сложных в мелкорозничном ритейле задач - устойчивое развитие торговой сети в малых городах и сельской местности с ростом товарооборота с 16,8 до 39 млрд. руб.

- Алексей Иванович, торговля, которую ведет Союзпечать - очень специфическая. И проблемы, видимо, надо решать тоже нестандартными методами?
- Несколько лет назад ситуация у нас была сложной, хотя вряд ли это можно было назвать кризисом. Система нормально функционировала, большинство предприятий имели удовлетворительную рентабельность. В то же время ощущался острый дефицит современных идей, новых технологий, которые бы позволили, сохранив динамику развития, адекватно отвечать на все возрастающие требования со стороны потребителей. Антикризисным же директором меня называли, наверное, еще и потому, что я имею сертификат антикризисного управляющего категории «С» - самой высокой в этой сфере, т.е. могу осуществлять антикризисное управление предприятиями с числом работающих несколько тысяч человек.


- И в чем заключались центральная идея, ваша идеология как руководителя предприятия?
- Собственно говоря, никаких открытий мне делать не требовалось. Основные принципы организации современной торговой сети выработаны и испытаны. Суть их в том, что торговое предприятие должно не просто продавать товар и получать за него деньги. Акт продажи рассматривается как высококачественная, возможно, даже комплексная услуга, получив которую, покупатель думает не о том, сколько денег он потратил, а о том, как приятно ему было совершать покупку.


Так работает весь современный ритейл. Но вы представляете, как можно организовать нормальный сервис, если продавец общается с покупателем меньше минуты и притом через окошко киоска? Есть еще и вопрос рентабельности торговли. Продажа монотовара в мелкой рознице не может быть прибыльной на протяжении длительного времени. А какой ассортимент предложить, если две трети торговой площади в несколько квадратных метров отдается газетам и журналам? Да и самой такой продукции становится тесно - посмотрите, сколько в последнее время появилось новых изданий. Газет мы сегодня продаем более 360 наименований, журналов - более 530.

Ответ на все эти вопросы очевиден: надо расширять торговые площади, вместо киосков ставить павильоны или открывать мини-маркеты. А дальше начинаются чисто практические вопросы. В первую очередь - где взять инвестиции? Один павильон стоит 64 млн. руб., а в соответствии с пятилетней программой развития запланировано установить их не менее двух десятков. Ответ на вопрос об источниках инвестирования тоже в общем-то самоочевиден: наращивай прибыль, сокращай издержки. С прибылью у нас есть сложности. Численность населения в сельской местности сокращается, оборот приходится поддерживать в основном за счет расширения ассортимента (к слову, вот вам еще один аргумент в пользу павильонов), но значительно увеличить прибыль в наших условиях не всегда возможно. Значит, средства на развитие надо получать в основном за счет сокращения издержек обращения.

Когда я пришел в организацию, здесь было 12 самостоятельных структурных подразделений со своим балансом, расчетным счетом, бухгалтерией и аппаратом управления. Сегодня в структуру входят 4 филиала и 6 участков. Значительно сократился управленческий персонал. На 257 киоскеров у нас было 28 бухгалтеров. Получалось, пять-семь человек работают как пчелки собирают «мед» и тут же один «трутень» значительную часть его «съедает». Сегодня численность бухгалтеров сокращена на 6 человек, при этом киоскеров работает уже 350. Получается, что отдача от каждого управленца возросла почти вдвое. Налоги, всю экономику считаем в центральном офисе в Минске. Отказались от арендованных автомобилей: хотя пользоваться такой услугой было удобно, но слишком дорого. Чтобы снизить издержки, обновили автопарк: заменили российские газели на импортные автомобили (помогло министерство, выделив средства из инвестиционного фонда), отработали оптимальные логистические схемы доставки периодики и товаров. И так «прошлись» по всем звеньям нашей технологической цепочки.


- Хотелось бы видеть, как этот процесс выглядит в денежном выражении. Насколько снизились управленческие расходы, затраты на бухгалтерию?
- Издержки на управленческий штат и бухгалтерию, несмотря на существенное увеличение зарплат, за четыре года у нас практически не выросли.


В абсолютных цифрах снижение всех видов расходов только в прошлом году составило порядка 600 млн. руб.


Есть, однако, такие статьи затрат, экономию по которым проследить довольно сложно, тем не менее она есть, и весьма существенная. К примеру, как происходила оптимизация бухгалтерской службы? Тут решающую роль сыграли компьютерные технологии. Вся производственная информация передается сейчас в головной офис, здесь же и обрабатывается. С учетом специфики торговой сети на основе программы «1С. Бухгалтерия» нами была разработана интегрированная система учета, объединяющая магазин, склад, бухгалтерию. Какой получен эффект от снижения затрат на ведение учета, я уже рассказал. Но поскольку весь комплекс работ по программированию был выполнен нашими специалистами, мы сэкономили еще и десятки миллионов рублей, отказавшись от услуг сторонних организаций.


Затронув тему ресурсов, источников инвестирования мне бы хотелось вернуться к разговору о том, ради чего мы, собственно говоря, эти ресурсы накапливаем - развитию наших сервисов и торговой сети. Параллельно с установкой новых павильонов планируем использовать и другой, оптимальный, на мой взгляд, для нашей системы формат торговли. Условно его можно назвать «кафе-читальня». Человек покупает свежую периодику и тут же с чашечкой кофе, пирожным садится за столик, чтобы ее просмотреть. Первые три кафе планируем открыть уже в этом году - два в Борисове и одно в Несвиже.

- Преимущества торговли широким ассортиментом товаров не вызывает сомнения. Думаю, что в нынешней кризисной ситуации, да еще и с развитием Интернета, где и обычные, и виртуальные издания имеют свои сайты, ваши киоски, останься они с «голой» периодикой, ждало бы банкротство…
- Очень вероятно. Своим работникам я привожу такое образное сравнение. Когда у человека на руке пять пальцев, ее возможности почти безграничны. Даже с двумя пальцами можно выполнять какие-то операции. Но когда остается один, функциональность руки оказывается почти полностью утраченной…


- Однако согласитесь, что для Союзпечати широкий ассортимент товаров несет и определенные риски. Сеть может утратить специфику, превратиться в обычный мелкорозничный ритейл без своего лица. Тем более что продавцу проще делать оборот на сигаретах и кофе, а не на сравнительно дешевой периодике.
- От выручки с пачки сигарет продавец получает 2,5%, а от газеты - все 7. Так что материально мы мотивируем персонал работать с периодикой, все остальные товары для него являются как бы сопутствующими. Союзпечать - мощный бренд, ассоциирующийся именно с периодикой, и размыть его, превратившись в торговую сеть без своего лица, было бы большой ошибкой. Это я вам говорю и как антикризисный управляющий. Наша цель - обогатить этот бренд сервисной составляющей. Чтобы каждая покупка стала еще и приятным действом и чтобы покупателю, посетившему наш павильон, не было надобности ходить еще и по другим торговым точкам.

 

РУП «Миноблсоюзпечать»
Республика Беларусь, 220013, г. Минск, ул. Сурганова, 46.
www.minoblsp.by
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Впервые оказавшись на железнодорожном вокзале в Жлобине, поражаешься числу проходящих через станцию транзитных поездов. По интенсивности движения этот крупный железнодорожный узел, где пересекаются маршруты, идущие с севера на юг и с запада на восток, - в числе первых в республике. По словам начальника Жлобинского вагонного депо Анатолия ЧАЙКОВСКОГО, до появления Белорусского металлургического завода основным работодателем в городе была именно железная дорога. Да и решение о строительстве БМЗ в Жлобине, скорее всего, было принято с учетом развитой транспортной инфраструктуры.

- Когда я только пришел в депо в 1994 г., здесь работали, грубо говоря, при помощи лома и кувалды, - говорит Анатолий Николаевич. - Какие-то подъемные механизмы были, но в основном все делалось вручную. В последние годы требования к качеству ремонта и безопасности возросли, необходимо было совершенствовать технологии. Прежде всего потребовались дополнительные производственные площади, где можно было создать нормальные условия для работы.

Проведенная реконструкция позволила нарастить объемы выполняемых работ, улучшить качество ремонта, создать хорошие условия труда для работников. Ежегодно в депо ремонтируется около 3 тыс. вагонов БелЖД и порядка 500 вагонов частных компаний. Сегодня вагоносборочный цех - а это 3,6 тыс. кв. м - целое футбольное поле. Между ремонтными позициями теперь может проехать техника: трактора, погрузчики, а до реконструкции там едва мог пройти человек. Практически заново созданы подсобные цеха: колесный, тележный, механический. В общей сложности на модернизацию ушло 10 лет, в итоге сейчас общая производственная площадь депо составляет более 5 тыс. кв. м.

Предприятие является структурным подразделением Гомельского отделения БелЖД. Но кроме основной деятельности по ремонту и обслуживанию вагонов БелЖД, Жлобинское депо ремонтирует подвижной состав предприятий Беларуси и России. Доля доходов от вспомогательной деятельности составляет 7%, заработанные средства остаются на расчетном счету предприятия и используются для поддержания и развития производственной базы.


Кроме ремонтных депо выполняет и эксплуатационные функции: обслуживает подвижной состав, следит за его исправностью, обрабатывает проходящие пассажирские и грузовые составы. Здесь трудится треть коллектива - 120 человек, причем работа организована круглосуточно. Среднемесячная зарплата в прошлом году составила 2 млн. руб., оплата труда в основном сдельная, поэтому люди заинтересованы выполнять работу быстро и качественно.


- Нам пришлось вкладывать средства не только в наращивание производственных «мускулов», - подчеркивает Анатолий Чайковский, - но и в системы контроля и метрологии. Скрытые дефекты встречаются сегодня практически в каждой детали вагона, и чаще всего обычный визуальный контроль не позволяет их выявить. Для этого и необходимо дорогостоящее диагностическое оборудование. Сертифицированная лаборатория способна провести диагностику по семи методам неразрушающего контроля. Благодаря точной информации о состоянии деталей, появляется возможность обоснованно увеличивать срок их службы. Именно так проводятся испытания надрессорных балок под давлением, в этом случае создаются условия даже более жесткие, чем при эксплуатации. Ультразвуковой метод используется для проверки колесных пар и деталей подшипников, применяется также магнитно-порошковый метод.

Недавно получили стенд производства Барановичского завода автоматических линий по контролю и сортировке пружин. Это сразу же улучшило показатели качества ремонта: появилась возможность подбирать однотипные пружины не методом проб и ошибок, а на основании реально замеренных параметров, что удлинило сроки службы этих важных деталей.
Всего на Белорусской железной дороге - 10 ремонтных депо, каждое из которых ремонтирует подвижной состав своей специализации: Брест - крытые вагоны, Минск - платформы, Барановичи - цементовозы, Витебск - цистерны, Жлобин - полувагоны. Всего в собственности магистрали находится 6,2 тыс. полувагонов, а учитывая, что они ремонтируются раз в 2 года или по пробегу (160 тыс. км), ежегодный гарантированный заказ на их обслуживание и ремонт - 3 тыс. единиц. Так что работа у жлобинских ремонтников есть всегда.


Но многое зависит от макроэкономической ситуации в целом. Например, на Украинской железной дороге в 2009 г. объемы грузовых перевозок упали на 35%. В Беларуси тоже была похожая ситуация, связанная с мировым кризисом. На отдельных предприятиях продукция не выпускалась в прежних объемах, многие вообще были временно остановлены. Сейчас, по словам Анатолия Николаевича, наметилась положительная тенденция: объемы в первом квартале по сравнению с прошлым годом выросли на 20-25%. То есть рост пошел, видно оживление промышленных предприятий, а значит, и у депо увеличились доходы, что позволило купить новое оборудование, запасные части, материалы для ремонта.
Предприятие дорожит каждым заказчиком, но для таких крупных клиентов как Белорусский металлургический завод предусмотрено индивидуальное обслуживание.


- Для ускорения операции по отгрузке вагонов мы с заводом работаем по следующей схеме: на БМЗ приходит сырье, выгружается. И чтобы не возвращать вагон на станцию, сразу идет его загрузка. Для проверки технической исправности вагонов, держим там свою бригаду осмотрщиков. Это удобно и для предприятия, и для станции Жлобин, - подчеркивает А.Чайковский. - БМЗ работает немного с опережением, дает нам заявки заранее, чтобы мы могли подготовить необходимое количество вагонов, потому что за 1-2 ч их не подашь, это процесс трудоемкий.

Главные критерии работы любой транспортной организации - качество и безопасность. Для прохождения сертификации по системе менеджмента качества ИСО 9001 был организован специальный отдел. Цепочка выглядит следующим образом: в каждом цехе есть контролер, который следит за тем, чтобы ремонт или изготовление деталей производились строго по технологии. После того как вагон собран, приемщик проводит окончательную приемку и подписывает так называемую форму 36. Она дает право подвижному составу выйти на пути общего пользования и гарантию безаварийной работы в течение двух лет, или 160 тыс. км.


Приемщик полностью проверяет вагон по всем узлам, а начальник сектора технического контроля осуществляет выборочную проверку из всей партии вагонов, выпущенных за смену. Для этого под его председательством создается специальная комиссия, в которую входят также бригадир или мастер смены, контролер, приемщик вагонов. При этом хорошая работа поощряется: разработано специальное положение, которое позволяет премировать сотрудника, если продукция не возвращается на повторный ремонт, мастер в этом случае также получает определенный процент премии. Если допущен брак, и деталь вернулась на повторный ремонт, виновник в нерабочее время должен бесплатно все исправить.
 Ремонт всех номерных деталей регистрируется в специальных журналах, которые хранятся более 5 лет. В случае необходимости можно узнать, кто и когда допустил брак. В плане безопасности движения Жлобинское депо в прошлом году сработало практически без брака. Вагоны после ремонта от поездов в пути следования не отцеплялись, а значит, серьезных сбоев в работе не было.


- Мы не живем одним днем, а смотрим на перспективу, - говорит Анатолий Чайковский. - Разработан план развития БелЖД до 2015 г., в эту программу включены и наши предложения. Пока не решен вопрос о складировании длинномерного металлопроката и листового металла, нет крытой площадки с подъемным механизмом, некоторые работы делаются еще вручную. Остался нерешенным ряд вопросов по созданию нормальных бытовых условий для работников цеха эксплуатации, хотелось бы провести реконструкцию административного здания. В этом году запланировано его расширение со строительством душевых помещений, раздевалок и бытовок. Более глубокий ремонт подвижного состава привел к росту объема сварочных работ, поэтому встал вопрос о вентиляции вагоносборочного цеха. Планируем продолжить благоустройство территории - провести работы по ее дополнительному озеленению, снести несколько зданий, которые уже не эксплуатируются.


Железная дорога отличается еще одним очень важным качеством - командно-семейным духом, - подчеркивает Анатолий Николаевич. - На предприятии поддерживается преемственность поколений, мы поощряем создание семейных династий, которых у нас более десятка. Для железной дороги эта традиция очень важна, поскольку здесь требуется строжайшая дисциплина, а она лучше всего воспитывается именно в семье.

Но за необходимость постоянно быть, как говорится, начеку персонал получает своего рода компенсацию в виде льгот. Многие живут на селе и бесплатно ездят на работу железнодорожным транспортом или специальным автобусом. Один раз в год работник получает билет на проезд в любую точку бывшего СССР. Выдаются пособия к отпуску в зависимости от стажа работы, много льгот предусмотрено для пенсионеров, к юбилейным датам, дням рождения. Уровень заработной платы - тоже немаловажный фактор. В свое время был массовый отток людей на БМЗ, когда зарплата там была в 2-2,5 раза выше, чем в депо. Когда заработная плата выровнялась, люди начали возвращаться. На железную дорогу идут еще и потому, что здесь хороший социальный пакет. Сейчас на предприятии всего около 30 человек нуждаются в улучшении жилищных условий, а 5 лет назад их было более 100.

Не последнюю роль в повышении престижности работы в депо сыграли и условия труда, которые значительно улучшились после реконструкции. Так что инвестиции себя полностью оправдали и в производственном, и в социальном плане.

 

Жлобинскоe вагонное депо РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»
247210, Гомельская обл., г. Жлобин, ул. Первомайская, 199
Тел.: (+375 2334) 6-22-22
Факс: (+375 2334) 2-19-79
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.