№4 (142) - Апрель 2011

 
Тема номера:

      ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ
 
  •     Выигрывает тот, кто к вопросу решения природоохранных задач подходит комплексно.
  •     Разработанные белорусскими учеными технологии позволяют производить чистую продукцию на загрязненных радионуклидами сельскохозяйственных землях.
  •     Вынесли ли мы урок из Чернобыльской катастрофы?
  •     По прогнозам экспертов, в ближайшие 5 лет в развитие возобновляемых источников энергии в мире будет инвестировано более 1 трлн. долл.
  •     Как составить план маркетинговых мероприятий?
  •    Интервью с известным латвийским имидж-дизайнером, аналитиком моды и руководителем Bogomolov'Image School Константином Богомоловым.
  •     История космонавтики знает много имен наших земляков. 
Роль человека как «покорителя природы» не выдержала испытания временем. Бесцеремонное вмешательство в естественные процессы планеты привело к ухудшению условий обитания, спровоцировало изменение климата и многочисленные катаклизмы, сотрясающие земной шар. Стало ясно, что нужен новый подход во взаимоотношениях с природой, основанный на принципе - не навреди!
Поэтому закономерным стало создание в Беларуси на базе академического    Института торфа Института проблем использования природных ресурсов и экологии, который в 2009 г. получил современное название государственного научного учреждения «Институт природопользования Национальной академии наук Беларуси». С 1990 г. он занимается исследованиями в области не наносящего ущерб окружающей среде использования природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды.
Как продвигается эта работа? Какие результаты она дает? На эти и другие вопросы редакции ответил директор института доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент НАН Беларуси Александр КАРАБАНОВ.
- Александр Кириллович, какова, на ваш взгляд, сегодня экологическая ситуация в Республике Беларусь в сравнении с другими европейскими странами? Есть ли динамика ее улучшения?
- Несмотря на высокие темпы экономического роста страны, экологическая ситуация остается стабильной. Это подтверждается результатами ежегодного анализа состояния окружающей среды и эффективности использования природных ресурсов, который мы ведем на протяжении двух десятков лет.
Стабильности ситуации, сохранению экологического равновесия, биологического и ландшафтного разнообразия во многом способствует благоприятная в экологическом отношении структура земельного фонда. Более половины земельных угодий (57,2%) приходится на природные экосистемы: лесные, луговые, кустарниковые, болотные, водные. Это связано с реализуемыми в Беларуси мерами по выведению из сельскохозяйственного оборота малопродуктивных земель, на которых высаживаются деревья и луговые культуры.

Хочу подчеркнуть, что в Беларуси доля естественных, слабоизмененных экосистем выше, чем в большинстве стран Европы, а это является важным фактором сохранения экологического равновесия, биологического и ландшафтного разнообразия общеевропейского значения.
В то же время для республики достаточно актуальна проблема загрязнения атмосферного воздуха. За последние 10 лет выбросы вредных веществ увеличились в 1,2 раза. Их удельный показатель (на единицу площади) в 2009 г. составил 7,7 т/кв. км. Этот показатель ниже, чем в странах СНГ (8,3-16) и сопоставим со странами Европейского союза (5,5- 9 т/кв. км).

В этих выбросах велика доля мобильных источников (71-75%), что объясняется высокими темпами автомобилизации. Среди стационарных источников основной вклад вносят промышленные предприятия энергетики, химической и нефтехимической промышленности, литейное производство, промышленность строительных материалов.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха проявляется главным образом в городах. Однако в большинстве из них среднегодовое содержание загрязняющих веществ соответствует гигиеническим нормативам. При неблагоприятных метеорологических условиях лишь в 0,3-1,6% случаев регистрировалось их превышение по максимальным разовым концентрациям контролируемых ингредиентов. Основными загрязняющими веществами выступают формальдегид, мелкодисперсные твердые частицы, оксид углерода, диоксид азота, сероводород и некоторые другие.

В отличие от выбросов в атмосферу в отношении сбросов сточных вод в поверхностные водоемы наблюдается противоположная тенденция. Их объемы за последнее десятилетие уменьшились в 1,2 раза. Сегодня только 1-2% объема поверхностных вод относится к сильно загрязненным. В стране реализуется Государственная программа «Чистая вода», в соответствии с которой городские водозаборы оборудуются установками обезжелезивания, что способствует улучшению качества питьевой воды.

Как и для большинства государств мира, для Беларуси актуальна проблема обращения с отходами. На территории страны их накопилось более 920 млн. т, причем 96% сосредоточено в терриконах ОАО «Беларуськалий» и 2,2% - в отвалах ОАО «Гомельский химический завод».

Для решения этой проблемы Советом Министров в конце прошлого года дано поручение концерну «Белнефтехим» разработать предложения по переработке отходов химических производств.

- Насколько сильны антропогенные воздействия на окружающую среду? Удалось ли преодолеть потребительское отношение к природе?
 - Уровень влияния хозяйственной деятельности на биосферу в Беларуси не является критически опасным. Экологические характеристики производственного комплекса страны улучшаются. Степень улавливания загрязняющих веществ, выделяемых в атмосферу стационарными источниками, в последние годы находится на уровне 87-88% от объема их образования. Оборотное и последовательное использование воды составляет около 90% общего водопотребления на производственные нужды, что дает ежегодную экономию более 6 млрд. куб. м в год.
 

Полностью преодолеть потребительское отношение к природе вряд ли в обозримом будущем возможно. Но существуют факторы, которые позволяют двигаться в этом направлении. К основным из них относятся повышение материальной заинтересованности людей в сохранении благоприятной окружающей среды, повышение экологической культуры населения.

По мере роста благосостояния повышаются требования к качеству жизни, в том числе к состоянию окружающей среды. Она перестает быть только объектом удовлетворения материальных потребностей и приобретает самостоятельную ценность.

- Как решается проблема сдерживания негативного влияния промышленных объектов на экологию крупных городов в частности Минска? Требуется ли перенос промышленных объектов, в наибольшей степени загрязняющих окружающую среду (МЗОО, МТЗ, ММЗ, МАЗ, ТЭЦ-3)?
- Исторически так сложилось, что в настоящее время на территории ряда городов страны, и не только крупных, действуют промышленные объекты, интенсивно загрязняющие окружающую среду. В Минске, например, доля производственных территорий в 2-3 раза выше, чем в других столичных городах мира. Здесь расположены и функционируют предприятия 1-го и 2-го санитарных классов, такие как МТЗ, Минская очистная станция аэрации, МАЗ, МЗОО и другие, имеющие опасные производства.

Вопрос размещения промышленных объектов на территории городов и их безопасного с точки зрения экологии функционирования - интегральная задача, предполагающая технологические решения, экологический контроль и грамотное территориальное планирование. И если первый блок проблемы решается технологами в отраслевых институтах соответствующей направленности, а второй - подразделениями Минприроды, то в решении задач территориального (градостроительного) планирования без знаний об особенностях функционирования природно-технических систем не обойтись.

Ученые института давно и активно занимаются изучением взаимодействия природных и техногенных процессов на территории городов. Полученные новые знания в области экогеохимии, выявления зон экологического риска, ландшафтного планирования воплощаются в практику природопользования при сотрудничестве со специалистами Минприроды и градостроителями. В частности, Институт природопользования являлся головной организацией по разработке «Схемы охраны окружающей среды г. Минска и Минского района», утвержденной решением Мингорисполкома 30.12.2008 г. №3136 и положенной в основу экологической политики при корректировке Генплана белорусской столицы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2010 г. №234. В рамках данной Схемы выявлены участки опасного уровня загрязнения среды и их источники, проведено зонирование территории города по напряженности экологической ситуации, разработан комплекс мероприятий по оптимизации ситуации в наиболее неблагоприятных зонах.

Применительно к крупным источникам загрязнения атмосферного воздуха, таким как МЗОО, МАЗ, МТЗ, проблемы снижения их воздействия на окружающую среду возникли давно. На каждом из указанных предприятий имеются литейные производства, с которыми связаны основные поступления загрязняющих веществ в окружающую среду. Попытки выноса их за черту города предпринимались неоднократно, особенно в отношении МЗОО. Пока же и МЗОО, и другие упомянутые предприятия продолжают функционировать, поскольку это дорогостоящие градообразующие объекты. В 2010 г. постановлением Совета Министров утвержден план мероприятий по выносу (переносу) из Минска в населенные пункты республики производственных объектов, не соответствующих регламентам генплана столицы. Реализация плана мероприятий должна осуществляться в два этапа. На первом (2010-2015 гг.) из столицы предполагается вынести (перенести) 12 производственных объектов, на втором (2016-2020 гг.) - 6. В перечне предприятий, подлежащих выносу, числятся Минская типография, Станкостроительный завод им. С.М.Кирова, МЗОР, 1-я Минская птицефабрика, Минский авиаремонтный завод, филиал УП «Минскоблгаз», «Минск Кристалл», «Белорусские обои», «Сукно» и др.

Ряд предприятий уже вынесен за пределы города. А для существующих крупных опасных промышленных объектов установлен статус «несоответствующих» требованиям Генерального плана. Они могут временно функционировать до появления инвестиций для их трансформации, санации и выноса. Рекомендуется осуществлять мероприятия в направлении достижения или приближения к нормативным параметрам, обеспечивающим их перевод в другой санитарный класс. В первую очередь будет проводиться политика реконструкции производств с целью повышения коэффициента интенсивности использования их территорий, а также снижения воздействия на окружающую среду. Для предприятий 3-го санитарного класса рекомендованы стабилизация и последовательное снижение выбросов за счет технического перевооружения, технологической модернизации, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий. Размещение новых промышленных объектов 1-го, 2-го и 3-го санитарных классов в границах города и перспективной городской черты Генеральным планом Минска не допускается.

Для уменьшения вредного воздействия МЗОО, МТЗ и МАЗ запланирована замена вагранок открытого типа на более современные агрегаты закрытого типа или индукционные печи, строительство более совершенных систем очистки отходящих газов. Это даст возможность уменьшить выбросы твердых частиц, угарного газа и других загрязняющих веществ. Принятые меры позволят снизить класс опасности указанных предприятий и обеспечат их соответствие регламентам генплана города.

Учеными института на ряде предприятий выявлены участки с высоким уровнем загрязнения почв, подземных вод и даны рекомендации по организации локального мониторинга, оптимизации озеленения санитарно-защитных зон и территорий ряда крупных предприятий (МАЗ, МТЗ, БелАЗ, МЗКТ и др.), которые помогут в какой-то степени компенсировать загрязнение ими городской среды. Развиваются исследования вопросов реабилитации загрязненных территорий.

- Какие города республики в наибольшей степени являются экологически небезопасными? Что делается для их оздоровления?
- Вопрос справедлив и прост, но на него сложно ответить. С одной стороны, жителям многих зарубежных промышленных городов, таких как российские Норильск, Челябинск или Нижний Тагил, наши города могут показаться экологическим «раем». С другой - как показывает анализ результатов экологического мониторинга, в отдельных городах отмечается повышенный уровень загрязнения воздуха формальдегидом, диоксидом азота, твердыми частицами.

В Орше, отдельных районах Бреста, Витебска и Пинска на протяжении ряда лет отмечается повышенный уровень загрязнения воздуха формальдегидом, в Могилеве, Полоцке, Новополоцке и Светлогорске - диоксидом азота. В городах, расположенных в южной части Беларуси (Гомель, Жлобин, Мозырь, Речица) сохраняется проблема загрязнения воздуха суммарными твердыми частицами. В периоды без осадков максимальные концентрации суммарных твердых частиц в указанных городах достигали 2-6 ПДК.

Для улучшения экологической ситуации разрабатываются и реализуются городские и отраслевые экологические программы, планы модернизации отдельных предприятий. Среди основных природоохранных мероприятий - озеленение территорий, внедрение безотходных технологий, совершенствование способов очистки отходящих газов и сточных вод, новые планировочные решения, строительство дорожных развязок и объездных дорог.

- Достаточно ли проработан вопрос экологической безопасности будущей АЭС?
- Сотрудниками института совместно с учеными из Научно-практического центра по биоресурсам НАН Беларуси выполнена оценка воздействия будущей АЭС на окружающую среду. Рассмотрены и просчитаны варианты возможного воздействия станции на подземные воды, природные ландшафты, растительность и животный мир при нормальной эксплуатации и различных штатных и нештатных аварийных ситуациях. Определены возможные угрозы и предложены меры по их предотвращению и минимизации. Было показано, что строительство и эксплуатация АЭС не окажет существенного неблагоприятного влияния на природные экосистемы вблизи станции и особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники), которые находятся на удалении не менее 8 км от площадки АЭС.

В то же время для предотвращения неблагоприятных изменений природных экосистем, растительности и животного мира в районе АЭС должен быть организован экологический мониторинг. Его данные будут постоянно анализироваться, что даст возможность корректировать по мере необходимости запланированные природоохранные мероприятия. Следует организовать и специальный геолого-геодинамический мониторинг с наблюдениями за сейсмической активностью и движениями земной коры.

- Насколько актуальна для Беларуси проблема глобального потепления? Как этот процесс может отразиться на работе различных отраслей экономики?
- Специалисты института во главе с известным климатологом академиком В.Ф.ЛОГИНОВЫМ активно участвуют в решении проблем, связанных с реализацией Республикой Беларусь обязательств по Киотскому протоколу к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

За период инструментальных наблюдений, которые ведутся с 1881 г., в Беларуси зарегистрирован рост среднегодовой температуры воздуха примерно на 1,2°С. Для сельского и лесного хозяйства республики происходящие климатические изменения в целом являются положительными. Рост обеспеченности теплом, увеличение продолжительности вегетационного периода при достаточном увлажнении способствуют расширению и улучшению структуры растениеводства, продвижению на север традиционных агроклиматических зон.

Но положительные тенденции могут сопровождаться негативными явлениями. Так, в результате потепления сроки сева станут более ранними, но сохранится угроза гибели растений из-за весенних заморозков. Улучшатся условия перезимовки сельскохозяйственных культур и сеяных многолетних трав, но не будет обеспечена полная яровизация. Более благоприятными станут условия перезимовки вредителей, возбудителей болезней растений, сорной растительности, что негативно скажется на развитии культурной растительности.

Негативные последствия для лесного хозяйства связаны, прежде всего, с усилением угрозы пожаров, и это уже наблюдается в отдельные годы последнего десятилетия в лесах и на торфяных болотах.
С другой стороны, одним из важнейших социально-экономических последствий потепления климата является экономия топливно-энергетических ресурсов на отопительные нужды.

В любом случае, без решения вопросов прогнозирования изменений климата, оценки их социально-экономических последствий и разработки мер по адаптации различных отраслей экономики к этому фактору нельзя решить проблемы экономической, продовольственной и экологической безопасности в стране.

- Какие разработки института дали эффект в улучшении природопользования и экологической ситуации?
- Примером эффективной деятельности института в области рационального природопользования являются разработанные под руководством академика Н.Н.БАМБАЛОВА научные рекомендации по решению проблем деградации выбывших из промышленной эксплуатации торфяных месторождений. На их основе проведены работы по восстановлению болот на площади около 30 тыс. га. Действия белорусских ученых в этом направлении поддержаны международным сообществом, признавшим целесообразным распространить опыт на Россию, Украину, Польшу и государства Балтии.

Комплексные исследования группы специалистов под руководством академика И.И.ЛИШТВАНА по оценке состояния и использования торфяных и сапропелевых ресурсов позволили выявить новые потенциальные возможности этого сырья. Были созданы технологические основы производства новых материалов - сорбентов, грунтов, органических удобрений, биологически активных препаратов для растениеводства и животноводства, активированных углей, красителей.

На основе выполненных в институте исследований создана новая отрасль по выпуску консервационных масел, смазок, пленкообразующих нефтяных составов и ингибиторов коррозии. Организация производства таких препаратов обеспечивает потребности машиностроительных производств республики (МАЗ, МТЗ, ММЗ), а также поставляется на сталепрокатные заводы РФ (Череповецкий, Волгоградский, Орловский) и Украины (Харьковский, Одесский).

Значительным социально-экологическим эффектом выделяются результаты исследований по проблеме загрязнения окружающей среды стойкими органическими загрязнителями. Выполненный впервые для стран СНГ всесторонний анализ проблем, обусловленных использованием полихлорированных бифенилов (ПХБ), явился основой для создания нормативно-методической базы в Беларуси по экологически безопасному обращению с ПХБ и Национального плана выполнения обязательств по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях. На основании разработанных рекомендаций демонтированы батареи ПХБ-содержащих конденсаторов на ряде подстанций предприятий концерна «Белэнерго» и тяговых подстанций Белорусской железной дороги, что позволило предотвратить утечки опасных химикатов в окружающую среду.

Турбизнес на электронных «рельсах»

Лика РОМАНЧИК


При планировании отдыха или деловой поездки мы привыкли обращаться в туристические компании. Но развитие современных технологий, которые дают возможность забронировать гостиницу или авиабилет через Интернет, делает путешественников более самостоятельными. Однако, как считает директор компании «Вокруг света» Марина КОНДРАШОВА, вряд ли это грозит «отставкой» туристическим фирмам.

- Марина Валерьевна, как на деятельности вашей компании отразилось распространение систем электронного бронирования отелей?
- Современный человек экономит время и средства, поэтому «уходит» в новые технологии. Согласно прогнозам к 2014 г. более трети путешественников будут заказывать номера в отелях, используя доступ к электронным системам бронирования через компьютер и мобильный телефон. Но если время бросает нам вызов, надо на него отвечать.

Мы следим за развитием новых технологий и стараемся за ними успевать. Несколько месяцев назад выпустили на рынок наш собственный продукт - on-line систему бронирования гостиниц в Беларуси Hotel.by. На этом ресурсе можно закрепить за собой номер в белорусских отелях. Причем, если зарегистрироваться, то проживание обойдется дешевле, поскольку авторизованный пользователь получит право на все скидки, которые предоставляют нашей компании гостиницы. Следующим шагом станет написание мобильного приложения для этого сайта.

Выезжающие туристы тоже не остались без внимания: мы сотрудничаем с очень многими системами on-line бронирования отелей за рубежом и предоставляем к ним доступ тем клиентам, которые любят выбирать гостиницу самостоятельно. Не секрет, был период, когда многие путешественники начали активно пользоваться сайтом Booking.com, что серьезно подорвало работу туристических агентств Беларуси и России, где эта система бронирования очень популярна. Но мы нашли таких партнеров, которые могут предоставить более интересные условия и цены, чем Booking.com, и сейчас активно продвигаем их предложения клиентам фирмы.

В основном благодаря нашей компании Беларусь представлена сегодня в 9 крупнейших зарубежных системах электронного бронирования отелей. Это было непросто, ведь если объем посещения региона менее 1,5-2 млн. посетителей в год, он нерентабелен и неинтересен международным системам бронирования. С некоторыми компаниями мы вели переговоры около двух лет, чтобы убедить, что Беларусь должна присутствовать в их базах данных. Они пошли на эксперимент и включили в них нашу страну, но пополнять информацию, «загружать» в систему описание отелей и цены, следить за наличием мест должна наша фирма, поскольку зарубежные менеджеры заняты более массовыми направлениями.

- Не уменьшилось ли количество клиентов компании?
- Мы держим руку на пульсе времени всеми возможными способами, что позволило не только не потерять постоянных клиентов, но и получить очень большой приток новых. Ведь обращение в компанию за полным комплексом услуг, включая транспорт и проживание, позволяет сэкономить в среднем 15-20%. Хотя к нашей помощи прибегают не только из-за возможности получить скидки, но и, например, в связи с нехваткой мест в гостиницах - сегодня это очень актуальная проблема для Минска. Когда в столице одновременно проходит несколько крупных мероприятий, самостоятельно найти номер очень сложно, а у турфирм есть «гарантированное бронирование», т.е. места, которые отели специально для нас держат.

- Пользуются ли белорусские туристы бронированием по Интернету авиабилетов?
- Сегодня можно сказать, что Беларусь хоть и со «скрипом», но перешла на электронную форму авиабилета. Бухгалтеры белорусских компаний уже принимают билеты новой формы, хотя еще и очень настороженно. Электронный билет ввела даже «Белавиа». Конечно, удобно не выходя из дома забронировать на сайте авиакомпании билет и получить его по электронной почте. Казалось бы, зачем осложнять эту простую процедуру участием турфирмы? Тем более что как и на Западе авиакомпании, работающие в Беларуси, начинают приходить к отмене комиссионного вознаграждения за продажу билетов («Люфтганза» и «Австрийские авиалинии» об этом уже объявили). И поэтому белорусские туристические агентства, имеющие право на продажу авиабилетов, будут вынуждены переходить на сервисный сбор. Он, с одной стороны, сделает перелет дороже, но с другой, - бронирование билета через турфирму поможет подобрать наиболее дешевый вариант маршрута с пересадкой на рейсы других авиакомпаний или «состыковать» авиаперелет с иными видами транспорта. Даже если на сайте турфирмы установлена система бронирования авиабилетов, она не заменит менеджера компании. Ведь любая система предлагает шаблоны с одной-двумя пересадками и не сможет подобрать более сложный маршрут. Кроме того, профессионалы подскажут и наиболее удачное время для бронирования, поскольку знают системы скидок перевозчиков.
 
 
ООО «Вокруг света»
220030, г. Минск, ул. Интернациональная, 10
Тел.: (17) 226-83-92
Факс: (17) 200-16-86
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.vokrugsveta.by
{jcomments on}
Мультибренд - новые возможности

Александр ГЛИНСКИЙ


Успешное рыночное будущее закладывается не сиюминутными объемами продаж, а качеством гарантийного и постгарантийного обслуживания предлагаемых товаров или услуг. Поэтому то, что мы вкладываем в понятие «фирменный стиль», касается не только дизайна логотипа компании или используемых рекламных слоганов. Намного важнее постоянный контакт с клиентом. Например, в свое время одним из условий строительства итальянцами Волжского автозавода в Тольятти было создание сети сервисных центров, многие из которых действуют до сих пор.

По мнению генерального директора СОАО «Минск-Лада» Александра СТЕЛЬМАХА, рыночное будущее предприятия в сфере услуг гарантирует только постоянное повышение уровня обслуживания клиентов.

- Александр Иванович, когда-то АвтоВАЗ представлял собой фактически монополию, но с тех пор ситуация кардинально изменилась, резко возросла конкуренция. За счет чего вам удалось сохранить свою клиентскую базу?
- Действительно, мы были частью существовавшей монополии. Но если сравнивать с остальными производителями автомобилей Советского Союза, то АвтоВАЗ был самой сильной структурой, которая во многом сохранилась до сих пор. Конечно, у автолюбителей теперь значительно больший выбор. «Лады» сейчас в основном предпочитают те, кто является приверженцем этого автомобиля, кому не нужна иномарка в сельской местности, а также организации, финансируемые из бюджета. Современные «Лады» выпускаются достаточно высокого качества, завод дает на них гарантию 3 года или 50 тыс. км пробега.
Центр развивается достаточно успешно. Располагая самым современным диагностическим оборудованием, можем отремонтировать любой автомобиль независимо от бренда, причем в работе используем исключительно оригинальные запчасти. Ремонтируем автомобили не только во время гарантийного периода, но и по «АвтоКАСКО», для чего с несколькими страховыми компаниями заключили долгосрочные контракты. Соотношение цена/качество, думаю, у нас наиболее привлекательно по сравнению с другими дилерскими центрами.

Ожидаемое изменение таможенных пошлин сильно повлияло на вторичный рынок, где сейчас продаются автомобили, которые ранее годами не находили покупателя. Однако официальные дилеры ожидают, что с 1 июля клиенты будут приходить в салоны за покупкой новых автомобилей. Конкуренция возрастет, и здесь многое зависит от уровня сервиса не только во время продажи автомобиля, но и при его гарантийном обслуживании.

Кроме «Лады» специализируемся на продажах и обслуживании автомобилей «Шевроле». Мы являемся официальными дилерами этой компании на территории Беларуси и относимся к ее представительству по Восточной и Центральной Европе, поэтому нам поставляются автомобили южно-корейского производства, а не российского и узбекского. Качество машин очень достойное, но иногда белорусские реалии мешают продвижению определенных моделей. Например, не совсем устраивает качество дизельного топлива. До недавнего времени именно по этой причине мы не могли предложить нашим клиентам автомобили с дизельным двигателем: топливо не соответствовало зарубежным стандартам. Сейчас начинаем продавать дизельную модель «Шевроле Орландо», чему способствовали шаги по улучшению характеристик солярки, предпринятые нефтепереработчиками.

Так что новые автомобили сейчас заказывают, есть модели, которых нет на складе, и это учитывается в производственной программе. Модельный ряд постоянно обновляется, например, компания General Motors подготовила в этом году к выпуску 11 новых моделей. Все автомобили марки «Шевроле» поставляются на наш рынок с двигателями Евро-4. Это очень экономичный мотор, и я не сомневаюсь, что после ввода новых таможенных пошлин машины будут хорошо продаваться.

- Как на развитии бизнеса скажутся пошлины, которые введут с 1 июля?
- Многие задают этот вопрос, однако не все здесь зависит от участников рынка, многое будет определять ситуация, складывающаяся на валютной бирже. Конечно, сидеть сложа руки - занятие бесперспективное. Для увеличения объемов продаж мы попытались внедрить такую систему как трейдинг - покупку старых автомобилей с зачетом их цены при приобретении новых. Она бы устроила в первую очередь бюджетные организации, у которых автомобили «откатали» гарантийный период.

Если говорить о пошлинах, которые будут введены с 1 июля, то российские автомобили получат определенные преимущества, но они не будут решающими. Белорусы уже почувствовали, что такое иномарки. Да, есть интересные машины российского производства, они достаточно современные, с оцинкованными кузовами, но пока не достигли уровня ведущих мировых производителей, особенно в части безопасности. К примеру, «Шевроле Круз» южно-корейского производства получил по краш-тесту 5 звезд, набрав 79 баллов по системам защиты водителя и пассажиров. Разработка таких эффективных систем безопасности требует значительных инвестиций еще на стадии НИОКР, что пока под силу не всем производителям автомобилей.

- На Западе автомобильный бизнес зарабатывает больше не на продажах новых автомобилей, а на их сервисном обслуживании. У нас же пока обратная ситуация. Усилит ли конкуренцию в сфере услуг новая ситуация на рынке?
- Выживать легче, если имеешь мультибрендовую сервисную станцию. Хотя в плане универсальности и сокращения затрат свой бренд более предпочтителен. Прежде всего, в плане доступности программного обеспечения, заказа запчастей, работы с поставщиками, квалификации специалистов, созданной клиентской базы. Мы пробовали работать со всеми моделями, но это очень затратно для нас и неудобно для клиента. Бывало, что какую-то деталь приходилось дожидаться месяцами. Поэтому сузили спектр: кроме «Лады» работаем с автомобилями корпорации Шевроле, General Motors, Opel, Daewoo и т.д.
Что касается кузовного ремонта, то беремся за любые марки, в том числе BMW и Mersedes, поскольку поставка соответствующих запасных частей организована неплохо. По долгосрочному сервису стараемся держаться своих брендов. Это позволяет соблюдать сжатые сроки ремонта, а также обеспечивать высокий уровень обслуживания.

Когда пришел работать директором, то перед коллективом поставил первостепенную задачу - повысить уровень обслуживания клиентов. В автосалонах, которые фактически заново отстроили за последние 3 года, созданы самые комфортные условия как для клиентов, так и для менеджеров. Было трудно осуществить задуманное, потому что по времени эта модернизация совпала с финансовым кризисом, но ее реализацию поддержал коллектив.

- Каким вы видите развитие предприятия в ближайшей перспективе?
- В последнее время, с изменением ситуации на валютном рынке, достаточно трудно загадывать далеко вперед. Если инфляция начнет расти, то ухудшится и благосостояние граждан, от которого зависят объемы продаж и оказываемых услуг. Пока все автодилеры, занимающиеся зарубежными марками, настроены позитивно, потому что ввод единых таможенных пошлин даст возможность продавать больше новых автомобилей. А это позволит увеличить и объем сервисных услуг, продажу запасных частей. Нам же при наличии двух брендов, российского и европейского, работать будет несколько проще, чем остальным.

Собираемся продолжить развитие сервисных центров в регионах, например, в таких городах как Береза, Кобрин, Бобруйск, Барановичи. Людям неудобно ездить в столицу на сервисное обслуживание издалека, поэтому создание разветвленной сети - наша главная задача на ближайшие два года.
 
 
СОАО «Минск-Лада»
220024, г. Минск, ул. Серова,1
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.minsk-lada.by
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

{jcomments on}
Выручает многопрофильность

Александр СОРОКИН

Сколько людей, столько и мнений. Одни считают, что нужно концентрировать развитие бизнеса в одном направлении, другие придерживаются иной точки зрения. По мнению директора ОАО «Фирма «Кадино» Владимира ДАВЫДОВА, многопрофильность предприятия помогает минимизировать рыночные риски.

- Владимир Викторович, в свое время тепличные хозяйства создавались в каждом областном центре. Одинакова ли себестоимость продукции в разных регионах?
- Себестоимость немного отличается, все индивидуально для каждого производителя, многое зависит от складывающихся затрат. Кто-то приобретает теплоэнергию, кто-то как мы использует свою котельную и развивает инновационные технологии.

- Но экономика любого хозяйства зависит от двух составляющих: ценовой ситуации на рынке и производственных расходов. К примеру, сейчас второй раз за месяц подорожал бензин. Останетесь ли вы в плюсе, если продолжится рост цен на энергоносители?
- Сейчас об этом говорить сложно, потому что мы не знаем, какая будет цена на рынке летом и осенью. Пока трудно также спрогнозировать, как повлияет на продукцию рост цен на энергоносители. Многое зависит от объема продаж. Например, в прошлом году мы продавали в 2-3 раза меньше, чем сейчас. Может быть, это связано со сложными погодными условиями, жарким и засушливым летом. Я думаю, поэтому мы, как и вся республика, немного недобрали урожая, что привело к росту цен. Какими они сложатся в этом году, покажет будущее, в любом случае мы производим, чтобы выгодно продать.

- Используете ли вы досветку в теплицах?
- Дополнительное освещение не применяем, это очень дорогостоящее призводство . Используем его лишь для выращивания рассады.

- Вы занимаетесь только производством овощей закрытого грунта?
- Наше предприятие многопрофильное. Это крупное пригородное хозяйство по выращиванию овощей закрытого и открытого грунта, картофеля, зерна, с развитым молочным скотоводством, осуществляет функции производства, переработки, хранения, оптовой и розничной торговли.

Площадь закрытого грунта - 9 га, из них 3 га - новых энергосберегающих телиц введенных в эксплуатацию в 2007 г. В новых теплицах за счет применения современных технологий урожайность на 15-20% выше.

Овощи открытого грунта занимают 550 га, картофель - 200 га. В этом году планируем увеличить его посевные площади на 25 %. Заложен сад промышленного типа на площади 200 га.

Есть собственная торговая сеть - семь магазинов в Могилеве, через которые реализуется более 50% продукции. На межсезонный период осуществляется закладка продукции в стабилизационный фонд. Предприятие обеспечивает овощами и картофелем жителей Могилева и области, детские дошкольные учреждения, детские дома-интернаты, больницы, профилактории, санатории и др.

В последние годы к нам присоединили 2 убыточных хозяйства, которые мы, благодаря кропотливому труду работников нашего коллектива и вложениям, вывели на рентабельную работу.

- Какое направление наиболее рентабельно?
- Наиболее прибыльной является продукция открытого грунта: свекла, капуста, лук, морковь и картофель за исключением зеленого горошка. Его мы выращиваем для поддержания отечественного производителя перерабатывающей промышленности и соответственно своего рынка. Планируем выйти в 2011 г. на рентабельное производство зерна, чему будет способствовать ввод в строй современного зерносушильного комплекса. А это, в свою очередь, позволит снизить себестоимость молока, поскольку появится возможность использовать фураж собственного производства.

- Но за рубежом никто не специализируется в десятках направлений. Вы же занимаетесь овощами открытого и закрытого грунта, животноводством, растениеводством. Не многовато ли, не «распыляет» ли это ресурсы?
- За рубежом бизнес интегрируется, создаются сообщества. Если фермер выращивает картофель, то не занимается этим в одиночку. Кто-то выращивает для него семена, кто-то занимается агрохимией и т.д. У нас все это объединено на одном предприятии, практически так же, как и за рубежом, с той лишь разницей, что опытные специалисты, администрация предприятия руководят всеми направлениями.

- Полностью ли вы закрываете потребности региона своей продукцией?
- В Могилевской области три хозяйства выращивают овощи закрытого грунта. Региональный рынок полностью обеспечен продукцией местных тепличных комбинатов, на нем достаточно жесткая конкуренция. В летний период образуются излишки продукции, которые мы отправляем на экспорт. В основном поставляем овощи в РФ и планируем увеличить экспорт до 40 %.

- Какой ассортимент вы можете предложить потребителю зимой?
- В Могилеве у нас есть база на 8 тыс. т продукции, которая предназначена для хранения овощей, поэтому практически в любое время года можем предложить горожанам свежие: картофель, капусту, лук, свеклу, морковь. Продукция тепличного хозяйства в этом году появилась в середине февраля, но всего за полмесяца продали огурцов в 2 раза больше, чем за этот же период прошлого года. Овощи закрытого грунта выращиваем вплоть до ноября, а с ноября по февраль идет посадка новых растений. Культивируем различные виды капусты: кольраби, брокколи, цветную, пекинскую, савойскую, зеленные - петрушку, укроп. Реализация новых видов овощной продукции с каждым годом увеличивается. Потребитель готов ее приобретать круглый год, и мы стараемся удовлетворить его спрос.

- Предпринимают ли наши предприятия шаги в области производства продуктов быстрой заморозки? Ведь пока у нас в этом рыночном сегменте представлена импортная продукция.
- Сейчас утверждена государственная программа развития картофелеводства на 2011-2015 гг., согласно которой в нескольких хозяйствах будут открыты цеха по приготовлению быстрозамороженного картофеля фри. Однако замороженных овощей недостаточно. Сегодня покупатель требователен, поэтому для производителей важно не только вырастить продукцию, но и правильно подготовить ее к продаже.
В соответствии с данной программой на нашем предприятии в д. Кадино запланировано строительство современных хранилищ: для картофеля на 10 тыс. т, овощей - 8 тыс. т, яблок - 2 тыс. т. Комплекс новейшего оборудования позволит организовать конвейер, начиная от приемки продукции прямо на поле до ее сортировки, укладки на хранение и предпродажной подготовки и переработки. На последнем этапе будет производиться чистка, мойка, резка, шинковка, фасовка и вакуумная упаковка. Уже в текущем году предусмотрено часть денежных средств направить на данные цели.

- Как будет развиваться предприятие в ближайшие пять лет?
- В ближайшие пять лет планируем увеличить объемы производства молока и мяса. Эти социально значимые продукты занимают в структуре денежной выручки 12%. И есть резерв наращивания этой доли. Осуществляется реконструкция молочно- товарной фермы на 1100 голов дойного стада в д. Кадино с доильным залом на 32 головы одновременного доения (ввод в эксплуатацию в IV квартале). Будет также увеличено производство овощей открытого грунта; картофеля (в 2 раза). Введем в эксплуатацию 120 квартир, что позволит привлечь новые кадры и омолодить коллектив.
 
 
ОАО «Фирма «Кадино»
213112, Могилевская обл., Могилевский р-н, п/о Кадино, д. Кадино
Тел./факс: 219-757 (приемная), 219-722 (торговый отдел)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
{jcomments on}
«Мы «Планета» комфорта и гостеприимства!»

Александр ПОПОВ


Считается, что гостиницы, которые проектировались и строились еще в советские времена, не могут на равных конкурировать со своими более молодыми «оппонентами». Что трудно приблизить старые стандарты обслуживания и проживания к нынешним требованиям. Однако, как показывает практика, грамотно выстроенный менеджмент способен преодолеть это препятствие.

С приходом на должность директора ОАО «Гостиница Планета» Валерия ОГИРЕНКО гостиница преобразилась во всех смыслах этого слова.

- Первое? что пришлось сделать - это провести кадровую реформу, реструктурировать систему управления, - рассказывает Валерий Степанович. Чтобы управлять таким большим предприятием, необходимо постоянно совершенствоваться, перенимать зарубежный опыт, внедрять новые технологии, особое внимание уделяя cтандартам обслуживания. Они должны соответствовать времени, ведь гостиничный бизнес развивается стремительно. Поэтому ставка была сделана на привлечение молодых, но опытных специалистов. И вот результат: через год среди 50 предприятий Управления делами Президента мы заняли четвертое место по социально-экономическим показателям, увеличив розничный товарооборот до 126%. При этом среднемесячная заработная плата возросла с 1 млн. до 1,8 млн. руб. Хотя должен отметить, что первые полгода мы не могли пойти на снижение издержек, наоборот, они увеличились. Значительных инвестиций потребовало наведение порядка как в номерном фонде, так и в общепите.

Гости «Планеты», давно не бывавшие у нас, будут приятно удивлены произошедшими изменениями. В течение 2010 г. было отремонтировано 63 номера, что составляет 20% общего фонда гостиницы. Почти во всех номерах поменяли покрывала, шторы, мебель. Появилась даже новая категория номеров - экзекъютив. И несмотря на то, что цена за проживание в них стала немного выше, люди готовы платить за комфорт. Дополнительно установили 42 кондиционера, остался лишь один некондиционированный 12-й этаж, завершить работы там планируем в ближайшее время. Если ранее в жаркие летние месяцы, во время профилактики городских теплосетей, в номерах не было горячей воды, то теперь такие неудобства исключены. На закупку автономного водонагревателя потратили 183 млн. руб., но это те средства, которые работают на привлечение клиентов.

Большие изменения произошли и в ресторане, а у нас четыре банкетных зала. Разнообразие и качество «шведского стола» теперь отмечают многие гости, особенно постоянные. Чтобы добиться таких результатов и оптимизировать производство, купили три пароконвекционные плиты. Вложили немалые средства в сервировку и приобрели более 200 комплектов словацкой и турецкой посуды. А чтобы раскрутить подзабытый ресторан «Планета», организовали банкетную службу, которая занимается загрузкой залов. Все выходные и праздничные дни уже расписаны до осени, - говорит директор гостиницы «Планета». - У нас многие минчане проводят свадьбы, выпускные балы, корпоративные вечеринки. Каждый вечер с 18.00 до 3.00 в ресторане гостит 400-450 человек. На этом мы хорошо зарабатываем. Стараемся представить лучшие блюда белорусской кухни, одних драников у нас пять сортов: с грибами, шкварками, сметаной, колдуны с мясом и т.д. А еще мачанка, бабка, солянка, полевка, которые нравятся посетителям.

Провели косметический ремонт в четырех банкетных залах, пользующихся популярностью. С точки зрения расширения рыночной ниши, важно, чтобы при гостинице была возможность провести семинар, съезд или конференцию. К сожалению, проектом в составе гостиницы не было предусмотрено специального конференц-зала. В этом качестве используется «Белый зал» ресторана, который может вместить до 300 человек. Он оборудован всем необходимым: кабинами для синхронного перевода, видиопроекторами, звукоусилительной аппаратурой и т.д.

Позже, когда банкетная служба по-настоящему заработала, объемы услуг резко возросли, и мы вышли на положительную рентабельность - 248 млн. руб., тогда как ранее ресторан давал убытки более 90 млн. руб. в месяц.

До моего прихода в гостиницу «Планета» служба маркетинга была, но она занималась не загрузкой номерного фонда, а закупкой товаров и продукции. Пришлось организовать новую службу - отдел маркетинга, бронирования и размещения, а бывшая служба маркетинга логично стала называться - отделом снабжения гостиницы.

Что касается маркетинга, то с приходом молодых специалистов, гостиницу начали «продавать» по-новому. Во-первых, были пересмотрены все договоры и скидки. По некоторым договорам получалось, что мы зарабатывали с номера всего 5 долл. в эквиваленте. Из этих денег нужно было номер подремонтировать, убрать и т.д., заплатить зарплату горничным, в конце концов. Сейчас скидки тоже предоставляются, но они стали на 10-20% меньше по сравнению с прошлыми годами. Однако это не отпугнуло гостей и клиентов, и денег зарабатывать мы стали больше. Во-вторых, в гостинице «Планета» замечательный номерной фонд при невысоких ценах. Для сравнения: наш номер категории «люкс» стоит 479 600 бел.руб., он двухкомнатный, а в «Виктории» или в «Минске» обычный одноместный однокомнатный номер - 550 000 и 558 000 бел. руб. соответственно. При грамотной работе менеджеров и умении донести информацию до потребителя мы смогли повысить рентабельность и привлечь гостей именно в эту категорию номеров. То же касается номера VIP апартамент - теперь он пользуется популярностью у многих артистов, которые приезжают в город на гастроли. Также для удобства гостей мы установили беспроводную связь Wi-Fi, и эта услуга предоставляется бесплатно. Обновили сайт гостиницы, он теперь сделан в формате 3D, и любой пользователь Интернета может совершить виртуальную экскурсию по гостиничным номерам не выходя из квартиры или офиса. Если гости хотят поближе познакомиться с Минском и Беларусью, то в нашем бизнес-центре грамотные специалисты помогут записаться на экскурсию, которую организует «Центр-курорт». Гостиница заключила с ними договор о сотрудничестве. Кроме того, установлены партнерские отношения с медицинским центром горнолыжного курорта «Силичи», где можно пройти полное медицинское обследование, получить оздоровительные процедуры. Гости живут в «Планете», но при этом могут воспользоваться санаторно-курортными услугами, что, согласитесь, удобно.

Всего за год гостиница вышла на прибыльную работу - 540 млн. руб.

- Большое внимание уделяется обучению персонала и участию в различных конкурсах, причем как в Беларуси, так и за ее пределами. На международный конкурс кулинаров в Люксембурге направили заведующего производства и шеф-повара, - говорит Валерий Огиренко. - Участвуем во всех подобных состязаниях, что помогает повышать профессионализм. Очень много средств вкладываем в персонал, обучаем английскому языку, психологии. Сейчас отправляем инженеров на обучение в Швецию и Данию, потому что лучшие специалисты по установкам искусственного климата и лифтам работают именно там. Всего за это время главные специалисты прошли переобучение в Беларуси, Чехии, Австрии и Турции.

- Пришлось заняться и оптимизацией производственных площадей. Ранее на первом этаже гостиницы была швейная мастерская, разве такое возможно в каком-нибудь отеле мира? - говорит, улыбаясь, В.Огиренко. - Сейчас там оборудовали магазин, который всего за полгода принес 287 млн. руб. прибыли. Сотрудникам ежемесячно перечисляем на карточку 175 тыс. руб. материальной помощи для приобретения продуктов, поэтому они не идут в другие магазины, а покупают все на месте. Получается, что ежемесячно гарантирован товарооборот в 60 млн. руб., а это 10% месячного плана.

Определены основные показатели работы предприятия на перспективу. Во-первых, стоит задача увеличить экспорт. Сегодня он идет в зачет туристическим фирмам, которые привозят зарубежных гостей. Поэтому планируется создавать собственные каналы по приглашению иностранцев. Во-вторых, по словам Валерия Степановича, разработана программа повышения среднемесячной заработной платы, которую к концу года планируется довести до 700 долл. Это тоже большой объем работы: необходимо планомерно поднимать ставку первого тарифного разряда, вводить меры стимулирования, чтобы заинтересовать людей работать лучше и качественнее. И третий основной показатель - инвестиции. В этом году планируется привлечь 3,5 млрд. руб., причем без использования кредитных ресурсов, исключительно за счет собственных средств.

Для любого акционерного общества немаловажным показателем является также капитализация компании. Так вот, всего за год стоимость акции ОАО «Гостиница Планета» выросла с 927 до 1,6 тыс. руб., т.е. более чем в 1,7 раза. И если вначале планировалось направить на выплату дивидендов акционерам 10% прибыли, то благодаря хорошим финансово-экономическим показателям решено увеличить эту цифру до 15%. Так что правильно выстроенный и грамотно реализованный бизнес-план приносит выгоду не только работникам, доходы которых растут, но и акционерам компании.

ОАО «Гостиница Планета»
220126 г. Минск, пр-т Победителей, 31
Тел.: (017) 226-73-89
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.hotelplaneta.by
{jcomments on}