{jcomments on}Нужны вагонам «доктора»

Александр КОЛЬСКИЙ

Качество, безопасность и скорость - на такие главные ориентиры, по мнению начальника Полоцкого вагонного депо Павла ЧВАНЬКОВА, должны нацеливаться все предприятия, работающие в транспортной отрасли страны. И с этим трудно не согласиться.

Белорусская железная дорога является главным заказчиком Полоцкого вагонного депо. Предприятие проводит деповской ремонт четырехосных цистерн для перевозки нефтепродуктов и сжиженных газов по заказам БелЖД, промышленных предприятий Республики Беларусь и Российской Федерации, занимается техническим обслуживанием и подготовкой в рейс пассажирских и грузовых вагонов. Основными партнерами в Беларуси являются ОАО «Нафтан», РУП СГ-Транс, ООО «Сырьевые ресурсы-Бел», СООО «ТрансЭкспедиция», в России - ЗАО «Сибур-Транс», ООО «Трансойл». Сторонние заказы занимают в производственном портфеле более 20% общего объема работ.

- Проводим реконструкцию депо, идет ее второй этап, - говорит Павел ЧВАНЬКОВ. - Вначале осуществили модернизацию основного производства, вагоносборочного, колесного цехов. Сейчас идет реконструкция подсобно-вспомогательного хозяйства. Большое внимание уделяем качественным показателям, в депо успешно функционирует лаборатория неразрушающего контроля, которая проводит широкий спектр исследований. Только за прошлый год лабораторией проконтролировано более 160 тыс. различных деталей, что помогает вовремя выявить скрытые дефекты. В 2010 г. проведены мероприятия по переходу на новый стандарт СТБ ISO 9001-2009 системы менеджмента качества проведения работ по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов, внедренной и сертифицированной в депо в 2004 г. Коэффициент качества деповского ремонта у нас в 2 раза выше, чем в среднем ремонтных предприятий БелЖД.
Впечатляют и цифры, которыми приходится оперировать полоцким вагонным «докторам». Только в прошлом году работниками депо проведена эксплуатационная проверка почти 3,9 млн. (!) вагонов, следовавших транзитом. Более 2,3 тыс. единиц подвижного состава охвачено деповским и 17 - капитальным ремонтом. Из них - свыше 1,7 тыс. вагонов, принадлежащих Белорусской железной дороге, при этом задание выполнено на 114,5%.
Но, сетует Павел Михайлович, результаты могли быть и выше. В прошлом году почти на 20% снизились объемы грузоперевозок, что, безусловно, сказалось и на результатах финансовой деятельности предприятия. Частично это связано также и с тем, что изменились технические нормативы. Ранее проводился ежегодный ремонт вагонов, затем их стали обновлять раз в 2 года, сейчас межремонтный период увеличился еще на год, соответственно вагонов будет поступать меньше.
Однако для любой транспортной организации основным показателем является безопасность движения.

- Для нас это главное понятие, - подчеркивает П. Чваньков. - Мы должны гарантировать, что в вагонах, которые вышли от нас, груз будет перевезен в целости и сохранности, не произойдет никаких «ЧП» с пассажирами. За прошлый год безопасность движения обеспечили, браков в поездной и маневровой работе не допущено. Если говорить о кризисе, то он коснулся нас, как и все предприятия республики, однако несмотря на снижение объемов, не сократили ни одного человека. Переводили персонал с эксплуатации на ремонт, при увольнении сотрудников не укомплектовывали часть должностей и т.д. В кадровой политике приходилось постоянно лавировать, но сейчас объемы растут, поэтому стоит вопрос об увеличении штатного расписания.
Сложность в работе добавляет и то, что основные заводы-поставщики запасных частей находятся в России. Литые детали, элементы тележек, другие ответственные узлы Белорусская железная дорога централизованно закупает в соседней стране. Часть позиций по программе импортозамещения уже выпускается в Республике Беларусь. На вагоностроительном заводе в Могилеве идут работы по освоению некоторых видов литья, опытная партия которого проходит пробную «обкатку». А в самом депо восстанавливаются запасные части и детали, которые имеют износ, но пригодны для эксплуатации. Например, колесные пары проходят обточку. Только на первый взгляд кажется, что колесо имеет идеальную цилиндрическую форму. На самом деле оно обладает своеобразным профилем, уклоном круга качения, должен быть соблюден и определенный уровень чистоты обработки поверхности. Все это учитывается при восстановлении данного важного узла, который проходит диагностику по всем параметрам.
В железнодорожном мире уже давно наметилась тенденция по увеличению скорости движения как пассажирских, так и грузовых поездов. Украина и Россия приняли свои программы развития транспортной отрасли, в том числе и железнодорожной, согласно которым среднюю скорость прохождения пассажирских поездов планируют увеличить до 200, а грузовых - до 110-120 км/ч. Работы в этом направлении ведутся и в Беларуси. Проводится модернизация тележек грузовых вагонов, что позволит «убить» сразу двух «зайцев». Во-первых, увеличить доремонтный пробег вагонов со 110 до 160 тыс. км. Во-вторых, если в составе поезда все тележки прошли модернизацию, то у них совершенно другая динамика, а это дает возможность увеличить скорость движения состава.
Не менее важен и другой фактор - сроки ремонта. Понятно, что в простое вагоны своим владельцам будут приносить убыток, а не прибыль.

- Срок ремонта мы оговариваем с той компанией, которой принадлежит вагон, - говорит начальник депо. - У нас есть свои планы, в первую очередь ремонтируется подвижной состав для Белорусской железной дороги. И поскольку вагон должен приносить доход, то транспортные компании ставят нам довольно жесткие сроки. Для оперативности приходится поддерживать постоянный запас самых ходовых запасных частей, в целом же оборачиваемость товарно-материальных ценностей составляет у нас не более 30 суток.
Кадровый потенциал также обновляется, молодежь привлекает стабильная заработная плата, а также режим работы. Те, кто задействован на ремонте, работают два дня по 12 ч, а потом два дня отдыхают. Все работники имеют право бесплатного проезда один раз в год на железнодорожном транспорте в любой конец бывшего Советского Союза, есть льготы по зубному протезированию, свой санаторий. Оказывается материальная помощь к отпуску, а матерям, имеющим двух детей, предоставляется дополнительный день отдыха.
 
 
Полоцкое вагонное депо УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги»
211406, Витебская обл., г. Полоцк, Ленинградский проезд, 1а
Тел./факс: (+375214) 45-60-79 (приемная)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.