Бизнес на недорогих лекарствах

Анна МАРКОВСКАЯ 

Проект создания фармацевтического производства в Логойске окупился за 4 с половиной года, что является очень хорошим результатом. Уже третий год СООО «Лекфарм» работает прибыльно, насыщая рынок качественной и доступной по цене продукцией.

Ирина ПОДОБЕД окончила Минский радиотехнический институт и Международный институт менеджмента. 25 лет работала в отрасли связи, из них 15 лет на руководящих должностях в РУП «Белтелеком» - от начальника отдела маркетинга до заместителя генерального директора по коммерческим вопросам.

Чтобы узнать, каким должно быть сертифицированное по GMP фармацевтическое производство, стоит побывать на Логойском предприятии. Ознакомительные экскурсии для врачей, фармацевтов, работников аптек стало привычным делом директора предприятия Ирины ПОДОБЕД и его сотрудников.

- Ирина Вячеславовна, какие факторы вы считаете ключевыми для удержания позиций на внутреннем рынке?

- СООО «Лекфарм» занимает ведущую позицию на рынке республики. Согласно данным продаж исследовательского центра «Фарм-эксперт», по итогам 2010 г. наше предприятие занимает 11-е место с долей 1,9% среди более 400 поставщиков препаратов. Если же взять только отечественных производителей, то мы - в первой четверке с долей 8%. Такие высокие позиции и постоянная динамика роста объясняются рядом факторов. Главный из них - ценовая доступность. Стоимость препаратов, выпускаемых в СООО «Лекфарм», изначально планируется невысокой, чтобы их смогли приобрести малоимущие граждане. Мы подписали меморандум с Мин-здравом о том, что не будем повышать цены. Он распространяется и на текущий год. Кроме того, цены на ряд препаратов регулируются Министерством экономики. Бизнес-план 2011 г. выстраивался согласно этим обязательствам.

Участвуя в Программе импортозамещения и понимая важную социальную функцию своего производства, «Лекфарм» не ставит высокую рентабельность лекарственных средств во главу своей деятельности. Таким образом, не все препараты имеют большую доходность для предприятия. Расширение их ассортимента и доступная цена при высоком качестве повышают «лекарственную безопасность» страны, снижают зависимость от импорта и вынуждают иностранных производителей удешевлять свою продукцию, всего лишь уменьшая долю «инновационной прибыли» от лекарств.
Высокое качество и ценовая доступность препаратов определяют выбор потребителей. Спрос на продукцию СООО «Лекфарм» со стороны населения республики постоянно увеличивается, а эта тенденция неизменно ведет к росту продаж и производства.

Стоит сказать о востребованности продукции. СООО «Лекфарм» производит препараты-дженерики, являющиеся наиболее актуальными для фармацевтического рынка Беларуси. Ежегодно «Лекфарм» регистрирует и выпускает в продажу до 6 новых лекарств. За 4 года работы зарегистрированы и производятся 24 наименования, с разными дозировками и формами выпуска - более 40 позиций.
В планы по развитию предприятия входит разработка более 30 новых препаратов в течение нескольких лет. Строится новый цех для расширения капсульного ассортимента и производства лекарственных препаратов в пакетиках-саше.

У «Лекфарма» - одна из самых сильных маркетинговых служб среди отечественных производителей лекарственных препаратов. Пока на белорусском рынке не было частных фармацевтических производств, конкуренция между отечественными и западными производителями почти отсутствовала. Западные компании не считали серьезными конкурентами белорусские фармпредприятия и, соперничая на рынке преимущественно между собой, активно развивали систему «раскрутки» препаратов. Выйдя на рынок, наше молодое частное предприятие оказалось в конкурентной среде как с отечественными, так и с зарубежными производителями. И единственным выходом в данной ситуации было обеспечение выпуска высококачественной продукции и, конечно же, создание маркетинговой структуры для продвижения продукции на рынке страны.

- Каков вклад предприятия «Лекфарм» в импортозамещение?

- Мы производим лекарственные препараты кардиологической линии, для лечения опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, общего обезболивания, витаминно-минеральный комплекс. Почти 70% выпускаемой СООО «Лекфарм» продукции является импортозамещающей. За 2010 г. реализовали лекарственных средств на общую сумму 40,4 млрд. руб., около 27 млрд. руб. составили продажи лекарственных средств, производимых только на нашем предприятии.

Анализ структуры затрат и последующая их оптимизация позволили сократить импортную составляющую с 50 до 30%.

- Удалось ли выйти на внешние рынки?

- Экспорт начинается с регистрации препарата. Это достаточно длительная и дорогая процедура. Молодое предприятие не могло себе это позволить. К настоящему времени сделаны первые шаги по выходу на зарубежные рынки, где удалось быстро пройти регистрацию. Первой страной стала Молдова, затем ряд препаратов получил одобрение на продажу в России. Сейчас продолжается регистрация в Азербайджане и Украине, готовимся к этой процедуре в Казахстане, рассматриваем также возможность освоения рынков Армении, Грузии и Узбекистана. Поскольку разработка и создание лекарственных средств осуществляются не только согласно нормам и требованиям Минздрава РБ, но и с учетом европейской нормативной документации, регистрация препаратов за рубежом происходит в кратчайшие сроки. Мы активно ищем квалифицированных партнеров и стремимся занять свою ценовую нишу на зарубежных рынках.

Наращивание экспорта - одна из важнейших задач предприятия. Для этого недавно на «Лекфарме» создана внешнеэкономическая служба из специалистов-международников, хорошо знающих законодательство и процессы на других внешних рынках.

- Ваше предприятие выпускает «Арпетол» - уникальный препарат для лечения гриппа, на который прошлой зимой был ажиотажный спрос. Готовы ли вы к тому, чтобы не допустить дефицита этого лекарства?

- С учетом прошлогодней ситуации предприятие изготовило противовирусный препарат «Арпетол» в необходимом количестве, сделали запас на складах, так что недостатка на рынке не будет. Более того, по просьбам населения мы направляем в продажу новые расфасовки препарата - с большим количеством таблеток в упаковке - 20 и 30 шт., что соответственно снижает себестоимость продукта, а в конечном итоге, и цену для потребителя.

- Что вызывает наибольшие трудности в вашей деятельности?

- Одной из главных проблем можно считать отсутствие целенаправленной систематической подготовки кадров для химико-фармацевтической отрасли. Мы приглашаем выпускников БГУ, Технологического университета, но для работы на фармацевтическом производстве им требуется дополнительная подготовка. Нужно время на обучение, приобретение опыта. В 2010 г. мы потратили достаточно много средств на подготовку инженеров-технологов, химиков в Украине, России. Продолжим такую практику и в дальнейшем.

 

СООО «Лекфарм»
223141, Минская обл.,
г. Логойск, ул. Минская, 2а
Тел.:(8-01774) 53-800, 53-801
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.