Полиграфисты ищут новый «хлеб»

Владимир НАДЕЖДИН

Роман ОЛЕЙНИК, генеральный директор респуб-ликанского унитарного предприятия «Издательство «Белорусский Дом печати»Печатные издания, издавна именовавшиеся «хлебом» культуры, переживают не лучшие времена. Специалисты прогнозируют в ближайшие 5 лет массовый уход периодики в виртуальное пространство Интернета, а книги уже предстали в электронном «обличье»: удобные «букридеры» вмещают сотни томов, любой из которых можно вызвать на экран для чтения.
Чувствуют ли угрозу со стороны компьютерных технологий полиграфисты? Что они предпринимают для того, чтобы в одночасье не оказаться у разбитого корыта? На эти и другие вопросы редакции отвечает генеральный директор республиканского унитарного предприятия «Издательство «Белорусский Дом печати» Роман ОЛЕЙНИК. Стоит отметить, что это старейшее в республике полиграфическое производство, которое в следующем году отметит 95-летие, выпускает основную долю всех печатающихся в стране газет и журналов.

- Роман Степанович, общую тенденцию уменьшения тиражей периодики усугубил недавний экономический кризис. Как это отразилось на результатах деятельности предприятия?

- Действительно, в 2009 г. и начале прошлого года тиражи, особенно государственных и рекламных изданий, упали. Но мы смогли пережить кризис и в целом за пятилетку увеличили объемы производства в сопоставимых ценах, причем не на 50%, как предполагалось программой развития, а вдвое. Если брать чисто газетное производство, то здесь полностью перешли на выпуск полноцветных изданий. С одной стороны, это повысило их престиж, а с другой - подняло объемы нашего производства, ведь товар более высокого уровня оплачивается дороже.

На текущий год запланировали модернизацию газетных машин с возможностью прошивки изданий скрепками, как это делается в Европе. Хотим предложить редакциям так называемую переменную печать: для разных регионов и даже отдельных групп подписчиков содержание одного и того же номера газеты может быть различным. Думаю, это позволит удержать тиражи печатных изданий на приемлемом уровне. И все же в связи с развитием информационных технологий мы прекрасно осознаем необходимость диверсификации своей деятельности.

- В чем именно она заключается?

- Сейчас Дом печати имеет не менее пяти направлений деятельности, которые иногда даже напрямую не связаны с классической полиграфией. Видя, что падает книжное производство, мы года три назад задумались, чем можно его заместить. Проанализировали мировой рынок полиграфии и пришли к выводу, что нужно заниматься упаковкой - бумажной, картонной, пластиковой. Это направление серьезно развиваем, и уже есть постоянные партнеры, которые покупают наши изделия, например, Борисовский завод медпрепаратов. Печать производится на листовых офсетных машинах, а для раскроя закупили режущий плоттер бельгийской компании EskoArtwork и высекальный пресс BOBST. В этом году инвестируем 2,5 млн. евро на приобретение мощной технологической линии по производству упаковки с полной автоматизацией всего процесса: на входе будет рулон картона, а на выходе - готовые изделия. В целом за прошлую пятилетку в техническое перевооружение предприятия было вложено более 50 млрд. руб.

- Высока ли конкуренция на рынке упаковки?

- В республике большое количество малых предприятий, которые работают в данной сфере. Однако они, будучи не в состоянии инвестировать в оборудование крупные средства, выпускают, как правило, довольно простую продукцию. Мы же решили производить упаковку экстра-класса, что очень важно для предприятий, дорожащих своим брэндом. К слову, мы занялись и ручным изготовлением элитной упаковки, выполненной, например, в виде старинных фолиантов.

- Какие еще направления освоило предприятие?

- Начали, внедрив печать на тканях, изготовление государственной символики, а также флагов и вымпелов городов республики, министерств и ведомств, предприятий. Приобрели файлы «Флаги и гербы мира», и теперь по заказам посольств, или если в Беларусь приезжает делегация любой страны мира, можем быстро изготовить уличные, кабинетные, настольные флаги.

В последнее время к нам стали обращаться компании с просьбой сделать рекламную продукцию на тканях. Мы проанализировали этот рынок и увидели, что возможности большинства конкурентов ограничиваются шириной материала, на котором печатается нужное изображение. И тогда мы приобрели плоттер для печати на тканях шириной 3 м, что сразу дало нам преимущества. Сейчас можем печатать рекламные шторы, элементы для театрального и выставочного оформления.

Нанесение изображений на ткань - дело довольно тонкое: например, применяем метод сублимационной печати: сначала она производится на специальной бумаге, а потом в прессе под воздействием температуры и давления краска «переводится» на ткань на молекулярном уровне, за счет чего достигается высокая стойкость окраски.

Беремся и за выполнение коммерческих заказов: наносим рисунки и делаем вышивку на футболках, бейсболках. Уже готовимся к чемпионату мира по хоккею, который пройдет в Минске в 2014 г. Предложим болельщикам целую гамму флажков и вымпелов.

Чтобы приблизить услугу к потребителю, открыли магазин-салон «Мир символики», где можно приобрести изделие, выполненное по индивидуальному заказу, а также продукцию из разряда массовой.

- Вы обладаете монополией на изготовление государственной символики?

- Эта деятельность не лицензируется, и любое предприятие вправе выпустить флаг Республики Беларусь. Но чаще всего они не «попадают» в стандарт, которым определено, какие оттенки красного и зеленого цвета должны использоваться. Чтобы полностью соответствовать эталону, мы приобрели специальные приборы, которые контролируют цвет. И я считаю, что в этой сфере нужно навести порядок, чтобы стандарты по оттенку, заделке швов, конструкции древка и венчающего его навершия полностью соблюдались. Между прочим, в Казахстане существует государственная монополия на тиражирование государственной символики. Наверное, это правильно, потому что поручают ее изготовление тем предприятиям, которые технологически могут сделать это с соблюдением стандартов. В России также обсуждается данный вопрос, что закономерно, ведь символика - это престиж государства.

- Насколько прибыльны новые направления полиграфии?

- Прошлый год закончили с рентабельностью 11,5%, и я считаю, что это неплохой показатель, учитывая, что мы платим лизинговые платежи, которые идут в затраты. Нужно также иметь в виду, что мы работаем в конкурентной среде, особенно по упаковке. А на тендерах, где «разыгрываются» заказы, порой, чтобы одолеть конкурентов, приходится значительно снижать рентабельность. Однако за счет объемов можно добиваться неплохой прибыли.

- Одна из проблем, волновавших полиграфистов, касалась высоких пошлин на импортируемую бумагу и их полное отсутствие на печатные издания, ввозимые из-за рубежа, что побуждало некоторые редакции пользоваться услугами иностранных типографий. Изменилась ли ситуация после создания Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана?

- В Таможенном кодексе союза есть понятие: «товар для внутреннего потребления». Исходя из смысла данного термина, можно не уплачивать таможенные пошлины на ввозимые материалы, если готовая продукция предназначена для распространения на территории той страны, где произошла переработка материалов. Но, к сожалению, пока не выработан механизм реализации этой процедуры.

С другой стороны, нам стало проще работать после ввода в эксплуатацию Шкловского завода газетной бумаги, поскольку теперь значительную часть сырья не приходится импортировать. Причем наш отечественный производитель старается отслеживать цены, сложившиеся на рынке, и предлагает свою продукцию несколько дешевле, чем, скажем, российские поставщики.

РУП «Издательство «Белорусский дом печати»
220013, г. Минск,
пр-т Независимости, 79
Тел.: 292-21-18, 287-17-00
Тел./факс: 231-91-15
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.