Что дает приказное производство?

Виктор КАМЕНКОВ, председатель Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь, председатель ОО «Белорусский республиканский союз юристов», доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики БеларусьСудопроизводство - порядок судебного разрешения споров и рассмотрения дел - может быть обычным, упрощенным, ускоренным. Есть еще и альтернативные способы разрешения споров.

Тенденция к упрощению

Законодательства разных государств, регулирующее производство в суде первой инстанции, предусматривают различное сочетание и название указанных форм судопроизводства.

В российском праве существует три института, направленных на единую цель по достижению максимального динамизма и эффективности процесса в отношении простых и/или бесспорных по своей сути дел, а также дел, суммы требований по которым незначительны, рассмотрение которых в обычном порядке нецелесообразно и не сообразуется с принципом процессуальной экономии. К таким институтам относятся:
•    приказное производство в гражданском процессе, являющееся самостоятельным видом гражданского судопроизводства;
•    упрощенное производство в арбитражном процессе, являющееся сокращенной разновидностью искового производства;
•    исполнительная надпись нотариуса - внесудебный порядок бесспорного взыскания с должника причитающейся взыскателю денежной суммы или какого-либо имущества1.

Комитет министров Совета Европы в свое время проанализировал историю, законодательства различных государств в отношении правосудия и практику его применения и принял Рекомендации: «Относительно путей облегчения доступа к правосудию» №R(81)7 от 14 мая 1981 г. и «Относительно принципов гражданского судопроизводства, направленных на совершенствование судебной системы» №R(84)5 от 28 февраля 1984 г.2

В них содержатся предложения государствам - членам Совета Европы принять меры к упрощению и ускорению разбирательства гражданских дел в судах, к созданию особых процедур для рассмотрения судами малозначительных дел, к пресечению недобросовестного поведения сторон.

Так, в п.15 Рекомендации от 14 мая 1981 г. имеется следующее суждение относительно создания особых процедур: «Для споров по исковым требованиям на незначительную сумму должна быть установлена процедура, позволяющая сторонам обратиться в суд, не неся издержек, несоразмерных денежной сумме, являющейся предметом спора. В этих целях возможно было бы предусмотреть упрощенное судопроизводство, избегать ненужных судебных заседаний и ограничить право обжалования»3. В этой же Рекомендации имеется предложение разработать меры в отношении не опротестованных или бесспорных исковых требований, с тем чтобы окончательное решение выносилось быстро, без ненужных формальностей, личных явок в суд или излишних расходов.

Этому предложению вполне соответствует приказное производство, появившееся в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее - ХПК) в 1998 г.4. Оно определяется как вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлениям о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на имущество должника. Определение хозяйственного суда о судебном приказе приводится в исполнение в порядке, установленном для судебных постановлений.

Приказное производство в хозяйственном судопроизводстве Беларуси «приживалось» неторопливо. Но законодательство о нем и практика применения постоянно совершенствовались. Достаточно сравнить нормы ст. 116 ХПК 1998 г. с исчерпывающим перечнем оснований для приказного производства и нормы ст. 220 действующего ХПК с увеличенным количеством вдвое и не исчерпывающим оснований для приказного производства. При этом появились такие общие основания для приказного производства как «требование основано на представленных взыскателем документах, устанавливающих имущественные обязательства должника, которые им признаются, но не выполняются».

И судебная статистика подтверждает постепенное «освоение» приказного производства субъектами хозяйствования и хозяйственными судами.

Так, в 2000 г. хозяйственными судами было рассмотрено 10,5 тыс. дел, из них в приказном производстве – 667, или 6,3%. В 2008 г. - уже 65,1 тыс. дел, из них в приказном производстве 6,2 тыс., или 9,5%. В 2009 г. рассмотрено 101,3 тыс. дел, из них в приказном производстве 13,4 тыс., или 13,2%5. По приведенным цифрам можно судить еще одновременно о трех развивающихся процессах: во-первых, о постоянном увеличении количества обращений в хозяйственные суды, во-вторых, о снижении за счет приказного производства нагрузки на судей и, в-третьих, о снижении материальных и временных затрат субъектами хозяйствования в хозяйственном судопроизводстве.

В чем суть?

Приказное производство в соответствии с ХПК является автономным видом хозяйственного судопроизводства, которое реализуется в упрощенном порядке по сравнению с типовым судебным разбирательством. Оно представляет собой вынесение единолично судьей акта о взыскании денежных сумм или истребовании имущества по бесспорным требованиям без вызова взыскателя и должника и без судебного разбирательства. Судья выносит определение о судебном приказе на основании представленных заявителем письменных доказательств.

Кстати, буквально термин «бесспорность» в ХПК не встречается, а термин «бесспорно» употребляется в смысле «безакцептно». Поэтому в ХПК упор делается на то, что приказное производство является вынесением хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон. Однако бесспорность подразумевается в ХПК в смысле наличия или отсутствия спора о праве. Если спор о праве есть, то нет оснований для возбуждения приказного производства (ст. 222 ХПК).

Также безусловным процессуальным основанием для возбуждения приказного производства является наличие согласия должника (ст.ст.222-224 ХПК).
По белорусскому Гражданскому процессуальному кодексу (далее - ГПК) приказное производство - это «…производство по заявлению о взыскании денежной суммы или истребовании движимого имущества с должника без проведения судебного заседания и вызова сторон…».6

В хозяйственном судопроизводстве Беларуси заявление о возбуждении приказного производства подается в хозяйственный суд по общим правилам подсудности, установленным ХПК.

В заявлении о возбуждении приказного производства должны быть указаны:
•    наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;
•    полные имена (наименования) взыскателя и должника, их почтовые адреса;
•    требование взыскателя со ссылкой на нормы законодательства;
•    обстоятельства, на которых основано требование, и доказательства, подтверждающие их;
•    расчет взыскиваемой суммы;
•    перечень прилагаемых документов.

Заявление о возбуждении приказного производства подписывается взыскателем или его представителем. Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь разъяснил также, что заявление о возбуждении приказного производства вправе подать и прокурор7. В другом постановлении Пленума ВХС указано также, что «взыскателями по требованиям о взыскании с должника задолженности по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в республиканский и (или) местный бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пени, предусмотренной законодательством, могут быть государственные органы, которым актами законодательства предоставлено такое право»8.

К заявлению о возбуждении приказного производства должны быть приложены доказательства направления должнику копии данного заявления и копий документов, прилагаемых к заявлению и направляемых в хозяйственный суд (ст. 221 ХПК). Более подробно о перечне документов, прилагаемых к заявлению, в зависимости от категорий дел, изложено в постановлении Пленума ВХС о приказном производстве9.

Например, при заявлении требования, основанного на протесте векселя в неплатеже, неакцепте, недатировании акцепта, взыскатель (заявитель) должен приложить к заявлению вексель с актом о протесте, составленным органом, совершающим нотариальные действия.

При заявлении требования о взыскании с должника налогов, сборов (пошлины), а также пени, предусмотренной законодательством, за счет имущества в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на расчетном счете взыскатель (заявитель) должен приложить к заявлению решение о наличии у должника неисполненного налогового обязательства, доказательства о невозможности бесспорного взыскания денежных средств, опись арестованного имущества, решение о наложении ареста на имущество, расчет пени с указанием периода задолженности (п.8 постановления Пленума ВХС).
Должник в течение 5 дней со дня вручения ему копии заявления о возбуждении приказного производства вправе представить в хозяйственный суд отзыв на заявление с приложением к нему документов, подтверждающих возражения против требования взыскателя.

Непредставление должником в установленный срок такого отзыва, а также его согласие с заявленным требованием являются основаниями для вынесения хозяйственным судом определения о судебном приказе (ст. 223 ХПК). В нем должны быть указаны:
•    номер приказного производства и дата вынесения определения;
•    наименование суда, фамилия, имя, отчество судьи хозяйственного суда, вынесшего определение;
•    полные имена (наименования) взыскателя и должника, их почтовые адреса;
•    размер подлежащих взысканию денежных средств или перечень имущества, подлежащего взысканию, с указанием его стоимости;
•    размер неустойки, процентов, если их взыскание предусмотрено законодательными актами или договором;
•    суммы государственной пошлины или расходов по уплате государственной пошлины, подлежащие взысканию с должника в бюджет или в пользу взыскателя.

Определение хозяйственного суда о судебном приказе оформляется и подписывается судьей хозяйственного суда в трех экземплярах, один из которых остается в деле, другой направляется должнику, а третий заверяется гербовой печатью хозяйственного суда и выдается взыскателю (ст. 225 ХПК).

Преимущества

Приказное производство имеет ряд преимуществ перед исковым производством. В-первых, стороны минимизируют временные затраты трижды. Заявление о возбуждении приказного производства рассматривается судом в срок не более 20 дней со дня поступления, в то время как общий же срок рассмотрения искового заявления - до 60 дней и более. Экономится время и при рассмотрении заявления, поскольку не требуется участие сторон в судебном заседании, а в исковом производстве их представители вызываются судом как минимум 2 раза: в подготовительное и судебное заседания. Сокращаются временные затраты также при наступлении необходимости принудительного исполнения, поскольку определение о судебном приказе является одновременно исполнительным документом.
Во-вторых, стороны экономят и материальные ресурсы: максимальный размер государственной пошлины, оплачиваемой при подаче заявления о возбуждении приказного производства - от 3 до 5 базовых величин в зависимости от суммы взыскания10.

В-третьих, должник имеет право выбора: дать согласие на приказное производство и представить в суд об этом заявление, выслать в хозяйственный суд свой отзыв с уточнениями своих возражений или вообще отказаться от приказного производства.

Пленум ВХС разъяснил также, что «…наличие у взыскателя права на подачу заявления о возбуждении приказного производства не исключает его права на предъявление иска для рассмотрения соответствующего требования в порядке искового производства»11.

Могло бы быть больше…

Достаточно серьезной проблемой является возможность и потребность расширения категорий дел, которые можно рассматривать в приказном производстве.

Исходя из норм ст. 41 ХПК хозяйственный суд, если иное не установлено законодательными актами, разрешает в порядке приказного или искового производства возникающие из гражданских и иных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законодательными актами, - организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами.

К числу хозяйственных (экономических) споров, разрешаемых хозяйственным судом, в частности, относятся следующие:
•    о разногласиях, возникших при заключении договора, обязанность заключения которого предусмотрена законодательством;
•    о разногласиях, возникших при заключении договора, передача которых на рассмотрение хозяйственного суда согласована сторонами договора;
•    об изменении или расторжении договора;
•    о невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств;
•    о признании права, в том числе права собственности;
•    об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
•    о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;
•    о возмещении убытков.

Как видно, этот перечень споров достаточно обширен. В сочетании с категориями дел и споров, имеющихся в ст. 220 ХПК, мы получаем еще больше оснований для применения приказного производства. Причем в этой статье упоминаются как споры, возникающие из гражданских, так и административных и иных публичных правоотношений. Однако почему-то в ст. 42 ХПК о приказном порядке рассмотрения дел они не упоминаются. А это могло бы помочь в оптимизации деятельности хозяйственных судов и иных государственных органов.

В целом, как показывает динамика изменения белорусского законодательства о приказном производстве и судебная практика его применения с учетом все возрастающей нагрузки на хозяйственные суды, возможности расширения категорий дел, которые могут быть рассмотрены в этом виде судопроизводства, далеко не исчерпаны.


1 Никитин В.С. Некоторые вопросы приказного производства. Арбитражный и гражданский процесс, 2008, №7.
2 Российская юстиция. 1997. №6-7.
3 Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. М.: Статут, 2006. 283 с.
4 Кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998 №219-З «Хозяйственный процессуальный Кодекс Республики Беларусь» (вместе с «Порядком восстановления утраченного судебного или исполнительного производства»). Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1999, №13 – 14, ст. 195.
5  Из архива Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь за 2009 г.
6 Кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999 г. №238-З (ред. от 04.01.2010 г.) «Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь» (вместе с «Положением о третейском суде») (с изм. и доп., вступившими в силу с 15.02.2010 г.). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.03.1999, №18, 19, 2/13.
7 Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 26.11.2009 г. №18 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. №22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве». Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 14.01.2010, №6, 6/817.
8 Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 06.04.2005 г. №11 (ред. от 18.09.2009) «О практике рассмотрения заявлений в порядке приказного производства» (п. 3). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 04.05.2005, №70, 6/440.
9 Там же, пп. 3, 5-6, 8.
10 Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 г. №71-З «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)» (п.1 ст. 250 и п. 4 приложения 16). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 07.01.2010, №4, 2/1623.
11 Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 06.04.2005 г. №11 (ред. от 18.09.2009 г.) «О практике рассмотрения заявлений в порядке приказного производства» (п. 10). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 04.05.2005, №70, 6/440.