Социологическое «зеркало» не может быть кривым

Наталья АЛЕКСАНДРОВА

Николай ЛИХАЧЕВ, директор УКП «Могилевский институт региональных социально-политических исследований», доктор социологических наукУ тех, кто мало знаком с социологией, складывается мнение, что периодически проводимые опросы людей не приносят никакой пользы. На самом деле социологи, применяя огромный арсенал методов изучения человека, его настроений, мотивов поведения, исследуют происходящее в обществе и прогнозируют развитие того или иного события, инноваций, бизнеса. О значении соцопросов и необходимости дальнейшего развития науки шел разговор с директором УКП «Могилевский институт региональных социально-политических исследований», доктором социологических наук Николаем ЛИХАЧЕВЫМ.

Он заметил, что социологи неудобны, поскольку говорят правду. Специалистов опросного дела невзлюбили при развале Советского Союза, и тогда они в первую очередь попали под сокращение. История знает события, когда «буржуазная социологическая наука» запрещалась при власти большевиков.

- Возмущает, что и сегодня такими критериями мыслят отдельные наши руководители, - отмечает проблему Н. Лихачев. - Социологи позарез нужны в службах соцзащиты для изучения положения ущемленных слоев населения. Мы можем показать достоверную картину жизни безработных, инвалидов. Но это кому-то невыгодно, потому что придется принимать меры. Гораздо проще сделать вид, что проблемы не существует. Именно так поступили недавно, ликвидировав в республике ставки социологов в службах соцзащиты.

Происходит очень интересное явление. В то время как специалисты теряют работу, сама социология у нас бурно развивается. Достаточно сказать, что образовалось около 40 отраслевых направлений на стыке других наук, прежде всего, гуманитарных. Возникла социология культуры, образования, семьи, города, деревни. Чем дальше развивается и совершенствуется социология, тем больше появляется различных приемов исследований. Кроме интервью, анализа писем, документов мы используем математические и статистические методы. Самые точные исследования дает анонимный социологический опрос по строгой методике. Для получения точных данных в масштабе Могилевщины достаточно опросить 400 респондентов, но мы увеличили их количество вдвое. Для каждой социальной группы определяем квоту пропорционально численности населения и не отклоняемся от нее ни на йоту. Опросы проводят только наши кадры. Иногда привлекаем студентов, но только под руководством специалистов. В обязательном порядке опрашиваем жителей Могилева, Бобруйска и нескольких районов. Область условно разбита на 4 части по 5 районов. Когда изучаем общественно-политическую ситуацию, берем по одному району из каждой группы. В следующем году меняем их. Так ходим «по кругу» и, что подтверждает правильность выбранной методики, получаем абсолютно идентичные результаты.

Фактически могилевская «школа» социологии стала развиваться в 70-х гг. прошлого века. Была организована небольшая группа для изучения на предприятиях города социальных аспектов производительности труда, отношений между руководителями и подчиненными, морально-психологического климата в коллективах, проблем наставничества. Результаты исследований оценило и использовало в своей работе партийное руководство. Все исследования проводились на договорной основе за небольшие деньги. В 1990 г. был образован самостоятельный социологический центр. Накануне первых президентских выборов получили предложение изучить общественно-политическую ситуацию. Опубликовав результаты с предсказанием двух туров и победы Александра Лукашенко, оказались в центре политических событий. С тех пор ежегодно по одной методике с учетом поправки на современность Могилевский институт проводит мониторинг общественно-политической ситуации.

- Не секрет, что о нас больше вспоминают накануне выборов, - сетует директор. - И все же за 20 лет областное руководство настолько привыкло к существованию нашей структуры, что до сих пор считает институт своим отделом и напрямую выходит со своими предложениями. Мы же, побыв какое-то время центром при облисполкоме, убедили руководство дать нам самостоятельность. Так институт стал коммунальным предприятием. Смена вывески отражает независимость и объективность наших исследований.

УКП «Могилевский институт региональных социально-политических исследований» - единственное учреждение такого рода в республике. В его структуре - 13 сотрудников, из них 2 доктора и 2 кандидата социологических наук, двое работников закончили аспирантуру и готовятся к защите кандидатских диссертаций. Имеющийся научный потенциал позволяет накапливать опыт.
Надо учитывать, что даже такой небольшой стране как Беларусь все же присущи региональные различия. Поэтому мы выступаем за то, чтобы подобные нашему институту социологические структуры были в каждом областном центре. Им следует поручить деликатную миссию - изучать общественное мнение, - считает Н.Лихачев. - Наладив сотрудничество, применяя единую методику социологических опросов, мы получали бы абсолютно точную картину о том, что происходит в стране. Но не все к нам прислушиваются. Между тем в портфеле заказов тематический вектор исследований все больше поворачивается к делам житейским: браки, разводы, смертность. На 2011 г. запланированы следующие темы: платные услуги, сельские территории, преступность и коррупция.

Думаю, что пришла пора резко повысить социологическую культуру не только населения, но и руководителей. Прежде чем принимать какое-либо решение на государственном уровне, мы предлагаем спросить у жителей области: стоит ли внедрять ту или иную инновацию. Мы изучим народное мнение и подскажем, как надо делать. Если следовать нашим рекомендациям, удастся избежать шараханья из стороны в сторону, как, например, произошло с льготами на проезд для школьников и пенсионеров. Такая же негативная ситуация сложилась с индивидуальными предпринимателями, когда их решили насильно загнать в ЧУПы. Теперь сделан шаг назад, но уже поздно, часть ИП перевела свои капиталы в Украину и Россию, а многие разорились. Мы имеем полнейший кризис с фермерским движением. Когда был всплеск интереса, сельских предпринимателей надо было поддержать, но ими начали командовать. И многие бросили это дело. Такая же проблема с хуторским хозяйством. Разве может простой крестьянин построить себе дорогу, протянуть коммуникации? На Могилевщине азербайджанец развел 500 овец, а фабрику в Шкловском районе по первичной переработке шерсти ликвидировали, шкуры не принимают. Простые люди рассуждают: нет, ну и ладно, а социология эти вопросы будирует.

По словам Н.Лихачева, социологическая наука тяжела, потому что ты никогда не уходишь от профессии, все время наблюдаешь за людьми. Не каждому, даже умному и талантливому человеку дано освоить это дело, поэтому случайных специалистов здесь не бывает. К социологии нужно иметь призвание, любить людей, уважать личность. Профессия требует очень высокой эрудиции. Недостаточно освоить методику и приемы исследований. Социологу по большому счету необходимо знать обо всем понемногу и все о своей науке.

В нынешнее созидательное время социолог должен иметь возможность трудоустроиться. Для раскрутки социологической службы не требуются огромные финансы. Достаточно нескольких специалистов, оргтехники, и структура разовьется. Социологи могут зарабатывать, выполняя заказы для предпринимательской среды, промышленных, сельскохозяйственных предприятий. Кодекс чести социолога гласит: если получаешь деньги, то не имеешь права давать результаты исследований никому, кроме заказчика, а как распорядиться полученной информацией - только его дело. Результаты исследований все больше можно сравнить с «зеркалом». Далеко не все в него любят смотреться, но без него не узнаешь правды о себе.

УКП «Могилевский институт региональных социально-политических исследований»
г. Могилев,
ул. Первомайская, 71, к. 903
Тел.: 8 (0222) 32-69-04,
8 (0222) 32-68-88
Факс: 8 (0222) 32-69-04
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.