№1 (139) - Январь 2011

  

Тема номера: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

  • Главный герой на строительных «подмостках»
  • Чьи деньги превращаются квадратные метры?
  • У микрорайона - один хозяин
  • От поручительства к ипотеке?
  • Будущее железобетона: желаемое и действительное
  • Жилищный кодекс - новые права и обязанности
  • ГОСТИНАЯ ЖУРНАЛА "ДИРЕКТОР":
    Куда повезет «локомотив» экономики?
  • Альянс инвестиций и инноваций: шаг вперед
  

{jcomments on}Проблемы жилищного строительства и его роль в экономике начавшейся пятилетки

Ковтуненко Александр НиколаевичУважаемые читатели!

В последние месяцы в связи с активизацией в мире валютных и торговых войн, результаты которых для большинства населения проявляются в колебании курсов, многие пытаются понять, в какой валюте лучше хранить сбережения. Но поскольку это война, то в тактических сражениях победа - как переходящий вымпел. И заработать, делая ставку на одну из сторон, крайне сложно. Поэтому государства свои золотовалютные резервы распределяют по нескольким валютам. Но по-прежнему наиболее мощной экономикой мира остаются США, а следовательно, их шансы на победу несколько выше, чем у остальных стран.
Насколько эта проблема имеет практическое значение для белорусов? В третьем квартале 2010 г. только 19,2% населения имело среднедушевой доход более 1 млн.руб., или всего 1805 тыс.человек располагали на члена семьи суммой, превышающей 300 долл. При этом на питание в семье из трех человек в расчете на одного, исходя из медицинских норм, уйдет 480 тыс.руб. На практике при качественном питании сумма увеличится до 800 тыс.руб. Итак, расходы составят от 158 до 263 долл. Следовательно, в семье, где доход равен или менее 1 млн.руб. на душу, а таких в Беларуси 80,8%, на питание должно затрачиваться как минимум 52,7%. По мере убывания дохода процент будет расти. При доходе менее 750 тыс. (247 долл.) он достигнет уже 64%. Таких семей в республике более 62%. Далее из обязательных следуют коммунальные расходы, которые в такой же семье и наличии 2-комнатной квартиры составят в среднем 30 долл., или 91 тыс.руб. на человека. На эти две статьи расходов при среднедушевых располагаемых ресурсах в 1 млн. уже уйдет 62,7%. А надо еще одеться, скопить на отдых, что-то купить в квартиру. Следовательно, для 80% населения тема долгосрочных вложений неактуальна. Но тем не менее валютные и рублевые депозиты физических лиц из года в год растут. За 2010 г. суммарно они увеличились почти на 23%, а за период с 01.01.08 по 01.12.10 г., т.е. за 3 года - в 2,2 раза. Конечно, абсолютная величина их пока не так велика, как хотелось бы. Из расчета населения, имеющего среднедушевой доход более 1 млн.руб. (1805 тыс.чел.), на каждого приходится всего 3514 долл. При этом валовой внешний долг Беларуси, если его поделить на ту же «высокодоходную» численность населения, на конец 2010 г. составил 14179 долл. В международной практике для расчета этого показателя используется вся численность населения. Но долги отдаются за счет прибыли, амортизации и сокращения потребления. Поскольку прибыль незначительна, а с учетом износа основных фондов мала и амортизация, то сокращение потребления в основе затронет «имущий» слой общества.

Но это только в перспективе. Пока же и на период до 2015 г. намечено опережение реальных доходов над ростом производительности труда. В этих условиях важно разработать меры, предотвращающие очередной раз использование повышения заработной платы на поддержку зарубежного производителя за счет активизации импорта. Определенные усилия в республике по производству товаров и платных услуг предпринимаются, расширен доступ к потребительским кредитам, но если увеличиваются депозиты, значит, нарастает отложенный спрос.
Определенным выходом в сложившихся условиях может стать дальнейшее развитие жилищного строительства. Рационально создать механизм, когда «имущие» граждане смогут на строительстве жилья зарабатывать больше, чем от размещения свободных средств на депозите.

Для этого необходимо предпринять ряд шагов. И в частности, изменить порядок выделения площадок под строительство частным инвесторам. На практике период от обращения инвестора в исполком до согласования архитектурного проекта растягивается на годы. Без жесткого контроля со стороны руководства исполкомов за подготовкой разрешительных документов не обойтись.
Существуют и определенные проблемы с проектированием. Государственные институты перегружены, а частные организации узкоспециализированы и не желают выполнять функции генерального проектировщика. Отсутствуют в республике и критерии качества проектирования, например, такие как расход арматуры и бетона на 1 м2 общей площади. В результате по материалоемкости проекты отличаются в разы. Достаточно много и, казалось бы, частных вопросов, скажем, обеспечение гидроизоляции деформационных швов в каркасно-монолитном домостроении, но от их решения зависит качество возводимых домов.

Если далее идти по технологической цепочке, то надо отметить дефицит рабочих по ряду профессий. Особенно выделяется отсутствие в требуемом количестве каменщиков. Острая проблема с существующими расценками, использование которых без коэффициентов к заработной плате ведет к убыточности строительной деятельности. Поэтому на кладке стеновых материалов строители отказываются работать без коэффициента к заработной плате ниже 2 и на бетонных работах - меньше 3,2. Уже сегодня строительные площадки, особенно в Минске, испытывают дефицит башенных кранов.
Но особой проблемой является финансирование. Между тем, на имеющиеся на депозитах граждан средства можно построить свыше 9 млн. м2 жилья. Для их вовлечения в производственный оборот необходимо развивать ипотеку. Сегодня это направление сдерживает отсутствие в законодательстве мер по выселению несостоятельных заемщиков. Новый жилищный кодекс должен решить эту проблему. Вместе с тем для малообеспеченных граждан, нуждающихся в жилье, рационально строить социальные недорогие дома в городах-спутниках и доходные дома, в которых они, а также молодые семьи могли бы арендовать квартиры. Важно предусмотреть возможность постепенного выкупа этого жилья квартиросъемщиками. Тогда будет создан стимул для зарабатывания денег и уход от общежитий, формирующих безответственных граждан без цели в жизни.

Системно принимаемые меры не только позволят изъять с рынка «горячие» деньги, но, вовлекая их в производственный оборот, будут способствовать развитию экономики и повышению качества жизни.


С уважением,
главный редактор
А. Ковтуненко

 

 

 

 

 

Главный герой на строительных «подмостках»

Владимир СВЕРКУНОВ

Владимир ДЕШКО, директор унитарного проектного предприятия «Гроднограждан- проект»Владимир ДЕШКО, директор унитарного проектного предприятия «Гроднограждан- проект»Введенное много лет назад в обиход выражение «строительный конвейер» до сих пор нельзя воспринимать буквально. Главного качества - слаженности в работе всех участников - удалось добиться далеко не полностью. В сложных ситуациях зачастую подрядчики, заказчики и проектировщики, выясняя отношения, обвиняют другу друга в ошибках и недоработках. Часто это вносит сумятицу на стройках, а иногда и ведет к срыву нормативных сроков ввода объектов. При исключении же этих трений и лишних звеньев управления по мировому опыту нормативные сроки можно серьезно и сократить.

 

Лишнее звено конвейера

Можно ли оптимизировать строительный механизм так, чтобы он действительно работал четко, как конвейер? Сделать это попытались руководители областного унитарного проектного предприятия «Гродногражданпроект». По счастливому стечению обстоятельств во главе его оказались не проектировщики-теоретики, а два специалиста, прошедшие все ступени строительного производства. Директор -
Владимир ДЕШКО, начав карьеру с должности мастера, в дальнейшем возглавил трест «Гроднопромстрой», работал заместителем министра архитектуры и строительства, так что прекрасно знал все сильные и слабые стороны отрасли. Возглавив в 2002 г. институт, в силу своего целеустремленного и беспокойного характера, побуждающего постоянно искать новое, передовое, рациональное, впервые в Республике решил вдохнуть в работу инженерного корпуса другую жизнь с функциями руководства стройкой от проекта - до момента ее завершения и ввода в эксплуатацию.

Под стать ему главный инженер Рышард КАЦЫНЕЛЬ, также начавший свою строительную биографию с реальных строек. Безусловно, и высокие теоретические знания (у обоих «красные» дипломы) послужили им тоже хорошей базой.

В чем же они увидели слабые стороны строительства и как решили преодолеть их?

- Я многие годы изучал принципы организации зодчества, которое существовало с древних времен на Руси, - говорит Владимир Иосифович. - Зодчим называли того, кому поручали строить какой-то крупный объект. Именно он решал, каким быть зданию, а в дальнейшем вел строительство до ввода объекта в эксплуатацию. А кто же у нас главный на строительной площадке? Чаще всего подрядчики, которые, образно говоря, являются всего лишь «руками» строительного «организма». Мы решили вернуть в нашу сферу логику: сделать так, чтобы центральную роль играл «мозг» - проектный институт. Но для этого нужно было создать коллектив не просто разработчиков, а зодчих.

Так своим путем институт подошел к тому, что на Западе называется инжинирингом. Правда, там чаще всего создаются специальные компании, которые, выполняя функции заказчика, нанимают проектировщиков и подрядчиков. У нас же, по мнению руководства Гродногражданпроекта более перспективным является привлечение к комплексному управлению инвестиционными проектами именно проектировщиков. Во-первых, они обладают наибольшей компетентностью в решении технических проблем строительства, которой, как показывает практика, не достает и у сотрудников управлений капитального строительства, традиционно выполнявших в нашей стране роль заказчиков. В УКСах работают в основном специалисты общестроительного профиля, а вот специалистов узкого профиля: электриков, сантехников, инженеров по вентиляции, как правило, нет. Во-вторых, без единого мозгового центра, в котором оперативно «на ходу» принимались бы технические решения, невозможно сооружение объектов, где проектирование и строительство ведутся параллельно. При обычной же схеме слишком много времени теряется на различные согласования. И, наконец, когда сами проектировщики возглавляют строительный процесс, удается избежать «самодеятельности» подрядчиков, которые нередко делают не так, как надо, а так, как «удобно» с последующим согласованием.

Но одного желания стать «главным» на стройке мало. Большинство проектировщиков, даже если они прекрасные конструкторы, или не хочет связываться со стройкой или просто боится ее. Во многих случаях так называемый авторский надзор становится чистой формальностью: он и оплачивается недостаточно - в 10 раз меньше по сравнению с техническим надзором, осуществляемым заказчиком, или подрядчиками воспринимается чаще всего в «штыки».

Поэтому в Гродногражданпроекте провели серьезную работу с коллективом, чтобы он смог взять на себя роль штаба любой, даже самой крупной стройки. Все главные специалисты института прошли обучение на специальных курсах в Минске, 15 человек получили право на осуществление технического надзора по всем видам строительных работ.

Впервые проектная организация выполнила в полном объеме функции заказчика на строительстве швейной фабрики в свободной экономической зоне «Гродноинвест» еще в 2002 г. Затем были такие объекты как реконструкция транспортной развязки и площади в центре города. Во всех случаях удалось намного сократить нормативные сроки строительства, а это дало реальную экономию средств. Немаловажно и то, что на этих объектах проекты были осуществлены без каких-либо изъянов и ошибок, чем часто грешат подрядчики. Институт, ведя совмещенный авторский и технический надзор, скрупулезно контролировал все действия строителей. В результате удалось добиться высокого качества объектов, а благоустройство центра Гродно было признано лучшим достижением в строительной отрасли республики за 2007 г.

Испытание на мосту

Но, пожалуй, в наибольшей степени преимущество новой схемы управления строительным процессом, из которой было исключено лишнее звено, проявилось при реконструкции в г. Гродно центрального автодорожного моста через реку Неман. Это столетнее сооружение уже давно стало в городе в буквальном смысле узким местом: две полосы движения не обеспечивали беспрепятственный проезд транспорта, поэтому обычным делом стали здесь автомобильные пробки. Вопрос об обновлении моста был поставлен еще в 1971 г., однако как только дело доходило до попыток реализации, находилась тысяча причин отодвинуть ее сроки.

Между тем, количество автомобилей в городе росло, кстати, сегодня их число в расчете на 1 тыс. жителей - самое большое в республике. К середине 2000 г. стало ясно, что со «старичком» что-то неотложно нужно делать. Первоначально планировалось провести его реконструкцию за 3-4 года. Так, отраслевой институт «Белгипродор» только на проектирование запросил 2 года. Причем речь шла о полном демонтаже существующего сооружения и возведении на его месте нового.

Все это вызвало серьезные сомнения у директора Гродногражданпроекта, которому удалось убедить руководство области в том, чтобы его проектной организации были переданы на данном объекте функции заказчика. Тем более, что он имел на руках результаты обследования моста, проведенного специалистами БелдорНИИ. Их выводы гласили, что при соответствующем усилении существующие конструкции могут служить еще долгие годы. Избрав этот вариант, институт взял на себя огромную ответственность за судьбу объекта.

Аналогов такой реконструкции нет ни в Беларуси, ни в СНГ, ни в мировой практике. Менее чем за 9 месяцев был полностью обновлен старый сталежелезобетонный мост, на котором вместо 3 пролетов стало 5, одновременно он был поднят по высоте на 1,3 м, стал вдвое шире, что позволило организовать движение автомобилей не по двум, а по четырем полосам. При этом удалось сберечь по сравнению со строительством нового сооружения 1,7 тыс. т дорогостоящей стали, что в денежном выражении составило 3,5 млн. долл. Сэкономленные средства были направлены на реконструкцию подъездов к мосту, а это более 4 км, причем были снесены ветхие дома, жильцы которых получили новые квартиры. В целом же экономия за счет того, что автомобильное движение было остановлено не на годы, а всего на 9 месяцев, составила около 400 млрд. руб.

- Самое главное, что на этот объект нельзя было разработать проектно-сметную документацию до начала производства работ в полном объеме, - говорит Владимир Иосифович. - Многие решения приходилось принимать в ходе строительства, причем очень быстро. Например, когда занимались усилением опор, наткнулись на пустоты, которые не значились в документации БелдорНИИ. Вскрыли их, а там оказались так называемые минные колодцы, которые в прежние годы делали для того, чтобы мост можно было взорвать перед наступлением противника. Мы обследовали их и оперативно разработали технологию бетонирования этих «дыр». Если бы не было единого мозгового центра строительства, получилось бы как в басне «Лебедь, рак и щука»: по возникшим проблемам и претензиям друг к другу участников строительства создавались бы согласительные комиссии, велись долгие споры, и в конечном итоге мы потеряли бы время. Ведь в реконструкции участвовало около 60 организаций, работу которых нужно было постоянно координировать. Вообще же, принцип инжиниринга очень простой, как при езде на велосипеде: один управляет, все остальные - крутят педали. Так должно быть в управлении любым производством и строительным комплексом в частности.

Обновленные интерьеры здания института. Фойе актового залаК сожалению, пока никто из коллег гродненских проектировщиков не пошел по этому пути, и объяснение этому простое: материального интереса брать на себя функции заказчика у институтов практически нет. Лишние заботы не дают роста объемных показателей, да и увеличение заработной платы не адекватно выполняемой работе. И здесь свое слово мог бы сказать штаб отрасли, ведь для государства выгода сокращения лишнего управленческого звена очевидна, что подтверждено в Гродно на нескольких сложных объектах и особенно на реконструкции автодорожного моста.

«Мозг» и «руки»

Но здесь следовало бы вернуться, как говорится, в старые времена, когда существовала несколько иная, чем сейчас, схема управления отраслью. Государственную политику в ней определял Госстрой - своего рода «мозг», а «руками» были несколько строительных министерств. После преобразований в республике осталось только одно ведомство - Министерство архитектуры и строительства. И поскольку оно занимается организацией деятельности подрядных организаций, следя за выполнением ими прогнозных показателей, то нередко за текучкой не хватает времени и сил для работы на перспективу.

- Получается так, что подрядчик сам для себя разрабатывает нормативы, сам их утверждает и сам их выполняет, - считает главный инженер Гродногражданпроекта Рышард Кацынель. - В свое время Госстрой обобщал опыт передовых коллективов, в том числе в организации строительного комплекса, выдвигал новые идеи, организовывал обучение руководителей и специалистов. Госплан же планировал строительство всего комплекса жилых районов. Сегодня же решаются сиюминутные, а то и «вчерашние» задачи. Например, жилищное строительство отодвинуло на второй план развитие инфраструктуры. Если раньше мы обязательно каждый год проектировали по школе и детскому саду, то сегодня - только раз в пять лет. Забыты подтвержденные жизнью нормативы: на 1 руб., вложенный в жилье, необходимо столько же направить на инфраструктуру. Из-за этого в новых микрорайонах ощущается дефицит объектов социального назначения, дорог, магазинов. Нет и такого нормативного требования как расход основных материалов - цемента и металла на 1 кв. м общей площади зданий и стимулирование проектировщиков и строителей за их снижение. Это позволило бы с точки зрения эффективности оценивать применяемые проектировщиками решения и стимулировало бы стремление к экономии. Нет рекомендаций, какой набор квартир в соответствии с демографической ситуацией должен быть в домах. Сейчас мы столкнулись с проблемой дефицита одно- и двухкомнатных квартир, зато трехкомнатную можно получить всего в течение года после постановки на очередь. Много вопросов возникает в связи с парковками для автомобилей, которые заполонили все дворы. И опять же четких рекомендаций, как решить эту проблему, нет.

 

Группа архитекторов Проектной мастерской № 1

 

Главную роль министерство как проводник государственной политики должно сыграть в переходе на европейские нормы строительства, который начался в республике. Но кроме первого шага - разработки стандартов, гармонизированных с европейскими нормами, второй шаг пока не сделан. Нет единого программного обеспечения, которое должно быть внедрено во всех проектных организациях, чтобы они разговаривали на одном «языке». Требуются и методические пособия по разработке и применению конструкций, рассчитанных по европейским нормам. Из-за их отсутствия Гродногражданпроект, например, получил кое-какие пособия из Польши. Будут пытаться их переводить на русский язык и применять в работе. Но нужна ли такая «самодеятельность»? Ведь есть для этого НИИ, а министерству нужно решить только финансовый вопрос.

Тепло из дома не уходит

Особый разговор - о строительстве энергоэффективных домов, которые могут изменить ситуацию с потреблением республикой топливно-энергетических ресурсов, ведь 30% их направляется в жилищно-коммунальное хозяйство. В середине 2009 г. Советом Министров была принята Комплексная программа по проектированию, строительству и реконструкции энергоэффективных жилых домов в Республике Беларусь на 2009-2010 гг. и до 2020 г.

Учитывая важность проблемы, еще до этого постановления Гродногражданпроект построил 69-квартирный жилой дом для своих специалистов, выступив проектировщиком и заказчиком. Здесь были применены как конструктивные, так и технические решения, направленные на снижение уровня энергопотребления. Так, стены были выполнены из газосиликатных блоков, а чтобы теплозащита была равномерной по всему дому, дополнительно утеплены пенополистиролом торцы, чердачное перекрытие. Установлены деревянные окна новой конструкции с тройным остеклением и полиуретановыми вкладышами внутри коробки. Эффективной новинкой стала система рекуперации - возвращения в помещения тепла уходящего через вентиляцию воздуха. Кроме того, применена горизонтальная разводка системы отопления, что позволяет вести поквартирный учет расхода тепла и регулировать подачу тепла не только в каждой квартире, но и в каждой комнате. Можно выставить режим, при котором днем, когда в жилище никого нет, будет поддерживаться минимальная температура 14-16 градусов, а перед приходом хозяев повышаться до комфортного уровня.

В целом же, как показала эксплуатация дома, затраты на его отопление по сравнению с традиционными домами уменьшены в 2,5 раза, а показатель энергопотребления в течение отопительного сезона составил 39 кВт∙ч на 1 кв. м в год. Напомним, что республиканской программой предусмотрено достичь такого параметра к 2020 г., а пятью годами ранее - только 60 кВт∙ч. Сейчас же в среднем по жилому фонду он составляет 110 кВт∙ч.

- Я считаю, что можно и нужно массово строить дома с самыми высокими показателями энергоэффективности, отказавшись от проектов, не обеспечивающих должную теплозащиту зданий, - замечает В.Дешко. - Чтобы полностью владеть ситуацией с теплозащитой зданий, недавно институт приобрел тепловизор, с помощью которого был проведен анализ потерь тепла в жилых домах, построенных за последние пять десятилетий. В панельных зданиях, особенно тех, где радиаторы отопления были встроены в стены, разница между температурой окружающего воздуха и поверхностью домов достигала 10-15 градусов, в то время как допустимым считается не более 1,5. Естественно, что энергия на отопление такого жилья на 70% расходуется впустую. Это влечет дополнительный, и немалый, расход импортируемых топливно-энергетических ресурсов, ведь эксплуатируется свыше 100 млн. кв. м старого и неэффективного с точки зрения теплозащиты жилого фонда. Думаю, лучше было бы меньше построить квартир, а больше потратить средств и мощностей подрядных организаций на тепловую реабилитацию старого жилого фонда с внедрением и систем рекуперации.

 

У главного архитектора института

 

По мнению директора, в республике нужно немедленно организовать массовое промышленное производство рекуператоров, которые могли бы освоить, например, ЗАО «Атлант» или холдинг «Горизонт». Если республика планирует строить по 10 млн. кв. м жилья в год, то необходимо, чтобы выпускалось не менее 100 тыс. рекуператоров. Но для создания таких мощностей нужна своего рода законодательная диктатура.

К сожалению, острого осознания необходимости перевести жилищное строительство на энергоэффективные «рельсы» сегодня не хватает. Более того, некоторыми участниками Комплексной программы по энергоэффективному строительству жилья, утвержденной Советом Министров 1 июня 2009 г., постановлением №706 вносятся предложения по отсрочке разработки нормативных документов для этих целей под предлогом якобы недостатка опыта в данной сфере.

 

Дизайнеры-разработчики проектов интерьеров

 

- С этим мы никак не можем согласиться и даже внесли свои возражения по поводу данных предложений, - говорит Владимир Иосифович. - Но если несмотря на возражения их все-таки примут, то еще
5 лет не будет норм по проектированию, строительству и эксплуатации энергоэффективных жилых домов и поквартирных систем теплоснабжения, на такой же срок отодвинется выполнение программы по тепловой реабилитации существующего жилого фонда. Такие послабления приведут к отказу заказчиков от проектов энергоэффективных домов, стоимость которых на 5-7% выше, чем обычных. Но если считать тот эффект, который будет получен в процессе эксплуатации, то окупаемость дополнительно затраченных средств не превышает 5-6 лет, а когда цена на энергоносители сравняется с мировой, этот срок сократится в 2-3 раза. А термошубы, применяемые при тепловой реабилитации старых зданий, по расчетам, тоже окупаются в нормативный срок. Так надо ли нам останавливаться на пути, по которому уже уверенно начали идти?!

Сам институт намерен продолжать двигаться в направлении, которое считает правильным. На построенном энергосберегающем доме ведется мониторинг всех затрат, связанных с его эксплуатацией, что дает возможность найти не только его сильные, но и слабые стороны. На основе этого анализа будет разработан проект второго жилого здания - уже на 130 квартир. Планируется кроме рекуперации использовать также тепло земли и солнечные коллекторы для горячего водоснабжения.

Но и кроме этого у института «Гродногражданпроект», являющегося генеральным проектировщиком области, немало других забот. В числе первоочередных - застройка будущего города энергетиков Островца, где уже спроектировано 2 микрорайона, сооружение транспортного кольца вокруг областного центра, реконструкция его старых кварталов. И здесь наверняка институт вновь возглавит строительный процесс, взяв на себя всю ответственность за объект. Ведь на стройке, как и в театре, должен быть «главный герой».

ОУПП «Институт «Гродногражданпроект»
230023, г. Гродно,
ул. Дзержинского, 2/1
Тел. приемной: 77-20-50
Факс: 72-27-78
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Будущее железобетона: желаемое и действительное

Анна МАРКОВСКАЯ 

Станислав БУКА, директор ОАО «Молодечненский завод железобетонных изделий»Привлечение инвестиций - это то, о чем мы говорим довольно часто и много. Найти инвестора - задача не из легких. Небольшим белорусским предприятиям, выпускающим материалы для строительства, крайне важно модернизировать производства, чтобы выйти на новый уровень развития. Поэтому Минстройархитектуры выбрало тактику передела собственности посредством масштабного акционирования предприятий стройиндустрии. Редакция поинтересовалась, какие перемены ожидаются на Молодечненском заводе железобетонных изделий после преобразования его в 2010 г. в открытое акционерное общество.

 

Запоздалая формальность

- Акционирование произошло слишком поздно, - считает директор ОАО «Молодечненский завод железобетонных изделий» Станислав БУКА. - Теперь сам процесс изменения формы собственности выглядит чистой формальностью. У наших работников даже не оказалось приватизационных чеков, которые они уже вложили в другие предприятия и не смогли забрать обратно. В результате 99,9% акций принадлежат государству. Оставшаяся доля распределена между десятью акционерами - физическими лицами (бывшими и нынешними работниками завода).

Польза акционирования становится очевидной только при наличии инвестора, который в свою очередь ищет для себя выгоду. В предприятия нашей отрасли нужно вложить много средств, а быстрой окупаемости не будет: она составит 8-9, минимум 7 лет. Рентабельность производства железобетона 5-8%, у нас в прошлом году по реализованной продукции она не достигла даже 5%.

Тем не менее Молодечненский завод ЖБИ активно работает. Его разноплановая продукция востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынке. 70% выпускаемых изделий, в частности, свай, плит пустотного настила направляется на строительство жилья в республике. Аэродромные плиты поставляются в Калининградскую область на строительство Балтийской АЭС. Благодаря тому, что эти изделия легко монтируются, они незаменимы для обустройства площадок. В ноябре 2010 г. пришлось приостановить выполнение заказа РФ и направить продукцию на возводимый в городе к «Дажынкам» Ледовый дворец. С учетом строительства в Островце атомной электростанции, возможно, придется работать только на этот объект, куда понадобятся тысячи и тысячи плит.

По словам директора, предприятие всегда имело тесные связи с Россией, и всякое падение рынка заметно сказывалось на финансовом положении завода. В проекте так и остались реструктуризация и объединение с другими заводами, которое было невозможно из-за нахождения в республиканской собственности. «Выживали» за счет своих сил.

Железобетон… на дровах и на бобах

История с арендой паровоза в Лидском локомотивном депо для использования его в качестве паровой установки, наверное, со временем станет легендой. Уже сегодня с трудом представляется, как это выглядело. Пропарка - основной технологический процесс при производстве железобетона, поэтому в то время это был выход из ситуации.

- В 1992 г. мы отключились от централизованной подачи пара Молодечненских энергосетей, и по 2002 г. работали на этом паровозе с использованием мазута, - рассказывает С.Бука. Затем начали установку котлов на местных видах топлива. Сегодня работает 6 таких котлов, но чтобы увеличить мощность производства, необходимо более эффективное оборудование для получения пара. Остро стоит вопрос о приобретении новых энергоустановок. Благодаря запланированным мерам экономия энергоресурсов составит 50%, и половину потребности в них мы будем покрывать своими силами.

Обязательно поставим паровую турбину мощностью 250кВт, которая кроме пара будет вырабатывать и электрический ток, - продолжает директор предприятия. - В рабочее время турбина сможет закрыть 25% потребности завода в электроэнергии, которую ночью будем продавать местным энергосетям. Хотим построить мини-ТЭЦ и поставить котлы с оборудованием, имеющим функции механического дробления, автоматизации загрузки древесных отходов. Это оборудование способно также работать на газе. Но голубое топливо будет резервным. Для наших потребностей достаточно двух котлов с расчетной производительностью 6 т пара в час. По предварительной оценке, на реализацию проекта потребуется 12 млрд. руб. Для нас это большие деньги. Обращались в министерство с просьбой о выделении средств из инновационного фонда или оказания содействия в решении вопроса о финансировании проекта областным Комитетом по энергосбережению. Нам рекомендуют взять кредит. Но даже при стабильной работе предприятия и увеличении объемов выпуска продукции он будет неподъемным. Если же затеять масштабную реконструкцию и достроить незавершенные строительством со времен развала СССР объекты, располагающиеся на территории завода, понадобится еще около 10 млн. евро. Миллионов 5 надо вложить в действующие цеха.

Ау, инвестор!

- В такой ситуации, с нашими «наполеоновскими» планами, конечно, хорошо бы найти инвестора, - считает директор. - Но поиск может занять много времени. Потенциально, кроме россиян, предприятие не заинтересует даже литовцев и латышей, хорошо знакомых с нашей продукцией. К слову, рижский институт сертифицировал плиты пустотного настила и сваи на соответствие европейским нормам. Однако Прибалтику не обошел стороной кризис, и найти там инвестора проблематично, учитывая огромный объем средств, который от него потребуется. Загрузка нашего производства зависит от реализации жилищных программ, и инвесторы опасаются, что будет спад в этой сфере. В России у того же СУ-155 сегодня не загружены даже уже имеющиеся заводы (их у него 30). Два года назад эта организация хотела приобрести наше предприятие для использования его в качестве производственной базы при строительстве комплекса «Минск-Сити», однако кризис планы россиян перечеркнул.

С.Бука обратил внимание на то, что пока ни один из 13 белорусских заводов железобетонных изделий не может похвастаться привлечением инвестора. Партнеру, пожелавшему помочь предприятию, скорее всего придется брать кредитные ресурсы и думать как их отдавать. Для этого предстоит ежедневная кропотливая работа по поиску заказов на продукцию, загрузке мощностей. С рядом трудностей, которые называет директор, сталкиваются и другие белорусские предприятия стройиндустрии.

Лучший партнер - тот, кто понимает твои проблемы

Железобетонные изделия выпускаются по старым советским технологиям. Как только увеличиваются объемы производства, остро встает вопрос об изготовлении на заказ стальных форм. Их не хватает для аэродромных плит, свай. Государственные предприятия, принимая заказ, сразу требуют деньги. Проще работать с коммерческими, потому что с ними можно договориться об отсрочке платежа. Может быть, в этом вопросе легче будет найти общий язык с соседом - Молодечненским заводом металлоконструкций, который подумывает об изготовлении оснастки, надеется С. Бука.

Похожая проблема возникает с заказом сортамента арматуры. Ее прокат на Белорусском металлургическом заводе осуществляется в 20-х числах каждого месяца. Чтобы заявку предприятия включили в план, необходимо заранее перечислить деньги, а в начале года средств, как правило, не хватает. Более того, 150-й стан БМЗ периодически прекращает выпуск арматуры необходимого для ЖБИ сечения. С одной стороны, коммерческие структуры нас выручают: предлагают выгодные условия оплаты, но, с другой стороны, их продукция в 1,7 раза дороже. В результате покупка металлопродукции у альтернативных поставщиков ведет к увеличению себестоимости наших изделий и сокращению прибыли, ведь поднять цену на свою продукцию мы не можем.

Позитив момента

С учетом оживления строительства в Беларуси и России есть уверенность в хороших перспективах. Сегодня объем выпуска продукции превысил 45 тыс. куб. м. Для сравнения: когда С.Бука в 1996 г. принял предприятие, там производилось всего 14 тыс. куб. м железобетона. Как отметил директор, самым удачным был 2008 г., особенно по экспорту. Продукция поставлялась в страны Балтии и Россию. В 2009 г. объемы упали до 92%. В 2010 г. приросли на 15% к предыдущему году, на 8% - к 2008 г. За 2010 г. экспорт составил около 900 тыс. долл., что вдвое больше, чем в 2009 г. Значит, завод прочно удерживает свою нишу на рынке.

ОАО «Молодечненский завод железобетонных изделий»
222310, г. Молодечно, л. Элеваторная,1
Тел./факс: (1767) 77812
Отдел маркетинга: (1767) 53804
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.mgbi.by

У микрорайона - один хозяин

Александр ПОПОВ

Светлана ЖИВУЛЬКО, директор СЗАО «ЛадаГарант»Белорусско-английское СЗАО «ЛадаГарант», до февраля 2010 г. именовавшееся СП «Лада ОМС-Холдинг» ЗАО, с 2005 г. расширило диапазон деятельности, начав строительство многоквартирных жилых домов. Напомним, что предприятие в свое время инвестировало средства в уставные фонды таких известных белорусских компаний как СП «МАЗ-МАН», белорусско-иранское СП «Юнисон» (производит автомобили «Саманд»), стеклозавод СЗАО «Белевротара» (г. Лида), телевизионная компания ЗАО «8 канал», страховая компания «Альвена» (Белросстрах), белорусско-иранское ЗАО «Банк Торговый Капитал».

Один из самых значимых проектов в сфере недвижимости данной компании - реализация комплексного проектирования и строительства жилого микрорайона «Новая Грушевка» в Минске в границах проспектов Дзержинского и Жукова и улиц Железнодорожная и Щорса площадью около 40 га.

- Мы первыми из организаций-застройщиков заключили с Мингорисполкомом инвестиционный договор на комплексную застройку площадки, - говорит директор предприятия Светлана Живулько. - Это хорошо для городских властей, поскольку все вопросы решаются в комплексе: снос домов, прокладка сетей, застройка квартала. Удобен такой подход и тем, кто приобретает квартиры. Уровень комфорта домов практически идентичен, разница лишь в сроках их возведения.

Застройщики, сталкивавшиеся с вопросами сноса и выплаты компенсаций, знают, насколько тяжело их решать и какие «подводные камни» при этом возникают. По словам Светланы Викторовны, здесь большую роль играет психология: людям жаль расставаться с тем окружением, к которому они привыкли за долгие годы.

- Как правило, мы сносим ветхое жилье, - подчеркивает С.Живулько. - Поэтому человек в результате приобретает больше, чем имел до этого. Ущемления интересов нет. В каждом строящемся доме оставляем квартиры, куда переселяем жильцов из сносимых домов. Так что эта проблема решается практически бесконфликтно, потому что люди, приобретая новое жилье, остаются в том же районе, в котором жили. Вот в чем одно из основных преимуществ комплексной застройки.

Не менее важен вопрос ритмичного финансирования. Стройка - это такой «очаг», который нужно постоянно «топить» финансами. Как только перестаешь это делать, он затухает, и требуется намного больше средств, чтобы вновь его «разжечь». Для строительства компания использует собственные ресурсы, средства дольщиков, кредиты банков. Уже на стартовом отрезке проект разбивают на этапы таким образом, чтобы каждый из них получал достаточное финансирование и не был связан с другими этапами финансовыми потоками или их отсутствием.

К роли генерального застройщика СЗАО «ЛадаГарант» продвигалось пошагово. Вначале компания выступала как инвестор, вкладывая в общую стоимость дома от 25 до 50% собственных средств. Когда был приобретен необходимый опыт, взялись за выполнение более сложной функции генерального застройщика. При реализации первых проектов возникали определенные трудности, необходимо было сформировать положительный имидж, определиться в проектных решениях, найти понимание с другими участниками строительства. Сейчас для того чтобы избежать таких нестыковок, по словам директора предприятия, строители и проектировщики работают в тандеме уже на стадии проектирования.

Также постепенно завоевывалось и доверие клиентов. Важно не подводить людей, решая все возникающие вопросы оперативно и с меньшими потерями для всех сторон. До кризиса число дольщиков достигало 50%, оставшиеся квартиры продавались позже. Сегодня основная масса - это дольщики с льготным кредитованием, для которых, в соответствии с законодательством, дома строятся с 5%-ной рентабельностью. При таком ограничении необходимо минимизировать затраты, но здесь возникают сложности, так как долевые дома в большинстве своем дороже, чем те, которые строятся по системе ЖСПК, что предполагает еще большую финансовую нагрузку на дольщиков.

Например, в ходе строительства микрорайона СЗАО «ЛадаГарант» необходимо снести около 150 индивидуальных жилых домов, что значительно превышает норматив, ежегодно утверждаемый Мингорисполкомом. Естественно, это увеличивает стоимость жилья для клиентов компании, а также создает неравные условия по сравнению с другими застройщиками, поскольку дополнительные расходы по сносу не компенсируются.

Аналогичные вопросы возникают и при реализации норм Указа №72 в части финансирования городскими властями создания в жилых кварталах соответствующей инженерной инфраструктуры, а также объектов социально-культурного назначения (детские сады, школы, поликлиники). Чаще всего сети приходится прокладывать самим заказчикам, а сроки возведения социальных объектов значительно отстают от сроков сдачи жилья.

Актуален также вопрос, связанный с финансированием проектирования многоквартирных жилых домов для граждан, состоящих на учете в улучшении жилищных условий и осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой. Частные застройщики оплачивают такие работы за счет собственных ресурсов, а государственные - за счет льготных кредитов, что создает неравные условия хозяйствования.

Кроме того, порядок оплаты банками платежей за счет средств льготных кредитов, выданных участникам долевого строительства, привязан к проценту строительной готовности обьекта.

- Получается, что нас приравнивают к ЖСК, но они создаются на других принципах, там люди объединяются сразу и финансирование «открыто» по всем квартирам, а у нас приток дольщиков происходит постепенно, - подчеркивает Светлана Живулько - При этом оплата банком сумм кредитов не по графикам платежей, а по факту выполненных работ приводит к отсутствию платежей по тем квартирам, где договора на долевое строительство не заключены.

Жилой комплекс «Колизей»Изменение условий платежей позволит решить не только вопросы по финансированию строительства, но и учесть интересы дольщиков, так как снижается стоимость строительства на сумму индексации неоплаченной части.

Одним из принципов деятельности компании, - говорит Светлана Викторовна - является строительство такого жилья, в котором людям удобно и комфортно. К примеру, в самом начале своей строительной «карьеры» мы одними из первых в Минске применили систему отопления фирмы KAN на основе полимерных и тонкостенных стальных трубопроводов, которая монтируется в полу и не портит интерьер квартир. Возводим энергоэффективные дома из ячеистого бетона толщиной 400 мм с индивидуальными системами учета и регулирования тепла, что значительно снижает коммунальные расходы клиентов.

- Так как у нас комплексная застройка, то в основном, работаем с УП «Минскпроект», которое выполняет около 50% проектных работ, - говорит Светлана Викторовна. - Но мы открыты для сотрудничества. Сейчас, например, один из домов проектирует частное унитарное предприятие «Творческая мастерская-7», которым руководит Анатолий Цейтлин. Вообще-то мы, в хорошем понимании этого слова, достаточно консервативны в выборе партнеров. При проведении тендеров на строительство предпочитаем проверенных в деле партнеров, а не тех, кто предлагает построить по демпинговым ценам. Поскольку, как показывает практика, дешевизна впоследствии может обойтись дороже.

В настоящее время СЗАО «ЛадаГарант» в микрорайоне «Новая Грушевка» осуществляет строительство жилых комплексов «Разинский» и «Колизей» с общей площадью жилых помещений свыше 50 тыс. кв. м, которые включены в Программу государственного финансирования с возможностью привлечения дольщиками льготных кредитов. В 2011 г. начнется строительство еще одного многоквартирного жилого дома площадью 30 тыс. кв. м, который будет располагаться вдоль проспекта Дзержинского, рядом со строящейся станцией метро «Новая Грушевка».

Деятельность компании не только преображает наш город, изменяет архитектуру района застройки, но и с каждым новым домом приносит радость в семьи новоселов. И чем больше увеличивается количество светящихся окон в наших новостройках, тем больше мы убеждаемся в значимости и необходимости своей деятельности.

СЗАО «ЛадаГарант»
220089, г. Минск, ул. Грушевская, 91
Тел.: (+375 17) 219-78-22,
(029) 553-46-83, (029) 693-46-83
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.lada.by

Альянс инвестиций и инноваций: шаг вперед

Кристина ЗЕЛЕНАЯ

Василий РОМАНОВ, Председатель Белорусской торгово-промышленной палатыЧем белорусские предприятия и различные отрасли экономики могут быть интересны иностранным инвесторам и насколько они готовы к работе в современных условиях? Об этом редакция попросила рассказать Председателя Белорусской торгово-промышленной палаты Василия РОМАНОВА.

- Василий Васильевич, Беларусь вошла в тридцатку лучших стран по индексу научно-технического потенциала. Как он реализуется?

- Развивать наше многоотраслевое хозяйство мы можем в первую очередь при помощи высокого профессионального уровня научно-производственных кадров, развитой сети исследовательских организаций и современной системы образования, отвечающей высшим мировым критериям.

В решении задачи инновационного преобразования национальной экономики огромная роль отводится также прямым иностранным инвестициям. Вкладывая средства в различные сферы деятельности, инвесторы с созданием Таможенного союза получают свободный доступ не только на белорусский рынок, но и на огромные рынки России и Казахстана.

Беларусь нуждается в модернизации традиционных отраслей экономики в целях увеличения производительности труда, снижения энерго- и материалоемкости, а также для создания новых видов продукции, которые уменьшат зависимость от импорта и позволят нарастить экспортный потенциал.

Необходимы развитие производств, обеспечивающих выпуск продукции нового поколения, разработка отечественных и внедрение прогрессивных зарубежных технологий, позволяющих наладить выпуск конкурентоспособных на мировых рынках товаров с высокой добавленной стоимостью. С этой целью у нас организуются предприятия пятого и шестого технологических укладов - фармацевтические, оптико-электронные, в том числе основанные на био- и нанотехнологиях, совершенствуются традиционные производства четвертого технологического уклада. За последние 5 лет в стране создано более 400 предприятий и важнейших производств, из них свыше половины новые, построенные «с нуля» инновационные компании.

Экспортная высокотехнологичная продукция белорусских предприятий завоевала свою нишу на мировом рынке: карьерные самосвалы занимают 30%, электротранспорт - 25, калийные удобрения - 11, тракторы - 10, льноволокно - 9, комбайны - 7, холодильники - 2%. Реализованы проекты по развитию линейки тракторов «Беларус», повышению качества и производительности зерноуборочных комбайнов, на БелАЗе создано производство карьерных самосвалов грузоподъемностью 320 т.

- Какие отрасли готовы предложить наиболее интересные для инвестирования проекты?

- Инвесторы нужны в самых различных сферах. Это химическая и нефтехимическая промышленность, черная металлургия, нефтепереработка, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая индустрия, мебельная отрасль, энергетика, фармацевтика.

Уже сегодня Беларусь активно вкладывает собственные и заемные ресурсы в объекты нефтепереработки, химии и нефтехимии, модернизирует машиностроительные заводы. Предсто-
ит решить задачи сохранения экспортного потенциала нефтехимического комплекса за счет углубления переработки нефти до 92%. Будут реализовываться проекты тонкой и малотоннажной химии, предусмотрено строительство крупного химического комбината по переработке хлористых калия и натрия.

В энергетике принято решение о выполнении программы строительства 160 мини-ТЭЦ с использованием местных природных ресурсов - древесной щепы, торфа и бурого угля. Через 2-3 года они появятся практически в каждом районе Беларуси. В ближайшее время предполагается реализация ряда инновационных проектов, важнейшими из которых являются: ввод парогазовых мощностей на Минских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-5, Лукомльской и Березовской ГРЭС, строительство АЭС и Зельвенской КЭС на угле.

Использовать ветроэнергетический потенциал планируется за счет строительства ветропарков. Например, в Дзержинском районе Минской области в 2011-2013 гг.
предстоит построить ветровой парк электрической мощностью 160 МВт. В целом мощность ветропарков, которые планируется создать за 2011-2015 гг., может достичь 300 МВт. Предполагается также строительство 39 биогазовых комплексов и энергоисточников на свалочном газе.

В машиностроительном комплексе, куда входит порядка 40 под-отраслей, создается более 20% ВВП. Лидирующая роль принадлежит автотракторному и сельскохозяйственному машиностроению, которое ориентировано преимущественно на экспорт. Развитие этих отраслей уже вышло за рамки национальных границ. Мы создаем сборочные производства своих тракторов, автомобилей, сельхозтехники в десятках стран, практически на всех континентах, в т.ч. и в странах ЕС. Это также интересный и перспективный бизнес, и он должен заинтересовать европейских инвесторов.

- Как Беларусь развивает свой транзитный потенциал?

- Через территорию страны проходят два трансъевропейских транспортных коридора общей протяженностью 1520 км. По ним ежегодно транзитом проезжает более миллиона грузовых автотранспортных средств. Мы рассчитываем в разы увеличить объем транзитных перевозок в ближайшее время благодаря членству нашей страны в Таможенном союзе.

В республике уже принят ряд нормативных актов, направленных на повышение транзитной привлекательности. Построены объекты придорожного сервиса, проведены реконструкция автомобильных дорог, работы по развитию инфраструктуры авто- и железнодорожных пунктов пропуска. Продолжится масштабная модернизация транспортных коммуникаций, строительство транспортно-логистических центров. Мы приглашаем к участию в этих проектах иностранных инвесторов.

Сегодня в Орше строится крупный промышленно-логистический парк «Европа-Азия» с центром международной оптовой торговли. Для его успешной работы имеются все предпосылки: аэродром, железнодорожная ветка и два международных транспортных коридора, проходящих вблизи планируемого места строительства парка. Сроки реализации проекта - 2010-2014 гг., стоимость - около 500 млн. долл.
Есть и более масштабный проект. Благодаря поезду «Марко Поло», соединяющему итальянский город Портогруаро и белорусский Брест, грузы в страны Азии, а оттуда в Западную Европу могут доставляться в 2-3 раза быстрее: вместо 40-60 - всего за 15-20 суток. По проекту «Марко Поло» уже пошли первые контейнеры с грузами из Китая в направлении Евросоюза.

Со странами Балтийского региона мы осуществляем успешные проекты в южном направлении. Функционируют контейнерные поезда «Викинг» и «Зубр». Потенциал этих маршрутов будет нарастать за счет скандинавских стран и региона Черного моря.

В соответствии с программой развития логистической системы РБ на период до 2015 г. суммарный объем работы транспортно-логистических центров общего пользования может составить 25-30 млн. т грузов в год.

Создав логистический центр в Бресте, инвестор получит возможность обеспечивать перераспределение товарных потоков по территориям Беларуси, России и Казахстана. Наибольший грузопоток экспортно-импортных грузов поступает в Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Мозырь, Оршу, Пинск, и происходит также из них. В этих городах, а также в свободных экономических зонах планируется создать систему транспортно-логистических центров. Учитывая, что для их строительства не все СЭЗ располагают значительными свободными территориями (требуется 60-100 га), есть возможность передачи
в ведение их администраций земельных участков, не примыкающих непосредственно к территориям СЭЗ, но имеющих определенную инфраструктуру.

- Какая роль в привлечении инвесторов отводится процессам приватизации?

- Беларусь рассматривает приватизацию как способ привлечения стратегических инвесторов, которые смогут повысить эффективность работы белорусских предприятий. С 1991 г. преобразовано в акционерные общества и приватизировано около 5 тыс. белорусских компаний.

Практически реформированы предприятия сферы услуг, торговли, пищевой, легкой и деревообрабатывающей промышленности, строительной индустрии. Акционирован ряд крупных компаний нефтехимического и машиностроительного комплексов. Преобразованы в ОАО такие крупные республиканские предприятия, как МАЗ, БелАЗ, БелОМО, «Интеграл», «Горизонт» и др.
В последние годы был осуществлен ряд крупных сделок с принадлежащими государству акциями. Проданы пакеты ОАО «Белтрансгаз», ОАО «МотоВело», компании «Велком», акций ЗАО «Бест», а также Белвнешэкономбанка и БПС-Банка.

Правительство Беларуси и швейцарская компания «Франк Мюллер» 29 июня 2010 г. подписали договор о реализации инвестиционного проекта на ОАО «Минский часовой завод». Начальный объем инвестиций по этому договору составит более 10 млн. долл.

Сегодня у инвесторов есть возможность приобрести убыточные предприятия по льготным ценам, в том числе и за символическую сумму в размере одной базовой величины (около 11 долл.). Безусловно, такие выгодные условия инвестирования налагают ряд требований. Так, при осуществлении подобной сделки новый собственник обязан в установленном порядке обеспечить реализацию инвестиционного проекта. Кроме того, с 2007 г. инвесторы могут приобретать для реализации инвестиционных проектов отдельные объекты недвижимости на аукционах также за одну базовую величину.
Чтобы создать благоприятные условия для иностранных инвестиций, приняты решения, направленные на совершенствование процессов проведения аукционов (конкурсов), порядка распоряжения государственным имуществом, развитие арендных отношений. Соответствующие положения утверждены постановлением Совета Министров от 31 декабря 2010 г. №1929.

В республике проводится политика изменения структуры собственности. Сформирован план приватизации на 2011-2013 гг., в соответствии с которым к концу этого срока будет завершено акционирование всех государственных предприятий. В текущем году планируется создание холдинговых структур на базе ОАО «Брестмаш» и ОАО «Интеграл», что позволит передать управляющим компаниям холдингов часть полномочий Министерства промышленности (по проведению согласованной финансовой, инвестиционной и производственной политики, разработке планов перспективного развития, сбытовой политики). В перспективе - формирование в Беларуси холдингов посредством интеграции национальных субъектов хозяйствования с уже действующими транснациональными корпорациями.

Таким образом, наша страна делает все возможное для повышения своей инвестиционной привлекательности и создания благоприятных условий для иностранных инвесторов. Дополнительные возможности для зарубежных компаний открываются также благодаря Таможенному союзу Беларуси, России и Казахстана.

Справка журнала «Директор»

Белорусская торгово-промышленная палата объединила весь спектр белорусского предпринимательства - от представителей малого бизнеса до крупных предприятий, холдингов, министерств и комитетов - более 1700 организаций. Кроме того, в ряды членов Палаты вступили 10 иностранных компаний: 6 из КНР, 2 из России и по 1 из Бельгии и Польши.

БелТПП является членом Международной торговой палаты, Ассоциации европейских торговых палат, Международного Совета Торгово-промышленных и хозяйственных палат стран Центральной и Восточной Европы и членом Совета ТПП стран Центральной Европейской Инициативы. С мнением палаты считаются ведущие профильные зарубежные организации.
В Китае, России и Германии на постоянной основе работают офисы БелТПП. Во Вьетнаме, Индии, Италии, Казахстане, Латвии, России, Сербии, Сирии, Турции, Украине, Филиппинах, Швеции, Эстонии и др. находятся 30 общественных представителей, готовых оказать помощь всем, кто хочет работать с Республикой Беларусь.

Палата оказывает широкий спектр услуг, в том числе и внешнеэкономических, среди которых такие важные виды деятельности как:
•    организация деловых визитов и приемов;
•    обеспечение информационного обмена по всем вопросам внешнеэкономической деятельности, в том числе и между ТПП мира;
•    размещение коммерческих предложений в Беларуси и за рубежом, обеспечение издательской деятельности;
•    консалтинговые услуги по вопросам внешнеэкономической деятельности;
•    услуги по экспертизе, сертификации, оценке имущества, в том числе и государственного;
•    юридические услуги в части аудита значимых экспортно-импортных контрактов;
•    сопровождение контрактов и бизнес-проектов;
•    выдача карнетов А.Т.А.;
•    выставочная деятельность: БелТПП проводит 80% Национальных выставок и экспозиций РБ за рубежом, организует Международные и региональные выставки, в т.ч. в рамках трансграничного сотрудничества, а также ярмарки-продажи белорусской продукции в городах России и Украины.

В системе БелТПП действует 6 областных отделений с филиалами и представительствами в 38 городах. Учреждены коммерческие организации - УП «Белпатентсервис» и «Центр делового образования», Международный арбитражный суд при БелТПП и УП «Белинтерэкспо», которое является крупнейшим белорусским оператором по организации национальных выставок и экспозиций за рубежом.
С учетом роли БелТПП в экономической жизни страны и ее высокого рейтинга доверия у отечественных предприятий созданы советы делового сотрудничества с Австрией, Индией, Ираном, Казахстаном, Молдовой, Сирией, Украиной, Турцией, Сербией, Сирией, Катаром и Землей Саксония. БелТПП активно работает с деловым Советом «Беларусь-ЕС», расположенным в Брюсселе и, начиная с 2008 г., ежегодно проводит финансово-инвестиционные форумы, в которых участвует не менее 200 человек.

БелТПП - член трех рабочих групп Координационного совета по иностранным инвестициям, постоянно собирает и публикует предложения по инвестиционным проектам, регулярно знакомит иностранные фирмы с возможностями работы в Беларуси.

Белорусская торгово-промышленная палата
220029, г. Минск, ул. Коммунистическая, 11
Тел.: + 375 17 290-72-49
Факс + 375 17 290-72-48
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
http://www.cci.by