Придут ли в кино продюсеры?

Людмила КОНОНОВА

Виталий ЧЕРВЯКОВ, директор студии игровых фильмов киностудии «Беларусьфильм»Кино остается одной из наиболее востребованных населением услуг, хотя самыми кассовыми по-прежнему являются ленты импортного производства. На сентябрьской встрече по вопросам развития кинематографии с главой государства все, причастные к кинопроизводству, согласились с тем, что необходимы перемены.

В последние три года на киностудии «Беларусьфильм» сделаны важные шаги в достижении этой цели: увеличился выпуск фильмов, появились совместные проекты, закуплено новое оборудование, начата масштабная реконструкция киностудии. Свидетельством высокого качества и профессионализма являются 107 наград, полученных только в 2007-2010 гг. на различных кинофестивалях.

Но достаточно ли этого? Свое мнение о сегодняшнем состоянии белорусского кинематографа и перспективах его развития высказал директор студии игровых фильмов киностудии «Беларусьфильм» Виталий ЧЕРВЯКОВ. Он убежден, что «страна, которая в состоянии самостоятельно производить кино, подтверждает, что ее экономика крепкая».

- Виталий Анатольевич, можно ли измерять показатели работы организации, «делающей» кино, классическими экономическими категориями, в том числе размером прибыли, или здесь действуют другие параметры?

- Кино - не машиностроение, не строительство, оно создает продукт, который одновременно является интеллектуальным, социальным и технологическим. Поэтому и критерии оценки должны быть несколько другие, чем в промышленности. Во-первых, срок производства картины от 9 до 14 месяцев. Во-вторых, лента, если она не выпущена под заказ, должна найти своего покупателя, что занимает в среднем от 6 до 10 месяцев. Таким образом, даже через год после выхода картины выводы об окупаемости делать рано. В-третьих, кино - это социальный продукт, который несет в себе вечные ценности, «воспитывая» население. В-четвертых, хороший фильм, как интересный и качественный продукт, востребованный самым искушенным зрителем, позволяет заявить всему миру о стране-производителе, повышает ее инвестиционную привлекательность. Визитной карточкой Беларуси являются картины, которые вошли в «золотой фонд»: «Белые росы» Игоря Добролюбова; «Через кладбище», «Я родом из детства» Виктора Турова, «Красная шапочка» и «Приключения Буратино» Леонида Нечаева. В то же время, по данным российских аналитических журналов, из 300 фильмов, выпускаемых в этой стране, за год окупается не более 10. Это свидетельствует не о том, что фильмы плохие или невостребованные, а о том, что кино нельзя оценивать как стандартное производство.

Визитной карточкой Беларуси являются картины, которые вошли в «золотой фонд»: «Белые росы» Игоря Добролюбова; «Через кладбище», «Я родом из детства» Виктора Турова, «Красная шапочка» и «Приключения Буратино» Леонида Нечаева. В то же время, по данным российских аналитических журналов, из 300 фильмов, выпускаемых в этой стране, за год окупается не более 10. Это свидетельствует не о том, что фильмы плохие или невостребованные, а о том, что кино нельзя оценивать как стандартное производство. - В последнее время много говорится о необходимости создания государственного продюсерского центра в нашей стране, который мог бы привлекать инвестиции в кинопроизводство и заниматься продвижением национального кино. Что необходимо для его эффективной работы?

- Сегодня в нашей стране функции продюсерского центра фактически выполняет Департамент по кинематографии, созданный при Министерстве культуры. Однако вряд ли можно сказать, что в этом направлении ведется системная работа.

Известно, что белорусский кинорынок тесно связан с российским. На протяжении последних 15 лет в России кинопроизводство «созрело» как отдельный серьезный бизнес, приносящий существенный доход и людям, которые занимаются кино, и государству. Нашу страну представители российского кинобизнеса используют как площадку, где есть высококвалифицированные специалисты и мощная производственная база. Кроме того, сама Беларусь - ее природа, архитектура, памятники истории - является уникальной съемочной площадкой. Однако поток инвестиций в эту область очень мал, не созданы привлекательные условия, в том числе и на законодательном уровне, для привлечения продюсеров и частного капитала.

На встрече с Президентом РБ министр культуры заявил, что в ближайшее время планируется создание продюсерского центра. Когда он начнет работать, бюджетные деньги будут на конкурсной основе распределяться между государственными и частными кинопроизводящими организациями и продюсерами.

История развития кино различных стран, в том числе и России знает множество примеров того, как после получения значительных сумм бюджетных денег частные продюсеры и компании просто исчезали, а государство не получало ни продукта, ни денег. Схема проста: услуги по производству фильма заказываются не в своей стране, а за рубежом, где их стоимость в 10-20 раз дороже. Поэтому деньги уходят из бюджета, а продукт - фильм - получается, как правило, сомнительного качества.

Чтобы наша страна не совершила подобных ошибок, считаю, необходимо следующее. Во-первых, создать равные условия для государственных и частных компаний. Это означает, что сначала кинопроизводящая компания должна доказать, что она в состоянии снять качественный фильм. Для этого, по моему мнению, необходимо ввести лицензирование: разрешительный порядок позволит очистить рынок от непрофессиональных и сомнительных «киношников».

Во-вторых, следует сформировать льготную систему налогообложения. В сегодняшних условиях кинобизнес убыточен, и нужны на какое-то время «тепличные» условия для того, чтобы он вырос. Сегодня, например, киностудия «Беларусьфильм» из полученных на производство фильмов бюджетных средств около 60% возвращает государству в виде налогов, что, безусловно, отражается на качестве продукции.
 Такой налоговый пресс заставляет продюсеров уходить в тень. Берутся заказы в России, которые оплачиваются преимущественно наличными деньгами. Например, снимается 12-серийный фильм за 1 тыс. долл. (по документам), хотя даже по минимальным расценкам это стоит от 800 тыс. до 1,4 млн. Тех, кто так работает, правильнее называть пиратами, чем продюсерами.

 

Известно, что белорусский кинорынок тесно связан с российским. На протяжении последних 15 лет в России кинопроизводство «созрело» как отдельный серьезный бизнес, приносящий существенный доход и людям, которые занимаются кино, и государству. Нашу страну представители российского кинобизнеса используют как площадку, где есть высококвалифицированные специалисты и мощная производственная база. Кроме того, сама Беларусь - ее природа, архитектура, памятники истории - является уникальной съемочной площадкой. Однако поток инвестиций в эту область очень мал, не созданы привлекательные условия, в том числе и на законодательном уровне, для привлечения продюсеров и частного капитала.

 

Привлечь же частных инвесторов на законных условиях можно только продуманной, отрегулированной системой, которая в данный момент формируется, и, надеюсь, скоро заработает не в ущерб киностудии и государству в целом.

- На какой стадии сейчас находится процесс реконструкции киностудии? Что изменится после ее окончания?

- Обновление студии продолжается, а закончить реконструкцию планируется в декабре 2012 г. Это даст возможность увеличить количество и улучшить качество снимаемых фильмов. В целом появятся дополнительные возможности для привлечения инвестиций в страну. Будем надеяться, что вместе с обновлением киностудии «Беларусьфильм» произойдет и реконструкция всей (не побоюсь этого слова) киноиндустрии Республики Беларусь.

 

На встрече с Президентом РБ министр культуры заявил, что в ближайшее время планируется создание продюсерского центра. Когда он начнет работать, бюджетные деньги будут на конкурсной основе распределяться между государствен-ными и частными кино-производящими организациями и продюсерами.