Наступил этап «шлифовки»

Олег КВАША

 

Для повышения конкуренто-способности предприятий ТС было бы целесообразно пересмотреть таможенные пошлины, установив нулевые ставки на исходные материалы: трикотажное и эластичное полотно, вышивку, кружева, бретельные ленты.

 

Споры вокруг необходимости участия Беларуси в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном будут вестись ровно столько, сколько это объединение просуществует. У любой подобной межгосударственной структуры есть свои ярые сторонники и противники. Но основная масса сделает выводы, опираясь не на эмоции, а на холодный расчет - прямую выгоду. Большинство станет чутко реагировать на изменение условий своей работы (а они на каждом этапе развития межгосударственной структуры будут меняться). О том, как в настоящий момент оценивают свое положение белорусские участники ВЭД, рассказал председатель БСПН имени профессора М.С.Кунявского Георгий БАДЕЙ.

- Негативных оценок, ухудшения условий работы нет или почти нет. Более того, большинство участников ВЭД уверенно отметили упрощение процедур ввоза и вывоза, гигиенической регистрации и сертификации товаров, в том числе происходящих из третьих стран. Особенно это актуально для малых и средних предприятий, которые импортируют или экспортируют небольшие партии продукции.

Вступивший 6 июля 2010 г. в силу Договор о Таможенном союзе разрешил и ряд других вопросов, свидетельствующих о целесообразности участия Беларуси в ТС. Например, из-за использования заведомо неправильной методики проведения анализа фарфоровой продукции в начале текущего года испытывало трудности при работе на российском рынке ЗАО «Добрушский фарфоровый завод». С принятием нового технического регламента Таможенного союза, определившего единые обязательные требования к продукции и правила допуска ее на общий рынок, все претензии к отечественному предприятию были сняты.
Впрочем, учитывая малый срок функ-ционирования ТС в новом виде, делать окончательные выводы о его достоинствах и недостатках преждевременно. Создание полноценного объединения - длительный процесс, конечная цель которого - единое экономическое пространство. Но чтобы пройти весь путь, предстоит проделать большую и трудную работу по унификации законодательств. Надо создать равные условия хозяйствования, в т.ч. налогообложения, ценообразования, доступа на рынки стран-участниц. Необходимо снять все искусственные ограничения на свободное перемещение товаров, услуг, денег и рабочей силы.

К сожалению, на этом пути имеется достаточно много больших и малых, известных и не всем известных проблем и интересов. К отрицательным примерам можно отнести ситуацию, сложившуюся вокруг белорусских субъектов хозяйствования, желающих выйти на строительный рынок России. Одним из условий допуска к тендерам является участие в так называемых саморегулируемых организациях, а его стоимость не всегда подъемна для малых предприятий.

Кроме того, по отдельным позициям ставки таможенной пошлины повысились более чем на 20%. В этом вопросе должен преобладать более взвешенный подход, особенно когда речь идет о сырье и материалах, производства которых на территории стран ТС не существует.

Ныне действующие правила вредят конкретным предприятиям. Например, ЗАО «Милавица» лишилось существующих в 2009 г. преференций по ввозным таможенным пошлинам. Несмотря на то что материалы для изготовления корсетных изделий являются очень специфическими и не производятся на территории ТС, сбор на комплектующие вырос с 3,5 до 12,5%. Для бизнеса, конкурирующего на рынках СНГ с дешевой китайской продукцией, данный рост неприемлем. В результате «Милавица» вынуждена сворачивать часть инвестиционных программ, что в долгосрочной перспективе может привести к снижению объемов экспорта и падению рентабельности. Подобная ситуация складывается и в ОАО «Белфа», выпускающего изделия из искусственного меха.

Для повышения конкурентоспособности предприятий ТС было бы целесообразно пересмотреть таможенные пошлины, установив нулевые ставки на исходные материалы: трикотажное и эластичное полотно, вышивку, кружева, бретельные ленты.

Еще одной проблемой стало изменение статуса «Добросовестный участник ВЭД», позволявшего предприятиям (в частности, ЗАО СП «Отико») пользоваться рядом преимуществ. Так, они могли помещать товары под таможенный режим свободного обращения и применять их по своему усмотрению до представления декларации и исполнения налогового обязательства, получали пломбираторы либо иные используемые для наложения средств идентификации приспособления на товары и транспортные средства, подлежащие вывозу из Беларуси, а также имели право стать участниками национальной автоматизированной системы электронного декларирования. Но с 6 июля в соответствии с новым Таможенным кодексом статус добросовестного участника ВЭД переименован в институт уполномоченного экономического оператора.

Однако чтобы получить новый статус, предприятие должно обеспечить уплату таможенных пошлин и налогов на сумму, эквивалентную 1 млн. евро. Если же оно производит и экспортирует товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, то 150 тыс. евро. При неисполнении требования свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов автоматически отзывается. Но законопослушность и платежеспособность - не тождественные понятия. Учитывая, что ежемесячные платежи, связанные с таможенными процедурами, у многих белорусских предприятий в 4-5 раз ниже, такая сумма за «перерегистрацию» статуса становится просто неподъемной.

Высказывают представители бизнес-структур и иные пожелания. ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» сообщило о заинтересованности в скорейшей разработке и вступлении в силу нормативного акта, регламентирующего деятельность свободных складов, причем значительно облегчило бы работу юридических лиц четкое указание, какие товары запрещены к размещению. Было бы целесообразно также максимально расширить перечень совершаемых внутри свободных складов операций.

Еще один общий и болезненный для субъектов хозяйствования вопрос - взимание, подтверждение и возврат НДС. Компании мало волнуют вопросы зачисления этого налога в тот или иной бюджет. Прежде всего их интересуют проблемы, связанные с подтверждением поставок продукции в Россию, а теперь и в Казахстан, т.е. применение нулевой ставки и сроки возврата НДС. Не надо забывать то, что в Беларуси и России действует упрощенная система налогообложения, которая может и вовсе не выделять этот налог.

Тем не менее, пока законодательно не разрешены вышеназванные противоречия, компании вынуждены нести немалые издержки по открытию различных представительств, филиалов и т.д. Оптимальным решением этого вопроса мог бы стать поиск вариантов подтверждения и распределения НДС между бюджетами стран ТС. Смогла же комиссия Таможенного союза согласовать механизм и пропорции зачисления в бюджеты ввозных пошлин.

Пока не решен и вопрос с применением нулевой ставки НДС в отношении товаров, экспортируемых транзитом через Казахстан. Предприятию необходимо направлять в уполномоченные органы этой страны заверенные копии грузовых таможенных деклараций. Данная процедура занимает длительное время (более 60 дней со дня отгрузки), из-за чего белорусские компании вынуждены облагать данные обороты по ставке 20%, что отвлекает денежные средства. Позволит решить данную проблему налаживание электронного обмена информацией между таможенными органами Беларуси и Казахстана по примеру практики с Россией.

Также требует пристального внимания и введение с 1 января 2011 г. новой таможенной декларации. По имеющимся сведениям, разработка программного обеспечения задерживается, что затрудняет процесс внедрения документа.

Барьеры внутри ТС, безусловно, необходимо снимать. Они вредят не только отечественным субъектам хозяйствования, но и по ряду пунктов - предприятиям стран-партнеров. Хочется верить, что все проблемные вопросы совместными усилиями будут успешно разрешены, и единое экономическое пространство удастся создать.

 

Барьеры внутри ТС, безусловно, необходимо снимать. Они вредят не только отечественным субъектам хозяйствования, но и по ряду пунктов - предприятиям стран-партнеров. Хочется верить, что все проблемные вопросы совместными усилиями будут успешно разрешены, и единое экономическое пространство удастся создать.