О чем сигнализируют рейтинги?

Анна МАРКОВСКАЯ

Евгений БУРЫЙ, директор агентства «Кредит-Рейтинг» Участие в международных рейтингах жизненно необходимо, когда то или иное государство стремится заявить о себе в мировом масштабе. Тему влияния страновых рейтингов поднял на форуме «Имидж Республики Беларусь» директор агентства «Кредит-Рейтинг» Евгений БУРЫЙ.

- Одна ремарка об отсутствии кредитных рейтингов не позволила бы Беларуси выпустить евробонды, - отметил он. - Хотя присвоенные несколько лет назад компанией Standard & Poor's суверенные рейтинги РБ достаточно низкие, тем не менее они уже позволяют разговаривать на одном языке со всем остальным миром.

Информации сейчас много, разобраться в ней сложно, поэтому все чаще не только обыватели, но и бизнес-аудитория ориентируются именно на рейтинги, поскольку нет более емкого, однозначного способа характеристики состояния дел. Рейтинг легко запомнить и понять. При этом важен авторитет института, который расставляет страны по занимаемым ими местам, будь то международное рейтинговое агентство, ООН, Всемирный банк либо Всемирный экономический форум. В экспертном сообществе прижилось мнение, что в мире есть две супердержавы - США и Moody's, который может уничтожить финансово, присвоив низкий рейтинг.

Сегодня Беларусь стремится войти в тридцатку стран (а по некоторым данным, и в двадцатку) по уровню простоты и легкости ведения бизнеса в рейтинге Doing Business, разработанном Всемирным банком в 2004 г. В нем участвуют 183 страны. Каждая оценивается по 10 критериям: показателю регистрации предприятий и собственности, лицензированию в сфере строительства, найму рабочей силы, кредитованию, защите инвесторов, налогообложению, международной торговле, обеспечению исполнения контрактов и ликвидации предприятий. В 2010 г. Беларусь в данном рейтинге вышла на 68-е место. Можно считать, что определенных имиджевых целей мы достигли. Но важно не только высокое место, но и динамика изменений. Недаром Беларусь официально названа одной из ведущих стран-реформаторов в мире. Если в том же режиме продолжать 3-5 лет, то этот статус может закрепиться за страной без особых проблем. Та целевая аудитория, которая является потребителем данного рейтинга, сможет воспринимать Беларусь как продвинутую, современную, инновационную, развивающуюся страну, отвечающую всем мировым стандартам, и, по крайней мере, не отстающую. Присутствует одно существенное огорчение: 183-е место по уплате налогов. В силу этого параметра очень сложно продвигать идею «рая» для инвестиций и бизнеса. Государство работает над этим вопросом. Поставлена цель к 2013 г. существенно изменить позицию - до 70-го места. Посмотрим, что из этого получится, поскольку процесс реформирования налоговой системы достаточно сложный. Очевидно, придется искать другие аргументы, которые будут привлекать зарубежных инвесторов в страну.

Текущий уровень рейтинга и динамика его изменения служат сигналами, что наши конкуренты нас опережают, заставляют развиваться. Но не всегда «приклеенные» оценки берутся на вооружение. Так, Беларусь не имеет большой позитивной динамики в рейтинге экономической свободы - 150-е место в 2010 г. согласно методике Index of Economic Freedom (учрежден фондом The Heritage Foundation (Вашингтон) при участии и поддержке The Wall Street Journal). Индекс экономической свободы рассчитывается на основе 10 субиндексов: свобода бизнеса, свобода торговли, фискальная свобода, расходы правительства, свобода цен, свобода инвестиций, свобода финансового сектора, защита прав собственности, уровень коррупции и свобода рынка труда.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности - The Global Competitiveness Index (проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете) - один из авторитетных. К сожалению, Беларусь там не представлена. Также не отражена она в рейтинге туристической конкурентоспособности стран (составляет Всемирный экономический форум (ВЭФ) совместно с Международной ассоциацией авиаперевозок (IATA), Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC) и Всемирной туристической организацией ООН (UNWTO)).

- Есть объективные факторы, которые не позволяют предоставлять информацию о себе, - поясняет Е.Бурый. - Тем не менее, отсутствие в этих всемирных рейтингах выглядит несколько странным. Если государство не участвует в них, не является открытым, не готово давать информацию о себе, то это вызывает вопросы, сомнения, провоцирует мысли о рисках, и в конечном итоге приводит к отсутствию интереса к стране.

В рейтинге национального благосостояния - Legatum Global Prosperity Index (публикуется британским независимым научно-исследовательским институтом Legatum) есть успех - Беларусь с 85-го места перемесилась на 54-е. Согласно методологии проекта рейтинг страны определяется путем вычисления средневзвешенного значения субиндексов, отражающих такие составляющие благосостояния, как ключевые макроэкономические показатели, качество образования и здравоохранения, развитость демократических институтов, организацию управления, бизнес и инновации, социальный капитал и личную свободу.
По индексу восприятия коррупции - Corruption Perceptions Index (рассчитывается международной организацией Transparency International) отмечены незначительные изменения. В результате - 127-е место (в 2009 г. - 139-е), что, конечно же, не добавляет гордости. А между тем это индекс показателя делового климата в стране. И инвестор обращает внимание на цифру.
В рейтинге человеческого развития - Human Development Index (ООН) место Беларуси стандартно высокое - 61-е. Индекс качества жизни - Quality of Life Index (публикуется изданием International Living) включает в себя девять субиндексов: стоимость проживания (с учетом налогов), культура и досуг, экономика, окружающая среда, уровень свободы, здравоохранение, инфраструктура, риски и безопасность и климат. Позиции Беларуси в нем опустились с 109-го места на 119-е.

Как отметил Е.Бурый, кроме непосредственного влияния высоких позиций в рейтинге следует учитывать, что можно вполне объективно смотреть на свои слабые и сильные стороны.

- Если мы хотим говорить о себе как о нации высокоинтеллектуальной в сфере медицины, здравоохранения, давайте обратимся к данным исследований, - предлагает эксперт. - Все рейтинги, где присутствует медицина, не покажут ее высокого качества, хотя по статистике мы - вторая страна в мире после Кубы с самым высоким количеством врачей на душу населения. Но судя по тем рейтингам, в которых по здравоохранению мы занимаем не самые лучшие места, количество в качество не переходит.

 

Сегодня Беларусь стремится войти в тридцатку стран (а по некоторым данным, и в двадцатку) по уровню простоты и легкости ведения бизнеса в рейтинге Doing Business, разработанном Всемирным банком в 2004 г.
Все вышесказанное приводит к мысли о необходимости использования рейтинговых механизмов и инструментов для того, чтобы продвигать страну. В ходе дискуссии прозвучал вопрос: каким образом выстраивать стратегию развития, если многие институты держат методики своих рейтингов в секрете? За деньги, причем небольшие, расшифровку рейтингов можно получить. Методологии отработаны и постоянно совершенствуются, к ним проявляют доверие правительства разных государств. Между тем, как справедливо замечено экспертами, существуют субъективные рейтинги. Как к ним относиться? Может, создавать антирейтинги? Они, кстати, существуют, но не пользуются особой популярностью.

 

- Не надо антирейтингов, есть другой интересный ход, который вряд ли вызовет принципиальные возражения, - предложил рассмотреть эту проблему участвовавший в конференции сотрудник кафедры менеджмента Российской академии государственной службы Александр ПАНКРУХИН. - Давайте посмотрим, из чего состоит рейтинг. И даже в самом низком месте вы найдете компоненты, по которым достаточно неплохо выглядите. Инвестору, туристу важен не совокупный рейтинг, а конкретные позиции. Более того, значительная часть отображенной в рейтингах информации - это экспертные оценки, а не данные статистики. Получается, что мы «меряем» даже не среднюю температуру по больнице, а среднюю температуру у врачей этой больницы.

По мнению гостя из России, частные инвесторы игнорируют рейтинги и идут не в регион №1 по инвестиционной привлекательности, а в другой, потому что, доверяя своему нюху, чувствуют, что могут оказаться очень ценимыми именно в этом социуме.