Стране нужны имиджмейкеры

Лика РОМАНЧИК

 

В презентацию Беларуси входят сведения о внешнеторговом сальдо, защите отечественных производителей и программах импорто-замещения, а также о мерах стимулирования экспорта. Бизнесменам рассказывают о крупнейших белорусских предприятиях, наличии в РБ свободных экономических зон, Парка высоких технологий.

 

Отсутствие финансовых средств на PR-мероприятия - проблема актуальная как для белорусских предприятий, так и для всей страны, которая нуждается в продвижении ничуть не меньше, чем субъекты хозяйствования. Если идеи того, как представить Беларусь иностранным гостям и инвесторам в самом лучше свете, найти еще можно, то вопрос, за чей счет эти задумки реализовать, пока остается открытым. Такой вывод позволяет сделать прошедший в Минске 25-26 ноября Первый Международный форум «Имидж Республики Беларусь: позиционирование и продвижение городов и регионов».

Один из участников Международного форума, представитель Швеции Леннарт ЛИНДОФФ, который с 1974 г. работает в различных экспортных отраслях своей страны, рассказал о том, как он представляет нашу республику шведам, чтобы заинтересовать их возможностями для ведения бизнеса в Беларуси. Кроме общей информации о стране и о том, что она является частью Европы, вниманию шведского делового сообщества предлагаются цифры, показывающие динамику развития бизнеса в нашей стране, уровень инвестиций по годам и информация об условиях их привлечения. В презентацию Беларуси входят сведения о внешнеторговом сальдо, защите отечественных производителей и программах импортозамещения, а также о мерах стимулирования экспорта. Бизнесменам рассказывают о крупнейших белорусских предприятиях, наличии в РБ свободных экономических зон, Парка высоких технологий. Потенциальных инвесторов информируют и о том, какие организационно-правовые формы регистрации иностранных компаний возможны, предупреждают о необходимости получения постоянных консультаций у белорусских юристов во избежание нарушения законодательства. В заключение дается информация о знаменитостях, выходцах из Беларуси (упоминаются художник Марк Шагал, модельер Ральф Лорен и композитор Ирвинг Берлин). Затем делаются выводы: рынок республики развивается, страна приветствует новые бизнесы и инвесторов, экономика имеет сильную социальную направленность. Вот в таком сжатом виде шведские бизнесмены получают информацию о нашей стране.

Но если для инвестора в первую очередь важен бизнес-климат государства, то туристам нужно совершенно другое. Опыт западных государств показывает, что в туристических целях лучше позиционировать не страну, а отдельные населенные пункты. Как заметил Денис ВИЗГАЛОВ, руководитель проектов фонда «Институт экономики города» (РФ), в отличие от имиджа страны, который сильно зависит от действий политиков и постоянно меняется, «лицо» городов характеризуется устойчивостью и постоянством. Любой по размеру населенный пункт может привлечь к себе внимание необычной историей. Например, в России, насчитывающей около 1100 городов, кроме Великого Устюга, ставшего «родиной» Деда Мороза, известностью пользуется небольшой городок Мышкин на Волге, где открыт Музей мыши и введена своя валюта - «сырр».

В Беларуси 80% населенных пунктов составляют малые города, но в них живет всего 12% населения. Чем они могут привлечь иностранцев, если ими мало интересуются даже белорусы? Кто и как будет их позиционировать? Генеральный директор Центра стратегического развития Анатолий АКАНТИНОВ отметил, что креативные решения могут стать альтернативой недостатку денег. Но, по его словам, для Беларуси сегодня характерны не только материальные проблемы, но и нехватка активности. Опросы населения показывают, что даже собственный бизнес не отказалось бы основать только 15% белорусов. Из европейских стран этот показатель самый низкий во Франции - 24%.

Тем не менее, в рамках Международного форума был проведен конкурс работ «Творческая концепция имиджа Республики Беларусь». Можно было увидеть и интересные идеи, и творческую инициативу. Среди недавних успехов Беларуси на пути формирования позитивного имиджа стало успешное проведение международного конкурса «Дет-ское Евровидение», на котором присутствовали гости не только из 14 стран-участниц, но и из других государств, в том числе из США. Комплекс «Минск-Арена», где прошли выступления молодых исполнителей, поставил рекорд по присутствию на этом конкурсе журналистов (их было 220). Белтелерадиокомпании удалось привлечь для освещения события представителей таких популярных мировых СМИ как Reuters, Time, CNN - все они в своих репортажах о мероприятии положительно и доброжелательно отозвались о нашей стране. Чтобы подобные успехи стали правилом, не обойтись без финансового и творческого партнерства государства и частного бизнеса.