Собственный брэнд приносит больше прибыли

Александр КОЛЬСКИЙ

Андрей МАЩЕНКО, директор коммунального швейного предприятия «Витебчанка» Если не ставить перед собой амбициозных целей, то ничего и не добьешься. В этом убежден директор коммунального швейного предприятия «Витебчанка» Андрей МАЩЕНКО. В компании решили от работы на давальческом сырье перейти к раскрутке собственного брэнда, что позволит получить 1,5 млрд. руб. прибыли. А ведь только в этом году коллективу удалось выйти на рентабельную работу.

- Андрей Сергеевич, у нас при разработке нормативов ко всем предприятиям подходят одинаково. Например, повсемест-но борются за то, чтобы не было складских запасов. Но легкая промышленность имеет свою специфику. Здесь как в народной мудрости: «сани» нужно готовить летом… Оправданна ли такая излишняя регламентация?

- Действительно, если не выполняешь какие-то показатели, значит, работаешь плохо. При этом в причины, почему это происходит, никто особо не вникает. Мне кажется, нужно дать больше свободы руководителям предприятий, а не загонять их в рамки, спускать какие-то нереальные цифры, которые с точки зрения экономики иногда вообще не поддаются никакой логике.
Взять, к примеру, регламентацию складских запасов. В легкой промышленности без них не обойтись, потому что уже зимой мы начинаем шить летние коллекции, и наоборот, летом - зимние. Но когда руководителя отчитывают за складские излишки, то доходит до абсурда. Предприятия их в конце месяца «перебрасывают» в свои магазины, а оттуда - в начале следующего - товар возвращают обратно. Но кому нужен такой «футбол»? Необходимо также откорректировать устаревшие законодательные нормы, которые не работают на экономику страны.

Так, сегодня практически вся легкая промышленность использует давальческое сырье, выпуская продукцию из чужих тканей. И, как правило, у всех есть экономия, если специалисты сумели разложить по-другому детали, иначе раскроить ткань. Это очень хорошее сырье, качественное: итальянский драп, турецкие хлопчатобумажные ткани и т.д. Но что происходит дальше? Сказать об этом заказчику можно, но он захочет, чтобы мы сшили ему дополнительные изделия, заработав на этом, образно говоря, еще «пять копеек». Забирать ткань он не хочет, поскольку это очень дорого. Чтобы не было проблем с таможней, проще все это порезать и сдать как вторсырье. Но у нас руки не поднимаются искромсать 30 м итальянского драпа, когда из него можно сшить хорошие пальто или куртки и продать в магазине, чем предприятие и занималось в течение пяти лет. Ведь когда изделие продается, то платится налог с прибыли, люди получают зарплату, а значит, мы работаем на государственный интерес.

Но так как это ткани третьих стран, мы должны уплатить таможенную пошлину и НДС, и, естественно, стоимость продукции резко возрастает. Это же не поточные изделия, их всего 10-20 штук. А оптимальные трудозатраты по изготовлению - это тысяча изделий на потоке.

Мы пустили в дело остатки тканей, и в итоге таможня оштрафовала нас на 150 млн. руб. Это ощутимая сумма, ведь выпускаем продукции на 450 млн. в месяц. Позвонил на витебскую таможню, просил о рассрочке, потому что не может предприятие в одночасье изъять из оборота такие деньги. Нам ответили, что не имеют права, пришлось обращаться в Таможенный комитет РБ.

Возможно, когда-то такой подход и был оправдан. Но сегодня все предприятия целенаправленно уничтожают сэкономленное сырье, которое можно было бы переработать, изготовить хорошие изделия, отдать на собственный рынок и получить прибыль. Например, во Вьетнаме на государственном уровне было принято решение о том, что 10% сырья заказчики оставляют в стране, чтобы затем готовые изделия продавались на внутреннем рынке по более низким ценам. Таким образом, там создают не только дополнительные рабочие места, но и помогают населению снизить расходы.

 

Нужно дать больше свободы руководителям предприятий, а не загонять их в рамки, спускать какие-то нереальные цифры, которые с точки зрения экономики иногда вообще не поддаются никакой логике.

 

Сегодня «Витебчанка» растет и развивается, мы не выполняем лишь один показатель - величину средней заработной платы. Но у нас кроме головного предприятия в Витебске есть еще три филиала: в Ветрино, Дисне, Полоцке. В Дисне, самом маленьком городе РБ, расположенном в Миорском районе, наш филиал - единственный промышленный объект, который продолжает работать. На каждом предприятии нужны охрана, техники, электрики, но не может быть у охранника заработная плата 500 долл. Что касается швей, то хорошо зарабатывают те, кто хочет работать.

- Как вы видите перспективу своего предприятия?

- Когда я пришел сюда, то 95% продукции выпускалось с использованием давальческого сырья. Сегодня же 65% - сторонние заказы, 35% - собственное производство. Создали группу конструкторов и дизайнеров, провели ребрэндинг, придумали новый брэнд - «Модель’ви», образованный от двух слов: «модель» и «Витебск». Ранее к «Витебчанке», по крайней мере, у нас в области, было негативное отношение. Удивлялись, что предприятие еще не умерло, считали, что шьем только постельное белье. А оно, между тем, давно и прочно закрепилось на рынке сторонних заказов и приобрело репутацию высокопроизводительного изготовителя по пошиву высококачественной верхней одежды.

 

Конструкторско-дизайнерский отдел

 

Работали с такими компаниями как «Адидас», «Рибок», «Мекс», а своих изделий не было. Но постепенно, за два года наработали собственные коллекции. Пока в основном летние, потому что были обязаны шить из тканей Оршанского льнокомбината. И если вначале выпустили около 2 тыс. льняных изделий, то в 2009 г. - уже 8 тыс., в следующем году планируем пошить 10-12 тыс. Сейчас готовим весенние коллекции, по объему это составит около 1 млрд. руб., что даст примерно 300 млн. прибыли. То есть на собственной продукции получается совершенно иная рентабельность. Поэтому поставили главную задачу: развитие собственного брэнда, создание новых коллекций одежды, а в перспективе и торговой сети.

- А как у вас складываются взаимоотношения с белорусской торговлей?

- Это особая тема. Сегодня задача дизайнера состоит в том, чтобы разработать коллекцию. Допустим, женский костюм может состоять из трех частей: юбки, жакета, блузки. В целом они составляют комплект, но цены и этикетки делаем для каждого изделия отдельно. Почему? Дело в том, что идеальных фигур нет, поэтому необходим индивидуальный подбор каждого элемента одежды. Но что делают в магазине? Раз отдельно, то и изделия развешивают в разных концах зала. И весь наш труд идет насмарку. Если бы женщина увидела комплект, то, наверное, захотела бы его купить, но никто из продавцов не поможет ей составить из частей одно целое.

- Что вы наметили для себя на ближайшее будущее?

- Мы с моим заместителем по экономике запланировали в следующем году заработать 1,5 млрд. руб. прибыли. Ищем инвестора, потому что понимаем, что предприятие можно развивать и за счет собственных ресурсов, но без вливания извне на это уйдет много времени, а хочется быстрее. Подготовили инвестиционный бизнес-план, и он уже проходит оценку в горисполкоме. Хотим вложить 1,4 млрд. руб. в переоснащение производства. В прошлом году из инновационного фонда нам выделили 800 млн. руб., закупили новое оборудование, и это сразу принесло результат. Теперь стоит задача обновить его в филиалах, чтобы люди почувствовали, что они не брошены, о них заботятся. За счет этих вложений предприятие 5-6 лет сможет устойчиво развиваться и стабильно получать прибыль.

Коммунальное швейное предприятие «Витебчанка»
210001, Витебская обл.
г. Витебск, ул. Белорусская, 6а
Тел.: +375 212 36 62 00
Факс: +375 212 36 63 04
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.