Трудные вопросы легкой промышленности

Виттория СОЛЬСКАЯ

Николай ЕФИМЧИК, генеральный директор ОАО «Купалинка» В текущем году мировые цены на хлопок серьезно «подскочили», и подорожание не обошло стороной белорусские предприятия. Об этой и других проблемах отечественной трикотажной отрасли, а также о том, насколько эффективно они решаются, рассказывает генеральный директор ОАО «Купалинка» Николай ЕФИМЧИК.

- Николай Васильевич, как повлияло на работу предприятия повышение стоимости сырья?

- К сожалению, ценовая политика не всегда определяется маркетинговыми исследованиями и изучением рыночной конъюнктуры, чаще она зависит от внезапно изменившейся ситуации на сырьевом рынке. Скачок цен на изделия из хлопка произошел только несколько месяцев назад. Мы удерживали стоимость на одном уровне очень долго, до сентября. Но осенью наши товары подорожали на 15-20%, поскольку цена на сырье выросла на 40-50% за полгода. И как ситуация сложится в дальнейшем, пока неизвестно. Сейчас никто не подписывает договоров по фьючерсным сделкам: весь хлопок продается «сегодня на сегодня». Такое положение вещей объясняется неурожаем в основных сырьевых зонах: Пакистан затопило, Индию засушило, Китай «сгорел». То есть страны, которые являются крупнейшими производителями хлопка, остались без урожая. Узбекистан и Туркменистан не могут «закрыть» весь дополнительно возникший спрос. Надеяться, что сырье привезет Америка, тоже не приходится. Остается уповать на то, что следующий год будет более урожайным, и цены отрегулируются.

- Кто ваши основные поставщики сырья?

- Около 50% пряжи из хлопка мы закупаем у белорусских производителей, остальную часть - за рубежом. Стараемся поддер­живать отечественные компании как можем, но если принимать в расчет ценовой фактор и качественные показатели, то интереснее покупать пряжу за границей. Отечественных производителей достаточно - в Барановичах, Гродно, Ветке, Могилеве, но они не имеют собственного сырья и вынуждены возить хлопок за тысячу верст. Это, конечно, сказывается на конечной стоимости продукции и делает ее покупку экономически нецелесообразной: если у зарубежных производителей цена на пряжу растет на 10%, то у наших - на 15. При этом расходы ОАО «Купалинка» на доставку импортных нитей незначительные, если сравнивать с затратами белорусских поставщиков на транспортировку более легкого, но очень объемного материала - хлопка. Кроме того, иностранные производители пряжи используют сырье самого высокого качества и более совершенные технологии, а на белорусских предприятиях достигнуть аналогичного качества нити пока еще не получается. Я не хочу никого обижать, но такова ситуация. Современного покупателя не обмануть, люди уже научились видеть, что сделано хорошо, а что - плохо. ОАО «Купалинка» создает полотна из гребенной пряжи двух круток очень высокого качества, что способствует так называемой стабильности полотна, когда нет перекосов, «съезжания» швов после стирки.
Мы импортируем также новые смешанные нити: хлопок с шерстью или лайкрой, вискозу с этими добавками. Пробуем новое сырье из бамбука и тростника. Вынуждены закупать и те полотна, которые не в состоянии сделать сами из-за отсутствия нужного оборудования. Например, импортируем некоторые велюры. Покупаем ткани в Польше, Турции, Индии, Китае. Посещая ярмарки, подбираем наилучшего поставщика и начинаем работать - для этого и существует мировое разделение труда. Благодаря импорту современных материалов мы каждый сезон производим новые полотна, меняем ассортимент.
Что касается красителей, которые используются при создании тканей, то их приобретаем у лучших фирм-производителей Европы.

- Как компания выглядит на фоне конкурентов по стоимости и качеству товаров?

- Команда нашего предприятия выступает за этичный маркетинг. Какой бы высокой ни была конкуренция, всегда можно найти ту нишу, которая еще не заполнена. Это более продуктивно, чем искать недостатки у соперников и пытаться ими воспользоваться в своих интересах. Благодаря такому подходу у нас прекрасные отношения со всеми нашими партнерами и конкурентами в концерне «Беллегпром». В этой сфере деятельности работает много хороших компаний, и практически у каждой есть определенная целевая аудитория, свой потребитель. Можно сказать, что нашей продукцией мы дополняем друг друга.
Сегодня чуть более 40% выпускаемых нашей компанией изделий занимает бельевой трикотаж, почти 10% - блузки, джемпера и др. Около 30% предлагаемой нами одежды составляет женский ассортимент, 30% - мужской и столько же детский. Вот только с молодежью пока работать не получается: то ли мы не можем ее «догнать», то ли она нас все время перегоняет...

ОАО «Купалинка» находится в среднем ценовом сегменте, в то же время наши товары в два раза дешевле, чем у частной компании «Серж». А если сравнивать с импортом, то разница в стоимости - три и более раза.

 

К сожалению, ценовая политика не всегда определяется маркетинговыми исследованиями и изучением рыночной конъюнктуры, чаще она зависит от внезапно изменившейся ситуации на сырьевом рынке.

 

Мы предлагаем продукцию с улучшенными потребительскими свойствами и считаем качество наших изделий своим конкурентным преимуществом на рынке. Обновляем порядка пятидесяти моделей в месяц - этого достаточно, чтобы завоевать потребителя. Все разработки моделей осуществляются в собственной мастерской. То есть сами делаем полотна, красим, разрабатываем изделия, шьем и даже сами торгуем. К сожалению, в наших разработках остается некоторая инертность, да и не все новинки удается внедрить в производство либо из-за технических ограничений, либо из-за нашей «психологической» неготовности к тому, чтобы предложить некоторые модные молодежные модели торговле.

- Успешно ли складываются ваши отношения с торговыми организациями? Насколько развита фирменная сеть компании?

- Спрос на повседневные товары, к которым относится и бельевой трикотаж, сегодня формирует крупная торговля. Она заказывает у производителей ту продукцию, которую рассчитывает продать. Поэтому постоянно приглашаем ее представителей к участию в обсуждении ассортимента, проводим художественные советы, изучаем мнения специалистов и пытаемся их учитывать.
У нас замечательные отношения с «Трикотажторгом», со всеми крупными универмагами. А вот в областях есть проблемы с платежеспособностью... Практически все белорусские торговые организации сейчас закредитованы и работают с отсрочкой платежа до 90 дней. Если брать мировую практику, то такого нет нигде: торговля делает заказ, оплачивает его и оговаривает сроки выполнения. Наше дело - изготовить товар качественно и в срок. Пока же нам приходится брать кредиты на производство, а после продажи еще и несколько месяцев ждать оплаты.

Что касается частных организаций, то они тоже активны, работаем с теми, кто торгует на внутреннем рынке и в России. К торговым компаниям этой страны сначала присматриваемся. Если они зарекомендуют себя как надежные партнеры, тогда можем предоставить и отсрочку платежа, и оптовые скидки. Нам неинтересно самим ехать в Москву, содержать там склад. Проще продать все оптовику, у которого есть возможность накапливать товар, имеется и наработанная база клиентов - это выгоднее несмотря на оптовые скидки.

По-другому работаем в Беларуси. Мы основали в областных центрах оптово-логистические базы с небольшими складами, при которых есть магазины, где можно приобрести наши модели, в том числе и в качестве образца. В таких центрах работают менеджеры, обязанные обслуживать свой регион. Они могут помочь сделать грамотную выкладку товара, объяснить продавцам особенности продукции, ее состав, проинформировать о каких-то новшествах. Это наши представители в регионах. Сейчас мы хотим расширить такую базу в Минске, поскольку половину изделий, предназначенных для внутреннего рынка, потребляет именно столица.

Оптово-логистические базы отличают нас от других производственных предприятий. Наше мелкооптовое звено помогает лучше организовать процесс реализации. Сотрудники центров делают конъюнктурные обзоры рынка и направляют все сведения в отдел маркетинга компании, определяющий, что производить и в каком количестве.

Для более скрупулезного изучения спроса и поддержания имиджа надо расширять сеть фирменных магазинов. Сейчас у нас имеется 15 собственных торговых точек в областных центрах, а также в Жодино и Речице. Торговая площадь магазина «Купалинка» в Солигорске - 190 кв. м, и он работает очень успешно. Но более насущным для нас вопросом сейчас является все-таки модернизация оборудования.

- На какой стадии находится эта работа?

- В этом году на техперевооружение затрачено более 6 млрд. руб. кредитных средств, которые получены под 6,5% годовых и гарантию правительства. Столько же планируем освоить в следующем году. Если остановимся, то отстанем - на старом оборудовании далеко не уедешь. Мы уже фактически заменили вязальное оборудование, существенно модернизировали красильный цех, закупили немало новых швейных машин. Ежемесячному обновлению ассортимента способствует программа автоматизированного проектирования моделей, которая по чертежу дизайнера готовит лекала на каждый размер одежды. Для разрезания полотна приобрели высокопроизводительный раскройно-настилочный комплекс «Гербер».

 

Оптово-логистические базы отличают нас от других производствен­ных предприятий. Наше мелкооптовое звено помогает лучше организовать процесс реализации. Сотрудники центров делают конъюнктур­ные обзоры рынка и направляют все сведения в отдел маркетинга компании, определяющий, что производить и в каком количестве.

 

Но работы по переоснащению предстоит еще немало. Одной только мотивацией сотрудников не поднять производительность труда. Она за последнюю пятилетку выросла на 50% в основном благодаря новому оборудованию, которое не только более производительное, но и более экономичное. Кроме того, с учетом роста цен на энергоносители мы решили обзавестись собственной мини-ТЭЦ. Это даст экономию энергоресурсов порядка 40%. При затратах на ее строительство около 15-20 млрд. руб. окупаемость по проекту составляет 3,5-4 года.

- Растет ли прибыльность предприятия?

- За 9 месяцев 2010 г. рентабельность составила 14,9%, что на 3,6 процентного пункта выше, чем за такой же период прошлого года. При этом за январь-сентябрь прибыль от реализации увеличили на 82,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистая прибыль за эти месяцы - более 2,8 млрд. руб., что составляет 223% по отношению к январю-сентябрю 2009 г.

- Как ваше предприятие обеспечивает рост объемов производства в сложной ситуации нехватки кадров?

- Профессия швеи в последнее время стала очень непопулярной. Собственных работников не хватает, и мы размещаем заказы по пошиву изделий на сторонних предприятиях. На нас сегодня работает 6 организаций из Витебска, Орши, Бреста, Слуцка и две компании из Солигорска. Это разные по размеру и форме собственности предприятия, как входящие в концерн «Беллегпром», так и частные, на которых может быть и 400 работающих, и 20. То есть всем, кто хочет трудиться, мы помогаем с объемами.

Сейчас на производстве занято 1,2 тыс. работников, мы также открыли два собственных цеха по пошиву в сельской местности. Один находится в городском поселке Красная Слобода, второй - в деревне Горск Солигорского района.

Заработная плата швеи на нашем предприятии при хорошей производительности достигает 1,5 млн. руб. Я считаю, что такая привязка к объему выполненной работы создает очень прогрессивную систему оплаты труда.

В основном кадры нам поставляет Барановический техникум. Когда-то училище, расположенное в Солигорске, готовило швей, но потом набор на эту специальность закрыли. Сейчас мы вынуждены обучать большинство людей непосредственно на предприятии. Со следующего года планируем сами набрать группу на обучение сроком на 5 месяцев. Готовим специальное помещение. Планируем платить ученикам стипендию, кормить их. После теоретических занятий они пройдут практику на производстве - но все это с условием, что останутся у нас работать.

 

Думаю, в будущем мы пойдем по пути Европы. Непосредственно на предприятии останутся разработка моделей и концепций развития, дизайн и маркетинг. А производить будем в тех странах, где это можно сделать дешево и качественно, - в Индии, Китае, Вьетнаме.

 

Есть проблемы и с инженерно-техническим составом. Особенно это касается знания английского языка среди специалистов маркетинга и производства - а он нужен им все больше и больше. Поэтому для обучения сотрудников за счет предприятия наняли преподавателя английского. Если у человека есть высшее образование, минимальная языковая база, то месяц-два серьезных занятий, и он будет знать язык на достаточно хорошем уровне.

- Экспортируете ли продукцию в западные страны?

- Более 60% общего объема экспорта идет в Россию, чему способствует упрощенная схема поставок. Продаем изделия также в Украину, Молдову, Литву и Латвию. При увеличении объемов производства мы рано или поздно начнем выходить на европейский рынок. Но для этого придется многое менять. В целом экспорт предприятия только в этом году вырос на 60%, а за пятилетку увеличился вдвое.

- Каким вам видится будущее компании?

- Думаю, нам нужно удваивать объем производства и мобилизовать все резервы. Это поиски оборотных денег, трудовых ресурсов, производственных площадей. Сейчас в среднем изготавливаем продукции на 6 млрд. руб. в месяц. Но надо производить столько, чтобы обеспечить достаточное развитие, платить хорошую заработную плату, получать прибыль и нормально существовать. Конечно, прогнозные показатели, которые нам доводят, тоже нужны. Но если руководитель серьезный, то для него они просто ориентиры. Самое главное - эффективная работа. А вообще, я считаю, что предприятия, подобные нашему, должны быть частными. Тогда будет меньше рамок, появятся другая мотивация, новое отношение к работе, иное видение развития компании и способов решения проблем.

Думаю, в будущем мы пойдем по пути Европы. Непосредственно на предприятии останутся разработка моделей и концепций развития, дизайн и маркетинг. А производить будем в тех странах, где это можно сделать дешево и качественно, - в Индии, Китае, Вьетнаме. У нас в стране цена на рабочую силу будет расти: она уже составляет 500 долл., а увеличится до 1 тыс. С такими затратами наши изделия будут неконкурентными. Кроме того, в Беларуси нет собственного сырья. Значит, производство нужно организовывать там, где растет хлопок. Так во всем мире уменьшается затратная часть, и нам не надо бояться этого.

Пока же можно снижать стоимость при помощи заменителей чистого хлопка, который будет дорожать и дальше. Например, добавлять в бельевой трикотаж вискозу: она не ухудшит потребительские свойства продукции, но сделает ее дешевле.

Над решением подобных проблем сейчас думают многие предприятия белорусской трикотажной отрасли. И мы уже преодолели многие трудности. Восемь лет назад предприятие простаивало. Из 2,5 тыс. работающих на производстве трудилось только 200 человек. Лишь 10% продукции выпускалось под нашим брэндом, остальное изготавливалось по давальческой схеме. А сегодня обо всем этом мы уже забыли. Работаем успешно, прибыльно и только под собственным брэндом - «Купалинка».

ОАО «Купалинка»
223710, г. Солигорск, ул. К. Заслонова, 58
Тел.: (0174) 25-28-69
Факс: (0174) 25-28-52
Отдел маркетинга: (0174) 25-33-10
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.kupalinka.by