№12 (138) - Декабрь 2010


 

Тема номера: СФЕРА УСЛУГ

  • В Беларуси есть предпосылки для дальнейшего развития въездного туризма.
  • Турбизнес без лицензий: "за" и "против".
  • Почему в Беларуси мало частных авиакомпаний?
  • Подтолкнет ли развитие белорусского кинематографа создание продюсерского центра?
  • Как оценивают предприниматели работу Таможенного союза?
  • Предприятия на периферии не хотят отставать от технического прогресса.
  • Добровольная ликвидация юридического лица.
  • Правовой аудит помогает бизнесу устранить недостатки и страхует от возможных рисков.
  • Выйдут ли биотехнологии из лабораторий?
  • Собственный бренд приносит больше прибыли.
  • Как избежать осложнений со здоровьем в новогоднюю ночь?
  

Колонка главного редактора

«Белорусская» модель в условиях интеграционных процессов

Ковтуненко Александр НиколаевичУважаемые читатели!

Несмотря на известную агрессивную риторику в последние месяцы, 2010 г. оказался наиболее продуктивным для интеграционных процессов. В результате с 1 января 2012 г. Беларусь будет работать в едином экономическом пространстве с Россией и Казахстаном. Что означает для белорусской экономики свободное перемещение товаров и капитала, особенно в свете того, что Россия положительно завершила переговорный процесс о вступлении в ВТО?

Конечно, условия единого экономического пространства в течение наступающего года еще будут отрабатываться. Не стоит пока вопрос и о переходе на единую валюту, а это существенное условие сближения экономик. И все же ясно одно: Беларусь окажется в 2012 г. в более жестких тисках конкуренции. Не зря глава Минэкономики развития и торговли Э.Набиуллина, оценивая выгоду соглашения для России, назвала лишь расширение рынков сбыта.

Учитывалась ли возможность подписания этого соглашения при разработке программы социально-экономического развития до 2015 г.? Исходя из заложенных темпов роста, ответ очевиден. Придется перестраивать «белорусскую» модель хозяйствования, отвечая на призыв Д.Медведева к партнерам по

ЕврАзЭС «реформировать свои экономики». Этот призыв во многом актуален и для самой России, где в 1996 г. для победы Б.Ельцина на выборах лучшие компании были по номинальной цене проданы «неэффективным» собственникам и до настоящего времени в большинстве своем остаются в их руках.

Но как найти собственников эффективных? Законодательство, действующее до 1991 г., карало за личное обогащение. Посему в основном капитал в России создавался в период с 1992 по 1996 г. и основан, мягко говоря, на размытости правового поля. Можно было идти по пути аренды предприятий, поскольку доход арендатора является его собственностью, и постепенному созданию коллективной собственности, что со временем выдвинуло бы предприимчивых руководителей и собственников. Но такой путь не давал быст-рых результатов, а российскому руководству ждать не хотелось. Идея состояла в том, что рыночные механизмы позволят снизить материалоемкость и энергоемкость предприятий и сделают экономику конкурентоспособной. Поэтому через разрушение прежних принципов управления формировался рыночный механизм, который по существу не создан и сегодня. По-прежнему ставится задача по уходу от сырьевой экономики и созданию инновационных производств. И все же по сравнению с Беларусью в России дух предпринимательства существенно выше.

Беларусь, руководствуясь целью сохранения политической стабильности, восстановила к середине 90-х гг. прежнее отраслевое управление и, приспосабливая производственные программы к складывающимся рынкам, стремилась максимально использовать ранее созданный производственный потенциал. Дефицит ресурсов не позволял идти дальше точечной модернизации, российский рынок сохранялся за счет ценового фактора, что снижало рентабельность и еще больше увеличивало дефицит внутренних инвестиций. Административный прессинг на руководителей предприятий сковывал их инициативу и подавил даже зачатки предпринимательства, возникшие в конце 80-х - начале 90-х гг.

В итоге продолжает функционировать прежняя неэффективная экономика, подпитываемая российскими дотациями и российским рынком, а также займами из дальнего зарубежья. Поэтому у Беларуси не было альтернативы вступлению в единое экономическое пространство. С нашей технологической отсталостью, нереформированной экономикой, 92% объема создаваемой продукции в которой приходится на государственный сектор, на Западе мы никому не нужны. С Беларусью могли бы дружить против России, и то только в политической и гуманитарной плоскостях.

Но что делать сейчас, когда договоры подписаны и конкуренция будет нарастать? Любые преобразования невозможны без отмены директивных объемных показателей. Государственным предприятиям, трансформированным в научно-производственные комплексы, достаточно устанавливать план по прибыли. Возможно задание по росту производительности труда в случае, если бюджетные средства используются для технического перевооружения. Высвобождение работающих за счет технических мероприятий должно быть реальным. В целом же, в первые годы преобразований сокращение численности занятых на этих предприятиях должно лимитироваться в зависимости от способности государства осуществлять переподготовку кадров для трудодефицитных отраслей, а также темпов развития малого предпринимательства. Материальное вознаграждение руководителей предприятий должно существенно зависеть от динамики объема прибыли, определенную часть которой целесообразно использовать на поощрение коллектива.

Количество таких предприятий следует сократить до реально конкурентоспособных, обладающих наработанным научно-техническим потенциалом. Бюджетные ресурсы сосредоточить на помощи этим коллективам в техперевооружении и расширении рынков сбыта, а также на переподготовке высвобождаемого трудоспособного населения. Их вполне смогут принять такие отрасли как строительство. Большой потенциал заключен в развитии сферы услуг, ориентированной как на внутреннее, так и внешнее потребление.

Остальные предприятии рационально передать в собственность трудовым коллективам, ориентируя их на встраивание в производственные цепочки отечественных и зарубежных (читай, российских) производителей. Придание таким предприятиям узкой специализации позволит повысить производительность труда и конкурентоспособность.

Все эти меры, дополненные последовательными преобразованиями законодательства и структуры управления, несомненно, уже в ближайшее время дадут положительные результаты.

С уважением,
главный редактор
А. Ковтуненко

С чего начинается сервис?

Владимир СВЕРКУНОВ

Станислав СЕМАШКО, учредитель  Торгово- гостиничного  комплекса  «Семашко»На гродненской гостинице «Семашко» выложены цифры 1910. Здание, датированное этим годом, - своего рода исторический «фундамент» отеля, открытого уже в наше время. При его строительстве городские власти поставили условие: сохранить архитектуру небольшого домика, что и было сделано бережно и со вкусом. И, наверное, гостиница вполне имеет право на вековую историю.

Удобства по полной программе

Сегодня отель состоит из трех корпусов, изящно вписанных в историческую застройку центра Гродно. И хотя он занимает небольшую территорию, здесь имеются и ресторан, и оздоровительный комплекс с тренажерами, бассейном и сауной, в которой кроме электрической есть и дровяная печь, так что любители русской бани - не в обиде. В каждом номере есть возможность подключения высоко-скоростного Интернета.

Обслуживание организовано как в европейских отелях, хотя и с некоторой белорусской спецификой. Гостям предлагается завтрак со шведским столом из закусок и кондитерских изделий, а горячие блюда подаются на заказ. При этом стоимость проживания достаточно демократична: от 150 до 260 тыс. руб. в зависимости от категории номера. В нее включены практически все оказываемые гостиницей услуги вплоть до парковки автомобиля. Все номера оснащены электронными замками повышенной секретности, которые открываются простым прикосновением магнитной карточки. Есть в этой малоэтажной гостинице и обзорный лифт с «окном» во всю стену.

- В этом году мы сертифицировали отель на три звезды, - говорит его директор Алла КАРПОВИЧ. - Могли бы «замахнуться» и на четыре, но это требует трехкратной проверки специальной комиссией из Минска, а у нас практически не бывает свободных номеров. Хочу заметить, что в среднем по республике заполняемость гостиниц не превышает 55%. У нас же этот показатель в 2008 г. достигал 96%, хотя в следующем кризисном году несколько снизился - до 78%. Дело в том, что предприятия реального сектора испытывали экономические трудности и ограничивали командировки. А мы работаем в основном на бизнес-класс. Но теперь от желающих поселиться снова нет отбоя: как правило, нужно забронировать номер за несколько дней, причем сделать это можно на интернет-сайте гостиницы, который «владеет» тремя языками: русским, английским и польским. Многие люди останавливаются у нас годами. Постоянным гостям выдаются серебряные и золотые карточки, которые дают бонус - скидку соответственно от 5 до 20%. У нас останавливались Николай Басков, Стас Пьеха, московские актеры из сериала «Не родись красивой», послы, министры многих стран.

Принципы Станислава Семашко

Отель «Семашко» - один из немногих частных заведений такого профиля в республике. При этом в Беларуси явно не хватает гостиниц, и не только в областных и районных центрах, но даже в столице. К проведению в Минске Чемпионата мира по хоккею в 2014 г. планируется построить полтора десятка отелей. Однако ставка делается в основном на иностранных, а не на отечественных инвесторов. Почему частный капитал неохотно идет в эту сферу?

 

Отель

 

По словам учредителя отеля Станислава СЕМАШКО, предпринимателя, известного не только в Гродненской области, но и во всей республике, гостиничный бизнес не дает быстрых денег, как, скажем, торговля, однако и говорить о его убыточности могут только те, кто не сумел грамотно организовать дело. Ведь во всем мире большинство отелей процветает.

Сам Станислав Людвикович в перестроечное время поехал на заработки в Западную Германию, где трудился строителем и смог «сколотить» немалый по тогдашним белорусским меркам капитал.

- Когда вернулся на родину, было время всеобщего дефицита и бешеной инфляции, - вспоминает С.Семашко. - Все, у кого были хоть какие-то деньги, чтобы спасти от обесценивания, стремились обратить их в недвижимость, возводя особняки. А я решил построить гостиницу в родном Щучине. Надо мной все смеялись, потому что в СССР гостиничное хозяйство всегда было убыточным, находилось на дотации. Но я уже имел опыт сооружения отеля в Кельне, и самое главное, чему я там научился, - обращению с клиентами. Вспомним, как было в советские времена? Даже если вдруг в гостинице оказывались места, что было крайне редко, от постояльца требовали паспорт, заполнения анкет, сдачи номера с дотошным пересчетом полотенец и стаканов.

Алла КАРПОВИЧ, директор гостиницы «Семашко»Когда открыл первую гостиницу, моим принципом стало уважительное отношение к гостям - так я называю проживающих в отеле. Мы стараемся все предусмотреть, идти, как говорится, от жизни. Убрали ненужную бумажную волокиту, оплату при заселении, ведь все это показывает недоверие к людям и может их обидеть. Наш стиль совершенно другой: когда человеку удобнее, тогда он и рассчитается. Если кто-то уехал, не заплатив, то считаю, что меня не обманули, а я сам сделал человеку подарок. Это мой принцип, которому вряд ли смогли бы научить отечественные профессионалы отельного бизнеса. Не берем и плату за бронирование, ведь лучше мы свое потеряем, чем возьмем с человека лишнее. Ситуации бывают разные: кому-то не открыли визу, кто-то заболел. А для подстраховки записываем в специальный журнал ожидания тех, кто хотел бы заселиться, но не может, потому что нет свободных номеров.

Чтобы сломать психологический барьер, традиционно существовавший между постояльцами и обслуживающим персоналом, Станислав Людвикович категорически запретил приходить на работу без хорошего настроения, доброжелательного отношения и улыбки. Если гость не знает, как проехать в ту или иную точку города, швейцар показывает ему на карте, и если нужно, то садится в автомобиль и сопровождает гостя. А когда тот спрашивает, сколько он должен заплатить, просто желают ему счастливого пути. Бывает, что люди приезжают в отель без предварительного заказа, а мест нет. В этом случае администратор найдет другую гостиницу, куда сразу же отвезут.

- Каленым железом следует выжигать рудименты ненавязчивого советского сервиса, - убежден С.Семашко. – Гостю нужно помочь: поднести чемоданы, приоткрыть дверь, провести к стойке администратора, доставить багаж в номер - и он обязательно приедет еще раз. Во всем мире это считается элементарными составляющими сервиса. А в белорусских, даже самых продвинутых отелях швейцары открывают дверь с таким видом, будто человек им что-то должен. И дело здесь не в том, что они такие от природы, просто чувствуют себя непричастными к общему делу. Я уверен, что если правильно поставить перед персоналом задачи, то только безумный человек не выполнит их. А беспорядок начинается там, где непонятно, у кого какие функции, кто и чем должен заниматься, как это делать? Конечно, следует учитывать и разное отношение людей к государственной и частной собственности. Полагаю, что в гостиничной сфере государственных заведений вообще быть не должно. Сейчас пытаются реанимировать старые гостиницы, которые и отелями-то назвать нельзя. Государство вкладывает средства, но толку от этого мало, ведь самое главное - сервис - остается на прежнем недоброжелательном уровне. И может быть, не стоит сохранять все эти заведения с номерами-клетушками, а перепрофилировать их в общежития - хоть какая-то будет польза.

Задача - государственная, собственность - частная

По мнению Станислава Людвиковича, Беларуси не следует форсировать строительство огромных и дорогих 5-звездочных отелей. Есть опасение, что после проведения чемпионата мира по хоккею они будут пустовать. В Европе наиболее востребованы как раз небольшие гостиницы семейного типа с тремя звездами, которые устраивают большинство постояльцев.

Сам он планирует возвести отель такого типа в Минске на берегу Свислочи, и проектирование здания уже ведется силами принадлежащего С.Семашко предприятия «Европроект». Здесь планируется разместить не более 100 номеров, при этом обслуживание будет на таком же высоком, как в Гродно, уровне.

 

Ресторан в отеле небольшой, но уютный

 

Но планы предпринимателя этим не ограничиваются. Его главная задумка - создать сеть гостиниц под именем «Семашко». Почему бы и нет? Ведь существуют в мире многочисленные отели, носящие имена владельцев: Hilton, Kempinsky, Marriott. Вслед за гостиницей в Минске Станислав Людвикович намерен возвести такие заведения в Одессе и Сочи. А это уже - международный уровень. Есть замыслы и по отношению к родной Беларуси, особенно нуждаются в уютных отелях небольшие города. Между прочим, построенная С.Семашко гостиница в Щучине может служить примером для других районных центров: здесь высокое качество обслуживания гостей сочетается с прибыльностью заведения.

При этом он не прибегал к государственной помощи, хотя наверняка не отказался бы от поддержки в виде льготных кредитов, упрощения процедур выделения земельных участков. Пока даже в Гродно не удается решить проблему расширения гостиницы «Семашко». Дело в том, что рядом с ней находится старый трехэтажный дом в аварийном состоянии, который, как признано, портит вид центра города. Его бы снести и на этом месте построить еще один корпус с рестораном, ведь существующий уже мал для сегодняшнего номерного фонда. Однако самому отелю не по средствам расселить людей, проживающих в ветхом здании. И здесь государство в лице городских властей могло бы оказать помощь. Это было бы вполне логично, ведь развитие сети отелей - важнейшая государственная задача, и от успешного ее решения во многом зависит имидж республики.

«Долгоиграющий» бизнес

Пока гостиничная Беларусь для большинства иностранцев - терра инкогнита. На самом крупном сайте www.booking.com, где в режиме on-line можно забронировать места в отелях всего мира, наша республика вообще отсутствует! В то же время, например, Бельгия с такой же численностью населения представлена 1,5 тыс. отелей!

 

Пока гостиничная Беларусь для большинства иностранцев - терра инкогнита. На самом крупном сайте www.booking.com, где в режиме on-line можно забронировать места в отелях всего мира, наша республика вообще отсутствует! В то же время, например, Бельгия с такой же численностью населения представлена 1,5 тыс. отелей!

 

- Думаю, для отечественных предпринимателей в этой сфере - огромное поле деятельности, - говорит Станислав Людвикович. - Считаю, что на этот слой общества, который является элитой, можно делать ставку. К сожалению, частный капитал пока неохотно идет в гостиничный бизнес, потому что затраты - огромные, и окупаются они достаточно долго. Гораздо выгоднее построить магазин, который даже оснастить проще, ведь «начинить» гостиницу - от кондиционеров до вилок с ножами - очень дорого и сложно. Но с другой стороны, в мире нет более «долгоиграющего» бизнеса, чем гостиничный. Многие отели гордятся своей историей, уходящей в глубь веков. С совершенствованием техники может стать ненужной продукция целых отраслей промышленности, но гостиничные номера будут востребованы всегда, потому что люди не могут обойтись без деловых поездок и путешествий.

Но чтобы отели не были убыточными, нужно немало поломать голову. Между прочим, С.Семашко специально приглашали крупные белорусские гостиницы, чтобы он помог усовершенствовать технологию их работы: сколько и каких нужно иметь номеров и по какой стоимости, где лучше селить иностранцев, а где соотечественников, какие предоставлять бесплатные и платные услуги, в каком количестве содержать персонал и какой должна быть его структура по специальностям? Ответы на все эти вопросы надо искать индивидуально для каждого отеля в зависимости от его расположения, ориентации на конкретную категорию проживающих.

Например, число корпусов гостиницы «Семашко» в Гродно довели до трех, а число номеров увеличили до 41 вполне осознанно. Благодаря удобному расположению в центре города отель, даже когда имел всего один корпус, привлекал внимание туристических агентств, однако не мог принять группы из 20-30 человек. Сейчас эта проблема решена, и гостиница включена в туристические маршруты. А это - гарантированная заполняемость в любое время года.

Своеобразно решена и проблема выходных дней, когда гости, приехавшие в Гродно по делам, освобождают номера. Коллектив отеля решил предлагать их молодоженам, для которых первая брачная ночь, проведенная здесь, становится незабываемой.

 

Но даже при высоком показателе заполняемости номеров в «Семашко» думают о будущем, ведь конъюнктура может измениться в любой момент, особенно если сеть отелей в республике будет расширяться и соответственно вырастет конкуренция. Сейчас изучается возможность включения гостиницы в международную систему бронирования через Интернет. Вполне возможно, что гродненский отель станет первой белорусской «ласточкой» на сайте www.booking. com.

 

- Мы постарались насытить сюрпризами пребывание у нас для тех, кто только вступил в брак, - рассказывает Алла Карпович. - Встречаем их, в какое бы время они ни приехали, с шампанским. Швейцар и администратор поздравляют молодоженов и провожают в номер, который любовно украшен нашими работниками: здесь и красивые белые чехлы с бантиками на креслах и столах, и россыпь лепестков роз, и плавающие свечи в большой вазе, и статуэтки жениха и невесты. На столе - шампанское, шоколад и фрукты. На подушках лежит подарок от отеля - мягкая игрушка, а на постели - привлекательные халаты. Утром в номер подается завтрак, затем юную чету приглашают в бассейн. Молодожены могут провести в гостинице субботу и воскресенье, а на прощание им выдается пригласительный билет на два часа посещения нашей сауны в любое время. Сейчас уже даже не нужно рекламировать эти услуги: молодые люди стремятся провести первую брачную ночь именно в нашем отеле, бронируя комнаты за несколько недель. Причем особой популярностью пользуется самый дорогой - трехкомнатный президентский номер.

Кадры решают все

Но даже при высоком показателе заполняемости номеров в «Семашко» думают о будущем, ведь конъюнктура может измениться в любой момент, особенно если сеть отелей в республике будет расширяться и соответственно вырастет конкуренция. Сейчас изучается возможность включения гостиницы в международную систему бронирования через Интернет. Вполне возможно, что гродненский отель станет первой белорусской «ласточкой» на сайте www.booking. com.

- Думаю, это позволит нам и в дальнейшем стабильно получать прибыль, пусть и не такую большую как в торговле, - считает Станислав Людвикович. - Ведь я хочу не год и не два продержаться в этом бизнесе, а оставить его детям. При этом не гоняюсь за деньгами, это мой принцип. Например, гродненские любители пара облюбовали нашу баню на березовых дровах, и мы поначалу брали заказы со стороны. Но потом решили, что в первую очередь этот сервис нужен нашим гостям, которые могли бы в любое время попасть в парилку. Имея в виду, что самое главное в работе отеля - набор высококачественных и разнообразных услуг, мы не делим их на прибыльные и убыточные. В конечном счете финансовые потери, скажем, от сауны, ресторана или автостоянки покрываются за счет оплаты за проживание, которая хоть и не очень высока, но дает возможность работать рентабельно. При этом мы не экономим и на коллективе. Обеспечиваем форменной одеждой, предоставляем возможность завтракать, обедать и ужинать по себестоимости, в определенные часы даем персоналу право бесплатно посещать сауну с бассейном, есть также комната отдыха с душем, бытовые помещения. За стаж работы платим надбавки, выдаем премии к праздникам. А в День работника торговли и бытового обслуживания заказываем за счет заведения теплоход, и на речной прогулке с пикником люди лучше узнают друг друга, между ними завязываются дружеские отношения. Поэтому текучести кадров у нас нет.

 

Вестибюль отеля

 

Хотя, по словам С.Семашко, умение управлять гостиничным хозяйством дается от природы и идет от души, все же отрасли нужны квалифицированные кадры. В последние годы их подготовке стали уделять больше внимания - действует Высшая школа туризма в Белорусском государственном экономическом университете, открылся факультет гостиничного хозяйства и в Гродненском университете, где Станислав Людвикович ведет занятия.

- Самое главное, чему я учу - нужно отказаться от надуманной «гордости», от пресловутого отношения «вас много, а я одна», - говорит предприниматель. - Ведь работа в сфере обслуживания предполагает, что одни люди добровольно соглашаются услужить другим. И ничего зазорного в этом нет. Пока мы не поймем эту простую истину, отечественный сервис еще долго будет носить позорное звание «ненавязчивого».

Торгово-гостиничный комплекс «Семашко»
230025, г. Гродно, ул. Антонова, 10
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.hotel-semashko.ru

 

Турбизнес без лицензий: «за» и «против»

 

До вступления в силу Указа делать какие-либо однозначные прогнозы - занятие неблагодарное. Тем более, что как верно подмечено Союзом предпринима­телей Беларуси, прогрес-сивность Указа о лицензировании зависит от того, как его будут трактовать исполнители.

 

Туристическую отрасль не обошли стороной дебаты, связанные со вступлением в силу с 1 января 2011 г. Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010г. №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Что может повлечь за собой облегченный вариант регистрации новых фирм? Дискуссии по этому поводу сегодня идут в самых различных сферах бизнеса, и есть весомые аргументы как в пользу либерализации, так и против нее. О том, что перевешивает в туристической сфере: чаша с оптимистичными «за» или с прагматичными «против», рассказывает директор ООО «Сакуб» Сергей БУКАС.

Взгляд со знаком «плюс»

В этом лагере оказались те, кто считает, что лицензии не являются гарантией для потребителей. На их взгляд, наличие разрешительного документа у фирмы, поставляющей на рынок некачественные услуги, наоборот, вводит клиента в заблуждение. В России уже не первый год говорят о создании саморегулируемых организаций (СРО), которые станут эффективной альтернативой лицензированию и сертификациям. В идеале в управление СРО должны входить руководители крупнейших туристических компаний. Участие в организации вместе с дополнительной ответственностью дает туроператорам право на своеобразный знак качества на рынке туристических услуг. Благодаря такой структуре туристический бизнес сможет вздохнуть полной грудью, освободившись от бюрократических оков.

Ложки дегтя

В лагере пессимистов довольно часто высказываются небезосновательные опасения, что на смену лицензированию могут прийти неудобные формы контроля, еще более громоздкие и несовершенные.
Многие считают, что лицензирование деятельности туроператоров необходимо сохранить, в то время как турагенты могут обойтись без лицензий (сертификации). Не исключается вероятность хаоса, когда на рынок лавиной хлынут фирмы-однодневки, привлекающие клиентов необоснованно низкими ценами на свои услуги. В этом случае потребители могут подвергнуться риску, и не только финансовому. В России, где лицензирование туристических агентств отменено с 2007 г., участились случаи, когда компании, отработав сезон, резко исчезали, меняя свои названия и офисы.
Кроме того, зарубежные компании некоторых государств при заключении договоров запрашивают лицензии на деятельность, и в данном случае нововведение может осложнить сотрудничество между странами в сфере туризма.

Рычаги управления

В то же время в государствах континентальной Европы и Великобритании лицензирования нет в принципе. Например, в Англии существует Ассоциация туристических агентств, которая ручается за каждую фирму, входящую в ее состав. В случае необходимости, если что-то случается с их членом, Ассоциация из своего гарантийного фонда выплачивает потребителю материальную компенсацию ущерба.
В нашей стране согласно Указу Президента Республики Беларусь регулирование деятельности туристических компаний будет осуществляться с помощью Реестра. Чтобы попасть в него, туроператорам необходимо будет пройти сертификацию. Деятельность же турфирм, не подавших все необходимые для включения в Реестр документы, будет являться незаконной.

Перспективы развития

Что касается позиции турфирм относительно замены лицензирования сертификацией, то в качестве примера приведем фрагмент письма Республиканского Союза туристических организаций от 29.10.2010 г. о согласовании проекта Указа: «РСТО поддерживает Минспорт в части реализации процедуры включения в Реестр, внесения изменений в него на основании заявительного принципа и упрощения документооборота в сравнении с процедурой получения лицензии на туристическую деятельность. Вместе с тем, РСТО не считает целесообразным возвращение в практику туристической деятельности процесса сертификации, отмененную ранее постановлением Правительства, поскольку это противоречит указаниям Главы государства и Правительства в части снятия препон в развитии предпринимательства в нашей стране».

До вступления в силу Указа делать какие-либо однозначные прогнозы - занятие неблагодарное. Тем более, что как верно подмечено Союзом предпринимателей Беларуси, прогрессивность Указа о лицензировании зависит от того, как его будут трактовать исполнители.

Беларусь: въезд приветствуется?

Юлия ЗЕЛЕНСКАЯ, директор РУП «Национальное агентство по туризму» Несмотря на то что сегодня далеко не все проблемы белорусской туристической отрасли решены, наша страна пользуется все большей популярностью у зарубежных гостей (особенно если к иностранцам причислить россиян). Этому способствует постепенное развитие туристической инфраструктуры республики. Далеко ли мы продвинулись на этом пути и что еще предстоит сделать? Об этом рассказывает директор РУП «Национальное агентство по туризму» Юлия ЗЕЛЕНСКАЯ.

 

Без стихийности

Туристическая сфера в нашей стране развивается не спонтанно: есть государственная программа, которая утверждается каждые пять лет. То есть стратегия у нас имеется, другое дело - хорошая она или плохая, как реализуется? В этом не последнюю роль играет финансирование. Туризм считается высокорентабельной отраслью, поэтому стоит задача привлечения частных инвестиций: большинство идей придется реализовывать белорусским туристическим компаниям. Какие именно проекты будут осуществлены пока говорить рано, поскольку программы на 2011-2015 гг. (как национальная, так и региональные) еще находятся на согласовании. Кроме того, ежегодно в документы вносятся какие-то изменения, один инвестор уходит, появляется новый…

Очевидно, что в основу формирования концепции развития туризма до 2015 г. будет положено проведение в Минске чемпионата мира по хоккею в 2014 г. В программу войдут такие направления как кадровая политика, научное обеспечение туристической сферы, маркетинг, развитие гостиничного хозяйства, объектов туризма, различных элементов инфраструктуры. Но объять необъятное невозможно, оттого в какой-то мере и страдает качество претворения планов в жизнь.

Одной из наиболее актуальных проблем является кадровая. Белорусские выс-шие учебные заведения прилагают большие усилия к ее решению: сегодня для туристической отрасли обучают студентов в 18 вузах. Но, к сожалению, качество подготовки не всегда радует. В сфере туризма есть дефицит специалистов, свободно владеющих иностранными языками, а это неизбежно сказывается на качестве обслуживания гостей и имидже страны. Недостаток профессиональных кадров в сфере агроэкологического туризма наблюдается и в районах, и в малых городах. Поэтому Национальное агентство по туризму участвует в международных образовательных проектах, где совместно со специалистами из Европы отрабатываются новые программы. В ближайшее время будет вводиться дистанционное обучение, чтобы подтянуть наш уровень нашего сервиса.

В стране сформирован неплохой гостиничный фонд. У нас работает 297 гостиниц, правда, из них сертифицировано только 10%. Единовременная вместимость - около 25 тыс. человек. Этого мало, если мы рассчитываем на проведение такого мероприятия, как чемпионат мира по хоккею. Поэтому предусмотрены строительство и модернизация гостиниц еще на 8 тыс. мест. Нужно развивать и нашу санаторную базу, которая начинает устаревать и уже не может разместить всех желающих. Для осуществления этих планов будут привлекаться иностранные инвесторы и использоваться собственные средства белорусских организаций. Ведется планомерная работа по созданию четкой, понятной, доступной законодательной базы, предусматривающей льготы для инвесторов, вкладывающих средства в туристическую сферу. Сейчас работает  Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь», который предусматривает для новых объектов в течение первых трех лет отсутствие налога на прибыль, освобождение от уплаты местных сборов. Планируется ввести и другие льготы, упростить процедуру отвода земель под размещение туристических объектов.

 

Туристическая сфера в нашей стране развивается не спонтанно: есть государственная программа, которая утверждается каждые пять лет.

 

В 2009 г. Беларусь посетило 4,9 млн. туристов. Основным «поставщиком» является Российская Федерация. Это несомненный лидер, за которым с огромным отрывом следуют Турция, Великобритания, Германия, Украина. Но мы пока не можем точно сказать, с какой целью и кто именно к нам приезжает: молодое поколение или пожилые люди, путешественники или бизнесмены. Однако есть неофициальные данные, что за сутки иностранный турист тратит в нашей стране 200-300 долл. (это показало анкетирование прибывающих железнодорожным и авиационным транспортом). Каждый год идет рост прибыли от въездного и внутреннего туризма. По статистике, предоставленной белорусскими турфирмами, экспорт туруслуг превысил импорт: расходы клиентов на поездки в Беларусь превзошли учтенные затраты на зарубежные туры.  Основную долю в экспорте составляет выручка санаториев, а также отелей.

В целом впечатления от посещения Беларуси у туристов остаются хорошие, а жалуются они в основном на то, что у нас очень легко потеряться из-за нехватки так называемой информационной инфраструктуры: указателей и инфопунктов, где турист мог бы получить карту на английском языке. Указатели должны быть на латинице, чтобы туристы чувствовали себя комфортно. Пока эти условия не будут выполнены, нельзя рассчитывать на массовый въездной туризм.

Разнообразие видов

В Беларуси развивается довольно много туристических направлений, но некоторым из них до сих пор уделялось неоправданно мало внимания. Наша страна является транзитной, и этот ресурс должен очень активно использоваться. Есть даже такое направление, как транзитный туризм. В объекты туристической индустрии входит придорожный сервис, но сегодня проблема в нашей стране с туалетами, кемпингами, придорожными ресторанами стала уже притчей во языцех.

 

Министерство спорта и туризма разработало проект Указа Президента РБ, который предусматри­вает создание электронного реестра субъектов туристической деятельности. Для включения в него туроператорам нужно предоставить копию сертификата соответствия качества туристических услуг. Со всем этим желательно успеть до 1 июля 2011 г., иначе деятельность компании станет незаконной.

 

Более успешно развивается направление активного туризма. Это пешеходные и водные маршруты (Августовский канал, Нарочанский край, Браславщина), а также горнолыжный отдых. В Беларуси действует более 1000 туристско-экскурсионных маршрутов, которые охватывают четыре национальных парка, все заказники. Основным направлением должны стать трансграничные туристические маршруты, которые будут развиваться в рамках программы добрососедства. Турист, который приезжает на Украину, в Литву или Польшу, сможет посетить и Беларусь. Планируется создание безвизовой 30-50-километровой зоны с Польшей и Литвой. Мы заинтересованы также в организации совместных маршрутов с соседями, например, пути «Из варяг в греки». Он пролегает по территории трех стран: России, Беларуси, Украины. Тур под таким брэндовым названием на своих территориях будут обслуживать туроператоры этих государств. Но необходимо привлечь инвестиции, чтобы «подтянуть» инфраструктуру белорусской части маршрута. Подобная практика у нас была, когда мы совместно с Польшей презентовали Беловежскую Пущу. Есть еще один интересный маршрут - «Августовский канал», который пересекает Польшу, Беларусь и Литву. Для туристов делаются специальные пункты получения виз по пути следования. К сожалению, эти маршруты пока не носят массового характера.

Высок потенциал привлечения в Беларусь такой платежеспособной группы гостей, как охотники. Требуется дополнительная работа над объектами познавательного туризма. Чтобы включить в туристические маршруты старинные усадьбы, находящиеся сегодня в запущенном состоянии, объекты планируется продавать за базовую величину, но с условием сохранения их исторического облика. В стране более 5 тыс. памятников архитектуры, истории и культуры. Некоторые из них восстанавливаются, другие наиболее ценны именно в том виде, в котором сохранились, поэтому Министерством культуры ведутся работы по их консервации. Четыре объекта включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Беловежская Пуща, Мирский замок, Несвижский дворцово-парковый комплекс, Дуга Струве. Их знают во всем мире и активно посещают.

Развивается и поддерживается государством агротуризм. Существует более 1000 усадеб, и в ближайшем будущем будут появляться новые. Большая ставка делается на развитие агроэкотуризма не только на базе сельских усадеб, но и в СПК. Агропромбанк будет выдавать кредиты под развитие этого направления. Кроме того, в стране очень много народных промыслов, традиций, богатая фольклорная и этнографическая база. У нас более 100 центров ремесел, которые иностранные туристы с удовольствием посещают.
Развивается событийный туризм. Это посещение различного рода фестивалей, культурных мероприятий (например, дет-ское Евровидение, оно прошло в Минске в ноябре 2010 г.). Планируем проведение серьезного фестиваля под названием «Белая Русь», который продлится одну-две недели, чтобы все желающие успели его посетить.

Всемогущий маркетинг

РУП «Национальное агентство по туризму», учредителем которого является Министерство спорта и туризма РБ, основной своей задачей считает рекламу и продвижение туристических возможностей республики. Это, в первую очередь, издание более 100 наименований печатных рекламных материалов на иностранных языках. Все буклеты распространяются через туристско-информационные центры бесплатно.
Уже более двух лет назад нами разработаны уникальный логотип страны и слоган: «Беларусь. Гостеприимство без границ». Эти атрибуты присутствуют на наших изданиях, в оформлении всех выставочных мероприятий, презентаций, сайтов (например, belarustourism.by). По этой символике Беларусь уже узнают в тех странах, где мы участвуем в выставках (в текущем году они прошли в Польше, Литве, России, Великобритании, Израиле). Организуем коммерческие проекты совместно с белорусскими туристическими компаниями и гостиницами. Например, издан буклет «Отдых и путешествия в Беларуси», содержащий предложения коммерческих фирм и отелей. Проведение ряда мероприятий финансирует Евросоюз в рамках различных международных проектов.

В позиционировании республики за рубежом огромную помощь и поддержку оказывает Министерство иностранных дел, что позволяет распространять рекламные материалы не только на выставках и презентациях, но и через белорусские консульские и дипломатические представительства в других странах.

В ближайшее время должен произойти переход от личного присутствия человека при формировании многоканальной туристической услугопроводящей сети к online-информированию через интернет-сайты и туристско-информационные терминалы. Будут разрабатываться интерактивные системы моделирования туров, предполагающие создание туристической online-навигации, возможность «проложить» в Интернете маршрут путешествия. В экспорте туристических услуг будем более тесно сотрудничать с такими государствами как Китай, Япония, США, страны Западной Европы.

Чтобы не остаться за бортом турбизнеса

Наше агентство проводит также образовательные мероприятия, например, сегодня актуальны семинары по сертификации туроператоров. В связи с отменой лицензирования туристической деятельности Министерство спорта и туризма разработало проект Указа Президента РБ, который предусматривает создание электронного реестра субъектов туристической деятельности. Для включения в него туроператорам нужно предоставить копию сертификата соответствия качества туристических услуг. Со всем этим желательно успеть до 1 июля 2011 г., иначе деятельность компании станет незаконной. В рамках планируемой сертификации туроператоры будут ежегодно проходить инспекционный контроль. Специалисты проверят помещение, в котором оказываются услуги, профессиональный уровень работников.

 

Сегодня в республике работает около 1000 турфирм. Представлены как небольшие предприятия, так и крупные иностранные туроператоры с российским и турецким капиталом - сильные организации, у которых есть свой менеджмент качества.

 

Реестр предоставит возможность учета и контроля тех, кто работает на туристическом рынке Беларуси, позволит отслеживать качество оказываемых услуг и лучше защищать права потребителей. За нарушение определенных правил наступит ответственность: исключение из реестра, после чего предприятие потеряет право присутствия на рынке. Чтобы этого не случилось, компании должны быть хорошо проинформированы обо всех предъявляемым к ним требованиях.

Сегодня в республике работает около 1000 турфирм. Представлены как небольшие предприятия, так и крупные иностранные туроператоры с российским и турецким капиталом - сильные организации, у которых есть свой менеджмент качества. Надеемся, что до их уровня вскоре подтянутся и наши национальные компании.

Авиабизнес стремится набрать высоту

Наталья ЩЕЛКУНОВА

 

Не стоит заниматься авиабизнесом, если есть только мечты, энтузиазм и нет четкого и обоснованного плана развития.

 

Бесспорно, доставка груза самолетом на сегодняшний день хотя и дорогой, но самый оптимальный вариант. И в гражданской авиации есть заслуживающие внимания бизнес-проекты частного капитала. О том, откуда берутся оптимизм и уверенность в собственных силах, а также возможности включиться в «битву» за небо, согласились рассказать действующие пилоты - директор ООО «Генекс» Евгений ТЕРЕЩЕНКО и директор УП «РубиСтар» Евгений МИХОЛАП.

 

Евгений ТЕРЕЩЕНКО: «От энтузиазма - к бизнесу»

- На первом этапе наш бизнес заключался в самом процессе организации полетов без особой экономической составляющей. Удалось «заразить» своей идеей людей, вернуть пилотов из Африки, предложив работу дома. К моменту сертификации у нас были подготовлены специалисты, имелись двухлетний опыт выполнения полетов по Беларуси, потенциальный контракт и самолет, оборудованный по всем требованиям. Создав авиакомпанию, получилось совмещать любимое дело с зарабатыванием денег. Наверное, не стоит заниматься авиабизнесом, если есть только мечты, энтузиазм и нет четкого и обоснованного плана развития. По этой причине на фоне «битвы» за авиагрузоперевозки массового внедрения в данный бизнес не наблюдается сейчас и вряд ли что-то изменится в обозримом будущем. В рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана в нашем сегменте перевозок (до 5,5 т) мы больших перспектив не ожидаем. Однозначно бизнес направлен на Европу. В настоящее время наша компания выполняет ежедневные полеты «Гданьск-Лейпциг» и «Таллинн-Хельсинки» по линиям доставки экспресс-почты мировыми операторами. Стратегической частью развития авиакомпании являются регулярные грузовые рейсы с базового аэропорта «Минск» - в страны Евросоюза. Мы выполняем по два полета в неделю в Прагу и Варшаву. Из-за растущего спроса на грузовые авиаперевозки LOT Polish Airlines расширяет свой бизнес и добавляет нам третий рейс - в столицу Польши. В целом перевозка грузов в Европу - перспективное направление, и мы будем его поддерживать и развивать, предлагая новые маршруты, совершенствуя тарифную политику и логистику доставки грузов.

- Что позволяет вашей авиакомпании работать в Европе?

- Наш бизнес держится на трех китах: безопасность, регулярность полетов, сервис. С 2006 г. компания начала выполнять грузовые авиаперевозки самолетами Ан-26Б по международным воздушным линиям.
За время своей деятельности мы наработали партнерские связи с европейскими заказчиками, успешно провели аккредитацию компании авиационными властями Польши, Германии, Эстонии, Финляндии. Конечно, необходимым условием является четкое исполнение требований и правил, принятых на территории Евросоюза. Это позволяет эксплуатировать имеющиеся у нас два Ан-26 в Европе. Потенциально мы можем обеспечить работой 4 самолета этого типа. В настоящее время готовятся документы по вводу в эксплуатацию третьего самолета Ан-26.

- Евгений Станиславович, не могу не спросить о судьбе конфискованного у вас самолета. Ведь по этой причине было приостановлено действие сертификата эксплуатанта.

- Самолет нам вернули. Теперь на нем совершаем полеты в Прагу и Варшаву. После того как Минский городской суд оставил решение суда Октябрьского района без изменения, обратились к Президенту РБ. Данная процедура предусмотрена Указом 481 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий». Вопрос рассматривался на трех заседаниях Межведомственной комиссии. В результате подписан указ о снятии ареста с самолета.

- Какими цифрами можно проиллюстрировать масштабность вашего бизнеса?

- На долю нашей компании приходится около 11% общего грузооборота Национального аэропорта «Минск». За неполный 2010 г. самолетами ООО «Генекс» перевезено около 1,1 тыс. т грузов и почты. Рентабельность бизнеса - на уровне 7-8%.

Евгений МИХОЛАП: «Самолет должен летать»

- Любой бизнес сопряжен с рисками. Услуги грузовой авиации бывают на пике востребованности, но случается и спад перевозок. Все зависит от состояния мировой экономики. Состояние рынка авиаперевозок невозможно прогнозировать. Сегодня наши услуги востребованы по всему миру. 90% авиаперевозок «Руби-Стар» выполняет за пределами страны, 10% приходится на потребности внутреннего рынка.
В сложившейся на сегодняшний день ситуации нехватки техники помогаем компании «Трансавиаэкспорт» закрыть потребности рынка, выполняя перевозки на недавно приобретенном самолете Ил-76 грузоподъемностью 45 т. Второй наш самолет - Ан-12 -постоянно работает в Европе. Наша авиакомпания прибыльна, при этом все контракты обеспечивают валютные поступления в страну.

- Евгений Иванович, давайте поговорим о негативных факторах на пути авиабизнеса и перспективах его развития в стране.

- В мире идет давление на бывшую советскую технику. Ужесточаются требования по шумовым параметрам, экологии. В прошлом году пришлось завершить работу в ОАЭ по причине запрещения эксплуатации самолета Ан-12. Благо, была найдена новая линия полетов. Эффективность авиабизнеса напрямую связана с проблемой замены техники более экономичной. Этот вопрос требует огромных затрат, что проблематично даже для государственных авиаперевозчиков. Сегодня проще стать брокером, чем создать свою авиакомпанию. 5-6% рентабельности в авиабизнесе  считается очень хорошим показателем. Но для этого нужны немалые затраты труда и средств. Не устраивает нас и довольно сложная система организации технического обслуживания и получения разрешения на полеты, беспокоит и кадровая проблема. В нашем бизнесе нужны высококвалифицированные специалисты, обладающие превосходными техническими знаниями и летными навыками. Действующие кадры стареют, молодые, увы, не появляются.

Департамент по авиации: «Монополизм исключен»

Устойчивые позиции в сфере авиаперевозок занимает РУП «Авиакомпания Трансавиаэкспорт», доставляя грузы в различные точки земного шара. По возможности доставка попутных грузов на пассажирских рейсах осуществляется самолетами «Белавиа». Однако государственной монополии в белорусской авиации нет. Разрешение на деятельность в области авиации в 2002 г. получил «РубиСтар», в 2005-м - «Генекс». Как отметили специалисты Департамента, «частные авиакомпании заняли свою нишу, и мы видим, что они способны организовать работу. Это серьезные авиаперевозчики, дополняющие друг друга. У нас к ним вопросов нет. И мы их не ограничиваем. Условия всем предоставлены равные».

Авиабизнесом в начале 2000-х гг. пытались заняться и другие компании. Но сделав несколько рейсов, они не стали «бороться за небо». За последние 4 года обращений в Департамент по поводу выдачи разрешений на деятельность, связанную с авиагрузоперевозками, не было. Любой, пытающийся прийти на этот рынок, просчитывает рентабельность дорогого и весьма рискованного бизнеса. На территории Беларуси авиагрузоперевозки сегодня абсолютно нерентабельны. Поэтому в общем объеме грузоперевозок их доля составляет несколько сотых процента. Убыточны и внутренние пассажирские рейсы, как, например, «Гомель - Минск».

Между тем ряд предприятий, помимо названных, являются эксплуатантами воздушных судов. ООО «Табакинвест» предлагает услуги авиатакси на вертолете. ООО «Хеликоптер», ООО «Пружаны Авиахимсервис», ЧСУП «Авиаспецсервис», ИП «Штотц Агро-Сервис», ООО «Дженерал-Лайн» выполняют различные авиационные работы. ЗАО «Белавионика» и ЧУП «Люстр» эксплуатируют сверхлегкие летательные аппараты. Воздушные суда находятся в их собственности или аренде.

Регистрационные удостоверения, сертификаты летной годности и эксплуатантов, которые выдает Департамент, соответствуют международным стандартам. Купить новое воздушное судно для любой белорусской компании весьма проблематично. Даже «Боинги» «Белавиа» приобретает в лизинг.

По мнению сотрудников Департамента, отмена с января 2011 г. лицензирования в сфере авиации не совсем правильное решение, потому что экономической эффект от этого нулевой. Лицензирование с целью повышения ответственности должно быть. Мотивация тем, что есть сертификация - недостаточна, потому что за работу без сертификата не наступает никакой ответственности. А за работу без лицензии - уголовная. «Упрощать ведение бизнеса нужно, чтобы легче было работать. Однако нельзя приравнивать полет воздушного судна к продаже товаров народного потребления», - резюмировали в Департаменте.