№ 10 (136) - Октябрь 2010

 

 

Тема номера: АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС - ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

  • Село нуждается в знаниях.
  • Эффективными могут быть и недорогие технологии.
  • Какой зарплатой встречают специалиста?
  • Сколько денег зарываем в землю?
  • Что мешает развитию фермерского движения?
  • Выращивание зеленых культур может быть высокорентабельным.
  • Быть в Беларуси виноградникам!
  • Что делать с проблемными предприятиями?
  • Каким должен быть контроль в компании?
  • Есть ли проблемы в жилищном и промышленном строительстве?
  • О чем говорит практика рассмотрения хозяйственными судами ходатайств сторон?
  

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОДЫ ОСЕНЬ-ЗИМА 2010-2011

Ольга КОВТУНЕНКО

Новый модный сезон в разгаре, и осенне-зимние коллекции уже полностью появились в бутиках. Сегодняшние новинки мужской моды дизайнеры представили еще весной, однако только осенью рядовой покупатель начинает присматриваться к тем модным тенденциям, которые сочтет для себя приемлемыми. Для начала хотелось бы отметить, что кардинальных перемен в формообразовании мужской одежды не произошло. Дизайнеры продолжают развивать тему минималистического направления, приправленного деконструктивными элементами. В стилевом направлении также нет заметных изменений. По-прежнему популярны стиль милитари, минимализм и, конечно, вечная классика. Но обо всем по-порядку.

з тканей в моде вельвет, бархат, атлас, кашемир, шелк, ангора, нубук, шерсть, рельефная кожа, фланель. Остаются актуальными вязаные вещи и тонкий трикотаж.
Модными цветами и оттенками, на которые стоит обратить внимание, являются: коралловый, бордо, багряный, лиловый, цвет шоколада, черный, камуфляжный зеленый, медовый, ультрамарин, черничный с молоком, серое железо, розовый цемент, бронза, глубокий фиолет, темный гранат, беж, слоновая кость, бирюза, фуксия, розово-лиловый, неон, сине-фиолетовый, мокрый белый. Хочется отметить, что напрасно представители сильного пола боятся розового (и всех его оттенков) и ультрамаринового, ведь они отлично оттеняют лицо, придавая ему ухоженный моложавый вид. А вот оттенки бежевого и коричневого не всегда выигрышно подчеркивают особенности лица - они способны создать эффект болезненности и прибавить вам несколько лет. Единственный цвет, который сочетается со всеми другими и идет всем - это белый.
Хотелось бы также напомнить, что в одном туалете допускается сочетание максимум трех цветов, однако данное правило на оттенки не распространяется.
А теперь непосредственно об одежде. Начнем, пожалуй, с самой «мужской» части гардероба джентльмена - пиджака. Вариаций пиджаков в этом сезоне множество. Например, двубортный пиджак на четыре пуговицы с глубоким вырезом делает мужчину визуально выше, стройнее, добавляет ширины в плечах - именно за эти свойства силуэт двубортного костюма и был некогда позаимствован штатскими у военных. Однако подобрать идеально подходящий друбортный пиджак не так-то просто. Есть в нем какая-то загадка, которая либо гармонирует со своим обладателем, либо вступает с ним в полный диссонанс. Отмечу, что двубортный пиджак не идет обладателям лишнего веса, а вот высоким худощавым мужчинам будет в самый раз. Лучше всего он смотрится на пропорционально сложенных невысоких мужчинах. По корпоративному дресс-коду двубортный пиджак принято носить с рубашкой с широким воротником и широким галстуком, завязанным на самый крупный узел. А если по моде, то тут все намного интереснее. Лучшим аксессуаром признан шарф в различных вариациях. От огромного палантина, закрывающего вырез полностью, до узкого кашне, аккуратно обхватывающего воротник рубашки и выглядывающего из-под пиджака своей бахромой. В качестве идеальной основы этой осенью можно считать водолазку.
Вариантов брюк, которые могут составить гармоничную пару с двубортным пиджаком, множество. Однако практически все они для максималистов. Дизайнер Ральф Лорен предлагает зауженные брюки с подвернутыми штанинами. Аналогичный силуэт пропагандирует марка Z Zegna. К осени они радикально сузили все предлагаемые брюки: от классических вариантов до джинсов. Если же форма ваших ног не позволяет носить зауженные брюки, то можно выбрать прямые, но в таком случае придется проявить вкус в сочетании брюк и пиджака из разных тканей. Этот тренд захватил умы модников еще весной, а к осени он разросся в очень сильную тенденцию. Причем, если раньше любой пиджак автоматически дополняли черными однотонными брюками, то теперь они могут не только значительно отличаться по цвету, но и демонстрировать заметный контраст фактур. Например, Costume National предложили серый пиджак в полоску с серыми однотонными брюками на один тон темнее.
Вообще, в мужском костюме главенствуют фактурные цветные ткани. Отказавшись еще год назад от цвета как такового, дизайнеры только сейчас стали порционно добавлять его вновь. Но совсем по чуть-чуть, в отдельных деталях, сам же костюм продолжает оставаться серым и радует либо клеткой (довольно крупной, как у Canali), либо пестрой рябью, как на экране сломанного старого телевизора (в коллекции McQueen). Этой осенью явное предпочтение отдано именно пиджакам в клетку, а не в полоску или цветные принты. Один из самых популярных узоров осени - британская клетка, крупная и мелкая. Еще одним интересным трендом можно считать крупную красно-черно-бежевую клетку. Такую расцветку в стиле Burberry «позаимствовали» многие французские и итальянские марки мужской одежды.
К примеру, один из лучших производителей костюмных тканей Ermenegildo Zegna предлагает однотонные костюмы сложных и в то же время не очень насыщенных цветов. Так, изысканно и необычно смотрится бирюзовый, смешанный с серым. Цвет получился очень легким, он адекватно воспринимается в «серой» офисной среде, но при этом его уже не назовешь чрезмерно скучным.
Стилистика костюма нового сезона увлекает импровизациями на тему старомодной классики. Мало того, что на некоторых показах костюмы были дополнены часами на цепочке, так еще и практически все дизайнеры предложили различные вариации костюма-тройки. От модели с деграде у Costume National до контрастного жилета у Emporio Armani. Моден также всевозможный трикотаж в сочетании с пиджаком - от вязаных жилетов до пуловеров.
Нарочитой классике в мужских ансамблях оппонируют небрежность и расслабленность. В мужской моде продолжается деконструктивистская тенденция: наружные швы, асимметричные детали и гипертрофированный объем различных деталей ансамбля. При этом все это подкрепляется минималистическими тенденциями, где излишество - враг мужского стиля. Причем даже многослойность обязана быть сдержанной, например, при сочетании страз по декору. В качестве примера можно просмотреть коллекции Philip Lim и Comme des Garçons. Таким образом, ваш силуэт должен быть преимущественно прямой. В редких случаях можно надевать объемные крутки или пальто, такие как в коллекциях Dolce & Gabbana и Michael Kors.
Этой осенью популярна и милитаристская стилистика. Она отчетливо прослеживается в коллекциях Burberry Prosume и Michael Bastian. Не выходят из моды куртки в стиле «авиатор» из замши или натуральной кожи на подкладке из меха, а также всевозможные варианты моделей бушлатов и тренчей.
Пытаясь сориентироваться в fashion-океане новинок, не забывайте, что мода мимолетна и бежать за ней сломя голову бессмысленно.
 

 

ПРОДУКЦИИ - ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАСПОРТ

Марина КОМАРОВА

Нормативная база стандартизации охватывает практически все отрасли экономики и активно развивается и совершенст­вуется. Только в 2009-2010 гг. принято 1,2 тыс. государственных стандартов (СТБ) с максимальным использованием передового мирового опыта. Уровень гармонизации достигает 70%. Нормирование способствует расширению экспортного потенциала белорусской продукции, обеспечению ее современного технического уровня, поддерживает создание новых производств и импортозамещающей продукции, конкурентоспособной на международном рынке. Наверное, сегодня будет неправильно просить на разработку стандартов бюджетные средства, считает председатель Госстандарта Валерий КОРЕШКОВ. Он рассказал, как создаются стандарты и как они помогают бизнесу. 

 настоящее время более 60% разработок приходится на стандарты, которые готовят министерства, концерны, Национальная академия наук, частные компании. Активно подключаются к этим вопросам бизнес-сообщества и ассоциации, изъявляющие желание  участвовать в работе технических комитетов Госстандарта. Финансирование разработок новых стандартов чаще всего берут на себя отраслевые органы. Так, концерн «Белнефтехим» финансировал проведение испытаний нефтепродуктов, химических изделий. Белгоспищепром выделил средства на разработку ряда стандартов для пищевой продукции, необходимых для ее поставок на экспорт. Наиболее значимые разработки осуществлены в строительстве, машиностроении, электротехнике, химии и нефтехимии, энергосбережении, агропромышленном секторе. Работа над стандартами идет не по требованию сверху, а потому, что это необходимо промышленности и бизнесу, подчеркнул В. Корешков. Более того, правила игры или техническая культура с точки зрения требований стандартов должны быть едиными. Необходимо понимать, что если все будут работать по единым требованиям и правилам, то не возникнет вопросов о совместимости, безопасности, экологических требованиях и даже о маркировке или упаковке. В Беларуси производители это понимают и стремятся работать по установленным правилам технической культуры.
Одним из важнейших направлений стандартизации является разработка стандартов в области информационной поддержки жизненного цикла изделий. В 2005-2010 гг. в рамках ГНТП «CALS-технологии» сформирована серия из 57 государственных стандартов, описывающих главные аспекты процессов информационной поддержки продукции на основных стадиях ее жизненного цикла. Их введение создает организационно-методическую основу проведения работ в области CALS-технологий и предоставляет возможность обмена информацией о продукции между предприятиями как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Сейчас ведется разработка еще 20 стандартов в области непрерывной информационной поддержки жизненного цикла продукции, гармонизированных с международными стандартами.
В.Корешков также сообщил, что Госстандарт является заказчиком Национальной академии наук по разработке системы электронных паспортов продукции. При их формировании за основу берется штриховой код для идентификации. Далее в соответствии с международными требованиями в него вписываются все необходимые реквизиты. Дифференцированно в этот электронный паспорт может вноситься до 60 реквизитов в зависимости от потребности бизнеса или предприятия, которое покупает или собирается производить продукцию. Часть характеристик можно получить по разрешению предприятий, некоторые предоставляются в свободном доступе. Система апробирована в РУП «Минск Кристалл», ОАО «Савушкин продукт», ГУМе. Электронный паспорт используется в логистических схемах. С его помощью можно войти во все международные системы продаж. Планируется, что внедрение электронных паспортов на продукцию начнется в Беларуси до конца этого года.
По словам В. Корешкова, в настоящее время органы по стандартизации Беларуси, Казахстана и России формируют единый план разработки стандартов. Принято решение вводить стандарты категории ГОСТ и не уходить от этой аббревиатуры. Так будут называться все межгосударственные стандарты, действующие на рынке Таможенного союза. Основная цель - перейти на технические регламенты, принятие которых заложено в проект соглашения, разработанный органами стандартизации трех стран Таможенного союза. Необходимо принять 58 технических регламентов. Практически завершена работа по 10, еще около 15 находятся в высокой степени готовности. Напомним, что до вступления в силу единых технических регламентов в Таможенном союзе с 1 июля 2010 г. действует соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению соответствия) по специальному перечню. Он охватывает несколько групп товаров: часть пищевой продукции, низковольтное оборудование, сельхозтехнику. Сейчас на основе этого перечня идет дальнейшее формирование законодательной базы. В конце года перечень будет пересмотрен в сторону расширения номенклатуры товаров.
В связи с тем что одним из важных направлений внешнеэкономической деятельности является экспорт молочной продукции, особое внимание в республике уделено разработке ее стандартов. Так, на молочные продукты и методы их контроля в 2010 г. разработано и введено в действие 30 государственных стандартов. Они в основном распространяются на методы контроля, которые разработаны на основе международных требований и национальных критериев Российской Федерации. Особо необходимо отметить введение в действие государственного стандарта на сухое молоко. Документ гармонизирован со стандартом Комиссии Кодекс Алиментариус CODEX STАN 207. При его разработке учитывались требования имеющихся контрактов на поставку сухого молока на различные рынки. 
Большое внимание уделено созданию нормативной базы на продукты детского питания. Разработано 5 стандартов, устанавливающих требования к кефиру, молоку, консервам на овощной и фруктовой основе, сокам, напиткам, морсам. Они  распространяются как на готовые продукты детского питания, так и на сырье для их изготовления.
С целью содействия экспорту питьевых и минеральных вод предусматривается введение более 30 стандартов, в том числе на методы определения показателей качества и безопасности
В следующем году планируется разработка государственных стандартов на методы контроля молока и молочной продукции, воды, а также государственных стандартов, устанавливающих требования к масложировым продуктам и кондитерским изделиям.
С целью развития производства товаров бытовой химии на 2011 г. предусмотрена разработка стандарта на эту продукцию, гармонизированного с международными требованиями и нормами Российской Федерации.
Как отметил В.Корешков, организации во всем мире все больше осознают потребность в социально ответственном поведении и его преимущества в бизнесе. Поэтому не случайно в сентябре 2010 г. завершена разработка международного стандарта ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». Этот стандарт, затрагивающий ряд важных вопросов бизнеса, вводится во многих странах. Социальная ответственность организации оказывает влияние на ее конкурентные преимущества, репутацию, способность привлекать и удерживать персонал и потребителей, взаимоотношения с партнерами. Учитывая это, в 2011 г. предполагается разработка государственного стандарта Республики Беларусь, гармонизированного с ISO 26000:2010, в рамках деятельности национального технического комитета по стандартизации ТК BY 20 «Социальная ответственность».
 

ЧТО ДЕЛАТЬ С ПРОБЛЕМНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ?

Анна МАРКОВСКАЯ

Накопившиеся за многие десятилетия проблемы заводов-гигантов еще более обострились из-за экономического кризиса. Такие меры как сокращение производственных мощностей и штата не помогают кардинально изменить положение. Если процесс заходит слишком далеко - последствия становятся необратимыми. Банкротов никто не любит, и государство от них отказывается. Так поступили с ОАО «Мотовело». Акционер, купивший предприятие, решил уйти от гигантомании. Летом 2009 г. были созданы 9 небольших закрытых акционерных обществ, объединенных в консорциум. Директорский корпус - люди не случайные, а «заточенные» на бизнес. В этом редакцию журнала убедил руководитель ЗАО МВЗ «Инпарк» Игорь СОРОКИН.

- Игорь Леонидович, как вы восприняли предложение стать директором? Были ли какие-то рецепты оздоровления предприятия от акционера?
- Опыт мировой практики, в частности, автомобилестроения показывает, что крупные предприятия полного цикла не нужны. Достаточно иметь площадку для сборки, а комплектацию различными деталями и узлами могут обеспечить малые компании. Таким способом сокращаются затраты на конечный продукт. Управление становится более доступным и понятным, позволяет больше уделять внимания работникам в социально-бытовой сфере, что в итоге влияет на производительность труда. Нам было сказано, что выпуск мотоциклетных и велосипедных комплектующих - не самоцель. Рецепт дан один: применить идеи по выпуску альтернативной продукции, найти покупателей, развиваться и зарабатывать деньги. По сути, предоставлена возможность заняться полноценным бизнесом, потому что акционером дана свобода действий по методам работы, формированию штата, а вмешательство сведено к минимуму.
- С чем вам пришлось столкнуться на предприятии?
- Другой человек, начинающий бизнес, может, мечтал бы получить такой завод, где основных средств на несколько миллионов евро. Когда это «счастье» в виде массы оборудования свалилось на меня, первое, что пришло на ум - заняться выпуском комплектующих для автомобилестроения. Потому что это профильное производство, и отчасти технологии выпуска автомобилей и велосипедов стоят рядом. В обоих случаях применяется металлообработка без образования стружки. Имея в распоряжении один из крупнейших парков прессового оборудования в Беларуси, я обратился с письмами практически ко всем производителям комплектующих для производства. Была разослана информация о нашем предприятии, его возможностях, примерной ценовой политике и, что сейчас актуально, о геополитическом положении. К сожалению, никуда не удалось достучаться. Следующий шаг был сделан навстречу производителям бытовой техники. И тоже безрезультатно. Известные производители если и создают новые производства, то для них уже не стоит вопрос цены. Там есть наработанные связи. Третье наше направление - импортозамещение.
Изучив рынок, установили, что металлические детали для строительно-монтажных работ, как правило, завозятся из России. Стали производить комплектующие для монтажа гипсокартона. Сейчас разрабатываются и готовятся к выпуску новые изделия: металлические дверцы для счетчиков воды, электрошкафы, монтажные электрощитки. Потребность в данной продукции довольно высока. На предприятии также изготавливаются детали по чертежам заказчика. Для оптимизации работ по снабжению и снижению себестоимости был введен в эксплуатацию калибровочный стан, где сырье перерабатывается до нужного размера. Подобную услугу оказываем сторонним организациям. Выполняем заказы по гибке металла, лазерной, плазменной продольной резке. С учетом возможностей отрабатываются все идеи по выпуску изделий и предоставлению услуг.
- Как складываются отношения с партнерами по консорциуму, с властями?
- Наше предприятие - первое в технологической цепочке. Заготовительный участок обеспечивает сырьем еще как минимум четыре ЗАО консорциума для основного производства. Постоянно встречаемся с коллегами, обсуждаем текущие дела, договариваемся о совместном выпуске альтернативной продукции. Еженедельно проводятся совещания, на которых присутствуют представители или председатель Ленинского райисполкома, обсуждаются проблемы предприятия, даются рекомендации по безубыточной работе, советы по снижению себестоимости продукции. Со стороны представителей власти видим все меньше негатива по отношению к «Мотовело». Если, по данным средств массовой информации, в 2008 г. общество возглавляло список 20 убыточных предприятий, то в 2009 г. его уже не было в этом перечне.
- Когда шла передача предприятия инвестору, ставилось условие о недопустимости сокращения людей. Сколько у вас работников и какая зарплата? Как оцениваете промежуточные результаты своего бизнеса?
- Хорошие специалисты ушли с развалившегося завода. Сегодня, когда ситуация стабилизировалась, возвращаются и инженеры, и рабочие. В нашем ЗАО трудятся 30 ИТР и 90 вспомогательных рабочих. Зар­плата хорошая - в среднем 1,3 млн. руб. Я не стоял у истоков образования предприятия, но когда пришел, на изготовлении альтернативной продукции зарабатывалось около 2 млн. руб. в месяц. При том, что комплектующих к вело- и мототехнике выпускается на 1,5-2 млрд. руб. Теперь ежемесячные доходы от реализации неосновной продукции и услуг составляют примерно 100 млн. руб. Это еще небольшая сумма, но она позволяет покрывать эксплуатационные расходы по энергетике и аренде площадей. Достигнутые промежуточные результаты вселяют оптимизм.
 

МЕБЕЛЬ С ЗАПАХОМ СОСНЫ РОЖДАЕТСЯ В МОЛОДЕЧНО

Владимир КОМАРОВСКИЙ

Древесина сосны, никогда не представлявшая для мебельщиков особой ценности, уже два десятилетия с успехом используется в качестве сырья для изготовления предметов домашнего обихода на белорусско-германском совместном предприятии «Минский мебельный центр», обосновавшемся в Молодечно. Выпускать изделия из относительно дешевой сосны здесь начали одними из первых в СССР, и до сих пор конкурентов на постсоветском пространстве у этого производства нет. Причем в странах Евросоюза молодечненская мебель идет на «ура», поскольку будучи изготовленной из натуральной древесины, считается экологически безопасной. В целом же на экспорт уходит 98,5% продукции.
В чем секрет такого успеха? На этот и другие вопросы отвечает главный экономист предприятия Елена ГЕРАСИМОВА.

- Елена Григорьевна, неужели вам удалось «изобрести» способ превращения невзрачной сосны в изящную мебель?
- Насчет изобретения это, конечно, преувеличение, хотя во многом мы были первопроходцами. Замечу, что технология, предложенная поначалу германской компанией GreСon, оказалась недоработанной, и нашим специалистам пришлось немало потрудиться, чтобы древесина «заиграла». Конечно, важную роль играет оборудование, которое, кстати, мы постоянно обновляем, направляя на эти цели до 1 млн. долл. ежегодно. Техника позволяет сращивать пиломатериалы и получать прочные мебельные щиты, из которых и изготавливаются детали шкафов, комодов, кроватей, столов и многих других видов изделий, выпускаемых на предприятии. Безусловно, они тщательно шлифуются и подвергаются отделке с применением самых современных материалов. В то же время хочу отметить, что древесина сосны мягче, чем у широко применяемых при производстве мебели других материалов. Это влияет на выбор отечественных покупателей, ведь мы привыкли приобретать мебель, как говорится, на всю жизнь. А вот европейцев, которые следуя веяниям моды, периодически меняют обстановку, это обстоятельство не настораживает. Привлекает их и цена, более низкая по сравнению изделиями, выполненными из ценных пород древесины.
- Какими каналами сбыта вы пользуетесь при поставках продукции в европейские страны?
- Мы имеем дело с небольшим числом оптовых компаний, которые, однако, во многом определяют «погоду» на мебельном рынке континента. На трех крупных покупателей - IHTM, Hasse GmbH и IKEA приходится почти 90% наших поставок. Через них продукция попадает в каталоги фирм, работающих непосредственно на потребителей. Например, во Франции наши изделия представлены компанией Conforama. В числе других видов мебели мы реализуем через нее спальню, которая вот уже четыре года входит в десятку самых продаваемых в этой стране.
Имея крупных покупателей, мы не намерены, что называется, «складывать все яйца в одну корзину». Руководство IKEA предлагало нам работать преимущественно на этот концерн, намереваясь брать 60% выпускаемой продукции. Конечно, это было бы удобно, но очень опасно в случае изменения конъюнктуры или каких-либо экономических потрясений. Так что мы предпочли вежливо отказаться и, наоборот, диверсифицируем свой сбыт. В последнее время активно осваиваем российский рынок, где повышается интерес к мебели из сосны.
Безусловно, работа с законодателями мод в мебельной сфере связана с определенными трудностями. Следя за изменениями конъюнктуры, наши партнеры постоянно «подстегивают» нас, требуя все новых и новых изделий. В 2009 г. мы запустили в производство 132 наименования мебели. Обычно в месяц обновляется до 30% ассортимента и одновременно выпускается 80-90 моделей. При этом следует учитывать, что предприятие практически не имеет складских площадей, а отгружает ежемесячно 50 и более фур продукции. Естественно, это требует высокого уровня внутренней логистики: ни на одном из участков нельзя допускать срывов графика, а все комплектующие должны поставляться своевременно.
- Нет ли на внешнем рынке ценовой дискриминации?
- В последнее время приходится конкурировать с бразильскими и китайскими производителями, которые привлекают покупателей низкими ценами. Но качество нашей мебели выше, и даже во время кризиса спрос на нее не упал. Сегодня же она востребована настолько, что у нас не хватает производственных мощностей, чтобы удовлетворить потребности рынка. Удается нам и вовремя реагировать на изменения моды. Несколько лет назад мы выпускали изделия с отделкой натуральным лаком. Однако появилось новое веяние - тонированная мебель. Руководство предприятия сумело вовремя это почувствовать и перестроиться. Заранее было закуплено несколько отделочных линий, на которых мы начали тонировать мебель.
- Логика развития бизнеса требует постоянного расширения. Как у вас обстоит с этим дело?
- Проектные мощности с начала работы предприятия увеличены более чем в 5 раз. Поскольку номенклатура изделий очень широка, в последнее время приобретено несколько обрабатывающих центров, которые быстро перестраиваются на изготовление той или иной детали, достаточно задать программу. В дополнение к имеющемуся в поселке Крупки лесопильному производству создали еще одно в Вилейском районе. Увеличили количество сушильных камер, ведь для производства нужна доска влажностью 8%. А это в свою очередь требует модернизации энергетического хозяйства. Число котлов довели до 4, и все они работают на отходах производства - опилках. Но при этом часть их все равно остается. Поэтому в текущем году запустили производство топливных гранул - пеллет. В сентябре отгрузили 6 машин этой продукции в Италию, а в октябре удвоим поставки. Все инвестиции делаются за счет собственных средств, кредиты мы брали только в первые годы существования предприятия.
- Насколько остро стоят перед вашим предприятием проблемы обеспечения сырьем?
- Сейчас все нормализовалось, но еще недавно, когда торговля лесоматериалами осуществлялась только на Белорусской универсальной товарной бирже, производство сильно лихорадило. Резко повысившиеся цены заметно урезали рентабельность, ведь мы не могли поднять цену на свои изделия по уже заключенным договорам. Решение сосредоточить продажу древесины только на одной «площадке» сейчас признано ошибочным, и очень хотелось, чтобы такие просчеты не повторялись. Объемы переработки древесины на нашем производстве достаточно велики: 70 тыс. кубометров в год. Думаю, республике выгодно иметь такое производство как «Минский мебельный центр». Ведь мы продаем за рубеж не сырье, а продукцию, характеризующуюся самой высокой степенью переработки древесины. В 2009 г. поставили изделий на 16,5 млн. евро, пополнив валютную «копилку» страны. В текущем году планируем выйти на показатель не менее 18 млн. евро. И это не предел.
Предприятие обеспечивает работой 1,1 тыс. человек, из которых 150 человек работает на лесопильных производствах. Кстати, когда ввели плату за проезд по автомагистрали Брест-Москва, а это 20 евро на каждую машину, привозящую пиломатериалы с нашего филиала, были предложения о закрытии лесопилки - слишком большими оказывались транспортные расходы. Не помогли обращения в министерства экономики и транспорта с просьбой отменить плату в порядке исключения. Однако хорошенько взвесив все «за» и «против», все же решили оставить филиал в Крупках. Ведь у предприятия кроме чисто производственной есть и социальная миссия.
Все годы работы для предприятия были временем стабильного наращивания объемов производства, развития и укрепления деловых связей. Надеемся и верим, что предприятие находится в самом начале своего пути, а впереди еще много нового и интересного.

СП «ММЦ» ООО
Минская обл. г. Молодечно, Великий Гастинец, 31а
Тел.: 8-0176-76-81-32
Факс: 8-0176-75-34-21
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

РЫНОК МЯСОПРОДУКТОВ ОТКРЫТ ДЛЯ НОВЫХ БРЭНДОВ

Наталья ЩЕЛКУНОВА

На прилавках магазинов - изобилие колбас и мясных деликатесов. Попробовать все хотя бы одного производителя - идея безнадежная. То и дело появляются новые хорошие продукты. Повышается уровень национальной конкурентоспособности. Любимая фраза директора ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» Владимира ЖУКОВИЧА: «Один раз или на заказ продукцию могут сделать все, а вот каждый день качественно, в больших количествах - только профессионал». 

ак считает В. Жукович, в Беларуси очень высокая конкуренция в сегменте мясопродуктов премиум класса. Потребителю все больше предлагаются качественные продукты, хотя и дороговатые. На рынок могут заходить любые торговые марки, производителям несложно создать мясной брэнд. Только, к сожалению, отечественный потребитель еще не всегда придает значение такому серьезному вопросу как безопасность продуктов. Между тем принято считать, что при производстве известной продуктовой линейки технологии хорошо отработаны и уровень безопасности гораздо выше, чем при изготовлении новинок. Впрочем, Березовский комбинат создал условия, позволяющие выпускать безопасные высококачественные продукты. На предприятии разработаны, внедрены и сертифицированы 5 систем менеджмента качества: ISO 9001, НАССР, СТБ 18001, ИСО 14001 и ИСО 22 000, на нее, кстати, Березовский мясокомбинат получил сертификат первым в республике.
Достаточно серьезно покупателя волнует вопрос «дешевой колбасы». Бытует стереотип, что дешево - значит, плохо. «На самом деле недорогими могут быть и самые что ни на есть натуральные продукты, - опровергает это мнение директор. - Просто надо предполагать, что тут несколько другое сырье, но это мясо». Кстати, в начале текущего года технологи Березовского комбината сделали очень прогрессивный шаг: полностью отказались от применения соевых белков.
Будучи сторонниками собственных разработок рецептур, специалисты комбината создали много популярных деликатесов. Например, всегда востребованы «Язык в шпике по-березовски», выпускаемый с 2000 г., «Руляда слоеная березовская» - оригинальный «ручной» продукт, потому что вручную нарезаются и послойно складываются в формы говядина и шпик. Сейчас есть задумка выпускать паштеты.
Наряду с активным внедрением новых технологий специалисты также являются приверженцами старых. Визитной карточкой стали вяленые деликатесы. На протяжении 7 лет лидером продаж является продукт из свинины сыровяленый «Дедушкин гостинец», постоянным спросом пользуется «Полендвица деревенская «Березовская». Летом была представлена новая линейка сырокопченых и сыровяленых колбас салями. Появились сырокопченые колбасы «Венская», «Вестфальская», «Мюнхенская», «Венгерская». Настоящим хитом продаж стал продукт вяленый рубленый «Брезаола», который в процессе приготовления вялится и высушивается «до слезы» на разрезе. Недавно запущено производство рубленых копченых колбасок «Шляхецкие». Они изготавливаются без применения стабилизатора окраски нитрита натрия, благодаря которому достигается розовый цвет колбас. В этом случае требуемый цвет получается за счет специального посола. Уже поданы документы на присвоение продукту статуса натурального. К сожалению, такую технологию нельзя применить ко всей продукции, потому что это очень долгий процесс, а кушать хочется сегодня.
В настоящее время производится много ветчин и колбасных изделий с большими сроками хранения. Такое изобилие стало причиной падения популярности ветчинных консервов, которые на постсоветском пространстве выпускает только Березовский мясокомбинат. «Между тем, ветчинные консервы - очень ценный высококачественный продукт, потому что температурный режим обработки (78 градусов) позволяет сохранить все микроэлементы, - рассказывает В. Жукович. - Более того, для производства этого продукта выбирается лучшее мясо. Из 50 т условного убоя свинины подходит только 5-6 т. Установленное более 30 лет назад английское оборудование до сих пор находится в хорошем состоянии, ничего не изменилось и в технологии приготовления консервов. Уникальность производства еще и в том, что на месте изготавливается жестяная банка».
По мнению директора, производителю нельзя быть одинаковым, поэтому часто появляются новинки. К их «рождению» - подход творческий. Новый продукт - окорок деревенский березовский сыровяленый - деликатес, который в ближайшее время будет оригинально преподнесен покупателю. Продумана каждая деталь. В красивой коробке окорок размещается на специальной подставке с металлической стойкой, там же - доска и нож для разделки. Чтобы удовлетворить вкусовые запросы детей, месяц назад запущено производство пельменей «Кроха» с 10 витаминами, лактулозой и кальцием. В скором будущем появится еще один вид пельменей ручной лепки - «Капелетти» весом 5 - 6 г.
Производителю необходимо совершенствоваться до бесконечности, чтобы и одним быть хорошим, и другим понравиться, считает В. Жукович. При этом еще нужно заработать деньги, что становится все сложнее. Уровень рентабельности небольшой - 3-4%, поэтому можно выживать только на объемах. Прирост должен быть не менее 10% в год. Тогда будет возможность вести техперевооружение, выдавать зар­плату, рассчитываться за энергоносители.
Березовский комбинат - один из самых крупных в республике и находится вдалеке от больших городов. Это усложняет реализацию продукции. Чтобы как-то отличаться и запомниться покупателю, в повсеместно созданных на Брестчине фирменных магазинах наценки небольшие. С такой же «изюминкой» фирменной торговли до конца текущего года Березовский комбинат планирует выйти на столичный рынок.
Директор всегда приветствует возможность движения вперед. В 2009 г. открыт оснащенный по последнему слову техники и соответствующий жестким требованиям Евросоюза убойный цех. На очереди реконструкция холодильного и компрессорного цехов. Холодильник - это «сердце» производства, от процессов, которые там происходят, зависит вся работа предприятия. Недавно с учетом пожеланий торговли установлено оборудование для групповой упаковки продукции в модифицированной газовой среде с использованием защитных барьерных пленок.
Наращивая производство колбасных изделий, на комбинате сегодня также начинают увеличивать объемы разделки мяса, для того чтобы получалась добавленная стоимость при продаже. Мясо - весомая составляющая экспорта (60%), кроме того, за рубеж поставляются консервы и колбасы. Как и раньше, значительная часть поставок приходится на Москву и Санкт-Петербург. География экспорта распространяется на Казахстан, Украину, Азербайджан. Планируется продажа консервов и говядины Ирану. В этом году доля экспортных поставок составит 50% объема производства, в следующем продажи на внешний рынок увеличатся. Пока планка белорусских производителей держится высоко, потому что считается: здесь выпускают продукцию, как положено.

ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат»
225210, г. Береза, ул. Свердлова, 1
Тел./факс: +375 (1643) 2-22-11, +375 (1643) 4-10-44
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.