№ 9 (135) - Сентябрь 2010

 

 

Тема номера: ЭНЕРГЕТИКА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

  • Увеличить прибыль можно поведя структурную перестройку.
  • Какие энергетические мощности выгодно развивать Беларуси?
  • Современные технологии позволяют найти компромисс экологам и энергетикам.
  • Чтобы сохранить место на рынке, необходимо учитывать пожелания клиентов.
  • Сможет ли Беларусь заработать на экспорте электроэнергии?
  • Каков потенциал отечественной биоэнергетики?
  • Какое будущее ждет автомобильный рынок?
  • В чем новизна регулирования в условиях Таможенного союза?
  • Какие менеджеры нужны производству?
  • Новые "правила игры" хозяйственных обществ.
  • Директор идет в суд.
 
  

 

Юрий ГАЙДУК, заместитель директора по корпоративному развитию юридической фирмы «Шерстнев и партнеры», кандидат юридических наук

Одним из ключевых факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность деятельности компании, является сбор, обработка и использование информации, которую можно использовать для увеличения прибыли.
Можно с достаточной уверенностью сказать, что аналитическая деятельность в компании родилась, если руководитель постоянно задается вопросом, откуда исходит или может исходить угроза для его компании и как ее избежать или уменьшить?
Однако теперь недостаточно владеть информацией в виде справок о предприятиях потенциальных партнеров и конкурентов. Требуется исследовательская деятельность, направленная на  изучение отчетов, написание обзоров на основе любой поступающей информации (о рынках сбыта, поставщиках, их партнерах и конкурентах, данные о конкретных контрактах, финансовом состоянии предприятий), с целью проведения ретроспективного (т.е. обращенного в прошлое) анализа экономической  деятельности компании.
Однажды один из руководителей, прослушав мою мини-лекцию об аналитической деятельности, организуемой в компании, на мой риторический вопрос, какие же цели преследует аналитика, ответил примерно так: «Она направлена на своевременное принятие нестандартного решения, тем самым я обеспечу конкурентные преимущества своей компании!»
Лучше не придумаешь. Я же дополню еще одной целью: выявить все возможности и факторы влияния на успех деятельности вашей фирмы.
Очевидно, что все руководители стремятся разработать новые подходы к ведению бизнеса, которые открывали бы компании пути к захвату лидерства в соответствующей отрасли. Поэтому если они будут своевременно «мониторить» текущую информацию и анализировать ее, то  раскроют планы конкурентов по достижению преимущества и, соответственно, создадут основу для решения стратегических и тактических задач компании.
Организуется аналитическая деятельность в компании в несколько этапов. На первом проводится проверка целесообразности ее организации путем ответов на 7 важных вопросов:
1)существует ли недостаток в какой-либо информации при принятии конкретных решений?
2) кто, где и каким образом будет собирать необходимую информацию?
3) в каком виде представлять информацию, как ее анализировать и где ее хранить?
4) какие предстоят затраты на получение необходимой информации?
5) получит ли компания финансовые выгоды от использованной информации?
6) есть ли другие способы (неденежные) использования информационных ресурсов, приносящие большую выгоду компании?
7) готов ли руководитель к восприятию той информации, которая изменит предыдущие представления и докажет ошибочность принятых ранее решений?
На втором этапе необходимо подобрать менеджера по информации. Неважно, какое он имеет образование - юридическое или экономическое, но он должен отвечать следующим требованиям:
• пригодность к аналитической работе, заключающаяся в умении осуществлять поиск и обрабатывать информацию;
• повышенная устойчивость к эмоциональным формам давления, в том числе и к критике;
• наличие волевых (смелость и независимость), коммуникативных (умение общаться) и нравственных качеств (честность), физическое здоровье (способность переносить  неудачи) и умение молчать;
• финансовая независимость, отсутствие связей с криминальными группировками.
На третьем этапе  определяется статус менеджера по информации в  структуре предприятия. При этом целесообразен вариант его подчинения непосредственно первому лицу компании.
На четвертом этапе осуществляется утверждение представленных менеджером  структуры службы (если существует необходимость в ее создании) и бюджета, принципов взаимодействия с другими подразделениями компании и внешними организациями.
Менеджер по информации выполняет основные функции сбора исходных данных, их систематизации, хранения и обработки для выполнения своей главной задачи - аналитического обеспечения решений, принимаемых руководителем компании.
Сфера интересов аналитической деятельности менеджера по информации достаточна широка. Вот главные направления.  
1. Конкуренция. Наблюдение за соперниками, кредиторами, заемщиками, контрагентами компании, оценка материального, финансового, кадрового, технологического и другого потенциала конкурентов и выявление их ведущих специалистов.
2. Политика. Выявление групп давления и отдельных лоббистов, их использование для продвижения благоприятных для компании политических решений.
3. Государство. Использование органов власти для пресечения противоправной деятельности конкурентов, инициирование проверок и судебных расследований.
4. Криминал. Мониторинг правомочности действий интересующих предприятия юридических и физических лиц, прогнозирование и профилактика правонарушений в сфере деятельности компании, сбор доказательств для судебного преследования и иного противодействия, управление рисками бизнеса.
5. Право. Мониторинг законодательства в области интересов компании, профилактика и предупреждение неправомерных действий персонала, юридических и физических лиц.
6. Потребители и корпоративные клиенты. Учет и анализ претензий, предпочтений и предложений, назначения и перемещения руководителей.
7. Заказы. Наблюдение за объявлениями конкурсов, тендеров, подрядных торгов, распределением бюджетных и иных крупных заказов, выявление потенциальных заказчиков и инвесторов, изучение технологических и иных преимуществ победителей конкурсов.
8. Маркетинг. Сбор информации о крупных сделках, изменении цен, спроса и предложения, появлении конкурирующих продуктов и услуг.
9. Финансы. Мониторинг предложений кредитных организаций, благотворительных фондов, спонсоров, органов власти.
10. Нематериальные активы. Выявление и сбор доказательств для судебного преследования субъектов, незаконно использующих объекты интеллектуальной собственности компании.
11. Патенты. Мониторинг данных для оспаривания мешающих бизнесу охранных документов.
12. Связь с общественностью. Социологический мониторинг публикаций и высказываний о деятельности компании, определение реакции на распространяемые компанией материалы, обнародование информации об успехах компании и провалах конкурентов, создание информационных поводов для прессы.
13. Технологии. Мониторинг научно-технической информации, технологических новинок и патентов в области интересов компании.
14. Безопасность. Контроль утечки конфиденциальной и иной охраняемой законодательством информации компании.
15. Кадры. Слежение за действиями нужных или опасных для компании специалистов (руководители и менеджеры конкурирующих организаций, собственный персонал, политики, ученые), оценка направлений ротации кадров, изучение мотивов увольнений, выявление потенциальных агентов компании.
16. Подразделения. Слежение за работой филиалов, представительств, дочерних фирм.
17. Средства сбора и анализа информации. Выявление и испытание новых средств и методов слежения, обработки и анализа информации.
18. Источники информации. Мониторинг появления и контроль качества ресурсов Интернета - источников нужных для компании сведений.
Информационной базой для работы служат открытые источники, в первую очередь СМИ, агентства деловой информации, материалы специализированных выставок, конференций, личные контакты, наблюдения, фирменные и рекламные издания, электронные документы, результаты маркетинговых исследований. Особую ценность представляют сведения, получаемые от внешних «агентов», например, лиц, работающих в научных и других организациях, в органах управления.
А еще важным источником информации являются онлайновые базы данных. Например, только в LEXIS-NEXIS их более 300, и они содержат сведения о многих компаниях (http://www.lexis-nexis.com/esp).
Важным источником финансовой информации служат WWW-сайты агентств финансовых новостей. Например, CBS MarketWatch (www.marketwatch.com) и сайты новостей техники CNET (www.news.com/investor) содержат информацию об акциях высокотехнологичных компаний.
И, наконец, следует отметить особую роль менеджера в возможных информационных войнах, которые время от времени развязываются конкурентами в СМИ. В случае угроз в отношении топ-менеджмента и предприятия в целом (политических, экономических, информационных, имиджевых и т.д.) грамотный специалист, просчитав на основе собранной информации варианты развития событий, вполне в состоянии защитить имидж компании и ее руководителя.

 

Лариса КОЖИЧ, начальник отдела регистрации ООО «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»

Принятие изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» стало очередным шагом вперед в правовом регулировании деятельности компаний. Распространяющий свое действие на общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью, (ОДО) открытые и закрытые акционерные общества (ОАО и ЗАО) Закон №168-З появился в печати 02.08.2010 г. и вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования.
С его принятием хозяйственным обществам не надо перерегистрироваться. Однако согласно ч.1 ст.2 Закона хозяйственные общества, зарегистрированные до его вступления в силу, при первом внесении изменений и (или) дополнений в свои уставы обязаны привести их в соответствие с новыми нормами.
Изменения коснулись случаев, когда в уставный фонд хозяйственного общества вносится неденежный вклад. Закон предоставил право учредителям (при создании хозяйственного общества) и участникам (при увеличении уставного фонда хозяйственного общества) по своему выбору обратиться либо за независимой оценкой вклада, либо за экспертизой ее достоверности. Напомним, что в настоящее время экспертиза достоверности оценки неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества является обязательной независимо от того, была ли проведена независимая оценка.
Закон исключил норму, согласно которой в случае уменьшения стоимости чистых активов хозяйственного общества меньше минимального размера уставного фонда, предусмотренного законодательством, оно подлежит ликвидации, и установил это как основание для ликвидации исключительно для ЗАО и ОАО, в отношении которых законодательством предусмотрен минимальный размер уставного фонда.
Особого внимания заслуживает порядок оформления протокола общего собрания участников хозяйственного общества. Так, протокол подписывается (с визированием каждой страницы, включая решения, прилагаемые к нему) председателем общего собрания участников хозяйственного общества, секретарем (при его наличии), а также не менее чем двумя членами счетной комиссии (при ее наличии) или, если это предусмотрено уставом, лицами, принявшими участие в этом собрании. Протокол помимо указанных лиц по решению общего собрания участников хозяйственного общества может подписываться и иными лицами. К нему прилагается список лиц, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании участников хозяйственного общества, и (или) лиц, заполненные бюллетени которых получены в порядке, установленном уставом. Список лиц, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании участников хозяйственного общества, должен содержать их подписи.
Новой нормой стало предоставление права участникам ООО и ОДО требовать созыва внеочередного общего собрания участников общества, даже если они обладают в совокупности менее чем 10% голосов от общего количества в случае, когда это предусмотрено уставом общества.
Законом предусмотрен порядок оформления отношений с членами коллегиального исполнительного органа в случае его создания в хозяйственном обществе. Так, с каждым членом коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества заключается трудовой договор (контракт) либо гражданско-правовой договор. Председатель коллегиального исполнительного органа действует от имени хозяйственного общества без доверенности - представляет его интересы (в том числе в органах управления иных юридических лиц, участником которых является хозяйственное общество), совершает сделки от имени хозяйственного общества.
Изменяются права участника, подавшего заявление о выходе из состава участников ООО и ОДО. Предусмотрено письменное обращение к обществу об отзыве указанного заявления до определения общим собранием участников общества момента расчета с данным участником. В этом случае участие возобновляется с даты принятия общим собранием участников этого общества решения о согласии на отзыв заявления о выходе участника из общества, которое принимается большинством голосов без учета голосов, принадлежащих участнику, подавшему заявление о выходе.
Закон также урегулировал ситуацию, когда участник ООО или ОДО игнорирует участие в общем собрании участников общества либо голосует против (воздерживается от голосования) по вопросам внесения изменений в устав общества в случае, когда устав должен быть приведен в соответствие с действующим законодательством и при этом количество голосов иных участников составляет менее количества, установленного законодательством для принятия такого решения. В данной ситуации иные участники общества вправе принять решение о внесении изменений и (или) дополнений в устав общества только в части его приведения в соответствие с законодательством единогласно без учета голосов участника (участников), уклоняющегося от принятия указанного решения. Закон разъясняет, что участник (участники) общества уклоняется от принятия общим собранием участников решения о внесении изменений и (или) дополнений в устав общества в связи с необходимостью его приведения в соответствие с законодательством, если этот участник (участники), извещенный надлежащим образом более двух раз о созыве и проведении общего собрания участников, повестка дня которого включает указанный вопрос, не принимает в нем участия без уважительной причины либо неоднократно (два и более раза) голосует против принятия такого решения, либо воздерживается от его принятия.
Следует обратить внимание на новшество, согласно которому у акционера ЗАО появилась реальная возможность отчуждать принадлежащие ему акции «одним пакетом». В соответствии с новыми положениями, если предложенные к реализации акции не могут быть приобретены акционерами, и (или) обществом, и (или) третьим лицом, определенным обществом, в полном объеме, с акционером может быть достигнуто соглашение о частичной продаже предложенных к реализации акций. Оставшиеся после этого акции могут быть проданы акционером любому третьему лицу по цене не ниже предложенной акционерам закрытого акционерного общества. В случае, если со стороны акционеров и общества в срок, установленный уставом общества, не получено согласие на приобретение акций, продаваемых другим акционером закрытого акционерного общества, либо получен отказ от их приобретения, либо если соглашение о частичной продаже предложенных к реализации акций не достигнуто, они могут быть проданы акционером любому третьему лицу по цене не ниже предложенной акционерам закрытого акционерного общества «одним пакетом».
Еще одна норма закона касается порядка определения цены выкупа акционерным обществом его акций по требованию акционеров. Цена утверждается тем же общим собранием акционеров, которое принимает решение, способное повлечь за собой возникновение у акционеров права требовать выкупа акций этого общества, но не менее номинальной стоимости акций, а в случае проведения независимой оценки стоимости акций - не менее стоимости акций, указанной в заключении об оценке. Независимая оценка стоимости акций должна быть проведена по требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами 2% и более голосующих акций акционерного общества, за счет средств общества либо может быть проведена по инициативе самого общества или любого акционера (акционеров) за счет собственных средств. При этом законом также был установлен предельный срок, в течение которого акционерное общество должно выкупить акции в случае соответствующего требования акционера - в пределах 6 месяцев.
Законом внесен ряд иных изменений, касающихся учета аффилированных лиц хозяйственного общества, совершения им крупных сделок, порядка проведения общих собраний участников. Представляется, что в ближайшее время в юридической литературе появится ряд статей, посвященных нюансам нового порядка правового регулирования деятельности хозяйственных обществ.
Игорь РАПТУНОВИЧ, юрист

Интересы компании в суде зачастую приходится представлять ее руководителю. Причиной является отсутствие в штате юриста либо особенности рассматриваемого дела. Но в суде руководителя может ожидать неприятный сюрприз, который приведет к задержке в решении спора. А любое промедление в тех случаях, когда истцом выступает данная компания, явно нежелательно.
Препятствие в рассмотрении иска может быть следующее. Если при подаче искового заявления директор выдает доверенность на представление интересов компании в хозяйственных спорах, скажем, юрисконсульту организации, и тот подписывает исковое заявление, то нарушение процессуального законодательства отсутствует. А вот если сам директор подписал исковое заявление и он же, не подтвердив своих полномочий, подает его в суд, то тот, следуя букве Хозяйственно-процессуального кодекса РБ, обязан оставить иск без движения до тех пор, пока истец не исправит ошибку. Официальное основание отказа в рассмотрении - подписание искового заявления неуполномоченным лицом. Поскольку директор компании в большинстве случаев является главным исполнительным органом юридического лица, то такой подход с его точки зрения может показаться странным, а потому неожиданным.
Подобные ситуации стали возникать после отмены удостоверения руководителя, которое ранее при личном участии директора в судебном разбирательстве он в подтверждение своих полномочий мог предъявить одновременно с копией. При этом его полномочия были заверены печатью государственного регистрирующего органа. В настоящее время в связи с отменой удостоверения руководителя в этом вопросе образовался определенный вакуум.
Как поступить в такой ситуации? Выдавать доверенность самому себе - некорректно. Нотариального заверения полномочий директора для представления интересов компании в суде законодательство не требует, а по своей инициативе обращаться к нотариусу мало кто захочет. Существующая стандартная процедура по выдаче справок с места работы, заверенных надлежащим образом отделом кадров о состоянии в должности, также не совсем корректна. Ведь в этом случае получается, что руководитель за подтверждением своих полномочий обращается к подчиненным.
Подтверждением полномочий директора при подаче искового заявления и при участии в судебном заседании могло бы служить решение учредителей о назначении на должность либо трудовой контракт с руководителем. Но данные документы при их подписании учредителями - физическими лицами не заверяются печатями, поэтому убедиться в достоверности их подписей нет возможности. Существует в этом случае и второй нюанс. Наличие трудового контракта с руководителем еще не говорит о том, что он уже вступил в должность. Полномочия директора начинаются с издания приказа о вступлении его в должность. Но данный приказ издает это же лицо. Снова возникает некорректная ситуация: директор сам себе подтверждает свои полномочия.
Получается замкнутый круг. Поэтому в некоторых случаях суд, при отсутствии иных замечаний, принимает к производству исковое заявление за подписью директора и с печатью организации. Но чтобы соблюсти букву закона, руководителю компании при личном представительстве в суде все-таки лучше свои полномочия подтвердить сразу, предоставив копию решения учредителей о заключении с ним трудового контракта, либо копию самого контракта, о чем было сказано выше. А поскольку копии данных документов должны быть заверены печатью представляемого юридического лица, то образуется достаточная подтверждающая база в отношении полномочий директора.
Автор благодарит за сотрудничество судью Хозяйственного суда Минской области Александра Владимировича Лойко.
Системный дайджест документов с 1 по 31 августа 2010 г.

Государственное регулирование

Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. №410 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2006 г. №615» (Рег.№ в НРПА 1/11860 от 09.08.2010г.)
Изменениями и дополнениями, внесенными в Указ Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 г. №615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь», в частности, скорректированы полномочия Государственного комитета по имуществу, а также установлено, что вопросы оценки стоимости объектов гражданских прав, возникающие в ходе проведения экспертизы при осуществлении судебно-экспертной деятельности, разрешаются экспертами, аттестованными в установленном порядке. В новой редакции изложено  Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. №1174 «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год» (Рег.№ в НРПА 5/32317 от 11.08.2010г.)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. №1181 «Об утверждении стратегии развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 гг.» (Рег.№ в НРПА 5/32322 от 12.08.2010г.)

Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. №420 «Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (Рег.№ в НРПА 1/11872 от 16.08.2010г.)

Указ Президента Республики Беларусь от 17 августа 2010 г. №426 «О внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. №677» (Рег.№ в НРПА 1/11881 от 18.08.2010г.)
Внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 г. №677 «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. №1178 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 2009 г. №1533» (Рег.№ в НРПА 5/32354 от 20.08.2010г.)
Внесены изменения в квоты на производство в 2010 г. табачных изделий.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2010 г. №1218 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. №404» (Рег.№ в НРПА 5/32370 от 25.08.2010г.)
Внесено дополнение в Положение о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2009 г. №404.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 августа 2010 г. №1213 «О внесении дополнения и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам контрольной деятельности и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Рег.№ в НРПА 5/32368 от 25.08.2010г.)

Декрет Президента Республики Беларусь от 27 августа 2010 г. №6 «О внесении дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. №3» (Рег.№ в НРПА 1/11900 от 30.08.2010г.)
Внесены дополнения в Положение о проведении конкурсов на определение юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на осуществление импорта алкогольной продукции.

Постановление Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 16 августа 2010 г. №16 «Об организации работы по осуществлению консульской легализации официальных документов в Республике Беларусь и за пределами Республики Беларусь» (Рег.№ в НРПА 8/22735 от 03.09.2010г.)

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 августа 2010 г. №117 «О внесении изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. №172» (Рег.№ в НРПА 8/22730 от 02.09.2010г.)
Скорректировано Типовое положение о службе охраны труда республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 г. №172.

Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 16 августа 2010 г. №49 «О внесении дополнений и изменений в постановление Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. №39» (Рег.№ в НРПА 8/22741 от 03.09.2010г.)
Внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке проведения технической инвентаризации и проверки характеристик капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2010 г. №1196 «О некоторых вопросах регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности» (Рег.№ в НРПА 5/32352 от 19.08.2010г.)

Таможенное законодательство

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 августа 2010 г. №1155 «Об утверждении Положения о порядке ввоза на территорию Республики Беларусь карантинных объектов для научных исследований» (Рег.№ в НРПА 5/32296 от 05.08.2010г.).

Налогообложение, бухгалтерский учет

Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 5 августа 2010 г. №159 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-ф (долг) «Отчет о внешней задолженности» и указаний по ее заполнению» (Рег.№ в НРПА 7/1331 от 12.08.2010г.).

Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12 августа 2010 г. №166 «О внесении дополнения и изменений в постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29 октября 2009 г. №225» (Рег.№ в НРПА 7/1336 от 19.08.2010г.)
Раздел I «Основные показатели деятельности» формы государственной статистической отчетности 4-у (малые города) «Отчет по основным показателям деятельности в малых и средних городских поселениях», утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.10.2009 г. №225, дополнен показателем «Справочная информация».
Скорректирован перечень организаций, представляющих государственную статистическую отчетность по указанной форме.

Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. №168 «О внесении изменений и дополнения в постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 25 февраля 2009 г. №20» (Рег.№ в НРПА 7/1337 от 19.08.2010г.)
Внесены изменения и дополнения в постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 25.02.2009 г. №20 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-торг (конкурс) «Отчет о государственных закупках товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов» и указаний по ее заполнению».

Финансовая, банковская, страховая деятельность

Указ Президента Республики Беларусь от 3 августа 2010 г. №402 «О внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. №276» (Рег.№ в НРПА 1/11851 от 05.08.2010г.).
Внесены изменение и дополнение в Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2009 г. №276 «Об отдельных вопросах банковской деятельности и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь».

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 5 августа 2010 г. №122 «О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 18 февраля 2010 г. №39» (Рег.№ в НРПА 8/22653 от 09.08.2010г.)
Внесены изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 18.02.2010 г. №39 «О ценах на природный газ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. №407 «О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. №71» (Рег.№ в НРПА 1/11857 от 09.08.2010г.)
Внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 г. №71 «О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов».

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 18 августа 2010 г. №125 «О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. №105» (Рег.№ в НРПА 8/22707 от 25.08.2010г.)
Внесены изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 15.05.2008 г. №105 «Об утверждении прейскурантов на услуги электросвязи и почтовой связи общего пользования».

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 18 августа 2010 г. №126 «О ценах на алкогольную продукцию и признании утратившими силу отдельного положения постановления и некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» (Рег.№ в НРПА 8/22705 от 24.08.2010г.)

Указ Президента Республики Беларусь от 24 августа 2010 г. №439 «Об установлении ставок акцизов на отдельные подакцизные товары» (Рег.№ в НРПА 1/11895 от 25.08.2010г.)

Приказ Белорусского бюро по транспортному страхованию от 27 августа 2010 г. №16-од «О внесении изменения в приказ Белорусского бюро по транспортному страхованию от 11 августа 2004 г. №29-од» (Рег.№ в НРПА 10/137 от 27.08.2010г.)

Хозяйственно-экономическая деятельность

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 2010 г. №1148 «О признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. №1887» (Рег.№ в НРПА 5/32288 от 04.08.2010г.)
Признано утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2007 г. №1887 «О вопросах распределения и использования организациями чистой прибыли и расходов на потребление».

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 августа 2010 г. №128 «О внесении изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 5 марта 2008 г. №52» (Рег.№ в НРПА 8/22718 от 30.08.2010г.)
Внесено изменение в перечень предельных минимальных цен на отдельные виды экспортируемых товаров, производимых в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 05.03.2008 г. №52.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 августа 2010 г. №129 «О внесении изменения и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 8 января 2002 г. №3» (Рег.№ в НРПА 8/22744 от 06.09.2010г.)
Внесены изменения и дополнения в Прейскурант №10-01 на грузовые железнодорожные перевозки во внутриреспубликанском сообщении (Тарифное руководство №1 Белорусской железной дороги), утвержденный постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 08.01.2002 г. №3.

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30 августа 2010 г. №131 «О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 8 февраля 2010 г. №26» (Рег.№ в НРПА 8/22740 от 03.09.2010г.)
Внесены изменения в прейскурант на лекарственные средства, утвержденный постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 08.02.2010 г. №26.

Законодательство о труде и социальной защите населения

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 августа 2010 г. №1158 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выехавшим (выезжающим) на постоянное жительство за пределы Республики Беларусь» (Рег.№ в НРПА 5/32299 от 05.08.2010г.)

Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. №405 «О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 1996 г. №292» (Рег.№ в НРПА 1/11855 от 09.08.2010 г.)
Внесено изменение в Указ Президента Республики Беларусь от 13.08.1996 г. №292 «О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени».

Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 3 августа 2010 г. №18 «Об утверждении типовых инструкций по охране труда» (Рег.№ в НРПА 8/22687 от 19.08.2010г.)

Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 2 августа 2010 г. №50 «Об утверждении Положения об аттестации руководителей и специалистов организаций, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь» (Рег.№ в НРПА 8/22704 от 24.08.2010г.)

Торговля и общественное питание

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2010 г. №1257 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. №384» (Рег.№ в НРПА 5/32408 от 01.09.2010г.)
Внесено дополнение в Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 г. №384.

Транспорт

Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. №421 «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2004 г. №171» (Рег.№ в НРПА 1/11873 от 16.08.2010г.).
Внесены изменения и дополнение в Указ Президента Республики Беларусь от 08.04.2004 г. №171 «О некоторых мерах по улучшению условий реализации автомобильных транспортных средств отечественного производства».

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 3 августа 2010 г. №57 «Об установлении норм расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование» (Рег.№ в НРПА 8/22697 от 23.08.2010г.)

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 18 августа 2010 г. №59 «Об утверждении норм естественной убыли азотных удобрений» (Рег.№ в НРПА 8/22729 от 01.09.2010г.)

Жилищное законодательство, строительство, архитектура и сделки с недвижимостью
 
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 24 августа 2010 г. №127 «Об индексе цен в строительстве» (Рег.№ в НРПА 8/22734 от 02.09.2010г.)

Связь и услуги связи

Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 2 августа 2010 г. №60 «Об утверждении Положения о порядке определения поставщиков интернет-услуг, уполномоченных оказывать интернет-услуги государственным органам и организациям, использующим в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты» (Рег.№ в НРПА 7/1316 от 03.08.2010г.)

Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 4 августа 2010 г. №14 «О внесении изменения в постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 8 июня 2009 г. № 22 и признании утратившим силу постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 13 ноября 2006 г. №32» (Рег.№ в НРПА 8/22681 от 17.08.2010г.)
Внесено изменение в Инструкцию об организационно-техническом взаимодействии операторов электросвязи на территории Республики Беларусь, утвержденную постановлением Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 08.06.2009 г. №22.
Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 13.11.2006 г. №32 «Об утверждении Инструкции о порядке распределения и использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Республики Беларусь», согласно которому ранее распределялись и использовались ресурсы нумерации, признано утратившим силу.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа 2010 г. №1214 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 сентября 2004 г. №1111» (Рег.№ в НРПА 5/32369 от 25.08.2010г.)
Внесены изменения и дополнения в Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.09.2004 г. №1111.

Олег КВАША

На введении электронного декларирования налогов несколько лет настаивали представители бизнеса. За счет новых технологий предприниматели рассчитывали сократить количество времени, затрачиваемого счетными работниками организаций на сдачу отчетов в контролирующие органы. В рамках программы по либерализации экономики предложение было реализовано властями. Впрочем, если чиновники рапортуют об успешности внедрения новой системы, то проведенный специалистами СЮЛ «РКП» опрос субъектов хозяйствования Могилевской области показывает: интересы юрлиц учтены не были.
 
Во время состоявшейся в середине июля пресс-конференции начальник управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Дмитрий КИЙКО заявил: «эффективность данной системы достаточно высокая и вопросов по ее пользованию не возникает».
В свою очередь участники исследования отметили ряд негативных моментов, связанных с введением электронного декларирования налогов. Так, оказалось, что в нынешнем виде новинка не выполнила основную задачу - снизить количество посещений контролирующих органов. Временные затраты на беганье по кабинетам остались на прежнем уровне, так как сохранилась потребность сдавать массу документов, принимаемых только на бумажном носителе (для зачета НДС, предоставления льгот по подоходному налогу и т.д.).
Кроме того, зафиксированы случаи, когда вслед за виртуальным контактом следовало приглашение посетить ИМНС для обеспечения структуры бумагой, на которой распечатываются документы.
Дополнительной трудностью для предпринимателей является сложность составления отчетов. Периодичность для львиной доли плательщиков - 1 раз в квартал. За промежуток в три месяца специалисты попросту забывают, как и что надо правильно оформлять.
Для крупных предприятий, где учет объектов налогообложения ведется различными работниками, электронное декларирование подготовило свои сюрпризы. Так, бухгалтеры, ранее распечатывавшие отдельные отчеты для ИМНС, в настоящее время вынуждены сводить данные на один компьютер, чтобы с него отправить по e-mail весь пакет документов. Это влечет трудности с перемещением информации и выявлением виновного лица в случае обнаружения ошибок.
Вызывают неудобство у субъектов хозяйствования и сроки подтверждения получения письма. Отнюдь не редкость сбои в работе компьютеров, Интернета, электронной почты. Данные могут попросту не дойти, затерявшись в мировой паутине. В то же время установлен жесткий срок сдачи деклараций, нарушение которого карается значительными штрафными санкциями.
Нельзя не отметить и стоимость приобретения специального программного обеспечения. Во время кризиса далеко не каждый готов расстаться с 300 тыс. руб. Особенно актуальна проблема для ИП и организаций, сдающих отчеты 1 раз в квартал (в результате каждый поход в ИМНС экономит для субъекта хозяйствования сумму немного меньшую, чем 100 тыс. руб.).
Сдерживает внедрение электронного декларирования требование для юрлиц, занимающихся оказанием бухгалтерских услуг, приобретать программу для каждого отдельного субъекта хозяйствования. Естественно, что профильным фирмам подобный переход невыгоден. Кроме того, сдавать отчеты необходимо только с определенного компьютера. То есть воспользоваться услугами интернет-кафе, почты, дома и т.д. невозможно.
В результате представители бизнеса пришли к неутешительному выводу: навязываемый вариант работы выгоден только коммерческой фирме, разработавшей программу. Предпринимателям гораздо проще работать по старинке.
По мнению представителей бизнес-объединений, электронное декларирование не упростило сдачу отчетов, а стало способом зарабатывания денег на субъектах хозяйствования. Сложно не согласиться с экспертами - 300 тыс. руб. в год с каждого юрлица - довольно неплохой дополнительный доход. В базе Единого государственного регистра по состоянию на 05.05.2010 г. содержится информация в отношении действующих 158872 юрлиц и 258296 ИП. При полном их охвате системой электронного декларирования налогов годовой сбор за услуги удостоверяющего центра составлял бы 123,9 млрд. руб. Зато ежегодные издержки бизнеса от такого «нововведения» превышают более чем десятикратный размер бюджета программы.
Получается, что желание снизить издержки удается реализовать только в отношении МНС, но никак не предприятий. Стоит ли тогда удивляться, что с пугающей переодичностью проскальзывает информация о принуждении перехода на новую систему. По словам Татьяны КОЗЛОВСКОЙ, в некоторых ИГНК Могилевской области с рядом ИП в случае их несогласия перейти на электронное декларирование чиновник проводил индивидуальную беседу и недвусмысленно намекал на возможные негативные последствия отказа. Представитель официальной власти «обещал» проверку с пристрастием на предмет выявления нарушения законодательства. Отметим, что до начала практического использования системы социологические замеры показывали добровольную готовность перейти на «цифру» не менее 10% юридических лиц.
Нельзя сказать, что бизнес-союзы не пытаются повысить эффективность использования электронного декларирования налогообложения. Предприниматели дважды встречались со специалистами научно-технической ассоциации «Инфопарк» и ИТ-компаний, проводили консультации с участниками национального форума гражданского общества «Дорожная карта Восточного партнерства для Беларуси», направляли коллективное обращение в администрацию президента, Совмин, НБРБ и другие структуры, совместно с рядом IT-компаний ведется работа по подготовке региональных и отраслевых программ.
К сожалению, официальные власти крайне неохотно идут на компромиссы с предпринимателями. Результатом многочисленных требований стало лишь принятие Совмином постановления №1174 Стратегии развития информационного общества в РБ на период до 2015 г., в рамках которой предусмотрена реализация системы «Электронное правительство». Кроме того, по поручению Совмина от 22 июля 2010 г. №37/761-81 в Минсвязи прошло совещание по рассмотрению вопросов, поднятых в коллективном обращении «О реализации Закона «Об электронном документообороте и электронной цифровой подписи». По итогам заседания подписать справку предлагалось представителям Минсвязи, МНС, НБРБ, оперативно-аналитического центра при президенте и СЮЛ «РКП». Впрочем, подготовка итогового варианта документа была осуществлена без участия представителей предпринимательских союзов. В результате возник ряд спорных вопросов, и руководители бизнес-союзов отказались ставить подписи под справкой.
Не удается пойти на контакт и в части включения представителей предпринимательских объединений в межведомственные группы при Министерстве связи и информатизации.
Как видим, несмотря на очевидные недоработки внедряемой системы, отечественные чиновники пытаются отстаивать позиции по каждому из вопросов. Жаль, что при этом Беларусь несет явные финансовые убытки. В то же время в Дании на электронном декларировании налогов физические лица сохраняют в год 150 млн. евро, а бизнес - 50 млн. В целом по ЕС сумма сэкономленных средств превышает 50 млрд. евро.

Справка журнала «Директор»:
На государственную программу автоматизированной информационной системы (АИС) «Расчет налогов» из бюджета выделено 10,46 млрд. руб. Для работы в ней необходима регистрация в качестве абонента удостоверяющего центра инфраструктуры открытых ключей (РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» при соответствующем министерстве). Стоимость годовой регистрации до 1 июля составляла 297000 руб.