№ 9 (135) - Сентябрь 2010

 

 

Тема номера: ЭНЕРГЕТИКА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

  • Увеличить прибыль можно поведя структурную перестройку.
  • Какие энергетические мощности выгодно развивать Беларуси?
  • Современные технологии позволяют найти компромисс экологам и энергетикам.
  • Чтобы сохранить место на рынке, необходимо учитывать пожелания клиентов.
  • Сможет ли Беларусь заработать на экспорте электроэнергии?
  • Каков потенциал отечественной биоэнергетики?
  • Какое будущее ждет автомобильный рынок?
  • В чем новизна регулирования в условиях Таможенного союза?
  • Какие менеджеры нужны производству?
  • Новые "правила игры" хозяйственных обществ.
  • Директор идет в суд.
 
   

 

Мороженое вполне может стать «всесезонным» лакомством. Так считает директор ОАО «Могилевская фабрика мороженого» Татьяна БОНДАРЧУК, которая рассказала, какие усилия прикладывает коллектив предприятия, чтобы оставаться «на плаву» в любую погоду и пору года. Львиная доля успеха - Татьяна Александровна, чего достигла фабрика мороженого за почти 20-летнюю историю работы?
- За многолетнюю историю было пройдено много разных этапов. К моменту моего назначения директором в 2006 г. предприятие сильно сдало свои позиции, мощности его были загружены менее чем на 20%, продукция малоузнаваема. Сложившиеся обстоятельства привели к острому осознанию того, что нам надо перестраиваться, развиваться и становиться на ноги.
 За прошедший период 2006-2009 гг. на предприятии произошли колоссальные перемены. С учетом современных рыночных условий разработаны новые стратегии маркетинга и сбыта, усовершенствованы и оптимизированы ассортимент и упаковка продукции, проведена работа по развитию и продвижению основной торговой марки «Лева». В итоге: увеличивающееся количество лояльных потребителей, 2 медали на национальном конкурсе «Брэнд года». На предприятии осуществили уникальный проект по выпуску глазированных замороженных сырков на палочке и в сахарных рожках под торговой маркой «Творожко-морожко», не имеющих аналогов в Республике Беларусь. Были приобретены экструзионная линия по производству мороженого, линия по производству сырков глазированных традиционных, итальянское оборудование для варочного отделения с CIP-мойкой, линия производства упаковки из гофрированного картона. Построены холодильная камера и склад.
На предприятии разработаны и сертифицированы: система менеджмента качества в соответствии с СТБ ИСО 9001-2001, система НАССР при производстве сырков глазированных на линии CGL. Получен сертификат соответствия и санитарно-гигиеническое заключение, подтверждающее соответствие продукции Федеральному закону Российской Федерации, что дает право реализации мороженого и сырков на ее территории.
Главные наши приоритеты на данный момент - это интенсивное техперевооружение и модернизация производства, обеспечивающие конкурентное качество продукции, грамотный маркетинг, разработка мер по преодолению негативного фактора - резко выраженной сезонности работы предприятия. Нельзя также недооценивать влияние духа и амбиций, «Мы должны быть лучшими» - вот наше кредо, мысль, которую я вкладываю в сознание каждого работника.
Этот сезон с очень жарким летом оказался удачным для всех производителей мороженого. С одной стороны, было тяжело: жара, работа в три смены, нехватка людей и транспорта. Но в то же время увеличение объемов реализации положительно сказалось на финансовых результатах: за 7 месяцев получили 1,8 млрд. чистой прибыли, что вдвое больше, чем в прошлом году. Успешно выполнили доведенные государством показатели по росту заработной платы. С 1 ноября планируем поднять ее еще на 20%.
В текущем году идет рост продаж по всем видам продукции. Но и в 2009 г. мы, несмотря на кризис, достигли хороших результатов. Предприятие занесено на областную Доску почета, поскольку по выполнению доведенных показателей заняло второе место среди организаций Могилева.
- В следующем году тоже планируете рост?
- По крайней мере надеемся на это. Сейчас проводим большое техперевооружение, используя кредитные ресурсы. Вместо трех старых линий ставим две новые, менее энергоемкие и большей производительности. Они дадут возможность значительно увеличить ассортимент мороженого к следующему сезону.
- У кого покупаете технологическое оборудование?
- В этом году уже полностью обновили варочное отделение, установив оборудование итальянской фирмы PIETRIBIASI. Сотрудничество оказалось удачным, поэтому приобретаем у этой же фирмы еще одну линию. На ней можно выпускать «Творожко-морожко», фруктовый лед, эскимо (и в соковой глазури, и в глазури с сухой посыпкой).
Вторая линия будет польской фирмы IСE-Group, предлагающей качественное энергоэффективное оборудование по приемлемой цене. В компании работают специалисты высокого класса, оперативно реагирующие на все возникающие проблемы. Большое значение имеет предлагаемый сервис, ведь в разгар сезона рынок не будет ждать. Без «зимней спячки» - За счет чего планируете увеличение продаж не в сезон?
- Только на погоду нельзя рассчитывать. И на одном мороженом очень сложно работать. Раньше фабрика с трудом выживала зимой, но с запуском новых цехов - по производству сырков и тары из гофрированного картона - мы перестали считать копейки в зимний период. Тарой полностью обеспечиваем себя и реализуем ее другим предприятиям. Гордимся введенным в действие в прошлом году участком по производству сырков глазированных, в который вложено много средств. Думаю, за два года капитальные затраты окупятся, потому что удалось выйти на серьезные объемы: порядка 400 т в год при плане 250-300 т. Ставим цель загрузить линию на полную мощность. Будем расширять географию продаж: если наша область насыщена этой продукцией, то в том же Минске присутствуем не так, как хотелось бы. Конкуренция на этом рынке большая, но мы свою нишу заняли и останавливаться на достигнутом не собираемся.
Есть возможность увеличить объемы производства майонеза. Сейчас в небольшом цеху выпускаем его только двух видов в количестве 250 т в год, что составляет около 6% общего объема производства, а хотим довести долю этого продукта до 10%. В текущем году удалось увеличить его выпуск по сравнению с прошлым на 30% благодаря внедрению новой рецептуры, позволившей значительно улучшить вкусовые качества и консистенцию майонеза. Рецепт понравившегося майонеза мы привезли с выставки в Юрмале. Торговля - производители: на разных полюсах

- Нет ли проблем с реализацией продукции?
- Из всех молочных сегментов рынок мороженого в Беларуси является, пожалуй, самым высококонкурентным. Здесь сталкиваются интересы производителей государственных и частных, отечественных и зарубежных. При этом каждый из них предлагает широкий ассортимент, говорит об их непревзойденном качестве, стимулирует торговлю. Поэтому стараемся заинтересовывать торговые предприятия, снабжаем их рекламными материалами, поставляем фирменные холодильники, предоставляем скидки. Устраиваем дегустации продукции для потребителей и торговли. Но иногда требования торговых организаций переходят разумные границы. Это так называемая плата за вход в сеть, которая включает в себя скидки, бонусы, ретро-бонусы (дополнительное поощрение при росте продаж), оплату маркетинговых услуг, рассрочку платежей. Что в итоге, естественно, сказывается на цене продукции. Если торговля продолжит диктовать свои условия, производитель вынужден будет начать искать дополнительные способы снижения себестоимости в ущерб качеству продукции, «натуральности». Надеюсь, государство этого не допустит и возьмет данную сферу под контроль. Уже сейчас мы используем все возможные способы экономии, не затрагивающие качества продукта. Например, устанавливаем оборудование, позволяющее снизить энергоемкость продукции, изыскиваем другие резервы уменьшения себестоимости.
- Какова ситуация с экспортом?
- Есть разные планы: ведем переговоры по экспорту сырков с Казахстаном, Израилем, но первое, что всех интересует, - это цена. На данный момент экспорт мороженого и сырков налажен только в Россию (Калуга, Брянск, Смоленск) и составляет 4-5%. Однако нам сложно конкурировать по цене с российскими производителями, которые в угоду торговле и в ущерб качеству существенно снизили себестоимость.
При этом в России мы реализуем мороженое на 15-20% дешевле, чем у себя в республике. Так нужно ли нам стремиться на внешний рынок? Не проще ли увеличивать продажи на внутреннем? Ведь мороженое любят все. ОАО «Могилевская фабрика мороженого»
212009, г. Могилев, ул. Лазаренко, 58а
Тел./факс: (0222) 22-49-24
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.leva.by

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Некогда белорусы нарекли плодово-ягодное вино «чернилами». Возможно, к эпохе «Солнцедара» такой «ник» и был справедливым  определением, но к винам нового поколения это не имеет никакого отношения. Так считает директор УДП «Слонимский винодельческий завод» Михаил ОКУЛИК.
- Михаил Васильевич, система винзаводов, которая сложилась в настоящее время, во многом осталась в наследство от Советского Союза. А нужно ли Беларуси столько предприятий подобного профиля?
- По моему мнению, такого количества винодельческих заводов для Беларуси не требуется. Сегодня явно ощущается «перегрев» рынка, что ведет к увеличению складских запасов. Если говорить о Слонимском винодельческом заводе, то за последние 10 лет мы превратились в предприятие, которое выпускает не только вино. Присоединили к себе ряд филиалов и цехов, расположенных в нашем регионе. Реконструировали спиртзавод, который приходил в упадок, вдохнув в него новую жизнь. Сейчас это производство соответствует всем  санитарным нормам и лицензионным требованиям. На сегодня полностью обеспечены своим спиртом и даже имеем некоторые излишки данного продукта.
Наряду с плодовым виноделием освоили виноградное направление. Виноматериал завозим из 6 стран. В первую очередь из Молдовы, Румынии, Испании, Украины. У нас была квота на производство 65 тыс. дал виноградных вин, дополнительно запрашиваем разрешение еще на 25 тыс. Потому что выпускаем продукт высокого качества, который находит своего покупателя. Сейчас в ассортименте более 20 наименований виноградных вин, но основной наш продукт - плодовые вина.
Плодовых вин выпускаем более 25 наименований, полностью удовлетворяем потребности Гродненской области и вышли за ее пределы. Открыли оптовый склад в Минске, работаем на Витебский, Гомельский, Могилевский регионы. Качество продукции высокое, что оценено потребителем. Этого невозможно было бы достичь без модернизации. Реконструировали купажное отделение, спиртохранилище, заменили оборудование на винодельческом и спиртовом производстве.
С недавних пор обзавелись уксусным производством, которое расположено около Гродно. В этом году проводим большую работу по его реконструкции, которая включена в республиканскую программу инновационного развития. Спасибо Гродненскому облисполкому, который выделил финансовую помощь в размере 1 млрд. руб. Дополнительно в этот проект вложили 1,5 млрд. собственных средств. Модернизация позволит полностью удовлетворить потребности страны в качественном натуральном продукте - спиртовом уксусе.  В следующем году за счет проведенной реконструкции ежемесячный объем выпуска увеличим в 2 раза. Уксус выпускается под торговой маркой «ДелГусто», что в переводе с итальянского означает «вкус».
- Утверждена госпрограмма сокращения выпуска крепленых плодово-ягодных вин, которые, по мнению наркологов, способствуют развитию алкоголизма. Какие новые сегменты рынка вы наметили для себя в связи с сокращением этого направления?
- Чем хороши винодельческие предприятия, так это тем, что они перерабатывают плоды и ягоды, которое произрастают в Республике Беларусь, и излишки которых есть у населения. В этом году поставили для себя цель - заготовить 8 тыс. т яблок. Закупаем также клубнику, красную и черную смородину, красную и черную рябину, клюкву, крыжовник и поэтому я считаю, что говорить о сворачивании плодового виноделия в Беларуси преждевременно. Куда в таком случае девать излишки сырья? Какое им найти применение?
Другое дело, что нужно прекращать выпуск плохих по качеству вин. Есть ряд предприятий, где производство не соответствует современным требованиям. По моему мнению, нужно оставить только те заводы, которые изначально были ориентированы на выпуск вина, где есть традиции, оборудование, специалисты. То есть все условия для того, чтобы выпускать качественный продукт. Сегодня на рынке Гродненской области 30% объема потребления виноградных вин - нашего производства. Постепенно расширяем географию поставок по всей республике. Виноградные вина выпускаются под торговой маркой «ВинСент» (имя, которое означает «одерживающий победу»). Постоянно расширяем ассортимент, недавно в розничную сеть поставили испанские вина «Нежность Беатрис» (сорт винограда «Пардина») и «Пламя корриды» (сорт винограда «Темпрамильо»).
На заводе прекрасное винохранилище, которое соответствует всем лицензионным требованиям. Приобрели установку для стабилизации виноградных вин, обработки их холодом, для того чтобы не выпадал осадок - винный камень. Закупили новую итальянскую линию, на которой разливаем виноградные вина. Действует система ISO-9001, недавно сертифицировались на систему управления безопасностью производства продукции на основе принципов НАССР. Года два назад была проблема с бутылкой, она не совсем подходила для виноградных вин. Сегодня, надо отдать должное Гродненскому стекольному заводу, бутылка выглядит вполне достойно.
- Виноградное вино - достаточно капризный продукт. Здесь многое зависит не только от производителя, но и от того, кто и как его хранит и продает. Как приучить торговлю к профессиональному подходу?
- За один день эту проблему решить невозможно. Но положительные сдвиги уже наметились, торговые залы постепенно оснащаются кондиционерами. То же касается и складских помещений. Там, где хранится вино, должны быть кондиционеры. Возможно, следует внести в лицензию по продаже виноградных вин стандарты по их хранению, тогда все будут вынуждены их соблюдать.
 - Выполнение прогнозных показателей, которые ежегодно растут в динамике, обязательны для всех. Получается, что государство в отношении развития алкогольной отрасли заинтересовано в том, чтобы граждане страны пили больше. А во всем мире стремятся перейти к умеренному потреблению алкоголя. Какой должна быть государственная политика в этом вопросе?
- Сегодня есть понимание данной проблемы. Не может винодельческий завод выпускать продукцию, которая абсолютно не соответствует его профилю. Можно, например как у нас, организовать выпуск виноградных вин, пищевого уксуса, потому что это близко по профилю. Но невозможно из года в год увеличивать объемы производства, не наращивая выпуск основного продукта - плодово-ягодных вин. Белорусы много потребляют абсолютного алкоголя на душу населения, этот показатель нужно уменьшать. Поэтому доводить до предприятий алкогольной отрасли рост объемов производства несколько некорректно. Концерн «Белгоспищепром» поднимает эти вопросы в правительстве, правда, не знаю, получат ли они свое разрешение.
Если говорить о снижении потребления алкоголя, то нужно остановиться на сегодняшних показателях. Сделать больший упор на экспорт, что сейчас и происходит, и совершенствовать технологии на тех объемах, которые сейчас сложились. Улучшать качество продукта, а не гнаться за валом. Ранее мы были замкнуты на белорусский рынок, но последние два года, приняв участие в выставках за пределами Беларуси, открыли для себя Прибалтику, куда поставили уже около десяти фур плодового вина. Оно пользуется там спросом, потому что сделано из натурального сырья и хорошего качества.
- Может быть совмещение двух ипостасей - классического виноделия и виноделия, основанного на местном плодово-ягодном сырье, поможет нам создать вино, которое со временем будет визитной карточкой Беларуси, как шампанское или коньяк во Франции?
- Мне кажется, это вполне осуществимо. Первое, что нужно сделать - уйти от вала. Необходимо подумать, сколько нам нужно алкогольной продукции, определиться с объемом потребления, с тем, сколько мы можем продать на экспорт. И поставить на этом точку. Сегодня вложены огромные средства в развитие индустриального выращивания плодов и ягод. Лет пять назад яблоки мы закупали в основном у населения, в связи с чем возникали проблемы, потому что яблоки должны быть сортовыми. А сегодня на Гродненщине с десяток хозяйств, которые занимаются поставкой сырья для производства плодово-ягодных вин.
Фермеры выращивают не только яблоки, но и занимаются ягодами - голубикой, черноплодной рябиной, земляникой, клубникой. То есть складывается производственная цепочка. Необходимо, например, выращивать определенный сорт черной смородины со стабильным содержанием сахара, кислоты, который создает определенный букет. А сейчас мы закупаем через райпо у каждого по кошелке. Если будет создана единая производственная цепочка - перспективы очевидны. Так это организовано в Финляндии. Там фермер сам сажает плантацию, сам делает вино из сырья определенного сорта. И такое вино из года в год идентично по качеству, у него есть определенные вкусовые оттенки, присущие только ему. А если покупать, у кого что придется, то стабильного качества не будет, вино будет отличаться тонами.
По моему мнению, у наших крепленых плодовых вин сегодня открывается «второе дыхание». Обычно мы перерабатывали плоды и ягоды, сбраживали их до 5%, а до нужной крепости доводили спиртом. Сегодня набраживаем до 10%, это вина улучшенной технологии. Если выпускаешь вино улучшенной технологии - значительно ниже акцизный налог, что выгодно экономически. Стремимся, чтобы весь виноматериал был натурального 10%-ного наброда. Ведь чем выше этот показатель, тем больше образуется полезных для человека веществ, тем полнее букет этого вина. Второе направление - вина изготовленные по специальной технологии. Например, тепловая обработка по типу виноградного портвейна. Данное направление начинает развиваться в Беларуси, и мы задумываемся над этим. И третье направление в плодовом виноделии, думаю, достаточно перспективное, - это выпуск натуральных вин.
В Финляндии на небольших частных заводах уже около десяти лет производят вина из местного сырья, и они достаточно прочно завоевывают рынок. На сегодня у нас пять наименований  натуральных вин из белорусского сырья - вишни и яблока. Когда выпустили первую партию натурального яблочного вина, оно с большим трудом пробилось на рынок. А сейчас появился пусть небольшой, но спрос. Идут заявки от торговли. А о качестве наших плодово-ягодных вин говорят награды, завоеванные на дегустационных конкурсах.
Планируется, что к 2015 г. производство натуральных вин должно составлять 1/3 всего объема производства. Вряд ли так кардинально можно изменить структуру потребления, потому что население за 2-3 года не сможет перестроить свои предпочтения. Нужно время на то, чтобы люди попробовали, привыкли. Например, производство виноградных вин мы начинали с того, что в месяц выпускали и продавали машину вина. Сейчас эти объемы выросли в 4 раза. И дальнейшая перспектива развития этого направления есть. То есть нужно время для того, чтобы белорусский потребитель привык к новым веяниям в отечественном виноделии.
УДП «Слонимский винодельческий завод»
231800, г. Слоним, ул. Коммунистическая, 19
Тел./факс: (01562) 2-11-57
e-mail: sekretar@.vinzavod,by       
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Хлебопечение Гомельской области в основном представлено хлебозаводами РУП «Гомельхлебпром». Его генеральный директор Наталья Викторовна ВЕРОМЕЕВА, депутат Гомельского областного Совета депутатов, рассказала редакции о стратегии развития предприятия. Коллектив «особой закваски» - Есть удивительный и научно необъяснимый факт: у каждого пекаря, тестовода и даже бригады на заводе хлеб получается разный, несмотря на то что продукт производится на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Хлеб не могут выпекать люди с недоброй душой, плохими мыслями - это продукт, который любит душу и сердце. Поэтому я считаю, что наш коллектив - это люди «особой закваски», как и сам продукт. И все достижения предприятия направлены, в первую очередь, на улучшение жизни каждого сотрудника РУП «Гомельхлебпром», поэтому и заработную плату за 8 месяцев 2010 г. увеличили на 19% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. На предприятии работает более 3,5 тыс. человек, из них почти треть трудится в сфере ведомственной торговли. Коллектив - наш главный приоритет. Ведь хлеб сразу «чувствует», насколько гармоничны отношения человека и производства, получает ли работник от труда положительные эмоции и проявляет ли интерес к своему делу.
Наше предприятие ведет свою историю с 1928 г., когда на базе двух пекарен был построен старейший хлебозавод РУП «Гомельхлебпром» - первый хлебозавод г. Гомеля. Сегодня в нашу структуру входит 11 хлебозаводов: 4 в Гомеле и 7 районных (Жлобинский, Мозырский, Рогачевский, Добрушский, Калинковичский, Светлогорский и Речицкий). У предприятия также есть своя сеть ведомственной торговли (130 объектов), база производственно-технического обслуживания и сельскохозяйственное предприятие, которое нам удалось вывести на прибыльную работу. Технологии повышения эффективности
- Главной задачей при разработке стратегии развития производственно-хозяйственной деятельности предприятия я как руководитель всегда ставлю экономическую эффективность производства. И результат такого подхода налицо: за текущую пятилетку удалось увеличить объем среднегодовой прибыли в 1,8 раза. Важнейшим инструментом в повышении эффективности производства являются его техническое перевооружение и модернизация, грамотная инвестиционная стратегия. За пятилетку на 80% обновлена активная часть основных средств. Сегодня практически все хлебопекарные цеха имеют новые комплексные механизированные энергосберегающие линии, которые дают возможность мобильно переходить с одного вида продукции на другой и выпускать широчайший ассортимент хлебобулочных (более 200 наименований ежедневно), а также кондитерских (около полутысячи наименований) изделий. Теперь среднесуточный объем хлебобулочной продукции составляет 170-180, а кондитерских изделий - до 7 т (после модернизации всех 9 кондитерских цехов объем выпуска вырос вдвое).
Еще одним способом повышения эффективности стало создание собственной базы автотранспорта. Раньше оплата услуг сторонних организаций по доставке продукции занимала около 18% в себестоимости. Сегодня в нашем распоряжении более 250 специализированных автомобилей, что позволило снизить коммерческие расходы в 2,5 раза.
Что касается такой актуальной у нас в стране темы как энергоемкость продукции и затраты ТЭР на ее производство, то при всем увеличении стоимости энергоресурсов в себестоимости продукции (в суммарном выражении) у нас они занимают те же позиции, а удельный вес ТЭР снизился на 3,3% (в начале пятилетки этот показатель составлял 9-10%, сейчас - 5,5-6%). Это удалось сделать за счет замены старых кирпичных печей, которые входили в рабочий режим в течение пяти-семи суток, в то время как современная техника укладывается в 2 ч.
Осуществляемая инвестиционная стратегия позволила на основе использования новых видов оборудования и освоения прогрессивных технологий расширить выпуск импортозамещающей продукции. Если в начале пятилетки ее объем составлял только 5-10%, то сегодня - 70% в объеме производства кондитерской продукции, и мы на этом не остановимся. Итальянские технологические линии по выпуску мелкоштучных изделий из дрожжевого и слоеного теста Canolino позволяют производить слоеные изделия европейского направления (круассаны, слойки, штрудели). Эту продукцию выпускаем как в готовом виде, так и в виде замороженных полуфабрикатов с длительным сроком хранения. Тестовые заготовки поступают в нашу торговую сеть, а также в Минск, Витебск, Москву, Подмосковье. Продукцию приобретают предприятия авиалиний, железной дороги, кулинарии при автозаправках предприятий «Белоруснефти». Чувство рынка и экспорт на миллион долларов
- На белорусском рынке последние 4 года прослеживается тенденция снижения потребления хлебобулочных изделий. Мировая оценка этого явления говорит о повышении благосостояния народа. В Гомельской области среднедушевое потребление хлебобулочных изделий достигло европейского уровня и составляет 172 г в день. Продолжается его снижение на 1,5- 2% в год. Предприятию в таких условиях нужно искать новые возможности увеличения выручки - их дают развитие кондитерского производства, цехов горячей выпечки, рост объемов выпуска импортозамещающей продукции. Несмотря на кризис и более высокие по сравнению с хлебом цены на кондитерские и сдобные изделия, в 2009 г. рост по «мелкоштучке» (пышки, булочки, круассаны, другая сдоба) к 2008 г. составил 125%, а объемы горячей выпечки выросли в 2 раза.
 Эффективность производства сегодня можно увеличивать и за счет расширения географии экспортных поставок, которые дают нам дополнительные объемы производства и реализации. За прошлый год мы экспортировали хлебобулочной продукции на 1 млн. долл. По отношению к докризисному 2008 г. объемы продаж выросли в 1,5 раза. Увеличить экспортные поставки помогло освоение новых технологий, в том числе шоковой заморозки изделий, в результате которой срок их реализации возрастет до трех месяцев.
Мы экспортируем более 50 видов изделий в Брянскую, Смоленскую, Орловскую, Воронежскую области России, в Москву и Кострому. Осуществляем поставки в Канаду, недавно подписали дилерский контракт на реализацию продукции в Лос-Анджелес (США). Ставим задачу дальнейшего наращивания экспортных продаж. Не говорю, что мы завоевали внешние рынки, потому что это будет неправильно: рынок нельзя завоевать раз и навсегда - он постоянно колеблется, его нужно чувствовать и успевать за его требованиями. Но задачу такую себе ставим и работаем в данном направлении. Например, на рынке Москвы меняем ассортимент практически ежеквартально.
Чтобы экспорт был рентабельным, стараемся поставлять продукцию оптово-розничным базам, а не возим ее по торговым сетям. Если на внутреннем рынке рентабельность хлебобулочных изделий - 7-8%, то при экспорте она у нас тоже неплохая - до 5%. Чем больший объем мы производим, тем меньше приходится накладных расходов на единицу продукции. Поэтому расширение объемов поставок в целом дает хороший экономический эффект.
Возить продукцию в другие области Беларуси смысла нет, потому что ассортимент везде очень широкий, хотя стараемся присутствовать в Минске, и пускаем минчан к себе. Удельный вес РУП «Гомельхлебпром» на внутреннем рынке производства хлебобулочных изделий Гомельской области составляет около 70%. Но есть у нас и серьезные конкуренты - предприятия потребительской кооперации, ОРС Белорусской железной дороги, ОАО «Спартак», кондитерские цеха при гипермаркетах, ресторанах, предприятиях торговли, общественного питания, а также производители частной формы собственности. Однако конкуренция здесь достаточно позитивна, она дает внутренний «адреналин», который не позволяет успокаиваться и заставляет думать о завтрашнем дне, чувствовать цену и потребности рынка. Аромат горячей выпечки и глобальных планов - Наша ведомственная торговая сеть насчитывает 130 торговых предприятий (90 магазинов, а также ларьки и павильоны), ее годовой розничный товарооборот составляет около 120 млрд. руб., через нее реализуется около 13% производимой хлебобулочной и почти 40% кондитерской продукции. Ежегодно открываем до 8 новых торговых предприятий. Своя сеть - это огромные возможности исследования покупательского спроса: практически ежедневно мы проводим выставки-ярмарки, выставки-дегустации, анкетирование покупателей. Кроме того, это довольно хороший и устойчивый рынок продаж, и наша задача - расширять его, работать с каждым магазином, совершенствовать торговое оборудование, использовать новые современные методы выкладки товаров. В последние годы мы брали пример с Европы и открывали цеха горячей выпечки, за счет чего получаем очень хорошие результаты: около 2 млрд. руб. товарооборота. Покупатель тоже проявляет больше интереса к продукции, если чувствует в магазине запах допекаемого хлеба и аромат горячих круассанов.
На следующую пятилетку мы поставили себе глобальные задачи: открытие и развитие высокотехнологичных кондитерских мини-производств с хорошей окупаемостью. Разработано 9 инновационных проектов, в самые сжатые сроки планируем завершить организацию новых производственных участков. Таким образом, у коллектива есть стабильная и перспективная работа. Смело и спокойно смотреть в завтрашний день может каждый работник нашего предприятия. РУП «Гомельхлебпром»
г.Гомель, пр.Ленина, 4,
тел.: (0232) 749-570
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.gomelhlebprom.by
Вита СОЛИНА
Продукция СООО «Маттиоли» отличается не только шармом итальянского названия, но и настоящим миланским качеством и дизайном. Все материалы, которые используются для создания сумок этой торговой марки, поставляются из Италии, а процесс производства проходит под руководством итальянских партнеров. О чарующем воздействии на белорусских и российских покупателей брэнда «Маттиоли» беседуем с директором компании Наталья ТОПОЛЬЧАН.
- Наталья Александровна, расскажите о пути становления торговой марки «Маттиоли». Какую роль для предприятия играют итальянские партнеры?
- Работать на территории Беларуси компания начала с сентября 1998 г. - сразу после дефолта в России - сначала как иностранное предприятие, а с 2006 г. как совместное общество. Первое время было сложно: брэнд не был раскручен, нас не знали, магазины не особенно хотели работать с компанией. Но потихоньку, шаг за шагом, мы убеждали всех в качестве продукции, давали на реализацию пробные партии товара, занимались рекламой торговой марки. И вскоре нам пришлось расширяться: в 2002 г. переехали в новое здание, увеличили производственные и складские площади с 200 до 1200 кв.м, а теперь нам и этого не хватает. Сегодня количество сотрудников вместе с продавцами нашей фирменной торговой сети - около 200 человек. В сезон среднемесячный оборот достигает 500 тыс. евро. Продажи растут ежегодно примерно на 10%. В этом году ожил российский рынок, куда мы экспортируем около половины всей выпускаемой продукции. Учитывая отсутствие таможенной границы, белорусский рынок рассматривается инвесторами совместно с российским - практически безграничным, хотя и очень сложным. В Беларуси рынок почти закрыт и хорошо защищен, а в России есть масса предложений конкурентов - там нужно делать что-то особенное. Для этого прикладываем все усилия, два раза в год отправляем модельеров в Милан, чтобы быть в курсе модных тенденций.
Итальянская сторона играет очень активную роль в жизни компании. Наш партнер Винченцо Д’Анжело, владелец фабрики фурнитуры для кожгалантереи в Италии, приезжает на предприятие каждый месяц для обсуждения стратегии развития фирмы - все идет под его непосредственным контролем. В целом итальянцы позитивно оценивают наш рынок и считают, что у него большой потенциал.
- Как организована реализация продукции? Где открыты фирменные магазины «Маттиоли»?
- Развитие фирменной торговой сети стало политикой нашего предприятия, и на этом настаивают итальянские партнеры. Своя сеть - это огромные возможности для изучения спроса, она сразу дает почувствовать, правильно ли сделан выбор материалов и моделей, что покупателям нравится, а что - нет. В Минске уже есть три магазина «Маттиоли», в Бресте и Могилеве - по одному, а в Гомеле и Гродно их открытие пока только в планах на будущее. Все объекты фирменной торговли оформляются в едином стиле. Модельеры периодически проводят семинары с продавцами, которые должны знать, что собой представляет их товар и разбираться в особенностях материалов.
Мы сотрудничаем и с такими крупными минскими универмагами как ГУМ, ЦУМ, «Беларусь», «Торговый дом на Немиге». Во всех областях республики организации с удовольствием берут на реализацию нашу продукцию.
Что касается российского рынка, то в различных регионах РФ - от Москвы до Тихого океана есть компании, которые занимаются сбытом. Наши партнеры открыли фирменные магазины «Маттиоли» в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, и мы с удовольствием помогали им в этом.
- Насколько капризен сегодняшний покупатель? Как меняется его портрет в зависимости от географии?
- Как правило, нашим покупателем является работающая женщина с хорошим уровнем дохода. Поскольку все материалы и фурнитура закупаются в Италии, изделия не могут стоить дешево. Мы занимаем свою нишу на рынке в сегменте выше среднего. Но если в Беларуси решающую роль при выборе продукции играет цена, то, например, в Москве непременно надо удивить покупателя дизайном, а в Питере проявляют интерес к классическим сумкам в спокойных строгих тонах.
СООО «Маттиоли»
220064, г. Минск, а/я 39
г. Заславль, Западная окраина
Тел.: (017)544-57-97, факс: (017)544-57-92
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.mattioli-bags.com
Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ
Когда заходит речь о развитии агрокомплекса, то обычно оперируют валовыми показателями: удоями на одну корову, суточными привесами, урожайностью на гектар пашни и т.д. Глава фермерского хозяйства «Исида» Александр ЛАСЕВИЧ считает, что главный экономический показатель работы в любой отрасли - это прибыль. Только материальная выгода может способствовать рыночному благополучию в настоящем и будущем.
- Самое тяжелое в нашей работе - это хождение по кабинетам, - говорит А.Ласевич.  Приходится все время что-то вымаливать, выпрашивать. Такого унижения многие не выдержали, остались только те, кто смог понять, как работает система, приспособиться к ней. Теперь если нет значительного стартового капитала - фермером не станешь, потому что для получения кредита необходимо залоговое обеспечение. Квартиру заложить нельзя, поскольку это личная собственность, а образуется юридическое лицо. Земля залогом быть не может. Будь она предметом купли-продажи, тогда ситуация была бы иной. Хорошо, конечно, что сейчас сняты ограничения, каждый может иметь 100 га земли в пожизненном арендном владении и неограниченное количество земли в краткосрочной аренде. Но сельхозпредприятие обязательно должно быть частным, для того чтобы у человека был личный интерес в его развитии.
И действительно, сейчас с председателей СПК спрашивают в основном за надои, привесы, урожайность. Отрицательные экономические показатели если и становятся предметом для разбирательства, то только один раз в году, в то время как за невыполнение прогнозных - «склоняют» ежедневно. А отсутствие личного интереса в зародыше убивает всякую инициативу. Проще заниматься тем, чем прикажут сверху, нежели искать оптимальный вариант.
Сегодня на овощном рынке 30% - это продукция фермерских хозяйств, - подчеркивает Александр Васильевич. Я сажаю 30 га картофеля и получаю 70% выручки. К примеру, гектар, засеянный зерновыми, дает 1 млн. дохода, а с такого же участка картофельного поля получаю 25 млн. Поэтому в первом случае получается если не убыток, то нулевая рентабельность. А во втором, учитывая затраты, буду иметь прибыль 15 млн. с 1 га. Колхозы же картофель выращивать не хотят, кричат, что это не выгодно. На самом деле - выгодно, но им никто не хочет заниматься, потому что это весьма хлопотное дело. А руководителям СПК не нужны лишние хлопоты, поскольку финансовая составляющая их волнует мало, ведь зарплата от этого не изменится.
По мнению А.Ласкевича государство должно создать условия для конкуренции, а не регулировать цены административно. На Западе это делают ассоциации фермеров, которые учитывают, насколько удачным оказался год, каковы были затраты на производство. Так, наши фермеры решили перенять западный опыт и создали кооператив «Фермерские овощи», который занимается переработкой картофеля и овощей: их моют, нарезают, упаковывают. Картофель поставляется кооперативу по 700 руб. за килограмм, но в минские магазины его берут только по 800 руб. Такова закупочная цена на картофель, установленная Мингорисполкомом, поэтому кооператив стал убыточным.
- Наверное, мы опередили свое время, - говорит с сожалением глава фермерского хозяйства «Исида». Кроме того, к такой кооперации не готовы мы сами. У нас каждое, пусть даже самое маленькое хозяйство, стремится иметь все свое. А на Западе есть кооперативы, у которых можно взять в аренду необходимую сельхозтехнику. Когда создавали кооператив, я предложил закупить технику, чтобы она использовалась всеми хозяйствами. Но никто не захотел. - Думаю, рано или поздно мы к этому придем. В таком случае рынок должен стать более насыщенным и цивилизованным, - сказал в заключение Александр Ласевич.
Крестьянское (фермерское) хозяйство «Исида»
223037, Минская обл., Минский р-н, д.Петришки
Тел.: (017) 503-07-45