№ 9 (135) - Сентябрь 2010

 

 

Тема номера: ЭНЕРГЕТИКА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

  • Увеличить прибыль можно поведя структурную перестройку.
  • Какие энергетические мощности выгодно развивать Беларуси?
  • Современные технологии позволяют найти компромисс экологам и энергетикам.
  • Чтобы сохранить место на рынке, необходимо учитывать пожелания клиентов.
  • Сможет ли Беларусь заработать на экспорте электроэнергии?
  • Каков потенциал отечественной биоэнергетики?
  • Какое будущее ждет автомобильный рынок?
  • В чем новизна регулирования в условиях Таможенного союза?
  • Какие менеджеры нужны производству?
  • Новые "правила игры" хозяйственных обществ.
  • Директор идет в суд.
 
  

 

Иоланта КОВАЛЕВСКАЯ

Сегодня от государственных учреждений, вовлеченных в экономический оборот, требуется быть предприимчивыми. Даже специальная автобаза, обслуживающая государственный аппарат, зарабатывает деньги на поле внебюджетной деятельности. Директор АГУ «Белтрансспецавто» Управления делами Президента Республики Беларусь Александр ЛЮНДЫШЕВ рассказал о ситуации на предприятии и приоткрыл завесу тайны над малоизвестными аспектами его респектабельности.

- Александр Иванович, какие задачи решает ваш коллектив?
- Мы ищем возможность заработать деньги, занимаясь перевозками пассажиров по заказам организаций и частных лиц на туристических автобусах различной комфортабельности. Выделяем в аренду микроавтобусы и легковые автомобили. В то же время сформировали парк грузового транспорта из 46 машин. В числе наших постоянных заказчиков - УП «Минская типография», для которого поставляем картон из Польши, «Белцветмет» - возим цветной лом в Россию, а обратно катанку для производства кабельной продукции. География грузоперевозок по Европе довольно широка, постоянные маршруты проложены в Германию, Бельгию, Голландию. Грузовой транспорт очень востребован и не простаивает.
Сложности возникают только в зимние месяцы, когда много праздников, и автобаны за границей становятся недоступными для грузового транспорта. Из-за этого понесли серьезные убытки в начале года, но уже по результатам за первое полугодие немного выровнялись. Сегодня перевозки грузов - достаточно затратный бизнес.
- Как вы повышаете эффективность этой работы?
- В последнее время обратили внимание на менеджмент внебюджетной деятельности с целью оптимизации работы, расходов. А для этого пришлось пересмотреть всю структуру предприятия. Теперь четыре специалиста в новом отделе - логистики и маркетинга - исследуют рынок, ищут клиентов, просчитывают, чтобы машины работали как можно эффективнее. Вскоре появится web-сайт предприятия, там будет размещена вся информация по тарифам на грузоперевозки, аренду транспорта и другие услуги.
У клиентов сейчас очень большие требования к пассажирскому транспорту. Комфорт становится неотъемлемым элементом. Первым делом спрашивают: есть ли кондиционер, кофеварка, работает ли биотуалет. Ведь на рынке много предложений, есть выбор. Наши конкурентные преимущества заключаются в том, что, во-первых, у нас солидная государственная организация, во-вторых, уже научились работать на договорных началах с выгодой для себя и заказчика по срокам оплаты, и что очень важно, у нас неплохо подобран подвижный состав. Наш автобус всегда заказывает оркестр под управлением Михаила Финберга, многие театры, успешно работаем с «Центркурортом», творческими коллективами отвозим детей на отдых за границу из спортивных школ. Организуем поездки за покупками в украинский город Хмельницкий. Кроме того, оказываем услуги по ремонту автотехники, проведению государственного технического осмотра, заключаем договора по хранению транспорта других организаций. В итоге в среднем за месяц доходы от внебюджетной деятельности составляют более 1 млрд. руб. Это дает возможность без задержки выплачивать зарплату, рассчитываться за электроэнергию и коммунальные услуги, уплачивать налоги. Однако резервов для повышения доходности предприятия еще много. За счет собственных средств планируем обновить транспортный парк. Инвестиций потребуется немало, ведь стоимость одного хорошего туристического автобуса - от 200 тыс. евро.
- Скажите, пожалуйста, можно ли у вас взять автомобиль напрокат?
- Такие услуги мы предоставляем. Для этих целей есть определенный набор иномарок. Большой спрос на автомобили Mersedes представительского класса. Их заказывают для свадебных кортежей, различных корпоративных мероприятий. При этом обслуживание ведется нашими высококвалифицированными водителями.
- Наверное, легко оказывать услуги, когда есть престижные современные транспортные средства. А как выводятся из эксплуатации старые машины? Какие у вас возможности по ремонту транспорта и уходу за ним?
- Легковые автомобили, отслужившие свой срок, реализуются через аукционы в торговом доме «Восточный». Выводятся из эксплуатации «Волги», «Жигули», «Вольво». Но на этом бизнес не делаем. Наоборот, оценка техники, ее хранение, проведение аукционов - затратные мероприятия. Распродали всего 10% машин, остальные не востребованы, среди них и иномарки 96-98 гг. Недавно издано распоряжение главы государства о безвозмездной передаче части этих машин госучреждениям, райисполкомам.
Обилие разных марок автомобилей вызывает сложности в их обслуживании. И поскольку в фирменных автоцентрах расценки на такие работы высоки, решили оснастить необходимым современным оборудованием свою ремонтную базу. Это позволит и бюджетные деньги экономить, и зарабатывать на обслуживании и ремонте транспорта населения и сторонних организаций. Кстати, одновременно у нас может ремонтироваться несколько десятков автомобилей. В ближайшее время за счет средств централизованного инновационного фонда и бюджета будет закуплено программное обеспечение для диагностики и определения неполадок машин. Недавно приобрели оборудование для замены лобовых стекол иномарок, подыскиваем необходимую оснастку для ремонта и заправки кондиционеров. Причем эту услугу будем оказывать также всем желающим. Раньше химчистку делали на стороне, теперь установили свое оборудование. Есть такое непоколебимое правило: к обслуживаемому лицу машина должна выезжать чистой и в таком же виде возвращаться на стоянку. В этом безупречный помощник - собственная мойка немецкой фирмы WashTec, обслуживающая 50 автомобилей в час.
- Александр Иванович, у вас за плечами почти 30 лет работы в столичном автобусном парке №1, который в настоящее время расформирован. Вот уже несколько месяцев вы возглавляете «Белтрансспецавто». Что поразило вас больше всего при знакомстве с коллективом?
- Сам коллектив, в котором очень много толковых и трудолюбивых работников: и среди ИТР, и среди ремонтников, и среди рабочих гаражной службы. Очень радует водительский состав: это ответственные люди, которые работают здесь давно и дорожат честью предприятия. Сейчас ищем варианты стимулирования оплаты труда. И это, надеюсь, поможет поднять уровень персонала на новую высоту.

АГУ «Белтрансспецавто» УД Президента РБ
220004, г. Минск,
ул. К. Либкнехта, 54/35
Тел./факс:, 8 (017) 226-46-78
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Справка журнала «Директор»:
История совминовских гаражей началась в построенных еще до войны мастерских на ул. Свердлова, где сегодня находится сервис-центр Peugeot. В 1986 г. автохозяйство правительства переехало в гаражи на ул. К.Либкнехта - К. Цеткин. В этом круглом белом здании автомобили по спирали въезжают на высоту девятиэтажного дома. Поэтому гараж, пожалуй, один из самых высоких на территории СНГ. В филиале на ул. Красноармейской когда-то размещались автомобили ЦК партии. В 1992 г. гараж перешел в подчинение Верховного Совета. Через три года, в 1995-м два хозяйства по Указу Президента были объединены в одно. В настоящее время Автотранспортное государственное учреждение «Белтрансспецавто» является структурным подразделением Управления делами Президента Республики Беларусь.
Многие белорусы при вождении автомобиля уже не могут обойтись без такого незаменимого в пути «гида» как GPS-навигатор. Но современная навигационная аппаратура не только помогает водителю сориентироваться на незнакомых автотрассах, она способна решать и многие проблемы предприятий транспортной сферы, успешно применяется военным комплексом.
Начав заниматься этим перспективным, но 20 лет назад еще мало кому знакомым направлением, научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Специализированное конструкторское бюро Камертон» сегодня оказалось на острие развития науки и технологий. Рассказывает директор компании Григорий КОБЕЛЕВ:


- Развитие навигационных устройств прошло путь, схожий с совершенствованием мобильного телефона, который сначала использовался лишь для связи, а сегодня вполне может заменить персональный компьютер… Сначала появились навигационные средства, которые только определяли навигационные данные - координаты местоположения движущегося объекта (широту, долготу, высоту и время). После того как были созданы цифровые карты, появилась возможность отображать на них в масштабе реального времени данные о местонахождении. Параметры движения объектов в современных GPS-навигаторах определяются с помощью американской спутниковой навигационной системы GPS/ NAVSTAR и российской ГЛОНАСС. Новые навигационные технологии позволили, учитывая ситуацию на дороге и правила дорожного движения, прокладывать маршруты к определенным объектам с помощью электронных карт, в базе данных которых - местные рестораны, школы, автозаправки, СТО. А чтобы водитель мог сосредоточить свое внимание на дорожной обстановке, к навигаторам подключено голосовое сопровождение: теперь приятный женский голос своевременно подсказывает, когда нужно повернуть или предупреждает о нарушении ПДД.
Наше конструкторское бюро пошло еще дальше. «СКБ Камертон» разрабатывает интеллектуальные системы, которые не только отображают навигационную и топогеодезическую информацию на экране монитора, помогая выбрать оптимальный маршрут, но и фиксируют многие технические характеристики транспортного средства, передавая информацию управленческому звену организации. Находясь в офисе, директор транспортной компании может контролировать движение автомобиля: его скорость, пробег, уровень топлива в баке, количество и продолжительность остановок, соблюдение правил дорожного движения водителем. На предприятии разработан цифровой тахограф, совмещенный с навигационным приемником, который позволяет регистрировать параметры движения транспортного средства, режимы работы двигателя, контролировать работу водителя или экипажа, передавать все эти данные в диспетчерский центр. И если вдруг что-то случилось - пропал сигнал или транспортное средство уходит с маршрута - руководство может предпринять соответствующие меры: объявить тревогу и подключить к решению проблемы работающие на транспортных коридорах силы специального реагирования, сервисные службы, которые готовы экстренно выехать к месту происшествия и обеспечить безопасность людей, автомобиля и груза.
«СКБ Камертон» создает системы и средства навигационного обеспечения для силовых структур, у которых к ним довольно жесткие требования, поэтому преимущество нашей продукции заключается в надежности ее исполнения и возможности применять в любых, даже экстремальных условиях. Последние годы расширяется сотрудничество и с гражданскими организациями - наши изделия установили порядка 150 белорусских предприятий. Мы предлагаем комплексные средства навигации, в которых кроме спутникового используются и другие методы навигации (инерциальный, одометрический), что повышает точность и надежность навигационных определений.
Навигация дает возможность оптимизировать перевозки, повысить управляемость транспортных систем, сократить количество порожних пробегов транспорта и объемы используемых горюче-смазочных материалов. Организации, уже установившие навигационные системы, получили экономию только по ГСМ от 5 до 18%. В 2009 г. в республике эксплуатировалось 254 тыс. государственных транспортных средств, которыми потреблено более 1,5 млн. т топлива, поэтому годовой экономический эффект от использования навигационных систем контроля и мониторинга можно оценить в сотни миллиардов рублей. Окупаемость же навигационной аппаратуры в автохозяйствах составляет от 7 до 25 месяцев.
Едва ли можно найти сферу деятельности человека, где использование систем и средств навигации нецелесообразно, область их применения зависит только от фантазии разработчиков. Поэтому сегодня они успешно применяются на наземном транспорте, воздушных, морских, и речных суднах, космических кораблях.
«СКБ Камертон» активно участвует как в разработке интеллектуальных систем навигации, так и в их внедрении в различных отраслях экономики, обороны и безопасности государства. Где-то это идет успешно (в первую очередь, на транспорте), а в каких-то сферах деятельности к этому только приходят. В настоящее время Государственным военно-промышленным комитетом РБ и нами был инициирован вопрос о создании Единой системы навигационно-временного обеспечения государства, которая бы позволила повысить эффективность развития экономики, национальную безопасность страны и ее граждан. По предварительным оценкам такая система даст возможность снизить себестоимость транспортных услуг на 20-30% за счет оптимизации перевозок и контроля за эксплуатацией автомобилей (ежегодный эффект от экономии на транспортных расходах и ГСМ может составить до 85 млн. евро). Этот проект должен также значительно повысить оперативность и обоснованность управленческих решений за счет обеспечения руководителей всех степеней объективной и оперативной информацией. Система позволит увеличить пропускную способность транспортных магистралей и повысить скорость грузоперевозок с одновременным повышением безопасности дорожного движения. Статистика приводит впечатляющие цифры: около 60-70% пострадавших в ДТП погибли из-за несвоевременного оказания медицинской помощи. В России уже принята госпрограмма, которая предполагает внедрение системы экстренного реагирования на аварии. Создание единой навигационной системы в нашей стране также должно предоставить возможность быстрого реагирования в таких ситуациях, а значит, позволит сохранить жизни людей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и уменьшить затраты, которые государство несет на восстановление их здоровья. По данным ООН, в мире 1-2% ВВП различных государств составляют ежегодные издержки от ДТП, связанные с гибелью людей и восстановлением работоспособности пострадавших. Но человеческая жизнь бесценна, и говорить о денежных потерях в этом случае неуместно. Поэтому во всех странах мира к решению данных проблем относятся очень серьезно. Внедрение навигационных технологий на транспорте позволяет сократить ДТП до 40%, поэтому в странах Евросоюза стремятся к 2013 г. оснастить навигационной аппаратурой все транспортные средства.
Понимая актуальность этого вопроса, наше предприятие участвует в различных международных программах в области навигации, формирования транспортных и логистических систем, в том числе и в совместных программах Союзного государства в сфере космической деятельности («Космос - БР» 1999-2002 гг., «Космос - СГ» 2004-2007 гг., «Космос - НТ» 2008-2011 гг.), планируем сотрудничать и в новых программах: «Телематика - СГ» и «Мониторинг - СГ». Вносим свою лепту в работу Межгосударственного совета по навигации государств-участников СНГ «Радионавигация», который существует уже около 15 лет. Одной из целей этих программ является разработка новых систем и средств навигации, а также технологий их эффективного применения. Принимаем участие и в Национальной космической программе РБ, которая реализуется с 2008 г.
Нашими партнерами в этих программах являются российские разработчики таких же систем (Российский институт радионавигации и времени, г. Санкт-Петербург, НИИ космического приборостроения и НИИ космических систем, НТЦ «Интернавигация», г. Москва), украинские коллеги из Центрального НИИ навигации и управления (г. Киев), казахстанские разработчики.

НПРУП «СКБ Камертон»
220001, г.Минск, ул. Могилевская, 28
Тел./факс: (017) 200-57-98, 222-17-90, 222-17-88
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.kamerton.by
Проработав много лет на территории Минской области монопольно, сегодня ОАО «Заславльбурвод» сталкивается с достаточно жесткой конкуренцией на рынке предоставления услуг по бурению скважин на воду. За счет чего компании удается выдерживать конкурентную борьбу рассказывает ее директор Сергей ТОМАШЕВСКИЙ.

- Еще в 1961 г. наша организация, которая в то время называлась Строительно-монтажное управление №1, первой стала заниматься бурением артезианских скважин на воду. С начала деятельности компании их устроено порядка 15 тыс. (около 95% скважин Минской области). В настоящее время на территории области бурением скважин на воду занимаются 9 компаний: 4 государственных и 5 частных. Но не все организации могут предложить заказчику полный комплекс услуг. Мы готовы спроектировать и пробурить скважину, смонтировать все необходимое для работы оборудование, в том числе насосы, а в дальнейшем можем заниматься ее обслуживанием. Благодаря тому, что мы сдаем заказчику объект «под ключ», нашей компании часто отдают предпочтение на тендерах.
Сегодня на предприятии работает около 60 человек, функционирует 5 буровых бригад, силами которых каждый год устраивается более 30 скважин общей протяженностью около 3 тыс. м. В работе используем методики роторного и ударно-канатного бурения, а также метод обратной промывки. Работаем по заявкам организаций, садоводческих товариществ, участвуем в государственных программах по строительству агрогородков и ферм, в программе «Чистая вода».
Дополнительный доход нашей компании приносят услуги по ремонту скважин и их обслуживанию, извлечению оборванного водоподъемного оборудования. Поскольку мы находимся в подчинении Министерства сельского хозяйства, в основном занимаемся обслуживанием предприятий агропромышленного комплекса северной части Минской области.
Известно, что паспортный срок службы скважины не должен превышать 15 лет, но сегодня около 75% скважин области не выдерживают это требование. Со временем снижается производительность скважины: объем получаемой воды уменьшается. Это может быть связано с неправильным использованием оборудования, а также с тем, что с наружной стороны фильтра, устанавливаемого в скважинах, скапливаются фильтрующие пески, которые со временем отвердевают. В текущем году мы закупили электрогидроимпульсную российскую установку «Зевс», которая щадящим методом разрушает отвердевшие пески и восстанавливает работоспособность фильтра. Думаю, это хороший вариант для тех 75% скважин, которые в любой момент могут выйти из строя. Ведь с помощью такой технологии мы можем продлить сроки эксплуатации еще до 3-5 лет, а этого времени достаточно для того, чтобы подготовить документацию и изыскать средства на бурение новой скважины. К сожалению, предприятия АПК не могут себе позволить планомерно осуществлять замену скважин из-за проблем с финансированием. А вот подобные ремонтные работы уже дали положительный эффект на многих объектах.
В нашей организации хранятся паспортные данные на все скважины, пробуренные за 49 лет работы, и это помогает нам их обслуживать. Если же скважину делала другая организация, иногда возникают проблемы с технической документацией, которая может расходиться с тем, что есть на самом деле. Для решения этой проблемы в следующем году планируем закупить специальную видеоаппаратуру, позволяющую посмотреть скважину, определить состояние ее фильтров и конструкций.
Кроме того, занимаемся тампонажем скважин, т.е. их ликвидацией. Ведь если скважина не используется, в водоносные горизонты с поверхности земли могут проникнуть загрязняющие вещества. И хотя работы по тампонажу нужно проводить как можно быстрее, собственных средств для этого у многих хозяйств нет. Считаю, что здесь нужно предусмотреть хотя бы частичное государственное финансирование. А если решение данной проблемы и дальше будет затягиваться, качество воды может серьезно пострадать. Мы вносим свои предложения в программу «Чистая вода», но они почему-то не учитываются. Пока решать проблему стимулирует такое понятие как «спецводопользование» - это разрешение на пользование недрами. Если такого разрешения у субъекта хозяйствования нет, на него накладываются штрафные санкции, а получить разрешение невозможно без заключения санитарной службы о рабочем состоянии всех скважин предприятия.
В ближайшие два года планируем принять активное участие в строительстве новых водозаборов в Минске, цель его - полностью перевести столицу на водоснабжение из артезианских скважин (пока некоторые спальные районы пользуются водой из поверхностных источников). Это крупное строительство, предполагающее не только наше участие. Мы одна из двух организаций, способных обеспечить применение метода бурения с обратной промывкой, который используется именно для строительства водозаборов.
Сейчас разрабатываются планы развития агропромышленного комплекса на следующую пятилетку, и в них предусматривается масштабное строительство. Большой объем водообеспечения ляжет на нас - мы уже к этому готовимся, вкладываем средства в закупку оборудования.
Еще несколько лет назад наша организация находилась в плачевном финансово-экономическом состоянии, работы было немного, оборудование изношено (с 1991 г. вложений в наше предприятие практически не было). Но за последние 1,5-2 года все наладилось, появилась прибыль. Объем строительно-монтажных работ в 2008 г. составил 2,5 млрд.руб., в 2009 г. - уже 3,2 млрд., а в этом году планируем выйти на 4 млрд. Прирост в сопоставимых ценах - 112-113%. За 8 месяцев 2010 г. получено чистой прибыли на 99 млн.руб., средняя зарплата находится на уровне 1,3 млн.руб. Инвестиции собственного капитала в развитие материально-технической базы в прошлом году составляли 200 млн. руб., а в этом - уже 400 млн. Дополнительно осваиваем льготный государственный кредит на 1,5 млрд.руб.: покупаем технику, планируем осуществить ремонт наших производственных баз.
Стараемся закупать технику белорусского производства, но поскольку буровое оборудование у нас не выпускается, используем российские установки. Возможности приобрести за свои средства дорогостоящую импортную технику у нас нет. Современные технологии позволяют выигрывать в скорости бурения, но стоимость такого оборудования в несколько раз выше, чем российского, и это не учитывая затрат на его обслуживание. Импортная буровая установка среднего класса стоит более 1,2 млн. долл. При этом качество российского оборудования нас вполне устраивает, да и специалисты компании хорошо с ним знакомы. Но я считаю, что разработка и освоение производства буровых станков машиностроительными предприятиями нашей республики должна быть интересна руководителям соответствующих компаний, поскольку необходимо обновлять весь имеющийся в республике парк буровых станков.
Основными нашими проблемами являются несвоевременные платежи за выполненные работы, а также недостаток объемов работ в первом квартале - как и у всех строителей республики. Пока идет формирование программ и их бюджета, мы работаем не в полную силу, хотя технологически готовы работать в любых погодных условиях. И тут у частных компаний больше возможностей для маневра, им легче переориентироваться на смежные сферы, если нет основной работы. Впрочем, мы тоже планируем дополнительно освоить, к примеру, устройство скважин под сваи, но для этого, прежде всего, нужны соответствующие специалисты.
Придерживаясь своей специализации, организация ищет дополнительные возможности повышения эффективности хозяйственной деятельности. Проявляем интерес к такой распространенной в Европе технологии как теплонасосы, которые отапливают помещения за счет разницы температур на глубине скважины и на ее поверхности. Тепловой электрический насос позволяет экономить на разнице цен на газ и электроэнергию значительные суммы. Мы делали расчет для нашего предприятия и пришли к выводу, что при переходе организации на такие технологии окупаемость проекта составляет всего три года, и это при сегодняшней цене на газ. С помощью теплонасосов частный сектор Бельгии за 3 года на 60% ушел от потребления газа. Многие западные страны стимулируют переход на эти технологии на государственном уровне и компенсируют 50% затрат на покупку оборудования. К сожалению, в Беларуси на подобные компенсации рассчитывать не приходится, и наша организация собирается вводить новое оборудование за собственные средства. Возможно, начнем проводить работы по устройству скважин для установки тепловых насосов и на других предприятиях, но это уже планы на будущее.

ОАО «Заславльбурвод»
223034, Минский р-н, г. Заславль, ул. Заводская 2
Тел.: (017) 544-27-97, 544-28-00
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Алиса РЫЖИНА

Работающее с небольшой, но рентабельностью, РПУП «Дзержинское ЖКХ» с каждым годом находит все больше способов заработать. Директор Владимир ШОСТИК рассказывает о том, что удалось достичь его организации к новому отопительному сезону.

- Владимир Петрович, как удается работать прибыльно в такой традиционно убыточной сфере как ЖКХ?
- Чтобы выйти на самоокупаемость и работать самостоятельно, деньги надо зарабатывать. Хотя предприятие бюджетное, мы стараемся постоянно развиваться за счет собственных производств. С их помощью потихонечку «выплываем» на рентабельность около 3% - немного прибыли всегда есть. Одним из наиболее креативных наших решений стало создание цеха по розливу питьевой бутилированной воды под торговой маркой «Гратис», что в переводе с латинского означает «бесплатно, даром» (стоимость 19-литровой бутыли, если сравнивать с ценой конкурентов, и в самом деле невелика - менее 9 тыс.руб.). Негазированная питьевая вода пользуется большим спросом - ее у нас покупает вся социальная сфера Дзержинского района, регулярно идут поставки в Минск. Сотрудничаем с магазинами, организациями и даже доставляем воду частным лицам. Вода добывается из артезианской скважины и проходит дополнительную очистку, в том числе антибактериальную - ультрафиолетом, качество ежедневно контролируется в нашей лаборатории. Это производство стало для нас большим подспорьем и позволяет получать выручку до 10 млн. руб. в месяц, а рентабельность составляет 30%. Сейчас ведем переговоры с инвесторами и по строительству завода минеральной воды, скважина для добычи которой уже пробурена. Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии дал заключение о возможности применения этой воды в лечебных целях, получены сертификаты соответствия в России и РБ для ее реализации в обеих странах.
В нашей организации работают железобетонный и столярный цеха, функционируют участок поверки бытовых водомеров, линия по переработке ПЭТ-бутылок. Налажен раздельный сбор мусора, на новом полигоне устанавливается современное оборудование по сортировке, утилизации и переработке отходов.
У нас есть лицензия на все виды строительных работ: можем и крышу крыть, и кладку делать, и провести утепление фасада, и забор поставить. А если нужно, отправляем наших маляров и штукатуров  красить стены и клеить обои в новых домах. Используем и парк собственной автотехники для оказания платных услуг: кому-то котлован надо выкопать, а кому-то картошку привезти… Копеечка к копеечке - и «вырастает» рубль.
- Готово ли жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района к осеннее-зимнему периоду?
- Да, паспорта готовности к отопительному сезону получили все 12 котельных района - как на газу, так и на твердых видах топлива. Проведены работы по профилактическому ремонту оборудования, очистке внутренних поверхностей бойлеров, по испытанию тепловых сетей, осуществлена замена около 4 км изношенной теплотрассы современными ПИ-трубами.  В первую очередь меняем те участки, где ранее были прорывы, и это дает ощутимый эффект: прошлой зимой не было ни одной аварии, хотя еще 4 года назад прорывы теплотрасс были большой проблемой. Выполняются также планы по тепловой реабилитации домов, асфальтированию дорог, обустройству придомовых территорий. Сейчас только кое-что «шлифуем»: всегда есть, что подкрасить, подправить, планируем еще пару тротуарных дорожек положить…
Однако на нашем попечении находится не только Дзержинск, но и весь район, поэтому работы всегда хватает. Принимаем на баланс сельские теплосети, которые находятся в запущенном состоянии. Жилищный фонд на селе тоже очень старый: 80% домов построено более 30 лет назад. Но идет ремонт, меняются крыши, дома утепляются, бурим новые скважины на воду, меняем водопроводы. В этом году сдаем два агрогородка - Негорелое и Скирмантово, всего в нашем районе около 10 агрогородков, и они обустраиваются в соответствии со всеми требованиями. В целом район у нас сильный и перспективный, находится в 35 км от Минска, и по ЖКХ, как и по сельскому хозяйству, социальной структуре, образованию мы обычно занимаем первые-вторые места в области.
- Как повышаете энергоэффективность? Какова в ЖКХ доля местных видов топлива?
- По экономии энергоресурсов нам доведен показатель минус 12%, и мы его выполняем (в августе была экономия 12,8%). Достигается это за счет установки на котельных энергосберегающего оборудования, в том числе импортных энергосберегающих насосов.
В Дзержинске с численностью населения свыше 26 тыс.человек планируем разместить на центральной котельной газопоршневую установку, которая будет вырабатывать электроэнергию для нужд города. Договор на ее изготовление заключен с австрийцами, а срок окупаемости рассчитан на 5 лет. Благодаря ГПУ сможем сэкономить на электроэнергии и получать прибыль около 200 млн. руб. в месяц.
На местных видах топлива у нас работает 6 котельных. В поселке «Энергетик», где проживает 5 тыс. человек, летом используются на дрова, а на газ переходим зимой, когда он дешевле. В д.Скирмантово котельная также работает на дровах, которые мы заготавливаем своими силами.
- Актуальна ли сегодня для Дзержинского ЖКХ проблема неплатежей населения за жилищно-коммунальные услуги?
- По неплатежам сейчас мы выглядим неплохо: выходим на 2,8-3% неплательщиков. Хотя несколько лет назад этот показатель был намного выше и достигал до 40%. Нами проведена большая работа: за каждым сотрудником ЖКХ закреплено несколько неплательщиков, подключаем к решению этой проблемы газеты и радио, вывешиваем списки неплательщиков, их фотографии, принимаем другие меры вплоть до отключения электричества и выселения. Но сегодня это не такая большая проблема, ведь пока наше население оплачивает лишь 30% стоимости услуг. Как правило, неплательщиков больше летом, потому что многие уезжают в отпуска. Но если люди отдыхают на территории республики, то рассчитаться за коммунальные услуги в другой области вскоре поможет Единая республиканская автоматизированная система оплаты услуг ЖКХ. Уже больше двух лет их можно оплатить на почте или в банке во всех населенных пунктах района, но надеемся, что к концу года сделать это можно будет в любой области.
- Растет ли уровень обслуживания жителей района?
- Конечно, мы многое сделали для улучшения жизни населения. Около 20 лет в Дзержинске была очень большая проблема с водой: содержание в ней железа доходило до 3%. Мы решили этот вопрос буквально за 1,5 года и теперь люди довольны и пьют чистую воду. С помощью ввода в эксплуатацию в 2008г. трех локальных станций обезжелезивания содержание железа удалось уменьшить в 9,5 раз, аккредитованная химическая лаборатория ежедневно проводит анализ питьевой воды. Все городские скважины и станции обезжелезивания управляются с помощью компьютера централизованной диспетчерской. На новом водозаборе «Макавчицы» мощностью 7,6 тыс. куб. м/ сут диспетчер полностью управляет подачей воды по всему городу. Идем к тому, что централизованно можно будет регулировать и температуру воздуха в жилых домах.
Много работы предстоит в деревнях. В этом году скважины, которые обеспечивают водой сельское население, передаются в наше ведение. Водопроводы на периферии находятся в очень плохом состоянии: еще в 60-70-х гг. было положено много неоцинкованных стальных труб, на наши плечи ложится большой объем работ по их прочистке и пробивке. В сельской местности водопроводы проходят без разветвления на участки, из-за чего в случае аварии от водоснабжения приходится отключать весь населенный пункт; не везде в деревнях есть канализация, и качество воды хуже, чем в городе. Ведем работы по замене стальных труб на полиэтиленовые, которые не ржавеют, долговечны, практичны и дешевле. По просьбе частных клиентов делаем проекты на подключение к водопроводу, которые обычно реализуются ими самостоятельно в целях экономии, но если нас просят проложить трубу - никому не отказываем.


РПУП «Дзержинское ЖКХ»
222720, г.Дзержинск
Пер. Ленина, 11
Тел.: (01716) 55467
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Алексей СМИРНЫЙ

Производство промышленного холодильного оборудования под торговой маркой белорусского ПООО «ИНТЕРКОМ» началось только в феврале этого года, однако продукция оказалась настолько востребованной, что за несколько месяцев предприятие вышло на полную загрузку мощностей. О том, достойно ли холод белорусского производства встретил «горячий сезон», рассказывает Владимир КОЛЕСНИЧЕНКО, заместитель директора этой компании.

- Владимир Николаевич, как ваше предприятие перешло от импорта к собственному производству холодильного оборудования?
- Так как промышленное холодильное оборудование у нас в республике не производилось, ПООО «ИНТЕРКОМ» импортировало и реализовывало холодильные агрегаты известных западных компаний, в основном из Италии и Германии. Этим направлением деятельности предприятие занималось с 1999 г., причем мы также осуществляли монтаж и дальнейшее обслуживание импортного оборудования.
 С начала работы компании отдел маркетинга разрабатывал мероприятия по увеличению продаж, и пришло время, когда следующим шагом стало собственное производство. До кризиса нам удавалось ежегодно едва ли не вдвое увеличивать продажи, но в 2009 г. произошло значительное падение спроса, и наверстать докризисные показатели мы смогли только в этом году, когда производство заработало. Оно было запущено в феврале, и уже в апреле объемы заказов стали внушительными. Летом же нас ждал настоящий «горячий сезон» и огромные объемы работ.
Сейчас мы полностью отошли от импорта и продаем только свою продукцию. Учитывая высокий спрос на товары, сделанные в Беларуси, рассматриваем возможность увеличения объема производства.
Конечно, в первую очередь занимаемся сборкой, используя около 30% белорусских составляющих. Важнейшие комплектующие, такие как компрессоры, приходится импортировать. Компрессор - это «сердце» машины, ее «двигатель», и он должен быть надежным, поэтому поставляем их из Германии. И хотя основные комплектующие - импортные, стараемся с каждым месяцем добавлять в собираемое оборудование больше белорусских комплектующих.
Организация процесса сборки на территории республики позволила удешевить оборудование. Ведь если конкурирующие компании, которые занимаются импортом, получают у производителей практически одинаковые скидки, ценовые преимущества клиентам им предложить сложно. Мы же не пытаемся сделать продукцию дешевле любым способом. Чтобы с удешевлением не «хромало» качество оборудования, стараемся не экономить на автоматике, при производстве не используем комплектующие сомнительного качества и происхождения - в основном работаем с продукцией известных европейских марок.
Не менее важно и то, что собственное производство позволило сократить сроки поставки, которые, как и стоимость, играют большую роль для заказчика. Поскольку теперь ассортимент комплектующих на складе очень велик, компания оперативно и в кратчайшие сроки реагирует на все их пожелания. Кроме того, мы увеличили гарантию на выпускаемое оборудование до трех лет, так как уверены в его надежности и качестве. Для сравнения: ранее на импортируемое нами оборудование производители давали гарантию не более чем на один год, а если гарантия на тендерах заявлялась больше, то возможные риски брал на себя импортер-поставщик.
В результате в конкурсах по закупке промышленного холодильного оборудования мы составляем серьезную конкуренцию поставщикам импорта, в чем нам также помогают преференции, которые предоставляются государством отечественным производителям.
- Насколько сильна конкурентная борьба на рынке холодильного оборудования?
- Раньше конкуренция в этой сфере деятельности была очень высока: до кризиса в тендерах иногда участвовало более 20 предприятий-поставщиков, в настоящее время число участников сократилось до 4-5. Но в связи с образованием Таможенного союза ждем прихода в Беларусь российских предприятий - это очень серьезные конкуренты, которые пока работают в нашей стране только через дилеров. Сейчас наши цены на оборудование сопоставимы с ценами российских производителей, и мы выглядим конкурентоспособными несмотря на отсутствие преференций по отношению к россиянам. Однако разворачивая собственное производство, мы готовились к подобного рода переменам: будем повышать качество, выходить на новые рынки сбыта, в том числе и на российский. Одним словом, предприятие готово к конкурентной борьбе.
- Какие белорусские организации являются вашими заказчиками?
- За годы существования компании нашими заказчиками стали более 400 белорусских предприятий и учреждений различных форм собственности. В настоящее время работаем с такими крупными предприятиями как ОАО «Отечество», СПК «Гигант», «Институт плодоводства» НАН Беларуси, Селекционно-гибридный центр «Заднепровский», ГП «Минскрыбпром» и др. Одним из ведущих направлений деятельности в последние 4 года стало участие в рамках государственных программ в строительстве и модернизации овоще- и фруктохранилищ. Это большие объемы работ, серьезное оборудование и большая ответственность. Пока с этим справляемся, и не без гордости заявляю, что с нашим непосредственным участием в республике введено «в строй» более 100 хранилищ.
Однако мы не забываем и предприятия мясомолочной промышленности. Многие из них сейчас проводят реконструкции, в частности, по замене аммиачного холодильного оборудования на фреоновые установки, которыми мы занимаемся.
- Есть ли среди клиентов небольшие частные организации? Какими еще направлениями работы занимается ООО «ИНТЕРКОМ»?
- Среди наших клиентов много частных предприятий, небольших частных фирм, но особое место среди них занимают фермерские хозяйства. В настоящее время многие из них, занятые в сфере выращивания овощей и фруктов, активно стали строить новые современные хранилища. Чтобы случайно не забыть кого-нибудь, не буду всех перечислять, но могу сказать, что их продукцию можно увидеть на полках гипермаркетов не только в Беларуси, но и в России, и мы искренне рады, что также причастны к их успехам.
Наша компания многовекторная. Проектируем объекты «с холодом», и для этого у нас много лет работает проектная группа с отличными специалистами. Мы также занимаемся поставками и монтажом систем кондиционирования и вентиляции, в том числе для торговых и производственных предприятий.
Кроме того, наша дочерняя компания производит сэндвич-панели и холодильные двери - эта продукция изготавливается на современном оборудовании и имеет все необходимые сертификаты.
Таким образом, мы имеем возможность предложить заказчику полный цикл работ, что позволяет сдавать объекты «под ключ. Начинаем с проектирования объекта, затем осуществляем его строительство с использованием наших материалов, изготавливаем холодильное оборудование, проводим его монтаж и пусконаладочные работы - для этого, а также для дальнейшего сервисного обслуживания у нас в штате есть квалифицированные специалисты-монтажники с многолетним опытом работы. Вообще же, без сплоченного коллектива компании, с которым нам по плечу любые самые сложные задачи, были бы невозможны все эти масштабные перемены и тот оптимизм, с которым мы смотрим в будущее.

ПООО «Интерком»
231721, Гродненская обл., Гродненский р-н, д.Чеховщина
Тел./факс: (0152)52-26-90, 93-98-88, (017)205-91-10, 256-25-48
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.