Максим НИКОЛАЕВ, юрист Юридической группы «ВЕРДИКТ БАЙ»

Таможенный кодекс Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана базируется на нормах Международной (Киотской) конвенции об упрощении таможенных процедур, в которой Беларусь не участвовала. В связи с этим таможенное регулирование ряда вопросов в республике претерпело определенные изменения. Новый межгосударственный механизм требует от участников внешнеторговых операций четкого понимания системы правоотношений.

Для отечественного бизнеса основным последствием изменения законодательства с момента вступления в силу ТК стало получение права свободного обращение так называемых «товаров Таможенного союза», а именно:
- полностью произведенных в государствах-членах ТС;
- ввезенных на таможенную территорию ТС и приобретших статус товаров ТС;
- изготовленных в государствах-членах ТС из товаров ТС, и (или) иностранных товаров и приобретших статус «товаров Таможенного союза» в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов ТС;
- иностранных товаров, ввезенных в любую из стран-членов ТС и помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение ими статуса «товаров Таможенного союза», за исключением товаров, указанных в Протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории ТС.
Большая часть упомянутых изъятий из общего правила о свободном обращении внутри ТС приходится на товары, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных тарифом ТС (перечень этих товаров приведен в приложении №5 к Решению Комиссии ТС от 27 ноября 2009 г №130). При ввозе на территорию РБ и РФ они подлежат таможенному декларированию и контролю, в отношении них взимаются пошлины в размере разницы сумм ввозных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа ТС, и сумм ввозных пошлин, уплаченных при выпуске товаров.
Вопросом, который сразу же возник у субъектов хозяйствования после запуска механизма ТС, стал порядок декларирования товаров. Необходимо отметить, что ТК ТС в настоящее время закрепляет нормы о декларировании товаров по принципу национального резидентства. Согласно общей норме, предусмотренной п.1 ст.190 ТК ТС, таможенная декларация подается декларантом или представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов ТС регистрировать декларации.
Однако п.1 ст.368 ТК ТС до вступления в силу международного договора государств-членов ТС, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на территории ТС, в качестве переходного предусмотрен следующий порядок:
- декларация на товары подается таможенному органу государства-члена ТС, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров, за исключением иностранных лиц;
- дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства и международные организации государств-членов ТС подают декларацию на товары таможенному органу государства-члена ТС, на территории которого они находятся.
К сожалению, до настоящего времени не представляется возможным определить, как долго просуществуют данные переходные положения, однако очевиден тот факт, что наличие таких ограничений связано с унификацией лишь таможенного законодательства государств-участников ТС. Для обеспечения реальной свободы в выборе места и органа декларирования в пределах территории Таможенного союза объективно необходима унификация законодательства и в других сферах, в первую очередь - валютной, банковской, налоговой. Нормы национального законодательства в них продолжают действовать в том объеме, в котором они действовали и ранее, и вступление в силу ТК ТС не влияет на объем и сферу их применения отечественными предпринимателями.
Следует обратить внимание, что решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г. №257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» установлено, что декларации будут едиными на всей территории ТС с 1 января 2011 г. До их вступления в силу применяются предусмотренные законодательством государств-членов ТС формы (бланки) таможенных деклараций, а равно и порядок их заполнения. Таким образом, с 06.07 по 31.12. 2010 г. в РБ будет применяться действующая и в настоящее время форма таможенного документа «Грузовая таможенная декларация», которая вместе с порядком ее заполнения утверждена приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.1998 г. №246-ОД. Кроме того, Инструкцией о порядке использования документов в качестве декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. №263, предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий предоставлять как декларацию на товары транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением письменного заявления или перечня товаров.
Нюансы, связанные с комплексным правовым регулированием определенных общественных отношений не только таможенным, но и иным законодательством, после вступления в силу ТК ТС наиболее ярко проявились в процедуре статистического декларирования товара, которая для резидентов РБ не была отменена. Напомним, что Указом Президента РБ от 27.03.2008 г. №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» установлена обязанность резидентов при исполнении внешнеторговых договоров, когда в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, в порядке и случаях, установленных Совмином РБ, представить статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию в центр статистического декларирования или в пункт таможенного оформления для регистрации. Постановлением Совмина РБ от 30.04.2009 г. №549 «О статистическом декларирования товаров» такие случаи и порядок определены, и данные нормативные правовые акты продолжают действовать и по сей день без каких-либо изъятий, напрямую связанных со вступлением в силу ТК ТС.
Еще одной немаловажной особенностью управления таможенных правоотношений является то, что с момента вступления в силу ТК ТС вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением от 25 января 2008 г. Согласно данному документу, в таможенную стоимость подлежат включению расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке до места прибытия товаров на таможенную территорию ТС.
В целом нельзя сказать, что правовое регулирование в Таможенном союзе в связи с вступлением в силу Кодекса претерпело кардинальные изменения, однако именно это требует от субъектов хозяйствования особого внимания к соблюдению норм международных договоров и национального законодательства в сфере ВЭД. Ведь одновременно с Таможенным кодексом (ТК) действует ряд международных соглашений, также составляющих сегодня договорно-правовую базу Таможенного союза (ТС), в частности, международные договора трех стран и решения Комиссии ТС. Таким образом, согласно заключенным РБ международным соглашениям, таможенное регулирование ВЭД осуществляется в соответствии с законодательством ТС, и лишь в части, не регламентированной таким законодательством, - по правовым нормам государств-членов ТС.