Юрий ГАЙДУК, заместитель директора по корпоративному развитию юридической фирмы «Шерстнев и партнеры», кандидат юридических наук

Одним из ключевых факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность деятельности компании, является сбор, обработка и использование информации, которую можно использовать для увеличения прибыли.
Можно с достаточной уверенностью сказать, что аналитическая деятельность в компании родилась, если руководитель постоянно задается вопросом, откуда исходит или может исходить угроза для его компании и как ее избежать или уменьшить?
Однако теперь недостаточно владеть информацией в виде справок о предприятиях потенциальных партнеров и конкурентов. Требуется исследовательская деятельность, направленная на  изучение отчетов, написание обзоров на основе любой поступающей информации (о рынках сбыта, поставщиках, их партнерах и конкурентах, данные о конкретных контрактах, финансовом состоянии предприятий), с целью проведения ретроспективного (т.е. обращенного в прошлое) анализа экономической  деятельности компании.
Однажды один из руководителей, прослушав мою мини-лекцию об аналитической деятельности, организуемой в компании, на мой риторический вопрос, какие же цели преследует аналитика, ответил примерно так: «Она направлена на своевременное принятие нестандартного решения, тем самым я обеспечу конкурентные преимущества своей компании!»
Лучше не придумаешь. Я же дополню еще одной целью: выявить все возможности и факторы влияния на успех деятельности вашей фирмы.
Очевидно, что все руководители стремятся разработать новые подходы к ведению бизнеса, которые открывали бы компании пути к захвату лидерства в соответствующей отрасли. Поэтому если они будут своевременно «мониторить» текущую информацию и анализировать ее, то  раскроют планы конкурентов по достижению преимущества и, соответственно, создадут основу для решения стратегических и тактических задач компании.
Организуется аналитическая деятельность в компании в несколько этапов. На первом проводится проверка целесообразности ее организации путем ответов на 7 важных вопросов:
1)существует ли недостаток в какой-либо информации при принятии конкретных решений?
2) кто, где и каким образом будет собирать необходимую информацию?
3) в каком виде представлять информацию, как ее анализировать и где ее хранить?
4) какие предстоят затраты на получение необходимой информации?
5) получит ли компания финансовые выгоды от использованной информации?
6) есть ли другие способы (неденежные) использования информационных ресурсов, приносящие большую выгоду компании?
7) готов ли руководитель к восприятию той информации, которая изменит предыдущие представления и докажет ошибочность принятых ранее решений?
На втором этапе необходимо подобрать менеджера по информации. Неважно, какое он имеет образование - юридическое или экономическое, но он должен отвечать следующим требованиям:
• пригодность к аналитической работе, заключающаяся в умении осуществлять поиск и обрабатывать информацию;
• повышенная устойчивость к эмоциональным формам давления, в том числе и к критике;
• наличие волевых (смелость и независимость), коммуникативных (умение общаться) и нравственных качеств (честность), физическое здоровье (способность переносить  неудачи) и умение молчать;
• финансовая независимость, отсутствие связей с криминальными группировками.
На третьем этапе  определяется статус менеджера по информации в  структуре предприятия. При этом целесообразен вариант его подчинения непосредственно первому лицу компании.
На четвертом этапе осуществляется утверждение представленных менеджером  структуры службы (если существует необходимость в ее создании) и бюджета, принципов взаимодействия с другими подразделениями компании и внешними организациями.
Менеджер по информации выполняет основные функции сбора исходных данных, их систематизации, хранения и обработки для выполнения своей главной задачи - аналитического обеспечения решений, принимаемых руководителем компании.
Сфера интересов аналитической деятельности менеджера по информации достаточна широка. Вот главные направления.  
1. Конкуренция. Наблюдение за соперниками, кредиторами, заемщиками, контрагентами компании, оценка материального, финансового, кадрового, технологического и другого потенциала конкурентов и выявление их ведущих специалистов.
2. Политика. Выявление групп давления и отдельных лоббистов, их использование для продвижения благоприятных для компании политических решений.
3. Государство. Использование органов власти для пресечения противоправной деятельности конкурентов, инициирование проверок и судебных расследований.
4. Криминал. Мониторинг правомочности действий интересующих предприятия юридических и физических лиц, прогнозирование и профилактика правонарушений в сфере деятельности компании, сбор доказательств для судебного преследования и иного противодействия, управление рисками бизнеса.
5. Право. Мониторинг законодательства в области интересов компании, профилактика и предупреждение неправомерных действий персонала, юридических и физических лиц.
6. Потребители и корпоративные клиенты. Учет и анализ претензий, предпочтений и предложений, назначения и перемещения руководителей.
7. Заказы. Наблюдение за объявлениями конкурсов, тендеров, подрядных торгов, распределением бюджетных и иных крупных заказов, выявление потенциальных заказчиков и инвесторов, изучение технологических и иных преимуществ победителей конкурсов.
8. Маркетинг. Сбор информации о крупных сделках, изменении цен, спроса и предложения, появлении конкурирующих продуктов и услуг.
9. Финансы. Мониторинг предложений кредитных организаций, благотворительных фондов, спонсоров, органов власти.
10. Нематериальные активы. Выявление и сбор доказательств для судебного преследования субъектов, незаконно использующих объекты интеллектуальной собственности компании.
11. Патенты. Мониторинг данных для оспаривания мешающих бизнесу охранных документов.
12. Связь с общественностью. Социологический мониторинг публикаций и высказываний о деятельности компании, определение реакции на распространяемые компанией материалы, обнародование информации об успехах компании и провалах конкурентов, создание информационных поводов для прессы.
13. Технологии. Мониторинг научно-технической информации, технологических новинок и патентов в области интересов компании.
14. Безопасность. Контроль утечки конфиденциальной и иной охраняемой законодательством информации компании.
15. Кадры. Слежение за действиями нужных или опасных для компании специалистов (руководители и менеджеры конкурирующих организаций, собственный персонал, политики, ученые), оценка направлений ротации кадров, изучение мотивов увольнений, выявление потенциальных агентов компании.
16. Подразделения. Слежение за работой филиалов, представительств, дочерних фирм.
17. Средства сбора и анализа информации. Выявление и испытание новых средств и методов слежения, обработки и анализа информации.
18. Источники информации. Мониторинг появления и контроль качества ресурсов Интернета - источников нужных для компании сведений.
Информационной базой для работы служат открытые источники, в первую очередь СМИ, агентства деловой информации, материалы специализированных выставок, конференций, личные контакты, наблюдения, фирменные и рекламные издания, электронные документы, результаты маркетинговых исследований. Особую ценность представляют сведения, получаемые от внешних «агентов», например, лиц, работающих в научных и других организациях, в органах управления.
А еще важным источником информации являются онлайновые базы данных. Например, только в LEXIS-NEXIS их более 300, и они содержат сведения о многих компаниях (http://www.lexis-nexis.com/esp).
Важным источником финансовой информации служат WWW-сайты агентств финансовых новостей. Например, CBS MarketWatch (www.marketwatch.com) и сайты новостей техники CNET (www.news.com/investor) содержат информацию об акциях высокотехнологичных компаний.
И, наконец, следует отметить особую роль менеджера в возможных информационных войнах, которые время от времени развязываются конкурентами в СМИ. В случае угроз в отношении топ-менеджмента и предприятия в целом (политических, экономических, информационных, имиджевых и т.д.) грамотный специалист, просчитав на основе собранной информации варианты развития событий, вполне в состоянии защитить имидж компании и ее руководителя.