Анастасия ПОГОРСКАЯ

Продать заброшенный государственный объект - дело нелегкое. Поэтому все больше говорится о том, что  требуется совершенствование законодательства. Один из последних документов по вопросам вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества - Указ №367 от 19 июля 2010 г. - имеет свою значимость, актуальность и необходимость, отметил заместитель директора Фонда госимущества ГКИ Владимир КОВАЛЕВСКИЙ, рассказав о том, как «движется» план продажи объектов государственной недвижимости.

Государство и раньше продавало, передавало в аренду, пользование или в собственность безвозмездно недвижимое имущество. Но эта работа не была системной. Все изменилось, начиная с 2007 г., когда после проведения масштабной инвентаризации госимущества республиканскими органами управления и местными органами власти были составлены календарные графики вовлечения его в хозяйственный оборот. Теперь известно, сколько объектов продано и сколько еще предстоит реализовать, сдать в аренду, перепрофилировать. Существуют объекты, которые вообще невозможно использовать, и их придется сносить. Главное, что все эти процессы идут в стране планово и подконтрольно, считает замдиректора Фонда госимущества.
За три с половиной года было запланировано вовлечь в хозяйственный оборот около 14 тыс. неиспользуемых объектов республиканской и коммунальной собственности. Результат - 11,8 тыс. объектов. При плане около 5 тыс. объектов на аукционах продано 3,4 тыс. Таких хороших показателей никогда не было, подчеркнул В.Ковалевский, назвав продажу недвижимого имущества значимым элементом вовлечения в хозяйственный оборот. По данным Фонда госимущества, в республиканский бюджет за 2009 г. поступило 7 млрд. руб. от реализации объектов республиканской собственности и 3 млрд. - от продажи права аренды земельных участков на проданные объекты. Местные бюджеты пополнились соответственно на 21,9 и 4,8 млрд. руб.
Однако, по словам В. Ковалевского, фискальная составляющая продаж не является определяющей. Более важно - вовлечь в коммерческий оборот неиспользуемое имущество, создать на его основе новые производства, рабочие места - вот основная цель государственной политики в этой сфере. Используя спектр рычагов по понижению начальной цены продажи объектов на аукционах, государство делает смелые шаги. Так, если объект не продан на первом аукционе, цена снижается на 20%, до 50% - после попытки продажи на втором. Затем проводится так называемый голландский аукцион, с применением метода понижения начальной цены объекта до 80%. В этом есть определенный риск. Но, как правило, интересные объекты уходят с понижением цены на 50%.
Оправданность и важность показали продажи объектов за одну базовую величину. В общем объеме треть их продается на таких условиях. С расчетом на всплеск продаж за одну БВ данная норма с марта 2010 г. распространена на всю территорию РБ за исключением Минска и областных центров. В едином предмете аукциона с продажей права аренды участка стоимость объекта недвижимости составляет менее 5% (95% - право аренды земельного участка). Чтобы не дискредитировать идею продажи недвижимости таким способом, с этого года убрали право аренды земельного участка из единого предмета аукциона, если недвижимость продается по конкурсу с начальной ценой продажи, равной одной БВ. Уже видна результативность торгов, проводимых таким способом. Цена объекта вырастает до той суммы, которую готовы отдать покупатели.
Резко увеличила продажу объектов еще одна мера правительства. Так, с прошлого года наведен порядок в проведении аукционов. Теперь они признаются состоявшимися при явке даже одного покупателя, согласившегося в этом случае на увеличение начальной цены продажи объекта на 5%.
На ускорение и упрощение процедур принятия решения об отчуждении госимущества направлены нормы Указа №367. По действующему законодательству данная процедура осуществлялась министерствами и концернами по согласованию с правительством. С 20 октября полномочия по согласованию отчуждения государственного имущества стоимостью до 5 тыс. базовых величин делегированы ГКИ. В настоящее время разрабатывается порядок и регламент принятия решений об отчуждении.
До сих пор государственная недвижимость не продавалась в рассрочку. Отсутствие такой возможности вызывало нарекания со стороны предпринимательских структур. Теперь крупные объекты, стоимость которых превышает 10 тыс. базовых величин, по решению главы государства могут продаваться в рассрочку сроком до 1 года. На большие объекты всегда сложнее найти покупателя, и отсутствие рассрочки порой являлось сдерживающим фактором для участия в аукционе. С вступлением в силу новой нормы Фонд госимущества ожидает всплеска продажи крупных объектов.
На сегодня насчитывается 3,5 тыс. неиспользуемых объектов. Из этого количества значительная часть недвижимости подлежит списанию и сносу, потому что использовать ее невозможно в силу аварийного состояния, специфики. Примером таких объектов могут служить бывшие ракетные шахты. Это вообще большая проблема для страны - вовлечь в оборот имущество военных городков. Более 10 лет идет планомерный процесс. За это время осуществлена передача 15 тыс. объектов в собственность местных исполнительных и распорядительных органов. Вовлечено в хозяйственный оборот и списано 90%. На местах это сделать проще, быстрее можно организовать производства, да и инвесторы скорее обращаются в местные органы власти. Осталось еще более 1,5 тыс. объектов, по которым сейчас проводятся мероприятия и по вовлечению в хозяйственный оборот, и по списанию. По итогам полугодия отмечаются невысокие темпы реализации объектов - всего 300. От продажи республиканской собственности получено около 1,3 млрд. руб., права аренды земельных участков - 700 млн. От продажи коммунальной собственности - 6,4 млрд. руб., права аренды земельных участков - 2,2 млрд.
Как рассказал В.Ковалевский, подготовлен проект Указа, который предусматривает новые оригинальные подходы по вовлечению в хозяйственный оборот такого вида имущества. Поскольку для коммунальных юридических лиц накладно содержать на балансе такие объекты, большинство из них подлежит списанию. Составлен перечень (более 1 тыс.) объектов бывших военных городков, по которым предлагается освободить юридических лиц от уплаты земельного налога и на недвижимость до их сноса. А чтобы минимизировать затраты, которые понесет предприятие при сносе, осуществлять его не за счет прибыли, а за счет добавочного фонда переоценки предприятий. Более того, около 125 объектов в настоящий момент сносить вообще нецелесообразно, поскольку мероприятие это очень затратное. Они не угрожают жизни и здоровью людей, а вовлечь в коммерческий оборот, например, здание или кусок асфальтированной дороги, расположенных в лесу, крайне проблематично. Поэтому специалисты Фонда предлагают определить по согласованию с Минобороны и МЧС перечень объектов имущества бывших военных городков и вывести их из графика вовлечения в хозяйственный оборот. Необходимо запретить в них доступ, чтобы обеспечить безопасность граждан. Если эти нормы будут поддержаны, то вступят в силу уже в этом году, выразил надежду В. Ковалевский.
Еще одна проблема - большая стоимость объектов недвижимости, особенно незавершенных строительством. Каждый год они разрушаются, ухудшается внешний вид, тем не менее ежегодная переоценка увеличивает их стоимость. Для решения этой проблемы ГКИ инициирует внесение изменений в Указ №622 о предоставлении возможности проводить переоценку объектов рыночным способом. То есть отражать реальную стоимость и ставить на учет на 1 января текущего года. ГКИ рассчитывает на поддержку этой инициативы уже в этом году. Кроме того, есть идея при переоценке имущества при наличии объектов незавершенного строительства вводить понижающие коэффициенты в зависимости от времени превышения нормативных сроков строительства.